Редактирование: Изменившаяся мораль/Реальная жизнь
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 251: | Строка 251: | ||
* Длинные волосы для аристократов в XVII—XVIII вв. были обязательны, а пожилые и облысевшие заказывали парики. В начале XIX в. стандартом становится короткая стрижка солдат и чиновников, студенты и люди искусства носят каре, а длинные волосы и борода — обязательны для священника. К середине XIX в. длинные волосы и борода у лица недуховного начинает означать нигилистов, народников, сомнительных профессоров и прочих опасных людей, которым царская власть не нравится (см. фото Петрашевского, Лаврова, Кропоткина, Салтыкова-Щедрина после того, как он в отставку вышел). В начале XX в. революционеры стали стричься коротко и косить под пролетариев, а длинная, растрёпанная шевелюра — это крестьянин, у которого в деревне парикмахеров нету, денег на стрижку не хватает или совсем нет, а мамка стригла под горшок, пока в город не уехал. В 1930-50-е советский человек должен стричься цивильно, а длинные волосы и бороды — пережиток прошлого, это дикари и старики-сектанты так носят. Хотя борода бывала частым делом у учёных («профессорская бородка» много где описывается): им можно, они люди занятые и немножко не от мира сего. В 1960-70-е волосы отращивает стиляга под разлагающим влиянием упадочной западной культуры — хотя по современным меркам те же [[Битлз|Битлы]] не разу не длинноволосые. И вообще, короткие стрижки и стереотип о поле и длине волос, как ни крути, придумала и распространила на весь мир именно западная культура. А уже в 1990-е длинноволосость — признак металлиста, ролевика или старого нонконформиста. А если с бородой, то это либо байкер, либо программист, которому лень побриться. Сейчас «волосанов» всё меньше, и это в основном старая гвардия неформалов, а вот отращивать бороды стало модно у современных стиляг — «хипстеров». | * Длинные волосы для аристократов в XVII—XVIII вв. были обязательны, а пожилые и облысевшие заказывали парики. В начале XIX в. стандартом становится короткая стрижка солдат и чиновников, студенты и люди искусства носят каре, а длинные волосы и борода — обязательны для священника. К середине XIX в. длинные волосы и борода у лица недуховного начинает означать нигилистов, народников, сомнительных профессоров и прочих опасных людей, которым царская власть не нравится (см. фото Петрашевского, Лаврова, Кропоткина, Салтыкова-Щедрина после того, как он в отставку вышел). В начале XX в. революционеры стали стричься коротко и косить под пролетариев, а длинная, растрёпанная шевелюра — это крестьянин, у которого в деревне парикмахеров нету, денег на стрижку не хватает или совсем нет, а мамка стригла под горшок, пока в город не уехал. В 1930-50-е советский человек должен стричься цивильно, а длинные волосы и бороды — пережиток прошлого, это дикари и старики-сектанты так носят. Хотя борода бывала частым делом у учёных («профессорская бородка» много где описывается): им можно, они люди занятые и немножко не от мира сего. В 1960-70-е волосы отращивает стиляга под разлагающим влиянием упадочной западной культуры — хотя по современным меркам те же [[Битлз|Битлы]] не разу не длинноволосые. И вообще, короткие стрижки и стереотип о поле и длине волос, как ни крути, придумала и распространила на весь мир именно западная культура. А уже в 1990-е длинноволосость — признак металлиста, ролевика или старого нонконформиста. А если с бородой, то это либо байкер, либо программист, которому лень побриться. Сейчас «волосанов» всё меньше, и это в основном старая гвардия неформалов, а вот отращивать бороды стало модно у современных стиляг — «хипстеров». | ||
** По иронии, пока в СССР всякого волосатика приравнивали к поклонникам «Битлз», в той же Англии, и вообще не только в странах соцлагеря, но и во всех тогдашних капиталистических странах были прецеденты в школах: не пустим учиться, пока не сострижёте свои патлы в стиле Мика Джаггера и не будете аккуратными, как Леннон и Маккартни. | ** По иронии, пока в СССР всякого волосатика приравнивали к поклонникам «Битлз», в той же Англии, и вообще не только в странах соцлагеря, но и во всех тогдашних капиталистических странах были прецеденты в школах: не пустим учиться, пока не сострижёте свои патлы в стиле Мика Джаггера и не будете аккуратными, как Леннон и Маккартни. | ||
*** В ФРГ семидесятых дело один раз дошло даже до суда. Который постановил, что да, <del>демоны</del> патлы были и свисали ниже воротника, но <del>самоликвидировались</del> были недостаточно длинными, чтобы доставать до | *** В ФРГ семидесятых дело, один раз, дошло даже до суда. Который постановил, что да, <del>демоны</del> патлы были и свисали ниже воротника, но <del>самоликвидировались</del> были недостаточно длинными, чтобы доставать до плечей. Стало быть приличия не нарушены и увольнять волосатика нельзя. | ||
** Опять же, в СССР действовал всеобщий призыв, а там длинные волосы даже офицерам не положены (негоже вояке носить то, что можно в драке на кулак намотать). Вполне повлияло. Но при этом брить солдатиков налысо в РККА и СА вплоть до времён Афгана считалось не комильфо (ибо налысо брили зэков). А вот в спецназе ГРУ с самого начала была традиция брить голову перед рейдом, откуда в афганские времена она и распространилась по всей армии. В наши дни, впрочем, среди военных постепенно возвращается мода на короткие полубоксы и причёски по типу jarhead. | ** Опять же, в СССР действовал всеобщий призыв, а там длинные волосы даже офицерам не положены (негоже вояке носить то, что можно в драке на кулак намотать). Вполне повлияло. Но при этом брить солдатиков налысо в РККА и СА вплоть до времён Афгана считалось не комильфо (ибо налысо брили зэков). А вот в спецназе ГРУ с самого начала была традиция брить голову перед рейдом, откуда в афганские времена она и распространилась по всей армии. В наши дни, впрочем, среди военных постепенно возвращается мода на короткие полубоксы и причёски по типу jarhead. | ||
** В советском кино длинные волосы вполне себе допускались для пожилой интеллигенции, вроде гуманитарного профессора или дирижёра. Да и вообще артистическая богема и интеллигенция часто ходила волосатой, а исторические фильмы типа «Трёх мушкетёров» сделали такую причёску популярной даже у тех мужчин, кто далёк от рок-н-ролла. | ** В советском кино длинные волосы вполне себе допускались для пожилой интеллигенции, вроде гуманитарного профессора или дирижёра. Да и вообще артистическая богема и интеллигенция часто ходила волосатой, а исторические фильмы типа «Трёх мушкетёров» сделали такую причёску популярной даже у тех мужчин, кто далёк от рок-н-ролла. | ||
Строка 311: | Строка 311: | ||
* В XX в. в порядке вещей было назвать игровую приставку на манер: название компании производителя (входит в аббревиатуру) + словечко в духе «супер-дупер». Что неудивительно, раньше игровая индустрия была ориентирована именно на детей, а игровые системы были главными устройствами для их воспроизведения поэтому и получали свои «суперы» для привлечения внимания. Что по современным меркам, для человека не в теме звучит несколько [[Бафосное имя|бафосно]], в сравнении с лаконичным и броским: название бренда с нумерацией, понятной (Playstation) или не очень (Xbox). | * В XX в. в порядке вещей было назвать игровую приставку на манер: название компании производителя (входит в аббревиатуру) + словечко в духе «супер-дупер». Что неудивительно, раньше игровая индустрия была ориентирована именно на детей, а игровые системы были главными устройствами для их воспроизведения поэтому и получали свои «суперы» для привлечения внимания. Что по современным меркам, для человека не в теме звучит несколько [[Бафосное имя|бафосно]], в сравнении с лаконичным и броским: название бренда с нумерацией, понятной (Playstation) или не очень (Xbox). | ||
** Что интересно, это черта именно 3-4 поколений игровых систем. Самая первая игровая приставка называлась вполне себе эпично — Magnavox Odyssey, а у её последователя была закономерная цифра «2», да и у систем Atari была специфическая, но ну нумерация. | ** Что интересно, это черта именно 3-4 поколений игровых систем. Самая первая игровая приставка называлась вполне себе эпично — Magnavox Odyssey, а у её последователя была закономерная цифра «2», да и у систем Atari была специфическая, но ну нумерация. | ||
** Именно из-за изменившегося в начале 2000-х отношения к видеоиграм, которые постепенно перестали быть забавой исключительно для юного поколения, серьёзно пострадали потенциальные продажи Nintendo Game Cube. Фиолетовый кубик, почти игрушечный на вид, с детскими эксклюзивами выглядел совсем не солидно на фоне новой PS2. Из-за чего GC собрал вокруг себя только фанатов самой Nintendo и был проигнорирован массовым игроком. Выйти из такого кризиса компания смогла только в следующем поколении | ** Именно из-за изменившегося в начале 2000-х отношения к видеоиграм, которые постепенно перестали быть забавой исключительно для юного поколения, серьёзно пострадали потенциальные продажи Nintendo Game Cube. Фиолетовый кубик, почти игрушечный на вид, с детскими эксклюзивами выглядел совсем не солидно на фоне новой PS2. Из-за чего GC собрал вокруг себя только фанатов самой Nintendo и был проигнорирован массовым игроком. Выйти из такого кризиса компания смогла только в следующем поколении серьёзно пересмотрев подход к рынку и заняв специализированную нишу не идя на прямую конкуренцию с Sony и Microsoft. | ||
== Разное == | == Разное == | ||
Строка 318: | Строка 318: | ||
*** В современном английском языке матерные выражение религиозного генеза тоже считаются более крепкими, чем сексуального. Так что насчет "а как переводится Fuck? — «О Боже мой» не такая уж шутка, если говорить об уровне табуированности. | *** В современном английском языке матерные выражение религиозного генеза тоже считаются более крепкими, чем сексуального. Так что насчет "а как переводится Fuck? — «О Боже мой» не такая уж шутка, если говорить об уровне табуированности. | ||
**** И не только английском. Вообще русский язык в этом отношении скорее исключение, чем правило. | **** И не только английском. Вообще русский язык в этом отношении скорее исключение, чем правило. | ||
* Поесть в харчевне в [[Императоры и гладиаторы|Древнем Риме]] для приличного человека считалось дурным тоном — такое было допустимым только для плебеев. По той причине, что типичные плебеи снимали комнату в инсуле, и в снимаемой комнате просто не было места для готовки, так что питались они в уличных забегаловках. Приличный же человек должен был демонстративно избегать уличных забегаловок и питаться в доме — или у себя, или в гостях. Заведений статуса дорогого ресторана для богатых в Риме просто не было. Среди пороков императора Вителлия упоминали и то, что этот калиф на час был настолько прожорлив, что будучи в пути, мог зайти в харчевню и закусить фастфудом. | * Поесть в харчевне в [[Императоры и гладиаторы|Древнем Риме]] для приличного человека считалось дурным тоном — такое было допустимым только для плебеев. По той причине, что типичные плебеи снимали комнату в инсуле, и в снимаемой комнате, просто не было места для готовки, так что питались они в уличных забегаловках. Приличный же человек должен был демонстративно избегать уличных забегаловок и питаться в доме — или у себя, или в гостях. Заведений статуса дорогого ресторана для богатых в Риме просто не было. Среди пороков императора Вителлия упоминали и то, что этот калиф на час был настолько прожорлив, что будучи в пути, мог зайти в харчевню и закусить фастфудом. | ||
** Аналогично, до войны с Наполеоном, в России не было мест общественного питания | ** Аналогично, до войны с Наполеоном, в России не было мест общественного питания достойных для питания дворянина, а после войны начали массово появляться рестораны, кафе и бистро. | ||
* А вот в [[Шахи, бессмертные и огнепоклонники|Персии]] мужчины, принадлежавшие к одному сословию, приветствовали друг друга поцелуем в губы (и это при том, что в [[Справочник автора/Зороастризм|зороастризме]], исконно иранской вере, гомосексуализм считается смертным грехом!). Попробуйте-ка теперь поприветствовать так своего приятеля… | * А вот в [[Шахи, бессмертные и огнепоклонники|Персии]] мужчины, принадлежавшие к одному сословию, приветствовали друг друга поцелуем в губы (и это при том, что в [[Справочник автора/Зороастризм|зороастризме]], исконно иранской вере, гомосексуализм считается смертным грехом!). Попробуйте-ка теперь поприветствовать так своего приятеля… | ||
** Это не только персидский обычай. Поцелуй в губы долгое время не имел сексуального подтекста во многих культурах. Даже Христос в легенде Ивана Карамазова целовал великого инквизитора в бескровные девяностолетние уста, а самого Ивана — Алеша. А теперь да, мужчины даже обняться стесняются. | ** Это не только персидский обычай. Поцелуй в губы долгое время не имел сексуального подтекста во многих культурах. Даже Христос в легенде Ивана Карамазова целовал великого инквизитора в бескровные девяностолетние уста, а самого Ивана — Алеша. А теперь да, мужчины даже обняться стесняются. | ||
Строка 326: | Строка 326: | ||
* [[Рокош]]! | * [[Рокош]]! | ||
** Хотя скорее мораль изменилась по способу, а не по принципу, ибо у рокоша есть современный аналог — импичмент. | ** Хотя скорее мораль изменилась по способу, а не по принципу, ибо у рокоша есть современный аналог — импичмент. | ||
*** Это не аналог. Рокош — утверждение дворянской вольности, права на | *** Это не аналог. Рокош — утверждение дворянской вольности, права на мятёж для которого не особенно-то и нужна причина. Импичмент — снимание с должности, с возбранением на занимание должностей в дальнейшем человека оказавшегося недостойным оказанного ему правительством доверия. | ||
* Для современных националистов Восточной Азии (после того, как весь двадцатый век они изучали европейскую традицию национализма в марксистском или американском изводе) очень сложно понять идеалы паназиатских националистов начала XX века, которые не видели ничего плохого в идее объединения Китая, Японии и Кореи под властью одного императора: лишь бы этот император укрепил страну и прогнал прочь коварных западных варваров. Например, корейский национальный герой Ан Чунгын (убивший первого японского премьер-министра) | * Для современных националистов Восточной Азии (после того, как весь двадцатый век они изучали европейскую традицию национализма в марксистском или американском изводе) очень сложно понять идеалы паназиатских националистов начала XX века, которые не видели ничего плохого в идее объединения Китая, Японии и Кореи под властью одного императора: лишь бы этот император укрепил страну и прогнал прочь коварных западных варваров. Например, корейский национальный герой Ан Чунгын (убивший первого японского премьер-министра) уже ожидая казни написал брошюру «Рассуждение о мире в Восточной Азии», в которой, среди прочего, утверждал, что для патриота Кореи нет ничего плохого в том, чтобы быть подданным японского императора. Его возмущало то, что корейцы, хотя они такие же подданные, как коренные японцы, оказались в положении людей второго сорта. | ||
* С современной точки зрения чуть ли не всех великих мореплавателей эпохи географических открытий надо судить за [[пират]]ство. Даже если они и не пробавлялись захватом судов конкурирующей державы, как сэр Фрэнсис Дрейк, то уж с туземцами не церемонились и везли их своим королям как диковинных зверушек, естественно, не спрашивая согласия. | * С современной точки зрения чуть ли не всех великих мореплавателей эпохи географических открытий надо судить за [[пират]]ство. Даже если они и не пробавлялись захватом судов конкурирующей державы, как сэр Фрэнсис Дрейк, то уж с туземцами не церемонились и везли их своим королям как диковинных зверушек, естественно, не спрашивая согласия. | ||
* Колумб Америку открыл — великий был моряк! А заодно он… обратил в [[рабство]] всё население [[Тёплые моря и пиратские острова|Гаити]], заставлял туземцев добывать золото и отрубал им руки, если не справлялись, [[Пёс злодея|травил их]] собаками и вырезал целые племена, бунтовавшие против подобного обращения. Е. Евтушенко в поэме «Фуку» прошёлся по этой стороне его деятельности. А в то время мало кто считал, что конкистадоры (в том числе Колумб) делают что-то плохое. Дворянин старается для своего короля, добывает золото и рабов, как и подобает благородному дону, а [[индейцы]] — нехристи и людоеды, чего их жалеть. | * Колумб Америку открыл — великий был моряк! А заодно он… обратил в [[рабство]] всё население [[Тёплые моря и пиратские острова|Гаити]], заставлял туземцев добывать золото и отрубал им руки, если не справлялись, [[Пёс злодея|травил их]] собаками и вырезал целые племена, бунтовавшие против подобного обращения. Е. Евтушенко в поэме «Фуку» прошёлся по этой стороне его деятельности. А в то время мало кто считал, что конкистадоры (в том числе Колумб) делают что-то плохое. Дворянин старается для своего короля, добывает золото и рабов, как и подобает благородному дону, а [[индейцы]] — нехристи и людоеды, чего их жалеть. | ||
Строка 340: | Строка 340: | ||
* Когда-то в Европе не считалось зазорным есть певчих птичек вроде соловьёв. Могли подать на стол и павлинов, и фазанов. На Руси ели лебедей. У современного человека возникает резонный вопрос — как можно их есть?! Они же такие красивые/песенки поют! | * Когда-то в Европе не считалось зазорным есть певчих птичек вроде соловьёв. Могли подать на стол и павлинов, и фазанов. На Руси ели лебедей. У современного человека возникает резонный вопрос — как можно их есть?! Они же такие красивые/песенки поют! | ||
** С одной стороны, мало ли кто красивый. Утки красивые, особенно селезни, лошади красивые, куры. Даже свиньи, когда чистые, по-своему обаятельны. Однако их как ели, так и едят. Они ведь домашние. Тут другая проблема — в современном обществе очень мало употребляют дичи, то есть пищи, добытой охотой. Сейчас это считается экологически вредным, потому что население Земли — несколько млрд. человек, а в некоторых странах плотность населения очень большая. В Тёмные века, когда Европа была почти сплошь покрыта лесами, для любого мужика (за пределами распаханных уже тогда Италии и Греции) считалось нормальным ходить на охоту. В Средние века, когда часть общинных лесов распахали, часть стала господскими, дичь на столе — важная привилегия дворянства (а простолюдинов [[Неадекватное возмездие|за охоту в господском лесу могли и повесить]]). | ** С одной стороны, мало ли кто красивый. Утки красивые, особенно селезни, лошади красивые, куры. Даже свиньи, когда чистые, по-своему обаятельны. Однако их как ели, так и едят. Они ведь домашние. Тут другая проблема — в современном обществе очень мало употребляют дичи, то есть пищи, добытой охотой. Сейчас это считается экологически вредным, потому что население Земли — несколько млрд. человек, а в некоторых странах плотность населения очень большая. В Тёмные века, когда Европа была почти сплошь покрыта лесами, для любого мужика (за пределами распаханных уже тогда Италии и Греции) считалось нормальным ходить на охоту. В Средние века, когда часть общинных лесов распахали, часть стала господскими, дичь на столе — важная привилегия дворянства (а простолюдинов [[Неадекватное возмездие|за охоту в господском лесу могли и повесить]]). | ||
** Ежей тоже ели в Средние века или в Древнем Риме. И таборные цыгане их ели — обмазывали глиной и запекали в костре. Вот признайтесь | ** Ежей тоже ели в Средние века или в Древнем Риме. И таборные цыгане их ели — обмазывали глиной и запекали в костре. Вот признайтесь могли бы вы съесть ёжика, даже приготовленного? Как у [[Михаил Задорнов|Задорнова]] в шутке про меню детского кафе выходит, честное слово… | ||
*** Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» свидетельствует, что ежовое мясо пахнет псиной. Возможно, заблаговременная кастрация (как у боровов и каплунов, как куриных, так и индюшиных) устранила бы нежелательный аромат, но для этого надо разводить ежей на ферме, что в силу их малых размеров нецелесообразно. Справедливости ради, это (особенно ежи) ближе к тропу [[крысбургеры]]: это не столько аморально, сколько просто неприятно. Мересьев, прежде чем съесть ежа, вспоминает, что тот «по поверьям, животное поганое». Причем «поганое» в самом прямом смысле, поскольку еж переносит множество болезней и паразитов, а посему есть его может или человек незнающий, или совершенно оголодавший и отчаявшийся. | *** Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» свидетельствует, что ежовое мясо пахнет псиной. Возможно, заблаговременная кастрация (как у боровов и каплунов, как куриных, так и индюшиных) устранила бы нежелательный аромат, но для этого надо разводить ежей на ферме, что в силу их малых размеров нецелесообразно. Справедливости ради, это (особенно ежи) ближе к тропу [[крысбургеры]]: это не столько аморально, сколько просто неприятно. Мересьев, прежде чем съесть ежа, вспоминает, что тот «по поверьям, животное поганое». Причем «поганое» в самом прямом смысле, поскольку еж переносит множество болезней и паразитов, а посему есть его может или человек незнающий, или совершенно оголодавший и отчаявшийся. | ||
*** В сыром виде, конечно, любое мясо есть не стоит. «Не любите ежей — вы просто не умеете их правильно готовить». Хотя, кто знает, если спустя тысячу лет все станут вегетарианцами, то одно упоминание поедания мяса млекопитающих кого угодно будет способно повергнуть в культурный шок. | *** В сыром виде, конечно, любое мясо есть не стоит. «Не любите ежей — вы просто не умеете их правильно готовить». Хотя, кто знает, если спустя тысячу лет все станут вегетарианцами, то одно упоминание поедания мяса млекопитающих кого угодно будет способно повергнуть в культурный шок. | ||
* Раньше (да и сейчас встречается, особенно в российской глубинке) людей, которые убивали животных вроде змей, ящериц, лягушек и им подобных, считали чуть ли не героями. | * Раньше (да и сейчас встречается, особенно в российской глубинке) людей, которые убивали животных вроде змей, ящериц, лягушек и им подобных, считали чуть ли не героями. даже у Даля упоминается суеверие: убьешь змею — с тебя сорок грехов снимется. С современной точки зрения это настоящее варварство. | ||
** Только с точки зрения горожанина. Человеку, живущему в селе, до сих пор как-то спокойнее без змей. | ** Только с точки зрения горожанина. Человеку, живущему в селе, до сих пор как-то спокойнее без змей. | ||
** При этом антипатия к змеям распространялась только на гадюк: к убийству ужа относились неодобрительно (у литовцев он и вовсе был священным животным). | ** При этом антипатия к змеям распространялась только на гадюк: к убийству ужа относились неодобрительно (у литовцев он и вовсе был священным животным). | ||
Строка 355: | Строка 355: | ||
** Это если говорить об Америке и Британии. В СССР с самого начала напирали на демонстративную дружбу народов, репрезентацию, в массовой культуре показательно защищали угнетённых негров (благо, легко любить того, с кем практически не пересекаешься!) и стыдили запад за их линчевание. Как иронично всё поменялось… | ** Это если говорить об Америке и Британии. В СССР с самого начала напирали на демонстративную дружбу народов, репрезентацию, в массовой культуре показательно защищали угнетённых негров (благо, легко любить того, с кем практически не пересекаешься!) и стыдили запад за их линчевание. Как иронично всё поменялось… | ||
** А если посмотреть на [[Пальп|американскую литературу межвоенного периода]], включая тех же Берроуза и [[Лавкрафт]]а, то в ней наблюдалась ситуация, обратная [[Дискриминация убийц|дискриминации убийц]]: писатели недрогнувшей рукой «назначали» на роли злодеев японцев, китайцев, негров и прочих цветных. В соответствии с известной в узких кругах «Бритвой Мицгола», для тех авторов не нужно было выдумывать причины того, почему злодей злодействует, если он принадлежит к цветной расе. | ** А если посмотреть на [[Пальп|американскую литературу межвоенного периода]], включая тех же Берроуза и [[Лавкрафт]]а, то в ней наблюдалась ситуация, обратная [[Дискриминация убийц|дискриминации убийц]]: писатели недрогнувшей рукой «назначали» на роли злодеев японцев, китайцев, негров и прочих цветных. В соответствии с известной в узких кругах «Бритвой Мицгола», для тех авторов не нужно было выдумывать причины того, почему злодей злодействует, если он принадлежит к цветной расе. | ||
** В конце двадцатого века под равенством рас понимали доступ к таким благам цивилизации, как медицина и образование, независимо от расовой принадлежности, а также возможность влиться в общую мировую культуру. Сейчас эта самая общая мировая культура выставляется главным врагом расового равенства и разнообразия. А в двадцатом веке идею запирать человека строго в культуре его предков и изолировать от других культур называли маргинализацией. А сейчас внезапно открыли, что это | ** В конце двадцатого века под равенством рас понимали доступ к таким благам цивилизации, как медицина и образование, независимо от расовой принадлежности, а также возможность влиться в общую мировую культуру. Сейчас эта самая общая мировая культура выставляется главным врагом расового равенства и разнообразия. А в двадцатом веке идею запирать человека строго в культуре его предков и изолировать от других культур называли маргинализацией. А сейчас внезапно открыли, что это оказывается не ущемление в правах, а [[с точностью до наоборот]], а ущемляет в правах оказывается ассимиляция (особенно когда ассимилирующийся сам хочет ассимилироваться — считается, что только [[промывка мозгов]] к таком желанию привести может). | ||
* Слово «террор» вошло в употребление во время Французской революции и изначально воспринималось позитивно: врагов революции надо приводить в ужас. Потом весь XIX век террор считается синонимом бессудных расправ над отдельными представителями власти. Чтобы снова стать нормой во время [[Гражданская война в России|Гражданской войны в России]]… и опять стать ругательным уже к концу 1920-х. | * Слово «террор» вошло в употребление во время Французской революции и изначально воспринималось позитивно: врагов революции надо приводить в ужас. Потом весь XIX век террор считается синонимом бессудных расправ над отдельными представителями власти. Чтобы снова стать нормой во время [[Гражданская война в России|Гражданской войны в России]]… и опять стать ругательным уже к концу 1920-х. | ||
* Вплоть до 1960-х в клятве советского пионера включала в себя «быть беспощадным к врагам революции», а «альтруизм» определялось в словарях как буржуазное понятие, которым прикрывают зловредную сущность капитализма. Рабочие и крестьяне не нуждались в альтруизме, они помогают друг другу из чувства классовой солидарности (хотя и принадлежали к разным классам; а вот интеллигенция нуждалась). | * Вплоть до 1960-х в клятве советского пионера включала в себя «быть беспощадным к врагам революции», а «альтруизм» определялось в словарях как буржуазное понятие, которым прикрывают зловредную сущность капитализма. Рабочие и крестьяне не нуждались в альтруизме, они помогают друг другу из чувства классовой солидарности (хотя и принадлежали к разным классам; а вот интеллигенция нуждалась). | ||
Строка 364: | Строка 364: | ||
** «Не рассказывай младшим товарищам никаких страшных сказок, историй и происшествий». [[Пионерский фольклор|Ага, конечно!]] | ** «Не рассказывай младшим товарищам никаких страшных сказок, историй и происшествий». [[Пионерский фольклор|Ага, конечно!]] | ||
* В одной эпохе (Речь идёт о советской эпохе, то есть с 7 ноября 1917 года до 25 декабря 1991 года) мораль успела измениться. И это произошло в 1930-е годы. Причина и подробности читайте [[Конъюктурный пересмотр|тут]]. | * В одной эпохе (Речь идёт о советской эпохе, то есть с 7 ноября 1917 года до 25 декабря 1991 года) мораль успела измениться. И это произошло в 1930-е годы. Причина и подробности читайте [[Конъюктурный пересмотр|тут]]. | ||
* Нетерпимость | * Нетерпимость было вполне корректным термином и вызывать её считалось уместным вплоть до 1970-х. Советская милиция жаловалась в парторганы, что для борьбы с хищениями на заводах мало усиленных нарядов, нужно ещё, чтобы к этому была «атмосфера общественной нетерпимости» | ||
** Чего? ФЗ «О противодействии коррупции» 2008 г. в качестве одной из задач устанавливает «воспитание нетерпимости к коррупционному поведению», так что никуда этот термин не делся. | ** Чего? ФЗ «О противодействии коррупции» 2008 г. в качестве одной из задач устанавливает «воспитание нетерпимости к коррупционному поведению», так что никуда этот термин не делся. | ||
* В наши дни слово «Безбожник» имеет сильную негативную коннотацию (в отличие от нейтрально окрашенного синонима «Атеист»), и в переносном смысле может означать даже беспредельщика или отморозка. Как, собственно, и в прошлом. Но в определённый период — в первые десятилетия советской власти — «безбожник» из оскорбления стал похвалой. Появилась даже одноимённая газета, издаваемая организацией с дивным названием «Союз воинствующих безбожников». | * В наши дни слово «Безбожник» имеет сильную негативную коннотацию (в отличие от нейтрально окрашенного синонима «Атеист»), и в переносном смысле может означать даже беспредельщика или отморозка. Как, собственно, и в прошлом. Но в определённый период — в первые десятилетия советской власти — «безбожник» из оскорбления стал похвалой. Появилась даже одноимённая газета, издаваемая организацией с дивным названием «Союз воинствующих безбожников». | ||
** Самые рьяные противники религии шли и того дальше — не зря Ильф и Петров высмеяли людей, пишущих сатиру под псевдонимом «Антихрист». Ныне «Антихристом» себя может | ** Самые рьяные противники религии шли и того дальше — не зря Ильф и Петров высмеяли людей, пишущих сатиру под псевдонимом «Антихрист». Ныне «Антихристом» себя может нахвать, разве что, какой-нибудь панк или сатанист, но точно не респектабельный офисный планктон. | ||
* Слово «[[диктатор]]» стало «ругательным» тоже относительно недавно: в период между двумя мировыми войнами половиной европейских государств управляли различные «вожди» и «отцы наций», совершенно не стеснявшиеся громких титулов: Муссолини в Италии, Франко в Испании, Пилсудский в Польше и многие другие калибром поменьше. Вторая половина европейских государств была монархиями, современных демократических республик почти не было, а те, что были, нет-нет да и поглядывали в сторону «успешных» диктатур с мыслью «А не завести ли нам себе тоже какого-нибудь вождя?». | * Слово «[[диктатор]]» стало «ругательным» тоже относительно недавно: в период между двумя мировыми войнами половиной европейских государств управляли различные «вожди» и «отцы наций», совершенно не стеснявшиеся громких титулов: Муссолини в Италии, Франко в Испании, Пилсудский в Польше и многие другие калибром поменьше. Вторая половина европейских государств была монархиями, современных демократических республик почти не было, а те, что были, нет-нет да и поглядывали в сторону «успешных» диктатур с мыслью «А не завести ли нам себе тоже какого-нибудь вождя?». | ||
** А в Древнем Риме диктатор так вообще официальная должность. Так же как ''сатрап'' в древней Персии и ''деспот'' в Византии. | ** А в Древнем Риме диктатор так вообще официальная должность. Так же как ''сатрап'' в древней Персии и ''деспот'' в Византии. | ||
Строка 387: | Строка 387: | ||
** А у девочек? Или им не надо было точить карандаши? | ** А у девочек? Или им не надо было точить карандаши? | ||
* Избегание ребенком игр со сверстниками и его склонность к уединению на протяжении веков воспринимались вполне спокойно и даже положительно. В преданиях и литературе многие богоугодные люди и романтические герои с благородными чувствами именно так себя и вели, будучи детьми. Подтекст: ещё в детстве эти люди превосходили сверстников по разуму, стремясь к духовности. В произведении [[Евгений Онегин]] Александр Сергеевич Пушкин постебался над этим: «Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела… Когда же няня собирала Для Ольги на широкий луг Всех маленьких ее подруг, Она в горелки не играла». С точки зрения современной морали подобный ребёнок может быть социально дезадаптирован (но не дай бог путать с интроверсией и социофобией!), что является симптомом расстройства личности. А то и вообще аутист. | * Избегание ребенком игр со сверстниками и его склонность к уединению на протяжении веков воспринимались вполне спокойно и даже положительно. В преданиях и литературе многие богоугодные люди и романтические герои с благородными чувствами именно так себя и вели, будучи детьми. Подтекст: ещё в детстве эти люди превосходили сверстников по разуму, стремясь к духовности. В произведении [[Евгений Онегин]] Александр Сергеевич Пушкин постебался над этим: «Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела… Когда же няня собирала Для Ольги на широкий луг Всех маленьких ее подруг, Она в горелки не играла». С точки зрения современной морали подобный ребёнок может быть социально дезадаптирован (но не дай бог путать с интроверсией и социофобией!), что является симптомом расстройства личности. А то и вообще аутист. | ||
** Мораль | ** Мораль не при чём: все примеры «положительного» отношения к подобной особенности — из литературы, где герой подчёркнуто «не такой, как все» и особенный. Судить по таким примерам о морали общества в целом — всё равно что делать выводы о нынешней морали по талантливым чудакам из фильмов Тима Бёртона. | ||
* Ещё лет 50 назад [[порка]] в качестве наказания для детей считалась абсолютно нормальным явлением. Сейчас она практически всеми воспринимается исключительно как насилие над детьми, и во многих странах даже запрещена законодательно. Масла в огонь подливает тот факт, что с повсеместным распространением порнографии [[Я тебя отшлёпаю|порка рукой по голой заднице]] стала всё больше восприниматься как сексуальная практика, в результате чего молодое поколение смотрит на людей, делающих такое с детьми, как на [[педофил]]ов-фетишистов. | * Ещё лет 50 назад [[порка]] в качестве наказания для детей считалась абсолютно нормальным явлением. Сейчас даже в России вокруг этого вопроса регулярно возникают споры, а уже на Западе она практически всеми воспринимается исключительно как насилие над детьми, и во многих странах даже запрещена законодательно. Масла в огонь подливает тот факт, что с повсеместным распространением порнографии [[Я тебя отшлёпаю|порка рукой по голой заднице]] стала всё больше восприниматься как сексуальная практика, в результате чего молодое поколение смотрит на людей, делающих такое с детьми, как на [[педофил]]ов-фетишистов. | ||
** Вам хорошо… А вот автор данной правки с ужасом осознал, что из своего круга общения знает только одну женщину, которую в детстве (1990—2000) не пороли. В том числе двоих розгами, как полагается по заветам предков. И в кругах спанкинг-фетишистов отнюдь не ошивается. И розги в современном мире потеряли актуальность скорее потому, что не у каждого во дворе есть ива или береза, которую можно ободрать, не привлекая к себе внимания. А ротанговые трости, победоносно пришедшие на смену розгам в Великобритании и странах, от нее зависящих, в наших краях еще, к счастью, именно BDSM-экзотика. | ** Вам хорошо… А вот автор данной правки с ужасом осознал, что из своего круга общения, знает только одну женщину, которую в детстве (1990—2000) не пороли. В том числе двоих розгами, как полагается по заветам предков. И в кругах спанкинг-фетишистов отнюдь не ошивается. И розги в современном мире потеряли актуальность скорее потому, что не у каждого во дворе есть ива или береза, которую можно ободрать, не привлекая к себе внимания. А ротанговые трости, победоносно пришедшие на смену розгам в Великобритании и странах, от нее зависящих, в наших краях еще, к счастью, именно BDSM-экзотика. | ||
* В 1896 г. впервые в истории был оштрафован нарушитель ПДД. Этот британец ехал со скоростью 12 км/час вместо разрешённых двух, к тому же без человека с красным флажком впереди. | * В 1896 г. впервые в истории был оштрафован нарушитель ПДД. Этот британец ехал со скоростью 12 км/час вместо разрешённых двух, к тому же без человека с красным флажком впереди. | ||
** И че? Какие дороги и какое дорожное движение — такие и ПДД. Дороги, на которых разрешены 90 и 120 | ** И че? Какие дороги и какое дорожное движение — такие и ПДД. Дороги, на которых разрешены 90 и 120 и сейчас различаются в техническом отношении — отбойники, ограждения от пешеходов и диких животных и т. д. | ||
* Еще совсем недавно (в России — в начале 2000-х) знакомство и общение в интернете было в массовом сознании уделом гиков или неудачников, а газеты на полном серьёзе печатали статьи про маньяков-уголовников, притворяющихся подростками. Сейчас знакомство в сети — рядовое дело, онлайн-ухаживания в виде лайков и музыки на стену входят в обязательный конфетно-букетный стандарт, а дать адрес в соцсети или QR-код с ним вместо номера телефона уже обыденность. | * Еще совсем недавно (в России — в начале 2000-х) знакомство и общение в интернете было в массовом сознании уделом гиков или неудачников, а газеты на полном серьёзе печатали статьи про маньяков-уголовников, притворяющихся подростками. Сейчас знакомство в сети — рядовое дело, онлайн-ухаживания в виде лайков и музыки на стену входят в обязательный конфетно-букетный стандарт, а дать адрес в соцсети или QR-код с ним вместо номера телефона уже обыденность. | ||
* Лет десять | * Лет десять двадцать назад человек, стоивший дом своими руками вызывал уважение. Сейчас это лох, у которого нет денег на бригаду строителей. | ||
* Фотография «Post mortem» в викторианской Великобритании — тщательно одетого и загримированного «под живого» покойника усаживали и делали с ним фото с родственниками на память. В наше время воспринимается как дикая дикость, а тогда было весьма популярным (хотя в континентальной Европе встречалось очень редко). | * Фотография «Post mortem» в викторианской Великобритании — тщательно одетого и загримированного «под живого» покойника усаживали и делали с ним фото с родственниками на память. В наше время воспринимается как дикая дикость, а тогда было весьма популярным (хотя в континентальной Европе встречалось очень редко). | ||
** Советские групповые фото у гроба с покойником (особенно популярны были среди сельских жителей) многими представителями нынешнего поколения тоже воспринимаются диковато. | ** Советские групповые фото у гроба с покойником (особенно популярны были среди сельских жителей) многими представителями нынешнего поколения тоже воспринимаются диковато. | ||
Строка 405: | Строка 404: | ||
* План 1949 г. с пугающим нынче антиэкологичным названием «Великий план преобразования природы» на самом деле был пафосным названием плана экологичных лесопосадок. Был принят на основе анализа причин послевоенного голода 1946 г., когда из-за отсутствия лесозащитных полос сначала не хватило снега, который могли бы задержать лесополосы, что привело к засухе, а затем поля, и так пострадавшие от засухи, ещё и занесло песчаными и пыльными бурями. Просто в те годы считалось, что «человек — хозяин природы» и потому экологичному плану в соответствии с духом эпохи дали страшное антиэкологичное название. | * План 1949 г. с пугающим нынче антиэкологичным названием «Великий план преобразования природы» на самом деле был пафосным названием плана экологичных лесопосадок. Был принят на основе анализа причин послевоенного голода 1946 г., когда из-за отсутствия лесозащитных полос сначала не хватило снега, который могли бы задержать лесополосы, что привело к засухе, а затем поля, и так пострадавшие от засухи, ещё и занесло песчаными и пыльными бурями. Просто в те годы считалось, что «человек — хозяин природы» и потому экологичному плану в соответствии с духом эпохи дали страшное антиэкологичное название. | ||
* Подборка старой рекламы https://zen.yandex.ru/media/visual/15-populiarnyh-v-proshlom-reklam-kotorye-segodnia-vyzyvaiut-nedoumenie-i-diskomfort-5ff8b9f4fe4e686f6a3e58c9 Сейчас такая неприемлема по разным причинам. | * Подборка старой рекламы https://zen.yandex.ru/media/visual/15-populiarnyh-v-proshlom-reklam-kotorye-segodnia-vyzyvaiut-nedoumenie-i-diskomfort-5ff8b9f4fe4e686f6a3e58c9 Сейчас такая неприемлема по разным причинам. | ||
* Мораль может | * Мораль может изменится и довольно быстро. В 2000-х феминистским мейстримом был отказ от феминитивов и употребление по отношению к женщине мужских и нейтральных обращений, прошло всего 10 лет и ситуация сменилась на противоположную — феминитивы требуют даже для тех случаев, когда их просто нет. Особенно смешно ([[Ха-ха-ха! Нет|нет]]), когда нужный феминитив есть и имеет веками устоявшуюся практику применения, но ему на замену искусственно изобретается новый, потому что старый якобы недостаточно уважительный (!). За примерами далеко ходить не надо: «авторка» вместо «авторши» или «директорка» вместо «директрисы». | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} |