Редактирование: Классификация MMO-игроков по Бартлу

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 7: Строка 7:
# Что они делают с миром (или другими): действуют на или взаимодействуют с?
# Что они делают с миром (или другими): действуют на или взаимодействуют с?


Получилось 4 группы, которые он назвал по <s>факультетам Хогвартса</s> <small>нет, «[[Harry Potter|Гарри Поттера]]» тогда не было</small> по карточным мастям. Перечислим их все.
Получилось 4 группы, которые он назвал по <s>факультетам Хогвартса</s> <small>нет, «[[Harry Potter|Гарри Поттера]]» тогда не было</small> — по карточным мастям. Перечислим их все.


== Четыре группы игроков ==
== Четыре группы игроков ==


'''Карьеристы''' (бубны, ''diamonds'' = бриллианты<ref>Бартл дал этим группам масти по [[каламбур]]у с английскими названиями мастей.</ref>). Мир + действие. Игра — как [[шахматы]] или теннис.
'''Карьеристы''' (бубны, ''diamonds'' = бриллианты<ref>Бартл дал этим группам масти по [[каламбур]]у с английскими названиями мастей.</ref>). Мир + действие. Игра — как [[шахматы]] или теннис.


Их усилия направлены на внутриигровые задачи: пройти уровень, побить рекорд, пройти игру, набрать опыта… Чтобы привлечь этих игроков, разработчик создаёт задания, которые обычному не под силу. 100-процентное прохождение и «[[новая игра плюс]]» рассчитаны под их нужды. Да и [[достижения]], сейчас вездесущие, придуманы, чтобы дёшево увлечь таких игроков. Им нравится всё, что подтверждает их мастерство — например, таблицы рекордов или рейтинг игроков.
Их усилия направлены на внутриигровые задачи: пройти уровень, побить рекорд, пройти игру, набрать опыта… Чтобы привлечь этих игроков, разработчик создаёт задания, которые обычному не под силу. 100-процентное прохождение и «[[новая игра плюс]]» рассчитаны под их нужды. Да и [[достижения]], сейчас вездесущие, придуманы, чтобы дёшево увлечь таких игроков. Им нравится всё, что подтверждает их мастерство — например, таблицы рекордов или рейтинг игроков.


'''Исследователи''' (пики, ''spades'' = лопаты). Мир + взаимодействие. Времяпровождение — как чтение или кулинария.
'''Исследователи''' (пики, ''spades'' = лопаты). Мир + взаимодействие. Времяпровождение — как чтение или кулинария.


Исследователи играют ради открытия, из-за радости нового. Они разбирают, как работает игровая система, и находят места, докуда ещё никто не добрался. А [[геймплей]] это только средство и объект для их исследований. Они не становятся «папами», они просто получают достаточно мастерства, чтобы исследовать беспрепятственно. [[Пасхальное яйцо|Пасхальные яйца]], [[секретка|скрытые комнаты]], различные неэстетические настройки — всё это привлекает исследователей. Они особенно радуются, если в игровом мире «прокатывает» что-то, чего [[Багофича|никто намеренно не программировал]].
Исследователи играют ради открытия, из-за радости нового. Они разбирают, как работает игровая система, и находят места, докуда ещё никто не добрался. А [[геймплей]] — это только средство и объект для их исследований. Они не становятся «папами», они просто получают достаточно мастерства, чтобы исследовать беспрепятственно. [[Пасхальное яйцо|Пасхальные яйца]], [[секретка|скрытые комнаты]], различные неэстетические настройки — всё это привлекает исследователей. Они особенно радуются, если в игровом мире «прокатывает» что-то, чего [[Багофича|никто намеренно не программировал]].


'''Социальщики''' (черви, ''hearts'' = сердца). Другие + взаимодействие. Развлечение — как ночной клуб или телевизор.
'''Социальщики''' (черви, ''hearts'' = сердца). Другие + взаимодействие. Развлечение — как ночной клуб или телевизор.


Они тут ради сообщества. Они вместе с другими торгуют, болтают, образуют гильдии, и просто ходят по городу, чтобы встретиться с кем-то. В одиночных играх они тяготеют к деятельности, которая как-то имитирует всё это. С YouTube и Twitch появилась новая инфраструктура для социальщиков. [[Minecraft]] и [[MOBA]] излюбленные не-MMO для таких.
Они тут ради сообщества. Они вместе с другими торгуют, болтают, образуют гильдии, и просто ходят по городу, чтобы встретиться с кем-то. В одиночных играх они тяготеют к деятельности, которая как-то имитирует всё это. С YouTube и Twitch появилась новая инфраструктура для социальщиков. [[Minecraft]] и [[MOBA]] — излюбленные не-MMO для таких.


'''Убийцы''' (трефы, ''clubs'' = дубины). Другие + действие. Спорт — как рыбалка или стрельба.
'''Убийцы''' (трефы, ''clubs'' = дубины). Другие + действие. Спорт — как рыбалка или стрельба.


Они тут, чтобы [[вредительство|превосходить]] других. Всего лишь. И большую часть времени они просто «опускают» других, и когда на другом конце провода кто-то проклинает его — это верх наслаждения для убийцы. Это может быть и руководитель гильдии, и торговец, который прибрал весь оборот к своим рукам, и если нужно что-то продать, то через него. Они тоже могут быть убийцами, просто играют в то, что не убивает в буквальном смысле. Чем больше [[PvP]] разрешено, тем больше им нравится. А особенно — если можно [[кемпер|закемперить]] на точке воскрешения или мешать тем, кто слабее. Они любят игры, где можно насмехаться над жертвами.
Они тут, чтобы [[вредительство|превосходить]] других. Всего лишь. И большую часть времени они просто «опускают» других, и когда на другом конце провода кто-то проклинает его — это верх наслаждения для убийцы. Это может быть и руководитель гильдии, и торговец, который прибрал весь оборот к своим рукам, и если нужно что-то продать, то через него. Они тоже могут быть убийцами, просто играют в то, что не убивает в буквальном смысле. Чем больше [[PvP]] разрешено, тем больше им нравится. А особенно — если можно [[кемпер|закемперить]] на точке воскрешения или мешать тем, кто слабее. Они любят игры, где можно насмехаться над жертвами.


== Как одни группы влияют на другие ==
== Как одни группы влияют на другие ==


Игра может стать тусовкой, местом для встреч — если она рассчитана на социальщиков. Или каждый бежит к концу в своём пузыре — это карьеристы. Если игра полна секретов и «пасхальных яиц» — это идеальное место для исследователей. А киллеры — им обязательно нужен кто-то, и новенькие только смотрят, как их убивают, а они ничего и сделать не могут. Давайте посмотрим на взаимодействие между разными классами, и для этого воспользуемся знаками из [[Справочник автора/Экосистемы|взаимодействия биологических видов]].
Игра может стать тусовкой, местом для встреч — если она рассчитана на социальщиков. Или каждый бежит к концу в своём пузыре — это карьеристы. Если игра полна секретов и «пасхальных яиц» — это идеальное место для исследователей. А киллеры — им обязательно нужен кто-то, и новенькие только смотрят, как их убивают, а они ничего и сделать не могут. Давайте посмотрим на взаимодействие между разными классами, и для этого воспользуемся знаками из [[Справочник автора/Экосистемы|взаимодействия биологических видов]].


; Карьеристы vs карьеристы<nowiki>:</nowiki> мизерный + : Но плюс необычный. Это не друзья в баре, это солдаты под огнём.
; Карьеристы vs карьеристы<nowiki>:</nowiki> мизерный + : Но плюс необычный. Это не друзья в баре, это солдаты под огнём.
Строка 37: Строка 37:
; Убийцы vs убийцы<nowiki>:</nowiki> мизерный − : Они не любят переходить друг другу дорогу, кроме как в организованных матчах. Психологически они считают себя выше остальных, и убийство в открытом бою подрывает их самомнение.
; Убийцы vs убийцы<nowiki>:</nowiki> мизерный − : Они не любят переходить друг другу дорогу, кроме как в организованных матчах. Психологически они считают себя выше остальных, и убийство в открытом бою подрывает их самомнение.


; Карьеристы vs исследователи<nowiki>:</nowiki> +0 : Всё, до чего доберутся исследователи, утекает к карьеристам. Сами же карьеристы на исследователей влияют чуть более, чем никак — те в глазах карьеристов лишь скучные слабаки.
; Карьеристы vs исследователи<nowiki>:</nowiki> +0 : Всё, до чего доберутся исследователи, утекает к карьеристам. Сами же карьеристы на исследователей влияют чуть более, чем никак — те в глазах карьеристов лишь скучные слабаки.


; Исследователи vs убийцы<nowiki>:</nowiki> 0− : Исследователь всегда имеет туз в рукаве для убийцы, потому сложная цель, да и не особо мешает ему тот негатив, который делают убийцы.
; Исследователи vs убийцы<nowiki>:</nowiki> 0− : Исследователь всегда имеет туз в рукаве для убийцы, потому сложная цель, да и не особо мешает ему тот негатив, который делают убийцы.
Строка 45: Строка 45:
; Социальщики vs убийцы<nowiki>:</nowiki> −+ : Социальщик, не стремящийся к игровой цели,— замечательная пожива для убийцы.
; Социальщики vs убийцы<nowiki>:</nowiki> −+ : Социальщик, не стремящийся к игровой цели,— замечательная пожива для убийцы.


; Социальщики vs карьеристы<nowiki>:</nowiki> 00 : Социальщики любят карьеристов, те для них служат внутриигровой «мыльной оперой». Однако ёмкость человеческой памяти ограничена, и особо карьеристы на социальщиков не влияют — один уйдёт, будем сплетничать о другом. Карьеристы смотрят на социальщиков как на белый шум. Есть, правда, и более сложные эффекты, не вписывающиеся в «плюс» и «минус»: много карьеристов — мало социальщиков, пропали карьеристы совсем — тоже социальщикам хуже.
; Социальщики vs карьеристы<nowiki>:</nowiki> 00 : Социальщики любят карьеристов, те для них служат внутриигровой «мыльной оперой». Однако ёмкость человеческой памяти ограничена, и особо карьеристы на социальщиков не влияют — один уйдёт, будем сплетничать о другом. Карьеристы смотрят на социальщиков как на белый шум. Есть, правда, и более сложные эффекты, не вписывающиеся в «плюс» и «минус»: много карьеристов — мало социальщиков, пропали карьеристы совсем — тоже социальщикам хуже.


; Социальщики vs исследователи<nowiki>:</nowiki> 00 : Те и другие любят компанию, но им мало о чём говорить друг с другом.
; Социальщики vs исследователи<nowiki>:</nowiki> 00 : Те и другие любят компанию, но им мало о чём говорить друг с другом.


; Социальщики vs социальщики<nowiki>:</nowiki> + : Чем больше социальщиков, тем больше народу для них! Получается положительная обратная связь, которая с одной стороны ограничивается играющей публикой, а с другой — нулём, и она усиливает все изменения.
; Социальщики vs социальщики<nowiki>:</nowiki> + : Чем больше социальщиков, тем больше народу для них! Получается положительная обратная связь, которая с одной стороны ограничивается играющей публикой, а с другой — нулём, и она усиливает все изменения.


== Точки равновесия между группами ==
== Точки равновесия между группами ==
Строка 55: Строка 55:
Если К, И, С и У одновременно неотрицательны, Бартл насчитал 4 точки устойчивого равновесия.
Если К, И, С и У одновременно неотрицательны, Бартл насчитал 4 точки устойчивого равновесия.


# Убийцы и карьеристы в равновесии. Социальщикам тут не место, исследователи — в следовых количествах.
# Убийцы и карьеристы в равновесии. Социальщикам тут не место, исследователи — в следовых количествах.
# Одни социальщики, остальные — в следовых количествах. Количество социальщиков ограничивается только играющей аудиторией и убийцами, маскирующимися под социальщиков.
# Одни социальщики, остальные — в следовых количествах. Количество социальщиков ограничивается только играющей аудиторией и убийцами, маскирующимися под социальщиков.
# Все четыре в равновесии. Удержав исследователей, можно сдержать убийц, и все четыре группы будут в относительном процветании.
# Все четыре в равновесии. Удержав исследователей, можно сдержать убийц, и все четыре группы будут в относительном процветании.
# Пустой сервер. Никого там нет. Убийцы всех распугали и ушли в другие игры. Ну или опустел по другой причине.
# Пустой сервер. Никого там нет. Убийцы всех распугали и ушли в другие игры. Ну или опустел по другой причине.
# (придумана не Бартлом, не является устойчивым равновесием, поскольку публика уходит, но есть в некоторых классификациях). Доминируют исследователи. Исследователи инертны и последними уходят из игры, которая давно едва поддерживается.
# (придумана не Бартлом, не является устойчивым равновесием, поскольку публика уходит, но есть в некоторых классификациях). Доминируют исследователи. Исследователи инертны и последними уходят из игры, которая давно едва поддерживается.


Бартл упоминает два французских MUD’а. Один MUD свернулся, и все перешли на второй… и вдруг второй тоже опустел! Оказалось, на одном были убийцы и карьеристы, на другом — все четыре типа. Убийцы заели всех остальных, а затем сами ушли.
Бартл упоминает два французских MUD’а. Один MUD свернулся, и все перешли на второй… и вдруг второй тоже опустел! Оказалось, на одном были убийцы и карьеристы, на другом — все четыре типа. Убийцы заели всех остальных, а затем сами ушли.


== Что будет, если излишне угодить той или иной группе? ==
== Что будет, если излишне угодить той или иной группе? ==
Строка 78: Строка 78:


* Карьеристы <small>(мир + действие):</small>
* Карьеристы <small>(мир + действие):</small>
** Осознанный — '''планировщик''' — продумывает каждое своё действие.
** Осознанный — '''планировщик''' — продумывает каждое своё действие.
** Неосознанный — '''оппортунист''' действует по ситуации. «Вот что выбросили в продажу, давайте-ка я куплю это, пока не купил другой».
** Неосознанный — '''оппортунист''' — действует по ситуации. «Вот что выбросили в продажу, давайте-ка я куплю это, пока не купил другой».
* Исследователи <small>(мир + взаимодействие):</small>
* Исследователи <small>(мир + взаимодействие):</small>
** Осознанный — '''учёный'''. Думает о том, как исследовать механику игры, пишет об этом в блоги.
** Осознанный — '''учёный'''. Думает о том, как исследовать механику игры, пишет об этом в блоги.
** Неосознанный — '''хакер'''. Хакеры любят искать в игре ошибки и эксплойты.
** Неосознанный — '''хакер'''. Хакеры любят искать в игре ошибки и эксплойты.
* Социальщики <small>(другие + взаимодействие):</small>
* Социальщики <small>(другие + взаимодействие):</small>
** Осознанный — '''общественник''', пользующийся своими связями для получения игрового преимущества. Например, идёт в рейд и набирает там кучу полезных вещей.
** Осознанный — '''общественник''', пользующийся своими связями для получения игрового преимущества. Например, идёт в рейд и набирает там кучу полезных вещей.
** Неосознанный — '''друг'''. Для него игра — лишь фон для общения.
** Неосознанный — '''друг'''. Для него игра — лишь фон для общения.
* Убийцы <small>(другие + действие):</small>
* Убийцы <small>(другие + действие):</small>
** Осознанный — '''политик'''. Своим влиянием, мощью и интригами достигает больших высот.
** Осознанный — '''политик'''. Своим влиянием, мощью и интригами достигает больших высот.
** Неосознанный — '''[[вредительство|вредитель]]''', убивающий просто так.
** Неосознанный — '''[[вредительство|вредитель]]''', убивающий просто так.


== Примечания ==
== Примечания ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: