Редактирование: Императоры и гладиаторы

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 24: Строка 24:
** Правда, сначала трижды проиграли битву Пирру, воевавшего македонской фалангой при поддержке слонов, но затем [[Пиррова победа|у Пирра кончились солдаты]], а римляне выставили ещё несколько свежих легионов.
** Правда, сначала трижды проиграли битву Пирру, воевавшего македонской фалангой при поддержке слонов, но затем [[Пиррова победа|у Пирра кончились солдаты]], а римляне выставили ещё несколько свежих легионов.
** А вот cпартанский [[наёмник]] Ксантипп на службе у Карфагена неоднократно рвал римские легионы как тузик грелку и ни разу не был побеждён, но затем решил, что египетские Птолемеи платят существенно щедрее, сменил нанимателя и уже в Египте дослужил до старости (по другой версии, утонул по дороге в Египет).
** А вот cпартанский [[наёмник]] Ксантипп на службе у Карфагена неоднократно рвал римские легионы как тузик грелку и ни разу не был побеждён, но затем решил, что египетские Птолемеи платят существенно щедрее, сменил нанимателя и уже в Египте дослужил до старости (по другой версии, утонул по дороге в Египет).
** В легион можно было вступать с 15 лет, но обычно это было с 17 лет — разумеется, только в обоз. В ранней Республике непосредственно в легионах служили только полноправные граждане, прошедшие имущественный ценз, и только в войне с Ганнибалом в виде исключения стали позволять вступать в строй '''20-летним''' юношам. А легионах с эпохи Мария 17-летнему было делать просто нечего — суточный марш в 20-40 км с выкладкой в 30 кг всё-таки не шутки, какие там 17 лет, не говоря уже про 15? И ещё малоизвестный факт — самые молодые легионеры имели немалый шанс стать жертвой [[Изнасилование — худшее из зол|сексуального насилия]]<ref>Римляне считали, что совсем по своей воле «нижним» никто не будет, ибо любой секс если не изнасилование, то как минимум использования положения. Женщина, раб или негражданин очевидно ниже по статусу, и это не злоупотребление.</ref> старших товарищей, и им поэтому до 30 лет запрещалось бриться, носить слишком длинные волосы и украшения и пользоваться благовониями. Во время службы запрещалось пить вино, вплоть до казни. И типичным напитком легионеров являлась ''поска'' — вода с добавлением уксуса.
** В легион можно было вступать с 15 лет, но обычно это было с 17 лет — разумеется, только в обоз. В ранней Республике непосредственно в легионах служили только полноправные граждане, прошедшие имущественный ценз, и только в войне с Ганнибалом в виде исключения стали позволять вступать в строй '''20-летним''' юношам. А легионах с эпохи Мария 17-летнему было делать просто нечего — суточный марш в 20-40 км с выкладкой в 30 кг всё-таки не шутки, какие там 17 лет, не говоря уже про 15? И ещё малоизвестный факт — самые молодые легионеры имели немалый шанс стать жертвой [[Изнасилование — худшее из зол|сексуального насилия]]<ref>Римляне считали, что совсем по своей воле «нижним» никто не будет, ибо любой секс если не изнасилование, то как минимум использования положения. Женщина, раб или негражданин очевидно ниже по статусу, и это не злоупотребление.</ref> старших товарищей, и им поэтому до 30 лет запрещалось бриться, носить слишком длинные волосы и украшения и пользоваться благовониями. Во время службы запрещалось пить вино, вплоть до казни. И типичным напитком легионеров являлась ''поска'' - вода с добавлением уксуса.
** Жалование легионера называлась стипендия. А по окончании службы, начиная с Мария, легионеру выдавали… диплом из бронзы с описанием всех заслуг и наград, а также землю и пару рабов для её обработки. Неграждане после службы получали римское гражданство. Изначально земли выдавали в Италии, но затем свободная земля в Италии кончилась (появлялась лишь во время гражданских войн, когда победители раскулачивали побеждённых, забирая их земли, которыми награждали сторонников), и отслуживших ветеранов стали селить за пределами Италии.
** Жалование легионера называлась стипендия. А по окончании службы, начиная с Мария, легионеру выдавали... диплом из бронзы с описанием всех заслуг и наград, а также землю и пару рабов для её обработки. Неграждане после службы получали римское гражданство. Изначально земли выдавали в Италии, но затем свободная земля в Италии кончилась (появлялась лишь во время гражданских войн, когда победители раскулачивали побеждённых, забирая их земли, которыми награждали сторонников), и отслуживших ветеранов стали селить за пределами Италии.
* При императоре Траяне в римской армии появилась [[Дромадеры и бактрианы|верблюжья]] кавалерия aka '''дромедарии''' для боевых действий в [[Пустыни, шейхи и мечети|сирийских]] пустынях.
* При императоре Траяне в римской армии появилась [[Дромадеры и бактрианы|верблюжья]] кавалерия aka '''дромедарии''' для боевых действий в [[Пустыни, шейхи и мечети|сирийских]] пустынях.
* Если римляне не служат в армии, то единственное, что они умеют — трахаться с кем попало, жрать экзотические блюда и заправлять всё это огромным количеством оливкового маслица.
* Если римляне не служат в армии, то единственное, что они умеют — трахаться с кем попало, жрать экзотические блюда и заправлять всё это огромным количеством оливкового маслица.
Строка 31: Строка 31:
* А всё остальное делают рабы, которые, в отличие от рабов египетских, не чураются устроить бунт.
* А всё остальное делают рабы, которые, в отличие от рабов египетских, не чураются устроить бунт.
** Это правда, но тоже только для позднего Рима. В раннем считалось вполне достойным свободному мужчине обрабатывать землю, а свободной женщине — ткать и прясть. Октавиан Август гордился тем, что его тоги выткали его мать и сестра (хотя в его времена это был уже чистый пиар, большинство римлян за лучшее качество предпочитало покупные тоги домотканым). В раннем Риме рабство было патриархальным, и рабами нередко были почти неотличимые от римлян по расовому типу, языку, религии и культуре латиняне, италики, этруски. Римлянам было не зазорно есть за одним столом или бок о бок работать с такими рабами, в 99 % случаях те становились вольноотпущенниками спустя 10-15 лет, а их дети и потомки клиентами бывшей хозяйской семьи. А вы думаете, откуда плебеи брались? Правда бунтовали плебеи тоже неслабо и таки сумели немало прогнуть патрициев.
** Это правда, но тоже только для позднего Рима. В раннем считалось вполне достойным свободному мужчине обрабатывать землю, а свободной женщине — ткать и прясть. Октавиан Август гордился тем, что его тоги выткали его мать и сестра (хотя в его времена это был уже чистый пиар, большинство римлян за лучшее качество предпочитало покупные тоги домотканым). В раннем Риме рабство было патриархальным, и рабами нередко были почти неотличимые от римлян по расовому типу, языку, религии и культуре латиняне, италики, этруски. Римлянам было не зазорно есть за одним столом или бок о бок работать с такими рабами, в 99 % случаях те становились вольноотпущенниками спустя 10-15 лет, а их дети и потомки клиентами бывшей хозяйской семьи. А вы думаете, откуда плебеи брались? Правда бунтовали плебеи тоже неслабо и таки сумели немало прогнуть патрициев.
** Ещё в III-м веке до н. э. консервативные сенаторы самолично работали на своей земле, а особо консервативные вроде Марка «[[Карфаген должен быть разрушен]]!» Порция Катона Старшего ещё и ели за одним столом со своими рабами.
** Ещё в III-м веке до н. э. консервативные сенаторы самолично работали на своей земле, а особо консервативные вроде Марка «[[Карфаген должен быть разрушен]]!» Порция Катона Старшего ещё и ели за одним столом со своими рабами.
** По римскому этикету патриции не должны были ходить в лавки — вместо этого шопились их рабы и слуги.
** По римскому этикету патриции не должны были ходить в лавки — вместо этого шопились их рабы и слуги.
** В позднем Риме, кроме рабов, были ещё и батраки, или «колоны» — прототип будущих крепостных крестьян. Это были обнищавшие горожане, уехавшие от бескормицы в сельскую местность работать на латифундиях, или их потомки. Как только в результате массового отъезда колонов, города чуть-чуть разгрузились и там стало нормально жить, латифундисты немедленно закрепостили колонов, чтобы те не захотели поехать назад в города. После распада империи из этого выросло т. н. «первое» крепостное право (не путать с нашим, «вторым»).
** В позднем Риме, кроме рабов, были ещё и батраки, или «колоны» — прототип будущих крепостных крестьян. Это были обнищавшие горожане, уехавшие от бескормицы в сельскую местность работать на латифундиях, или их потомки. Как только в результате массового отъезда колонов, города чуть-чуть разгрузились и там стало нормально жить, латифундисты немедленно закрепостили колонов, чтобы те не захотели поехать назад в города. После распада империи из этого выросло т. н. «первое» крепостное право (не путать с нашим, «вторым»).
Строка 38: Строка 38:
** На самом деле были восстания и крупнее, но они происходили в провинциях, а не в самой Италии, поэтому произвели меньшее впечатление.
** На самом деле были восстания и крупнее, но они происходили в провинциях, а не в самой Италии, поэтому произвели меньшее впечатление.
* [[Гладиатор]]ы (равно как и римские цирки, и Колизей) также присутствуют. Обычно гладиаторы-профессионалы — это сильные, накачанные мужики, которые всё время хотят <s>показать, кто тут босс кача…, в смысле, арены</s> отмутузить друг друга. Ну, или набить морду новичкам.
* [[Гладиатор]]ы (равно как и римские цирки, и Колизей) также присутствуют. Обычно гладиаторы-профессионалы — это сильные, накачанные мужики, которые всё время хотят <s>показать, кто тут босс кача…, в смысле, арены</s> отмутузить друг друга. Ну, или набить морду новичкам.
** Изначально это не рабы. У этрусков был своеобразный обычай жертвоприношения на могиле самых крутых предков — несколько его потомков, отобранных по жребию устраивали бой с оружием между собой до первой смерти и потом его хоронили там же. Многие из первых римлян были этрусками и их потомки долго придерживались этого обычая. Только в поздней Республике многие стали покупать рабов и устраивать уже их бои. Изначально они имели формально поминальное значение и только в III в. до н. э. стали чистым шоу-бизнесом. А ещё, кандидат на выборах мог оплатить гладиаторские игры, помимо раздачи бесплатного хлеба, чтобы привлечь голоса избирателей.
** Изначально это не рабы. У этрусков был своеобразный обычай жертвоприношения на могиле самых крутых предков — несколько его потомков, отобранных по жребию устраивали бой с оружием между собой до первой смерти и потом его хоронили там же. Многие из первых римлян были этрусками и их потомки долго придерживались этого обычая. Только в поздней Республике многие стали покупать рабов и устраивать уже их бои. Изначально они имели формально поминальное значение и только в III в. до н. э. стали чистым шоу-бизнесом. А ещё, кандидат на выборах мог оплатить гладиаторские игры, помимо раздачи бесплатного хлеба, чтобы привлечь голоса избирателей.
* Ещё в римском цирке можно было спокойно посмотреть на то, как лев пожирает беззащитного человечка. Как правило, христианина.
* Ещё в римском цирке можно было спокойно посмотреть на то, как лев пожирает беззащитного человечка. Как правило, христианина.
** В цирках проводилось два основных вида боев: звериные травли (венацио) и, собственно, бои гладиаторов. Звериные травли проводились людьми-''бестиариями'', которые делились на два вида: профессионалы, убивавшие зверей в поединке (эдакая прото-коррида), и преступники, приговоренные к смертной казни через растерзание (damnatio ad bestias). Венацио, случалось, стилизовали под сцены античной мифологии а натюрель: травля Актеона собаками, раздирание Дирки быком и так далее. Теперь по поводу гладиаторов. Гладиаторы дрались, как правило, до первой крови затупленным оружием, исключения бывали, но редко. Кстати, нет никаких адекватных доказательств тому, что в Колизее действительно истязали христиан. Даже у древних церковных историков. Прямым текстом о Колизее как о месте казни высказался Пий V (1566—1572), и то не все были согласны.
** В цирках проводилось два основных вида боев: звериные травли (венацио) и, собственно, бои гладиаторов. Звериные травли проводились людьми-''бестиариями'', которые делились на два вида: профессионалы, убивавшие зверей в поединке (эдакая прото-коррида), и преступники, приговоренные к смертной казни через растерзание (damnatio ad bestias). Венацио, случалось, стилизовали под сцены античной мифологии а натюрель: травля Актеона собаками, раздирание Дирки быком и так далее. Теперь по поводу гладиаторов. Гладиаторы дрались, как правило, до первой крови затупленным оружием, исключения бывали, но редко. Кстати, нет никаких адекватных доказательств тому, что в Колизее действительно истязали христиан. Даже у древних церковных историков. Прямым текстом о Колизее как о месте казни высказался Пий V (1566—1572), и то не все были согласны.
** Какой был самый популярный спорт в Древнем Риме? Бои гладиаторов <s>и показательные казни христиан</s>? Фигушки, больше всего любили гонки на колесницах! Колесничий [[w: Гай Аппулей Диокл]] ''до сих пор'' остается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории. Он заработал 35 863 120 сестерциев, что примерно эквивалентно пятнадцати миллиардам долларов США по курсу 2010 года.<ref>С тех пор, кстати, не изменилось ''ничего'' — в наши дни самым высокооплачиваемым (в смысле, за счёт зарплаты, призовых и спонсорских контрактов, и не считая доходов от собственного бизнеса) спортсменом считается тоже гонщик — Михаэль Шумахер, по некоторым данным обладающий состоянием около 5 миллиардов долларов. Которое, правда, потихоньку утекает на лечение — захотелось, блин, на лыжах покататься.</ref><ref>По другим данным, Шумахер только на 9-м месте с совокупным доходом в 1.1 миллиарда, а на первом месте таки Майкл Джордан с 2.6E9. Но всё равно — на жизнь хватает.</ref> Фан-клубы колесничных команд позднее (уже в [[Базилевсы, порфира и еретики|Византии]], где этот вид спорта оставался популярным еще достаточно долго) эволюционировали в полноценные [[w:Партии ипподрома|политические партии]], при Юстиниане замешанные в [[w:Ника (восстание)|крупном бунте]], закончившемся кроваво.
** Какой был самый популярный спорт в Древнем Риме? Бои гладиаторов <s>и показательные казни христиан</s>? Фигушки, больше всего любили гонки на колесницах! Колесничий [[w: Гай Аппулей Диокл]] ''до сих пор'' остается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории. Он заработал 35 863 120 сестерциев, что примерно эквивалентно пятнадцати миллиардам долларов США по курсу 2010 года.<ref>С тех пор, кстати, не изменилось ''ничего'' — в наши дни самым высокооплачиваемым (в смысле, за счёт зарплаты, призовых и спонсорских контрактов, и не считая доходов от собственного бизнеса) спортсменом считается тоже гонщик — Михаэль Шумахер, по некоторым данным обладающий состоянием около 5 миллиардов долларов. Которое, правда, потихоньку утекает на лечение — захотелось, блин, на лыжах покататься.</ref><ref>По другим данным, Шумахер только на 9-м месте с совокупным доходом в 1.1 миллиарда, а на первом месте таки Майкл Джордан с 2.6E9. Но всё равно — на жизнь хватает.</ref> Фан-клубы колесничных команд позднее (уже в [[Базилевсы, порфира и еретики|Византии]], где этот вид спорта оставался популярным еще достаточно долго) эволюционировали в полноценные [[w:Партии ипподрома|политические партии]], при Юстиниане замешанные в [[w:Ника (восстание)|крупном бунте]], закончившемся кроваво.
* Если есть император, то тут уж два варианта: либо добрый правитель, либо жестокий тиран, который любит поиздеваться над подданными.
* Если есть император, то тут уж два варианта: либо добрый правитель, либо жестокий тиран, который любит поиздеваться над подданными.
** Всякие бывали. Например, Тиберий в начале правления был ничего себе так, а потом сильно испортился. И [[Безумный король|Калигула]] вначале воспринимался как хороший правитель.
** Всякие бывали. Например, Тиберий в начале правления был ничего себе так, а потом сильно испортился. И [[Безумный король|Калигула]] вначале воспринимался как хороший правитель.
Строка 52: Строка 52:
* Латынь — это [[Зловещая латынь|ультрапафосный язык]], на первый взгляд кажущийся [[Круто и непонятно|непроизносимым набор звуков]].
* Латынь — это [[Зловещая латынь|ультрапафосный язык]], на первый взгляд кажущийся [[Круто и непонятно|непроизносимым набор звуков]].
** Очень даже произносимый и более того — потрясающе красивый и благозвучный. Не зря напрямую происходящие из «вульгарной» (народной) латыни романские языки — итальянский, французский, испанский — традиционно считаются одними из самых красивых в мире. А также румынский, далеко не из самых красивых.
** Очень даже произносимый и более того — потрясающе красивый и благозвучный. Не зря напрямую происходящие из «вульгарной» (народной) латыни романские языки — итальянский, французский, испанский — традиционно считаются одними из самых красивых в мире. А также румынский, далеко не из самых красивых.
** Стоит отметить, что произношение латинского языка, скажем, в начале нашей эры сильно отличалось от используемого в католических богослужениях, и уж подавно — от используемого для передачи латинских слов и имён в славянских языках. Произношение т. н. классической латыни (I в. до н. э. — II в. н. э.) было реконструировано ещё в начале XX века, подробнее о нём можно узнать, например, из этой [https://pikabu.ru/story/kak_zvuchala_latyin1_ci_ce_ti_6254882 серии] [https://pikabu.ru/story/kak_zvuchala_latyin2_h_6323301 постов] на Пикабу.
** Стоит отметить, что произношение латинского языка, скажем, в начале нашей эры сильно отличалось от используемого в католических богослужениях, и уж подавно — от используемого для передачи латинских слов и имён в славянских языках. Произношение т.н. классической латыни (I в. до н. э. — II в. н. э.) было реконструировано ещё в начале XX века, подробнее о нём можно узнать, например, из этой [https://pikabu.ru/story/kak_zvuchala_latyin1_ci_ce_ti_6254882 серии] [https://pikabu.ru/story/kak_zvuchala_latyin2_h_6323301 постов] на Пикабу.
** [[Странный грамматика|Йода-грамматика]] в {{Перевод|языке латинском|Да-да, «lingua Latina» он именно поэтому, и в биологических названиях порядок слов такой же.}} используется, где дополнение между подлежащим и сказуемым стоит.
** [[Странный грамматика|Йода-грамматика]] в латыни используется, где дополнение между подлежащим и сказуемым стоит.
* Все римляне носят имена с окончаниями ''-ус'', ''-ум'',-''ий'', ''-а''.
* Все римляне носят имена с окончаниями ''-ус'', ''-ум'',-''ий'', ''-а''.
** Латинское окончание именительного падежа мужского рода — «-ос», так что изначально все мужские имена именно им и кончались — Лукиос, Валесиос, Попплиос, Маркос, Иониос. В III—II веках до н. э. произошёл фонетический сдвиг, и они стали звучать как Лукиус, Валериус, Публиус, Маркус, Юниус. А привычные нам Люции, Валерии, Публии, Марки, Юнии — особенности перевода древних имён на славянские языки, при котором окончания в именительном падеже отбрасываются. А вот фамилии были куда разнообразнее (более-менее оригинальное звучание) — Назика, Скипио (гобл. Сципион), Брутус, Асина (Ослица), Кайсар, [[Эффект Телепорно|Пулькхер]].
** Латинское окончание именительного падежа мужского рода — «-ос», так что изначально все мужские имена именно им и кончались — Лукиос, Валесиос, Попплиос, Маркос, Иониос. В III—II веках до н. э. произошёл фонетический сдвиг, и они стали звучать как Лукиус, Валериус, Публиус, Маркус, Юниус. А привычные нам Люции, Валерии, Публии, Марки, Юнии — особенности перевода древних имён на славянские языки, при котором окончания в именительном падеже отбрасываются. А вот фамилии были куда разнообразнее (более-менее оригинальное звучание) — Назика, Скипио (гобл. Сципион), Брутус, Асина (Ослица), Кайсар, [[Эффект Телепорно|Пулькхер]].
** В реальности у римлян была вполне рациональная именная система: всего 73 мужских имени (преномен), из которых чаще всего юзали 18. Обычно давали имена только первым четырем сыновьям, остальных звали просто по номерам. Женщины [[Без имени|имён не имели вообще]], до замужества их звали по имени отца (если дочерей было несколько, чтобы различить, их нумеровали: Старшая, Вторая, Третья, Младшая, причём Младшая — всегда младшая, с рождением очередной предыдущую опять же называли по номеру), после — по имени мужа. После личного имени/номера следовало родовое имя (номен гентиле, на наши деньги фамилия). После нее следовало фамильное прозвище (когномен), а то ведь запутаться можно в Гаях, Тибериях, Марках и Квинтах — старшего сына называли именем отца (в 230 году до н. э. это стало законом), следующих — именами дедов, в отдельных больших родах в ходу бывало всего по два-три имени<ref>Например, Клавдиев Неронов могли звать только Тиберий или Децим (дальше по номерам), а Домициев Агенобарбов — Гней и Луций.</ref>; крикнешь «Эй, Марк Тиберий!» — и бегут к тебе сразу трое. Если отдельный римлянин чем-то прославился, могли дать официальное прозвище — агномен. Ну а потомки могли его передать дальше, так агномены превращались в когномены — дополнительные фамилии, что очень помогло различать разные ветви одного рода. Ну, например, были просто Корнелии, а были Корнелии Сципионы.
** В реальности у римлян была вполне рациональная именная система: всего 73 мужских имени (преномен), из которых чаще всего юзали 18. Обычно давали имена только первым четырем сыновьям, остальных звали просто по номерам. Женщины [[Без имени|имён не имели вообще]], до замужества их звали по имени отца (если дочерей было несколько, чтобы различить, их нумеровали: Старшая, Вторая, Третья, Младшая, причём Младшая — всегда младшая, с рождением очередной предыдущую опять же называли по номеру), после — по имени мужа. После личного имени/номера следовало родовое имя (номен гентиле, на наши деньги фамилия). После нее следовало фамильное прозвище (когномен), а то ведь запутаться можно в Гаях, Тибериях, Марках и Квинтах — старшего сына называли именем отца (в 230 году до н. э. это стало законом), следующих — именами дедов, в отдельных больших родах в ходу бывало всего по два-три имени<ref>Например, Клавдиев Неронов могли звать только Тиберий или Децим (дальше по номерам), а Домициев Агенобарбов — Гней и Луций.</ref>; крикнешь «Эй, Марк Тиберий!» — и бегут к тебе сразу трое. Если отдельный римлянин чем-то прославился, могли дать официальное прозвище — агномен. Ну а потомки могли его передать дальше, так агномены превращались в когномены — дополнительные фамилии, что очень помогло различать разные ветви одного рода. Ну, например, были просто Корнелии, а были Корнелии Сципионы.
*** Вот некоторые примеры когноменов: Насон (носатый), Капитон (большеголовый), Силентий (Немой), Торкват (ожерельеносец), Пульхер (красавец), Сципион (''посох'', потому что был поводырём у своего ослепшего отца), Цезарь<ref>Этимология когномена Цезарь утратилась ещё в древнеримскую эпоху, по тогдашним версиям — то ли «слоновый», потому что в какой-то битве убил слона, то ли «вырезанный», смотри «кесарево сечение», есть и ещё пара версий.</ref>.
*** Вот некоторые примеры когноменов: Насон (носатый), Капитон (большеголовый), Силентий (Немой), Торкват (ожерельеносец), Пульхер (красавец), Сципион (''посох'', потому что был поводырём у своего ослепшего отца), Цезарь<ref>Этимология когномена Цезарь утратилась ещё в древнеримскую эпоху, по тогдашним версиям — то ли «слоновый», потому что в какой-то битве убил слона, то ли «вырезанный», смотри «кесарево сечение», есть и ещё пара версий.</ref>.
*** Приведём пример разбора. Луций Корнелий Сулла Феликс. ''Луций'' — преномен, личное имя. Известно, что он был первым сыном, так как его отца также звали Луций, а вот его отец первым сыном не был — деда звали Публий. ''Корнелий'' — номен, родовое имя. Корнелии — некогда весьма влиятельная, но на момент событий постепенно приходящая в упадок патрицианская семья в Риме. ''Сулла'' — когномен, родовое прозвище. Значение, увы, утрачено. Первым носителем этого когномена был его прадед, Публий Корнелий Сулла, отделившийся от линии Корнелиев Руфинов. ''Феликс'' (счастливый) — агномен, личное прозвище. Если бы не тяжёлая судьба семьи бывшего тирана, к которому у половины Рима были личные счёты, его дети вполне могли бы стать известны как Корнелии Феликсы.
*** Приведём пример разбора. Луций Корнелий Сулла Феликс. ''Луций'' — преномен, личное имя. Известно, что он был первым сыном, так как его отца также звали Луций, а вот его отец первым сыном не был — деда звали Публий. ''Корнелий'' — номен, родовое имя. Корнелии — некогда весьма влиятельная, но на момент событий постепенно приходящая в упадок патрицианская семья в Риме. ''Сулла'' — когномен, родовое прозвище. Значение, увы, утрачено. Первым носителем этого когномена был его прадед, Публий Корнелий Сулла, отделившийся от линии Корнелиев Руфинов. ''Феликс'' (счастливый) — агномен, личное прозвище. Если бы не тяжёлая судьба семьи бывшего тирана, к которому у половины Рима были личные счёты, его дети вполне могли бы стать известны как Корнелии Феликсы.
Строка 66: Строка 66:
* Хотя две основные правовые системы называют римской и англо-саксонской, они обе происходят от Рима. Только англо-саксонская произошла от провинциальных римских судов в Англии, которые должны были как-то судить местные племена, а римская-континентальная — от внутригородского кодифицированного права.
* Хотя две основные правовые системы называют римской и англо-саксонской, они обе происходят от Рима. Только англо-саксонская произошла от провинциальных римских судов в Англии, которые должны были как-то судить местные племена, а римская-континентальная — от внутригородского кодифицированного права.
* Римляне ненавидели христиан, преследовали их и всячески гнали, а потом при императоре Константине сделали христианство государственной религией.
* Римляне ненавидели христиан, преследовали их и всячески гнали, а потом при императоре Константине сделали христианство государственной религией.
** [[Популярное заблуждение]]. На самом деле первое массовое общегосударственное гонение на христиан состоялось только при императоре Деции в 260-х годах, а наиболее жестокое связывают с именем Диоклетиана (рубеж III—IV в). Все предыдущие гонения были акциями местной власти. Весьма показательна книга Лактанция «О смертях преследователей», в которой период от Домициана до Деция назван мирным. Значительная часть «житий святых» римской эпохи с описаниями того, как их мучили и истязали — поздняя выдумка. Наконец, Константин не объявил христианство государственной религией, а только разрешил свободное исповедание его (Миланский эдикт 313 года, Константин вместе с Лицинием). Государственной религией оно стало почти семью десятилетиями позже, при Феодосии, в 380 году.
** [[Популярное заблуждение]]. На самом деле первое массовое общегосударственное гонение на христиан состоялось только при императоре Деции в 260-х годах, а наиболее жестокое связывают с именем Диоклетиана (рубеж III—IV в). Все предыдущие гонения были акциями местной власти. Весьма показательна книга Лактанция «О смертях преследователей», в которой период от Домициана до Деция назван мирным. Значительная часть «житий святых» римской эпохи с описаниями того, как их мучили и истязали — поздняя выдумка. Наконец, Константин не объявил христианство государственной религией, а только разрешил свободное исповедание его (Миланский эдикт 313 года, Константин вместе с Лицинием). Государственной религией оно стало почти семью десятилетиями позже, при Феодосии, в 380 году.
** Первое известное гонение на христиан было уже при Нероне в 64 году, о чем свидетельствует Тацит, правда, гонение распространялось только на Рим с округой. Христиан преследовали именно за их веру, потому что главным обвинением в их адрес был отказ воздавать божественные почести императорам, что христиане, разумеется, не могли делать. Впрочем, безотносительно лояльности императорам христианство считалось презренным варварским суеверием (как и иудейство). В конце 112 года легат Кай Плиний Секунд писал, что принуждал обвинённых в христианстве проклясть Христа и принести почести императору и богам, а тех, кто на третий раз отказывался это делать, считал достойными смерти независимо от того, виновны ли они ещё в каких-либо преступлениях, но по мере разбирательства дела пришёл в затруднение и обратился к императору за инструкциями. Траян одобрил его действия. С рубежа I—II вв. христианство стало religio illicita — недозволенной религией. На протяжении полутора веков организованной государством охоты на христиан не было, но ещё Траян рекомендовал казнить тех, кто откроет вероисповедание сам и не отречется. Но Деций был первым, кто преследовал христиан именно за веру и именно по всей Империи от Британии до Месопотамии.
** Первое известное гонение на христиан было уже при Нероне в 64 году, о чем свидетельствует Тацит, правда, гонение распространялось только на Рим с округой. Христиан преследовали именно за их веру, потому что главным обвинением в их адрес был отказ воздавать божественные почести императорам, что христиане, разумеется, не могли делать. Впрочем, безотносительно лояльности императорам христианство считалось презренным варварским суеверием (как и иудейство). В конце 112 года легат Кай Плиний Секунд писал, что принуждал обвинённых в христианстве проклясть Христа и принести почести императору и богам, а тех, кто на третий раз отказывался это делать, считал достойными смерти независимо от того, виновны ли они ещё в каких-либо преступлениях, но по мере разбирательства дела пришёл в затруднение и обратился к императору за инструкциями. Траян одобрил его действия. С рубежа I—II вв. христианство стало religio illicita — недозволенной религией. На протяжении полутора веков организованной государством охоты на христиан не было, но ещё Траян рекомендовал казнить тех, кто откроет вероисповедание сам и не отречется. Но Деций был первым, кто преследовал христиан именно за веру и именно по всей Империи от Британии до Месопотамии.
** Впрочем, гонение на христиан [[Кровавый навет|оправдывали нарушением ими законов]], причём не только в том, что касалось справления имперского культа. Помимо ортодоксальных церквей с чётко очерченными границами, по всей территории Империи существовали многочисленные гностические секты, и некоторые натурально запрещали служить в армии, отдавать детей в школы, требовали оставлять семьи, уходить из городов — то есть подрывали общественный уклад, а монтанисты и донатисты вообще занимались самым настоящим разбоем, специально «нарываясь» на вожделенное мученичество. При этом различия между разными христианскими группами римская власть не делала, да и простые граждане в основном тоже — достаточно почитать то, что сохранилось от антихристианских работ тех же Порфирия и Цельса, чтобы заметить, что они, например, критиковали одновременно догматы гностических сект и ортодоксальных церквей. Апологеты ортодоксального христианства все как один доказывали, ссылаясь на канонические писания, что им сам Бог велел во всём поддерживать общественный порядок и быть покорными императору, если дело не касается религиозных вопросов (см. например «Апологию» Иустина), но кто их читал?
** Впрочем, гонение на христиан [[Кровавый навет|оправдывали нарушением ими законов]], причём не только в том, что касалось справления имперского культа. Помимо ортодоксальных церквей с чётко очерченными границами, по всей территории Империи существовали многочисленные гностические секты, и некоторые натурально запрещали служить в армии, отдавать детей в школы, требовали оставлять семьи, уходить из городов — то есть подрывали общественный уклад, а монтанисты и донатисты вообще занимались самым настоящим разбоем, специально «нарываясь» на вожделенное мученичество. При этом различия между разными христианскими группами римская власть не делала, да и простые граждане в основном тоже — достаточно почитать то, что сохранилось от антихристианских работ тех же Порфирия и Цельса, чтобы заметить, что они, например, критиковали одновременно догматы гностических сект и ортодоксальных церквей. Апологеты ортодоксального христианства все как один доказывали, ссылаясь на канонические писания, что им сам Бог велел во всём поддерживать общественный порядок и быть покорными императору, если дело не касается религиозных вопросов (см. например «Апологию» Иустина), но кто их читал?
** Вплоть до экспоненциального роста численности христиан в середине III в. они считались (и были) мелкой маргинальной сектой, одной из множества. Среднестатистическим римлянам либо было на них наплевать, либо их считали, не особо разбираясь в тонкостях вероучения, [[мраккультист]]ами, занимающимися черной магией и устраивающими массовые оргии.
** Вплоть до экспоненциального роста численности христиан в середине III в. они считались (и были) мелкой маргинальной сектой, одной из множества. Среднестатистическим римлянам либо было на них наплевать, либо их считали, не особо разбираясь в тонкостях вероучения, [[мраккультист]]ами, занимающимися черной магией и устраивающими массовые оргии.
** А в Новом Завете римские должностные лица изображаются чаще всего равнодушными к христианству, но справедливыми. Пилат говорил о Христе, что «не нашёл в Нём никакой вины», правда, уступил требованиям толпы, испугавшись доноса. Коринфский проконсул Галлион, оказавшись в аналогичном положении, когда перед ним стали обвинять Павла, поступил мужественнее — «мне плевать, какие между вами, иудейскими учителями, трения, я не обязан их разбирать. Суд закрыть, толпу разогнать!» Римляне же спасли Павла от иудейского мятежа в Иерусалиме, а сотник Юлий, конвоировавший Павла на суд императора, обращался с ним человеколюбиво. Итак, если принимать свидетельство Евангелий и книги Деяний, в начале бытия христианской религии римляне не были к ней враждебными. Правда, уже в послании апостола Петра появляются строки к обращённым из язычников, что их могут преследовать за исповедание Христа, что они должны принять с радостью — но только бы кто-нибудь из них не был наказан за реальные преступления.
** А в Новом Завете римские должностные лица изображаются чаще всего равнодушными к христианству, но справедливыми. Пилат говорил о Христе, что «не нашёл в Нём никакой вины», правда, уступил требованиям толпы, испугавшись доноса. Коринфский проконсул Галлион, оказавшись в аналогичном положении, когда перед ним стали обвинять Павла, поступил мужественнее — «мне плевать, какие между вами, иудейскими учителями, трения, я не обязан их разбирать. Суд закрыть, толпу разогнать!» Римляне же спасли Павла от иудейского мятежа в Иерусалиме, а сотник Юлий, конвоировавший Павла на суд императора, обращался с ним человеколюбиво. Итак, если принимать свидетельство Евангелий и книги Деяний, в начале бытия христианской религии римляне не были к ней враждебными. Правда, уже в послании апостола Петра появляются строки к обращённым из язычников, что их могут преследовать за исповедание Христа, что они должны принять с радостью — но только бы кто-нибудь из них не был наказан за реальные преступления.
* В 395 году Римская империя раскололась на Западную и Восточную. В 476 первая пала. Вторая просуществовала еще тысячу лет, превратившись в Византию.
* В 395 году Римская империя раскололась на Западную и Восточную. В 476 первая пала. Вторая просуществовала еще тысячу лет, превратившись в Византию.
** Не так. Не надо учить историю по [[Total War]], и по школьным учебникам тоже не стоит. В 395 году были утверждены два центра власти в единой империи. Второй раз, между прочим — впервые это произошло сотней лет ранее при Диоклетиане. В 476 году произошел банальный дворцовый переворот, который отличался только тем, что Одоакр не сделал императором себя, а отослал регалии в Константинополь. Современники никаким «уничтожением Рима» этот эпизод не считали и никакого прямо-таки глобального значения (конец целой эпохи античности!) ему не придавали, хотя и отдавали себе отчет в том, что живут в эпоху упадка и краха. Римский сенат собирался вплоть до седьмого века (что он реально решал в условиях господства завоевателей — другой вопрос). Что до [[Базилевсы, порфира и еретики|византийцев]], то они всю дорогу считали себя тем самым Римом, себя называли ромеями и очень удивились бы, если бы узнали, что их спустя тысячу лет выделят в какую-то отдельную империю. Подумаешь, потеряли часть территорий, дальше что?
** Не так. Не надо учить историю по [[Total War]], и по школьным учебникам тоже не стоит. В 395 году были утверждены два центра власти в единой империи. Второй раз, между прочим — впервые это произошло сотней лет ранее при Диоклетиане. В 476 году произошел банальный дворцовый переворот, который отличался только тем, что Одоакр не сделал императором себя, а отослал регалии в Константинополь. Современники никаким «уничтожением Рима» этот эпизод не считали и никакого прямо-таки глобального значения (конец целой эпохи античности!) ему не придавали, хотя и отдавали себе отчет в том, что живут в эпоху упадка и краха. Римский сенат собирался вплоть до седьмого века (что он реально решал в условиях господства завоевателей — другой вопрос). Что до [[Базилевсы, порфира и еретики|византийцев]], то они всю дорогу считали себя тем самым Римом, себя называли ромеями и очень удивились бы, если бы узнали, что их спустя тысячу лет выделят в какую-то отдельную империю. Подумаешь, потеряли часть территорий, дальше что?
* Римляне говорили на латыни, которая была понятна во всей Империи.
* Римляне говорили на латыни, которая была понятна во всей Империи.
** Самым распространенным и полноправным вторым государственным языком в Империи был греческий. На Западе он считался «высоким» наречием, которым был обязан владеть каждый образованный человек, и на котором можно было смело выступать в Сенате и отправлять магистратуры безо всяких переводчиков. А на огромных территориях будущей Византии латынью владело от силы 5-10 % населения, а вот греческим — почти все. На греческом написано огромное количество литературы, включая [[w:Греческий роман|пять канонических романов]], при том, что расцвет греческой романной традиции (II—III века) приходится на нарастающий упадок литературы на латыни. Многие интеллектуалы, авторы дошедших до нас грекоязычных произведений, умудрялись не владеть латинским вообще.
** Самым распространенным и полноправным вторым государственным языком в Империи был греческий. На Западе он считался «высоким» наречием, которым был обязан владеть каждый образованный человек, и на котором можно было смело выступать в Сенате и отправлять магистратуры безо всяких переводчиков. А на огромных территориях будущей Византии латынью владело от силы 5-10 % населения, а вот греческим — почти все. На греческом написано огромное количество литературы, включая [[w:Греческий роман|пять канонических романов]], при том, что расцвет греческой романной традиции (II—III века) приходится на нарастающий упадок литературы на латыни. Многие интеллектуалы, авторы дошедших до нас грекоязычных произведений, умудрялись не владеть латинским вообще.
* Рим всегда был столицей Римской империи, потому она пала, когда его взяли варвары.
* Рим всегда был столицей Римской империи, потому она пала, когда его взяли варвары.
** Бо́льшую часть времени — да. Но столицей Западной Империи после разделения властей стал Медиоланум (Милан), а потом Равенна. Разграблений Рима варварами в V в. было аж два: вестготами Алариха в 410 и вандалами Гейзериха в 455, и к ликвидации ЗРИ привели не они.
** Бо́льшую часть времени — да. Но столицей Западной Империи после разделения властей стал Медиоланум (Милан), а потом Равенна. Разграблений Рима варварами в V в. было аж два: вестготами Алариха в 410 и вандалами Гейзериха в 455, и к ликвидации ЗРИ привели не они.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!