Редактирование: Застенки царизма

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Limited}}
{{Q|Жизнь рабочего до революции — это жертвоприношение во имя врага своего. Это чёрная длинная лента, в которой не вспомнишь ни одного дня — все одинаково тяжелы и невыносимы, все безмолвны и тихи, как сон. Среди нас жили десятки лет великие герои, мученики и гении терпения и труда, а о них никто не знал, их держали, как зверей, на окраинах города в черноте тела, в тёмном безумии полусонной, сжатой жизни, их томили в тисках нищеты и безнадёжности…|Андрей Платонов}}
{{Q|Жизнь рабочего до революции — это жертвоприношение во имя врага своего. Это чёрная длинная лента, в которой не вспомнишь ни одного дня — все одинаково тяжелы и невыносимы, все безмолвны и тихи, как сон. Среди нас жили десятки лет великие герои, мученики и гении терпения и труда, а о них никто не знал, их держали, как зверей, на окраинах города в черноте тела, в тёмном безумии полусонной, сжатой жизни, их томили в тисках нищеты и безнадёжности…|Андрей Платонов}}
'''Застенки царизма''' — [[троп]], противоположный «[[Россия, которую мы потеряли|России, которую они там потеряли]]». Заключается он в критическом изображении Российского государства до революции, причём временные границы тропа невероятно широки — «Житие протопопа Аввакума» является далеко не первым произведением с подобным посылом, несмотря на то, что написано в XVII веке. И если конкретные проблемы в разное время описывались разные, то общий вектор произведений схож — критика несправедливости.
'''Застенки царизма''' — [[троп]], противоположный «[[Россия, которую мы потеряли|России, которую они там потеряли]]». Заключается он в критическом изображении Российского государства до революции, причём временные границы тропа невероятно широки — «Житие протопопа Аввакума» является далеко не первым произведением с подобным посылом, несмотря на то, что написано в XVII веке. И если конкретные проблемы в разное время описывались разные, то общий вектор произведений схож — критика несправедливости.
Строка 5: Строка 6:


== История тропа ==
== История тропа ==
Зарождением тропа можно считать творчество князя Курбского и его переписку с [[Иван Грозный|Иваном Грозным]]. Резкая критика усилившегося [[Абсолютистская Империя|самодержавия]], написанная умным и образованным человеком<ref>Который при этом тщился понять, неужели царь на него обиделся всего лишь за то, что он в разгар войны перебежал на сторону противника. И использовал всевозможные, не всегда соответствующие действительности обвинения [[Я пострадавший, мне всё можно|как оправдание правомерности своего поступка]]. В конце концов, каждый умный и образованный человек того времени твёрдо знал, что [[Сарказм|местничество — это тот путь, которым Россия должна следовать и дальше]].</ref> позже была использована как основа многочисленных памфлетов времён Смутного времени, благо книгопечатание уже достигло достаточной массовости. Московия описывалась как страна псоглавцев и кровавых опричников.
Зарождением тропа можно считать творчество князя Курбского и его переписку с Иваном Грозным. Резкая критика усилившегося [[Абсолютистская Империя|самодержавия]], написанная умным и образованным человеком<ref>Который при этом тщился понять, неужели царь на него обиделся всего лишь за то, что он в разгар войны перебежал на сторону противника. И использовал всевозможные, не всегда соответствующие действительности обвинения [[Я пострадавший, мне всё можно|как оправдание правомерности своего поступка]]. В конце концов, каждый умный и образованный человек того времени твёрдо знал, что [[Сарказм|местничество — это тот путь, которым Россия должна следовать и дальше]].</ref> позже была использована как основа многочисленных памфлетов времён Смутного времени, благо книгопечатание уже достигло достаточной массовости. Московия описывалась как страна псоглавцев и кровавых опричников.


Раскол русской церкви и борьба со старообрядчеством породили следующую веху — достаточно многочисленные произведения о страданиях людей из-за этой религиозной катавасии.
Раскол русской церкви и борьба со старообрядчеством породили следующую веху — достаточно многочисленные произведения о страданиях людей из-за этой религиозной катавасии.
Строка 24: Строка 25:
* «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — книга, написанная священником и противником реформы Никона. Описывает страдания Аввакума Петрова, его конфликты с местной аристократией, церковную реформу и жизнь в ссылке. При том, что сам Аввакум по современным меркам — [[храмовник|пуританин]] и [[фанатик]]. Фразочки «Неча в Персиду ходить мучаться — у судя Вавилон построили!», «Встань, протопоп, обличай блядь никонианскую!», «Огнём, да кнутом, да виселицею веру хотят утвердить» и знаменитый разговор с женой после перехода по льду забайкальской реки «— Долго ли муки сея, протопоп, будет? — Марковна, до самыя смерти!» [[Растаскано на цитаты|ушли в народ]] и цитируются даже атеистами.
* «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — книга, написанная священником и противником реформы Никона. Описывает страдания Аввакума Петрова, его конфликты с местной аристократией, церковную реформу и жизнь в ссылке. При том, что сам Аввакум по современным меркам — [[храмовник|пуританин]] и [[фанатик]]. Фразочки «Неча в Персиду ходить мучаться — у судя Вавилон построили!», «Встань, протопоп, обличай блядь никонианскую!», «Огнём, да кнутом, да виселицею веру хотят утвердить» и знаменитый разговор с женой после перехода по льду забайкальской реки «— Долго ли муки сея, протопоп, будет? — Марковна, до самыя смерти!» [[Растаскано на цитаты|ушли в народ]] и цитируются даже атеистами.
* Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга описывает быт крепостных, их тяжелую долю, откровенный беспредел помещиков. Как метко высказалась [[Екатерина II]]: «Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот хоть [[самозванец|царём прикинулся]], монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!».
* Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга описывает быт крепостных, их тяжелую долю, откровенный беспредел помещиков. Как метко высказалась [[Екатерина II]]: «Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот хоть [[самозванец|царём прикинулся]], монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!».
** Он выбрал очень неудачный момент: книга была опубликована в мае 1790 года, в разгар Великой французской революции. Понятно, что все, начиная с императрицы, предпочли сначала задавить проблему, а уже потом разбираться.
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]]. И детская юмористическая «[[Сказки Пушкина|Сказка о попе и работнике его Балде]]», и весьма кощунственная «Гаврилиада», и знаменитое «Мы добрых граждан позабавим // И у позорного столпа // [[Воинствующий атеист|Кишкой последнего попа]] // [[Бафосная угроза|Последнего царя удавим]]». Самое интересное, что под конец жизни Александр Сергеевич, наоборот, начал восхвалять царя.
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]]. И детская юмористическая «[[Сказки Пушкина|Сказка о попе и работнике его Балде]]», и весьма кощунственная «Гаврилиада», и знаменитое «Мы добрых граждан позабавим // И у позорного столпа // [[Воинствующий атеист|Кишкой последнего попа]] // [[Бафосная угроза|Последнего царя удавим]]». Самое интересное, что под конец жизни Александр Сергеевич, наоборот, начал восхвалять царя.
* Н. В. [[Гоголь]]. Несмотря на юмористическую направленность его произведений, «[[Ревизор]]» и «[[Мёртвые души]]» рисуют весьма печальную картину общества.
* Н. В. [[Гоголь]]. Несмотря на юмористическую направленность его произведений, «[[Ревизор]]» и «[[Мёртвые души]]» рисуют весьма печальную картину общества.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!