Редактирование: Зло в промышленных масштабах
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 4: | Строка 4: | ||
Зло в промышленных масштабах может быть по-настоящему пугающим. Одно дело — старый добрый Темный Властелин, его можно убить мечом или заклинанием, уничтожить его жизненный артефакт, разрушить замок… но что ты сделаешь с государством-Левиафаном, с пирамидой производства и потребления, с массовой промывкой мозгов? Толпа с вилами тут не справится! | Зло в промышленных масштабах может быть по-настоящему пугающим. Одно дело — старый добрый Темный Властелин, его можно убить мечом или заклинанием, уничтожить его жизненный артефакт, разрушить замок… но что ты сделаешь с государством-Левиафаном, с пирамидой производства и потребления, с массовой промывкой мозгов? Толпа с вилами тут не справится! | ||
Зло в промышленных масштабах характерно для таких жанров, как [[Антиутопия]], [[киберпанк]], [[стимпанк]], [[постапокалипсис]]. Но первые примеры такого зла в искусстве подарили нам направления [[Реализм]] и [[Натурализм]]. Да, то, что «Жерминаль» или «Оливер Твист» списаны во многом с натуры — дополнительное [[топливо ночного кошмара]]. Впрочем, с тех времен человечество достигло новых глубин ада, еще живы люди, помнящие Освенцим, | Зло в промышленных масштабах характерно для таких жанров, как [[Антиутопия]], [[киберпанк]], [[стимпанк]], [[постапокалипсис]]. Но первые примеры такого зла в искусстве подарили нам направления [[Реализм]] и [[Натурализм]]. Да, то, что «Жерминаль» или «Оливер Твист» списаны во многом с натуры — дополнительное [[топливо ночного кошмара]]. Впрочем, с тех времен человечество достигло новых глубин ада, еще живы люди, помнящие Освенцим и ГУЛаг, и камбоджийцы не скоро разгребут последствия правления Пол Пота <ref>Хотя Пол Пота трудно назвать промышленником: этот ревизионист был ненавистником пролетариата и фанатом крестьянства, и массовые казни при его правлении осуществлялись на полях мотыгами — потому что этот сказочный долболоб разогнал и развалил к хреням все патронные заводы, а те немногие патроны, что ещё оставались в стране, берегли как зеницу ока для войны с вьетнамцами.</ref>… В общем, фантасту нынче трудно измыслить пакость, которой не было бы в реальности. | ||
Что дает нам применение зла в промышленных масштабах как художественного приема? Во-первых, более глубокий контакт с аудиторией, которая сама живет в индустриальую и постиндустриальную эпоху. Прихотливого потребителя уже не так легко напугать черной рукой из-под подушки, но что такое бесчувственная государственная машина и на что она способна — [[страхи взрослого человека|более-менее понимают все]]. | Что дает нам применение зла в промышленных масштабах как художественного приема? Во-первых, более глубокий контакт с аудиторией, которая сама живет в индустриальую и постиндустриальную эпоху. Прихотливого потребителя уже не так легко напугать черной рукой из-под подушки, но что такое бесчувственная государственная машина и на что она способна — [[страхи взрослого человека|более-менее понимают все]]. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* | * «[[Мы]]» Евгения Замятина — педаль в пол: все общественные институты в Едином Государстве являются заводами — в том числе, там присутствуют Детско-воспитательный<ref>Вы будете смеяться, но советская эпоха подарила миру такое WTF-название учреждения, как «детский комбинат», означающее… что бы вы думали? Комбинацию детского садика с яслями.</ref> и Музыкальный заводы. | ||
* | * Ллойд Биггл-младший «Музыкодел» и «Какая прекрасная школа!» — [[Серо-серая мораль|не так что совсем уж зло]], но зато, несомненно, в промышленных масштабах. | ||
* «[[1984]]» — педаль всё там же: тут уже | * «[[1984]]» — педаль всё там же: тут уже десятилетия всё человечество подвергается промывке мозгов и многому другому. | ||
* | * [[Сага о ведьмаке]] — Сапковский подчеркивает бесчеловечную сущность Нильфгаардской империи, описывая войну глазами Пэтера Эвертсена, главного завхоза имперских армий, для которого разоренные города, трупы и захваченные рабы — это прежде всего логистика. | ||
* Цикл «Древний» Сергея Тармашева — Межпланетная Корпорация президента Аугусто{{spoiler| он же Арториус Мудрый.}} Именно корпорационное государство с промывкой мозгов и прочими «прелестями жизни». | |||
* Федор Кнорре «Капитан Крокус» — Чучельномеханический комбинат Почётного Ростовщика Республики. | |||
* | * «Черное Солнце» Г. Макнилла — Демонкулаба и сопутствующие ей «производства» для создания новых космодесантников-предателей из легиона Железных Воинов. | ||
* «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли — тоже много чего и со вкусом: автор прямым текстом винит во всех несчастьях людей будущего создателя конвейера, Генри Форда. И да, тут люди сами помогают превращать себя в недочеловеков, причем абсолютно добровольно и фактически не подвергаясь манипуляциям. | |||
* «Сокрушение несокрушимых» Эдуарда Скобелева — Международная Океаническая Лаборатория командора Сэтэна. | |||
* «Мерзейшая мощь» Клайва Льюиса — ГНИИЛИ. | |||
* Владислав Крапивин, «Голубятня на желтой поляне» — Те, которые велят. Обычно их упорно стараются не замечать и не говорить о них, официально их нет и даже в случае конфликтов наказывают как раз борцов с ними — «те, которые велят» совершенно обыденно творят взрывы (точнее — потворствуют всяким взрывам: бомб, человеческого горя, общества) и насылают «нашествия» ради высшей цели претворения мыслящей Галактики. А ещё у них есть заводы для создания исскуственных тел. | |||
* Г. | * Метавселенная Рудазова — расположенная в Аду фабрика невкусных сладостей. Смысл её работы в том, чтобы дети разочаровывались в праздниках. | ||
* | |||
* | |||
* | |||
* | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[Jupiter Ascending]] — космические негодяи делают из людей | * [[Jupiter Ascending]] — космические негодяи делают из людей эликсир бессмертия, уничтожая целые планеты. | ||
* | * [[Cabin in the Woods|Хижина в лесах]] — кормежка древних богов дело серьёзное, его нельзя пускать на самотек и отдавать в руки всякой там самодеятельности с алтарями и костяными ножами. Оно требует ответственного научного подхода и индустриальных мощностей. | ||
* [[The Matrix]] — тоже [[педаль в пол]]: все человечество превращено в гигантский электрогенератор | * [[The Matrix]] — тоже [[педаль в пол]]: все человечество превращено в гигантский электрогенератор. | ||
* В продолжении темы | * В продолжении темы романов-антиутопий «Бразилия» (англ. Brazil, 1985). Общество, в котором бюрократия победила здравый смысл. | ||
* | * [[Ready Player One|«Первому игроку приготовиться»]] — [[Преступная корпорация|корпорация IOI]] и её долговые центры, где влезших в долги перед корпорацией заставляют фармить для неё голду в местной ММОРПГ. Когда жертв долговых центров загоняют в воссозданный в виртуальности [[Стивен Кинг|отель «Оверлук»]], и зритель видит их ужас, становится слегка не по себе. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* | * [[Buffy_the_Vampire_Slayer|«Баффи»]]: серия «Желание»: в альтернативном мире, где вампир Мастер остался жив и захватил Саннидейл, он организовал конвейер для «машинного доения» крови из людей. | ||
** В третьем сезоне — фабрика демонов, похищающих подростков из нашего измерения, заставляющих их работать до старости и выбрасывающих обратно — в то время, как в нашем мире проходит всего один день. | ** В третьем сезоне — фабрика демонов, похищающих подростков из нашего измерения, заставляющих их работать до старости и выбрасывающих обратно — в то время, как в нашем мире проходит всего один день. | ||
* | * [[Lexx]]: "Суд" на Кластере представляет собой конвейер, на котором людей бесконечным потоком за малейшие прегрешения расчленяют и скармливают титульному мега-кораблю под монотонный бубнёж голограмм, изображающих судей. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* A | * A Soldier's Story («История солдата»): дом чёрта похож на какую-то футуризированную фабрику... | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «Jimmy Two-Shoes» — комический вариант, «Унылая корпорация». Находится в городе Мизервилль, похожем на Ад, директор корпорации — Дьявол (правда, низкорослый) и производит товары такие, что от них жизнь жителей города становится только хуже. | * «Jimmy Two-Shoes» — комический вариант, «Унылая корпорация». Находится в городе Мизервилль, похожем на Ад, директор корпорации — Дьявол (правда, низкорослый) и производит товары такие, что от них жизнь жителей города становится только хуже. | ||
* | * «[[Южный Парк]]» — Aplle же. | ||
=== Веб-комиксы === | === Веб-комиксы === | ||
Строка 62: | Строка 52: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Amnesia: A Machine for | * Amnesia: A Machine for Pigs — вся игра проходит в огромном свиноводческом фабричном комплексе. | ||
* Castlevania: Lords of Shadow 2 — у слуг Дьявола есть на Земле своя мегакорпорация. Как в Мизервилле (см. «Мультсериалы»), только это уже не смешно… | * Castlevania: Lords of Shadow 2 — у слуг Дьявола есть на Земле своя мегакорпорация. Как в Мизервилле (см. «Мультсериалы»), только это уже не смешно… | ||
* Серия [[Resident Evil]] — «Амбрелла», и этим всё сказанно. | * Серия [[Resident Evil]] — «Амбрелла», и этим всё сказанно. | ||
** Субверсия — это такова её репутация. А создана была она, во многом, из-за недостатка информации. Это Вескер с Биркиным на пару всё поломали. Никто и не думал проводить на городах чудовищных экспериментов. А вот когда вирус уже вырвался, корпоранты начали действовать по принципу «зло во благо». Если зомби итак уже жрут людей, а на семь утра назначена ядерная бомбардировка, почему бы не воспользоваться этим промежутком для неэтичных экспериментов, которые дадут важную информацию? | ** Субверсия — это такова её репутация. А создана была она, во многом, из-за недостатка информации. Это Вескер с Биркиным на пару всё поломали. Никто и не думал проводить на городах чудовищных экспериментов. А вот когда вирус уже вырвался, корпоранты начали действовать по принципу «зло во благо». Если зомби итак уже жрут людей, а на семь утра назначена ядерная бомбардировка, почему бы не воспользоваться этим промежутком для неэтичных экспериментов, которые дадут важную информацию? | ||
* Серия Strider — проект ZAIN корпорации «Энтерпрайс» в NES-версии и спонсируемая Грандмастером Мейо корпорация «Кракен» в Strider 2. В римейке 2014 г. тоже что-то такое наблюдается. | * Серия Strider — проект ZAIN корпорации «Энтерпрайс» в NES-версии и спонсируемая Грандмастером Мейо корпорация «Кракен» в Strider 2. В римейке 2014 г. тоже что-то такое наблюдается. | ||
* [[Final Fantasy VII]] — корпорационное государство, основанное фирмой «Шин-ра», в буквальном смысле этого слова сосёт из планеты все соки. | * [[Final Fantasy VII]] — корпорационное государство, основанное фирмой «Шин-ра», в буквальном смысле этого слова сосёт из планеты все соки. | ||
* [[Assassin's Creed]]: Syndicate — вся игра об этом. | * [[Assassin's Creed]]: Syndicate — вся игра об этом. | ||
* Серия | * Серия Sonic — кто там у нас главный гад? Правильный ответ-безумный учёный-кибернетик.Половина уровней игр- это заводы и базы Эггмана - Роботника. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* | * [[Werewolf: The Apocalypse|«Оборотень: Апокалипсис»]] — корпорация «Пентекс». | ||
* [[WarHammer 40,000]]: | * [[WarHammer 40,000]]: | ||
** По идее, вся суть Империума Человечества — и это притом, что он УСЛОВНО ХОРОШИЙ и болеть предлагается за него. Но по-иному жить в сороковом тысячелетии нельзя: тяжёлые времена — бесконечная и кровопролитная [[гражданская война]], неиллюзорная вероятность [[демон]]ических вторжений на целую планету из-за одного-единственного «мыслепреступления» или из-за работы неосторожного либо специально засланного врагами псайкера-мага, неисчислимые налеты кровожадных [[орк]]ов, бесчисленное пробуждение гробниц с абсолютно бесчеловечными некронами-робонежитью, вечные набеги тёмных [[Космические эльфы|эльдар]] за рабами, да еще и местные «зерги» на огонёк из соседней галактики слетелись — требуют тяжелых мер. | ** По идее, вся суть Империума Человечества — и это притом, что он УСЛОВНО ХОРОШИЙ и болеть предлагается за него. Но по-иному жить в сороковом тысячелетии нельзя: тяжёлые времена — бесконечная и кровопролитная [[гражданская война]], неиллюзорная вероятность [[демон]]ических вторжений на целую планету из-за одного-единственного «мыслепреступления» или из-за работы неосторожного либо специально засланного врагами псайкера-мага, неисчислимые налеты кровожадных [[орк]]ов, бесчисленное пробуждение гробниц с абсолютно бесчеловечными некронами-робонежитью, вечные набеги тёмных [[Космические эльфы|эльдар]] за рабами, да еще и местные «зерги» на огонёк из соседней галактики слетелись — требуют тяжелых мер. | ||
** Со стороны Хаоса — Железные Воины, которые роют окопы, разминируют и уточняют характеристики вражьей обороны толпами военнопленных и даже жизнями непосредственных подчинённых. На захваченных мирах они быстро возводят крепости и фабрики, работающие на рабском труде и поставляющих оружие для дальнейших завоеваний. Иерархия у них, как правило, строится по ''полезности'', а значит: как только ты прекращаешь вкалывать на износ всех характеристик — ты идёшь собирать мины ногами или вообще на органы с кормом. Система, отлаженная тысячами лет. Сами Железные Воины не в восторге от системы, но [[так было надо|верят в правильность своего дела]]. | ** Со стороны Хаоса — Железные Воины, которые роют окопы, разминируют и уточняют характеристики вражьей обороны толпами военнопленных и даже жизнями непосредственных подчинённых. На захваченных мирах они быстро возводят крепости и фабрики, работающие на рабском труде и поставляющих оружие для дальнейших завоеваний. Иерархия у них, как правило, строится по ''полезности'', а значит: как только ты прекращаешь вкалывать на износ всех характеристик — ты идёшь собирать мины ногами или вообще на органы с кормом. Система, отлаженная тысячами лет. Сами Железные Воины не в восторге от системы, но [[так было надо|верят в правильность своего дела]]. | ||
** Ну а эталонным воплощением тропа можно считать Тёмных Механикумов. Ничего удивительного, учитывая что и «светлые» техножрецы предельно прагматичны и напрочь обделены | ** Ну а эталонным воплощением тропа можно считать Тёмных Механикумов. Ничего удивительного, учитывая что и «светлые» техножрецы предельно прагматичны и напрочь обделены эмпатией — а в случае «тёмных» ещё и сняты последние морально-религиозные ограничения, отчего абсолютно нормальными считаются массовые жертвоприношения для создания одержимых машин. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | |||
{{Nav/ | {{Nav/Goodevil}} |