Редактирование: Евгений Онегин

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{q|Бают про руссково барина, которому нехрен чем заделатса, мужыки заместо во робют дык, а вон токо путатса с розными бабами.|Краткий пересказ с «Сибирской Википедии»}}
{{q|Татьяна полюбил Онегин. Татьяна приходит Онегин и говорит: «Онегин, я тебя люблю!» Онегин говорит: «Нет!» Прошло время. Татьяна вырос, большой стал, толстый, красивый. Онегин полюбил Татьяна. Онегина приходит Татьяна, говорит: «Татьяна, я тебя люблю!» Татьяна говорит: «Ишь ты какой!..»|Краткий пересказ казахского студента}}
Программное, итоговое и вообще самое значительное произведение [[Наше Всё|А. С. Пушкина]]. По «гениальному» промыслу минобразованских чиновников включено в школьную программу, хотя есть риск, что малососредоточенные школьники могут и не осилить. К «Онегину» нужно возвращаться в тридцать и читать с комментариями Лотмана, тогда и становится понятно, что книга — былинное достижение. [[Старше, чем радио]].
Программное, итоговое и вообще самое значительное произведение [[Наше Всё|А. С. Пушкина]]. По «гениальному» промыслу минобразованских чиновников включено в школьную программу, хотя есть риск, что малососредоточенные школьники могут и не осилить. К «Онегину» нужно возвращаться в тридцать и читать с комментариями Лотмана, тогда и становится понятно, что книга — былинное достижение. [[Старше, чем радио]].


Строка 8: Строка 12:
А что вы скажете, если в этом произведении не будет никакого конфликта, пронизывающего сюжет насквозь? Тут не то что [[нет антагониста]] или злого рока, тут даже противостояния с обществом или с самим собой нет. Ну и добавьте до кучи, что все это написано почти сонетами — «Онегинской строфой» с тремя видами рифмовки четверостиший (абаб, аабб, абба) и с двустишием в конце. Так вот, на фоне всего этого происходит следующее:
А что вы скажете, если в этом произведении не будет никакого конфликта, пронизывающего сюжет насквозь? Тут не то что [[нет антагониста]] или злого рока, тут даже противостояния с обществом или с самим собой нет. Ну и добавьте до кучи, что все это написано почти сонетами — «Онегинской строфой» с тремя видами рифмовки четверостиший (абаб, аабб, абба) и с двустишием в конце. Так вот, на фоне всего этого происходит следующее:


Молодой [[Светский остряк|раздолбай]] (хотя при этом он читал римских поэтов не первого ряда) Евгений Онегин становится наследником состояния своего дяди, и очень кстати: своё собственное его семья уже успела [[промотавшийся аристократ|эпически просадить]]. Питерские пьянки-гулянки Евгению надоели, и он решил пожить в дядином имении, наслаждаясь красотами природы и простой жизнью. Он сторонится всех соседей (а вернее ему просто скучно было сидеть на их застольях и обсуждать урожай), кроме [[Наивный идеалист|молодого восторженного поэта]] Владимира Ленского, вернувшегося из Германии, откуда привёз «всегда восторженную речь и [[Аккуратные локоны|кудри]] чёрные [[Длинноволосый симпатяга|до плеч]]». Онегин и его друг ездят в гости к помещикам Лариным, в чью дочку Ольгу Ленский влюблен. Она — [[Тупая блондинка|стандартная блондинка]], а Татьяна, её старшая сестра — особа романтического склада, наделённая Офигенно Богатым Внутренним Миром. Последняя [[В ожидании любви|с эмоциональной голодухи]] влюбляется в нового соседа и весьма смело по меркам своего времени признаётся ему в любви письмом (на французском языке, по тогдашнему обычаю, но даётся сразу в переводе). Тот на очередном светском сборище уединяется с ней и объясняет, что «Напрасны ''ваши'' совершенства: Их вовсе ''[[Я тебя недостоин|недостоин я]]''», а [[Безответная любовь|семейная жизнь — тоска и вообще всё тлен]], но в целом он Таню уважает и не хочет портить ей жизнь.
Молодой [[Светский остряк|раздолбай]] (хотя при этом он читал римских поэтов не первого ряда) Евгений Онегин становится наследником состояния своего дяди, и очень кстати: своё собственное его семья уже успела [[промотавшийся аристократ|эпически просадить]]. Питерские пьянки-гулянки Евгению надоели, и он решил пожить в дядином имении, наслаждаясь красотами природы и простой жизнью. Он сторонится всех соседей (а вернее ему просто скучно было сидеть на их застольях и обсуждать урожай), кроме [[Наивный идеалист|молодого восторженного поэта]] Владимира Ленского, вернувшегося из Германии, откуда привёз «всегда восторженную речь и [[Аккуратные локоны|кудри]] чёрные [[Длинноволосый симпатяга|до плеч]]». Онегин и его друг ездят в гости к помещикам Лариным, в чью дочку Ольгу Ленский влюблен. Она — стандартная блондинка, а Татьяна, её старшая сестра — особа романтического склада, наделённая Офигенно Богатым Внутренним Миром. Последняя [[В ожидании любви|с эмоциональной голодухи]] влюбляется в нового соседа и весьма смело по меркам своего времени признаётся ему в любви письмом (на французском языке, по тогдашнему обычаю, но даётся сразу в переводе). Тот на очередном светском сборище уединяется с ней и объясняет, что «Напрасны ''ваши'' совершенства: Их вовсе ''[[Я тебя недостоин|недостоин я]]''», а [[Безответная любовь|семейная жизнь — тоска и вообще всё тлен]], но в целом он Таню уважает и не хочет портить ей жизнь.


Как-то раз Ленский обманом зазывает его на пирушку по случаю именин Татьяны, на которую Онегин ехать не хотел. В итоге решил подковырнуть друга; потанцевал с Ольгой, [[Скомпрометированность|пошептал ей на ушко, заставил раскраснеться]] — готово дело: Владимир ревнует. Но вместо того, чтоб отозвать наглеца в уголок и тихо спросить: «[[что за фигня, герой?|Какого чёрта пристаёшь к моей невесте?]]», он убегает из гостей, приезжает к себе домой, пишет Евгению вызов на дуэль. Они могли бы ещё помириться — но Онегину не хватило пофигизма<ref>Скорее презрения к обществу: он изо всех сил (что не слишком заметно из нашей эпохи, но было кристально ясно современникам Пушкина, хорошо знавшим дуэльные кодексы) старается разрешить дело миром (берёт секундантом человека «неблагородного происхождения», опаздывает на дуэль намного больше «предельно допустимой» четверти часа), однако простой отказ от дуэли или стрельба в воздух был бы для дворянина величайшим бесчестием, и он на такое не идёт.</ref>, чтобы забить на сплетника Зарецкого (одной из обязанностей секунданта было попытаться помирить дуэлянтов перед дуэлью, а поскольку Зарецкий этого не делает, то в дуэли были нарушены почти все правила), которого Ленский взял в секунданты, а тот всерьёз испугался, что Онегин Ольгу уведёт. В общем, дуэль состоялась. И хоть молодой человек убивать поэта не хотел, стрелял как попало, а всё ж таки попал и убил. В депрессии бедолага уезжает за границу.
Как-то раз Ленский обманом зазывает его на пирушку по случаю именин Татьяны, на которую Онегин ехать не хотел. В итоге решил подковырнуть друга; потанцевал с Ольгой, [[Скомпрометированность|пошептал ей на ушко, заставил раскраснеться]] — готово дело: Владимир ревнует. Но вместо того, чтоб отозвать наглеца в уголок и тихо спросить: «[[что за фигня, герой?|Какого чёрта пристаёшь к моей невесте?]]», он убегает из гостей, приезжает к себе домой, пишет Евгению вызов на дуэль. Они могли бы ещё помириться — но Онегину не хватило пофигизма<ref>Скорее презрения к обществу: он изо всех сил (что не слишком заметно из нашей эпохи, но было кристально ясно современникам Пушкина, хорошо знавшим дуэльные кодексы) старается разрешить дело миром (берёт секундантом человека «неблагородного происхождения», опаздывает на дуэль намного больше «предельно допустимой» четверти часа), однако простой отказ от дуэли или стрельба в воздух был бы для дворянина величайшим бесчестием, и он на такое не идёт.</ref>, чтобы забить на сплетника Зарецкого (одной из обязанностей секунданта было попытаться помирить дуэлянтов перед дуэлью, а поскольку Зарецкий этого не делает, то в дуэли были нарушены почти все правила), которого Ленский взял в секунданты, а тот всерьёз испугался, что Онегин Ольгу уведёт. В общем, дуэль состоялась. И хоть молодой человек убивать поэта не хотел, стрелял как попало, а всё ж таки попал и убил. В депрессии бедолага уезжает за границу.
Строка 70: Строка 74:
** «Сидит форейтор бородатый» — [[прислуга|форейторами]] были подростки или юноши. Ларины так долго не выезжали из деревни, что у старого форейтора выросла борода, а нового обучить не успели.
** «Сидит форейтор бородатый» — [[прислуга|форейторами]] были подростки или юноши. Ларины так долго не выезжали из деревни, что у старого форейтора выросла борода, а нового обучить не успели.
** И ещё очень много чего, едва ли не в каждой строчке, просто поверьте на слово. А если интереснее поподробнее, то читайте комментарии к роману (в том числе Пушкина), зря, что ли, их писали?
** И ещё очень много чего, едва ли не в каждой строчке, просто поверьте на слово. А если интереснее поподробнее, то читайте комментарии к роману (в том числе Пушкина), зря, что ли, их писали?
* [[Вечная загадка]] — что случилось после того, как муж Татьяны застал у неё Онегина в финальной сцене? (Версий строить не надо, но вызова на дуэль не было точно).
* [[Вечная загадка]] — что случилось после того, как муж Татьяны застал её с Онегиным в финальной сцене? (Версий строить не надо, но вызова на дуэль не было точно).
** Какое письмо читала в слезах Татьяна, когда Онегин к ней вошёл? Одно из трёх писем Онегина к ней? Своё письмо к нему, которое Онегин ей вернул? Или письмо из деревни, сообщающее о смерти няни — по ней-то она и плакала?
** Какое письмо читала в слезах Татьяна, когда Онегин к ней вошёл? Одно из трёх писем Онегина к ней? Своё письмо к нему, которое Онегин ей вернул? Или письмо из деревни, сообщающее о смерти няни — по ней-то она и плакала?
* [[Вещий сон]] — Татьяна видит во сне, как Онегин убивает Ленского. Вскоре сон сбывается.
* [[Вещий сон]] — Татьяна видит во сне, как Онегин убивает Ленского. Вскоре сон сбывается.
** По Лотману, это не просто сон, а гадание на сон (потому и зеркало под подушкой), и вообще Татьяна активно практикует оккультизм. Перед сном она снимает крестик и пояс, чтобы вступить в контакт с нечистыми духами и узнать будущее — их во сне и видит.
** По Лотману, это не просто сон, а гадание на сон, и вообще Татьяна активно практикует оккультизм. Перед сном она снимает крестик и пояс, чтобы вступить в контакт с нечистыми духами и узнать будущее — их во сне и видит.
* [[Генерал-рубака]] — её муж. В лоб его крутость не показана, но Татьяна говорит, что он «в сражениях изувечен» — то есть во время [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] не отсиживался в тылу.
* [[Генерал-рубака]] — её муж. В лоб его крутость не показана, но Татьяна говорит, что он «в сражениях изувечен» — то есть во время [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] не отсиживался в тылу.
* [[Город, которого нет]]. Оттуда родом заглавный герой, приятель автора, и там происходит существенная часть действия.
* [[Город, которого нет]]. Оттуда родом заглавный герой, приятель автора, и там происходит существенная часть действия.
Строка 79: Строка 83:
* [[Гувернантка]] — «Сперва ''Madame'' за ним ходила, / Потом ''Monsieur'' её сменил».
* [[Гувернантка]] — «Сперва ''Madame'' за ним ходила, / Потом ''Monsieur'' её сменил».
** У Татьяны тоже была гувернантка (тот же Лотман в этом не сомневается), иначе кто бы выучил её французскому?
** У Татьяны тоже была гувернантка (тот же Лотман в этом не сомневается), иначе кто бы выучил её французскому?
* [[Девчушка-попрыгушка]] — Ольга: «Всегда скромна, всегда послушна,/ '''Всегда как утро весела''',/ Как жизнь поэта простодушна,/ Как поцелуй любви мила».
* [[Деконструкция]]. Романтическая любовь? До Пушкина никому из романтиков в голову приходило '''а)''' что девушка может признаться в любви первой; '''б)''' что мужчина может… просто отказать ей; '''в)''' что всё может закончиться плохо, и при этом не романтичной смертью героев, а просто… н-ну, не срослось у них!
* [[Деконструкция]]. Романтическая любовь? До Пушкина никому из романтиков в голову приходило '''а)''' что девушка может признаться в любви первой; '''б)''' что мужчина может… просто отказать ей; '''в)''' что всё может закончиться плохо, и при этом не романтичной смертью героев, а просто… н-ну, не срослось у них!
* [[Диалектика Льда и Огня]]: Онегин — Лёд, Ленский — Огонь.
* [[Диалектика Льда и Огня]]: Онегин — Лёд, Ленский — Огонь.
Строка 106: Строка 109:
* [[Нарочито плохо]] — стихотворение «Куда, куда вы удалились». По сравнению с другими примерами оно не так и плохо, но всё равно это набор штампов, [[Эпигонство|эпигонский]] по отношению к немецким поэтам-романтикам.
* [[Нарочито плохо]] — стихотворение «Куда, куда вы удалились». По сравнению с другими примерами оно не так и плохо, но всё равно это набор штампов, [[Эпигонство|эпигонский]] по отношению к немецким поэтам-романтикам.
* [[Нечаянная правда]] — сюжет «Телепат» из журнала «[[Ералаш]]». Из него мы узнаём, что Онегин — лишний человек, родился ''в пресном водоёме, где обитают ракообразные, рыбы и моллюски''. Татьяна — наивная девушка, ''дышит жабрами, на конце туловища находится широкий хвостовой плавник''. А Ленский был поэт и мечтатель, ''пищей ему служили остатки водорослей и личинки стрекоз''. Это не просто неправильные подсказки телепата, как метафоры это всё вполне характеризует героев романа: например, Татьяна настолько социально дезориентирована, что действительно как будто «дышит жабрами», а пища для стихов Ленского — в основном заимствования из немецких романтиков («остатки водорослей») и чуть-чуть собственного таланта («личинки стрекоз»).
* [[Нечаянная правда]] — сюжет «Телепат» из журнала «[[Ералаш]]». Из него мы узнаём, что Онегин — лишний человек, родился ''в пресном водоёме, где обитают ракообразные, рыбы и моллюски''. Татьяна — наивная девушка, ''дышит жабрами, на конце туловища находится широкий хвостовой плавник''. А Ленский был поэт и мечтатель, ''пищей ему служили остатки водорослей и личинки стрекоз''. Это не просто неправильные подсказки телепата, как метафоры это всё вполне характеризует героев романа: например, Татьяна настолько социально дезориентирована, что действительно как будто «дышит жабрами», а пища для стихов Ленского — в основном заимствования из немецких романтиков («остатки водорослей») и чуть-чуть собственного таланта («личинки стрекоз»).
* [[Никак ку-ку!]] — большое исследование Натальи Воронцовой-Юрьевой «Татьяна Ларина как объект психиатрии» посвящено тому, насколько Татьяна «ку-ку». Тема раскрыта весьма неожиданно и интересно, но при этом поклонники/цы главной героини романа видят в книге Воронцовой-Юрьевой такую ненависть к Татьяне, что книга эта для них [[кнопка берсерка]].
** С детства сидеть у окна и смотреть в одну точку, не отвечая на вопросы — это действительно настораживает…
* [[Нянька аристократа]] — няня юных Лариных.
* [[Нянька аристократа]] — няня юных Лариных.
* [[Один мой друг…]] — [[инверсия]]. Автор предполагает, что многие читатели воспримут произведение именно так, и неоднократно прямым текстом говорит, что они в своих предположениях ошибаются.
* [[Один мой друг…]] — [[инверсия]]. Автор предполагает, что многие читатели воспримут произведение именно так, и неоднократно прямым текстом говорит, что они в своих предположениях ошибаются.
** Что Онегин — это не Пушкин, уже все согласны. А что рассказчик всей этой истории тоже не Пушкин — набирающее популярность заблуждение. Впрочем, новые интерпретации книг Пушкина, «разрушающие» предыдущие, появляются одно за другим — криптолитературоведение сейчас в большой моде.
** Что Онегин — это не Пушкин, уже все согласны. А что рассказчик всей этой истории тоже не Пушкин — набирающее популярность заблуждение. Впрочем, новые интерпретации книг Пушкина, «разрушающие» предыдущие, появляются одно за другим — криптолитературоведение сейчас в большой моде.
* [[Отказ от адюльтера]] — цитата из романа вынесена в эпиграф статьи, подробности смотрите в самой статье.
* [[Отказ от адюльтера]] — цитата из романа вынесена в эпиграф статьи, подробности смотрите в самой статье.
* [[Аллюзия|Отсылка]] — среди [[псевдоним]]ов Елены Хаецкой был и Владимир Ленский.
* [[Отсылка]] — среди [[псевдоним]]ов Елены Хаецкой был и Владимир Ленский.
* [[Пейзажное порно]] — описания природы во всех возможных состояниях и во все возможные времена года. Настолько хороши, что очень часто публикуются сами по себе (особенно в хрестоматиях, рассчитанных на аудиторию младшего возраста).
* [[Пейзажное порно]] — описания природы во всех возможных состояниях и во все возможные времена года. Настолько хороши, что очень часто публикуются сами по себе (особенно в хрестоматиях, рассчитанных на аудиторию младшего возраста).
* [[Платоническая любовь]] — у Татьяны к Евгению.
* [[Платоническая любовь]] — у Татьяны к Евгению.
** В письме она написала совсем не то, не соображая, '''что''' пишет.
** В письме она написала совсем не то, не соображая, '''что''' пишет.
* [[Подожду, когда вырастет]] — Ленский сам не то чтобы намного старше Ольги, но ждать её взросления всё же приходится. Увы, не дождался.
* [[Подожду, когда вырастет]] — Ленский сам не то чтобы намного старше Ольги, но ждать её взросления всё же приходится. Увы, не дождался.
* [[Популярное заблуждение]] — слова из начала четвёртой главы «уничтожать предрассужденья, которых не было и нет '''у девочки в тринадцать лет'''» не относятся ни к Татьяне ([[Слово Божие]]: ей было 17), ни к няне Татьяны (это мысли Онегина, а он с этой женщиной не был знаком). Они относятся к тому, что соблазнение молоденьких девушек Онегину давно надоело. Не надо делать уже доставших всю Россию ложных выводов о том, что 13 было самой Татьяне. Пожалуйста.
* [[Популярное заблуждение]] — слова из начала четвёртой главы «уничтожать предрассужденья которых не было и нет '''у девочки в тринадцать лет'''» не относятся ни к Татьяне ([[Слово Божие]]: ей было 17), ни к няне Татьяны (это мысли Онегина, а он с этой женщиной не был знаком). Они относятся к тому, что соблазнение молоденьких девушек Онегину давно надоело. Не надо делать уже доставших всю Россию ложных выводов о том, что 13 было самой Татьяне. Пожалуйста.
** Дуэль Онегина и Ленского была из-за Ольги, а не из-за Татьяны.
** Дуэль Онегина и Ленского была из-за Ольги, а не из-за Татьяны.
** Онегин написал Татьяне ''три'' письма, а не одно. Но что было в двух других, Пушкин не раскрывает. Едва ли они сильно отличались от первого. Кстати, это письмо Пушкин добавил в роман позже, чем написал открытый финал восьмой главы — как пишет Лотман, для симметрии.
** Онегин написал Татьяне ''три'' письма, а не одно. Но что было в двух других, Пушкин не раскрывает. Едва ли они сильно отличались от первого. Кстати, это письмо Пушкин добавил в роман позже, чем написал открытый финал восьмой главы — как пишет Лотман, для симметрии.
** В романе не написано, что Ольга полненькая, а Татьяна худенькая. Это домыслы художников. Поскольку Татьяна почти всё время сидела или лежала дома, в отличие от куда более подвижной сестры, скорее было бы наоборот. (С другой стороны, Татьяна мало калорий расходовала, но мало и ела; ни разу за всё действие романа она не ест, написано только, как садится за общий стол и как одна из родственниц вспоминает, что её когда-то «пряником кормила», но много ли девочка съела от того пряника?)
** В романе не написано, что Ольга полненькая, а Татьяна худенькая. Это домыслы художников. Поскольку Татьяна почти всё время сидела или лежала дома, в отличие от куда более подвижной сестры, скорее было бы наоборот. (С другой стороны, Татьяна мало калорий расходовала, но мало и ела; ни разу за всё действие романа она не ест, написано только, как садится за общий стол и как одна из родственниц вспоминает, что её когда-то «пряником кормила», но много ли девочка съела от того пряника?)
*** Можно вспомнить, как нарисовал Татьяну в рукописи сам Пушкин… Скажем так, далеко не худенькой. На сотнях других иллюстраций она гораздо стройнее.
* [[Привык к книгам от скуки]] — [[субверсия]]: Евгений пробовал читать от скуки. Не помогло.
* [[Привык к книгам от скуки]] — [[субверсия]]: Евгений пробовал читать от скуки. Не помогло.
* [[Птичку жалко]] — Ленский не самый лучший поэт, да и парень недальновидный, судя по тому, как легко решил убить друга из-за дурацкой шутки. Тем не менее и автору, и герою его жаль.
* [[Птичку жалко]] — Ленский не самый лучший поэт, да и парень недальновидный, судя по тому, как легко решил убить друга из-за дурацкой шутки. Тем не менее и автору, и герою его жаль.
Строка 139: Строка 139:
* [[Стерпится — слюбится]] — Ларина-старшая: «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Отчасти и Татьяна — не сказано, любит ли она своего мужа, но как минимум ладит с ним.
* [[Стерпится — слюбится]] — Ларина-старшая: «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Отчасти и Татьяна — не сказано, любит ли она своего мужа, но как минимум ладит с ним.
* [[Ты и вы]] — в письме Татьяны к Онегину можно отследить переход в неадекват, когда девушка уже ничего не соображает и изливает на бумагу все свои чувства. Это как раз тогда, когда она переходит от обращения на «вы» к обращению на «ты». В конце приходит в себя: «Кончаю… Страшно перечесть [потому не перечитывает, а зря]… но мне порукой ''ваша честь''» (снова на «вы»). Онегин же всегда обращается к ней на «вы», даже в письмах (он написал ей ''три'' письма и ни на одно не получил ответа).
* [[Ты и вы]] — в письме Татьяны к Онегину можно отследить переход в неадекват, когда девушка уже ничего не соображает и изливает на бумагу все свои чувства. Это как раз тогда, когда она переходит от обращения на «вы» к обращению на «ты». В конце приходит в себя: «Кончаю… Страшно перечесть [потому не перечитывает, а зря]… но мне порукой ''ваша честь''» (снова на «вы»). Онегин же всегда обращается к ней на «вы», даже в письмах (он написал ей ''три'' письма и ни на одно не получил ответа).
** Переход на «ты» в пределах одного письма — [[перекличка]] с тем же самым в письме главной героини романа Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Оттуда Татьяной и позаимствован.
* [[Ужасная вечеринка]] — во сне Татьяны:
* [[Ужасная вечеринка]] — во сне Татьяны:
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
Строка 176: Строка 175:
* [[Опера]] Чайковского. Жизнь Евгения до знакомства с Лариными не показана — для оперы не подходит.
* [[Опера]] Чайковского. Жизнь Евгения до знакомства с Лариными не показана — для оперы не подходит.
** [[Знают именно за это]] — опера известна по арии Ленского. Мелодию «Куда, куда вы удалились» (она же «Паду ли я стрелой пронзённый?») легко напеть по памяти. А вот на какой мотив пели Татьяна и сам Онегин?
** [[Знают именно за это]] — опера известна по арии Ленского. Мелодию «Куда, куда вы удалились» (она же «Паду ли я стрелой пронзённый?») легко напеть по памяти. А вот на какой мотив пели Татьяна и сам Онегин?
*** Знают и за финальную фразу: «Позор… Тоска… О жалкий жребий мо-о-ой!!!»
** В фильме «Зелёный фургон» 1983 оперного певца, посмевшего высказаться против эмиграции, [[снайпер]]ски стреляет местный главгад во время этой оперы — именно там, где персонаж погибает на дуэли, так что убийство некоторое время остаётся незамеченным.
** В фильме «Зелёный фургон» 1983 оперного певца, посмевшего высказаться против эмиграции, [[снайпер]]ски стреляет местный главгад во время этой оперы — именно там, где персонаж погибает на дуэли, так что убийство некоторое время остаётся незамеченным.
** В либретто оперы подчёркивается троп [[никак ку-ку!]] в отношении как Татьяны, так и Ленского. В фильме и на сцене нередко так и играют, но получается плохо, особенно когда из Ленского делают клоуна (сплошь и рядом).
* Советская экранизация вышеупомянутой оперы — фильм «Евгений Онегин» 1958 года. Режиссёр — Роман Тихомиров, киноартистов озвучивают артисты Большого театра, Татьяну играет Ариадна Шенгелая, а озвучивает Галина Вишневская. Оперу сильно сократили — до 100 минут хронометража. Но кинозрителям больше и не надо.
** [[Офелия]] — Татьяна отыгрывает троп в ночь, когда пишет письмо Онегину. Даже выходит на балкон босиком и в ночной рубашке, не задумываясь, что её всем видно.
** [[Босоногий ангел]] — Татьяна ночью на балконе, крестьянки днём за работой.
** [[Грызть реквизит]] — Игорь Озеров именно так играет Ленского (да, здесь тоже получился клоун). А у Светланы Немоляевой в роли Ольги [[характерный тик]] хвататься за все находящиеся в поле зрения предметы реквизита.
* Фильм «Онегин» (США—Великобритания, 1999 г., реж. Марта Файнс). Создатели оказались немножечко [[не в ладах с историей]]:
* Фильм «Онегин» (США—Великобритания, 1999 г., реж. Марта Файнс). Создатели оказались немножечко [[не в ладах с историей]]:
** Один из самых шикарных ляпов фильма — Ленский и Ольга на пару поют «Ой, цветёт калина». Не иначе как смотались в будущее и посмотрели фильм «Кубанские казаки»: именно там впервые прозвучала эта песня. В фильме также звучат вальс «На сопках Маньчжурии» (написанный в 1906 г.) и песня «Коробейники» (написанная в 1898 г.). Впрочем, хорошо уже то, что звучат аутентичные русские песни, а не [[клюква]].
** Один из самых шикарных ляпов фильма — Ленский и Ольга на пару поют «Ой, цветёт калина». Не иначе как смотались в будущее и посмотрели фильм «Кубанские казаки»: именно там впервые прозвучала эта песня. В фильме также звучат вальс «На сопках Маньчжурии» (написанный в 1906 г.) и песня «Коробейники» (написанная в 1898 г.). Впрочем, хорошо уже то, что звучат аутентичные русские песни, а не [[клюква]].

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!