Редактирование: Коллективная ответственность
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Лидия Чарская, «Люда Влассовская» — девочки натыкали ненавистному учителю булавок в стул ([[неадекватное возмездие]] как есть — Терпимов, конечно, вначале проявил себя как тот ещё [[козёл]], но в итоге чуть не лишился руки из-за воспаления). Директриса угрожает, что, если виновницу не выдадут, наказан будет весь класс, причём весьма унизительно — всем предстоит стоять в столовой на всеобщем обозрении и выпуститься из института с плохими оценками по поведению (что сильно портит будущую карьеру гувернанток и учительниц). Не желая, чтобы страдали все, Нора выдаёт Запольскую. Впрочем, кончилось всё в итоге хорошо. | * Лидия Чарская, «Люда Влассовская» — девочки натыкали ненавистному учителю булавок в стул ([[неадекватное возмездие]] как есть — Терпимов, конечно, вначале проявил себя как тот ещё [[козёл]], но в итоге чуть не лишился руки из-за воспаления). Директриса угрожает, что, если виновницу не выдадут, наказан будет весь класс, причём весьма унизительно — всем предстоит стоять в столовой на всеобщем обозрении и выпуститься из института с плохими оценками по поведению (что сильно портит будущую карьеру гувернанток и учительниц). Не желая, чтобы страдали все, Нора выдаёт Запольскую. Впрочем, кончилось всё в итоге хорошо. | ||
* Лев Копелев, «Хранить вечно» — некоторые советские военнослужащие в Германии считают, что все немцы несут ответственность за преступления нацизма, значит, любое насилие по отношению к ним заведомо оправдано. | * Лев Копелев, «Хранить вечно» — некоторые советские военнослужащие в Германии считают, что все немцы несут ответственность за преступления нацизма, значит, любое насилие по отношению к ним заведомо оправдано. | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
* Ю. Яковлева, «Ленинградские сказки» — оказывается, Великая Отечественная война и блокада Ленинграда есть некое наказание свыше за политику репрессий, затронувшую в том числе детей «врагов народа». | * Ю. Яковлева, «Ленинградские сказки» — оказывается, Великая Отечественная война и блокада Ленинграда есть некое наказание свыше за политику репрессий, затронувшую в том числе детей «врагов народа». | ||
==== | ==== На других языках ==== | ||
* [[Жюль Верн]], «[[Двадцать тысяч льё под водой]]» / «[[Таинственный остров]]» — англичане, не сумев пленить мятежного принца Даккара, убили его жену и детей. Тот ответил [[Беспощадная справедливость|ещё большей жестокостью]]: став капитаном Немо, он впадал в бешенство при виде любого военного корабля с английским флагом и пускал его на дно. | * [[Жюль Верн]], «[[Двадцать тысяч льё под водой]]» / «[[Таинственный остров]]» — англичане, не сумев пленить мятежного принца Даккара, убили его жену и детей. Тот ответил [[Беспощадная справедливость|ещё большей жестокостью]]: став капитаном Немо, он впадал в бешенство при виде любого военного корабля с английским флагом и пускал его на дно. | ||
* Генри Хаггард, «Прекрасная Маргарет» — король и королева Испании считают всех евреев виноватыми перед христианами. | * Генри Хаггард, «Прекрасная Маргарет» — король и королева Испании считают всех евреев виноватыми перед христианами. | ||
Строка 100: | Строка 100: | ||
** Его дело жило ещё очень долго и не только в Китае — в [[Развесистая сакура|Японии]] в эпоху Токугава каждый год по очереди соседи следили друг за другом и писали (или диктовали) доклады старосте и в управы. Все штрафы и недоимки за косяки одного при неуплате или бегстве переходили на соседей. | ** Его дело жило ещё очень долго и не только в Китае — в [[Развесистая сакура|Японии]] в эпоху Токугава каждый год по очереди соседи следили друг за другом и писали (или диктовали) доклады старосте и в управы. Все штрафы и недоимки за косяки одного при неуплате или бегстве переходили на соседей. | ||
* [[императоры и гладиаторы|Древнеримская]] '''децимация''' — казнь каждого десятого (от «decimus» — десятая часть) в провинившемся отряде или в целом легионе. Важный момент: казнить вытянувшего жребий должны были остальные девять человек из десятка, в случае отказа убивали десяток целиком. Также в ходу были вицезимация (казнь каждого двадцатого) и центимизация (каждого сотого). | * [[императоры и гладиаторы|Древнеримская]] '''децимация''' — казнь каждого десятого (от «decimus» — десятая часть) в провинившемся отряде или в целом легионе. Важный момент: казнить вытянувшего жребий должны были остальные девять человек из десятка, в случае отказа убивали десяток целиком. Также в ходу были вицезимация (казнь каждого двадцатого) и центимизация (каждого сотого). | ||
* «Кровь Его на нас и на детях наших» — ситуация, когда за преступление некоторых людей спрашивают у их потомков, у всего народа, а то и у всей расы. Наиболее известен пример с евреями, у которых спрашивали за распятие Христа. Крайняя несправедливость подобного в том, что кто бы там ни был виноват, все преступники уже давно мертвы. | * * «Кровь Его на нас и на детях наших» — ситуация, когда за преступление некоторых людей спрашивают у их потомков, у всего народа, а то и у всей расы. Наиболее известен пример с евреями, у которых спрашивали за распятие Христа. Крайняя несправедливость подобного в том, что кто бы там ни был виноват, все преступники уже давно мертвы. | ||
** Что интересно, ещё в IV в. святитель Иоанн Златоуст толковал, что это безрассудное проклятие, которое наложили на потомков распинатели Христа, не было исполнено Богом и не влечёт автоматическое наследование вины. | ** Что интересно, ещё в IV в. святитель Иоанн Златоуст толковал, что это безрассудное проклятие, которое наложили на потомков распинатели Христа, не было исполнено Богом и не влечёт автоматическое наследование вины. | ||
** Другой вариант: король разрешает поселиться в своем королевстве евреям, разрешает им ростовщичество, обкладывает ростовщиков налогами, а когда у попавших в кабалу представителей титульной нации заканчивается терпение, то они спрашивают почему-то не у короля, который несет прямую ответственность за попустительство «мироедам» и является бенефициаром «системы паразитизма», а у конкретных исполнителей, а король как бы ни в чем не виноват. В предельно-лицемерных случаях король сам провоцирует погром, выгоняет всех евреев из страны и на ксенофобском хайпе зарабатывает себе славу освободителя народа от гнета. | ** Другой вариант: король разрешает поселиться в своем королевстве евреям, разрешает им ростовщичество, обкладывает ростовщиков налогами, а когда у попавших в кабалу представителей титульной нации заканчивается терпение, то они спрашивают почему-то не у короля, который несет прямую ответственность за попустительство «мироедам» и является бенефициаром «системы паразитизма», а у конкретных исполнителей, а король как бы ни в чем не виноват. В предельно-лицемерных случаях король сам провоцирует погром, выгоняет всех евреев из страны и на ксенофобском хайпе зарабатывает себе славу освободителя народа от гнета. |