Редактирование: Изменившаяся мораль

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 25: Строка 25:


== Итог ==
== Итог ==
'''Изменившаяся мораль''' — это когда то, что раньше было в порядке вещей, в будущем становится аморальным — и наоборот. Так что у современного читателя, воспитанного на гуманистических идеалах конца XX и начала XXI века, поступки героев произведений, созданных в то время, когда некоторые из этих вещей считались нормальными, порой вызывают реакцию «[[что за фигня, герой?]]». И такое же недоумение вызывает современная мораль в другом сеттинге — это точно такой же [[анахронизм]], как и технологии, но встречается много чаще ввиду неочевидности, особенно у [[МТА]]. А еще существует «развлечение», как у медийных личностей «из телевизора», так и «диванных экспертов», обсуждать исторические события с точки зрения не тогдашней (или близкой к ней) морали, а с точки зрения современной.
'''Изменившаяся мораль''' — это когда то, что раньше было в порядке вещей, в будущем становится аморальным — и наоборот. Так что у современного читателя, воспитанного на гуманистических идеалах конца XX и начала XXI века, поступки героев произведений, созданных в то время, когда некоторые из этих вещей считались нормальными, порой вызывают реакцию «[[что за фигня, герой?]]». И такое же недоумение вызывает современная мораль в другом сеттинге — это точно такой же [[анахронизм]], как и технологии, но встречается много чаще ввиду неочевидности, особенно у [[МТА]]. А еще существует «развлечение», как у медийных личностей «из телевизора», так и «диванных экспертов», обсуждать исторические события с точки зрения не тогдашней (или близкой к ней) морали, а с точки зрения современной.


А в художественных произведениях может быть антагонистом носитель другой морали, нежели автор и его целевая аудитория. То есть хорошим присуща современная на момент создания мораль, а плохим — устаревшая (или из далекого будущего). Возможно, что антагонист — попаданец. Или жил в чересчур консервативном обществе, отрезанном от остального мира. И злодействовать он будет с современной точки зрения, а с точки зрения ЕГО морали, он будет восстанавливать справедливость и вести себя благородно.
А в художественных произведениях может быть антагонистом носитель другой морали, нежели автор и его целевая аудитория. То есть хорошим присуща современная на момент создания мораль, а плохим — устаревшая (или из далекого будущего). Возможно, что антагонист — попаданец. Или жил в чересчур консервативном обществе, отрезанном от остального мира. И злодействовать он будет с современной точки зрения, а с точки зрения ЕГО морали, он будет восстанавливать справедливость и вести себя благородно.
Строка 38: Строка 38:
**** Повторяю, Баба-Яга стала негативным персонажем, когда верования, связанные с ней, отошли в прошлое.
**** Повторяю, Баба-Яга стала негативным персонажем, когда верования, связанные с ней, отошли в прошлое.
* Совпадающие личные имена в семье. Для народов с племенной идентичностью (а такая идентичность держалась даже в Европе ещё до Нового Времени) вполне нормально, что чужаки просто называют человека по его племенной принадлежности, а среди своих его величают по старшинству или по прозвищу. Тот же Древний Рим знал не больше двух десятков личных имён (даже императоров мы знаем обычно по прозвищам), вполне обычным было давать одинаковые имена жителям целой деревни или детям одних родителей (у Яна Длугоша было 10 братьев, и каждого звали Ян).
* Совпадающие личные имена в семье. Для народов с племенной идентичностью (а такая идентичность держалась даже в Европе ещё до Нового Времени) вполне нормально, что чужаки просто называют человека по его племенной принадлежности, а среди своих его величают по старшинству или по прозвищу. Тот же Древний Рим знал не больше двух десятков личных имён (даже императоров мы знаем обычно по прозвищам), вполне обычным было давать одинаковые имена жителям целой деревни или детям одних родителей (у Яна Длугоша было 10 братьев, и каждого звали Ян).
** Кстати, у женщин в Риме личных имён… вообще не было. Их называли по фамилии/прозвищу paterfamilias и номерам: Юлия Майор, Юлия Секунда, Юлия Терция и Юлия Минор — это не имена, это всего лишь порядковые идентификаторы четырёх ныне живущих женщин из рода Юлиев. Причем Минор (младшая) — переходящее имя, которое присваивалось новой девочке в семье, а бывшей Минор присваивался новый порядковый номер — Секунда (вторая), Терция (третья) и т. д. Сыновей, начиная с пятого, к слову, тоже просто нумеровали — Квинт, Секст, Септим, Октавий (Пятый, Шестой, Седьмой, Восьмой).
** Кстати, у женщин в Риме личных имён… вообще не было. Их называли по фамилии/прозвищу paterfamilias и номерам: Юлия Майор, Юлия Секунда, Юлия Терция и Юлия Минор — это не имена, это всего лишь порядковые идентификаторы четырёх ныне живущих женщин из рода Юлиев. Причем Минор (младшая) - переходящее имя, которое присваивалось новой девочке в семье, а бывшей Минор присваивался новый порядковый номер - Секунда (вторая), Терция (третья) и т.д. Сыновей, начиная с пятого, к слову, тоже просто нумеровали - Квинт, Секст, Септим, Октавий (Пятый, Шестой, Седьмой, Восьмой).
** В Белоруссии даже сейчас еще нормально, что у всех жителей деревни одна фамилия. Что, конечно, разбавляется новоприобретенными, но, тем не менее, когда в брак вступают носители одной и той же фамилии, это не инцест.
** В Белоруссии даже сейчас еще нормально, что у всех жителей деревни одна фамилия. Что, конечно, разбавляется новоприобретенными, но, тем не менее, когда в брак вступают носители одной и той же фамилии, это не инцест.
* «Политика» Аристотеля, которая тысячелетиями считалась кладезем государственной премудрости. С первых же страниц философ аргументированно доказывает, что одни люди самой природой предназначены для свободы, а другие для рабства. Первые, разумеется, эллины, вторые — варвары. Причём поясняет самыми причудливыми примерами: например, персы невероятно уважают своих родителей и именно поэтому у персидского царя так много полномочий.
* «Политика» Аристотеля, которая тысячелетиями считалась кладезем государственной премудрости. С первых же страниц философ аргументированно доказывает, что одни люди самой природой предназначены для свободы, а другие для рабства. Первые, разумеется, эллины, вторые — варвары. Причём поясняет самыми причудливыми примерами: например, персы невероятно уважают своих родителей и именно поэтому у персидского царя так много полномочий.
* Иосиф Флавий — «Иудейские древности», рассказ о временах пророка Ездры после Вавилонского пленения. При этом нужно учитывать, что автор — просвещённый эллинизированный иудей I века, по еврейским меркам — практически космополит. Свою книгу он писал именно затем, чтобы показать греко-римскому миру: евреи — не варвары, а народ с древней культурой. Однако у него считается не просто допустимым, а '''похвальным''' делом выгнать свою жену и детей от неё '''на том лишь основании, что она — не еврейка''' (''а обратить внимание на эту деталь ДО того, как жениться и делать детей, не судьба?''). Плевать, что с ними будет дальше, главное — чистота крови сохранится!
* Иосиф Флавий — «Иудейские древности», рассказ о временах пророка Ездры после Вавилонского пленения. При этом нужно учитывать, что автор — просвещённый эллинизированный иудей I века, по еврейским меркам — практически космополит. Свою книгу он писал именно затем, чтобы показать греко-римскому миру: евреи — не варвары, а народ с древней культурой. Однако у него считается не просто допустимым, а '''похвальным''' делом выгнать свою жену и детей от неё '''на том лишь основании, что она — не еврейка''' (''а обратить внимание на эту деталь ДО того, как жениться и делать детей, не судьба?''). Плевать, что с ними будет дальше, главное — чистота крови сохранится!
** А зачем было обращать на это внимание? Межнациональные браки — норма что в наши дни, что тогда. Тем более на Ближнем Востоке, где кошка с мышью жила и мышеловку рожала (тот же Давид, например, вообще по своей прабабке Руфи моавитянин). '''Обязательную эндогамию для евреев установил как раз Ездра — а закон, как известно, обратной силы не имеет.'''
** А зачем было обращать на это внимание? Межнациональные браки — норма что в наши дни, что тогда. Тем более на Ближнем Востоке, где кошка с мышью жила и мышеловку рожала (тот же Давид, например, вообще по своей прабабке Руфи моавитянин). '''Обязательную эндогамию для евреев установил как раз Ездра — а закон, как известно, обратной силы не имеет.'''
*** То, что закон не имеет обратной силы — принцип римского права. Другим народам ничего не мешало этой идеи не признавать.
*** То, что закон не имеет обратной силы — принцип римского права. Другим народам ничего не мешало этой идеи не признавать.
Строка 51: Строка 51:
** И то же самое сделала Медея со своими детьми в одном из вариантов мифа.
** И то же самое сделала Медея со своими детьми в одном из вариантов мифа.
** П. Бородин в романе «Дмитрий Донской» внезапно возвращается к первому варианту, причём описанный им сюжет взят аккурат из современного тому же Донскому фольклора. Женщина приходит к Мамаю выкупать пленённых родичей: мужа, сына, брата и деверя. [[Садистский выбор|Выкупа хватает только на одного]], и она решает выкупать не мужа и не сына, а брата (чем порядком удивляет мусульманина Мамая, который ждал, что для жены на первом месте будет муж), поскольку выйти замуж и родить сына она ещё может, а брата другого не будет. Всё-таки троп зависит не только от временных, но и от географических рамок.
** П. Бородин в романе «Дмитрий Донской» внезапно возвращается к первому варианту, причём описанный им сюжет взят аккурат из современного тому же Донскому фольклора. Женщина приходит к Мамаю выкупать пленённых родичей: мужа, сына, брата и деверя. [[Садистский выбор|Выкупа хватает только на одного]], и она решает выкупать не мужа и не сына, а брата (чем порядком удивляет мусульманина Мамая, который ждал, что для жены на первом месте будет муж), поскольку выйти замуж и родить сына она ещё может, а брата другого не будет. Всё-таки троп зависит не только от временных, но и от географических рамок.
** В продолжение предыдущего примера: сегодняшняя Россия (как и другие бывшие союзные республики европейской части) куда ближе в данном опросе к европейцам<ref>И, ради всего святого, не нужно спорить, хорошо это или плохо!</ref>. Тому свидетельствует простой пример из социологии. На вопрос: кого спасёшь — жену, сына или мать, большинство выбирает второй вариант, меньшая часть первый. Жители Востока до сих пор в большинстве выбирают на этом тесте третий вариант. (Автор правки впервые познакомился с этим тестом на лекции в далёком 2005 году и был весьма поражён, узнав, что третий, кроме него, выбрали только два студента-интуриста из Ирака).
** В продолжение предыдущего примера: сегодняшняя Россия (как и другие бывшие союзные республики европейской части) куда ближе в данном опросе к европейцам<ref>И, ради всего святого, не нужно спорить, хорошо это или плохо!</ref>. Тому свидетельствует простой пример из социологии. На вопрос: кого спасёшь — жену, сына или мать, большинство выбирает второй вариант, меньшая часть первый. Жители Востока до сих пор в большинстве выбирают на этом тесте третий вариант. (Автор правки впервые познакомился с этим тестом на лекции в далёком 2005 году и был весьма поражён, узнав, что третий, кроме него, выбрали только два студента-интуриста из Ирака).
** Еще аналогичная история была с японским медиком Ханаока Сейшу, которому нужен был подопытный для работ над составом анестетика. Вызвались добровольцами жена и мать, он выбрал жену. Та, кстати, в итоге ослепла.
** Еще аналогичная история была с японским медиком Ханаока Сейшу, которому нужен был подопытный для работ над составом анестетика. Вызвались добровольцами жена и мать, он выбрал жену. Та, кстати, в итоге ослепла.
* Вся рыцарская романтика [[крестовые походы|крестовых походов]], то есть массового убийства людей по религиозному признаку (хотя тут опционально: многие считали крестовые походы помощью братьям по вере в ''оборонительных'' боевых действиях), и произведения на эту тему, создаваемые вплоть до последних десятилетий ХХ века. Благородные сарацины в принципе допускались, но в конце они должны были или умереть, или креститься.
* Вся рыцарская романтика [[крестовые походы|крестовых походов]], то есть массового убийства людей по религиозному признаку (хотя тут опционально: многие считали крестовые походы помощью братьям по вере в ''оборонительных'' боевых действиях), и произведения на эту тему, создаваемые вплоть до последних десятилетий ХХ века. Благородные сарацины в принципе допускались, но в конце они должны были или умереть, или креститься.
Строка 62: Строка 62:
*** Ох не просто так кардинал Ришелье дуэлянтов '''вешал'''. Для дворянина, воина, смерти не боявшегося по определению, это означало также лишение статуса дворянства всей его семьи. А что было делать? Это был единственный рабочий способ заставить прекратить цвет нации истреблять самих себя, стахановскими темпами.
*** Ох не просто так кардинал Ришелье дуэлянтов '''вешал'''. Для дворянина, воина, смерти не боявшегося по определению, это означало также лишение статуса дворянства всей его семьи. А что было делать? Это был единственный рабочий способ заставить прекратить цвет нации истреблять самих себя, стахановскими темпами.
* Основной конфликт множества произведений позднего средневековья, от трагедий до комедий: мужчина и женщина не могут быть вместе, потому что принадлежат [[Мезальянс|к разным сословиям]] или, еще хуже, вероисповеданиям.
* Основной конфликт множества произведений позднего средневековья, от трагедий до комедий: мужчина и женщина не могут быть вместе, потому что принадлежат [[Мезальянс|к разным сословиям]] или, еще хуже, вероисповеданиям.
* Отношение к рабству как экономической практике. В современных произведениях восставшие рабы (педаль в пол, если речь об исторических восстаниях до хотя XVIII века) сплошь и рядом ненавидят рабство как таковое и стремятся его уничтожить, освободить всех своих «коллег» и построить новый порядок в государстве или даже мире. В реальности ни повстанцы Спартака, ни багдадские зинджи ничего подобного и в мыслях не имели, а на заикнувшегося об отмене рабства посмотрели бы как на сумасшедшего, задав резонный вопрос о том, кто же в таком случае будет работать. Восставшего невольника античности или средневековья не устраивал тот факт, что в рабстве находится конкретно он, а само по себе рабовладение воспринималось как естественное и необходимое. Осуждалось (вплоть до прямого запрета во Второзаконье и Сунне) обращение в рабство соплеменников за долги: ведь такие рабы добыты не доблестью, а хитростью и это свои, а не чужаки. Все, чего он хотел — это самому освободиться, да не просто так, а награбив хорошенько у вчерашних хозяев и сделавшись богатым рабовладельцем (красноречивый лозунг зинджей «Воля и свои рабы!» толсто намекает). Более того, невольники Рима или Халифата в массе даже не стремились бежать из страны — ага, сейчас, от бань и вилл вдруг поедем на немытую родину…
* Отношение к рабству как экономической практике. В современных произведениях восставшие рабы (педаль в пол, если речь об исторических восстаниях до хотя XVIII века) сплошь и рядом ненавидят рабство как таковое и стремятся его уничтожить, освободить всех своих «коллег» и построить новый порядок в государстве или даже мире. В реальности ни повстанцы Спартака, ни багдадские зинджи ничего подобного и в мыслях не имели, а на заикнувшегося об отмене рабства посмотрели бы как на сумасшедшего, задав резонный вопрос о том, кто же в таком случае будет работать. Восставшего невольника античности или средневековья не устраивал тот факт, что в рабстве находится конкретно он, а само по себе рабовладение воспринималось как естественное и необходимое. Осуждалось (вплоть до прямого запрета во Второзаконье и Сунне) обращение в рабство соплеменников за долги: ведь такие рабы добыты не доблестью, а хитростью и это свои, а не чужаки. Все, чего он хотел — это самому освободиться, да не просто так, а награбив хорошенько у вчерашних хозяев и сделавшись богатым рабовладельцем (красноречивый лозунг зинджей «Воля и свои рабы!» толсто намекает). Более того, невольники Рима или Халифата в массе даже не стремились бежать из страны — ага, сейчас, от бань и вилл вдруг поедем на немытую родину…
* Выходец с Ближнего Востока: «У нас женщину, когда она взрослеет, одевают. А в Европе — раздевают!»
* Выходец с Ближнего Востока: «У нас женщину, когда она взрослеет, одевают. А в Европе — раздевают!»


=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== Мифология и [[фольклор]] ===
Строка 119: Строка 119:


=== Театр ===
=== Театр ===
* Очень частый случай, когда девушку хотят выдать за человека, которого она не любит, а быть вместе с настоящим любимым ей что-то мешает. В одних случаях он по каким-то причинам не нравится её родителям (чаще всего происхождением или недостаточным богатством), и они брак не благословят. Случись нечто похожее в современном мире, невеста даже во время бракосочетания может сказать «нет» или спустя какое-то время развестись и выйти замуж за любимого. Но вот в XIX веке и ранее (время действия многих, в т. ч. и классических, пьес) подобное поведение было, мягко говоря, вызывающим — опозорит и себя, и свою семью. А если жена решила бежать от нелюбимого мужа с любовником (с которым чувства взаимные и искренние), то лучше им переезжать как можно дальше, где никто их не знает и не может знать ни их, ни знакомых их знакомых.
* Очень частый случай, когда девушку хотят выдать за человека, которого она не любит, а быть вместе с настоящим любимым ей что-то мешает. В одних случаях он по каким-то причинам не нравится её родителям (чаще всего происхождением или недостаточным богатством), и они брак не благословят. Случись нечто похожее в современном мире, невеста даже во время бракосочетания может сказать «нет» или спустя какое-то время развестись и выйти замуж за любимого. Но вот в XIX веке и ранее (время действия многих, в т. ч. и классических, пьес) подобное поведение было, мягко говоря, вызывающим — опозорит и себя, и свою семью. А если жена решила бежать от нелюбимого мужа с любовником (с которым чувства взаимные и искренние), то лучше им переезжать как можно дальше, где никто их не знает и не может знать ни их, ни знакомых их знакомых.
** Бывает и такое, что родичи невесты, скупердяи такие, экономят на приданом, а нелюбимый согласен на ней жениться и без оного. Но что мешает влюблённому поступить так же, раз у них такая неземная любовь?
** Бывает и такое, что родичи невесты, скупердяи такие, экономят на приданом, а нелюбимый согласен на ней жениться и без оного. Но что мешает влюблённому поступить так же, раз у них такая неземная любовь?
*** Очевидно, всё то же неблагородное происхождение или недостаточное богатство. Если стоит выбор между двумя претендентами, готовых взять в жену девушку и без приданого, то выбор, очевидно, падет на того, у кого или род благороднее, или кошелек толще.
*** Очевидно, всё то же неблагородное происхождение или недостаточное богатство. Если стоит выбор между двумя претендентами, готовых взять в жену девушку и без приданого, то выбор, очевидно, падет на того, у кого или род благороднее, или кошелек толще.
Строка 125: Строка 125:
** [[Педаль в асфальт]]: Парис, которого прочат в мужья Джульетте, уже разменял четвёртый десяток. Причём для него это не просто выгодный брак, он ещё и стремится сделать дело как можно скорее, не иначе как до свежего мясца охоч, уж простите за грубость.
** [[Педаль в асфальт]]: Парис, которого прочат в мужья Джульетте, уже разменял четвёртый десяток. Причём для него это не просто выгодный брак, он ещё и стремится сделать дело как можно скорее, не иначе как до свежего мясца охоч, уж простите за грубость.
*** Но у Капулетти разница в возрасте с женой однозначно еще больше — он изображён в пьесе немощным стариком, а леди Капулетти, напомним, не больше 28 лет!
*** Но у Капулетти разница в возрасте с женой однозначно еще больше — он изображён в пьесе немощным стариком, а леди Капулетти, напомним, не больше 28 лет!
**** Впрочем, при той медицине «немощному старику» вполне может быть лет 35 отроду.
**** Впрочем, при той медицине "немощному старику" вполне может быть лет 35 отроду.
** В Англии еще долгое время после Шекспира 12 лет считались брачным возрастом. Мораль постепенно менялась, а вот закон подтянулся только после смерти Виктории.
** В Англии еще долгое время после Шекспира 12 лет считались брачным возрастом. Мораль постепенно менялась, а вот закон подтянулся только после смерти Виктории.
*** В шекспировской Англии не нужно было далеко ходить за примерами: дедушку Елизаветы, Генриха VII Тюдора, Маргарет Бофорт родила в 13 лет. Что характерно, ни от этого брака, ни от двух последующих у неё больше детей не было.
*** В шекспировской Англии не нужно было далеко ходить за примерами: дедушку Елизаветы, Генриха VII Тюдора, Маргарет Бофорт родила в 13 лет. Что характерно, ни от этого брака, ни от двух последующих у неё больше детей не было.
** Ну такая себе изменившаяся… В РПЦ и сейчас брачный возраст равен тринадцати годам (правда церковь об этом благоразумно молчит), что уж говорить про цыган и исламские страны.
** Ну такая себе изменившаяся… В РПЦ и сейчас брачный возраст равен тринадцати годам (правда церковь об этом благоразумно молчит), что уж говорить про цыган и исламские страны.
*** Уважаемый, [[Не в ладах с богословием|осетра-то урежте]]! Нет никакого молчания, как нет уже понятия «Церковный брачный возраст»; венчают только лиц, «достигших брачного возраста ''согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством''» (Источник: постановление «О канонических аспектах церковного брака» от 29 ноября — 2 декабря 2017 года). К слову, браки, заключённые до наступления гражданского совершеннолетия, в Церкви считались неканоническими испокон веков (их могли не расторгать, но и не признавали).
*** Уважаемый, [[Не в ладах с богословием|осетра-то урежте]]! Нет никакого молчания, как нет уже понятия «Церковный брачный возраст»; венчают только лиц, «достигших брачного возраста ''согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством''» (Источник: постановление «О канонических аспектах церковного брака» от 29 ноября — 2 декабря 2017 года). К слову, браки, заключённые до наступления гражданского совершеннолетия, в Церкви считались неканоническими испокон веков (их могли не расторгать, но и не признавали).
** В исходных итальянских версиях сюжета — у литераторов Луиджи Да Порто и Маттео Банделло — Джульетта гораздо старше: упоминается, что на день святой Ефимии ей должно исполниться восемнадцать. Есть версия, что Шекспир просто-напросто омолодил своих героев под влиянием [[Клюква|стереотипных английских представлений]] о темпераментности итальянцев.
** В исходных итальянских версиях сюжета — у литераторов Луиджи Да Порто и Маттео Банделло — Джульетта гораздо старше: упоминается, что на день святой Ефимии ей должно исполниться восемнадцать. Есть версия, что Шекспир просто-напросто омолодил своих героев под влиянием [[Клюква|стереотипных английских представлений]] о темпераментности итальянцев.
** Добавьте ещё акселерацию — современные подростки в 14 те ещё бугаи и лошади. О Джульетте вряд ли такое можно сказать. Так что даже пусть с кучей бумажек можно в 14 выйти замуж и поныне — это совсем другие 14, да и пользуются этой ''сомнительной привилегией'' считанные единицы. И добавьте несколько скудные женские права в тогдашней семье, да и вообще по жизни. Вот такие пирожки с котятами получаются в итоге, нюхать — и то подташнивает.
** Добавьте ещё акселерацию — современные подростки в 14 те ещё бугаи и лошади. О Джульетте вряд ли такое можно сказать. Так что даже пусть с кучей бумажек можно в 14 выйти замуж и поныне — это совсем другие 14, да и пользуются этой ''сомнительной привилегией'' считанные единицы. И добавьте несколько скудные женские права в тогдашней семье, да и вообще по жизни. Вот такие пирожки с котятами получаются в итоге, нюхать — и то подташнивает.
Строка 135: Строка 135:
*** Посмотрите хотя бы на эту [https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ec/Leonardo_da_Vinci_Benois_Madonna.jpg мадонну] — она, пожалуй, в возрасте как раз Джульетты.
*** Посмотрите хотя бы на эту [https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ec/Leonardo_da_Vinci_Benois_Madonna.jpg мадонну] — она, пожалуй, в возрасте как раз Джульетты.
*** Акселерация акселерацией, а вот ''взрослеют'' (в психологическом плане) нынешние подростки все-таки позже.
*** Акселерация акселерацией, а вот ''взрослеют'' (в психологическом плане) нынешние подростки все-таки позже.
**** Аркадий Голиков, в 14 лет вступил в партию, в 16 лет — командир роты, в 17 — командир полка частей особого назначения, тогда же женился (на 16-тилетней). Стал известным писателем уже в 22-23 года. Не совсем ''нынешний подросток'', но по сравнению с шекспировскими временами — очень даже современный.
**** Аркадий Голиков, в 14 лет вступил в партию, в 16 лет — командир роты, в 17 — командир полка частей особого назначения, тогда же женился (на 16-тилетней). Стал известным писателем уже в 22-23 года. Не совсем ''нынешний подросток'', но по сравнению с шекспировскими временами — очень даже современный.
** Ну нет, все было совсем не так. Отец Джульетту все же любил, и в цитированном выше разговоре с Парисом сказал: «Повремените два годочка, и мы невестою объявим дочку». То есть никто не собирался выдавать ее замуж в таком возрасте, велено было ждать до 16. А там ещё пока всё официально объявят, пока брачный контракт составят, пока гостей пригласят — могли вполне дотянуть и до 17-летия. Форс-мажор наступил после смерти Тибальда — в семье не осталось дееспособных мужчин (отец Джульетты уже был в летах), и собственно после его смерти, которая стараниями других семей могла наступить довольно скоро, с Джульеттой могло бы произойти что-то намного хуже брака с Парисом. Поэтому именно после смерти её двоюродного брата и защитника Джульетту сразу же согласились отдать Парису — потому что деваться было некуда, а Парис был влиятельным патрицием и родственником герцога, и его (и, соответственно, его супругу) вендетта между семьями М и К не затрагивала.
** Ну нет, все было совсем не так. Отец Джульетту все же любил, и в цитированном выше разговоре с Парисом сказал: «Повремените два годочка, и мы невестою объявим дочку». То есть никто не собирался выдавать ее замуж в таком возрасте, велено было ждать до 16. А там ещё пока всё официально объявят, пока брачный контракт составят, пока гостей пригласят — могли вполне дотянуть и до 17-летия. Форс-мажор наступил после смерти Тибальда — в семье не осталось дееспособных мужчин (отец Джульетты уже был в летах), и собственно после его смерти, которая стараниями других семей могла наступить довольно скоро, с Джульеттой могло бы произойти что-то намного хуже брака с Парисом. Поэтому именно после смерти её двоюродного брата и защитника Джульетту сразу же согласились отдать Парису — потому что деваться было некуда, а Парис был влиятельным патрицием и родственником герцога, и его (и, соответственно, его супругу) вендетта между семьями М и К не затрагивала.
* [[Hamlet]] — Гамлет обвиняет, среди прочего, свою мать в [[инцест|кровосмесительстве]]. За то что она вышла замуж за брата. Нет, не своего, а брата мужа, то есть кровного родства с Гертрудой не имевшего. А вот поди ж ты…
* [[Hamlet]] — Гамлет обвиняет, среди прочего, свою мать в [[инцест|кровосмесительстве]]. За то что она вышла замуж за брата. Нет, не своего, а брата мужа, то есть кровного родства с Гертрудой не имевшего. А вот поди ж ты…
Строка 233: Строка 233:
* «[[Мольфары и трембиты|Тени забытых предков]]» (1964) — будущие влюбленные, а пока — в силу нежного возраста — просто друзья Иван и Маричка купаются голышом. Понятное дело — в то время купальники были в ходу разве что у тех, кто побогаче. Селяне и бельем-то не особо заморачивались. Ну, а детям и вовсе не приходит еще в голову стесняться друг друга.
* «[[Мольфары и трембиты|Тени забытых предков]]» (1964) — будущие влюбленные, а пока — в силу нежного возраста — просто друзья Иван и Маричка купаются голышом. Понятное дело — в то время купальники были в ходу разве что у тех, кто побогаче. Селяне и бельем-то не особо заморачивались. Ну, а детям и вовсе не приходит еще в голову стесняться друг друга.
* «Дело Румянцева» (1955) — возможно, это скорее «что за фигня, автор?», или «что за фигня, герой?», а возможно, что в пятидесятые эта сцена смотрелась нормально и вопросов не вызывала. Шофер Снегирев (одна из редких отрицательных ролей Евгения Леонова), испугавшись проблем с начальством и с женой, отказался свидетельствовать в пользу Александра Румянцева, прекрасно зная о невиновности последнего. Мол, его, Снегирева, хата с краю, ничего не видел, ничего не знает. Когда в финале торжествует справедливость и все шоферы автобазы узнают о роли Снегирева в этой истории, его подвергают остракизму, и каждый возвращает Снегиреву деньги, которые когда-либо был ему должен — за проезд в трамвае, за обед в столовой и т. д. Сумма в итоге набирается приличная. Да, скопидомство и излишнее внимание к материальному в советском кинематографе не приветствовалось, но, получается, не случись этой истории, долги никто бы возвращать не подумал? Впрочем, возможно, здесь смысл именно в изменившейся морали и посыл был в следующем: в сплоченном морально крепком коллективе все друг другу помогали и никто не считал мелочь: сегодня ты мне суп в столовой купишь, завтра я тебе проезд в трамвае оплачу. А Снегирева символически из коллектива исключили. Подразумевается, что и фактически он вскоре уволится.
* «Дело Румянцева» (1955) — возможно, это скорее «что за фигня, автор?», или «что за фигня, герой?», а возможно, что в пятидесятые эта сцена смотрелась нормально и вопросов не вызывала. Шофер Снегирев (одна из редких отрицательных ролей Евгения Леонова), испугавшись проблем с начальством и с женой, отказался свидетельствовать в пользу Александра Румянцева, прекрасно зная о невиновности последнего. Мол, его, Снегирева, хата с краю, ничего не видел, ничего не знает. Когда в финале торжествует справедливость и все шоферы автобазы узнают о роли Снегирева в этой истории, его подвергают остракизму, и каждый возвращает Снегиреву деньги, которые когда-либо был ему должен — за проезд в трамвае, за обед в столовой и т. д. Сумма в итоге набирается приличная. Да, скопидомство и излишнее внимание к материальному в советском кинематографе не приветствовалось, но, получается, не случись этой истории, долги никто бы возвращать не подумал? Впрочем, возможно, здесь смысл именно в изменившейся морали и посыл был в следующем: в сплоченном морально крепком коллективе все друг другу помогали и никто не считал мелочь: сегодня ты мне суп в столовой купишь, завтра я тебе проезд в трамвае оплачу. А Снегирева символически из коллектива исключили. Подразумевается, что и фактически он вскоре уволится.
* Киножурнал «Фитиль», эпизод «Не поеду» с Раневской и Яншиным. ''Тогда:'' авторы явно пытались показать вредную старуху, мешающую общему делу — строительству новых домов. Ей предлагают выехать из своей халупы, а она на все предложения носом крутит, сама не зная, что хочет и постоянно себе противореча. То ей нужен телефон, то «я его сниму». ''Как видится сейчас:'' бабушке предлагают выехать из дома — пусть и старого, но своего, отдельного — в… ''комнату в коммуналке''! И только в самом конце ей делают «царское предложение» в виде отдельной однокомнатной квартиры. Реакция комментаторов на видеохостингах логична: бабка-молодец, отстаивает своё право<ref>Для справки: в дореволюционной России большинство горожан ютилось в бараках, или снимало койку, и по сравнению с этим переезд в коммуналку в период НЭПа был значительным скачком уровня жизни.</ref>.
* Киножурнал «Фитиль», эпизод «Не поеду» с Раневской и Яншиным. ''Тогда:'' авторы явно пытались показать вредную старуху, мешающую общему делу — строительству новых домов. Ей предлагают выехать из своей халупы, а она на все предложения носом крутит, сама не зная, что хочет и постоянно себе противореча. То ей нужен телефон, то «я его сниму». ''Как видится сейчас:'' бабушке предлагают выехать из дома — пусть и старого, но своего, отдельного — в... ''комнату в коммуналке''! И только в самом конце ей делают «царское предложение» в виде отдельной однокомнатной квартиры. Реакция комментаторов на видеохостингах логична: бабка-молодец, отстаивает своё право<ref>Для справки: в дореволюционной России большинство горожан ютилось в бараках, или снимало койку, и по сравнению с этим переезд в коммуналку в период НЭПа был значительным скачком уровня жизни.</ref>.


==== Зарубежные ====
==== Зарубежные ====
Строка 244: Строка 244:
** ''А тут точно место откровенной пропаганде?''
** ''А тут точно место откровенной пропаганде?''
* «Великолепная семёрка» — попытка похоронить индейца на кладбище заканчивается перестрелкой, потому что индейцы — это язычники, а значит, гореть им в аду.
* «Великолепная семёрка» — попытка похоронить индейца на кладбище заканчивается перестрелкой, потому что индейцы — это язычники, а значит, гореть им в аду.
* «Развод по-итальянски». Как в консервативной и скрепной Италии середины XX века сохранить уважение соседей-аристократов, если хочешь взять другую жену? Элементарно — убить нынешнюю жену из ревности. Рогоносцем быть позорно только если ты никого из-за этого не убил. А убийство всего лишь неверной жены — это так, мелочи. И срок дадут минимально возможный, и никто никогда не покажет пальцем, что ты сидел, ведь защита своей мужской чести — это святое! Одна беда — жена не хотела изменять…
* «Развод по-итальянски». Как в консервативной и скрепной Италии середины XX века сохранить уважение соседей-аристократов, если хочешь взять другую жену? Элементарно — убить нынешнюю жену из ревности. Рогоносцем быть позорно только если ты никого из-за этого не убил. А убийство всего лишь неверной жены — это так, мелочи. И срок дадут минимально возможный, и никто никогда не покажет пальцем, что ты сидел, ведь защита своей мужской чести — это святое! Одна беда — жена не хотела изменять…
* «[[Чарли и шоколадная фабрика]]». Все дети, кроме, собственно, Чарли, обладают разными пороками. Но чем провинилась Виолетта Борегард, которая просто много жуёт жвачку? А тем, что в 1960-е годы, когда писалась книга, прилюдное жевание жвачки считалось неприличным.
* «[[Чарли и шоколадная фабрика]]». Все дети, кроме, собственно, Чарли, обладают разными пороками. Но чем провинилась Виолетта Борегард, которая просто много жуёт жвачку? А тем, что в 1960-е годы, когда писалась книга, прилюдное жевание жвачки считалось неприличным.
** Роальд Даль, надо сказать, писатель саркастичный и склонный к черному юмору, и вполне мог намеренно спародировать навязчивую дидактику детских книг.
** Роальд Даль, надо сказать, писатель саркастичный и склонный к черному юмору, и вполне мог намеренно спародировать навязчивую дидактику детских книг.
** [[Исправить в адаптации|В экранизации 2005 года поправлено]]: к привычке жевать добавили ещё и [[Амбиции — это плохо|гордость и самоуверенность в терминальной стадии]].
** [[Исправить в адаптации|В экранизации 2005 года поправлено]]: к привычке жевать добавили ещё и [[Амбиции — это плохо|гордость и самоуверенность в терминальной стадии]].
* В [[Star Wars|оригинальной трилогии ЗВ]] Чубакка при награждении не получает медаль. Можно подумать, он не разумно-духовное существо в своём праве, а нечто вроде ручной зверюшки Хана Соло! Но в одном из последующих ремастерингов медаль ему таки вручают. А позже вышел комикс, в котором Чубакка подарил свою медаль.
* В [[Star Wars|оригинальной трилогии ЗВ]] Чубакка при награждении не получает медаль. Можно подумать, он не разумно-духовное существо в своём праве, а нечто вроде ручной зверюшки Хана Соло! Но в одном из последующих ремастерингов медаль ему таки вручают. А позже вышел комикс, в котором Чубакка подарил свою медаль.
* В фильме «Храм Шаолиня» (снятом в начале 1980-х), главный герой случайно убивает собаку своей подруги (видя приближение наставников, накрывает её одеялом, чтобы не было ни звука, и собака задыхается). Обнаружив это, он сначала пытается привести собаку в чувство, но после того, как собака не очнулась… разделывает её и жарит, а затем угощает этим мясом подругу! И девушка ничуть на это не обижена. Защитники животных из цивилизованного XXI в. — в шоке (а сценарист, судя по всему и в мыслях не имел кого-то шокировать).<ref> Хотя покушать собаку мало отличается от покушать корову. Тот самый пример, когда мораль извращена и превращается в двойные стандарты. Разумеется, с точки зрения тех, кто не считал эту собаку другом.</ref>
* В фильме «Храм Шаолиня» (снятом в начале 1980-х), главный герой случайно убивает собаку своей подруги (видя приближение наставников, накрывает её одеялом, чтобы не было ни звука, и собака задыхается). Обнаружив это, он сначала пытается привести собаку в чувство, но после того, как собака не очнулась… разделывает её и жарит, а затем угощает этим мясом подругу! И девушка ничуть на это не обижена. Защитники животных из цивилизованного XXI в. — в шоке (а сценарист, судя по всему и в мыслях не имел кого-то шокировать).<ref> Хотя покушать собаку мало отличается от покушать корову. Тот самый пример, когда мораль извращена и превращается в двойные стандарты. Разумеется, с точки зрения тех, кто не считал эту собаку другом.</ref>
* [[L'Associé]] фильм 1979 г. — тем, кто вырос при равноправии, даже трудно представить, зачем бизнес-вумен могло потребоваться действовать от лица вымышленного мужчины-начальника.
* [[L'Associé]] фильм 1979 г. — тем, кто вырос при равноправии, даже трудно представить, зачем бизнес-вумен могло потребоваться действовать от лица вымышленного мужчины-начальника.
** В американском римейке [[The Associate]] 1996 г. героиню сделали чернокожей, а чёрной женщине сложно вдвойне, особенно когда вымышленный начальник должен быть белым.
** В американском римейке [[The Associate]] 1996 г. героиню сделали чернокожей, а чёрной женщине сложно вдвойне, особенно когда вымышленный начальник должен быть белым.
* [[Travolti da un insolito destino nell'azzurro mare d'agosto]] фильм 1974 года совсем не от МТА про итальянскую патрицию (аристократку) оказавшуюся на необитаемом острове вместе с пролетарием — в оригинальном фильме 1974 года он её именно насилует. А вот в американских римейках 1997 года ([[Swept from the Sea]]) и 2002 года ([[Swept Away]]) изнасилование убрали, оставив только то, что девушка из высшего общества влюбилась в простого пролетария.
* [[Travolti da un insolito destino nell'azzurro mare d'agosto]] фильм 1974 года совсем не от МТА про итальянскую патрицию (аристократку) оказавшуюся на необитаемом острове вместе с пролетарием — в оригинальном фильме 1974 года он её именно насилует. А вот в американских римейках 1997 года ([[Swept from the Sea]]) и 2002 года ([[Swept Away]]) изнасилование убрали, оставив только то, что девушка из высшего общества влюбилась в простого пролетария.
* «[[Властелин Колец]]» — сравните сцены переговоров Арагорна с посланником Саурона возле Чёрных Ворот. В книге Уста Саурона вовсю сыпет оскорблениями, Арагорн смотрит на него [[убийственный взгляд|убийственным взглядом]], после чего посланник начинает говорить вежливо; по итогам переговоров все расходятся по своим армиям<ref>Вернее Арагорн прогнал посланника Саурона прямой угрозой убить, если тот не свалит сразу же.</ref>. Через полвека в режиссёрской версии экранизации (из обычной все переговоры вырезали) показывают, как Арагорн завершает переговоры внезапным отрубанием головы собеседнику. Ну да, [[Я хороший, мне всё можно|он же хороший, ему можно]].
* «[[Властелин Колец]]» — сравните сцены переговоров Арагорна с посланником Саурона возле Чёрных Ворот. В книге Уста Саурона вовсю сыпет оскорблениями, Арагорн смотрит на него [[убийственный взгляд|убийственным взглядом]], после чего посланник начинает говорить вежливо; по итогам переговоров все расходятся по своим армиям<ref>Вернее Арагорн прогнал посланника Саурона прямой угрозой убить, если тот не свалит сразу же.</ref>. Через полвека в режиссёрской версии экранизации (из обычной все переговоры вырезали) показывают, как Арагорн завершает переговоры внезапным отрубанием головы собеседнику. Ну да, [[Я хороший, мне всё можно|он же хороший, ему можно]].
** На самом деле в Средневековье посланника ещё как могли убить, если по итогам переговоров становилось понятно, что войны на уничтожение всё равно не избежать. Так что тут у киношников получилась [[художественная правда]].
** На самом деле в Средневековье посланника ещё как могли убить, если по итогам переговоров становилось понятно, что войны на уничтожение всё равно не избежать. Так что тут у киношников получилась [[художественная правда]].
Строка 261: Строка 261:
* Скорее про изменившееся восприятие: «[[Les Visiteurs|Пришельцы]] 3: Взятие Бастилии» — в третьей части события происходят во Франции периода [[Великая французская революция|Революции]]. Герои (граф и его слуга Жакуй) попадают в тюрьму. Из окошка видно, как работает гильотина. Кто-то из заключённых дворян XVIII в. чуть не падает в обморок и говорит, что зрелище ужасное. В ответ граф, выходец из эпохи [[Крестовые походы|крестовых походов]], возражает, что наоборот — казнь очень милосердная, хвалит ловкую машинку и вспоминает несчастного, которому голову сняли далеко не с первого удара.
* Скорее про изменившееся восприятие: «[[Les Visiteurs|Пришельцы]] 3: Взятие Бастилии» — в третьей части события происходят во Франции периода [[Великая французская революция|Революции]]. Герои (граф и его слуга Жакуй) попадают в тюрьму. Из окошка видно, как работает гильотина. Кто-то из заключённых дворян XVIII в. чуть не падает в обморок и говорит, что зрелище ужасное. В ответ граф, выходец из эпохи [[Крестовые походы|крестовых походов]], возражает, что наоборот — казнь очень милосердная, хвалит ловкую машинку и вспоминает несчастного, которому голову сняли далеко не с первого удара.
** Похоже, что в этой сцене сценаристы решили напомнить современной общетвенности о причинах изобретения гильотины — как раз человек, живший во времена ВФР, должен был помнить, какие ужасы творились на эшафотах за пару-тройку лет до того, и понимать, что гильотину ввели именно из гуманных побуждений. Впрочем, в этой сцене аристократик, с которым беседует граф, явно ещё молодой, и о жутких казнях недавнего прошлого мог знать только понаслышке.
** Похоже, что в этой сцене сценаристы решили напомнить современной общетвенности о причинах изобретения гильотины — как раз человек, живший во времена ВФР, должен был помнить, какие ужасы творились на эшафотах за пару-тройку лет до того, и понимать, что гильотину ввели именно из гуманных побуждений. Впрочем, в этой сцене аристократик, с которым беседует граф, явно ещё молодой, и о жутких казнях недавнего прошлого мог знать только понаслышке.
** Да и вообще, львиная доля комических эпизодов во всей серии фильмов основана на тропе: с точки зрения французского феодала XII века, мир, в котором слугам не принято раздавать тумаки, а «сарацинов» рубить мечом без разговоров — место странное и дикое.
** Да и вообще, львиная доля комических эпизодов во всей серии фильмов основана на тропе: с точки зрения французского феодала XII века, мир, в котором слугам не принято раздавать тумаки, а «сарацинов» рубить мечом без разговоров — место странное и дикое.
* «Рокки» — по современным меркам то, как Рокки пытается ухаживать за Эдриан, выглядит [[сталкинг]]ом и домогательствами. По меркам 1975 года это считалось романтичным (по крайней мере, в представлении режиссёра и автора сценария).
* «Рокки» — по современным меркам то, как Рокки пытается ухаживать за Эдриан, выглядит [[сталкинг]]ом и домогательствами. По меркам 1975 года это считалось романтичным (по крайней мере, в представлении режиссёра и автора сценария).
* «Супермен» 1978 года — малыш-герой по прибытии на Землю без проблем ходит в чём криптонянка родила. В современных переизданиях ему постоянно дорисовывают одеяло.
* «Супермен» 1978 года — малыш-герой по прибытии на Землю без проблем ходит в чём криптонянка родила. В современных переизданиях ему постоянно дорисовывают одеяло.
* «Завтрак у „Тиффани“» — долгие годы после выхода считался просто очень качественным романтическим фильмом, но сейчас его всё больше вспоминают в связи с карикатурным изображением соседа-японца Холли мистера Юниоси, который постоянно жалуется на шумные вечеринки и грозится настучать в полицию, говорит со [[Смищной аксэнт|смищным аксэнтом]] и постоянно щурит свои глаза-щёлочки. Вдобавок его ещё и [[Блэкфэйс|сыграл белый актёр]]. Однако в то время такой комедийный элемент никого не смущал.
* «Завтрак у „Тиффани“» — долгие годы после выхода считался просто очень качественным романтическим фильмом, но сейчас его всё больше вспоминают в связи с карикатурным изображением соседа-японца Холли мистера Юниоси, который постоянно жалуется на шумные вечеринки и грозится настучать в полицию, говорит со [[Смищной аксэнт|смищным аксэнтом]] и постоянно щурит свои глаза-щёлочки. Вдобавок его ещё и [[Блэкфэйс|сыграл белый актёр]]. Однако в то время такой комедийный элемент никого не смущал.
** Автор правки считает, что персонаж вышел очень забавным и колоритным, и только делает фильм смешнее. К тому же, сам Микки Руни, исполнивший роль Юниоси, неоднократно признавался, что даже не думал, что может кого-то обидеть такой явно гротескной ролью.
** Автор правки считает, что персонаж вышел очень забавным и колоритным, и только делает фильм смешнее. К тому же, сам Микки Руни, исполнивший роль Юниоси, неоднократно признавался, что даже не думал, что может кого-то обидеть такой явно гротескной ролью.
* «Распутное детство» — история, где реальные дети (Ларе Вендель и Эве Ионеско было по 11 лет, как и их героиням. А вот 14-летнему Фабрицио в реальности было все 18) ходят обнаженными и занимаются сексом, одна девочка превращает другую в свою рабыню, а в финале парень убивает ее и прогоняет влюбленную в него рабыню, в 1977 г. была благополучно выпущена на экраны Германии. Да и сама популярность Эвы подойдет в целом — в 11 лет ее обнаженные фото спокойно размещали на своих обложках журналы вроде Penthouse и Playboy. Сейчас сценариста и режиссёра фильма посадили бы в тюрьму надолго за такое. Как и редакторов Penthouse и Playboy, размещавших фотографии обнаженной Эвы.
* «Распутное детство» — история, где реальные дети (Ларе Вендель и Эве Ионеско было по 11 лет, как и их героиням. А вот 14-летнему Фабрицио в реальности было все 18) ходят обнаженными и занимаются сексом, одна девочка превращает другую в свою рабыню, а в финале парень убивает ее и прогоняет влюбленную в него рабыню, в 1977 г. была благополучно выпущена на экраны Германии. Да и сама популярность Эвы подойдет в целом — в 11 лет ее обнаженные фото спокойно размещали на своих обложках журналы вроде Penthouse и Playboy. Сейчас сценариста и режиссёра фильма посадили бы в тюрьму надолго за такое. Как и редакторов Penthouse и Playboy, размещавших фотографии обнаженной Эвы.
* [[Куб]] Зеро — свежий пример и буквальное отыгрывание тропа, в фильме показывается как [[Капиталисты плохие|негодяйское правительство]], в нарушение инструкций, бросает в Куб предводительницу местных революционеров. Западный зритель, на которого этот [[Кленовый лист, бобры и хоккеисты|канадский]] фильм и рассчитан, естественно должен начать ей сопереживать, ещё бы, вожатую местных [[Sonic SAT AM|борцунов за свободу]], сражающуюся с натурально технофашистами, хотят погубить посредством бюрократического произволу! <s>К оружию, на баррика</s> Дескать, доколе мы будем терпеть притеснения властей?!) Понять позицию западных зрителей вполне можно, местное [[Национал-каннибализм|правительство]] заслуживает того чтобы с ним боролись. Однако же в связи с недавними событиями в политической жизни отечества, некоторыми отечественными зрителями сюжет может восприниматься уже несколько по-иному — опасная революционерка, подготавливавшая в стране кровавую революцию, антиконституционный госпереворот, брошена в спецтюрьму для смертников, а что в нарушение инструкций, так и [[Чикатило]] ведь тоже казнили, несмотря на отсутствие смертной казни в стране. Пополам с «[[Басня понята неправильно]]» — то что для западенции «[[борец за свободу]]», для нас — всего лишь ещё один [[Экстремист|опасный для общества революционер]], сопереживать которому не хочется совершенно, даже если у него есть маленькая дочь.
* [[Куб]] Зеро - свежий пример и буквальное отыгрывание тропа, в фильме показывается как [[Капиталисты плохие|негодяйское правительство]], в нарушение инструкций, бросает в Куб предводительницу местных революционеров. Западный зритель, на которого этот [[Кленовый лист, бобры и хоккеисты|канадский]] фильм и рассчитан, естественно должен начать ей сопереживать, ещё бы, вожатую местных [[Sonic SAT AM|борцунов за свободу]], сражающуюся с натурально технофашистами, хотят погубить посредством бюрократического произволу! <s>К оружию, на баррика</s> Дескать, доколе мы будем терпеть притеснения властей?!) Понять позицию западных зрителей вполне можно, местное [[Национал-каннибализм|правительство]] заслуживает того чтобы с ним боролись. Однако же в связи с недавними событиями в политической жизни отечества, некоторыми отечественными зрителями сюжет может восприниматься уже несколько по-иному - опасная революционерка, подготавливавшая в стране кровавую революцию, антиконституционный госпереворот, брошена в спецтюрьму для смертников, а что в нарушение инструкций, так и [[Чикатило]] ведь тоже казнили, несмотря на отсутствие смертной казни в стране. Пополам с "[[Басня понята неправильно]]" - то что для западенции "[[борец за свободу]]", для нас - всего лишь ещё один [[Экстремист|опасный для общества революционер]], сопереживать которому не хочется совершенно, даже если у него есть маленькая дочь.


=== Телесериалы ===
=== Телесериалы ===
Строка 273: Строка 273:
** На самом деле [[субверсия]]. Ему кто-нибудь, кроме Жеглова, хоть слово по этому поводу сказал? Поздравляли, радовались за удачу товарища. Может, кто и завидовал, но все явно понимали, что он [[в своём праве]]. Просто Жеглов — профессиональный тролль, к которому прислушиваются, и Соловьёв в психологическом поединке с ним принял точку зрения оппонента, а значит, проиграл. Задним числом за жадность ему достаётся только тогда, когда он ''сам'' упоминает свой выигрыш в качестве оправдания проявленной на боевом задании трусости (и не надо говорить, как это модно сейчас, что он не обязан был рисковать жизнью — обязан, ибо служил в милиции и получал в военное время офицерский паёк и зарплату не за просто так, а именно за реальную «производственную вредность»).
** На самом деле [[субверсия]]. Ему кто-нибудь, кроме Жеглова, хоть слово по этому поводу сказал? Поздравляли, радовались за удачу товарища. Может, кто и завидовал, но все явно понимали, что он [[в своём праве]]. Просто Жеглов — профессиональный тролль, к которому прислушиваются, и Соловьёв в психологическом поединке с ним принял точку зрения оппонента, а значит, проиграл. Задним числом за жадность ему достаётся только тогда, когда он ''сам'' упоминает свой выигрыш в качестве оправдания проявленной на боевом задании трусости (и не надо говорить, как это модно сейчас, что он не обязан был рисковать жизнью — обязан, ибо служил в милиции и получал в военное время офицерский паёк и зарплату не за просто так, а именно за реальную «производственную вредность»).
** С точки зрения современного человека сотрудник полиции, который добровольно захочет попасть под бандитскую пулю — [[Что за идиот!|идиот]] и [[мортидо]]. Шансов против Фокса у кабинетного Соловьёва попросту не было, на него просто направили пистолет — так что же, он должен был кинуться на врага и с гарантией получить пару дырок в теле? С точки зрения той эпохи — да, именно так он и должен был поступить. Причём он сам в этом уверен, поэтому приводит глупейшие отмазки, вместо того, чтобы чётко сказать — дескать, от мёртвого меня вам пользы было бы ноль.
** С точки зрения современного человека сотрудник полиции, который добровольно захочет попасть под бандитскую пулю — [[Что за идиот!|идиот]] и [[мортидо]]. Шансов против Фокса у кабинетного Соловьёва попросту не было, на него просто направили пистолет — так что же, он должен был кинуться на врага и с гарантией получить пару дырок в теле? С точки зрения той эпохи — да, именно так он и должен был поступить. Причём он сам в этом уверен, поэтому приводит глупейшие отмазки, вместо того, чтобы чётко сказать — дескать, от мёртвого меня вам пользы было бы ноль.
*** Так ведь проблема в том, что пистолет на него направили уже после выстрела в напарника. Со всех точек зрения — и тогдашней, и современной — Фокс, разворачиваясь обратно, должен был получить пулю в лоб от Соловьева, в подобной ситуации имеющего и право, и обязанность застрелить напавшего на сотрудников милиции преступника. «Кабинетным» сотрудником Соловьев, работая в ОББ, официально быть не мог (это Гришу-6x9 комиссия до аттестации не допускала, и вот он как раз редкий в сеттинге пример кабинетного работника), а Соловьев обязан был уметь реагировать на подобные ситуации с положенной скоростью, тем более сидя в засаде, а не просто проходя по улице в свой выходной день.
*** Так ведь проблема в том, что пистолет на него направили уже после выстрела в напарника. Со всех точек зрения - и тогдашней, и современной - Фокс, разворачиваясь обратно, должен был получить пулю в лоб от Соловьева, в подобной ситуации имеющего и право, и обязанность застрелить напавшего на сотрудников милиции преступника. "Кабинетным" сотрудником Соловьев, работая в ОББ, официально быть не мог (это Гришу-6x9 комиссия до аттестации не допускала, и вот он как раз редкий в сеттинге пример кабинетного работника), а Соловьев обязан был уметь реагировать на подобные ситуации с положенной скоростью, тем более сидя в засаде, а не просто проходя по улице в свой выходной день.
*** И даже потом у него было решение, хорошее по нынешним нормам и хотя бы приемлемое по тогдашним: сообщить Фоксу, что засада [[хуцпа|ждала некоего Ваньку-Креста, который недавно приволок хозяйке малины для перепродажи украденную из музея картину]]. При изложении первоначальной версии коллеги были Соловьевым очень недовольны, но все же дело ограничилось бы максимум увольнением (и то не факт). А вот рассказ Соловьева Фоксу, что именно его-то тут и ловили…
*** И даже потом у него было решение, хорошее по нынешним нормам и хотя бы приемлемое по тогдашним: сообщить Фоксу, что засада [[хуцпа|ждала некоего Ваньку-Креста, который недавно приволок хозяйке малины для перепродажи украденную из музея картину]]. При изложении первоначальной версии коллеги были Соловьевым очень недовольны, но все же дело ограничилось бы максимум увольнением (и то не факт). А вот рассказ Соловьева Фоксу, что именно его-то тут и ловили...
** Надо заметить, что хождение имели отнюдь не магнумовские калибры а-ля Кольт Уокер, валящие с одного попадания, и при везении можно было, получив пару пулевых, надавать Фоксу по морде, успеть скрутить его и только затем вырубиться от потери крови. С точки зрения нынешней морали рисковать так глупо, но по тогдашней морали, раз есть хоть какие-то шансы, то нужно рисковать.
** Надо заметить, что хождение имели отнюдь не магнумовские калибры а-ля Кольт Уокер, валящие с одного попадания, и при везении можно было, получив пару пулевых, надавать Фоксу по морде, успеть скрутить его и только затем вырубиться от потери крови. С точки зрения нынешней морали рисковать так глупо, но по тогдашней морали, раз есть хоть какие-то шансы, то нужно рисковать.
** У Соловьёва тут косяков на самом деле о-го-го сколько: во-первых, слишком расслабленно (то есть халатно) подошёл к встрече Фокса («ты его с предохранителя-то снимал?»), во-вторых, от трусости не попытался воспользоваться своим пистолетом (лежавшим рядышком на столе), в-третьих, выдал Фоксу, что милиция ищет именно его, в-четвёртых, попытался всё это скрыть от товарищей (и отрицать даже после того, как его выдала держательница притона).
** У Соловьёва тут косяков на самом деле о-го-го сколько: во-первых, слишком расслабленно (то есть халатно) подошёл к встрече Фокса («ты его с предохранителя-то снимал?»), во-вторых, от трусости не попытался воспользоваться своим пистолетом (лежавшим рядышком на столе), в-третьих, выдал Фоксу, что милиция ищет именно его, в-четвёртых, попытался всё это скрыть от товарищей (и отрицать даже после того, как его выдала держательница притона).
Строка 281: Строка 281:
** Скорее сыграло роль то, что первые сезоны делались по книгам Кивинова (Пименова), действительно работавшего в питерской милиции на границе 1980-90-х и описавшего реальную практику, а последующие — по сценариям совсем других людей, сделанных по совсем другим канонам.
** Скорее сыграло роль то, что первые сезоны делались по книгам Кивинова (Пименова), действительно работавшего в питерской милиции на границе 1980-90-х и описавшего реальную практику, а последующие — по сценариям совсем других людей, сделанных по совсем другим канонам.
** Тут вероятно ещё и «[[странности в первой части]]» — когда в первых произведениях ещё не утвердившееся на рельсах серии действие более небрежно/намеренно эпатажно.
** Тут вероятно ещё и «[[странности в первой части]]» — когда в первых произведениях ещё не утвердившееся на рельсах серии действие более небрежно/намеренно эпатажно.
* «Развязка петербургских тайн» — пред купанием в реке Маша прогоняет слугу-мужчину. Купального костюма до пят не было. Онатолько ступни оголяет. Зато если б у неё в публичном месте из декольте грудь выпала это бы восприняли как ныне развязавшийся шнурок на ботинке.
* «Развязка петербургских тайн» — пред купанием в реке Маша прогоняет слугу-мужчину. Купального костюма до пят не было. Онатолько ступни оголяет. Зато если б у неё в публичном месте из декольте грудь выпала это бы восприняли как ныне развязавшийся шнурок на ботинке.
* «В Филадельфии всегда солнечно» — создатели сериала в первых сезонах с довольно злым юмором поднимали тему транссексуальности, а транссексуал становился объектом неприятных шуток. Но в дальнейшем, вернули персонажа, одарив «её» мужем и ребёнком и показав с исключительно положительной точки зрения. В интервью так и объясняли: времена изменились, нам стыдно за то, что было.
* «В Филадельфии всегда солнечно» — создатели сериала в первых сезонах с довольно злым юмором поднимали тему транссексуальности, а транссексуал становился объектом неприятных шуток. Но в дальнейшем, вернули персонажа, одарив «её» мужем и ребёнком и показав с исключительно положительной точки зрения. В интервью так и объясняли: времена изменились, нам стыдно за то, что было.
* «Жёны и дочери» — мистер Престон шантажирует Синтию Киркпатрик помолвкой, которую вынудил её заключить с собой в бытность Синтии пятнадцатилетней девочкой, поставив условием ссужения денег в долг. В наше время шантажировать этим могла бы она его, и ему бы грозил нехилый срок за домогательство к несовершеннолетней и попытки развращения.
* «Жёны и дочери» — мистер Престон шантажирует Синтию Киркпатрик помолвкой, которую вынудил её заключить с собой в бытность Синтии пятнадцатилетней девочкой, поставив условием ссужения денег в долг. В наше время шантажировать этим могла бы она его, и ему бы грозил нехилый срок за домогательство к несовершеннолетней и попытки развращения.
* «CSI, Место преступления» — интересный случай, когда мораль изменилась за относительно короткое время. В одном из первых эпизодов, вышедшем в эфир в 2000 году, декан колледжа был убит двумя своими коллегами-женщинами, которые решили во что бы то ни стало помешать ему опубликовать крайне компрометирующую информацию о них. Что же у них была за леденящая кровь позорная тайна? Эти женщины были лесбиянками и встречались друг с другом. В наше время, когда персонажи-геи становятся все более популярными в голливудских сериалах, а движение за права гомосексуалистов продолжает набирать обороты, сомнительно, что обнародование факта нетрадиционной сексуальной ориентации может считаться веским поводом для совершения убийства. В первых сезонах «CSI» было несколько похожих случаев, когда мотивом убийства являлось сокрытие гомосексуализма даже не самого убийцы, а кого-то из его родственников. Начиная с 2010 этот мотив перестаёт встречаться в сериале.
* «CSI, Место преступления» — интересный случай, когда мораль изменилась за относительно короткое время. В одном из первых эпизодов, вышедшем в эфир в 2000 году, декан колледжа был убит двумя своими коллегами-женщинами, которые решили во что бы то ни стало помешать ему опубликовать крайне компрометирующую информацию о них. Что же у них была за леденящая кровь позорная тайна? Эти женщины были лесбиянками и встречались друг с другом. В наше время, когда персонажи-геи становятся все более популярными в голливудских сериалах, а движение за права гомосексуалистов продолжает набирать обороты, сомнительно, что обнародование факта нетрадиционной сексуальной ориентации может считаться веским поводом для совершения убийства. В первых сезонах «CSI» было несколько похожих случаев, когда мотивом убийства являлось сокрытие гомосексуализма даже не самого убийцы, а кого-то из его родственников. Начиная с 2010 этот мотив перестаёт встречаться в сериале.
** Из описания совершенно не следует, что обнародование ориентации, т. н. аутинг, это ''веский'' повод для убийства. Авторы сами это одобряют и поддерживают убийц? Если нет, тогда не троп. А в остальном почти ничего не изменилось: вполне существуют люди нетрадиционной ориентации, которые в лучшем случае доверяют информацию об этом лишь близким друзьям. Надо полагать, некоторые не открывается вообще никому. И причин может быть миллион, хоть «родня не изгонит, но вряд ли поддержит».
** Из описания совершенно не следует, что обнародование ориентации, т. н. аутинг, это ''веский'' повод для убийства. Авторы сами это одобряют и поддерживают убийц? Если нет, тогда не троп. А в остальном почти ничего не изменилось: вполне существуют люди нетрадиционной ориентации, которые в лучшем случае доверяют информацию об этом лишь близким друзьям. Надо полагать, некоторые не открывается вообще никому. И причин может быть миллион, хоть «родня не изгонит, но вряд ли поддержит».
* «[[Великолепный век|Великолепный век: Кёсем]]» — в реальности падишах Ахмед I взошёл на трон в возрасте [[Король-ребёнок|13 лет]] и, соответственно, начал принимать наложниц. Для [[Османская Империя|Османской империи]] ничего такого в этом не было. Создатели сериала решили обойти скользкий момент, закастив актёра [[А ты не староват для школьника?|постарше]] и не указывая конкретную цифру, обтекаемо заявляя в репликах других героев, что султан просто «очень молод».
* «[[Великолепный век|Великолепный век: Кёсем]]» — в реальности падишах Ахмед I взошёл на трон в возрасте [[Король-ребёнок|13 лет]] и, соответственно, начал принимать наложниц. Для [[Османская Империя|Османской империи]] ничего такого в этом не было. Создатели сериала решили обойти скользкий момент, закастив актёра [[А ты не староват для школьника?|постарше]] и не указывая конкретную цифру, обтекаемо заявляя в репликах других героев, что султан просто «очень молод».
Строка 319: Строка 319:
* [[Леди и Бродяга]] — Сиамские Кошки Си и Ам в самых ранних материалах фильма кошки, противостоящие Леди, ещё не являются сиамскими: там это просто чёрная и белая кошки, изображённые очень схематично, стилизованно. Однако когда писался сценарий фильма в 1943, в годы второй мировой войны, кошек сделали воплощением «жёлтой угрозы», лицом врага — нацистской Японии. Этих персонажей звали Nip и Tuck — Покусай и Воруй. Имя Nip также может быть сокращением от «Ниппон» (англ. Nippon) — самоназвание Японии, достаточно известное и в военной Америке. Для того времени обесчеловечивание и высмеивание врага было нормальным и поддерживало боевой дух нации. Nip и Tuck принадлежали не тётушке, а сварливой тёще, и приехали не в корзинке для пикников, а женском чемоданчике.
* [[Леди и Бродяга]] — Сиамские Кошки Си и Ам в самых ранних материалах фильма кошки, противостоящие Леди, ещё не являются сиамскими: там это просто чёрная и белая кошки, изображённые очень схематично, стилизованно. Однако когда писался сценарий фильма в 1943, в годы второй мировой войны, кошек сделали воплощением «жёлтой угрозы», лицом врага — нацистской Японии. Этих персонажей звали Nip и Tuck — Покусай и Воруй. Имя Nip также может быть сокращением от «Ниппон» (англ. Nippon) — самоназвание Японии, достаточно известное и в военной Америке. Для того времени обесчеловечивание и высмеивание врага было нормальным и поддерживало боевой дух нации. Nip и Tuck принадлежали не тётушке, а сварливой тёще, и приехали не в корзинке для пикников, а женском чемоданчике.


** К выходу фильма в 1955 году образ японского врага потерял актуальность. Изображение жёлтолицых, большезубых, узкоглазых персонажей уже считалось оскорбительным, приемлемым только в ушедшей военной эпохе. Роль кошек в фильме была снижена, и число сцен с ними уменьшено. Но всеравно решили перестраховаться а в фильме вообще изменили их. Также они поют песню с [[Смищной аксэнт|смищным аксэнтом]] {{Video|service=youtube| https://youtu.be/P6qIHMoawcY|width=280|align=rightсмишнной акцент|}} Именно поэтому Disney принял решение записать новую музыку к киноленте и переделать некоторые эпизоды. Теперь автором новой музыки станет американская исполнительница Жанель Монэ. Она возьмется за переделывание композиции «The Siamese Cat Song», которую в оригинальном мультфильме исполнила Пегги Ли. Тогда она озвучила кошек, которые провозгласили, что нет лучше животных на свете, чем они сами. Также там есть клюква про русских немцев и латиносов и «чурковатые» итальянцы.
** К выходу фильма в 1955 году образ японского врага потерял актуальность. Изображение жёлтолицых, большезубых, узкоглазых персонажей уже считалось оскорбительным, приемлемым только в ушедшей военной эпохе. Роль кошек в фильме была снижена, и число сцен с ними уменьшено. Но всеравно решили перестраховаться а в фильме вообще изменили их. Также они поют песню с [[Смищной аксэнт|смищным аксэнтом]] {{Video|service=youtube| https://youtu.be/P6qIHMoawcY|width=280|align=rightсмишнной акцент|}} Именно поэтому Disney принял решение записать новую музыку к киноленте и переделать некоторые эпизоды. Теперь автором новой музыки станет американская исполнительница Жанель Монэ. Она возьмется за переделывание композиции «The Siamese Cat Song», которую в оригинальном мультфильме исполнила Пегги Ли. Тогда она озвучила кошек, которые провозгласили, что нет лучше животных на свете, чем они сами. Также там есть клюква про русских немцев и латиносов и «чурковатые» итальянцы.


=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] ===
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] ===
Строка 325: Строка 325:
* [[Macross|Super Dimension Fortress Macross]] — лейтенант Миса Хаясе и ее сослуживицы замечает Хикару ожидающим Линь Миньмэй в магазине женского белья и позднее отчитывает его за это неприличное поведение. Сериал снят в 80-ые, когда в Японии мужчину в таком магазине действительно приняли бы за извращенца, а не за ожидающего подругу/девушку/жену.
* [[Macross|Super Dimension Fortress Macross]] — лейтенант Миса Хаясе и ее сослуживицы замечает Хикару ожидающим Линь Миньмэй в магазине женского белья и позднее отчитывает его за это неприличное поведение. Сериал снят в 80-ые, когда в Японии мужчину в таком магазине действительно приняли бы за извращенца, а не за ожидающего подругу/девушку/жену.
* [[Oniisama e…]] — официантка познакомилась на работе с мужчиной, который тяжело переживал свой развод, и вскоре они поженились, при этом он стал хорошим отчимом, а сыну от первого брака помогали оба. Обычная история, правда? По меркам сёдзё из 70-х — международный скандал, и дочь официантки травят в школе, считая, что её мать — разлучница. Да и сейчас японский менталитет помимо «одна компания на всю жизнь» подразумевает один брак, поэтому разводиться там предпочитают максимально тихо.
* [[Oniisama e…]] — официантка познакомилась на работе с мужчиной, который тяжело переживал свой развод, и вскоре они поженились, при этом он стал хорошим отчимом, а сыну от первого брака помогали оба. Обычная история, правда? По меркам сёдзё из 70-х — международный скандал, и дочь официантки травят в школе, считая, что её мать — разлучница. Да и сейчас японский менталитет помимо «одна компания на всю жизнь» подразумевает один брак, поэтому разводиться там предпочитают максимально тихо.
** Что почему-то не мешает японцам выпускать произведения, в которых присутствуют сводные брат и сестра. [[Капитан Очевидность]] напоминает, что один брак на всю жизнь исключает их появление.
** Что почему-то не мешает японцам выпускать произведения, в которых присутствуют сводные брат и сестра. [[Капитан Очевидность]] напоминает, что один брак на всю жизнь исключает их появление.  
* [[New Normal]] — свежая манга на тему [[Ковидная эпоха|ковидной эпохи.]] Прошла четверть века, а противовирусные меры так и не отменили — и теперь люди стесняются показывать друг другу рот и нос, а старшеклассники роняют слюнки на фотографии красавиц в тонких масках, сквозь которые проглядывают очертания губ.
* [[New Normal]] — свежая манга на тему [[Ковидная эпоха|ковидной эпохи.]] Прошла четверть века, а противовирусные меры так и не отменили — и теперь люди стесняются показывать друг другу рот и нос, а старшеклассники роняют слюнки на фотографии красавиц в тонких масках, сквозь которые проглядывают очертания губ.
* [[Youjo Senki]] — одна из главных причин неприязни Реругена к Тане. Её прагматичные методы ведения войны, которые вполне спокойно были бы приняты в нашей современности (которая пережила две чудовищные мясорубки почище той, что только разгорается в местной реальности, и поэтому давно растеряла все иллюзии про то, что война — это благородное дело для настоящих рыцарей), поражают Эриха своей чудовищной безжалостностью и подлостью.
* [[Youjo Senki]] — одна из главных причин неприязни Реругена к Тане. Её прагматичные методы ведения войны, которые вполне спокойно были бы приняты в нашей современности (которая пережила две чудовищные мясорубки почище той, что только разгорается в местной реальности, и поэтому давно растеряла все иллюзии про то, что война — это благородное дело для настоящих рыцарей), поражают Эриха своей чудовищной безжалостностью и подлостью.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!