Редактирование: Закон квадрата-куба

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 5: Строка 5:
'''Закон квадрата-куба''' звучит так: если увеличить что-то в ''n'' раз, площадь поверхности увеличится в ''n''² раз, объём — в ''n''³ раз.
'''Закон квадрата-куба''' звучит так: если увеличить что-то в ''n'' раз, площадь поверхности увеличится в ''n''² раз, объём — в ''n''³ раз.


Одни параметры завязаны на объём (и увеличатся в ''n''³ раз), другие — на площадь (и увеличатся всего лишь квадратично). Масса — ''n''³, сила мышц — ''n''², поэтому великан не сможет даже удержать себя. Так что простое увеличение или уменьшение знакомых вещей не работает, потребуется кардинальная переработка. И потому не бывает [[ОБЧР]], [[гигантские насекомые|гигантских насекомых]], [[великан]]ов и лилипутов, [[кайдзю]], и т. д., и для этого по умолчанию необходимо вводить в сюжет [[масштабирование|магию либо что-то ей подобное]].
Одни параметры завязаны на объём (и увеличатся в ''n''³ раз), другие — на площадь (и увеличатся всего лишь квадратично). Масса — ''n''³, сила мышц — ''n''², поэтому великан не сможет даже удержать себя. Так что простое увеличение или уменьшение знакомых вещей не работает, потребуется кардинальная переработка. И потому не бывает [[ОБЧР]], [[гигантские насекомые|гигантских насекомых]], [[великан]]ов и лилипутов, [[кайдзю]], и т. д., и для этого по умолчанию необходимо вводить в сюжет магию, либо что-то ей подобное.


== Что чему пропорционально ==
== Что чему пропорционально ==
Строка 58: Строка 58:


* В некотором смысле большие дирижабли даже удобнее — в маленьких обшивка достаточной прочности будет слишком толста по сравнению с размерами дирижабля. Крошечные коптеры вполне существуют, а вот крошечных дирижаблей — нет. Но ветровое воздействие хуже переносится именно большими.
* В некотором смысле большие дирижабли даже удобнее — в маленьких обшивка достаточной прочности будет слишком толста по сравнению с размерами дирижабля. Крошечные коптеры вполне существуют, а вот крошечных дирижаблей — нет. Но ветровое воздействие хуже переносится именно большими.
** что показывает только одно - масштабирование конструкции в любую сторону простым увеличением всех линейных размеров применимо крайне ограничено. При желании, большой цепеллин можно сделать хоть в форме клина или гигантского летающего крыла, хоть любой иной формы, если она будет лучше держать нагрузки.


Если увеличить мотор в ''n'' раз, давление в нём не изменится, площадь поршней увеличится в ''n''² раз, масса деталей в ''n''³ раз — другими словами, обороты мотора уменьшатся в ''n'' раз, а мощность — увеличится в ''n''² раз. Замечали, как тихоходны огромные судовые двигатели? Кроме того, одни детали будут работать с увеличенными нагрузками, другие с уменьшенными — поэтому потребуется переработка всего, что есть в моторе. Тоньше картер, слабее поршни, это потребует более лёгких противовесов… А можно, наоборот, форсировать двигатель, уменьшив сами цилиндры, но увеличив их количество и усилив систему охлаждения (не забыли, её эффективность ''n''²?) А ещё придётся переделать капот той машины, в которой этот мотор будет стоять.
Если увеличить мотор в ''n'' раз, давление в нём не изменится, площадь поршней увеличится в ''n''² раз, масса деталей в ''n''³ раз — другими словами, обороты мотора уменьшатся в ''n'' раз, а мощность — увеличится в ''n''² раз. Замечали, как тихоходны огромные судовые двигатели? Кроме того, одни детали будут работать с увеличенными нагрузками, другие с уменьшенными — поэтому потребуется переработка всего, что есть в моторе. Тоньше картер, слабее поршни, это потребует более лёгких противовесов… А можно, наоборот, форсировать двигатель, уменьшив сами цилиндры, но увеличив их количество и усилив систему охлаждения (не забыли, её эффективность ''n''²?) А ещё придётся переделать капот той машины, в которой этот мотор будет стоять.
Строка 67: Строка 68:


В авиации есть изящный термин «уравнение существования». Это эмпирический закон, показывающий приблизительную составляющую долю в общей массе всех узлов, образующих самолет, чтобы он мог летать. Для более крупного самолета нужен более мощный двигатель. Этот двигатель будет чуть тяжелее, поэтому понадобится более крупное крыло. Это крыло тоже будет чуть тяжелее, поэтому эта «гонка весов» асимптотически стремится к…
В авиации есть изящный термин «уравнение существования». Это эмпирический закон, показывающий приблизительную составляющую долю в общей массе всех узлов, образующих самолет, чтобы он мог летать. Для более крупного самолета нужен более мощный двигатель. Этот двигатель будет чуть тяжелее, поэтому понадобится более крупное крыло. Это крыло тоже будет чуть тяжелее, поэтому эта «гонка весов» асимптотически стремится к…
…новому самолету, в котором двигатели по прежнему будут занимать, скажем, 35 % веса, но общая масса самолета возрастет раза в два. Например И-16 при мощности двигателя около 1000 лошадиных сил имел взлётную массу 1800—1900 кг, а его прямой потомок И-185 с 2000-сильным двигателем тянул уже на 3800. В общем случае это тот же ракетный закон - считается что полезная нагрузка примерно равна 1% массы ракеты (разумеется это сильное упрощение, однако "протон" при массе около 700 тонн на геопереходную орбиту вытаскивает около 7 тонн, так что для примера покатит, логичнее было бы говорить об отношении полезной нагрузки к сухой массе ракеты), важно не это, а то что принцип "топливо которое тащит топливо" порождает ту же проблему что и у самолётостроителей. Нельзя просто отмасштабировать, нужно делать новую ракету с нуля. Костыли в виде модульности, "летающего забора" и аспарагуса дело лишь усугубляют, ибо относятся к удешевлению и стандартизации, а не к увеличению эффективности конструкции.
…новому самолету, в котором двигатели по прежнему будут занимать, скажем, 35 % веса, но общая масса самолета возрастет раза в два. Например И-16 при мощности двигателя около 1000 лошадиных сил имел взлётную массу 1800—1900 кг, а его прямой потомок И-185 с 2000-сильным двигателем тянул уже на 3800. В общем случае это тот же ракетный закон — считается что полезная нагрузка примерно равна % массы ракеты (разумеется это сильное упрощение, однако «протон» при массе около 700 тонн на геопереходную орбиту вытаскивает около 7 тонн, так что для примера покатит, логичнее было бы говорить об отношении полезной нагрузки к сухой массе ракеты), важно не это, а то что принцип «топливо которое тащит топливо» порождает ту же проблему что и у самолётостроителей. Нельзя просто отмасштабировать, нужно делать новую ракету с нуля. Костыли в виде модульности, «летающего забора» и аспарагуса дело лишь усугубляют, ибо относятся к удешевлению и стандартизации, а не к увеличению эффективности конструкции.
 
* Энергия пули — (mv²)/2, импульс — mv. По закону сохранения импульса ружьё летит назад во столько раз медленнее, во сколько раз оно тяжелее пули. Но при этом кинетическая энергия, которая достанется плечу стрелка, во столько же раз меньше кинетической энергии пули, т. к. она пропорциональна квадрату скорости и всего лишь первой степени от массы. По мере увеличения калибра и приближения массы поражающего элемента к массе оружия ситуация всё больше напоминает одновременный выстрел в утку и себе в плечо, со всеми сопутствующими переломами ключиц.


==== Положительные стороны ====
==== Положительные стороны ====
Строка 73: Строка 76:
Объём топлива и перевозимого груза на корабле растёт пропорционально кубу, а сечение, которое надо пропихивать через воду — квадрату. Поэтому суда всё монструознее и монструознее.
Объём топлива и перевозимого груза на корабле растёт пропорционально кубу, а сечение, которое надо пропихивать через воду — квадрату. Поэтому суда всё монструознее и монструознее.


*Если речь идёт о гребных судах, то увеличение судна в длину с добавлением дополнительных гребцов увеличивает только трение бортов о воду, которое составляет меньшую долю в общем сопротивлении воды, но оставляет неизменным вышеупомянутое сечение, пропихивание которого и создаёт основную проблему — мощность растёт линейно (точнее, медленнее, чем линейно, но быстрее, чем с показателем 1/2), затраты — значительно медленнее. А учитывая, что длинная лодка создаёт меньшую турбулентность в воде, чем короткая, получается именно так: чем длиннее лодка и больше на ней гребцов — тем эффективнее вся конструкция. Дальше всё упирается только в прочность, где закон квадрата-куба превращается просто в закон квадрата: при простом удлинении лодки нагрузка на корпус в средней части растёт квадратично (именно поэтому деревянные галеры, а позже - линкоры ломались пополам), а его прочность не изменяется вообще.
* Если речь идёт о гребных судах, то увеличение судна в длину с добавлением дополнительных гребцов увеличивает только трение бортов о воду, которое составляет меньшую долю в общем сопротивлении воды, но оставляет неизменным вышеупомянутое сечение, пропихивание которого и создаёт основную проблему — мощность растёт линейно (точнее, медленнее, чем линейно, но быстрее, чем с показателем 1/2), затраты — значительно медленнее. А учитывая, что длинная лодка создаёт меньшую турбулентность в воде, чем короткая, получается именно так: чем длиннее лодка и больше на ней гребцов — тем эффективнее вся конструкция. Дальше всё упирается только в прочность, где закон квадрата-куба превращается просто в закон квадрата: при простом удлинении лодки нагрузка на корпус в средней части растёт квадратично (именно поэтому деревянные галеры, а позже — линкоры ломались пополам), а его прочность не изменяется вообще.
** Правда, остается ещё волновое сопротивление.
** Правда, остается ещё волновое сопротивление.
** особо борзые конструкторы решили положить на данный закон с прибором с помощью "смазки". Для подводных судов - кавитационный пузырь (это позволило гонять под водой как и не снилось, правда шума было много), для воздушных - плазменная (нормально сделать не смогли, потому как плазма сильно мешает ориентироваться в пространстве, плюс сейчас скорости явно не те). Что, в принципе, логично. Кстати авторам фантастики на заметку, что шайхулудам необходимо превращать землю в грязь дабы очень быстро в ней двигаться.
** особо борзые конструкторы решили положить на данный закон с прибором с помощью «смазки». Для подводных судов — кавитационный пузырь (это позволило гонять под водой как и не снилось, правда шума было много), для воздушных — плазменная (нормально сделать не смогли, потому как плазма сильно мешает ориентироваться в пространстве, плюс сейчас скорости явно не те). Что, в принципе, логично. Кстати авторам фантастики на заметку, что шайхулудам необходимо превращать землю в грязь дабы очень быстро в ней двигаться.
 
* Корабли вообще, и особенно военные в частности. Здоровенные подлодки проекта "Акула" добрые люди прозвали водовозами за то, что в норме, половину массы судна составляет балластная (!) вода. То ли резерва плавучести на случай повреждения, то ли просто не смогли придумать, что ЕЩЁ впихнуть в этот гигантский объем.
* Другой пример - линкоры. Если проследить их историю, то с увеличением водоизмещения вырастала и толщина брони. В итоге, знаменитый "Ямато" в самых толстых местах имел полметра брони. Если бы она ещё была нормального качества, а в составе эскадры оставались авианосцы для прикрытия этой туши... А так, только анекдот про три самые бесполезные на свете вещи - Египетские пирамиды, Великую Китайскую Стены, и сабж.


То же с дирижаблями: масса оболочки при равной толщине растёт по квадрату, рабочий объем — по кубу, да и аэродинамика улучшается, как у судов. А керосин всё дороже, и перспективы возрождения воздухоплавания всё заманчивее. Правда автор сего тезиса почему-то думает что дирижабли подобны воздушным шарам. Нихрена - тепловые дирижабли помимо топлива чтобы ворочать конструкцию, нуждаются ещё и в подогреве рабочего тела. А теперь мякотка: автор примечания как-то в споре с коллегами проводил примерный расчет дирижабля Циолковского, после чего всякое желание строить монструозную хренотень способную засунуть в трюм пару-тройку супертанкеров пропало напрочь: парусность сего такова, что никаких двигателей не хватит чтобы ей нормально управлять или хоть как-то двигать, а уж чтоб просто взлетела (это тепловой дирижабль) потребуются тысячи тонн топлива. Циолковский, правда, считал, что оно само взлетит (солнце нагреет газ), но похоже, нет. С двигательной установкой тоже всё печально - как и в случае с океанскими лайнерами (где на увеличение скорости в 1 узел приходилось удваивать мощность силовой установки, что привело к эпическим 500 000 л.с. у лайнера способного жать 35 узлов), дабы сдвинуть с места воздушное судно в несколько сот тысяч тонн, более-менее годится только реактивный двигатель, причем здоровенный, жрущий топливо как не в себя, в итоге дирижабль больше похож на ракету, прицепленную к воздушному шарику - [[Kerbal Space Program|тяга нивелируется драгой]]. То есть летает медленно, управляется плохо, топлива жрёт много, вывод - нерентабельно, если конечно вам не надо тащить что-то охрененно здоровое и нетранспортабельное туда куда иным способом это притащить нельзя. Однако проведение ОКР (опытно-конструкторских работ) в этой области способно обогатить инженерию решениями, которые могут позже пригодиться - для воздушных космодромов, удешевляющих запуски, или для баз в атмосфере Венеры, или ещё зачем-нибудь.  
То же с дирижаблями: масса оболочки при равной толщине растёт по квадрату, рабочий объем — по кубу, да и аэродинамика улучшается, как у судов. А керосин всё дороже, и перспективы возрождения воздухоплавания всё заманчивее. Правда автор сего тезиса почему-то думает что дирижабли подобны воздушным шарам. Нихрена — тепловые дирижабли помимо топлива чтобы ворочать конструкцию, нуждаются ещё и в подогреве рабочего тела. А теперь мякотка: автор примечания как-то в споре с коллегами проводил примерный расчет дирижабля Циолковского, после чего всякое желание строить монструозную хренотень способную засунуть в трюм пару-тройку супертанкеров пропало напрочь: парусность сего такова, что никаких двигателей не хватит чтобы ей нормально управлять или хоть как-то двигать, а уж чтоб просто взлетела (это тепловой дирижабль) потребуются тысячи тонн топлива. Циолковский, правда, считал, что оно само взлетит (солнце нагреет газ), но похоже, нет. С двигательной установкой тоже всё печально — как и в случае с океанскими лайнерами (где на увеличение скорости в 1 узел приходилось удваивать мощность силовой установки, что привело к эпическим 500 000 л.с. у лайнера способного жать 35 узлов), дабы сдвинуть с места воздушное судно в несколько сот тысяч тонн, более-менее годится только реактивный двигатель, причем здоровенный, жрущий топливо как не в себя, в итоге дирижабль больше похож на ракету, прицепленную к воздушному шарику — [[Kerbal Space Program|тяга нивелируется драгой]]. То есть летает медленно, управляется плохо, топлива жрёт много, вывод — нерентабельно, если конечно вам не надо тащить что-то охрененно здоровое и нетранспортабельное туда куда иным способом это притащить нельзя. Однако проведение ОКР (опытно-конструкторских работ) в этой области способно обогатить инженерию решениями, которые могут позже пригодиться — для воздушных космодромов, удешевляющих запуски, или для баз в атмосфере Венеры, или ещё зачем-нибудь.
** Как раз воздушные шары с воздухом изнутри подогревать надо. А гелий или гелий-водородную смесь — не надо.  


{{Nav/Не знает матчасти}}
{{Nav/Не знает матчасти}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!