Редактирование: Каноническая сила

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 6: Строка 6:


== Как это работает? ==
== Как это работает? ==
Сам принцип предельно прост — верным считается источник, имеющий бо́льшую каноническую силу. Что же касается создания самой иерархии, то, в первую очередь, необходимо установить подлинность источников. Фальшивки никакой канонической силы не имеют. Если подлинность подтверждена, то иерархия источников выстраивается по следующим принципам:
Сам принцип предельно прост — верным считается источник, имеющий бо́льшую каноническую силу. Что же касается создания самой иерархии, то, в первую очередь, необходимо установить подлинность источников. Фальшивки никакой канонической силы не имеют. Если подлинность подтверждена, то иерархия источников выстраивается по следующим принципам:
* Высшую каноническую силу всегда имеет [[Слово Божие]], если оно не является [[фальшивое слово Божие|намеренной мистификацией]] или [[Ошибка Божия|добросовестным заблуждением]]. Впрочем, сам автор может объявить, что его слова не имеют высшей канонической силы, и тогда про этот пункт можно спокойно забыть. Внутри Слова Божьего особенную силу имеют высказывания, сделанные «для внутреннего пользования», например, техзадание, но добыть их чрезвычайно тяжело.
* Высшую каноническую силу всегда имеет [[Слово Божие]], если оно не является [[фальшивое слово Божие|намеренной мистификацией]] или [[Ошибка Божия|добросовестным заблуждением]]. Впрочем, сам автор может объявить, что его слова не имеют высшей канонической силы, и тогда про этот пункт можно спокойно забыть.
* На втором месте обычно расположены произведения самого автора и указанная там информация.
* На втором месте обычно расположены произведения самого автора и указанная там информация.
* Далее, как правило, идёт «[[Слово святого Павла]]», то есть комментарии лиц, имеющих некоторое отношение к созданию произведения, но не самое важное, либо знавших автора лично.
* Далее, как правило, идёт «[[Слово святого Павла]]», то есть комментарии лиц, имеющих некоторое отношение к созданию произведения, но не самое важное, либо знавших автора лично.
* Затем, в большинстве случаев, — [[слово Данте]] в виде адаптаций и [[канонический иллюстратор|канонических иллюстраторов]].
* Затем, в большинстве случаев, — [[слово Данте]] в виде адаптаций и [[канонический иллюстратор|канонических иллюстраторов]].
* После всех официальных произведений следует та часть информации о нашей с вами [[реальная жизнь|реальной жизни]], которая не была опровергнута в предыдущих пунктах. Однако если расхождение с реальной жизнью было дано без [[Обоснование|обоснований]], оно считается ошибкой Божией.
* После всех официальных произведений следует та часть информации о нашей с вами [[реальная жизнь|реальной жизни]], которая не была опровергнута в предыдущих пунктах. Однако если расхождение с реальной жизнью было дано без [[Обоснование|обоснований]], оно считается ошибкой Божией.
* И только в самом конце этой цепочки плетётся [[фанон]] (а иногда его нет вовсе). Доказанные фальшивки по значимости находятся на уровне с фаноном, или даже ниже его (вплоть до нуля).
* И только в самом конце этой цепочки плетётся [[фанон]] (а иногда его нет вовсе).
* Автор может объявить любой элемент иерархии неканоническим или превалирующим над другим. Соответственно, тогда каноническая сила того или иного источника возрастает, снижается или сводится на «нет».
* Автор может объявить любой элемент иерархии неканоническим или превалирующим над другим. Соответственно, тогда каноническая сила того или иного источника возрастает, снижается или сводится на «нет».
* Обычно приоритет отдаётся документальным источникам.
* Обычно приоритет отдаётся документальным источникам.
Строка 25: Строка 26:
# Официальные произведения на английском языке и личная переписка Профессора.
# Официальные произведения на английском языке и личная переписка Профессора.
# В случае расхождений между произведениями предпочтение отдаётся более поздним, если они не противоречат общему канону вселенной (под закат жизни автора иногда начало заносить в сторону [[реткон]]а).
# В случае расхождений между произведениями предпочтение отдаётся более поздним, если они не противоречат общему канону вселенной (под закат жизни автора иногда начало заносить в сторону [[реткон]]а).
# Слово святого Павла в лице Кристофера Толкина и его редакций.
# Слово святого Павла в лице Кристофера Толкина и его редакций<ref>Кинотрилогии в этом списке нет и никогда не будет, ибо неканон</ref>.
# Кинотрилогии Питера Джексона — практически идеальная экранизация.
# Игры, адаптации и производное творчество, сделанное по официальной лицензии (то есть кроме фанфиков).
# Та весьма незначительная часть законов и особенностей реального мира, которая не была опровергнута всем вышеперечисленным.
# Та весьма незначительная часть законов и особенностей реального мира, которая не была опровергнута всем вышеперечисленным.
# Производное творчество, сделанное без лицензии — в том числе и фанфики.


=== [[Артур и минипуты]] ===
=== [[Артур и минипуты]] ===
Строка 66: Строка 64:
# Слово Данте в виде бесчисленных экранизаций, настолок, компьютерных игр и прочего. Некоторые элементы оказываются крайне весомыми — например, весьма популяризирован вид Жёлтого Знака из одной настольной игры.<ref>Притом что изначально Жёлтый Знак — придумка Чемберса, которую сперва Лавкрафт, а потом и его друзья утащили к себе.</ref>
# Слово Данте в виде бесчисленных экранизаций, настолок, компьютерных игр и прочего. Некоторые элементы оказываются крайне весомыми — например, весьма популяризирован вид Жёлтого Знака из одной настольной игры.<ref>Притом что изначально Жёлтый Знак — придумка Чемберса, которую сперва Лавкрафт, а потом и его друзья утащили к себе.</ref>
# Реальная жизнь.
# Реальная жизнь.
# Фанон — с фитильком: Лавкрафт много шутил и по поводу своей мифологии, и сверхъестественного ужаса в литературе в целом, а также подталкивал других писателей придумывать своих собственных Древних, чудовищ и тому подобные вещи, дабы традиция вирд-фикшена продолжала развиваться. Таким образом, последний пункт здесь парадоксально замыкается в кольцо с самым первым.
# Фанон - с фитильком: Лавкрафт много шутил и по поводу своей мифологии, и сверхъестественного ужаса в литературе в целом, а также подталкивал других писателей придумывать своих собственных Древних, чудовищ и тому подобные вещи, дабы традиция вирд-фикшена продолжала развиваться. Таким образом, последний пункт здесь парадоксально замыкается в кольцо с самым первым.


=== [[Warhammer 40000]] ===
=== [[Warhammer 40000]] ===
# Слово Божие в лице комментариев от Games Workshop.
# Слово Божие в лице комментариев от Games Workshop.
# Информация из правил настолки и кодексов (последние появились только с третьей редакции).
# Информация из правил настолки и кодексов (последние появились только с третьей редакции).
# Всё то, что называется бэком (Произведения [[Маратель канона|Мэтта Варда и ему подобных]] обычно не в счёт).
# Всё то, что называется бэком (Произведения [[Маратель канона|Мэтта Варда]] обычно не в счёт).
# Реальная жизнь.
# Реальная жизнь.
# Фанон.
# Фанон.
Также есть споры относительно восьмой редакции. Серия Dawn of War для фанатов настольного вархаммера канонической силы не имеет. Хотя автор правки поставил бы произведения Мэтта Варда и Dawn of War в отдельный уровень, между «бэком» и «реальной жизнью» (хотя там наделано много чуши, это формально всё ещё официальные произведения).
Также есть споры относительно восьмой редакции. Серия Dawn of War для фанатов настольного вархаммера канонической силы не имеет


=== [[Звёздные войны]] ===
=== [[Звёздные войны]] ===
Особо тяжёлый случай, поскольку некогда самая большая и притом претендовавшая на относительное единство вселенная была де-факто расколота, после чего появилось два континуума: старый канон (он же Расширенная вселенная, ныне Легенды) и новый канон Диснея, у каждого из которых свои нюансы и проблемы.
Особо тяжёлый случай, поскольку некогда самая большая и притом претендовавшая на относительное единство вселенная была де-факто расколота, после чего появилось два континуума: старый канон (он же Расширенная вселенная, ныне Легенды) и новый канон Диснея, у каждого из которых свои нюансы и проблемы.


Строка 82: Строка 81:


# Слово Божие (нужно заметить, что Лукас РВ частью своей собственной вселенной не считал, подходя к первой скорее утилитарно).
# Слово Божие (нужно заметить, что Лукас РВ частью своей собственной вселенной не считал, подходя к первой скорее утилитарно).
# G-канон, канон Джорджа Лукаса — шесть эпизодов и не противоречащие им официально изданные удалённые сцены, а также замечания Лукаса, учтённые в новеллизациях и т. д. Переиздания фильмов имеют большую каноничность, чем ранее изданные версии.
# G-канон, канон Джорджа Лукаса — шесть эпизодов и не противоречащие им официально изданные удалённые сцены, а также замечания Лукаса, учтённые в новеллизациях и т.д. Переиздания фильмов имеют большую каноничность, чем ранее изданные версии.
# T-канон, телевизионный — мультсериал «Войны Клонов» Филони<ref>Есть ещё одноимённый мультсериал Геннди Тартаковского 2003 года — относился к C-канону и в новый канон не вошёл.</ref>. Когда ВК вышли и им присвоили каноничность выше, чем у привычных фанатам источников, негодование было неописуемо.
# T-канон, телевизионный — мультсериал «Войны Клонов» Филони<ref>Есть ещё одноимённый мультсериал Геннди Тартаковского 2003 года — относился к C-канону и в новый канон не вошёл.</ref>. Когда ВК вышли и им присвоили каноничность выше, чем у привычных фанатам источников, негодование было неописуемо.
# C-канон, канон целостности — собственно, плоть и кровь Расширенной вселенной: основная часть книг, комиксов, игр и прочих материалов. Источники порой довольно серьёзно противоречили друг другу, имея одинаковый уровень каноничности.
# C-канон, канон целостности — собственно, плоть и кровь Расширенной вселенной: основная часть книг, комиксов, игр и прочих материалов. Источники порой довольно серьёзно противоречили друг другу, имея одинаковый уровень каноничности.  
# S-канон — вторичный канон, относящийся ко многой старой продукции вроде первых ЗВ-комиксов Марвел.
# S-канон — вторичный канон, относящийся ко многой старой продукции вроде первых ЗВ-комиксов Марвел.
# N-канон — официальные неканоничные источники: пародии, альтернативы либо элементы, утратившие каноничность.
# N-канон — официальные неканоничные источники: пародии, альтернативы либо элементы, утратившие каноничность.
 
В 2014 году под лозунгом «Дисней придёт, порядок наведёт!» волевым решением старая иерархия была полностью разрушена. Теперь официально (пока что) существует лишь два уровня каноничности, за которыми следит Сюжетная группа:


# Канон — шесть эпизодов, «Войны Клонов» Филони и большая часть продукции, изданной после 25 апреля 2014 года, в том числе новые фильмы и мультсериалы. Обещали, что теперь канон наконец-то будет един без разных уровней и конфликтов каноничности. Однако после перезапуска некоторые новые материалы стали относить к Легендам (старой РВ), например, дополнения The Old Republic. И противоречия между каноничными источниками уже есть (хотя и признавалось, что они неизбежны), а к некоторым делаются замечания Сюжетной группы в духе «вы же понимаете, что это не совсем канон». Веб-манга по Оригинальной трилогии и вовсе не была отнесена ни к Легендам, ни к канону, ни даже к неканоничным материалам — было объяснено, что её каноничность находится в некоей «серой зоне».
В 2014 году под лозунгом «Дисней придёт, порядок наведёт!» волевым решением старая иерархия была полностью разрушена. Теперь официально (пока что) существует лишь два уровня каноничности, за которыми следит Сюжетная группа:
# Неканон — сюда попали почти все материалы Расширенной вселенной (Легенды) и некоторые новые издания, а также LEGO-мультфильмы и т. п. LEGO-сериалы порой называют «парафразом канона» и говорят, что они представляют свой отдельный канон, но к основному всё равно не относят. На некоторые материалы не помещали плашку «Легенды», не включая их в новый канон: так стало со старыми новеллизациями эпизодов и с пересказами эпизодов в стиле Шекспира. А ведь есть ещё лицензированная национальная продукция по ЗВ: например, [https://starwars.fandom.com/wiki/Star_Wars_Rebels_Animation-Magazine немецкие комиксы] (в канон вроде как входят), [https://www.youtube.com/watch?v=PJ8VtEw5DgE японская постановка кабуки про Кайло Рена] (очевидный неканон) и [https://music.yandex.ru/album/9479035 русский аудиспектакль по «Новой Надежде»] (сценарий писался отдельно на основе новеллизации Фостера, которая в канон не входит).


В общем, пообещав навести порядок, новые правообладатели своей бравадой в чём-то сделали только хуже, запутав охочих до каноничности зрителей, читателей и геймеров. Сходу оценить каноничность новых материалов по ЗВ иногда невозможно, не сверившись со списком источников из той же Вукипедии (которая и сама не может быть абсолютно достоверна). Да и с выходом восьмого и девятого фильмов, у режиссёров которых были свои видения на развитие сюжета, по сути повторилась иерархия каноничности и фильмы опять наивысший канон, даже если они противоречат связанным либо предшествующим произведениям (к примеру По изначально был потомственным военным, ушедшим в Сопротивление из республиканского флота, а в девятом фильме из него контрабандиста спайса вылепили). Однако, несмотря на повторение иерархии каноничности в общих чертах, новая иерархия ''до сих пор'' не восстановила четкую и структурированную систему, имевшуюся у старой иерархии.
# Канон — шесть эпизодов, «Войны Клонов» Филони и большая часть продукции, изданной после 25 апреля 2014 года, в том числе новые фильмы и мультсериалы. Обещали, что теперь канон наконец-то будет един без разных уровней и конфликтов каноничности. Однако после перезапуска некоторые новые материалы стали относить к Легендам (старой РВ), например, дополнения The Old Republic. И противоречия между каноничными источниками уже есть (хотя и признавалось, что они неизбежны), а к некоторым делаются замечания Сюжетной группы в духе «вы же понимаете, что это не совсем канон». Веб-манга по Оригинальной трилогии и вовсе не была отнесена ни к Легендам, ни к канону, ни даже к неканоничным материалам — было объяснено, что её каноничность находится в некоей «серой зоне».
# Неканон — сюда попали почти все материалы Расширенной вселенной (Легенды) и некоторые новые издания, а также LEGO-мультфильмы и т.п. LEGO-сериалы порой называют «парафразом канона» и говорят, что они представляют свой отдельный канон, но к основному всё равно не относят. На некоторые материалы не помещали плашку «Легенды», не включая их в новый канон: так стало со старыми новеллизациями эпизодов и с пересказами эпизодов в стиле Шекспира. А ведь есть ещё лицензированная национальная продукция по ЗВ: например, [https://starwars.fandom.com/wiki/Star_Wars_Rebels_Animation-Magazine немецкие комиксы] (в канон вроде как входят), [https://www.youtube.com/watch?v=PJ8VtEw5DgE японская постановка кабуки про Кайло Рена] (очевидный неканон) и [https://music.yandex.ru/album/9479035 русский аудиспектакль по  «Новой Надежде»] (сценарий писался отдельно на основе новеллизации Фостера, которая в канон не входит).


Отдельная сложность — стыковать друг с другом Старый и Новый Каноны. К примеру, если брать новый канон Дисней и пытаться как-то вписать в старый канон, то с точки зрения Расширенной Вселенной/Легенд канон Дисней будет либо C-каноном, либо между C и S-канонами.
В общем, пообещав навести порядок, новые правообладатели своей бравадой в чём-то сделали только хуже, запутав охочих до каноничности зрителей, читателей и геймеров. Сходу оценить каноничность новых материалов по ЗВ иногда невозможно, не сверившись со списком источников из той же Вукипедии (которая и сама не может быть абсолютно достоверна). Да и с выходом восьмого и девятого фильмов, у режиссёров которых были свои видения на развитие сюжета, по сути повторилась иерархия каноничности и фильмы опять наивысший канон, даже если они противоречат связанным либо предшествующим произведениям (к примеру По изначально был потомственным военным, ушедшим в Сопротивление из республиканского флота, а в девятом фильме из него контрабандиста спайса вылепили).


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references/>


В эту статью можно и нужно добавить:
В эту статью можно и нужно добавить:
* все произведения, имеющие большой фэндом ([[Гарри Поттер]], [[Star Trek]], [[ПЛиО]], и так далее)
* все произведения, имеющие большой фэндом ([[Гарри Поттер]], [[Star Trek]], [[ПЛиО]], и так далее)
* произведения, где канонические источники часто противоречат друг другу
* произведения, где канонические источники часто противоречат друг другу
{{Nav/Шкалы}}
 
{{Nav/Fans}}
{{Nav/Fans}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!