Редактирование: Коллективная ответственность
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
==== Русскоязычная ==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Лидия Чарская, «Люда | * Лидия Чарская, «Люда Влассовская» — девочки натыкали ненавистному учителю булавок в стул ([[неадекватное возмездие]] как есть — Терпимов, конечно, вначале проявил себя как тот ещё [[козёл]], но в итоге чуть не лишился руки из-за воспаления). Директриса угрожает, что, если виновницу не выдадут, наказан будет весь класс, причём весьма унизительно — всем предстоит стоять в столовой на всеобщем обозрении и выпуститься из института с плохими оценками по поведению (что сильно портит будущую карьеру гувернанток и учительниц). Не желая, чтобы страдали все, Нора выдаёт Запольскую. Впрочем, кончилось всё в итоге хорошо. | ||
* Лев Копелев, «Хранить | * Лев Копелев, «Хранить вечно» — некоторые советские военнослужащие в Германии считают, что все немцы несут ответственность за преступления нацизма, значит, любое насилие по отношению к ним заведомо оправдано. | ||
* Юрий Никитин, | * Юрий Никитин, «Ярость» — один из персонажей оправдывает террористические акты с гибелью гражданских лиц следующим рассуждением: | ||
{{Q|noanon=1|— Что делать. Воюют не только армии или подготовленные десантники. Воюют учёные, изобретая новые виды оружия, воюют финансисты, воюют газетчики и писатели, даже музыканты, что создают новые марши, воюют, воюют, воюют… В том числе и так называемые мирные граждане воюют своим рублём… то бишь, долларом.}} | |||
** Там же — рассуждения главного героя о том, что если при диктатуре народ не может отвечать за преступления своих правителей, то при демократии прямо наоборот: народ виноват в том, что выбрал себе плохих лидеров, и должен за них отвечать (в том же контексте). | |||
* Сергей Лукьяненко, «[[Геном]] | *** Строго говоря, диктаторы тоже появляются не с луны, а приходят к власти с пассивного (или не особенно) согласия народа. Другое дело, что нет лучшего способа сплотить народ вокруг своего диктатора, чем практиковать коллективную ответственность: человек, может, и не согласен с диктатором, но [[какой ни есть, а он за нас]] — другая сторона-то обещает не свободу, а расправу за чужие поступки! | ||
* [[Волкодав]] | * Сергей Лукьяненко, «[[Геном]]» — зигзаг в законодательстве цзыгу: преступник должен быть наказан либо персонально (но для этого необходимо его найти и доказать его вину), либо «в составе всей генетической линии» (в случае с преступником-человеком это означает уничтожение всего человечества). Промежуточные варианты (например, казнить весь экипаж корабля, если заведомо известно, что убийца — один из них, но не известно, кто именно) цзыгу не устроят. | ||
* [[Волкодав]] — в Тин-Вилене был такой обычай: если Посланник Справедливости ловил разыскиваемого преступника в какой-нибудь деревне, то с деревни взимали штраф за то, что те сами не смогли выявить татя. Двое мошенников попытались этим воспользоваться: один нарядился беглым каторжником, другой — посланником с поддельной сыскной грамотой. Вот только старейшина тоже оказался не лыком шит и сказал посланнику, что штраф заплатит позже — вместе с налогами, а пока даст ему нескольких крепких парней, которые помогут ему довести пойманного татя до соответствующего ведомства. | |||
* «[[Диктаторы (цикл книг)|Восход чёрного солнца]]» Драко | * «[[Диктаторы (цикл книг)|Восход чёрного солнца]]» Драко Локхарда — на эльфийском заводе за провинность одного наказывают бригаду — кроме виновника. А ещё стража никогда не заходит в бараки ночами. Так заключённые сами поддерживают дисциплину и следят друг за другом больше всякой охраны. | ||
* Ю.Яковлева | * Ю.Яковлева "Ленинградские сказки" — оказывается, Великая Отечественная война и блокада Ленинграда есть некое наказание свыше за политику репрессий, затронувшую в т.ч. детей "врагов народа". | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
Строка 67: | Строка 67: | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer 40000]] — децимации, проводимые Чёрными Храмовниками. А ещё можно вспомнить как орден Железных Рук однажды население взбунтовавшейся планеты вырезал под корень, а население соседних сократил на треть — просто в назидание для остальных. Что интересно, оба приведённых в примере орденов Космодесанта — фанатичные лоялисты и верные сыны Империума, клейма негде ставить. | |||
* [[Warhammer 40000]] | |||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
Строка 92: | Строка 91: | ||
** У адекватных командиров коллективная ответственность рядового состава за нарушение применяется, если коллектив отказывается выдать нарушителя, чтобы тот был наказан индивидуально. Тут еще и пополам с [[Проверка на вшивость|проверкой на вшивость]]: лютого беспредельщика свои выдадут (подставил пацанов своей самоуверенностью), а обычного хулигана станут защищать, пусть и ценой наказания для всех. | ** У адекватных командиров коллективная ответственность рядового состава за нарушение применяется, если коллектив отказывается выдать нарушителя, чтобы тот был наказан индивидуально. Тут еще и пополам с [[Проверка на вшивость|проверкой на вшивость]]: лютого беспредельщика свои выдадут (подставил пацанов своей самоуверенностью), а обычного хулигана станут защищать, пусть и ценой наказания для всех. | ||
* Массовые теракты. В современных условиях логика их действий состоит в том, что «Люди испугаются, что завтра и их могут убить, и окажут давление на правительство, чтобы то выполнило требования террористов». Впрочем, иногда срабатывает [[Дилемма тирана|ровно наоборот]] — [[Всё пошло слишком так|народ начинает поддерживать государство в борьбе против террористов]]. А потом всякие конспирологи рассказывают, что [[Теория заговора|именно государство стоит за этими терактами, чтобы под видом угрозы сплотить народ]]. | * Массовые теракты. В современных условиях логика их действий состоит в том, что «Люди испугаются, что завтра и их могут убить, и окажут давление на правительство, чтобы то выполнило требования террористов». Впрочем, иногда срабатывает [[Дилемма тирана|ровно наоборот]] — [[Всё пошло слишком так|народ начинает поддерживать государство в борьбе против террористов]]. А потом всякие конспирологи рассказывают, что [[Теория заговора|именно государство стоит за этими терактами, чтобы под видом угрозы сплотить народ]]. | ||
* По сути дела, именно этим являются всевозможные санкции против | * По сути дела, именно этим являются всевозможные санкции против государств — наказание населения государств за деятельность верхушки. Особенно забавно выглядит, когда заявляется, что «Это государство — недемократическое, в нём нет свободных выборов, правитель — тиран, угнетающий свой народ», но при этом наказывается в данном случае именно этот «угнетённый народ». Так и в случае с террористами, зачастую такая практика приводит к противоположному результату — народ только больше сплачивается вокруг руководства. | ||
* Практикуется некоторыми модераторами интернет-ресурсов для пресечения флейма. Наказанию подвергаются не только нарушители правил, а и обычные пользователи, которые опубликовали в комментариях ответы на очевидно провокационный текст, даже если ответы не нарушают правила. Игнорировать сетевых хулиганов не умеете? Заставим. | * Практикуется некоторыми модераторами интернет-ресурсов для пресечения флейма. Наказанию подвергаются не только нарушители правил, а и обычные пользователи, которые опубликовали в комментариях ответы на очевидно провокационный текст, даже если ответы не нарушают правила. Игнорировать сетевых хулиганов не умеете? Заставим. | ||
* Один из ужасов войны — потеряв друга от руки вражеского солдата, могут начать мстить всем, и хорошо если только солдатам. | * Один из ужасов войны — потеряв друга от руки вражеского солдата, могут начать мстить всем, и хорошо если только солдатам. | ||
Строка 98: | Строка 97: | ||
==== Частное ==== | ==== Частное ==== | ||
* [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты|Древнекитайскому]] политическому деятелю Шан Яну приписывается система коллективной ответственности за преступление соседа, входящего в ту же «пятерку» или «десятку». | * [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты|Древнекитайскому]] политическому деятелю Шан Яну приписывается система коллективной ответственности за преступление соседа, входящего в ту же «пятерку» или «десятку». | ||
** Его дело жило ещё очень долго и не только в | ** Его дело жило ещё очень долго и не только в Китае — в [[Развесистая сакура|Японии]] в эпоху Токугава каждый год по очереди соседи следили друг за другом и писали (или диктовали) доклады старосте и в управы. Все штрафы и недоимки за косяки одного при неуплате или бегстве переходили на соседей. | ||
* [[императоры и гладиаторы|Древнеримская]] '''децимация''' | * [[императоры и гладиаторы|Древнеримская]] '''децимация''' — казнь каждого десятого (от «decimus» — десятая часть) в провинившемся отряде или в целом легионе. Важный момент: казнить вытянувшего жребий должны были остальные девять человек из десятка, в случае отказа убивали десяток целиком. Также в ходу были вицезимация (казнь каждого двадцатого) и центимизация (каждого сотого). | ||
* * «Кровь Его на нас и на детях | * * «Кровь Его на нас и на детях наших» — ситуация, когда за преступление некоторых людей спрашивают у их потомков, у всего народа, а то и у всей расы. Наиболее известен пример с евреями, у которых спрашивали за распятие Христа. Крайняя несправедливость подобного в том, что кто бы там ни был виноват, все преступники уже давно мертвы. | ||
** Что интересно, ещё в | ** Что интересно, ещё в IV в. святитель Иоанн Златоуст толковал, что это безрассудное проклятие, которое наложили на потомков распинатели Христа, не было исполнено Богом и не влечёт автоматическое наследование вины. | ||
** Другой вариант: король разрешает поселиться в своем королевстве евреям, разрешает им ростовщичество, обкладывает ростовщиков налогами, а когда у попавших в кабалу представителей титульной нации заканчивается терпение, то они спрашивают почему-то не у короля, который несет прямую ответственность за попустительство «мироедам» и является бенефициаром «системы паразитизма», а у конкретных исполнителей, а король как бы ни в чем не виноват. В предельно-лицемерных случаях король сам провоцирует погром, выгоняет всех евреев из страны и на ксенофобском хайпе зарабатывает себе славу освободителя народа от гнета. | ** Другой вариант: король разрешает поселиться в своем королевстве евреям, разрешает им ростовщичество, обкладывает ростовщиков налогами, а когда у попавших в кабалу представителей титульной нации заканчивается терпение, то они спрашивают почему-то не у короля, который несет прямую ответственность за попустительство «мироедам» и является бенефициаром «системы паразитизма», а у конкретных исполнителей, а король как бы ни в чем не виноват. В предельно-лицемерных случаях король сам провоцирует погром, выгоняет всех евреев из страны и на ксенофобском хайпе зарабатывает себе славу освободителя народа от гнета. | ||
** Аналогично с польскими шинкарями: пан-то добрый, а вот шинкарь, еврей, спаивает <s>русский</s>польский народ, поит такой дрянью, что в рот взять невозможно, а если выпить полведра, наутро голова болит, да ещё и в долг не наливает. А шинкарь у пана на птичьих правах, ему просто нельзя больше ничем заниматься, даже землю купить нельзя, чтобы самому себя кормить, либо в шинок да в ростовщики, либо в батраки. | ** Аналогично с польскими шинкарями: пан-то добрый, а вот шинкарь, еврей, спаивает <s>русский</s>польский народ, поит такой дрянью, что в рот взять невозможно, а если выпить полведра, наутро голова болит, да ещё и в долг не наливает. А шинкарь у пана на птичьих правах, ему просто нельзя больше ничем заниматься, даже землю купить нельзя, чтобы самому себя кормить, либо в шинок да в ростовщики, либо в батраки. | ||
* Преследование иноверцев или [[еретик]]ов зачастую имеет одной из причин явное или молчаливое предположение о коллективной ответственности: «Сегодня я позволю соседу неправильно молиться, а завтра бог нашлёт чуму/саранчу/вражеское войско не только на соседа, но и на весь город!» | * Преследование иноверцев или [[еретик]]ов зачастую имеет одной из причин явное или молчаливое предположение о коллективной ответственности: «Сегодня я позволю соседу неправильно молиться, а завтра бог нашлёт чуму/саранчу/вражеское войско не только на соседа, но и на весь город!» | ||
** Во время Альбигойского крестового похода конфисковывали земли тех дворян-католиков, на чьих землях жили катары. | ** Во время Альбигойского крестового похода конфисковывали земли тех дворян-католиков, на чьих землях жили катары. | ||
* [[Степи и Чингисхан|Великая Яса Чингисхана]] | * [[Степи и Чингисхан|Великая Яса Чингисхана]] — за провинность одного из десятка казнили весь десяток. | ||
** Круговая порука в [[Российская империя|России]] до начала | ** Круговая порука в [[Российская империя|России]] до начала XX в. — ответственность сельской общины за подати и недоимки своих членов; позже выражение стало применяться в несколько ином смысле — как та же коллективная ответственность, но только по обязательствам. | ||
* Концепция | * Концепция [[w:Член семьи изменника Родины|«членов семьи изменника Родины»]]. | ||
* Вторая мировая война: | * Вторая мировая война: | ||
** | ** СССР — депортации многих народов (не всех поголовно, но подавляющего большинства). Больше всего известна депортация [[Издалека долго|поволжских немцев]] и [[Горы и горцы|чеченцев]], но были и другие: [[Ханы, виноградники и курорты|крымские татары]], [[Издалека долго|калмыки]], ещё несколько кавказских народов. Некоторый [[С прикрученным фитильком|фитилёк]] заключается в том, что они были избирательными — родственники тех представителей депортируемых народов, кто проходил службу в рядах Красной Армии, не пострадали. | ||
** | ** США — депортация японцев из «военной зоны № 1» (100 миль от побережья — вся [[Золотой штат|Калифорния]], часть территорий штатов [[Полигоны, мормоны и пустыни|Аризона]], [[Гранж и Твин Пикс|Орегон и Вашингтон]] и на тот момент ещё не штат [[Прииски, каланы и русские|Аляска]]), в том числе по весьма дальней степени родства — «1/16 крови», то есть даже не прадеды/прабабки, а глубже. | ||
** Депортации [[Доннерветтер унд сосиски|немцев]] из стран Восточной и Центральной Европы после войны. Под давлением депортированные даже были вынуждены принять декларацию про то, что к тем, кто их депортировал, не имеют никаких претензий. | ** Депортации [[Доннерветтер унд сосиски|немцев]] из стран Восточной и Центральной Европы после войны. Под давлением депортированные даже были вынуждены принять декларацию про то, что к тем, кто их депортировал, не имеют никаких претензий. | ||
*** В [[Пиво, кнедлики и Швейк|Чехословакии]] не только депортировали немцев, но и пытались проделать то же самое с [[Гуляш и чардаш|венграми]]. Не | *** В [[Пиво, кнедлики и Швейк|Чехословакии]] не только депортировали немцев, но и пытались проделать то же самое с [[Гуляш и чардаш|венграми]]. Не получилось — пришедшие к власти в 1948 г. коммунисты [[Спасти в последний момент|успели отменить уже запланированную депортацию]]. Впрочем, тут имеет место быть давние тёрки чехословаков с венграми, идущие ещё с XIX в. | ||
** Коллективная ответственность немцев за преступления режима Гитлера (75 лет назад, когда ''несколько'' больше половины немцев как минимум молча поддерживали нацистский режим, ещё можно было с натяжкой понять, | ** Коллективная ответственность немцев за преступления режима Гитлера (75 лет назад, когда ''несколько'' больше половины немцев как минимум молча поддерживали нацистский режим, ещё можно было с натяжкой понять, — но сейчас, когда большинства ныне живущих немцев и в проекте не было?). Известны попытки заставить и другие народы «платить и каяться» за реальные и выдуманные преступления. | ||
*** Что примечательно, во многих странах, бывших союзниками того самого режима, не просто вины не чувствуют, а вообще считают, что поступали правильно и восхваляют нацистов с союзниками как героев, считая, что те бились за правое дело. [[Лицемерие — это смешно|Нет, мировую общественность это не возмущает]]. | *** Что примечательно, во многих странах, бывших союзниками того самого режима, не просто вины не чувствуют, а вообще считают, что поступали правильно и восхваляют нацистов с союзниками как героев, считая, что те бились за правое дело. [[Лицемерие — это смешно|Нет, мировую общественность это не возмущает]]. | ||
*** Австрийцы тоже не считаются ответственными, хотя их вклад в преступления тоже существенный. А всё потому, что во вовремя войны [[Замки, вальсы и штрудели|Австрия]] не была независимым государством. | *** Австрийцы тоже не считаются ответственными, хотя их вклад в преступления тоже существенный. А всё потому, что во вовремя войны [[Замки, вальсы и штрудели|Австрия]] не была независимым государством. | ||
** Под аниме «Босоногий Гэн», «Могила светлячков» и прочими, посвящённым страданиям мирных японцев во время Второй мировой войны, всегда появляются личности, которые напоминают про деятельность «Отряда 731» и Нанкинскую резню, и именно этим (а не вопросами военной необходимости) оправдывают бомбардировки Японии. | ** Под аниме «Босоногий Гэн», «Могила светлячков» и прочими, посвящённым страданиям мирных японцев во время Второй мировой войны, всегда появляются личности, которые напоминают про деятельность «Отряда 731» и Нанкинскую резню, и именно этим (а не вопросами военной необходимости) оправдывают бомбардировки Японии. | ||
* В [[Хумус, киббуцы и хайтек|Израиле]] практикуется [https://lechaim.ru/events/izrail-nikak-ne-mozhet-otkazatsya-ot-somnitelnoj-politiki-snosa-domov-terroristov/ снос домов] террористов-арабов. Типа чтобы и родственникам гнусного террориста неповадно было. | * В [[Хумус, киббуцы и хайтек|Израиле]] практикуется [https://lechaim.ru/events/izrail-nikak-ne-mozhet-otkazatsya-ot-somnitelnoj-politiki-snosa-domov-terroristov/ снос домов] террористов-арабов. Типа чтобы и родственникам гнусного террориста неповадно было. | ||
** Есть мнение, что таким образом Иерусалим пытается забороть ситуацию, когда бедный палестинец совершает теракт для того, чтобы [[Пустыни, шейхи и мечети|Палестинская автономия]] заплатила компенсацию (щедрую по местным меркам) его семье, пока он сидит в израильской тюрьме. А тут в случае сноса дома выходит, что компенсация не оправдает расходов, понесённых при утрате жилища (то есть попытка сделать самоподрыв экономически невыгодным). | ** Есть мнение, что таким образом Иерусалим пытается забороть ситуацию, когда бедный палестинец совершает теракт для того, чтобы [[Пустыни, шейхи и мечети|Палестинская автономия]] заплатила компенсацию (щедрую по местным меркам) его семье, пока он сидит в израильской тюрьме. А тут в случае сноса дома выходит, что компенсация не оправдает расходов, понесённых при утрате жилища (то есть попытка сделать самоподрыв экономически невыгодным). | ||
Строка 124: | Строка 122: | ||
* Фильм «Невинность мусульман» возмутил [[Справочник автора/Ислам|исламскую]] общественность до того, что в год его выхода на Ближнем Востоке громили американские посольства и убивали не только дипломатов, но даже и туристов. {{spoiler|Что и требовалось доказать.}} | * Фильм «Невинность мусульман» возмутил [[Справочник автора/Ислам|исламскую]] общественность до того, что в год его выхода на Ближнем Востоке громили американские посольства и убивали не только дипломатов, но даже и туристов. {{spoiler|Что и требовалось доказать.}} | ||
** Как известно, трагедия повторяется в виде фарса. После выхода фильма А. Учителя «[[Хруст французской булки|Матильда]]», где Николаю II приписали добрачную связь с женщиной, некто [[Пастырь вредный|Всеволод Чаплин]] [[Попаболь|разразился]] [[Такой серьёзный, что уже смешно|уморительным]] [[yt:YmP4FJgkxKA|видео]], где призывал проклятие на всю страну. [[Смердяков|На свою, да.]] | ** Как известно, трагедия повторяется в виде фарса. После выхода фильма А. Учителя «[[Хруст французской булки|Матильда]]», где Николаю II приписали добрачную связь с женщиной, некто [[Пастырь вредный|Всеволод Чаплин]] [[Попаболь|разразился]] [[Такой серьёзный, что уже смешно|уморительным]] [[yt:YmP4FJgkxKA|видео]], где призывал проклятие на всю страну. [[Смердяков|На свою, да.]] | ||
* «Царебожники», около[[Справочник автора/Православие|православное]] движение, официально не одобряемое иерархией РПЦ. Учат, что на всём народе лежит вина за «соборный грех» клятвопреступления против Николая II, так что все уже по факту принадлежности к русскому народу должны каяться в измене царю. Это как-то сочетается с тем, что Николай II якобы этот же самый соборный грех искупил своей кровью. [[Педаль в пол]] | * «Царебожники», около[[Справочник автора/Православие|православное]] движение, официально не одобряемое иерархией РПЦ. Учат, что на всём народе лежит вина за «соборный грех» клятвопреступления против Николая II, так что все уже по факту принадлежности к русскому народу должны каяться в измене царю. Это как-то сочетается с тем, что Николай II якобы этот же самый соборный грех искупил своей кровью. [[Педаль в пол]] — часть царебожцев считает, что вторжение нацистов было «божьей карой» за отказ русских от монархии. | ||
* Концепция «белой вины». Современный белый человек виновен в рабстве негров не более, чем современный еврей в страданиях Христа. [[Педаль в пол]], если он, скажем, из [[кельты в килтах|ирландцев]], отношение к которым в те годы было немногим лучше, чем к неграм. | * Концепция «белой вины». Современный белый человек виновен в рабстве негров не более, чем современный еврей в страданиях Христа. [[Педаль в пол]], если он, скажем, из [[кельты в килтах|ирландцев]], отношение к которым в те годы было немногим лучше, чем к неграм. | ||
* Современная Россия: за преступления с украденным/потерянным(а то и вовсе не гражданским) оружием отвечают все владельцы огнестрела легального путём назначения всё более и более идиотских запретов, пошлин и ограничений. С прикрученным фитильком: нет прямой коллективной ответственности всех владельцев за конкретные преступления. Но это пока нет. | * Современная Россия: за преступления с украденным/потерянным(а то и вовсе не гражданским) оружием отвечают все владельцы огнестрела легального путём назначения всё более и более идиотских запретов, пошлин и ограничений. С прикрученным фитильком: нет прямой коллективной ответственности всех владельцев за конкретные преступления. Но это пока нет. | ||
== Примечания == | == Примечания == |