Редактирование: Контринтуитивная терминология
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 287: | Строка 287: | ||
*** Тем не менее православная церковь использует именно такие названия («православный» и «католический»). | *** Тем не менее православная церковь использует именно такие названия («православный» и «католический»). | ||
* А язычество не имеет никакого отношения к языку как к части тела. Просто словом «языки» назывались народы, исповедовавшие свои религии, в противовес раннехристианским общинам (унаследовавшим его из ветхозаветного иудаизма — вот то самое слово «гоим», народы). | * А язычество не имеет никакого отношения к языку как к части тела. Просто словом «языки» назывались народы, исповедовавшие свои религии, в противовес раннехристианским общинам (унаследовавшим его из ветхозаветного иудаизма — вот то самое слово «гоим», народы). | ||
** Ну как — «никакого»… в конце концов семантическая цепочка «орган речи — речь — наречие — народ со своим наречием — | ** Ну как — «никакого»… в конце концов семантическая цепочка «орган речи — речь — наречие — народ со своим наречием — народная религия» восходит именно к нему. Хотя в современной версии церковнославянского языка слово «языки» в разных значениях начинается с разных букв, это не имеет отношения к этимологии, просто позднее искусственное правило для различения значений на письме, как и «миръ — міръ». | ||
** Есть и такая версия: говорили «языки» и подразумевали множество разного, поэтому и язычниками называли людей, верящих во множество богов. Исходя из такого, буддист, например, язычником не является, а индуист очень даже. | ** Есть и такая версия: говорили «языки» и подразумевали множество разного, поэтому и язычниками называли людей, верящих во множество богов. Исходя из такого, буддист, например, язычником не является, а индуист очень даже. | ||
* Дьякон, дьячок, дьяк — вроде один и тот же человек? Вовсе нет, между ними ничего общего (кроме опять-таки этимологии, восходящей к греческому «служащий»). Дьякон — духовный сан, помощник священника (и, вероятно, будущий священник; литургию служить им таки позволяют именно перед принятием нового сана, примерно как практика). Дьячок — мирянин, церковный служка в православном храме. Дьяк не имеет отношения к церкви, это чиновник в ранге министра до петровских реформ. Есть ещё подьячий — чиновник любого ранга в аналогичном периоде. | * Дьякон, дьячок, дьяк — вроде один и тот же человек? Вовсе нет, между ними ничего общего (кроме опять-таки этимологии, восходящей к греческому «служащий»). Дьякон — духовный сан, помощник священника (и, вероятно, будущий священник; литургию служить им таки позволяют именно перед принятием нового сана, примерно как практика). Дьячок — мирянин, церковный служка в православном храме. Дьяк не имеет отношения к церкви, это чиновник в ранге министра до петровских реформ. Есть ещё подьячий — чиновник любого ранга в аналогичном периоде. | ||
** У Гоголя, однако, присутствует дьяк. Видимо, речь шла таки о дьяконе. | ** У Гоголя, однако, присутствует дьяк. Видимо, речь шла таки о дьяконе. | ||
* Покойный священнослужитель — это не обязательно усопший. Чаще — ''почисленный на покой'', то есть освобождённый (обычно по возрасту или состоянию здоровья) от выполнения обязанностей [[клирик]]а, но сохранивший сан и прилагающееся к нему право причащаться (а в случае смерти — быть отпетым) по соответствующему обряду, а не как мирянин. Примеры — покойный уже в общепринятом смысле епископ Василий (Родзянко), любивший сам себя так называть [[шутки ради]], и | * Покойный священнослужитель — это не обязательно усопший. Чаще — ''почисленный на покой'', то есть освобождённый (обычно по возрасту или состоянию здоровья) от выполнения обязанностей [[клирик]]а, но сохранивший сан и прилагающееся к нему право причащаться (а в случае смерти — быть отпетым) по соответствующему обряду, а не как мирянин. Примеры — покойный уже в общепринятом смысле епископ Василий (Родзянко), любивший сам себя так называть [[шутки ради]], и ныне здравствующий [[папа римский]] Бенедикт XVI. | ||
==== Лингвистика и риторика ==== | ==== Лингвистика и риторика ==== |