Редактирование: Евгений Онегин
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Программное, итоговое и вообще самое значительное произведение [[Наше Всё|А. | {{q|Бают про руссково барина, которому нехрен чем заделатса, мужыки заместо во робют дык, а вон токо путатса с розными бабами.|Краткий пересказ с «Сибирской Википедии»}} | ||
{{q|Татьяна полюбил Онегин. Татьяна приходит Онегин и говорит: «Онегин, я тебя люблю!» Онегин говорит: «Нет!» Прошло время. Татьяна вырос, большой стал, толстый, красивый. Онегин полюбил Татьяна. Онегина приходит Татьяна, говорит: «Татьяна, я тебя люблю!» Татьяна говорит: «Ишь ты какой!..»|Краткий пересказ казахского студента}} | |||
Программное, итоговое и вообще самое значительное произведение [[Наше Всё|А. С. Пушкина]]. По гениальному промыслу минобразованских чиновников включено в школьную программу, хотя есть риск, что малососредоточенные школьники могут и не осилить. К «Онегину» нужно возвращаться в тридцать и читать с комментариями Лотмана, тогда и становится понятно, что книга — былинное достижение. [[Старше, чем радио]]. | |||
Милая деталь: больше всего строк в романе посвящено не заглавному герою, а внезапно… автору! | Милая деталь: больше всего строк в романе посвящено не заглавному герою, а внезапно… автору! | ||
Строка 8: | Строка 12: | ||
А что вы скажете, если в этом произведении не будет никакого конфликта, пронизывающего сюжет насквозь? Тут не то что [[нет антагониста]] или злого рока, тут даже противостояния с обществом или с самим собой нет. Ну и добавьте до кучи, что все это написано почти сонетами — «Онегинской строфой» с тремя видами рифмовки четверостиший (абаб, аабб, абба) и с двустишием в конце. Так вот, на фоне всего этого происходит следующее: | А что вы скажете, если в этом произведении не будет никакого конфликта, пронизывающего сюжет насквозь? Тут не то что [[нет антагониста]] или злого рока, тут даже противостояния с обществом или с самим собой нет. Ну и добавьте до кучи, что все это написано почти сонетами — «Онегинской строфой» с тремя видами рифмовки четверостиший (абаб, аабб, абба) и с двустишием в конце. Так вот, на фоне всего этого происходит следующее: | ||
Молодой [[Светский остряк|раздолбай]] (хотя при этом он читал римских поэтов не первого ряда) Евгений Онегин становится наследником состояния своего дяди, и очень кстати: своё собственное его семья уже успела [[промотавшийся аристократ|эпически просадить]]. Питерские пьянки-гулянки Евгению надоели, и он решил пожить в дядином имении, наслаждаясь красотами природы и простой жизнью. Он сторонится всех соседей (а вернее ему просто скучно было сидеть на их застольях и обсуждать урожай), кроме [[Наивный идеалист|молодого восторженного поэта]] Владимира Ленского, вернувшегося из Германии, откуда привёз «всегда восторженную речь и [[Аккуратные локоны|кудри]] чёрные [[Длинноволосый симпатяга|до плеч]]». Онегин и его друг ездят в гости к помещикам Лариным, в чью дочку Ольгу Ленский влюблен. Она — | Молодой [[Светский остряк|раздолбай]] (хотя при этом он читал римских поэтов не первого ряда) Евгений Онегин становится наследником состояния своего дяди, и очень кстати: своё собственное его семья уже успела [[промотавшийся аристократ|эпически просадить]]. Питерские пьянки-гулянки Евгению надоели, и он решил пожить в дядином имении, наслаждаясь красотами природы и простой жизнью. Он сторонится всех соседей (а вернее ему просто скучно было сидеть на их застольях и обсуждать урожай), кроме [[Наивный идеалист|молодого восторженного поэта]] Владимира Ленского, вернувшегося из Германии, откуда привёз «всегда восторженную речь и [[Аккуратные локоны|кудри]] чёрные [[Длинноволосый симпатяга|до плеч]]». Онегин и его друг ездят в гости к помещикам Лариным, в чью дочку Ольгу Ленский влюблен. Она — стандартная блондинка, а Татьяна, её старшая сестра — особа романтического склада, наделённая Офигенно Богатым Внутренним Миром. Последняя [[В ожидании любви|с эмоциональной голодухи]] влюбляется в нового соседа и весьма смело по меркам своего времени признаётся ему в любви письмом (на французском языке, по тогдашнему обычаю, но даётся сразу в переводе). Тот на очередном светском сборище уединяется с ней и объясняет, что «Напрасны ''ваши'' совершенства: Их вовсе ''[[Я тебя недостоин|недостоин я]]''», а [[Безответная любовь|семейная жизнь — тоска и вообще всё тлен]], но в целом он Таню уважает и не хочет портить ей жизнь. | ||
Как-то раз Ленский обманом зазывает его на пирушку по случаю именин Татьяны, на которую Онегин ехать не хотел. В итоге решил подковырнуть друга; потанцевал с Ольгой, [[Скомпрометированность|пошептал ей на ушко, заставил раскраснеться]] — готово дело: Владимир ревнует. Но вместо того, чтоб отозвать наглеца в уголок и тихо спросить: «[[что за фигня, герой?|Какого чёрта пристаёшь к моей невесте?]]», он убегает из гостей, приезжает к себе домой, пишет Евгению вызов на дуэль. Они могли бы ещё помириться — но Онегину не хватило пофигизма<ref>Скорее презрения к обществу: он изо всех сил (что не слишком заметно из нашей эпохи, но было кристально ясно современникам Пушкина, хорошо знавшим дуэльные кодексы) старается разрешить дело миром (берёт секундантом человека «неблагородного происхождения», опаздывает на дуэль намного больше «предельно допустимой» четверти часа), однако простой отказ от дуэли или стрельба в воздух был бы для дворянина величайшим бесчестием, и он на такое не идёт.</ref>, чтобы забить на сплетника Зарецкого (одной из обязанностей секунданта было попытаться помирить дуэлянтов перед дуэлью, а поскольку Зарецкий этого не делает, то в дуэли были нарушены почти все правила), которого Ленский взял в секунданты, а тот всерьёз испугался, что Онегин Ольгу уведёт. В общем, дуэль состоялась. И хоть молодой человек убивать поэта не хотел, стрелял как попало, а всё ж таки попал и убил. В депрессии бедолага уезжает за границу. | Как-то раз Ленский обманом зазывает его на пирушку по случаю именин Татьяны, на которую Онегин ехать не хотел. В итоге решил подковырнуть друга; потанцевал с Ольгой, [[Скомпрометированность|пошептал ей на ушко, заставил раскраснеться]] — готово дело: Владимир ревнует. Но вместо того, чтоб отозвать наглеца в уголок и тихо спросить: «[[что за фигня, герой?|Какого чёрта пристаёшь к моей невесте?]]», он убегает из гостей, приезжает к себе домой, пишет Евгению вызов на дуэль. Они могли бы ещё помириться — но Онегину не хватило пофигизма<ref>Скорее презрения к обществу: он изо всех сил (что не слишком заметно из нашей эпохи, но было кристально ясно современникам Пушкина, хорошо знавшим дуэльные кодексы) старается разрешить дело миром (берёт секундантом человека «неблагородного происхождения», опаздывает на дуэль намного больше «предельно допустимой» четверти часа), однако простой отказ от дуэли или стрельба в воздух был бы для дворянина величайшим бесчестием, и он на такое не идёт.</ref>, чтобы забить на сплетника Зарецкого (одной из обязанностей секунданта было попытаться помирить дуэлянтов перед дуэлью, а поскольку Зарецкий этого не делает, то в дуэли были нарушены почти все правила), которого Ленский взял в секунданты, а тот всерьёз испугался, что Онегин Ольгу уведёт. В общем, дуэль состоялась. И хоть молодой человек убивать поэта не хотел, стрелял как попало, а всё ж таки попал и убил. В депрессии бедолага уезжает за границу. | ||
Прошло три года. За это время [[Ещё и башмаков не износила|Ольга выскочила замуж]], а Татьяну вывезли в Москву, чтобы пристроить там. Она никого не хочет, любит одного Онегина (прочитав книги из его библиотеки, она стала гораздо лучше его понимать, что после покажет)<ref>В чём, кстати, есть сомнения: чего стоит строка «Уж не [[пародия]] ли он?» По альтернативной версии, прочитав книги и пометки на полях, Татьяна, напротив, в Онегине разочаровалась. Но любовный «осадочек» остался, весь не выветрился.</ref> — но соглашается [[брак по расчёту|выйти замуж по просьбе матери]] за некоего генерала, который «в сраженьях изувечен» (ничуть не злодея, вполне адекватного и доброго человека). Внезапно Таня делается светской львицей и [[Икона стиля|иконой стиля]], главным образом потому, что не выпендривается и ведёт себя естественно. Тут как раз Евгений, помотавшись по заграницам, решает вернуться в Россию, видит княгиню на балу (и внезапно узнаёт, что на ней женат его приятель!) и находит, что она сильно [[изменился за лето|изменилась за лето]]. Теперь [[Что ж ныне меня преследуете вы?|уже он пишет ей | Прошло три года. За это время [[Ещё и башмаков не износила|Ольга выскочила замуж]], а Татьяну вывезли в Москву, чтобы пристроить там. Она никого не хочет, любит одного Онегина (прочитав книги из его библиотеки, она стала гораздо лучше его понимать, что после покажет)<ref>В чём, кстати, есть сомнения: чего стоит строка «Уж не [[пародия]] ли он?» По альтернативной версии, прочитав книги и пометки на полях, Татьяна, напротив, в Онегине разочаровалась. Но любовный «осадочек» остался, весь не выветрился.</ref> — но соглашается [[брак по расчёту|выйти замуж по просьбе матери]] за некоего генерала, который «в сраженьях изувечен» (ничуть не злодея, вполне адекватного и доброго человека). Внезапно Таня делается светской львицей и [[Икона стиля|иконой стиля]], главным образом потому, что не выпендривается и ведёт себя естественно. Тут как раз Евгений, помотавшись по заграницам, решает вернуться в Россию, видит княгиню на балу (и внезапно узнаёт, что на ней женат его приятель!) и находит, что она сильно [[изменился за лето|изменилась за лето]]. Теперь [[Что ж ныне меня преследуете вы?|уже он пишет ей влюблённое письмо, а та даёт ему интеллигентный отлуп]]: {{q|pre=1| | ||
Я вас прошу меня оставить; | Я вас прошу меня оставить; | ||
Я знаю: в вашем сердце есть | Я знаю: в вашем сердце есть | ||
Строка 23: | Строка 27: | ||
== Мораль == | == Мораль == | ||
Поэт как бы хочет сказать: жизнь кругом такая дебильная, что молодые | Поэт как бы хочет сказать: жизнь кругом такая дебильная, что молодые люди — вроде бы и с мозгами, и с душой, — не знают, куда себя приткнуть и зря тратят молодые годы на пирах и балах, киснут в деревнях и от нечего делать убивают друзей. | ||
Стоит упомянуть и о некоторой добровольной духовной убогости таких молодых людей, как Евгений. Захотел | Стоит упомянуть и о некоторой добровольной духовной убогости таких молодых людей, как Евгений. Захотел бы — так нашёл бы себя в жизни, даже и в ту мутную эпоху. А коли нет такого желания — не помогут ни мозги сами по себе, ни душа как таковая. Ленский же просто дурак, который, если бы не погиб, то стал бы очередным помещиком-обывателем. | ||
Вот этот неявный [[Басня|элемент морального укора]] как раз и превращает данное произведение в образец «классики на все | Вот этот неявный [[Басня|элемент морального укора]] как раз и превращает данное произведение в образец «классики на все времена» — ибо сия тема касается не одних лишь дворян первой четверти XIX века, а вообще любого лица, неважно, в каких условиях выросшего. | ||
С другой стороны, особенной духовной бедности у героев не наблюдается: у Евгения «пылкий охлажденный ум», не говоря уже о количестве прочитанного и переваренного («пометки резкие ногтей свидетельствуют о том, что Онегин размышлял над книгами»); Татьяна тоже не делает никаких глупостей, которые нельзя списать на ее возраст. Однако все главные персонажи старательно косплеют героев романтизма: Татьяна косплеит несчастную возлюбленную и пишет письмо из сплошных штампов, Онегин изображает несчастного байронического героя, которому уже нет жизни (в свои без малого «семнадцать лет») и читает свою речь Татьяне, Ленский косплеит (притом неуклюже, что не раз подчеркивает автор) героя немецкого романтизма и, согласно романтическим штампам, вызывает на дуэль предателя, чтобы умереть, когда оказался предан «всеми» (Ольгой и Евгением). Только мир | С другой стороны, особенной духовной бедности у героев не наблюдается: у Евгения «пылкий охлажденный ум», не говоря уже о количестве прочитанного и переваренного («пометки резкие ногтей свидетельствуют о том, что Онегин размышлял над книгами»); Татьяна тоже не делает никаких глупостей, которые нельзя списать на ее возраст. Однако все главные персонажи старательно косплеют героев романтизма: Татьяна косплеит несчастную возлюбленную и пишет письмо из сплошных штампов, Онегин изображает несчастного байронического героя, которому уже нет жизни (в свои без малого «семнадцать лет») и читает свою речь Татьяне, Ленский косплеит (притом неуклюже, что не раз подчеркивает автор) героя немецкого романтизма и, согласно романтическим штампам, вызывает на дуэль предателя, чтобы умереть, когда оказался предан «всеми» (Ольгой и Евгением). Только мир произведения — это реальный мир, и их попытки выглядят смешно/грустно. В конце герои, особенно Татьяна, меняются и вырастают из этой игры, как перерастает её Пушкин, разрушая романтические штампы от рифм («читатель ждет здесь рифмы розы?») до сюжета. | ||
== Другие аспекты ценности == | == Другие аспекты ценности == | ||
* Ну и нельзя не отметить психологическую глубину (совсем незанудную!) этого романа в стихах. | * Ну и нельзя не отметить психологическую глубину (совсем незанудную!) этого романа в стихах. | ||
* А | * А также — широкую картину тогдашней жизни, в нём показанную. Распространённый титул «энциклопедия русской жизни» роман заслужил не просто так. | ||
** Стал бы еще и исторической энциклопедией, будь закончена и напечатана десятая глава. Там было рассказано и об Отечественной войне 1812 года, и о движении декабристов(в тексте главы упоминаются Лунин, Пестель, Муравьев-Апостол, Раевский, Никита Муравьев и еще несколько значимых личностей того времени). Но увы, политическая конъюктура не позволяла опубликовать такое | ** Стал бы еще и исторической энциклопедией, будь закончена и напечатана десятая глава. Там было рассказано и об Отечественной войне 1812 года, и о движении декабристов(в тексте главы упоминаются Лунин, Пестель, Муравьев-Апостол, Раевский, Никита Муравьев и еще несколько значимых личностей того времени). Но увы, политическая конъюктура не позволяла опубликовать такое произведение... | ||
* Кроме того, автор часто делает отступления, в которых излагает свою позицию по тому или иному вопросу, и это тоже интересно читать (тому, кому не наплевать в принципе). | * Кроме того, автор часто делает отступления, в которых излагает свою позицию по тому или иному вопросу, и это тоже интересно читать (тому, кому не наплевать в принципе). | ||
* А описания природы, имеющиеся в этом произведении, [[Пейзажное порно|так хороши]], что стали своего рода мемом | * А описания природы, имеющиеся в этом произведении, [[Пейзажное порно|так хороши]], что стали своего рода мемом. На то и Пушкин, на то и классик. | ||
* Для тех, кто интересуется глубже, небезынтересно прочитать «Прогулки с Евгением Онегиным» А. Баркова (наш современник). Переворачивает школьное восприятие. | * Для тех, кто интересуется глубже, небезынтересно прочитать «Прогулки с Евгением Онегиным» А. Баркова (наш современник). Переворачивает школьное восприятие. | ||
Строка 70: | Строка 74: | ||
** «Сидит форейтор бородатый» — [[прислуга|форейторами]] были подростки или юноши. Ларины так долго не выезжали из деревни, что у старого форейтора выросла борода, а нового обучить не успели. | ** «Сидит форейтор бородатый» — [[прислуга|форейторами]] были подростки или юноши. Ларины так долго не выезжали из деревни, что у старого форейтора выросла борода, а нового обучить не успели. | ||
** И ещё очень много чего, едва ли не в каждой строчке, просто поверьте на слово. А если интереснее поподробнее, то читайте комментарии к роману (в том числе Пушкина), зря, что ли, их писали? | ** И ещё очень много чего, едва ли не в каждой строчке, просто поверьте на слово. А если интереснее поподробнее, то читайте комментарии к роману (в том числе Пушкина), зря, что ли, их писали? | ||
* [[Вещий сон]] — Татьяна видит во сне, как Онегин убивает Ленского. Вскоре сон сбывается. | * [[Вещий сон]] — Татьяна видит во сне, как Онегин убивает Ленского. Вскоре сон сбывается. | ||
** По Лотману, это не просто сон, а гадание на сон | ** По Лотману, это не просто сон, а гадание на сон, и вообще Татьяна активно практикует оккультизм. Перед сном она снимает крестик и пояс, чтобы вступить в контакт с нечистыми духами и узнать будущее — их во сне и видит. | ||
* [[Генерал-рубака]] — её муж. В лоб его крутость не показана, но Татьяна говорит, что он «в сражениях изувечен» — то есть во время [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] не отсиживался в тылу. | * [[Генерал-рубака]] — её муж. В лоб его крутость не показана, но Татьяна говорит, что он «в сражениях изувечен» — то есть во время [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] не отсиживался в тылу. | ||
* [[Город, которого нет]]. Оттуда родом заглавный герой, приятель автора, и там происходит существенная часть действия. | * [[Город, которого нет]]. Оттуда родом заглавный герой, приятель автора, и там происходит существенная часть действия. | ||
Строка 79: | Строка 81: | ||
* [[Гувернантка]] — «Сперва ''Madame'' за ним ходила, / Потом ''Monsieur'' её сменил». | * [[Гувернантка]] — «Сперва ''Madame'' за ним ходила, / Потом ''Monsieur'' её сменил». | ||
** У Татьяны тоже была гувернантка (тот же Лотман в этом не сомневается), иначе кто бы выучил её французскому? | ** У Татьяны тоже была гувернантка (тот же Лотман в этом не сомневается), иначе кто бы выучил её французскому? | ||
* [[Деконструкция]]. Романтическая любовь? До Пушкина никому из романтиков в голову приходило '''а)''' что девушка может признаться в любви первой; '''б)''' что мужчина может… просто отказать ей; '''в)''' что всё может закончиться плохо, и при этом не романтичной смертью героев, а просто… н-ну, не срослось у них! | * [[Деконструкция]]. Романтическая любовь? До Пушкина никому из романтиков в голову приходило '''а)''' что девушка может признаться в любви первой; '''б)''' что мужчина может… просто отказать ей; '''в)''' что всё может закончиться плохо, и при этом не романтичной смертью героев, а просто… н-ну, не срослось у них! | ||
* [[Диалектика Льда и Огня]]: Онегин — Лёд, Ленский — Огонь. | * [[Диалектика Льда и Огня]]: Онегин — Лёд, Ленский — Огонь. | ||
Строка 86: | Строка 87: | ||
* [[Дуэли|Дуэль]] — один из важнейших моментов романа. | * [[Дуэли|Дуэль]] — один из важнейших моментов романа. | ||
* [[Знаменитая вступительная фраза]] — «Мой дядя самых честных правил…». На самом деле это не первая фраза в романе, первая — «Не мысля гордый свет забавить…», а «Мой дядя…» — это начало первой главы. | * [[Знаменитая вступительная фраза]] — «Мой дядя самых честных правил…». На самом деле это не первая фраза в романе, первая — «Не мысля гордый свет забавить…», а «Мой дядя…» — это начало первой главы. | ||
** С этой фразой связан интересный факт: её больше ста лет печатают с запятой в конце, но там по правилам русской пунктуации должна быть точка с запятой или двоеточие: «Мой дядя самых честных правил: когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил» (то есть быстро скончался, и за ним не пришлось ухаживать) | ** С этой фразой связан интересный факт: её больше ста лет печатают с запятой в конце, но там по правилам русской пунктуации должна быть точка с запятой или двоеточие: «Мой дядя самых честных правил: когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил» (то есть быстро скончался, и за ним не пришлось ухаживать). Ещё это [[аллюзия]] на басню Крылова «Осёл и мужик», где «самых честных правил» был Осёл. | ||
* [[Знают именно за это]]: Татьяна написала письмо Онегину, потом Онегин написал письмо Татьяне. А ещё Онегин [[Дуэли|стрелялся]] с Ленским (а вот кто победил и какие из этого выводы — это уже другой вопрос; многие всерьёз думают, что Ленский был соперником Онегина за сердце Татьяны). | * [[Знают именно за это]]: Татьяна написала письмо Онегину, потом Онегин написал письмо Татьяне. А ещё Онегин [[Дуэли|стрелялся]] с Ленским (а вот кто победил и какие из этого выводы — это уже другой вопрос; многие всерьёз думают, что Ленский был соперником Онегина за сердце Татьяны). | ||
** Сам автор тоже стрелялся, но неудачно (о том, что дуэль, в которой он погиб, была у него отнюдь не первой, а аж десятой (а случаев, когда поэт бросал/принимал вызов, который секунданты сумели довести до примирения было гора-а-аздо больше), вспоминают немногие) | ** Сам автор тоже стрелялся, но неудачно (о том, что дуэль, в которой он погиб, была у него отнюдь не первой, а аж десятой (а случаев, когда поэт бросал/принимал вызов, который секунданты сумели довести до примирения было гора-а-аздо больше), вспоминают немногие) | ||
Строка 106: | Строка 107: | ||
* [[Нарочито плохо]] — стихотворение «Куда, куда вы удалились». По сравнению с другими примерами оно не так и плохо, но всё равно это набор штампов, [[Эпигонство|эпигонский]] по отношению к немецким поэтам-романтикам. | * [[Нарочито плохо]] — стихотворение «Куда, куда вы удалились». По сравнению с другими примерами оно не так и плохо, но всё равно это набор штампов, [[Эпигонство|эпигонский]] по отношению к немецким поэтам-романтикам. | ||
* [[Нечаянная правда]] — сюжет «Телепат» из журнала «[[Ералаш]]». Из него мы узнаём, что Онегин — лишний человек, родился ''в пресном водоёме, где обитают ракообразные, рыбы и моллюски''. Татьяна — наивная девушка, ''дышит жабрами, на конце туловища находится широкий хвостовой плавник''. А Ленский был поэт и мечтатель, ''пищей ему служили остатки водорослей и личинки стрекоз''. Это не просто неправильные подсказки телепата, как метафоры это всё вполне характеризует героев романа: например, Татьяна настолько социально дезориентирована, что действительно как будто «дышит жабрами», а пища для стихов Ленского — в основном заимствования из немецких романтиков («остатки водорослей») и чуть-чуть собственного таланта («личинки стрекоз»). | * [[Нечаянная правда]] — сюжет «Телепат» из журнала «[[Ералаш]]». Из него мы узнаём, что Онегин — лишний человек, родился ''в пресном водоёме, где обитают ракообразные, рыбы и моллюски''. Татьяна — наивная девушка, ''дышит жабрами, на конце туловища находится широкий хвостовой плавник''. А Ленский был поэт и мечтатель, ''пищей ему служили остатки водорослей и личинки стрекоз''. Это не просто неправильные подсказки телепата, как метафоры это всё вполне характеризует героев романа: например, Татьяна настолько социально дезориентирована, что действительно как будто «дышит жабрами», а пища для стихов Ленского — в основном заимствования из немецких романтиков («остатки водорослей») и чуть-чуть собственного таланта («личинки стрекоз»). | ||
* [[Нянька аристократа]] — няня юных Лариных. | * [[Нянька аристократа]] — няня юных Лариных. | ||
* [[Один мой друг…]] — | * [[Один мой друг…]] — инверсия. Автор предполагает, что многие читатели воспримут произведение именно так, и неоднократно прямым текстом говорит, что они в своих предположениях ошибаются. | ||
* [[Отсылка]] — среди [[псевдоним]]ов Елены Хаецкой был и Владимир Ленский. | |||
* [[ | |||
* [[Пейзажное порно]] — описания природы во всех возможных состояниях и во все возможные времена года. Настолько хороши, что очень часто публикуются сами по себе (особенно в хрестоматиях, рассчитанных на аудиторию младшего возраста). | * [[Пейзажное порно]] — описания природы во всех возможных состояниях и во все возможные времена года. Настолько хороши, что очень часто публикуются сами по себе (особенно в хрестоматиях, рассчитанных на аудиторию младшего возраста). | ||
* [[Платоническая любовь]] — у Татьяны к Евгению. | * [[Платоническая любовь]] — у Татьяны к Евгению. | ||
* [[Подожду, когда вырастет]] — Ленский сам не то чтобы намного старше Ольги, но ждать её взросления всё же приходится. Увы, не дождался. | * [[Подожду, когда вырастет]] — Ленский сам не то чтобы намного старше Ольги, но ждать её взросления всё же приходится. Увы, не дождался. | ||
* [[Привык к книгам от скуки]] — [[субверсия]]: Евгений пробовал читать от скуки. Не помогло. | * [[Привык к книгам от скуки]] — [[субверсия]]: Евгений пробовал читать от скуки. Не помогло. | ||
* [[Птичку жалко]] — Ленский не самый лучший поэт, да и парень недальновидный, судя по тому, как легко решил убить друга из-за дурацкой шутки. Тем не менее и автору, и герою его жаль. | * [[Птичку жалко]] — Ленский не самый лучший поэт, да и парень недальновидный, судя по тому, как легко решил убить друга из-за дурацкой шутки. Тем не менее и автору, и герою его жаль. | ||
Строка 139: | Строка 130: | ||
* [[Стерпится — слюбится]] — Ларина-старшая: «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Отчасти и Татьяна — не сказано, любит ли она своего мужа, но как минимум ладит с ним. | * [[Стерпится — слюбится]] — Ларина-старшая: «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Отчасти и Татьяна — не сказано, любит ли она своего мужа, но как минимум ладит с ним. | ||
* [[Ты и вы]] — в письме Татьяны к Онегину можно отследить переход в неадекват, когда девушка уже ничего не соображает и изливает на бумагу все свои чувства. Это как раз тогда, когда она переходит от обращения на «вы» к обращению на «ты». В конце приходит в себя: «Кончаю… Страшно перечесть [потому не перечитывает, а зря]… но мне порукой ''ваша честь''» (снова на «вы»). Онегин же всегда обращается к ней на «вы», даже в письмах (он написал ей ''три'' письма и ни на одно не получил ответа). | * [[Ты и вы]] — в письме Татьяны к Онегину можно отследить переход в неадекват, когда девушка уже ничего не соображает и изливает на бумагу все свои чувства. Это как раз тогда, когда она переходит от обращения на «вы» к обращению на «ты». В конце приходит в себя: «Кончаю… Страшно перечесть [потому не перечитывает, а зря]… но мне порукой ''ваша честь''» (снова на «вы»). Онегин же всегда обращается к ней на «вы», даже в письмах (он написал ей ''три'' письма и ни на одно не получил ответа). | ||
* [[Ужасная вечеринка]] — во сне Татьяны: | * [[Ужасная вечеринка]] — во сне Татьяны: | ||
{{Q|pre=1| | {{Q|pre=1| | ||
Строка 174: | Строка 164: | ||
== Адаптации == | == Адаптации == | ||
* [[Опера]] Чайковского. Жизнь Евгения до знакомства с Лариными не | * [[Опера]] Чайковского. Жизнь Евгения до знакомства с Лариными не показана — для оперы не подходит. | ||
** [[Знают именно за это]] | ** [[Знают именно за это]] — опера известна по арии Ленского. Мелодию «Куда, куда вы удалились» (она же «Паду ли я стрелой пронзённый?») легко напеть по памяти. А вот на какой мотив пели Татьяна и сам Онегин? | ||
** В фильме «Зелёный фургон» 1983 оперного певца, посмевшего высказаться против эмиграции, [[снайпер]]ски стреляет местный главгад во время этой оперы — именно там, где персонаж погибает на дуэли, так что убийство некоторое время остаётся незамеченным. | |||
** В фильме «Зелёный фургон» 1983 оперного певца, посмевшего высказаться против эмиграции, [[снайпер]]ски стреляет местный главгад во время этой | * Фильм «Онегин» (США—Великобритания, 1999 г., реж. Марта Файнс). Создатели оказались немножечко [[не в ладах с историей]]: | ||
** Один из самых шикарных ляпов фильма — Ленский и Ольга на пару поют «Ой, цветёт калина». Не иначе как смотались в будущее и посмотрели фильм «Кубанские казаки»: именно там впервые прозвучала эта песня. В фильме также звучат вальс «На сопках Маньчжурии» (написанный в 1906 г.) и песня «Коробейники» (написанная в 1898 г.). Впрочем, хорошо уже то, что звучат аутентичные русские песни, а не [[клюква]]. | |||
* Фильм «Онегин» (США—Великобритания, | |||
** Один из самых шикарных ляпов | |||
** Мы все помним что Таня вышла за толстого (но не старого!) генерала, которого за боевые увечья ласкает двор. Однако поехавший к ней Онегин направляется… к зданию Русского музея! То есть вышла Танечка ни много ни мало за самого великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра и Николая! | ** Мы все помним что Таня вышла за толстого (но не старого!) генерала, которого за боевые увечья ласкает двор. Однако поехавший к ней Онегин направляется… к зданию Русского музея! То есть вышла Танечка ни много ни мало за самого великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра и Николая! | ||
** [[Кастинг-агентство «WTF?»]] расстаралось, подобрав на роль Ленского («…и кудри чёрные до плеч»!) блондина с модной стрижкой. А Ольга в той же экранизации («…улыбка, локоны льняные») стала брюнеткой. | ** [[Кастинг-агентство «WTF?»]] расстаралось, подобрав на роль Ленского («…и кудри чёрные до плеч»!) блондина с модной стрижкой. А Ольга в той же экранизации («…улыбка, локоны льняные») стала брюнеткой. | ||
*** Впоследствии она снова станет блондинкой. Да-да, это та самая королева Серсея Ланнистер/Баратеон! | *** Впоследствии она снова станет блондинкой. Да-да, это та самая королева Серсея Ланнистер/Баратеон! | ||
* [[Визуальный роман]] [[Рисовка под аниме|отечественной конторы]] Dreamlore Games «Евгений Онегин: Визуальная новелла» (!). | * [[Визуальный роман]] [[Рисовка под аниме|отечественной конторы]] Dreamlore Games «Евгений Онегин: Визуальная новелла» (!). | ||
** [[Так плохо, что уже хорошо]]. То, что среди персонажей затесались Базаров и Чацкий (!!), | ** [[Так плохо, что уже хорошо]]. То, что среди персонажей затесались Базаров и Чацкий (!!), — это ещё полбеды. Но когда Базаров превращает сестёр Лариных в зомби (!!!)… В общем, после этого даже табличка в пол-экрана [[Так грубо, что уже смешно|«Поздравляем, вы убили Ленского!»]] смотрится вполне органично. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | |||
{{Nav/Классика школьной программы}} | {{Nav/Классика школьной программы}} | ||
{{Nav/Книги}} | {{Nav/Книги}} |