Редактирование: Комплекс вины выжившего
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Э.-М. Ремарк, «На Западном фронте без перемен» — герои вытесняют чувство вины напускным фатализмом. | |||
* [[Гарри Поттер]] страдает от разновидности комплекса вины выжившего бо́льшую часть серии. Родители погибли, а он выжил, Седрик погиб, а он выжил, Сириус Блэк погиб, а он выжил, Фред Уизли погиб, а он выжил, Добби погиб, а он выжил, и т. д. К последней книге начинает приедаться. | |||
** В то же время, когда надо, Гарри таки умеет купировать это состояние — например, перед финальной битвой, когда Волдеморт пытается уколоть его упоминанием о погибших за него людях, он спокойно отвечает: «Теперь остались только я и ты». | |||
*** Кстати, немаловажный момент. Помимо всего прочего, Поттер во время финальной схватки говорит Реддлу примерно следующее: да, ты убил многих дорогих мне людей, и именно поэтому я решил сдаться тебе добровольно, лишь бы ты больше никого не убил. Слово Божие подтвердило, что тем самым Гарри интуитивно повторил тот самый обряд жертвенной любви, который когда-то провела его мать — но уже в отношении всех защитников Хогвартса. Именно поэтому Пожиратели и их союзники, превосходившие защитников Хогвартса числом и силами, после того, как Гарри «ожил», в массе своей быстро обратились в бегство — они вдруг увидели, что больше не могут причинить Гарри и его друзьям никакого вреда; те же, кто продолжили сражаться за Темного Лорда — погибли все. | |||
** В шестой книге после гибели Сириуса в том же состоянии находится Тонкс. Гермиона, явно читавшая не только магические книги, рассказывает о понятии «вины выжившего». | |||
* [[Хонор Харрингтон]] в цикле Д. Вебера. Самокопание происходит после каждой битвы, где есть значительные жертвы среди экипажа. «…Харрингтон снова до боли закусила губу. Сто семь человек — больше трети находившихся на борту — погибли. Еще пятьдесят восемь получили тяжёлые ранения, хотя через несколько месяцев флотские медики, вероятно, вернут их в строй. Цена крови и боли ужасна. Потери составили пятьдесят девять процентов всего её экипажа, включая Доминику Сантос и двух из трёх её старших инженеров…» («В дозоре у Мантикоры») Такой же синдром испытывают и многие подчинённые Харрингтон. | |||
* «Хьюстон, 2030: Дело о пропавшем теле» М. Мак-Кая — злой вариант. Вернувшаяся с войны Кэйт вытесняет комплекс вины гордыней — мол, она лучше других: «…повторю с гордостью: я закончила среднюю школу! Была единственной афро в выпускном классе из пятидесяти белых оболтусов. Чернокожие девочки в Мичигане редко теперь дотягивают и до четвёртого класса, да и белых девчонок в старших классах можно по пальцам одной руки сосчитать. Ах да, приколитесь: в школе я умудрилась не забеременеть, как все мои одноклассницы, и не подсесть на иглу, как тупо сделал мой старший братец, со всеми вытекающими». | |||
* Олег Дивов, «Выбраковка». Уничтожать уродов надо так, чтобы у жертв и/или осведомителей вдруг не возникло КВВ. Не дай Бог хороший человек потом всю жизнь будет каяться, что по его наводке кого-то забраковали. | |||
* [[ПЛиО]]: Барристан Селми, [[рыцарь в сияющих доспехах|истинно-благородный рыцарь]], скорбит по поводу того что (почти) все, кого он поклялся лично защищать, давно уже мертвы, а он жив до сих пор. | |||
** Джон Коннингтон винит себя за то, что проиграл Колокольную Битву<ref>Собственно исчерпывающе его мнение по этому поводу даётся в его же главе: «…Другие могли бы утверждать, что королевство было потеряно, когда принц Рейгар пал от боевого молота Роберта на Трезубце, но эта битва никогда не состоялась, если бы грифон убил оленя там, в Каменной септе. Колокола звонили по всем в тот день. По Эйрису и его королеве, по Элии Дорнийской и её маленькой дочери, по каждому настоящему мужчине и честной женщине в Семи Королевствах. И по его Серебряному Принцу.»</ref>. Из-за этого поражения он не смог быть рядом с Рейгаром на Трезубце (в битве которой бы не случилось, не потерпи Джон поражения) и не смог защитить его детей от расправы в Королевкой гавани (поскольку был изгнан Безумным королём). В результате его КВВ умело пользуется парочка интриганов, Варис и магистр Иллирио, подсовывая в воспитанники белобрысого мальчишку сомнительного происхождения. | |||
* Отличная иллюстрация для варианта, когда герой умом-то всё понимает, но не чувствовать не может, — стихотворение Твардовского: {{Q|pre=1|noanon=1| | * Отличная иллюстрация для варианта, когда герой умом-то всё понимает, но не чувствовать не может, — стихотворение Твардовского: {{Q|pre=1|noanon=1| | ||
Я знаю, никакой моей вины | Я знаю, никакой моей вины | ||
Строка 51: | Строка 60: | ||
Что я их мог, но не сумел сберечь, — | Что я их мог, но не сумел сберечь, — | ||
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…}} | Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…}} | ||
* В. Камша, [[Отблески Этерны]] | * [[Властелин Колец]]: Фарамир по отношению к погибшему Боромиру. Но не столько переживает это сам, сколько [[Что ж ты в танке не сгорел?|на него давит отец]], который прямо заявляет, что лучше б погиб младший сын. | ||
* Игорь Поль «Ангел-хранитель 320» | * Чеви Стивенс, «Похищенная». Главная героиня, после того, как освободилась из плена психопата, долго испытывает чувство вины за то, что не смогла спасти маленькую дочь (которую родила от этого самого похитителя). Хотя вины несчастной тут явно не было. Девочка умерла из-за того, что заразилась от отца каким-то вирусом, вдобавок ко всему «заботливый папочка» отказался предпринимать хоть какие-то меры для её лечения. А после того, как случилось непоправимое, ещё и заявил примерно следующее: «Это и к лучшему, на фиг нам такая слабая. Ничего, сделаем ещё одного, посильнее, начнём сегодня же». После этого неосмотрительно повернулся к женщине спиной и не заметил, как та схватила топор… | ||
* В. Камша, [[Отблески Этерны]]: Робер Эпине. В битве у Ренквахи, в заведомо проигранной войне погибли его братья и отец, а сам он, получив тяжелое ранение, все-таки выжил. Очень долго винит себя в этом, на что существенно влияет избыток совести. | |||
* Игорь Поль «Ангел-хранитель 320». Субверсия. ГГ оказавшийся единственным выжившим из целого батальона скорбит по факту только о своем друге и любовнице. Потеря остальных товарищей, вместе с которыми совсем недавно прошли ад учебки особого ангста не вызывают. | |||
** Небольшой обоснуй — главный товарищ ГГ, разумный комплекс огневой поддержки уцелел. А насчёт ангста, его отсутствие списывают на то, что он прошел через настоящий ад. А последний год его жизни фактические превратил его в совершенно другого человека. | ** Небольшой обоснуй — главный товарищ ГГ, разумный комплекс огневой поддержки уцелел. А насчёт ангста, его отсутствие списывают на то, что он прошел через настоящий ад. А последний год его жизни фактические превратил его в совершенно другого человека. | ||
* [[Волкодав]] — «Павших друзей помяни и живи. И не плачь ни о чем». | * [[Волкодав]] — «Павших друзей помяни и живи. И не плачь ни о чем». | ||
* «Я должен был закричать» Юрия Погуляя — собственно, вынесено в заглавие. Бонусом то, что крик ничему бы не помог: сделать герой всё равно ничего не мог. | * «Я должен был закричать» Юрия Погуляя — собственно, вынесено в заглавие. Бонусом то, что крик ничему бы не помог: сделать герой всё равно ничего не мог. | ||
==== [[Фанфик]]и ==== | ==== [[Фанфик]]и ==== | ||
Строка 80: | Строка 73: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Forrest Gump]]» — от «синдрома выжившего» страдает лейтенант Дэн Тэйлор (Гэри Синис). Его предки погибали на каждой из американских войн, начиная с Революции, а сам он выжил, хотя и остался без ног. Лейтенант обвиняет Форреста, что тот не дал ему «умереть как положено»; Форрест, сам того не сознавая, играет роль психотерапевта. В середине повествования Дэн решает помочь Форресту во вроде бы бесперспективном креветочном бизнесе, где герои, по невероятному стечению обстоятельств, становятся богачами. Дэн побеждает КВВ, получает протезы и обзаводится женой, а та [[Не было бы счастья…|рожает Тэйлора V]]. А ведь Дэн всерьёз полагал, что на нём воинственный род Тэйлоров закончится: молодой лейтенант попал на войну прямо из училища, так и не женившись. | * «[[Forrest Gump]]» — от «синдрома выжившего» страдает лейтенант Дэн Тэйлор (Гэри Синис). Его предки погибали на каждой из американских войн, начиная с Революции, а сам он выжил, хотя и остался без ног. Лейтенант обвиняет Форреста, что тот не дал ему «умереть как положено»; Форрест, сам того не сознавая, играет роль психотерапевта. В середине повествования Дэн решает помочь Форресту во вроде бы бесперспективном креветочном бизнесе, где герои, по невероятному стечению обстоятельств, становятся богачами. Дэн побеждает КВВ, получает протезы и обзаводится женой, а та [[Не было бы счастья…|рожает Тэйлора V]]. А ведь Дэн всерьёз полагал, что на нём воинственный род Тэйлоров закончится: молодой лейтенант попал на войну прямо из училища, так и не женившись. | ||
* «Ночь в музее 2» — генерал Джордж О’Кастер постоянно винит себя в том, что «обрёк на смерть | * «Ночь в музее 2» — генерал Джордж О’Кастер постоянно винит себя в том, что «обрёк на смерть двести восемь американцев в битве при Литтл-Бигхорн», и из-за этого отказывается командовать. Главному герою срочно приходится убеждать его, что для победы над армией сторонников [[фараоны и пирамиды|Камунра]] нужен лидер. | ||
** Тут, скорее, субверсия тропа. О’Кастер и сам погиб в той битве, так что «вина выжившего» к нему неприменима по определению. Генерал комплексует, что из всех погибших героев «Смитсониан» решил увековечить лишь незадачливого командира. | ** Тут, скорее, субверсия тропа. О’Кастер и сам погиб в той битве, так что «вина выжившего» к нему неприменима по определению. Генерал комплексует, что из всех погибших героев «Смитсониан» решил увековечить лишь незадачливого командира. | ||
*** Настоящий генерал Кастер командовал совершенно бездарно, предпочитая устраивать банзай-атаки на врага, и поражение при Литл-Бигхорне — прямое следование такого хренового руководства. | *** Настоящий генерал Кастер командовал совершенно бездарно, предпочитая устраивать банзай-атаки на врага, и поражение при Литл-Бигхорне — прямое следование такого хренового руководства. | ||
* «Пункт назначения» — [[субверсия]]. Первую в серии фильмов смерть «от Смерти» списали именно на сабж, однако в действительности на протяжении всего цикла почти никто этим не страдал. | * «Пункт назначения» — [[субверсия]]. Первую в серии фильмов смерть «от Смерти» списали именно на сабж, однако в действительности на протяжении всего цикла почти никто этим не страдал. | ||
** В первом фильме этим явно страдала учительница (в том числе из-за того, что убедила коллегу сесть в | ** В первом фильме этим явно страдала учительница (в том числе из-за того, что убедила коллегу сесть в самолет вместо себя). | ||
* «[[Неуязвимый (фильм)|Неуязвимый]]» — тоже субверсия, но здесь главгерой вообще не заморачивался по поводу того, почему он единственный выжил при крушении поезда, к тому же не получив даже царапин. | * «[[Неуязвимый (фильм)|Неуязвимый]]» — тоже субверсия, но здесь главгерой вообще не заморачивался по поводу того, почему он единственный выжил при крушении поезда, к тому же не получив даже царапин. | ||
* «Дюнкерк» [[Кристофер Нолан|Кристофера Нолана]] — тяжёлый случай аверсии. Это как минимум странно, учитывая, что при эвакуации (и реальной исторической, и в фильме) погиб каждый пятый. В начале фильма протагонист остаётся в живых один из целого взвода, и никаких переживаний не видно. [[Ангст? Какой ангст?]] | * «Дюнкерк» (Dunkirk, 2017) [[Кристофер Нолан|Кристофера Нолана]] — тяжёлый случай аверсии. Это как минимум странно, учитывая, что при эвакуации (и реальной исторической, и в фильме) погиб каждый пятый. В начале фильма протагонист остаётся в живых один из целого взвода, и никаких переживаний не видно. [[Ангст? Какой ангст?]] | ||
* «Я, робот» — протагонист патологически ненавидит роботов, потому что когда-то робот спас из тонущей машины его, а не ребенка — у него было гораздо больше шансов выжить, а роботы — бездушные логичные сволочи, не уважающие благородные порывы к самопожертвованию. | * «Я, робот» — протагонист патологически ненавидит роботов, потому что когда-то робот спас из тонущей машины его, а не ребенка — у него было гораздо больше шансов выжить, а роботы — бездушные логичные сволочи, не уважающие благородные порывы к самопожертвованию. | ||
* Пенталогия «Рэмбо» — им страдает протагонист. | * Пенталогия «Рэмбо» — им страдает протагонист. | ||
* «Конференция» — выжившие в теракте на Дубровке вновь собираются в том самом зале и проговаривают свои истории. У организовавшей | * «Конференция» — выжившие в теракте на Дубровке вновь собираются в том самом зале и проговаривают свои истории. У организовавшей все это монашки Натальи комплекс еще серьезнее - она бежала из театра, оставив мужа и двоих детей (сын погиб, муж парализован, дочь люто ненавидит предавшую мать), ушла в монастырь, но решила через вечер памяти хоть как-то примириться с виной. {{spoiler|Не вышло, в финале она все так же сбежала от нуждающихся в помощи попавшего в больницу мужа и дочери.}} | ||
* «Круэлла» — | * «Круэлла» — Эстэлла страдает от того, что, как она считает, косвенно спровоцировала гибель своей матери Кэтрин (нарушив просьбу и выйдя из машины посмотреть званый вечер, спровоцировала далматинов сорваться с поводка - они сбежали и столкнули ее маму с обрыва в море). {{spoiler|Впрочем, в итоге вспоминает, что на самом деле псов натравила баронесса фон Хеллман - и оказывается права.}} | ||
* [[ | * [[Avengers:_Infinity_War|MCU]] - Танос. [[Педаль в пол|Педаль в половину вселенной]]. Именно гибель его планеты и толкнула его на истребление половины жизни во вселенной. А когда все было сделано он со спокойной душой погиб от руки Тора. | ||
** В продолжении этим страдают Тор и Тони Старк. | ** В продолжении этим страдают Тор и Тони Старк. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 100: | Строка 92: | ||
* [[Доктор Кто|Доктор]] — после {{Spoiler|Войны времени.}} | * [[Доктор Кто|Доктор]] — после {{Spoiler|Войны времени.}} | ||
* «Триггер» — хозяин небольшой фирмы по-хамски ведёт себя с подчинёнными и прямым текстом требует дать ему в морду. {{spoiler|Так он подсознательно пытается заглушить душевную боль: пять лет назад он, в рамках тимбилдинга, вывез сотрудников в горы, где на них сошла лавина. Из двенадцати человек выжило трое, включая него.}} | * «Триггер» — хозяин небольшой фирмы по-хамски ведёт себя с подчинёнными и прямым текстом требует дать ему в морду. {{spoiler|Так он подсознательно пытается заглушить душевную боль: пять лет назад он, в рамках тимбилдинга, вывез сотрудников в горы, где на них сошла лавина. Из двенадцати человек выжило трое, включая него.}} | ||
* [[Les Revenants|На зов скорби]] | * «[[Les Revenants|На зов скорби]]» — Лена прогуляла школьную экскурсию, во время которой погибла её [[Разделённые смертью близнецы|сестра-близнец]] Камилла, чтобы пригласить домой на пару палок чая парня, в которого та была влюблена. После смерти сестры начала бухать по-чёрному, прогуливать школу и срываться на том же типе, с которым всё ещё встречается. И от [[Выходец с того света|воскрешения]] Камиллы ей поначалу далеко не полегчало. | ||
* «Наследие» и «Первородные» — юная Хоуп Майклсон была готова пойти на всё, чтобы снова воссоединить свою семью, но смогла лишь создать проблемы, которые пришлось разгребать взрослым. Входе этого умерла её мать. А после и отец с дядей. Следущие три года она не может понять почему её папа пожертвовал собой ради неё, пока сама не идёт на такую же жертву ради близких. | * «Наследие» и «Первородные» — юная Хоуп Майклсон была готова пойти на всё, чтобы снова воссоединить свою семью, но смогла лишь создать проблемы, которые пришлось разгребать взрослым. Входе этого умерла её мать. А после и отец с дядей. Следущие три года она не может понять почему её папа пожертвовал собой ради неё, пока сама не идёт на такую же жертву ради близких. | ||
Строка 106: | Строка 98: | ||
* [[Naruto]] — Саске Учиха говорит перед финальной битвой Наруто: «Итачи совершил ошибку — позволил мне жить». | * [[Naruto]] — Саске Учиха говорит перед финальной битвой Наруто: «Итачи совершил ошибку — позволил мне жить». | ||
* [[Neon Genesis Evangelion]] — Мисато Кацураги страдает от КВВ после того, как в 15 лет она осталась единственной выжившей из антарктической экспедиции SEELE, полностью уничтоженной Вторым Ударом. На почве комплекса начала пить как не в себя и помешалась на мести Ангелам. | * [[Neon Genesis Evangelion]] — Мисато Кацураги страдает от КВВ после того, как в 15 лет она осталась единственной выжившей из антарктической экспедиции SEELE, полностью уничтоженной Вторым Ударом. На почве комплекса начала пить как не в себя и помешалась на мести Ангелам. | ||
* [[7 Seeds]] | * [[7 Seeds]]: | ||
** В очень тяжёлой форме у Такахиро Арамаки. После смерти собак перешёл в [[Мортидо|следующую стадию]]. | ** В очень тяжёлой форме у Такахиро Арамаки. После смерти собак перешёл в [[Мортидо|следующую стадию]]. | ||
** Корури. | |||
* Rescue Wings — через это проходит наставник ГГ, когда при катастрофе истребителя он выживает, а его товарищ — нет. | * Rescue Wings — через это проходит наставник ГГ, когда при катастрофе истребителя он выживает, а его товарищ — нет. | ||
* [[JoJo's Bizarre Adventure]] — у Польнареффа. Особенно после того, как на него посмотрели призрачные Абдул и Игги. | * [[JoJo's Bizarre Adventure]] — у Польнареффа. Особенно после того, как на него посмотрели призрачные Абдул и Игги. | ||
* [[Shingeki no Kyojin]] — присутствует у многих. Главный герой Эрен Йегер — после смерти матери клянется уничтожить всех титанов, кроме того на него постоянно давят, призывая оправдать жертвы тех | * [[Shingeki no Kyojin]] — присутствует у многих. Главный герой Эрен Йегер — после смерти матери клянется уничтожить всех титанов, кроме того на него постоянно давят, призывая оправдать все жертвы, тех кто погиб, спасая его. Жан Кирштейн — после битвы за Трост и потери лучшего друга Марко, отказывается от службы в безопасности внутри стен и идёт в разведчики, чтобы придать смертям Троста смысл. | ||
* | * Wonder Egg Priority — Рика Кавай, на публике изображая нахалку, наедине часто режет себе руки, не в силах принять вину за смерть единственной фанатки Киёми. Та тратила все карманные и даже воровала, чтобы потрафить любимому айдолу — а Рика, прознав об этом, прогнала и обозвала толстухой. В итоге фанатка умерла от нервной анорексии. | ||
* [[Звуки Небес]] | * «[[Звуки Небес]]» — Фелиция Хайдеман страдает на почве гибели экипажа своего танка-шагохода при Вит-Эн-Ане. | ||
* Chikotan, Kowareru — Осака поклялся Чико, что защитит ее от жуткого невезения | * Chikotan, Kowareru — Осака поклялся Чико, что защитит ее от жуткого невезения, спасал ее и от падения с крыши, и от падения с дерева в канал, а она умудрилась все равно упасть и на его глазах разбиться вдребезги со всеми подробностями. Осака в прострации лежит на земле и в бессознательном состоянии притаскивается подругой детства в школу. | ||
** Во | ** Во второй раз получается на грани черного юмора: перед тем, как объяснить ему свое чудесное возвращение, Рика предлагает ему выстрелить в нее из арбалета. В завязавшейся потасовке он случайно стреляет ей в горло, так и не дав рассказать. Осака успел лишь закрыть ей лицо и представить их возможную счастливую жизнь, как появляется уже третья Чико. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* | * Франшиза Mortal Kombat: Соня Блейд, потерявшая родителей, потом жениха, а потом напарника — тот самый случай. | ||
* [[Parasite Eve]] — главная героиня явно страдает этим: {{Spoiler|она выжила в автокатастрофе, где погибли ее мать и сестра | * [[Parasite Eve]] — главная героиня явно страдает этим: {{Spoiler|она выжила в автокатастрофе, где погибли ее мать и сестра, потом, из-за своих способностей, стала единственным выжившим во время пожара в опере и бойни в парке. Когда в финале пилоты жертвуют собой, чтобы она могла выжить и выйти на позицию для атаки, Айю как раз и настигает троп.}} | ||
* [[American McGee's Alice]] — именно «синдром выжившего» после пожара, в котором погибла её семья, загнал Алису в кому на | * [[American McGee's Alice]] — именно «синдром выжившего» после пожара, в котором погибла её семья, загнал Алису в кому на десять лет. В Стране чудес воплощением этого синдрома является [[Дракон (персонаж)|Бармаглот]]. | ||
* [[Resident Evil]] — в поздних играх комплекс выжившего проявляется у Криса Редфилда, чьи напарники и подчинённые часто погибают смертью храбрых (или глупых). | * [[Resident Evil]] — в поздних играх комплекс выжившего проявляется у Криса Редфилда, чьи напарники и подчинённые часто погибают смертью храбрых (или глупых). | ||
* «[[Silent Storm|Серп и Молот]]» — Моше прошёл лагерь смерти Освенцим, где его, как обладателя хорошей памяти, тайно переправляли из барака в барак, чтобы он запоминал имена направляемых в газовые камеры, и к моменту освобождения он помнил 8357 имён. Свой КВВ превратил в чистую ярость, которая помогала ему выслеживать и убивать ушедших от наказания военных преступников. | * «[[Silent Storm|Серп и Молот]]» — Моше прошёл лагерь смерти Освенцим, где его, как обладателя хорошей памяти, тайно переправляли из барака в барак, чтобы он запоминал имена направляемых в газовые камеры, и к моменту освобождения он помнил 8357 имён. Свой КВВ превратил в чистую ярость, которая помогала ему выслеживать и убивать ушедших от наказания военных преступников. | ||
* [[Mass Effect]] — Шепард с биографией «выживший» в некоторых репликах (с Эшли, с Тулсом, ещё где-то) может выдать именно такую реакцию. | * [[Mass Effect]] — Шепард с биографией «выживший» в некоторых репликах (с Эшли, с Тулсом, ещё где-то) может выдать именно такую реакцию. | ||
* [[Max Payne]] — у протагониста это хроническое. Во второй части Макс, неожиданно увидев на пороге живую Мону, говорит прямым текстом «оттого, что она была жива, в отличие от всех остальных, погибающих со мной рядом — вина выжившего отступила». | * [[Max Payne]] — у протагониста это хроническое. Во второй части Макс, неожиданно увидев на пороге живую Мону, говорит прямым текстом «оттого, что она была жива, в отличие от всех остальных, погибающих со мной рядом — вина выжившего отступила». | ||
* [[Spec Ops: The Line]] — | * [[Spec Ops: The Line]] — Если в конце Уолкер остаётся в живых, то вызывает по радио подмогу и на вопрос о количестве выживших отвечает: «Один лишний…». | ||
* The Legend of Heroes: [[Trails of Cold Steel]] — в первых частях Рин страдает от этого в термоядерной форме: его мучит уже то, что близкие терпят из-за него неудобства, чего он, по его мнению, не достоин (при этом парень не понимает простую вещь: им не важно, достоин он или нет, они его просто любят), а уж когда люди начинают жертвовать собой ради него… | * The Legend of Heroes: [[Trails of Cold Steel]] — в первых частях Рин страдает от этого в термоядерной форме: его мучит уже то, что близкие терпят из-за него неудобства, чего он, по его мнению, не достоин (при этом парень не понимает простую вещь: им не важно, достоин он или нет, они его просто любят), а уж когда люди начинают жертвовать собой ради него… | ||
* [[Star Wars Jedi: Fallen Order]] — Кэл винит себя в том, что допустил гибель | * [[Star Wars Jedi: Fallen Order]] — Кэл винит себя в том, что допустил гибель учителя — при том, что во время Истребления он был ребёнком, и сделал всё, что было тогда в его силах. | ||
* [[The Last | * [[The Last Of Us 2]] — Элли в полной мере страдает от синдрома выжившего, потому как она единственный человек, обладающий иммунитетом, невосприимчивым к вирусу кордицепса, и вакцина, выведенная с её помощью, могла стать ключом к спасению человечества. Но вопреки всему её спасает Джоэл, что провоцирует обострение синдрома: она осталась жива, несмотря на безумное количество чужих смертей ради того, чтобы Элли была доставлена в Больницу Святой Марии, и её спасение означало новые смерти. «''Я бы лучше умерла в больнице! И жизнь бы имела смысл''». {{Spoiler|Мучается от комплекса вины и мощного посттравматичного расстройства на протяжении всей игры, не в силах простить Джоэла за то, что скрывал от неё правду, а после — себя саму за то, что не смогла спасти тех, кто погиб.}} | ||
* | * [[The Dark Pictures Anthology: Little Hope]] — {{spoiler|таковым страдает Энтони Кларк, единственный выживший в пожаре, в котором погибли все члены его семьи у него же на глазах}} | ||
* [[Remember Me]] — [[С прикрученным фитильком|с прикрученным фитильком]]: как оказалось, героиня своими шалостями спровоцировала аварию, в которой ее мать, управлявшая машиной, была серьезно искалечена, что не смогла простить дочери, да и она сама не смогла себя простить и в итоге ушла в эрористки. | * [[Remember Me]] — [[С прикрученным фитильком|с прикрученным фитильком]]: как оказалось, героиня своими шалостями спровоцировала аварию, в которой ее мать, управлявшая машиной, была серьезно искалечена, что не смогла простить дочери, да и она сама не смогла себя простить и в итоге ушла в эрористки. | ||
Строка 154: | Строка 143: | ||
* Игорь Дрягилев, «90 суток» — Как рассказывал автор слов Владимир Чупин, о том, как он написал эти стихи, он сказал: «...я месяц как вернулся из своей последней командировки на Кавказ, уже написал рапорт о выходе на пенсию, а тут мой взвод в спешном порядке снова отправили в командировку. И сидел я ночью, переживал, что пацаны едут, а я здесь остаюсь… В такой обстановке и написал "90 суток".» | * Игорь Дрягилев, «90 суток» — Как рассказывал автор слов Владимир Чупин, о том, как он написал эти стихи, он сказал: «...я месяц как вернулся из своей последней командировки на Кавказ, уже написал рапорт о выходе на пенсию, а тут мой взвод в спешном порядке снова отправили в командировку. И сидел я ночью, переживал, что пацаны едут, а я здесь остаюсь… В такой обстановке и написал "90 суток".» | ||
{{Q|noanon=1|„Джип-чероки“ и квартира,<br /> А в реальности — могила<br /> Свежая у друга твоего.}} | {{Q|noanon=1|„Джип-чероки“ и квартира,<br /> А в реальности — могила<br /> Свежая у друга твоего.}} | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
Строка 172: | Строка 154: | ||
*** Зависит от организации личности. На депрессивных и маникальных типов, у которых в основе личности чувство вины, аргумент "им-то хуже, соберись, тряпка" работает неплохо... если только не приведет к выводу, что потенциальный суицидник даже с такими мелочами справиться не может, а потому жить не достоин. Так что ''иногда'' действительно имеет смысл использовать такой подход, но далеко не во всех случаях. | *** Зависит от организации личности. На депрессивных и маникальных типов, у которых в основе личности чувство вины, аргумент "им-то хуже, соберись, тряпка" работает неплохо... если только не приведет к выводу, что потенциальный суицидник даже с такими мелочами справиться не может, а потому жить не достоин. Так что ''иногда'' действительно имеет смысл использовать такой подход, но далеко не во всех случаях. | ||
** В терминальных случаях, вообще в отношении любой хандры по случаю проблем, по мнению осуждающего такой реакции недостойных. С проблемой самоубийств автор правки, к счастью, не сталкивалась, но очередное «если ты думаешь, что у тебя проблема, подумай о жертвах войн, инвалидах и голодающих детях в Африке» каждый раз исправно выбешивает. Впрочем, это, по большому счету, [[Мелкий жемчуг|совершенно другой троп]]. | ** В терминальных случаях, вообще в отношении любой хандры по случаю проблем, по мнению осуждающего такой реакции недостойных. С проблемой самоубийств автор правки, к счастью, не сталкивалась, но очередное «если ты думаешь, что у тебя проблема, подумай о жертвах войн, инвалидах и голодающих детях в Африке» каждый раз исправно выбешивает. Впрочем, это, по большому счету, [[Мелкий жемчуг|совершенно другой троп]]. | ||
== См. также == | == См. также == |