Редактирование: Дуэли

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Just in time 1 by Gesperax.jpg|thumb|До первой крови!]]
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
Не важно то, что вас нечаянно задели,
Не важно то, что вас нечаянно задели,
Строка 19: Строка 18:


См. также [[бретёр]].
См. также [[бретёр]].
== Особенности ==
Стоит сразу сказать, чем дуэль кардинально отличается от гладиаторских боев и тому подобного. Во-первых, дуэль проводится между двумя участниками, то есть обидчиком и оскорблённым. Во-вторых, смысл сего действа не в развлечении зевак, но в выяснении отношений, а именно — т. н. восстановлении чести обидчика. Исключения из этого правила были, но об этом ниже. В-третьих, наличие у дуэлянтов смертоносного оружия. То есть кулачные бои явно не есть дуэль. Ну и наконец, наличие неких дуэльных кодексов, несоблюдение которых влекло за собой общественное порицание в среде аристократов. Впрочем, правила дуэлей сильно варьировались в зависимости от места и времени проведения, поэтому сложно выделить некий единый свод требований к сабжу. Более того, несмотря на все табу, разумеется, было много нарушений дуэльных традиций.
Само слово «дуэль» происходит от латинского «duellum», архаичной формы «bellum», которое в средневековой латыни означало «судебный поединок» — хотя позднее дуэлью почти всегда именовали поединок внесудебный, незаконный, а потому тайный. Трудно сказать, были ли дуэли в просвещенных античных Греции и Риме, но они, безусловно, практиковались у викингов, галлов и германцев: в виде «судебных» поединков на мечах, секирах или простых дубинах — на квадратной арене, огороженной канатами.


== Происхождение ==
== Происхождение ==
Строка 36: Строка 30:


== Виды дуэлей ==
== Виды дуэлей ==
* '''Фехтовальные''' (на шпагах, рапирах, саблях). Наиболее классический вид. В эпоху Возрождения оружие использовалось любое — кто что имел с собой, и кое-кто мог притащить с собой даже [[Пламенеющий клинок|фламберг — меч с волнистым лезвием]], превращающий лёгкое ранение в кровавую лапшу с высоким риском перейти в гангрену. Ношение столь любимых киношниками [[Оружие с секретом|кинжалов с каким-нибудь секретом]] вроде дополнительных откидывающихся лезвий тоже встречалось. Шпаги разной длины вообще были делом обычным: кто-то надеялся на большую длину, а кто-то считал, что недлинная шпага проворней и ловчее. Но в эпоху Просвещения в целях справедливости стало общепринятым, что участники вооружаются одинаковыми клинками и пытаются проткнуть друг друга. Дуэль может быть до первой крови, тяжёлого ранения или до смерти — в зависимости от остроты конфликта между обидчиком и обиженным.
* '''Фехтовальные''' (на шпагах, рапирах, саблях). Наиболее классический вид. В эпоху Возрождения оружие использовалось любое — кто что имел с собой, и кое-кто мог притащить с собой даже [[Пламенеющий клинок|фламберг — меч с волнистым лезвием]], превращающий лёгкое ранение в кровавую лапшу с высоким риском перейти в гангрену. Ношение столь любимых киношниками [[Оружие с секретом|кинжалов с каким-нибудь секретом]] вроде дополнительных откидывающихся лезвий тоже встречалось. Шпаги разной длины вообще были делом обычным: кто-то надеялся на большую длину, а кто-то считал, что недлинная шпага проворней и ловчее. Но в эпоху Просвещения в целях справедливости стало общепринятым, что участники вооружаются одинаковыми клинками и пытаются проткнуть друг друга. Дуэль может быть до первой крови, тяжёлого ранения или до смерти — в зависимости от остроты конфликта между обидчиком и обиженным.
** Как ни странно, но правила фехтования на шпагах происходят от дуэлей до первой крови, а правила фехтования на рапирах — от дуэлей до смерти или тяжёлого ранения. В фехтовании на шпагах засчитываются любые попадания, в том числе и те, которые привели бы к лёгкому ранению, которого противник в горячке боя может сразу и не заметить и не почувствовать. А в фехтовании на рапирах засчитываются только попадания в корпус, что в реальном бою с высокой вероятностью означало бы тяжёлое ранение (особенно с учётом отсутствия антибиотиков и как следствие практически гарантированного сепсиса, при уколе в живот, да и укол в лёгкое — тоже не сахар).
** Как ни странно, но правила фехтования на шпагах происходят от дуэлей до первой крови, а правила фехтования на рапирах — от дуэлей до смерти или тяжёлого ранения. В фехтовании на шпагах засчитываются любые попадания, в том числе и те, которые привели бы к лёгкому ранению, которого противник в горячке боя может сразу и не заметить и не почувствовать. А в фехтовании на рапирах засчитываются только попадания в корпус, что в реальном бою с высокой вероятностью означало бы тяжёлое ранение (особенно с учётом отсутствия антибиотиков и как следствие практически гарантированного сепсиса, при уколе в живот, да и укол в лёгкое — тоже не сахар).
Строка 42: Строка 37:
*** В некоторых других вариантах дрались до определенного количества попаданий, так что шрамов хватало обеим сторонам (особенно учитывая, что раны намеренно зашивали неаккуратно). ''Автор правки ещё встречала упоминание, что «мокрым мензуром» назывался несколько усложненный вариант литрбола, но подтверждений не нашла и не может с уверенностью сказать, что это не стёб.''
*** В некоторых других вариантах дрались до определенного количества попаданий, так что шрамов хватало обеим сторонам (особенно учитывая, что раны намеренно зашивали неаккуратно). ''Автор правки ещё встречала упоминание, что «мокрым мензуром» назывался несколько усложненный вариант литрбола, но подтверждений не нашла и не может с уверенностью сказать, что это не стёб.''
** '''Японская дуэль''' — разновидность фехтовального поединка с японским колоритом. Канонично протекает так: противники стоят совершенно неподвижно, затем внезапно бросаются навстречу друг другу, на полпути нанося один-единственный удар. Затем оба замирают там, где раньше стоял противник, после чего один из дуэлянтов падает, а второй вкладывает катану в ножны.
** '''Японская дуэль''' — разновидность фехтовального поединка с японским колоритом. Канонично протекает так: противники стоят совершенно неподвижно, затем внезапно бросаются навстречу друг другу, на полпути нанося один-единственный удар. Затем оба замирают там, где раньше стоял противник, после чего один из дуэлянтов падает, а второй вкладывает катану в ножны.
** '''Хольмганг''' — дуэль с викингским колоритом. Проводился по определенным правилам, разнившимся от расколотого щита или первой крови до смертельного исхода. Изначально участники и зрители уплывали на небольшие отдельностоящие острова (отсюда и название ''hólmganga'' — «прогулка по острову»), но позже стали проводить на огороженном ристалище. Для вызова человека на хольмганг достаточно было заявить права его на имущество или женщину, а отказ грозил статусом [[Изгой|нидинга]].
* '''Стрелковые'''. Появились в XVIII веке, стали популярными в XIX. Обычно проводились на паре одинаковых пистолетов. Правила стрелковых дуэлей разнились: была, например, стоячая дуэль, когда дуэлянты расходились на заданное количество шагов и целились друг в друга, подвижная, когда они одновременно шли друг навстречу другу и целились. Было даже такое самоубийственное развлечение, как дуэль через платок: дуэлянты стояли рядом друг с другом, левыми руками держались за края одного и того же платка, а правыми лупили в упор друг в друга. Чтобы дуэль через платок не стала гарантированной обоюдкой, заряжали обычно только один пистолет.
* '''Стрелковые'''. Появились в XVIII веке, стали популярными в XIX. Обычно проводились на паре одинаковых пистолетов. Правила стрелковых дуэлей разнились: была, например, стоячая дуэль, когда дуэлянты расходились на заданное количество шагов и целились друг в друга, подвижная, когда они одновременно шли друг навстречу другу и целились. Было даже такое самоубийственное развлечение, как дуэль через платок: дуэлянты стояли рядом друг с другом, левыми руками держались за края одного и того же платка, а правыми лупили в упор друг в друга. Чтобы дуэль через платок не стала гарантированной обоюдкой, заряжали обычно только один пистолет.
** В чём было преимущество дуэли через платок и почему её выбирали? Потому что она представляла собой чистый рандом и никак не зависела от скилла участников. Если вызванный на дуэль знал, что его противник — отъявленный стрелок и рубака и в обычной дуэли у него нет никаких шансов, дуэль через платок давала неумёхе его законные 50 на 50.
** В чём было преимущество дуэли через платок и почему её выбирали? Потому что она представляла собой чистый рандом и никак не зависела от скилла участников. Если вызванный на дуэль знал, что его противник — отъявленный стрелок и рубака и в обычной дуэли у него нет никаких шансов, дуэль через платок давала неумёхе его законные 50 на 50.
Строка 50: Строка 44:
** Подвид стрелковой, но частично обусловленный многозарядным оружием: двое заходят на некое пространство (в дом, в рощу, в ущелье и т. д.) с разных сторон и пытаются друг друга убить. Минус состоит в том, что свидетелей при этом нет, чтобы их не подстрелили, поэтому сложно будет выяснить, каким именно образом был убит проигравший.
** Подвид стрелковой, но частично обусловленный многозарядным оружием: двое заходят на некое пространство (в дом, в рощу, в ущелье и т. д.) с разных сторон и пытаются друг друга убить. Минус состоит в том, что свидетелей при этом нет, чтобы их не подстрелили, поэтому сложно будет выяснить, каким именно образом был убит проигравший.
** [[Дуэль]] по жребию, где проигравший обязан сам покончить с собой aka [[w:Американская дуэль|американская дуэль]] — нечастый, но вполне возможный вариант.
** [[Дуэль]] по жребию, где проигравший обязан сам покончить с собой aka [[w:Американская дуэль|американская дуэль]] — нечастый, но вполне возможный вариант.
*** По одной байке, в такой дуэли по молодости пришлось поучаствовать Дюма-старшему, который как-то повздорил на постоялом дворе с кадровым военным. Уже успели сговориться на дуэль, когда выяснили, что на всём постоялом дворе не найти второго пистолета. Сошлись на том, что вытянут жребий, и проигравший должен выйти из комнаты и застрелиться. Дюма проиграл, взял пистолет, вышел за дверь, раздался выстрел… Через несколько секунд [[Разрядка смехом|он заглянул обратно]] со словами «[[Хуцпа|Простите, господа, я промахнулся!]]»
*** По одной байке, в такой дуэли по молодости пришлось поучаствовать Дюма-старшему, который как-то повздорил на постоялом дворе с кадровым военным. Уже успели сговориться на дуэль, когда выяснили, что на всём постоялом дворе не найти второго пистолета. Сошлись на том, что вытянут жребий, и проигравший должен выйти из комнаты и застрелиться. Дюма проиграл, взял пистолет, вышел за дверь, раздался выстрел… Через несколько секунд [[Разрядка смехом|он заглянул обратно]] со словами [[Хуцпа|«Простите, господа, я промахнулся!»]]
*** История постепенно вошла в фольклор, став анекдотом, на основе которого был придуман классический дореволюционный клоунский — номер про дуэль Белого и Рыжего.
*** История постепенно вошла в фольклор, став анекдотом, на основе которого был придуман классический дореволюционный клоунский — номер про дуэль Белого и Рыжего.
* '''Миньонов'''. Обычно у каждого участника дуэли был один секундант, который не дрался. Функции секундантов сводились к посредничеству в организации дуэли и к контролю за соблюдением правил поединка (а заодно они были свидетелями, что это именно дуэль, а не убийство с подкинутым потом оружием). Но если секунданты тоже дрались или стрелялись, да ещё их было больше одного, то дуэль превращалась в бой «стенка на стенку» (2 на 2, 3 на 3 или даже больше). Название этого вида дуэли происходит от первого известного случая, когда секунданты внезапно тоже решили подуэлировать между собой — боя между тремя приближенными французского короля (которые и назывались миньонами) и тремя сторонниками герцога де Гиза в 1578 году в Париже.
* '''Миньонов'''. Обычно у каждого участника дуэли был один секундант, который не дрался. Функции секундантов сводились к посредничеству в организации дуэли и к контролю за соблюдением правил поединка (а заодно они были свидетелями, что это именно дуэль, а не убийство с подкинутым потом оружием). Но если секунданты тоже дрались или стрелялись, да ещё их было больше одного, то дуэль превращалась в бой «стенка на стенку» (2 на 2, 3 на 3 или даже больше). Название этого вида дуэли происходит от первого известного случая, когда секунданты внезапно тоже решили подуэлировать между собой — боя между тремя приближенными французского короля (которые и назывались миньонами) и тремя сторонниками герцога де Гиза в 1578 году в Париже.
** '''Четверная дуэль''' — вслед за основными противниками в поединок вступали секунданты.
** '''Четверная дуэль''' — вслед за основными противниками в поединок вступали секунданты.
* '''Женская'''. Женщине с мужчиной дуэльные кодексы драться строго-настрого запрещали<ref>Редчайшие случаи дуэлей между женщиной и мужчиной все-таки имели место быть; например, дуэль между мадам де Шаттеру и обидчиком её мужа — тряпки, который сам сатисфакции не потребовал — во Франции в 1827. Двумя столетиями раньше французская же оперная певица Жюли де Мопэн была настоящей бой-бабой и тоже не гнушалась драться с мужчинами.</ref>: для таких случаев у женщины должен был быть муж, отец, брат или хотя бы любовник. Но запрета на дуэль женщины с женщиной не было, поэтому такие дуэли имели место. Обычно женская дуэль представляла собой кошмарное, душераздирающее зрелище: две кисы, поссорившиеся по идиотскому поводу типа одинаковых платьев или не поделившие <strike>мужика</strike> мужчину (мужик — не дворянин, а дворянин — [[Эффект голубого щенка|не мужик]]), в первый раз в жизни брали в руки шпаги и ''тыкались'' (иначе это не назовёшь). Впрочем, встречались и умелые фехтовальщицы, ставшие [[прототип]]ом Миледи у Дюма. Дуэль таких дам уже не была таким душераздирающим зрелищем. Часто, хотя и не всегда, участницы пытались [[Они испортили мне внешность!|чиркнуть шпагой по лицу]] противницы, а не убить её. Также есть версия, что женские дуэли были более жестокие, чем мужские. В некотором роде получить шрам на лице для некоторых дам было участью хуже смерти. Также часть женских дуэлей проходила в салонах, т.е. как бы за закрытыми дверями и присутствовали только "свои". Посему если информации о дуэли двух "барынек" просачивалась за пределы своего круга, то могла обрасти подробностями, которыми изначально и не пахло.
* '''Женская'''. Женщине с мужчиной дуэльные кодексы драться строго-настрого запрещали<ref>Редчайшие случаи дуэлей между женщиной и мужчиной все-таки имели место быть; например, дуэль между мадам де Шаттеру и обидчиком её мужа — тряпки, который сам сатисфакции не потребовал — во Франции в 1827. Двумя столетиями раньше французская же оперная певица Жюли де Мопэн была настоящей бой-бабой и тоже не гнушалась драться с мужчинами.</ref>: для таких случаев у женщины должен был быть муж, отец, брат или хотя бы любовник. Но запрета на дуэль женщины с женщиной не было, поэтому такие дуэли имели место. Обычно женская дуэль представляла собой кошмарное, душераздирающее зрелище: две кисы, поссорившиеся по идиотскому поводу типа одинаковых платьев или не поделившие <strike>мужика</strike> мужчину (мужик — не дворянин, а дворянин — [[Эффект голубого щенка|не мужик]]), в первый раз в жизни брали в руки шпаги и ''тыкались'' (иначе это не назовёшь). Впрочем, встречались и умелые фехтовальщицы, ставшие [[прототип]]ом Миледи у Дюма. Часто, хотя и не всегда, участницы пытались [[Они испортили мне внешность!|чиркнуть шпагой по лицу]] противницы, а не убить её.
* '''На мясорубках'''. Проигравший превращается в котлету. Шуточная несуществующая дуэль, придуманная [[Остап Бендер|Остапом Бендером]] для Кисы Воробьянинова в «[[Двенадцать стульев|Двенадцати стульях]]».
* '''На мясорубках'''. Проигравший превращается в котлету. Шуточная несуществующая дуэль, придуманная [[Остап Бендер|Остапом Бендером]] для Кисы Воробьянинова в «[[Двенадцать стульев|Двенадцати стульях]]».
* '''На боевых вениках'''. Тоже шуточная несуществующая дуэль, обычай которой народная молва почему-то приписывает [[Толкинистское движение России|толкинистам]] — вероятно, из-за саркастического послесловия Алексея Свиридова к «Звирьмариллиону»: «Благородные рыцари с деревянными мечами при встрече уже сейчас не подают мне руки, а что будет после того, как „Звирьмарилион“ увидит свет, я даже и не знаю — возможно, меня насильно запакуют в жестяные латы и устроят поединок чести на боевых вениках». В действительности этот род дуэлей задолго до него упоминал ещё [[w:Де Костер, Шарль|Шарль Теодор Анри де Костер]] в своей «Легенде об [[Уленшпигель|Уленшпигеле]]», причём как приведший к гибели побеждённого (того от ярости удар хватил).
* '''На боевых вениках'''. Тоже шуточная несуществующая дуэль, обычай которой народная молва почему-то приписывает [[Толкинистское движение России|толкинистам]] — вероятно, из-за саркастического послесловия Алексея Свиридова к «Звирьмариллиону»: «Благородные рыцари с деревянными мечами при встрече уже сейчас не подают мне руки, а что будет после того, как „Звирьмарилион“ увидит свет, я даже и не знаю — возможно, меня насильно запакуют в жестяные латы и устроят поединок чести на боевых вениках». В действительности этот род дуэлей задолго до него упоминал ещё [[w:Де Костер, Шарль|Шарль Теодор Анри де Костер]] в своей «Легенде об [[Уленшпигель|Уленшпигеле]]», причём как приведший к гибели побеждённого (того от ярости удар хватил).
Строка 69: Строка 63:


== Примеры ==
== Примеры ==
=== Фольклор ===
* Известная советская карикатура «Дуэль»: два длинноволосых мужика пытаются остричь друг друга длинными ножницами.
* Анекдот про дуэль двух шотландцев (''или другого народа, которому приписывают скупость''). Вместе покупали билеты до условленного места, но один купил билет туда и обратно, другой — только туда («а назад я поеду по твоему билету!»)


=== Театр ===
=== Театр ===
Строка 78: Строка 68:
* [[Александр Островский|А. Н. Островский]], «Горячее сердце» — [[пародия]] на троп. Пьяный и шутливый городничий Градобоев, которого раздражает поведение скандальной и малограмотной купеческой жены Матрёны, пугает (троллинга ради) её тем, что «вызовет её на дуэль». Не сработало: не поверила и не испугалась.
* [[Александр Островский|А. Н. Островский]], «Горячее сердце» — [[пародия]] на троп. Пьяный и шутливый городничий Градобоев, которого раздражает поведение скандальной и малограмотной купеческой жены Матрёны, пугает (троллинга ради) её тем, что «вызовет её на дуэль». Не сработало: не поверила и не испугалась.
* А. П. Чехов, одноактная пьеса-шутка «Медведь» — пародия на троп. Вдова дворянина оскорбила другого дворянина (тот очень грубо требовал срочно вернуть долг покойного мужа), этот дворянин вызвал '''её''' на дуэль, а пока старый лакей бегал за слугами, чтобы спасти госпожу, та приняла вызов и достала дуэльные пистолеты. Кредитор от такого так обалдел, что аж влюбился. Пришедшая [[толпа с вилами]] застала их в жарком поцелуе.
* А. П. Чехов, одноактная пьеса-шутка «Медведь» — пародия на троп. Вдова дворянина оскорбила другого дворянина (тот очень грубо требовал срочно вернуть долг покойного мужа), этот дворянин вызвал '''её''' на дуэль, а пока старый лакей бегал за слугами, чтобы спасти госпожу, та приняла вызов и достала дуэльные пистолеты. Кредитор от такого так обалдел, что аж влюбился. Пришедшая [[толпа с вилами]] застала их в жарком поцелуе.
* Hamilton — целых три дуэли, причём все произошли в реальной жизни. Джон Лоуренс против Чарльза Ли (с Гамильтоном и Бёрром в качестве секундантов), Филипп Гамильтон против Джорджа Икера, и, разумеется, знаменитая дуэль Александра Гамильтона и Аарона Бёрра.
* Hamilton — целых три дуэли, причём все произошли в реальной жизни. Джон Лоуренс против Чарльза Ли (с Гамильтоном и Бёрром в качестве секундантов), Филипп Гамильтон против Джорджа Икера, и, разумеется, знаменитая дуэль Александра Гамильтона и Аарона Бёрра.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 89: Строка 79:
** «[[Капитанская дочка]]». Услышав от Швабрина «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег — я знаю по опыту ее нрав и обычай», Петруша обвинил его во лжи и получил вызов. Из-за вмешательства начальства дуэль была прервана в самом начале, ибо «поединки формально запрещены в воинском артикуле» и вообще «он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье». Но при второй попытке Петруше отвлёкся на оклик Савельича и был ранен, после чего пять дней пролежал без сознания.
** «[[Капитанская дочка]]». Услышав от Швабрина «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег — я знаю по опыту ее нрав и обычай», Петруша обвинил его во лжи и получил вызов. Из-за вмешательства начальства дуэль была прервана в самом начале, ибо «поединки формально запрещены в воинском артикуле» и вообще «он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье». Но при второй попытке Петруше отвлёкся на оклик Савельича и был ранен, после чего пять дней пролежал без сознания.
** «Выстрел» из «Повестей Белкина». Бретёр Сильвио был [[попаболь|безумно оскорблён]], что противник не испугался его, а во время дуэли как ни в чём не бывало жевал себе вишни. Много лет спустя он нашёл этого противника (ставшего помещиком и примерным семьянином), снова вызвал на дуэль, [[страшная мстя|полюбовался]] на [[ой, бл…|лицо, которое он сделал]] (теперь-то ему было что терять!), развернулся и ушёл. [[Основано на реальных событиях]]: сам Пушкин на дуэли с неким Зубовым именно что поплёвывал ягодными косточками, пока противник стрелял первым. А когда Зубов промахнулся, Пушкин… всё верно, развернулся и ушёл.
** «Выстрел» из «Повестей Белкина». Бретёр Сильвио был [[попаболь|безумно оскорблён]], что противник не испугался его, а во время дуэли как ни в чём не бывало жевал себе вишни. Много лет спустя он нашёл этого противника (ставшего помещиком и примерным семьянином), снова вызвал на дуэль, [[страшная мстя|полюбовался]] на [[ой, бл…|лицо, которое он сделал]] (теперь-то ему было что терять!), развернулся и ушёл. [[Основано на реальных событиях]]: сам Пушкин на дуэли с неким Зубовым именно что поплёвывал ягодными косточками, пока противник стрелял первым. А когда Зубов промахнулся, Пушкин… всё верно, развернулся и ушёл.
* М. Ю. Лермонтов, «[[Герой нашего времени]]» — дуэль между Печориным и Грушницким. [[Конец немного предсказуем]].
* М. Ю. Лермонтов, [[Герой нашего времени]].
* Н. А. Некрасов, «Нравственный человек» — здесь протагонист отказался от дуэли с тем, кого посчитал любовником своей жены (за что и получил вызов), в результате жена «слегла в постель и умерла, истерзана позором и печалью». Впрочем, едва ли для жены всё кончилось бы лучше, если бы протагонист принял вызов.
* И. С. Тургенев, «[[Отцы и дети]]» — дуэль между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым.
* И. С. Тургенев, «[[Отцы и дети]]» — дуэль между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым. Ранив противника в ногу, Базаров тут же заявляет «Теперь я уже не дуэлист, а доктор» и сам оказывает ему медицинскую помощь.
* Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]». Безухов ни разу не держал в руках оружия, но вызывает на дуэль Долохова, который вёл себя по-хамски (и к тому же, по слухам, был любовником жены Безухова). Результат — Пьер ранил Долохова! Впрочем, Пьер — [[упитанный силач|здоровенный амбал]], которому любая отдача нипочем.
* Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]». Безухов ни разу не держал в руках оружия, но вызывает на дуэль Долохова, который вёл себя по-хамски (и к тому же, по слухам, был любовником жены Безухова). Результат — Пьер ранил Долохова! Впрочем, Пьер — [[упитанный силач|здоровенный амбал]], которому любая отдача нипочем.
* Ф. М. Достоевский, «Бесы» — дуэль между Ставрогиным и Гагановым-младшим: {{q|pre=1|
* Ф. М. Достоевский, «Бесы» — дуэль между Ставрогиным и Гагановым-младшим: {{q|pre=1|
Строка 130: Строка 119:
** «Ловцы Удачи». Авиационная версия. Главного Героя вызвал на дуэль волколак Косматый. Крутой пилот-отморозок. Да, летали без стрельбы, но бывший кронпринц и летчик-ас легко перекрутил волколака на виражах. Тот затаил мстю. Что его в итоге и сгубило.
** «Ловцы Удачи». Авиационная версия. Главного Героя вызвал на дуэль волколак Косматый. Крутой пилот-отморозок. Да, летали без стрельбы, но бывший кронпринц и летчик-ас легко перекрутил волколака на виражах. Тот затаил мстю. Что его в итоге и сгубило.
* Андрей Уланов в серии «Однажды на Диком Западе» старательно обстебывает штамп ковбойских дуэлей. Прагматичные Малыш и Крис Ханко предпочитают до дуэлей не доводить, заманивая потенциального противника в ловушку с динамитом или просто сдав его шерифу (один пёс тому виселица светит). А младший брат последнего, Кейн, вообще позорно удрал из салуна, где на него явно готовилась засада. Причем гном-бармен, предложивший Кейну ковбойскую дуэль как возможный выход из ситуации, оценивал шансы младшего Ханко, как 1 к 5 не в его пользу.
* Андрей Уланов в серии «Однажды на Диком Западе» старательно обстебывает штамп ковбойских дуэлей. Прагматичные Малыш и Крис Ханко предпочитают до дуэлей не доводить, заманивая потенциального противника в ловушку с динамитом или просто сдав его шерифу (один пёс тому виселица светит). А младший брат последнего, Кейн, вообще позорно удрал из салуна, где на него явно готовилась засада. Причем гном-бармен, предложивший Кейну ковбойскую дуэль как возможный выход из ситуации, оценивал шансы младшего Ханко, как 1 к 5 не в его пользу.
* С. Лукьяненко, [[Лорд_с_планеты_Земля|Лорд с планеты Земля]] — дуэлью за руку Принцессы (хотя, по факту, уже после бракосочетания) завершается первая часть трилогии. А дуэлью за правду о красоте — последняя.


==== На других языках ====
==== На других языках ====
Строка 142: Строка 130:
** «Оцеола, вождь семинолов». Если во «Всаднике» автор подробно описывает дуэль, то в «Оцеоле» затрагивается морально-этическая сторона и рассказывается об отношении различных людей к дуэлям. А также приведены ценные советы бретёра Галлахера.
** «Оцеола, вождь семинолов». Если во «Всаднике» автор подробно описывает дуэль, то в «Оцеоле» затрагивается морально-этическая сторона и рассказывается об отношении различных людей к дуэлям. А также приведены ценные советы бретёра Галлахера.
* Л. [[Буссенар]], «Похитители бриллиантов» — две дуэли.
* Л. [[Буссенар]], «Похитители бриллиантов» — две дуэли.
** Между Альбером де Вильрожем и Клаасом. «…один бур добивался ее руки. Анна видеть его не могла. Мы с ним дрались на пистолетах. Мой нынешний тесть был его секундантом. Проповедник! Бур ужасно смутился и стрелял в меня как-то так неловко, что пуля прострелила ухо достопочтенному слуге божию».<ref>Любой бур был мастером в стрельбе из '''винтовки''', но вполне мог быть никудышным стрелком из '''пистолета''' — навыки там нужны совсем другие.</ref>
** Между Альбером де Вильрожем и Клаасом. «…один бур добивался ее руки. Анна видеть его не могла. Мы с ним дрались на пистолетах. Мой нынешний тесть был его секундантом. Проповедник! Бур ужасно смутился и стрелял в меня как-то так неловко, что пуля прострелила ухо достопочтенному слуге божию». <ref>Любой бур был мастером в стрельбе из '''винтовки''', но вполне мог быть никудышным стрелком из '''пистолета''' — навыки там нужны совсем другие.</ref>
** Между [[Борцы с кастильским гнётом#Barça, Dalí i els separatistes|каталонцем]] Жозефом и неким богатым американцем по имени Дик. Жозеф вызвал на дуэль оскорбившего его американца на следующих условиях: у Жозефа нож, у американца револьвер с тремя пулями, Жозеф имеет право атаковать американца только после того, как тот сделает все три выстрела, и дуэлянты не имеют права приближаться друг к другу. После трёх выстрелов Жозеф потерял клок волос и отделался царапиной, а потом [[Метательное оружие|метнул]] в американца [[Вынул ножик из кармана|наваху]], которая попала в горло, рассекла кадык и прошла насквозь.
** Между [[Борцы с кастильским гнётом#Barça, Dalí i els separatistes|каталонцем]] Жозефом и неким богатым американцем по имени Дик. Жозеф вызвал на дуэль оскорбившего его американца на следующих условиях: у Жозефа нож, у американца револьвер с тремя пулями, Жозеф имеет право атаковать американца только после того, как тот сделает все три выстрела, и дуэлянты не имеют права приближаться друг к другу. После трёх выстрелов Жозеф потерял клок волос и отделался царапиной, а потом [[Метательное оружие|метнул]] в американца [[Вынул ножик из кармана|наваху]], которая попала в горло, рассекла кадык и прошла насквозь.
* Артур Конан Дойл, «Как бригадир прославился в [[Великий Смог|Лондоне]]» из рассказов о бригадире Жераре. В последний момент обстоятельства изменились, бригадир не стал убивать противника. Пришлось, однако, разрядить пистолет в какую-то другую мишень, чтобы не нанести урона его чести. Вышло [[бафос]]но.
* Артур Конан Дойл, «Как бригадир прославился в [[Великий Смог|Лондоне]]» из рассказов о бригадире Жераре. В последний момент обстоятельства изменились, бригадир не стал убивать противника. Пришлось, однако, разрядить пистолет в какую-то другую мишень, чтобы не нанести урона его чести. Вышло [[бафос]]но.
Строка 152: Строка 140:
* Владимир Короткевич, «[[Дзікае паляванне караля Стаха|Дикая охота короля Стаха]]» — Андрею шляхтичи подстраивают дуэль «по пьяному делу» с Алесем Вороной, однако заканчивается она неожиданным для заговорщиков (и самого Вороны) образом.
* Владимир Короткевич, «[[Дзікае паляванне караля Стаха|Дикая охота короля Стаха]]» — Андрею шляхтичи подстраивают дуэль «по пьяному делу» с Алесем Вороной, однако заканчивается она неожиданным для заговорщиков (и самого Вороны) образом.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — магические дуэли, разумеется. В частности, Волдеморт дважды (в «Кубке огня» и «Дарах смерти») устраивал дуэльные поединки с Гарри Поттером.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — магические дуэли, разумеется. В частности, Волдеморт дважды (в «Кубке огня» и «Дарах смерти») устраивал дуэльные поединки с Гарри Поттером.
** По сути Роулинг называет дуэлью любой магический ''поединок'' (или переводчики неправильно переводят слово «duel»). Никакого дуэльного кодекса, секундантов, темы сатисфакции, запрещения дуэлей законом и так далее у волшебников нет. Есть два исключения — две именно «классические» дуэли:
*** Дуэль, на которую вызывает Драко Малфой Гарри Поттера. Тут есть и повод, требующий сатисфакции, и секунданты, и оговорённое место, и нарушение правил школы. Нет только самой дуэли — Малфой не явился, это была его провокация, чтобы Гарри и Рон попались школьному смотрителю. Не попались, потому что ещё и Гермиону (на тот момент ещё не подругу) с собой притащили (а она уже знает заклинание, открывающее запертые двери). Посмотреть бы на её лицо, если бы дуэль реально началась.
*** Дуэль Дамблдора и Гриндевальда. Проходила по правилам, состоялась, в результате Гриндельвальд извлёк из Бузинной палочки белый платок (что означало капитуляцию) и тем самым передал силу Бузинной палочки Дамблдору как проигравший дуэль. Потому что разочаровался в собственных идеалах. А потом добровольно сел в свою же тюрьму, именуемую Нурменгард.
* «[[Хроники Нарнии]]» — если не считать рыцарские поединки, то о дуэлях много говорят, но реально не проводится ни одной. Герой Нарнии, вождь говорящих мышей Рипичип, в пятой книге пытается вызвать на дуэль безоружного подростка Юстэса за то, что тот имел наглость раскрутить его за хвост. Получился [[бафос]] — кончилось тем, что Рипичип отколотил Юстэса шпагой (плашмя) и, вызвав его на дуэль, удовлетворился простыми извинениями.
** В фильме дуэль таки состоялась, но по сути превратилась в урок фехтования.
* «[[Dune|Дюна]]» — тахадди-аль-бурхан, дуэль фременов. Дуэлянты сражаются на ножах-крисах без права сдаться (один обязан убить другого), вся жидкость, выжатая из тела побеждённого, переходит победителю. Фремен Джамис, опытный дуэлянт, вызывает на дуэль Джессику, чтобы исполнить ещё одно пророчество о мессии, и за неё на свою первую дуэль выходит Пол. Конечно, побеждает, и пророчество сбывается, а Полу достаётся и первый в жизни [[фраг]], и вода из тела Джамиса, и его жилище, и его вдова с двумя детьми, которую он делает служанкой.
** Ближе к финалу фремены пытаются спровоцировать дуэль Пола и Стилгара, чтобы решить, кто из двоих главный. Оба не ведутся на провокацию — Стилгар признаёт, что Пол главнее, без поединка.
** А ещё один фремен пытается вызвать на дуэль Пола, но пока тот спит, его любимая, [[бой-девка]] Чани, просто убивает незадачливого дуэлянта своим ножом. Опозорился на всю Дюну, хорошо ещё, что сам об этом уже не узнал.
* «[[Сага о ведьмаке]]» — Истредд приглашает Геральта разобраться по-мужски в отношениях их обоих с Йеннифер. Ведьмак в силу веских причин предпочёл самоустраниться. А охранник Герболта по прозвищу Цикада очень уж рвался проверить — кто круче в бою на мечах, он или Геральт? Так что даже официально вызвал ведьмака на дуэль и угрожал «в рожу наплевать», если тот вызов не примет. Когда собрался плевать, то получил кулаком в зубы. Потому как вызов-то Геральт не принял, рубиться на мечах отказался, а вот в морду дать — это святое!
* «[[Сага о ведьмаке]]» — Истредд приглашает Геральта разобраться по-мужски в отношениях их обоих с Йеннифер. Ведьмак в силу веских причин предпочёл самоустраниться. А охранник Герболта по прозвищу Цикада очень уж рвался проверить — кто круче в бою на мечах, он или Геральт? Так что даже официально вызвал ведьмака на дуэль и угрожал «в рожу наплевать», если тот вызов не примет. Когда собрался плевать, то получил кулаком в зубы. Потому как вызов-то Геральт не принял, рубиться на мечах отказался, а вот в морду дать — это святое!
* «[[Honor Harrington|Хонор Харрингтон]]»: несмотря на 3900-е годы на дворе, в Королевстве Мантикора дуэли — законный способ разрешения конфликтов, хотя и не всеми одобряемый. Проводятся до первой крови или до смерти на раритетных пулевых пистолетах, стрелять из которых умеют только профессиональные бретеры, отдельные любители антиквариата и главная героиня.
* «[[Honor Harrington|Хонор Харрингтон]]»: несмотря на 3900-е годы на дворе, в Королевстве Мантикора дуэли — законный способ разрешения конфликтов, хотя и не всеми одобряемый. Проводятся до первой крови или до смерти на раритетных пулевых пистолетах, стрелять из которых умеют только профессиональные бретеры, отдельные любители антиквариата и главная героиня.
** В соседнем Протекторате Грейсон вообще остается право на Божий суд — замену судебного разбирательства поединком на мечах. И это главная героиня ''тоже'' умеет. Несмотря на то, что культура планеты живо напоминает [[Довоенный юг]], сражаться на мечах учились по фильму «Семь самураев».
** В соседнем Протекторате Грейсон вообще остается право на Божий суд — замену судебного разбирательства поединком на мечах. И это главная героиня ''тоже'' умеет. Несмотря на то, что культура планеты живо напоминает [[Довоенный юг]], сражаться на мечах учились по фильму «Семь самураев».
** На Мантикоре действовал как бы бретер, а по сути [[киллер]] Денвер Саммерваль, приспособивший право на дуэли для «законной» ликвидации тех, кого ему заказали, путем провоцирования жертвы на оскорбление и «ответный» вызов на дуэль до смерти.
** На Мантикоре действовал как бы бретер, а по сути [[киллер]] Денвер Саммерваль, приспособивший право на дуэли для «законной» ликвидации тех, кого ему заказали, путем провоцирования жертвы на оскорбление и «ответный» вызов на дуэль до смерти.
** Правила дуэли на Мантикоре также устанавливают смертную казнь для любого нарушителя правил, приводящуюся в исполнение немедленно самим распорядителем (и не раритетным пулевиком, а современным импульсным пистолетом). {{spoiler|Дворянин Павел Юнг нарушает правила и пытается застрелить Хонор в спину. Она каким-то шестым чувством осознаёт это и падает на землю, получая лишь скользящие ранения, после чего разряжает в обидчика весь магазин, опередив распорядителя на доли секунды. И после этого сторонники Юнга заявляют, что Хонор не имела права стрелять в «безоружного человека» (ибо он только опустошил всю обойму в неё), забывая о правилах дуэли.}}
** Правила дуэли на Мантикоре также устанавливают смертную казнь для любого нарушителя правил, приводящуюся в исполнение немедленно самим распорядителем (и не раритетным пулевиком, а современным импульсным пистолетом). {{spoiler|Дворянин Павел Юнг нарушает правила и пытается застрелить Хонор в спину. Она каким-то шестым чувством осознаёт это и падает на землю, получая лишь скользящие ранения, после чего разряжает в обидчика всю обойму, опередив распорядителя на доли секунды. И после этого сторонники Юнга заявляют, что Хонор не имела права стрелять в «безоружного человека» (ибо он только опустошил всю обойму в неё), забывая о правилах дуэли.}}
*** Слишком вольная трактовка дуэли: Хонор была сосредоточенна на предстоящем выстреле (поскольку вызвала она, правила выбирает вызванный, а Юнг выбрал порядок, при котором участники расходятся, стреляют по одному разу, причем с разворота, после чего предлагается помириться, и так до пяти выстрелов. Разумеется, он сам намеревался мириться после первого же, так что Хонор понимала, что должна грохнуть его первым и единственным), и ничего такого не почувствовала, упав на землю по предупреждающему крику секундантов\зрителей\телохранителя. И получила далеко не скользящие ранения, а полноценное попадание в плечу, с раздробленными костями и обильным кровотечением….
Слишком вольная трактовка дуэли: Хонор была сосредоточенна на предстоящем выстреле, и ничего такого не почувствовала, упав на землю по предупреждающему крику секундантов\зрителей\телохранителя. И получила далеко не скользящие ранения, а полноценное попадание в плечу, с раздробленными костями и обильным кровотечением….
* Роберт Линн Асприн, «Шуттовская рота». Самая отстойная часть Легиона сходится в состязании с отборным армейским подразделением, в финале происходят три спортивные дуэли: на саблях, рапирах и шпагах. Итог — полтора на полтора: по одной победе и по одному поражению на команду.
* Роберт Линн Асприн, «Шуттовская рота». Самая отстойная часть Легиона сходится в состязании с отборным армейским подразделением, в финале происходят три спортивные дуэли: на саблях, рапирах и шпагах. Итог — полтора на полтора: по одной победе и по одному поражению на команду.
* «Чо́рна ра́да. Хроніка 1663 року» (Черный совет. Хроника 1663 года) Пантелеймона Кулеша — [[с прикрученным фитильком]], так как культура немного другая и дуэлью это не называлось, но выяснение отношений с помощью оружия таки было. Дрался Петр Шраменко против Кирила Тура за девушку (невесту третьего персонажа), по пьяной лавочке. В итоге — обоюдка (переломали сабли, а кинжалами умудрились ударить друг друга в грудь), чудом без смертельного исхода.
* «Чо́рна ра́да. Хроніка 1663 року» (Черный совет. Хроника 1663 года) Пантелеймона Кулеша — [[с прикрученным фитильком]], так как культура немного другая и дуэлью это не называлось, но выяснение отношений с помощью оружия таки было. Дрался Петр Шраменко против Кирила Тура за девушку (невесту третьего персонажа), по пьяной лавочке. В итоге — обоюдка (переломали сабли, а кинжалами умудрились ударить друг друга в грудь), чудом без смертельного исхода.
Строка 178: Строка 158:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Операция „Ы“ и другие приключения Шурика]]» — [[шутки ради]]: в новелле «Операция „Ы“» фехтуют Шурик и Балбес. Хотя это не столько дуэль, сколько пародия на таковую и на поединки фехтовальщиков в приключенческом кино.
* «[[Операция „Ы“ и другие приключения Шурика]]» — [[шутки ради]]: в новелле «Операция „Ы“» фехтуют Шурик и Балбес.
* Советский фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» — из дуэлей оставлена одна, несостоявшаяся, между д’Артаньяном и этими тремя мушкетёрами. Но добавлены две песни про дуэли: реалистичная песня де Тревиля «Шпаги наголо, дворяне!» и [[лицемер]]ная песня Арамиса «Хоть, право, я не дуэлянт…»
* «[[Фильмы Марка Захарова|Формула любви]]». Алексей вызывает Калиостро на дуэль, но дуэлянты не стреляют. Потом Алексей стреляет себе в сердце, но пистолет оказывается не заряженным. То же происходит и с Калиостро.
* «[[Фильмы Марка Захарова|Формула любви]]». Алексей вызывает Калиостро на дуэль, но дуэлянты не стреляют. Потом Алексей стреляет себе в сердце, но пистолет оказывается не заряженным. То же происходит и с Калиостро.
* «Графиня де Монсоро» — тут и дуэль миньонов в наличии, и «Шико умеет ждать».
* «Графиня де Монсоро» — тут и дуэль миньонов в наличии, и «Шико умеет ждать».
Строка 197: Строка 176:
* «Четыре глаза и шестизарядный» — крутой шериф «пощадил» главгероя, пустив все пули мимо. На самом деле шериф ни черта не видит.
* «Четыре глаза и шестизарядный» — крутой шериф «пощадил» главгероя, пустив все пули мимо. На самом деле шериф ни черта не видит.
* «Меня зовут Троица»/«Меня всё ещё зовут Троица» — персонаж Теренса Хилла в любом случае выхватывает пистолет быстрее, чем очередной противник. А уж будет Троица стрелять или просто по мордасам надаёт — это вопрос.
* «Меня зовут Троица»/«Меня всё ещё зовут Троица» — персонаж Теренса Хилла в любом случае выхватывает пистолет быстрее, чем очередной противник. А уж будет Троица стрелять или просто по мордасам надаёт — это вопрос.
* «Тринадцатый воин» — Харгар вызывает на хольмганг Ангуса, чтобы посрамить заезжего ярла.
=== [[Телевидение]] ===
* «[[Ералаш]]» — сюжет «Дуэль». Два пионера разыграли сценку с вызовом через бросок перчатки и дуэлью в костюмах XIX века. Неизвестно, чем были заряжены их пистолеты, но один из них признал поражение и упал в обморок, когда прицелился другому в сердце, а тот открыл на груди портрет девочки, которую они не поделили.
** Более современный сюжет «Хотел как лучше» — школьник, [[спит на уроке|заснувший на уроке]], видит сон, как он пытается помешать дуэли Пушкина с Дантесом, но {{spoiler|ему не даёт Лермонтов, который уже начал работу над стихами «Погиб поэт, невольник чести» и не хочет лишаться того, что принесёт ему славу}}.
* Реклама шоколада «Россия» — дуэлянтов помирили, подложив в коробочку вместо дуэльных пистолетов две шоколадки.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 208: Строка 181:
* «[[Firefly|Светлячок]]» — в четвёртой серии у Малкольма Рейнольдса случается конфликт из-за Инары с аристократом-дегенератом, который вызывает его на дуэль на мечах. Несмотря на полное отсутствие фехтовальных навыков, Рейнольдсу удается выйти победителем, унизив оппонента по полной.
* «[[Firefly|Светлячок]]» — в четвёртой серии у Малкольма Рейнольдса случается конфликт из-за Инары с аристократом-дегенератом, который вызывает его на дуэль на мечах. Несмотря на полное отсутствие фехтовальных навыков, Рейнольдсу удается выйти победителем, унизив оппонента по полной.
* «[[Castle|Касл]]» — в одной из серий второго сезона герои расследуют убийство, случившееся во время «шуточной» дуэли двух любителей стимпанка (те рассчитали, что из раритетных пистолетов с сорока шагов черта с два попадут при всем желании, но не учли обиженного на одного из них парня с дробовиком, заряженным «раритетной» пулей)
* «[[Castle|Касл]]» — в одной из серий второго сезона герои расследуют убийство, случившееся во время «шуточной» дуэли двух любителей стимпанка (те рассчитали, что из раритетных пистолетов с сорока шагов черта с два попадут при всем желании, но не учли обиженного на одного из них парня с дробовиком, заряженным «раритетной» пулей)
* «[[Star Trek|Звёздный путь]]» — дуэль является обычным делом для клингонов, помешанных на чести. Таким образом разрешается множество вопросов. Обычно сражаются на бет’летах (двуручных мечах в форме полумесяца), однако Дурас выбрал обычный прямой меч в поединке с Ворфом, тогда как последний взял бет’лет. Убив Дураса, Ворф попал под раздачу своего капитана, несмотря на то, что клингонский Верховный совет одобрил дуэль. А почему? Потому, что Ворф — офицер Звёздного флота, а в Федерации дуэли не приветствуются.  
* «[[Star Trek|Звёздный путь]]» — дуэль является обычным делом для клингонов, помешанных на чести. Таким образом разрешается множество вопросов. Обычно сражаются на бет’летах (двуручных мечах в форме полумесяца), однако Дурас выбрал обычный прямой меч в поединке с Ворфом, тогда как последний взял бет’лет. Убив Дураса, Ворф попал под раздачу своего капитана, несмотря на то, что клингонский Верховный совет одобрил дуэль. А почему? Потому, что Ворф — офицер Звёздного флота, а в Федерации дуэли не приветствуются. В одной серии попытка выявить метаморфа увенчалась успехом, когда «генерал Марток» потребовал, чтобы канцлера Гаурона (якобы метаморфа) убили безо всяких дуэлей. А ведь настоящий клингон никогда бы такого не сказал.
** В серии 1 пятого сезона «Дальнего Космоса-9» попытка выявить метаморфа увенчалась успехом, когда «генерал Марток» потребовал, чтобы канцлера Гаурона (якобы метаморфа) убили безо всяких дуэлей. А ведь настоящий клингон никогда бы такого не сказал. Гаурон как раз в ответ на попытку убить вызвал Ворфа на дуэль, и запретил охране вмешиваться.
** Пару раз клингоны вызывают на дуэль Кварка, а ведь капиталисты ференги не верят ни в какие дуэли (хотя не следует забывать, что и слабаками их считать нельзя). В первый раз, Кварк отказывается сражаться, бросив свой бет’лет на пол и заявляет, что все знают, что у него нет шансов - дуэль для него не более чем казнь, так что хочешь убить, убивай. Противник всё равно собирается убить его, однако канцлер Гаурон останавливает поединок, убедившись в том, что у противника Кварка совсем нет чести, даже называя Кварка «храбрым ференги». Во второй раз, Кварка вызывает на дуэль слуга благородной клингонки, которую он пытается соблазнить (вообще-то, эта клингонка его бывшая жена, обстоятельства женитьбы на которой привели к прошлой дуэли). На этот раз, используются устройства, передающие действия Ворфа Кварку, позволяя ему победить. После победы, хозяйка поверженного но живого клингона объявляет, что его честь удовлетворена, после чего увольняет его.
*** В серии 7-22 Гаурон снова вызывает Ворфа на дуэль в ответ на обвинение в недостойности быть канцлером (Ворф сознательно его на это провоцирует, и временно отрекается для дуэли от статуса офицера Звездного флота, а то с «носителем этой жалкой пижамы» разговаривать западло, не то, что драться). Ворф побеждает, становясь тем самым канцлером, но передает власть Мартоку.
** Раз в семь лет вулканцы испытывают гормональный всплеск под названием «пон фарр». Обычно они должны вернуться на Вулкан и либо заняться сексом с партнёром(шей), либо сразиться с кем-то на дуэли, если того пожелает партнёр(ша). Пон фарр проходит после и того, и того. Поединок не обязательно должен быть до смерти. Традиционно сражаются лирпами — посохами с полукруглым лезвием с одного конца и металлической дубинкой с другого.
** Пару раз клингоны вызывают на дуэль Кварка, а ведь капиталисты ференги не верят ни в какие дуэли (хотя не следует забывать, что и слабаками их считать нельзя). В первый раз, Кварк отказывается сражаться, бросив свой бет’лет на пол и заявляет, что все знают, что у него нет шансов — дуэль для него не более чем казнь, так что хочешь убить, убивай. Противник всё равно собирается убить его, однако канцлер Гаурон останавливает поединок, убедившись в том, что у противника Кварка совсем нет чести, даже называя Кварка «храбрым ференги». Во второй раз, Кварка вызывает на дуэль слуга благородной клингонки, которую он пытается соблазнить (вообще-то, эта клингонка его бывшая жена, обстоятельства женитьбы на которой привели к прошлой дуэли). На этот раз, используются устройства, передающие действия Ворфа Кварку, позволяя ему победить. После победы, хозяйка поверженного но живого клингона объявляет, что его честь удовлетворена, после чего увольняет его.
** У Вулканцев традиционно, если если невеста не хочет за назначенного в детстве жениха, и у нее есть другой кандидат, то она может потребовать, чтобы за нее дрались. Традиционно сражаются лирпами — посохами с полукруглым лезвием с одного конца и металлическим набалдашником с другого. Поединок не обязательно должен быть до смерти. Ситуацию осложняет то, что свадьба проводится во время первого для жениха и невесты Пон Фарра — Вулканцев раз в семь лет накрывает самый натуральный спермотоксиоз, чреватый летальным исходом, и нужна разрядка через секс. Бывает, что отпускает от шока от убийства в такой дуэли.
** У Андориан есть дуэли на ледорубах. Также на левые руки надеваются связанные цепью защитные перчатки. Обычно дерутся до смерти, но Арчер в 4-м сезоне «Энтерпрайза» находит способ и выиграть дуэль, и не убивать Шрана — отрубив тому антенну, без которой сбоит вестибулярный аппарат, а значит, боец беззащитен. А антенна через год отрастет. Упомянуто, что в дуэльном кодексе семь тысяч поправок и черт ногу сломит.
* «[[Earth: Final Conflict|Земля: Последний конфликт]]» — бывает, хоть и очень редко, среди таэлонцев. Хотя таэлонцы якобы не способны убивать друг друга, они всё же нашли способ. Они играют в стратегическую игру под названием «фувлашаа». Играют до тех пор, пока один из игроков не израсходует последние крохи энергии (таэлонцы — [[Энергетическая форма жизни|энергетические существа]]) на игру, умирая. Следует заметить, что в эту игру также можно играть для развлечения, то есть не до смерти. Подобную дуэль устраивает Зоор и его политический противник Тсан, однако Зоор убеждает Сандовала воспользоваться своим мозговым имплантатом, чтобы просчитывать верные ходы и подсказывать их ему.
* «[[Earth: Final Conflict|Земля: Последний конфликт]]» — бывает, хоть и очень редко, среди таэлонцев. Хотя таэлонцы якобы не способны убивать друг друга, они всё же нашли способ. Они играют в стратегическую игру под названием «фувлашаа». Играют до тех пор, пока один из игроков не израсходует последние крохи энергии (таэлонцы — [[Энергетическая форма жизни|энергетические существа]]) на игру, умирая. Следует заметить, что в эту игру также можно играть для развлечения, то есть не до смерти. Подобную дуэль устраивает Зоор и его политический противник Тсан, однако Зоор убеждает Сандовала воспользоваться своим мозговым имплантатом, чтобы просчитывать верные ходы и подсказывать их ему.
* «[[Stargate|Звёздные врата]]» — дуэли среди джаффа показаны трижды. В первом случае, сражаются Тил’к и К’тано (на самом деле, мелкий гоа’улд Имхотеп), и подобная дуэль называется «джома секу» — «обряд лидерства». Для боя используют либо боевые посохи, либо деревянные посохи-башааки. Тил’к убивает К’тано, сломав свой башаак и зарезав противника обломком. Во второй раз сражаются женщины Ишта и Нейт. Ишта побеждает, но решает не убивать соратницу. Третий экземпляр — «кел шак ло» — отличается тем, что случается только в племени Содан. Кэмерону Митчеллу приходсят сражаться с Джоланом, который и обучает его уникальному боевому искусству племени. Сражаются с помощью холодного оружия под названием «кранту».
* «[[Stargate|Звёздные врата]]» — дуэли среди джаффа показаны трижды. В первом случае, сражаются Тил’к и К’тано (на самом деле, мелкий гоа’улд Имхотеп), и подобная дуэль называется «джома секу» — «обряд лидерства». Для боя используют либо боевые посохи, либо деревянные посохи-башааки. Тил’к убивает К’тано, сломав свой башаак и зарезав противника обломком. Во второй раз сражаются женщины Ишта и Нейт. Ишта побеждает, но решает не убивать соратницу. Третий экземпляр — «кел шак ло» — отличается тем, что случается только в племени Содан. Кэмерону Митчеллу приходсят сражаться с Джоланом, который и обучает его уникальному боевому искусству племени. Сражаются с помощью холодного оружия под названием «кранту».
* «[[Sliders|Параллельные миры]]» — в мире, где Республика Техас так и не присоединилась к США, все бывшие территории Мексики принадлежат Техасу. Ковбойские дуэли до сих пор являются законным способом разрешения споров и поглощения одной компании другой. Профессиональные дуэлянты являются чуть ли не знаменитостями и нанимаются если кому-нибудь необходимо кого-то убрать законным образом.
* «[[Sliders|Параллельные миры]]» — в мире, где Республика Техас так и не присоединилась к США, все бывшие территории Мексики принадлежат Техасу. Ковбойские дуэли до сих пор являются законным способом разрешения споров и поглощения одной компании другой. Профессиональные дуэлянты являются чуть ли не знаменитостями и нанимаются если кому-нибудь необходимо кого-то убрать законным образом.


=== [[Мультфильм]]ы и [[мультсериалы]] ===
=== [[Мультфильмы]] и [[мультсериалы]] ===
* «[[Том и Джерри]]», джонсовская линейка, выпуск «Дуэлянты». Сабж подвергается безжалостному пародированию. Кот и мышь пытаются дуэлировать на чем попало (на шпагах, пистолетах, рогатках, луках со стрелами, [[импровизированное оружие|спортивных метательных «молотах»]], артиллерийских орудиях) — но это неизменно приводит к фэйлу, трэшу и позору. [[Получается смешно]].
* «[[Tom and Jerry|Том и Джерри]]», джонсовская линейка, выпуск «Дуэлянты». Сабж подвергается безжалостному пародированию. Кот и мышь пытаются дуэлировать на чем попало (на шпагах, пистолетах, рогатках, луках со стрелами, [[импровизированное оружие|спортивных метательных «молотах»]], артиллерийских орудиях) — но это неизменно приводит к фэйлу, трэшу и позору. [[Получается смешно]].
* «[[Ну, погоди!]]» — аналогично. Волк как-то раз показал свою способность перефехтовать кочергой противника, вооружённого шпагой.
* «[[Ну, погоди!]]» — аналогично. Волк как-то раз показал свою способность перефехтовать кочергой противника, вооружённого шпагой.
* «[[Белка и Стрелка. Звёздные собаки]]» — Веня предложил её… на зубочистках.
* «[[Белка и Стрелка. Звёздные собаки]]» — Веня предложил её… на зубочистках.
Строка 233: Строка 203:
* [[City Hunter]] — чуть ли не каждый второй противник Рё мечтает с ним подуэлится.
* [[City Hunter]] — чуть ли не каждый второй противник Рё мечтает с ним подуэлится.
* [[Мой очаровательный лакей]] — дуэль между главным героем графом Альфредом Дальвеном и вторым сыном графа Летоса Бенджамином основное событие всей маньхуа {{spoiler|не состоялась}}. Сама дуэль была вызвана тем что Бенджамин за отказ подчинятся принялся главную героиню избивать, а поводом для собственно дуэли стали хамские замечания Бенджамина относительно возможной гомосексуальной связи Альфреда с главной героиней и оскорбительные комментарии относительно психического состояния матери Альфреда
* [[Мой очаровательный лакей]] — дуэль между главным героем графом Альфредом Дальвеном и вторым сыном графа Летоса Бенджамином основное событие всей маньхуа {{spoiler|не состоялась}}. Сама дуэль была вызвана тем что Бенджамин за отказ подчинятся принялся главную героиню избивать, а поводом для собственно дуэли стали хамские замечания Бенджамина относительно возможной гомосексуальной связи Альфреда с главной героиней и оскорбительные комментарии относительно психического состояния матери Альфреда
* «[[Noir]]» (2001) — в эпизоде «Возвращение тьмы» (24 серия) Кирика и Хлоя, одетые в нечто вроде гладиаторских костюмов, сразились друг с дружкой на мечах не то в ритуальных, не то в тренировочных целях. Как ни странно, ганфайтерша Кирика победила мастерицу холодного оружия Хлою.


=== [[Комиксы]] ===
=== Комиксы ===
* Ф. Миллер «Бэтмен. Возвращение Темного Рыцаря» (Batman: The Dark Knight Returns, 1986 г.) и его мультипликационная экранизация 2012-13 гг. Дуэль Бэтмена и Супермена перед самой развязкой. Оба используют спецсредства.
* Ф. Миллер «Бэтмен. Возвращение Темного Рыцаря» (Batman: The Dark Knight Returns, 1986 г.) и его мультипликационная экранизация 2012-13 гг. Дуэль Бэтмена и Супермена перед самой развязкой. Оба используют спецсредства.
* «Пиф и Геркулес» — небольшой комикс «Дуэль». Геркулес договорился о дуэли с неким господином. Секундант кота — Пиф. На чем дрались — главная интрига http://allforchildren.ru/humour/pif39.php
* «Пиф и Геркулес» — небольшой комикс «Дуэль». Геркулес договорился о дуэли с неким господином. Секундант кота — Пиф. На чем дрались — главная интрига http://allforchildren.ru/humour/pif39.php
Строка 242: Строка 211:


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Sid Meier’s Pirates (оригинальная игра и, возможно, ремейк): [[дочь губернатора|у каждого губернатора есть взрослая дочь]], и на каждой из этих девушек пират, за которого мы играем, может жениться. Если девушка согласится выйти за него замуж, до свадьбы пират получит вызов на дуэль от её предыдущего жениха и должен будет победить его в рукопашном поединке.
* [[Ancient Domains of Mystery]] — среди крысюков (ratlings) есть крысюки-дуэлянты, которые вызывают на дуэль любого заговорившего с ними героя. Если он специализируется не на ближнем оружии, то дуэлянту не жить, а иначе придётся несладко — они умеют выбивать ближнее оружие из рук.
** В последней версии игры, где добавились 2 новые расы и 2 новых класса, одна из рас — как раз крысюк, а один из классов — как раз дуэлянт. (По игромеху — ничего особенного, просто воин ближнего боя с повышенной ловкостью, но со штрафами, если одна из рук не пустая). Так что один крысюк-дуэлянт может вызвать на дуэль другого.
* [[Helish Quart]] — симулятор дуэлей XVII века. То есть, оружие у всех — разное, кто чем лучше владеет, то этим и дерётся. Так что, выйти с саблей против шпаги или длинного меча — вполне нормальная ситуация.
* [[Helish Quart]] — симулятор дуэлей XVII века. То есть, оружие у всех — разное, кто чем лучше владеет, то этим и дерётся. Так что, выйти с саблей против шпаги или длинного меча — вполне нормальная ситуация.
* Вселенная [[Warcraft]]: обычай ''Мак’гора'', поединок чести. Встречается неоднократно: Рексар против вождя огров (Warcraft III), Тралл против Гарроша (в WoW два раза), Дуротан против Гул’дана (в фильме).
* Вселенная [[Warcraft]]: обычай ''Мак’гора'', поединок чести. Встречается неоднократно: Рексар против вождя огров (Warcraft III), Тралл против Гарроша (в WoW два раза), Дуротан против Гул’дана (в фильме).
* Вселенная [[Starcraft]]: ''Рак’шир'' у протоссов-[[мраккультист]]ов Талдаримов — псионическая дуэль, во время которой соратники могут подпитывать энергией каждого из поединщиков и убивать друг друга, чтобы «чужой» поединщик оставался без подпитки. Единственный способ подняться выше в талдаримской иерархии.
* Вселенная [[Starcraft]]: ''Рак’шир'' у протоссов-[[мраккультист]]ов Талдарим — псионическая дуэль, во время которой соратники могут напитывать одного из поединщиков.
** В одной из миссий Legacy of the Void нужно помочь Алараку выиграть Рак’шир, на который он вызвал главного Талдарима Ма’лаша, чтобы при победе самому стать главным Талдаримом. После победы Аларак скажет Артанису, что готов выйти на Рак’шир против любого, кто вызовет его. Миссия породила анекдот: «Любимые блюда Талдаримов — лапша „Дорак’шир“ и каша Ма’лаша».
* В «[[TES/The Elder Scrolls III: Morrowind|Морровинде]]» путём дуэлей принято выяснять политические разногласия в крупных фракциях. Главгерой может быть вызван на дуэль архимагом Гильдии Магов, Камонны Тонг, Имперского Легиона или главой Дома Редоран, если претендует на соответствующий пост (дуэль с главой дома Редоран также входит и в Основной Квест). А в доме Тельванни всё намного проще и патриархальнее: надо всего-навсего заявиться к архимагистру на порог и порешить его любым удобным способом.
* В «[[TES/The Elder Scrolls III: Morrowind|Морровинде]]» путём дуэлей принято выяснять политические разногласия в крупных фракциях. Главгерой может быть вызван на дуэль архимагом Гильдии Магов, Камонны Тонг, Имперского Легиона или главой Дома Редоран, если претендует на соответствующий пост (дуэль с главой дома Редоран также входит и в Основной Квест). А в доме Тельванни всё намного проще и патриархальнее: надо всего-навсего заявиться к архимагистру на порог и порешить его любым удобным способом.
* [[TES/The Elder Scrolls V: Skyrim|Skyrim]]: забияка-дуэлянт — возможная случайная встреча при определенных навыках персонажа (дуэлянту нужно [[Рыцарь крови|помериться силами с достойным противником]]). Правда, если персонажа сопровождает спутник, то он… нет, не выступит секундантом. Устроит честную дуэль двое на одного.
* [[TES/The Elder Scrolls V: Skyrim|Skyrim]]: забияка-дуэлянт — возможная случайная встреча при определенных навыках персонажа (дуэлянту нужно [[Рыцарь крови|помериться силами с достойным противником]]). Правда, если персонажа сопровождает спутник, то он… нет, не выступит секундантом. Устроит честную дуэль двое на одного.
Строка 265: Строка 230:
** Аж двумя способами.
** Аж двумя способами.
* «[[Monkey Island|The Curse of Monkey Island]]» — чтобы убедить пирата-цирюльника Эдварда ван Хельгена пойти в его команду, Гайбрашу необходимо вызвать ван Хельгена на дуэль, вот только ван Хельген любым оружием владеет куда лучше Гайбраша. Единственный способ все же продержаться три раунда — устроить «музыкальный поединок» на банджо. После чего ван Хельген незамедлительно показывает, как он умеет играть НА САМОМ ДЕЛЕ. {{spoiler|Настоящее решение: взять из другого футляра пистолет и выстрелить в банджо изображающего Ван Халена ван Хельгена (собственно, разгадка и скрыта в фамилии пирата), после чего тот оказывается настолько восхищённым по настоящему пиратской выходкой Гайбраша, что соглашается пойти в его команду.}}
* «[[Monkey Island|The Curse of Monkey Island]]» — чтобы убедить пирата-цирюльника Эдварда ван Хельгена пойти в его команду, Гайбрашу необходимо вызвать ван Хельгена на дуэль, вот только ван Хельген любым оружием владеет куда лучше Гайбраша. Единственный способ все же продержаться три раунда — устроить «музыкальный поединок» на банджо. После чего ван Хельген незамедлительно показывает, как он умеет играть НА САМОМ ДЕЛЕ. {{spoiler|Настоящее решение: взять из другого футляра пистолет и выстрелить в банджо изображающего Ван Халена ван Хельгена (собственно, разгадка и скрыта в фамилии пирата), после чего тот оказывается настолько восхищённым по настоящему пиратской выходкой Гайбраша, что соглашается пойти в его команду.}}
* «[[Assassin's Creed]]» — в финале, когда Альтаир настигает короля Ричарда и обвиняет Робера де Сабле, Ричард предлагает разрешить спор «божеским поединком», вот только де Сабле не собирается сражаться один-на-один. После победы над всеми тамплиерами, король Ричард заявляет, что Бог разрешил спор.
* «[[Assassin's Creed]]» — в финале, когда Альтаир настигает короля Ричарда и обвиняет Робера де Сабле, Ричард предлагает разрешить спор «божеским поединком», вот только де Сабле не собирается сражаться один-на-один. После победы всех тамплиеров, король Ричард заявляет, что Бог разрешил спор.
* The Feud — Wild West Tactics — в лучших традициях Дикого Запада, накопив специальную шкалу, можно вызвать оказавшегося неподалеку противника на дуэль. Проигравший получит пулю.
* The Feud — Wild West Tactics — в лучших традициях Дикого Запада, накопив специальную шкалу, можно вызвать оказавшегося неподалеку противника на дуэль. Проигравший получит пулю.
* Игра Tank-o-Box (в переводе «Танчики») 15-й уровень «Дуэль». Против танка игрока вражеский танк с пушкой типа «Слон» и засекреченными характеристиками. https://www.youtube.com/watch?v=IS0Awm015Zw 20.18
* Игра Tank-o-Box (в переводе «Танчики») 15-й уровень «Дуэль». Против танка игрока вражеский танк с пушкой типа «Слон» и засекреченными характеристиками. https://www.youtube.com/watch?v=IS0Awm015Zw 20.18
Строка 297: Строка 262:
* Среди германских студентов XIX в. дуэли были настолько популярны, что об этом писали Амадей Гофман и Джером Джером.
* Среди германских студентов XIX в. дуэли были настолько популярны, что об этом писали Амадей Гофман и Джером Джером.
* Граф Федор Иванович «Американец» Толстой. Задира, картёжник, хулиган. Одиннадцать убитых, а самих дуэлей вообще никто не считал.
* Граф Федор Иванович «Американец» Толстой. Задира, картёжник, хулиган. Одиннадцать убитых, а самих дуэлей вообще никто не считал.
** Тут, правда, стоит отметить, что в поздние годы граф сильно раскаивался в своем поведении и считал символичным, что его первые 11 детей (ровно по числу убитых им на дуэлях) умерли в раннем возрасте.
* Отто фон Бисмарк в студенческие годы — более 20 дуэлей и лишь одно поражение. Учитывая прусскую моду на шрамы на морде полученные во время дуэлей, не исключено, что поражение было намеренным — ради шрама.
* Отто фон Бисмарк в студенческие годы — более 20 дуэлей и лишь одно поражение. Учитывая прусскую моду на шрамы на морде полученные во время дуэлей, не исключено, что поражение было намеренным — ради шрама.
* Германский студент Фриц Бахмайстер, с 1860 по 1866 год умудрился поучаствовать в сотне дуэлей в Гёттингене, Йене и Инсбруке. Учитывая, что всё это были вышеописанные мензуры, убитых не было.
* Германский студент Фриц Бахмайстер, с 1860 по 1866 год умудрился поучаствовать в сотне дуэлей в Гёттингене, Йене и Инсбруке. Учитывая, что всё это были вышеописанные мензуры, убитых не было.
Строка 308: Строка 272:
* Знаменитый и окутанный мистификациями глава немецкой тайной службы Отто Скорцени в юности получил шрам на дуэли.
* Знаменитый и окутанный мистификациями глава немецкой тайной службы Отто Скорцени в юности получил шрам на дуэли.
* Уве, [[пытка увеболлом|не к ночи будь помянут]], Болл как-то раз предложил нескольким своим критикам встретиться на ринге. Тем, кто решился, а их было 5 человек, он на полном серьёзе выдал по паре перчаток и отшаромыздил всех по очереди, как Бог черепаху. Критик, помни: даже плохой режиссёр может оказаться хорошим боксёром!
* Уве, [[пытка увеболлом|не к ночи будь помянут]], Болл как-то раз предложил нескольким своим критикам встретиться на ринге. Тем, кто решился, а их было 5 человек, он на полном серьёзе выдал по паре перчаток и отшаромыздил всех по очереди, как Бог черепаху. Критик, помни: даже плохой режиссёр может оказаться хорошим боксёром!
** Есть, правда, нюанс - вызов Болла приняло аж под сотню человек, а те пятеро были тщательно отобраны агентами режиссера. Так что бои можно считать постановой.
* Российский политик и общественный деятель Алексей Навальный получил в 2018 г. вызов на дуэль от главы Росгвардии генерала Золотова после того, как обвинил его в воровстве. Получив вызов, Навальный, как вызванный, назначил место дуэли и выбрал оружие, а именно — дебаты на Ютубе. Золотов отказался участвовать.
* Российский политик и общественный деятель Алексей Навальный получил в 2018 г. вызов на дуэль от главы Росгвардии генерала Золотова после того, как обвинил его в воровстве. Получив вызов, Навальный, как вызванный, назначил место дуэли и выбрал оружие, а именно — дебаты на Ютубе. Золотов отказался участвовать.


Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!