Редактирование: Изменившаяся мораль

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 67: Строка 67:
=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== Мифология и [[фольклор]] ===
{{Q|Религия – это очень старый и эффективный способ одурачивания больших масс населения. Церковная Корпорация – это самая большая и мощная паразитическая организация на планете. Её стараниями веками обманывается вся цивилизация...|Вывод [[Выбегалло|Левашовской]] компании из сабжа статьи в 25 частях}}
{{Q|Религия – это очень старый и эффективный способ одурачивания больших масс населения. Церковная Корпорация – это самая большая и мощная паразитическая организация на планете. Её стараниями веками обманывается вся цивилизация...|Вывод [[Выбегалло|Левашовской]] компании из сабжа статьи в 25 частях}}
* [[Эпос о Гильгамеше]]: для человека, воспитанного европейской культурой и знакомого с эпосом по пересказам, кажется ясным, что Гильгамеш — крутой эпический герой вроде Геракла, он отверг домогательства Иштар, потому что знал о её вероломстве, а потом в поисках бессмертия повстречал праведника, который стал прототипом библейского Ноя и получил бессмертие, в то время как человеческий род был уничтожен потопом. Более внимательное чтение и современные комментарии открывают несколько иную картину: для жителей Муждуречья Гильгамеш скорее [[антигерой]], который после совершённых подвигов возгордился и нарушил привычное течение жизни в городе, от брака с богиней он отказался, потому что все предыдущие мужья быстро теряли героический ореол и восходили на небо (вообще боги у шумеров отнюдь не всеблагие, это просто очень могущественные существа, с которыми как-то связаны небесные тела и природные явления), бессмертие ему нужно, чтобы продолжать совершать привычные подвиги (и это желание чудовищно, потому что идёт против всего миропорядка, по которому человек смертен). Боги устроили потоп не чтобы покарать человечество (как в Ветхом Завете), а по глупости и неосторожности: «поддаться велению сердца» в аккадском означает «сглупить, поступить не подумав». Утнапиштим ни разу не праведник, он скорее хитрож… мудрый провидец, которого вовремя предупредил бог Эа. Более того, прямо в тексте сказано, что Утнапиштим попросту обманул других жителей города и обрёк их на гибель: когда его спрашивали, зачем он строит ковчег, тот отвечал, что бог моря позвал его к себе переселиться, а горожанам следует оставаться на месте, потому что скоро боги пришлют им большой пирог, полный подарков (в шумерском языке «пирог» и «туча» произносятся одинаково). И даже бессмертие он получил, потому что просто оказался в нужное время в нужном месте. В затопленном мире он устроил первое жертвоприношение: изголодавшие боги слетелись к нему, как мухи, и в качестве благодарности разрешили наслаждаться земной жизнью, не умирая. В финале Гильгамеш приходит ко вполне материалистическому выводу, что раз он не оставил потомства и не смог добыть физическое бессмертия, то единственное, что может его увековечить — это память о его делах и великих подвигах.
* [[Эпос о Гильгамеше]]: для человека, воспитанного европейской культурой и знакомого с эпосом по пересказам, кажется ясным, что Гильгамеш — крутой эпический герой вроде Геракла, он отверг домогательства Иштар, потому что знал о её вероломстве, а потом в поисках бессмертия повстречал праведника, который стал прототипом библейского Ноя и получил бессмертие, в то время как человеческий род был уничтожен потопом. Более внимательное чтение и современные комментарии открывают несколько иную картину: для жителей Муждуречья Гильгамеш скорее [[антигерой]], который после совершённых подвигов возгордился и нарушил привычное течение жизни в городе, от брака с богиней он отказался, потому что все предыдущие мужья быстро теряли героический ореол и восходили на небо (вообще боги у шумеров отнюдь не всеблагие, это просто очень могущественные существа, с которыми как-то связаны небесные тела и природные явления), бессмертие ему нужно, чтобы продолжать совершать привычные подвиги (и это желание чудовищно, потому что идёт против всего миропорядка, по которому человек смертен). Боги устроили потоп не чтобы покарать человечество (как в Ветхом Завете), а по глупости и неосторожности: «поддаться велению сердца» в аккадском означает «сглупить, поступить не подумав». Утнапиштим ни разу не праведник, он скорее мудрый провидец, которого вовремя предупредил бог Эа. Более того, прямо в тексте сказано, что Утнапиштим попросту обманул других жителей города и обрёк их на гибель: когда его спрашивали, зачем он строит ковчег, тот отвечал, что бог моря позвал его к себе переселиться, а горожанам следует оставаться на месте, потому что скоро боги пришлют им большой пирог, полный подарков (в шумерском языке «пирог» и «туча» произносятся одинаково). И даже бессмертие он получил, потому что просто оказался в нужное время в нужном месте. В затопленном мире он устроил первое жертвоприношение: изголодавшие боги слетелись к нему, как мухи, и в качестве благодарности разрешили наслаждаться земной жизнью, не умирая. В финале Гильгамеш приходит ко вполне материалистическому выводу, что раз он не оставил потомства и не смог добыть физическое бессмертия, то единственное, что может его увековечить — это память о его делах и великих подвигах.
** Справедливости заради, [[Афродита сама всех полюбит|Иштар]] вполне заслуживала подобного пренебрежения с его стороны, потому что [[козёл с козлиным сердцем|ничего кроме себя и власти любить была неспособна в принципе]], из-за [[зашкаливающее самомнение|болезненной гордыни]] однажды добровольно (!) снизошла в местный ад, и чуть не осталась там насовсем, а чтобы выкрутиться из этой щекотливой ситуации, не раздумывая сдала миньонам его королевы своего жениха [[Жертвенный агнец|Думузи]]. В тексте прямым текстом обзывается разными нехорошими словами именно на этом основании, а не потому что «Гильгамеш казьол», более того, не смирившись с оскорблением, она насылает [[Педаль в пол|быка-монстра]] '''[[Неадекватное возмездие|на весь город]]''', хотя оскорбил её только [[Плохой супергерой|Гильгамеш]], [[На тебе, Джа-Джа!|в результате она подвергается только ещё большему унижению]]. На мой взгляд, она тоже совершенно точно подпадает под этот троп, так как то что воспринималось за норму во времена слепого преклонения перед богами, сейчас ничего кроме смешков или омерзения не вызывает.
** Справедливости заради, [[Коза с козьим сердцем|Иштар]] вполне заслуживала подобного пренебрежения с его стороны, потому что ничего кроме себя и власти любить была неспособна в принципе, из-за [[Люцифер|болезненной гордыни]] однажды добровольно (!) снизошла в местный ад, и чуть не осталась там насовсем, а чтобы выкрутиться из этой щекотливой ситуации, не раздумывая сдала миньонам его королевы своего жениха [[Жертвенный агнец|Думузи]]. В тексте прямым текстом обзывается разными нехорошими словами именно на этом основании, а не потому что "Гильгамеш казьол", более того, не смирившись с оскорблением, она насылает [[Педаль в пол|быка-монстра]] [[Неадекватное возмездие|'''на весь город''']], хотя оскорбил её только [[Плохой супергерой|Гильгамеш]], [[На тебе, Джа-Джа!|в результате она подвергается только ещё большему унижению]]. На мой взгляд, она тоже совершенно точно подпадает под этот троп, так как то что воспринималось за норму во времена слепого преклонения перед богами, сейчас ничего кроме смешков или омерзения не вызывает.
* [[Библия]]:
* [[Библия]]:
** Случаи [[геноцид]]а в Ветхом Завете. Иудею предписывалось, читая об этом, испытывать [[злорадство|злорадное торжество]] и возносить хвалу Богу. Христианам это формально запрещено («благотворите ненавидящим вас» — Мф., 5: 44), как запрещено и мечтать о «можемповторить» — это Господь [[в своём праве]] распоряжаться дарованными Им же жизнями живущих в сотворённой Им же вселенной, а ты не стремись стать его орудием в [[очищение огнём|этом грязном деле]] и не радуйся, если [[так было надо|пришлось]]. На практике же всегда находятся [[пастырь недобрый|креативные герменевты]], благословляющие относиться к вопросу по-ветхозаветному.
** Случаи геноцида в Ветхом Завете. Считалось, что, читая про геноцид, верующий должен испытывать [[злорадство|злорадное торжество]] и возносить хвалу Богу<ref>На самом деле, те из ортодоксальных христиан, что принимают догму на веру, и сейчас ничего против не имеют — «божья воля» ведь. А у не-христиан и не-мейнстримных церквей отношение к ним различалось во все времена. Например, соответствующие заповеди и истории из Ветхого Завета считали отвратительными как язычники (император Юлиан, Цельс, Либаний), так и христианские гностические церкви, отвергавшие Ветхий Завет, но признававшие Новый (за исключением родословных, привязывавших Иисуса к ветхозаветным персонажам).</ref>, ведь Бог не фраер, хороших<ref>В Ветхом Завете бог вполне явно карает хороших и плохих — но не верных ему или не принадлежащих к избранному ими народу. Сам избранный народ тоже не жалует, надо заметить: в среде секулярных евреев есть шутки на грани фола типа «Ветхий Завет более антисемитский, чем Майн Кампф».</ref><ref>Вот только это нифига не шутка. Та же книга «Второзаконие», в сущности, состоит из сплошного нытья Всевышнего на тему «И зачем только Я связался с этими [BE-E-E-E-E-E-EP]…» Самое печатное определение евреев в этой книге — «народ лукавый и жестоковыйный», то есть лживый и высокомерный.</ref> не покарает!
*** Следует учесть и то, что вырезаемые евреями племена сами были не серенькими зайчиками. Даже частично недобитые и неизгнанные язычники Ханаана дико навредили евреям, веками систематически склоняя их к идолопоклонству и другим мерзостям ([[эффект Молоха|соответствующий троп]] назван именно в честь одного из этих идолов). А уж что было бы, если бы евреи полностью оставили их в стране?! Тогда бы они не только растлевали и эпизодически убивали и грабили евреев, но и сами могли устроить им геноцид ([http://ejwiki.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B0 Устная Тора] говорит, что те самые семь или шесть народов Ханаана действительно заключили между собой клятвенный союз для этого геноцида, но Бог не дал им сил и храбрости для его осуществления).
*** Мм… а нехристиане/неиудаисты имеют? Даже частично недобитые и неизгнанные язычники Ханаана дико навредили евреям, веками систематически склоняя их к идолопоклонству и другим грехам и навлекая на них жестокие наказания Бога. А уж что было бы, если бы евреи полностью оставили их в стране?! Тогда бы они не только растлевали и эпизодически убивали и грабили евреев, но и сами могли устроить евреям геноцид ([http://ejwiki.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B0 Устная Тора] говорит, что те самые семь или шесть народов Ханаана действительно заключили между собой клятвенный союз для этого геноцида, но Бог не дал им сил и храбрости для его осуществления.) А еще современная наука считает масштабы геноцида этих народов евреями сильно преувеличенными в Писании.
*** А ещё современная наука считает масштабы геноцида этих народов евреями [[лишние нолики|сильно преувеличенными]] в Писании, что тоже в некотором смысле троп: мол, смотрите, какую силищу мы побили под водительством нашего Бога! В современности это был бы… так себе миссионерский ход.
** А уж от историй о продаже голодным Исавом первородства Иакову, жертвоприношении Иеффая, изгнание беременной Агари, или кровосмесительстве ради продолжения ''рода'' дочерей Лота (при том, что они жили «на горе подле города Сигора», но в нём видимо обитали не подходящие чужаки) — современных читателей может и стошнить. Тысячи их!
** Вообще все ранние библейские легенды явно записывались не с целью нравоучения, а просто чтобы сохранить легенды о знаменитых предках и [[список кораблей|кто от кого произошёл]]. Отсюда всевозможные анекдоты, чья мораль сводится к тому, что в большой семье клювом не щёлкают и что лох — это судьба.
*** Вообще все эти ранние легенды явно записывались не с целью нравоучения, а просто чтобы сохранить легенды о знаменитых предках и кто от кого произошёл. Отсюда всевозможные анекдоты, чья мораль сводится к тому, что в большой семье клювом не щёлкают и что лох — это судьба.
*** Продажа первородства Исавом за похлёбку. [http://ejwiki.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B0 Устная Тора] говорит, что Бог изначально предназначил первородство Иакову, но более крупный и сильный Исав первым прорвался из материнской утробы (заодно так [[кошмарная беременность|разорвав чрево матери]], что она больше не могла рожать). А еще — что идолопоклонник, убийца, грабитель, распутник и насильник Исав на «должность» первенца Иакова и праотца Богоизбранного народа не годился совершенно.
*** [http://ejwiki.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B0 Устная Тора] говорит, что Бог изначально предназначил первородство Иакову, но более крупный и сильный Исав первым прорвался из материнской утробы (заодно так разорвав чрево матери, что она больше не могла рожать). А еще — что идолопоклонник, убийца, грабитель, распутник и насильник Исав на «должность» первенца Иакова и праотца Богоизбранного народа не годился совершенно.
*** Жертвоприношение дочери Иеффая. Если читать, не вдумываясь, то получается бродячий сюжет об <s>офигении</s> Ифигении, который сам по себе троп. Если же вдумываясь, то Иеффай дочь [[ложная тревога|не собирался убивать и не убил]], а посвятил Богу навроде монашки. Его обет и означал: «если мне первым навстречу выйдет человек, то я так посвящу его Богу, а если животное — зарежу и сожгу». Поэтому не сказано, что он ее «убил», «сжёг», «принёс во всесожжение» и т. д., а только «совершил он над нею обет свой», а в качестве последствий совершения: «плакала она о девстве (но не о жизни/смерти) своём» и «не познала она мужа». Но даже за это иудаизм Иеффая осуждает, считает, что тот должен был обратиться к еврейским религиозным старейшинам, дабы те его освободили от необдуманного и субъективно несправедливого обета.
*** Иеффай дочь не собирался убивать и не убил, а посвятил Богу навроде монашки. Его обет и означал: «если мне первым навстречу выйдет человек, то я так посвящу его Богу, а если животное — зарежу и сожгу». Поэтому не сказано, что он ее убил", «сжёг», «принёс во всесожжение» и т. д., а только «совершил он над нею обет свой», а в качестве последствий совершения: «плакала она о девстве (но не о жизни/смерти) своём» и «не познала она мужа». Но даже за это иудаизм Иеффая осуждает, считает, что тот должен был обратиться к еврейским религиозным старейшинам, дабы те его освободили от необдуманного и субъективно несправедливого обета.
*** История о дочерях Лота, вообразивших, что [[последний выживший|кроме них с батей, на свете людей не осталось]], и решивших продолжить род человеческий [[инцест|известным способом]]. Тут характерно, что Лот — не еврей, не иудей, и много лет добровольно жил в такой помойке, как Содом. Дочки-кровосмесительницы у него были от содомитянки. Что до «жили возле Цоара (Сигора)…», из [[w:Мидраш|мидрашей]] известно: «Лот боялся, что Всевышний может распространить на Цоар то наказание, которому подверглись пять городов Сдомской долины. Представляется, что так и случилось: после того как Лот покинул город, тот погиб в огне. (Сончино)»; «И если не теперь, то когда же? Как бы он не умер или не утратил способность к продолжению рода. (Раши)»; «Они полагали, что весь мир опустошен, как было с поколением потопа [Берешит раба 51]. (Раши)» (цит. по http://chassidus.ru/library/tora_inline/bereyshis/vayeyro.htm , гл. 19). При всем том, иудаизм осуждает Лота и дочерей за кровосмешение. Так что изменившаяся мораль тут разве что в том, что по современным понятиям дочери Лота (по крайней мере старшая) отца изнасиловали, а иудеи, как и большинство традиционных культур, [[женщинам секс не интересен|не совсем понимали, как женщина может играть в половом акте активную роль]].
*** Лот — не еврей, не иудаист, и много лет добровольно жил в такой помойке, как Содом. Дочки-кровосмесительницы у него были от содомитянки. Что до «жили возле Цоара (Сигора)…», из [[w:Мидраш|мидрашей]] известно: «Лот боялся, что Всевышний может распространить на Цоар то наказание, которому подверглись пять городов Сдомской долины. Представляется, что так и случилось: после того как Лот покинул город, тот погиб в огне. (Сончино)»; «И если не теперь, то когда же? Как бы он не умер или не утратил способность к продолжению рода. (Раши)»; «Они полагали, что весь мир опустошен, как было с поколением потопа [Берешит раба 51]. (Раши)» (цит. по http://chassidus.ru/library/tora_inline/bereyshis/vayeyro.htm , гл. 19). При всем том, иудаизм осуждает Лота и дочерей за кровосмешение. Так что изменившаяся мораль тут разве что в том, что по современным понятиям дочери Лота (по крайней мере старшая) отца изнасиловали, а иудаисты сие традиционно не совсем понимали.
**** В случае Лота это ещё и пример того, как праведник не сумел воспитать собственную семью. Их потомками названы моавитяне и аммонитяне, со временем покорённые израильтянами.
*** Впрочем, в случае Лота это скорее пример того, что праведник не сумел воспитать собственную семью. Их потомками названы моавитяне и аммонитяне, со временем покорённые израильтянами.
**** История Лота показательна ещё в одном отношении. Он был готов отдать своих дочерей-девственниц на массовое изнасилование, лишь бы не трогали его гостей — ангелов. Тут одновременно попирается и [[традиционное гостеприимство]], и собственно ветхозаветная мораль (это отбивать у насильника предписано сначала мужчину, а не женщину, но защищать одну жертву путем подсовывания другой нельзя).
*** История Лота показательна ещё в одном отношении. Он был готов отдать своих дочерей-девственниц на массовое изнасилование, лишь бы не трогали его гостей — ангелов. Согласно тогдашним моральным нормам, гость священен, и хозяин должен его защищать, не жалея ни себя, ни своих родных.
** История Иова многострадального же! Очень [[неудобная басня]] о том, что пытаться [[каббалистический Бог|просчитать и спрогнозировать действия Бога]] бесполезно, ибо Он — абсолютно свободная личность с [[демон Лапласа|интеллектом неограниченной вычислительной мощности]]. Причём мораль тут менялась едва ли не чаще всех, ибо Книга Иова — один из древнейших библейских текстов вообще, что заметно по отсутствию упоминаний Моисея и его Закона.
**** О морали Лота и ее отличии от морали иудаизма/евреев см. выше. Естественно, иудаизм такую хрень запрещает (это отбивать у насильника предписано сначала мужчину, а не женщину, но защищать одну жертву путем подсовывания другой нельзя).
*** Устная Тора считает, что насылать на Иова несчастья было очень даже за что: за преступное попустительство геноциду евреев египтянами (фараон пригласил трех известных мудрецов того времени — Иова, [http://ejwiki.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C) Билама] и [http://ejwiki.org/wiki/%D0%98%D1%82%D1%80%D0%BE_(%D0%98%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80) Итро] — посоветоваться по еврейскому вопросу, и Билам предложил истребить евреев (что египтяне и попытались сделать), а Иов услышал и не возразил).
** История Иова многострадального же! Натуральная [[неудачная басня]] — Бог вроде как вернул ему всё обратно, но так и не объяснил, за что Иову такие муки.
**** Христианское толкование приравнивает предыдущий вариант к советам «друзей» Иова, тоже уверенных, что в чём-то он всё-таки нечист, раз заслужил себе на голову такое еврейское счастье. Собственно, книга написана, в первую очередь, как опровержение древних представлений о том, что, если человеку не везёт, значит это наказание за неправедность. То есть, для своего времени она очень и очень прогрессивна!
*** Устная Тора сообщает, что очень даже было, за что: за преступное попустительство геноциду евреев египтянами (фараон пригласил трех известных мудрецов того времени — Иова, [http://ejwiki.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C) Билама] и [http://ejwiki.org/wiki/%D0%98%D1%82%D1%80%D0%BE_(%D0%98%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80) Итро] — посоветоваться по еврейскому вопросу, и Билам предложил истребить евреев (что египтяне и попытались сделать), а Иов услышал и не возразил).
*** У некоторых современников возникают вопросы насчёт новой жизни вознаграждённого Иова. Ну хорошо, он снова здоров и богат. А дети? Насколько адекватна замена погибших детей новорожденными, если воспринимать их как личностей, а не как генетический материал?
*** У некоторых современников возникают вопросы насчёт этого «всего». Ну хорошо, Иов снова здоров и богат. А дети? Насколько адекватна замена погибших детей новорожденными, если воспринимать их как личностей, а не как генетический материал?
*** С другой стороны, история гибели детей Иова тоже по-своему примечательна. Казалось бы, что такого? Ну, собрались братья и сёстры отметить день рождения одного из них. Там, на праздничном пиру, из-за обрушения все и погибли. Но надо понимать, что в описываемом историческом контексте присутствие приличной девушки на пиру с мужчинами было нонсенсом. Каким же образом погибли вместе и сыновья, и дочери? Толкователи Библии объясняют, что этот эпизод очень ярко характеризовал высокую нравственность семейства: мол, даже веселиться умели настолько невинно и безгрешно, что не стыдно было на пир родных сестёр пригласить.
*** С другой стороны, история гибели детей Иова тоже по-своему примечательна. Казалось бы, что такого? Ну, собрались братья и сёстры отметить день рождения одного из них. Там, на праздничном пиру, из-за обрушения все и погибли. Но надо понимать, что в описываемом историческом контексте присутствие приличной девушки на пиру с мужчинами было нонсенсом. Каким же образом погибли вместе и сыновья, и дочери? Толкователи Библии объясняют, что этот эпизод очень ярко характеризовал высокую нравственность семейства: мол, даже веселиться умели настолько невинно и безгрешно, что не стыдно было на пир родных сестёр пригласить.
** Христианским и постхристианским читателям Библии кажется, что существует большая моральная разница между Ветхим и Новым Заветом в пользу второго. Так вот: это кажется им именно в силу того, что они живут в мире, где новозаветная мораль уже не нова, а мэйнстримна и банальна. Но без Ветхого Завета не было бы и Нового, поэтому его персонажам можно было делать то, что они делали<ref>В среде секулярных евреев есть шутки на грани фола типа «Ветхий Завет более антисемитский, чем Майн Кампф». И нифига не шутка: та же книга Второзакония, в сущности, состоит из сплошного нытья Всевышнего на тему «И зачем только Я связался с этими [BE-E-E-E-E-E-EP]…» Самое печатное определение евреев в этой книге — «народ лукавый и жестоковыйный», то есть лживый и высокомерный.</ref>, и продолжать считаться в глазах Бога праведными, а нам — уже нельзя. Так что здесь, можно сказать, [[опора на штамп|опора на изменившуюся мораль]].
*** Но самое главное: книга Иова написана, в первую очередь, как опровержение древних представлений о том, что, если человеку не везёт, значит это наказание за неправедность. То есть, для своего времени она очень и очень прогрессивна!
** [[Апостол]] Фома не поверил, когда ему сообщили что его Учитель вернулся к жизни (так и появилось выражение «Фома неверующий»). Людям из нашего времени такая реакция Фомы кажется вполне обоснованной — неужели мы должны верить в то, что какой-то мужик по фамилии Грабовой умеет воскрешать людей?
** Христианским и даже постхристианским читателям «Библии» кажется, что существует большая моральная разница между «Ветхим» Заветом и «Новым Заветом» в пользу второго. На самом деле Иисус сказал, что пришёл не разорить закон, но исполнить. Но это сложно.
*** Здесь следует обратить внимание на реакцию самого Иисуса. Он не обвиняет Фому в неверии, а позволяет ему удостовериться (что характерно, захотел Фома это сделать или нет — Писание умалчивает). Он запрещает верить тем, кто выдаёт себя за Него, и обещает вернуться так, чтобы его увидела вся земля одновременно и сомнений ни у кого не возникло. А Грабовой именно что выдавал себя за Иисуса. Другие апостолы (Павел и Иоанн) в своих посланиях прямо предписывают всех, претендующих на статус учителей и чудотворцев, испытывать, «какого они духа».
*** Ну и если внимательно читать Евангелия, то Фома — это, на минуточку, именно тот апостол, который, будучи уверен, что Христа собираются повязать и казнить, отреагировал на это словами: «[[верность до конца|пойдём и мы умрём с Ним]]». И «поставить эксперимент» он хочет не из высоколобого сомнения, а из боязни, что эта верность может обесцениться.
** Книга Деяний святых апостолов (учеников Христа) — при переходе в христианскую общину вступавшие в неё должны были отдать всё свое имущество. [[:w:Анания и Сапфира|Анания и Сапфира]] были убиты Богом на месте за то, что пожертвовали не всё своё имущество и попытались обмануть апостолов, сказав, что пожертвовали всё.
** Книга Деяний святых апостолов (учеников Христа) — при переходе в христианскую общину вступавшие в неё должны были отдать всё свое имущество. [[:w:Анания и Сапфира|Анания и Сапфира]] были убиты Богом на месте за то, что пожертвовали не всё своё имущество и попытались обмануть апостолов, сказав, что пожертвовали всё.
*** Сам апостол Пётр подчёркивал в разговоре с Ананией, что отдавать имущество никто не заставлял — пожертвование было исключительно добровольным и тех, кто на это не решился, никто не осуждал. А сами пожертвования делали не новички для вступления в общину, а как раз некоторые её действующие члены, чтобы поддержать новичков, пришедших на праздник Пятидесятницы из отдалённых мест. Так что Анания и Сапфира наказаны были не столько за жадность, сколько именно за ложь и желание выставить себя особо набожными, получив уважения столько же, сколько и те, кто на самом деле продал всё имущество.
*** Сам апостол Пётр подчёркивал в разговоре с Ананией, что отдавать имущество никто не заставлял — пожертвование было исключительно добровольным и тех, кто на это не решился, никто не осуждал. А сами пожертвования делали не новички для вступления в общину, а как раз некоторые её действующие члены, чтобы поддержать новичков, пришедших на праздник Пятидесятницы из отдалённых мест. Так что Анания и Сапфира наказаны были не столько за жадность, сколько именно за ложь и желание выставить себя особо набожными, получив уважения столько же, сколько и те, кто на самом деле продал всё имущество.
**** А в толковании святого Иоанна Златоуста сказано, что Анания и Сапфира были наказаны смертью тел, чтобы их наказание не перешло или не полностью перешло на их бессмертные души.
**** А в толковании святого Иоанна Златоуста сказано, что Анания и Сапфира были наказаны смертью тел, чтобы их наказание не перешло или не полностью перешло на их бессмертные души.
*** Кстати, КЕМ были убиты Анания и Сапфира — это отдельный вопрос. Кто-то утверждает, что Богом, кто-то — что Петром. А по одной из ортодоксальных версий их непосредственный убийца — дьявол. Бог просто снял с них некий аналог защиты.
*** Кстати, КЕМ были убиты Анания и Сапфира — это отдельный вопрос. Кто-то утверждает, что Богом, кто-то — что Петром. А по одной из ортодоксальных версий их непосредственный убийца — дьявол. Бог просто снял с них некий аналог защиты.
** Ученик Иисуса Фома не поверил, когда ему сообщили что его учитель вернулся к жизни. Так и появилось выражение «Фома неверующий». Людям из нашего времени такая реакция Фомы кажется вполне обоснованной — неужели мы должны верить в то, что какой-то мужик по фамилии Грабовой умеет воскрешать людей?
*** Здесь можно обратить внимание на реакцию самого Иисуса. Он не обвиняет Фому в неверии, а позволяет ему удостовериться. Он запрещает верить тем, кто выдаёт себя за него, и обещает вернуться так, чтобы его увидела вся земля одновременно и сомнений ни у кого не возникло. А Грабовой именно что выдавал себя за Иисуса.
** Один из Отцов Церкви приводил следующий аргумент-притчу против критики священнослужителей в целом и их морального облика в частности: представьте себе, что к вам прибывает гонец с письмом от царя, в котором говорится, что царь приглашает вас ко двору, желает приблизить к себе, пожаловать высокую должность и щедро одарить. Станете ли вы в подобной ситуации обращать внимание на лохмотья, в которые одет гонец? Во времена автора, очевидно, возможным ответом был только отрицательный. Однако современный богослов, разбирая притчу, находит множество поводов для положительного ответа:
** Один из Отцов Церкви приводил следующий аргумент-притчу против критики священнослужителей в целом и их морального облика в частности: представьте себе, что к вам прибывает гонец с письмом от царя, в котором говорится, что царь приглашает вас ко двору, желает приблизить к себе, пожаловать высокую должность и щедро одарить. Станете ли вы в подобной ситуации обращать внимание на лохмотья, в которые одет гонец? Во времена автора, очевидно, возможным ответом был только отрицательный. Однако современный богослов, разбирая притчу, находит множество поводов для положительного ответа:
*** Какой-то оборванец утверждает, что у него письмо от царя? Как бы оно к нему попало? Он безумец? Или мошенник, изготовивший подделку?
*** Какой-то оборванец утверждает, что у него письмо от царя? Как бы оно к нему попало? Он безумец? Или мошенник, изготовивший подделку?
*** У этого оборванца подлинное царское письмо? [[сказки Пушкина|Насколько законным способом он его заполучил? Уж не убил ли он настоящего посланника царя?]]
*** У этого оборванца подлинное царское письмо? Насколько законным способом он его заполучил? Уж не убил ли он настоящего посланника царя?
*** У этого оборванца подлинное царское письмо и он может подтвердить свой статус? Хм, а точно ли царь откровенен со мной? Уж не желает ли он посмеяться надо мной, унизив вместо возвышения? И весь двор скажет: ну разумеется, царь был честен с этим дураком, он должен был всё понять ещё по виду гонца, но жадность и честолюбие застили ему глаза…
*** У этого оборванца подлинное царское письмо и он может подтвердить свой статус? Хм, а точно ли царь откровенен со мной? Уж не желает ли он посмеяться надо мной, унизив вместо возвышения? И весь двор скажет: ну разумеется, царь был честен с этим дураком, он должен был всё понять ещё по виду гонца, но жадность и честолюбие застили ему глаза…
*** У этого оборванца подлинное царское письмо, он может подтвердить и свой статус, и искренность царя? Тогда мне тем более стоит обдумать всё ещё раз. Либо этот царь слаб и беден, раз не смог найти гонца поприличнее, либо просто [[глупый король|глуп]], раз не захотел этого делать. Стоит ли вообще иметь дело с таким царём? Может, лучше держаться от него подальше?
*** У этого оборванца подлинное царское письмо, он может подтвердить и свой статус, и искренность царя? Тогда мне тем более стоит обдумать всё ещё раз. Либо этот царь слаб и беден, раз не смог найти гонца поприличнее, либо просто глуп, раз не захотел этого делать. Стоит ли вообще иметь дело с таким царём? Может, лучше держаться от него подальше?
**** [[аналогия подвела|Всякая аналогия хромает]], и богослов упускает из виду ещё две возможности, которые в ортодоксальном христианстве подразумеваются: во-первых, царь (Небесный) — [[весёлый король|тот ещё]] [[ментор-трикстер]], и послать от Своего имени [[идиот был прав|несущее ахинею]] [[козёл был прав|чмо]] вполне способен; а во-вторых, ещё неизвестно, через какие невзгоды это оборванное чмо прошло между вручением ему послания и доставкой его адресату и [[пытки портят характер|как]] [[разум не вынес|могли]] эти невзгоды на нём сказаться.
* Коран: одной из жён Мухаммеда на момент брака с ним было шесть лет, а на момент фактического осуществления этого самого брака — девять. (Впрочем, разные источники говорят разное насчёт брачного возраста, но он был точно меньше 14). А, и да, в современной Саудовской Аравии этот факт считается за руководство <s>к действию</s> для законотворцев — минимальный возраст вступления в брак — 9 лет, он же — возраст согласия.
* Коран: одной из жён Мухаммеда на момент брака с ним было шесть лет, а на момент фактического осуществления этого самого брака — девять. (Впрочем, разные источники говорят разное насчёт брачного возраста, но он был точно меньше 14). А, и да, в современной Саудовской Аравии этот факт считается за руководство <s>к действию</s> для законотворцев — минимальный возраст вступления в брак — 9 лет, он же — возраст согласия.
* {{q|pre=1|
* {{q|pre=1|
Строка 106: Строка 105:
** Нет, в Афинах не было закона, обязывающего мужчин жениться, хотя брак и продолжение рода, разумеется, приветствовались. И какого-либо ограничения прав закоренелых холостяков там не было, в отличие от Спарты. И то, что в Афинах якобы «закостенелых геев нещадно травили», не более чем [[популярное заблуждение]]. Что вообще значит «закостенелый гей», если речь идет о Древней Греции? Морально осуждался только взрослый свободный мужчина, являющийся «пассивным партнером», и то речь шла лишь о насмешках, часто за спиной, а не о реальной травле<ref>Драматург Агатон осмеивался в пьесах Аристофана как женоподобный красавчик, бреющий лицо и спящий с мужчинами, хотя уже не юноша, но в «Пире» Платона тот же Аристофан изображен как гость на пиру, устроенном Агатоном в честь победы своей трагедии на традиционном состязании, то есть репутация Агатона не мешает ему ни получать награды, ни общаться с достойными людьми. В «Пестрых рассказах» Элиана Агатон тоже изображен как вполне уважаемый человек, хотя окружающих и удивляет, что его многолетний любовник Павсаний не нашел себе кого-нибудь помоложе, ведь Агатону уже за сорок. </ref>.
** Нет, в Афинах не было закона, обязывающего мужчин жениться, хотя брак и продолжение рода, разумеется, приветствовались. И какого-либо ограничения прав закоренелых холостяков там не было, в отличие от Спарты. И то, что в Афинах якобы «закостенелых геев нещадно травили», не более чем [[популярное заблуждение]]. Что вообще значит «закостенелый гей», если речь идет о Древней Греции? Морально осуждался только взрослый свободный мужчина, являющийся «пассивным партнером», и то речь шла лишь о насмешках, часто за спиной, а не о реальной травле<ref>Драматург Агатон осмеивался в пьесах Аристофана как женоподобный красавчик, бреющий лицо и спящий с мужчинами, хотя уже не юноша, но в «Пире» Платона тот же Аристофан изображен как гость на пиру, устроенном Агатоном в честь победы своей трагедии на традиционном состязании, то есть репутация Агатона не мешает ему ни получать награды, ни общаться с достойными людьми. В «Пестрых рассказах» Элиана Агатон тоже изображен как вполне уважаемый человек, хотя окружающих и удивляет, что его многолетний любовник Павсаний не нашел себе кого-нибудь помоложе, ведь Агатону уже за сорок. </ref>.
** В Древнем Риме вполне обычным делом было распускать подобные слухи о политических противниках: так как законы не запрещали однополую связь и не регламентировали её способы, то оклеветанный не имел возможности засудить клеветника. Ведь тот формально не говорил о нём ничего оскорбительного.
** В Древнем Риме вполне обычным делом было распускать подобные слухи о политических противниках: так как законы не запрещали однополую связь и не регламентировали её способы, то оклеветанный не имел возможности засудить клеветника. Ведь тот формально не говорил о нём ничего оскорбительного.
* В битве Ильи Муромца с [[Соловей-разбойник|Соловьём-Разбойником]] богатырь жестоко избивает своего коня так, что кровь хлещет ручьями (но традиционно его не принято считать антигероем). Эту часть стараются опускать, но иногда прорывается — и снова «эту сказку надо запретить, там издеваются над животными». Вообще-то, идея хороша, если не требовать запрещать всю сказку, а вспомнить про такое явления, как адаптация для детей.
* В битве Ильи Муромца с Соловьём-Разбойником богатырь жестоко избивает своего коня так, что кровь хлещет ручьями (но традиционно его не принято считать антигероем). Эту часть стараются опускать, но иногда прорывается — и снова «эту сказку надо запретить, там издеваются над животными». Вообще-то, идея хороша, если не требовать запрещать всю сказку, а вспомнить про такое явления, как адаптация для детей.
** В некоторых сказках, не обязательно русских, волшебный конь так и говорит — недостаточно сильно стеганёшь, не допрыгну куда-то там, и погибнем оба.
** В некоторых сказках, не обязательно русских, волшебный конь так и говорит — недостаточно сильно стеганёшь, не допрыгну куда-то там, и погибнем оба.
* [[w:Козы Корпеш — Баян сулу|Козы Корпеш и Баян Сулу]] — ещё до рождения детей родители договорились о том, что их поженят, так что Козы Корпеш с раннего детства знал, на ком он женится, а Баян Сулу — за кого выйдет замуж. И ни разу не видя друг друга, они… [[Заочная любовь|влюбились друг в друга]] ([[обоснуй]]: ведь родители желают детям только хорошего и лучше детей знают, что для них хорошо, а дети должны слушаться родителей, и по нормам средневековой морали… ну, вы поняли…). Драма случилась, когда отец Баян Сулу, узнав о том, что Козы Корпеш осиротел, решил ей подыскать другого жениха…
* [[w:Козы Корпеш — Баян сулу|Козы Корпеш и Баян Сулу]] — ещё до рождения детей родители договорились о том, что их поженят, так что Козы Корпеш с раннего детства знал, на ком он женится, а Баян Сулу — за кого выйдет замуж. И ни разу не видя друг друга, они… [[Заочная любовь|влюбились друг в друга]] ([[обоснуй]]: ведь родители желают детям только хорошего и лучше детей знают, что для них хорошо, а дети должны слушаться родителей, и по нормам средневековой морали… ну, вы поняли…). Драма случилась, когда отец Баян Сулу, узнав о том, что Козы Корпеш осиротел, решил ей подыскать другого жениха…

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!