Редактирование: Круто, но непрактично/IT
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
''Это подстатья к статье «[[Круто, но непрактично]]». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.'' | ''Это подстатья к статье «[[Круто, но непрактично]]». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.'' | ||
== | == Конкретные компьютеры == | ||
* Троичная (и другие [[wikipedia:Many-valued_logic | многозначные логики]]). Все их теоретические преимущества на практике упираются в необходимость «промежуточного уровня», некоей «прокладки». Multi-level flash memory может быть и четверичной, и троичной (конвертировать «некратные» данные не вопрос, они всё равно постраничные). И там это круто и практично. А вот для самих вычислений просто не нашлось ''нативной'' элементной базы, для которой, допустим, +1.8В, 0 и −1.8В «жрали бы как два уровня, а хранили три». Скажем, тот же КМОП при переключении с +1.8 на −1.8 и обратно потребует перезарядить подзатворные ёмкости на 3.6В, т. е. частоту тактирования придётся закладывать как для трёхвольтного чипа, а не как для 1.8-вольтного, иначе не успеют перезарядиться. Получается, что проще было сделать более быстрый двоичный (это только самый простой «прокол», понятный без глубокого знания схемотехники). В общем, троичная логика ждёт оптических вычислителей, работающих на повороте плоскости поляризации, и подобных кардинальных перемен. | * Троичная (и другие [[wikipedia:Many-valued_logic | многозначные логики]]). Все их теоретические преимущества на практике упираются в необходимость «промежуточного уровня», некоей «прокладки». Multi-level flash memory может быть и четверичной, и троичной (конвертировать «некратные» данные не вопрос, они всё равно постраничные). И там это круто и практично. А вот для самих вычислений просто не нашлось ''нативной'' элементной базы, для которой, допустим, +1.8В, 0 и −1.8В «жрали бы как два уровня, а хранили три». Скажем, тот же КМОП при переключении с +1.8 на −1.8 и обратно потребует перезарядить подзатворные ёмкости на 3.6В, т. е. частоту тактирования придётся закладывать как для трёхвольтного чипа, а не как для 1.8-вольтного, иначе не успеют перезарядиться. Получается, что проще было сделать более быстрый двоичный (это только самый простой «прокол», понятный без глубокого знания схемотехники). В общем, троичная логика ждёт оптических вычислителей, работающих на повороте плоскости поляризации, и подобных кардинальных перемен. | ||
* Игровые ноутбуки. Пополам с [[Ошибка позиционирования|другим тропом]]. Для геймеров это большой и тяжелый ноут с очень малой автономкой и средним (относительно стационарного ПК, но очень крутым по меркам ноутов) железом, которое к тому же не всегда хорошо охлаждается. Без внешнего монитора играть на нем не очень удобно. Разгадка в том, что в девичестве это были специализированные ноутбуки для дизайнеров, проектировщиков и видеомонтажёров, нуждающихся с мобильном рабочем месте с поддержкой топовой графики (для того же AutoCAD мощная видеокарта это не бзик, а суровая необходимость). Здесь на эргономику и прочее можно забит большой и толстый, ибо основная задача — обеспечить работоспособность вне офиса. Правильнее называть это устройство «мобильной рабочей станцией». | * Игровые ноутбуки. Пополам с [[Ошибка позиционирования|другим тропом]]. Для геймеров это большой и тяжелый ноут с очень малой автономкой и средним (относительно стационарного ПК, но очень крутым по меркам ноутов) железом, которое к тому же не всегда хорошо охлаждается. Без внешнего монитора играть на нем не очень удобно. Разгадка в том, что в девичестве это были специализированные ноутбуки для дизайнеров, проектировщиков и видеомонтажёров, нуждающихся с мобильном рабочем месте с поддержкой топовой графики (для того же AutoCAD мощная видеокарта это не бзик, а суровая необходимость). Здесь на эргономику и прочее можно забит большой и толстый, ибо основная задача — обеспечить работоспособность вне офиса. Правильнее называть это устройство «мобильной рабочей станцией». | ||
Строка 10: | Строка 10: | ||
* Игрофоны (Nokia N-Gage, Sony PlayPhone) — мобильные телефоны с вмонтированными элементами управления наподобие геймпада. Казалось круто, что гипотетически можно сыграть в любимые игры и на телефоне, но на деле обратную совместимость не завезли, пилить отдельно игры материнские компании мало кого убедили, сам телефон получался дико громоздкий даже по меркам 2021-го с шестидюймовыми телефонами. | * Игрофоны (Nokia N-Gage, Sony PlayPhone) — мобильные телефоны с вмонтированными элементами управления наподобие геймпада. Казалось круто, что гипотетически можно сыграть в любимые игры и на телефоне, но на деле обратную совместимость не завезли, пилить отдельно игры материнские компании мало кого убедили, сам телефон получался дико громоздкий даже по меркам 2021-го с шестидюймовыми телефонами. | ||
* Различные «суперспектрумы» отечественных умельцев. Попытки улучшить ZX Spectrum 128 (и его отечественные клоны) путём добавления различных наворотов<ref>Мегабайт-другой ОЗУ, контроллер жёсткого диска, улучшенная графика, чёрт в ступе…</ref> неизбежно заканчивались тем, что софт для всего этого богатства никто не собирался писать, а возросшая цена гарантировала непривлекательность продукта у широких масс населения (тем более на фоне дешевеющих «PC-совместимых» и китайских клонов японских игровых приставок). | * Различные «суперспектрумы» отечественных умельцев. Попытки улучшить ZX Spectrum 128 (и его отечественные клоны) путём добавления различных наворотов<ref>Мегабайт-другой ОЗУ, контроллер жёсткого диска, улучшенная графика, чёрт в ступе…</ref> неизбежно заканчивались тем, что софт для всего этого богатства никто не собирался писать, а возросшая цена гарантировала непривлекательность продукта у широких масс населения (тем более на фоне дешевеющих «PC-совместимых» и китайских клонов японских игровых приставок). | ||
== Компоненты компьютера == | == Компоненты компьютера == | ||
Строка 19: | Строка 18: | ||
** В некоторых не оптимизированных под SLI играх FPS может и вовсе быть меньше, чем на одной. | ** В некоторых не оптимизированных под SLI играх FPS может и вовсе быть меньше, чем на одной. | ||
** Немаловажной деталью является то, что основным потребителем SLI являются графические рабочие станции. Другими словами, их чаще всего покупают не геймеры, а те, кто делает игры для них. | ** Немаловажной деталью является то, что основным потребителем SLI являются графические рабочие станции. Другими словами, их чаще всего покупают не геймеры, а те, кто делает игры для них. | ||
* На современных смартфонах всеми правдами и неправдами увеличивают площадь дисплея на устройстве, делая то безрамочные экраны, то экраны с «бровями», то экраны с запрятанной под них веб-камерой. Это, конечно, круто с концептуальной точки зрения, да и выглядит приятно. Но с практичной точки зрения, если так подумать, от тех нескольких выигранных миллиметров размера много кому ни холодно, ни жарко, «брови» в большинстве случаев используются лишь для уведомлений (ибо никому не упёрлось пилить приложения не прямоугольной формы), а | * На современных смартфонах всеми правдами и неправдами увеличивают площадь дисплея на устройстве, делая то безрамочные экраны, то экраны с «бровями», то экраны с запрятанной под них веб-камерой. Это, конечно, круто с концептуальной точки зрения, да и выглядит приятно. Но с практичной точки зрения, если так подумать, от тех нескольких выигранных миллиметров размера много кому ни холодно, ни жарко, «брови» в большинстве случаев используются лишь для уведомлений (ибо никому не упёрлось пилить приложения не прямоугольной формы), а запрятанная под дисплей фронтальная камера заметно уступает по качеству не запрятанной. | ||
* Экраны с функцией 3D за счет эффекта параллакса. Зародила моду Nintendo c приставкой 3DS, потом пару лет пытались встраивать и в телефоны, после чего благополучно бросили - эффект получался слабенький, иллюзия мгновенно терялась при малейшем смещении взгляда с центра экрана, да и игроделы не придумали, как им сей эффект обыграть (впрочем, в кино тоже мало что придумали). | * Экраны с функцией 3D за счет эффекта параллакса. Зародила моду Nintendo c приставкой 3DS, потом пару лет пытались встраивать и в телефоны, после чего благополучно бросили - эффект получался слабенький, иллюзия мгновенно терялась при малейшем смещении взгляда с центра экрана, да и игроделы не придумали, как им сей эффект обыграть (впрочем, в кино тоже мало что придумали). | ||
== Периферийные устройства == | == Периферийные устройства == | ||
Строка 49: | Строка 45: | ||
== Программирование == | == Программирование == | ||
* Написание с нуля языков программирования, операционных систем, разработка игр в одиночку и т. п. изобретение велосипедов. Впрочем, порой исключения выстреливают. Линус Торвальдс на первых порах писал ядро Linux в одиночку, и даже потом, когда к его работе начали подключаться добровольцы, он все равно тянул большую часть работы сам.<ref>Впрочем, в те времена самостоятельное допиливание ещё совсем простых операционных систем было в норме, примерно как перепайка Спектрумов. И заготовка честно взята из исходников MINIX с дискеты-приложения к классическому учебнику Таненбаума + стандартные команды POSIX.</ref> Ну а Notch довёл игру Minecraft до бешеной популярности (ещё до релиза) именно что единолично; команда, релиз и последующая продажа игры Microsoft — это уже всё попозже. | * Написание с нуля языков программирования, операционных систем, разработка игр в одиночку и т. п. изобретение велосипедов. Впрочем, порой исключения выстреливают. Линус Торвальдс на первых порах писал ядро Linux в одиночку, и даже потом, когда к его работе начали подключаться добровольцы, он все равно тянул большую часть работы сам.<ref>Впрочем, в те времена самостоятельное допиливание ещё совсем простых операционных систем было в норме, примерно как перепайка Спектрумов. И заготовка честно взята из исходников MINIX с дискеты-приложения к классическому учебнику Таненбаума + стандартные команды POSIX.</ref> Ну а Notch довёл игру Minecraft до бешеной популярности (ещё до релиза) именно что единолично; команда, релиз и последующая продажа игры Microsoft — это уже всё попозже. | ||
* | * Язык ассемблера знать полезно, например для отладки, поиска уязвимостей и т. д. Но писать на нём что-либо в 2020-е — значит создавать себе проблемы на ровном месте. Мало того, что программист лишает себя множества выразительных средств, имеющихся в языках высокого уровня, он ещё и запирает себя в рамках одной платформы. | ||
** Скорее [[Круто, но трудно|круто, но трудно]] — практичность от знания ассемблера есть, да ещё какая. Писать на нём ВСЁ, вплоть до гуёв, совсем необязательно, достаточно ограничиться несколькими участками, критичными к скорости и/или размеру. | |||
*** Уменьшать размер программы имеет смысл исключительно ради спортивного интереса (или ради того, чтобы программа поместилась в невеликую память старенького устройства, для которых за редкими исключениями пишут из того же спортивного интереса). От того, занимает ли приложение 300 килобайт или 30 мегабайт, пользователю ни горячо ни холодно, а что касается быстродействия — в 90 % тормоза случаются не от несовершенства компилятора, а от перебора с абстракциями и неумения в алгоритмы. Бывает иногда даже видишь в программе кучу запутанного кода «для ускорения», сносишь его, заменив библиотечной функцией — и о чудо, всё сразу работает вдвое быстрее! Кстати, приведу цитату из [[:w:n:Анализ использования ассемблерных вставок в коде открытых проектов|исследования 2013 года]]: «Большая часть ассемблерных вставок малозначительна и не создаёт должного увеличения производительности. Часто разработчики пытаются использовать тривиальный код с надеждой увеличить скорость выполнения тех или иных действий, но при этом общий эффект подавляется другими узкими местами.». Или вот ещё [https://xakep.ru/2020/10/20/asm-course-8/ мотивирующий текстик]. | |||
**** Увы, в жизни всё не так, как на самом деле. Помимо программирования компьютеров, владельцам которых можно сказать «купите новый компьютер, чтобы делать всё то же самое с нашей новой программой», есть программирование всевозможной промавтоматики. Часто бывает так, что устройств много, ОЧЕНЬ много, выпущены они много лет назад и успешно работают, просто надо добавить какой-нибудь нехитрый новый функционал. Никакая по современным меркам вычислительная мощность, мизерный объём памяти, скорость обмена данными хорошо если 9600 бод и совершенно неприемлемые затраты на полную замену всех устройств. То есть гигабайты фреймворков и десятки слоёв абстракций над абстракциями туда впихнуть просто некуда. После того, как «программисты в рамках современных парадигм» осознают, что стандартная песня «проблема на вашей стороне, замените компьютер» уже не работает, они отращивают лапки и растворяются в астрале. Программисты старой школы, помнящие ещё XT, злорадно хихикают и раздувают старое кодило с надписью «TASM» по ободку… | |||
***** …и обнаруживают, что память этой штуковины и так уже забита под завязку, а убрать что-нибудь ненужное не получится, ибо предыдущий программист так всё утрамбовал, что одно опирается на другое. После недели бесплодных ковыряний остаётся плюнуть и реализовать недостающий функционал [[железный кнопкодав|навесным монтажом]]. | |||
* Чисто функциональные языки программирования. Породили кучу академических работ, но количество вакансий обычно не превышает количество букв в названии языка. | * Чисто функциональные языки программирования. Породили кучу академических работ, но количество вакансий обычно не превышает количество букв в названии языка. | ||
** Ещё круче и бесполезнее чисто логические языки программирования, вроде Prolog’а. По ним вообще нет вакансий. Потому что на этом чуде можно запрограммировать ответы, которые ты уже заранее знаешь, а вот если ответа не знаешь… | ** Ещё круче и бесполезнее чисто логические языки программирования, вроде Prolog’а. По ним вообще нет вакансий. Потому что на этом чуде можно запрограммировать ответы, которые ты уже заранее знаешь, а вот если ответа не знаешь… | ||
Строка 59: | Строка 58: | ||
** GUI для простейших программ (например, преобразующих данные из одного формата в другой) тоже сюда подходит. Педаль в пол, если GUI-единственный способ управления этой программой: когда нужно встроить эту программу во что-то другое, он только мешает. Педаль в асфальт, если используется нестандартная библиотека GUI чтобы сделать интерфейс максимально красивым и необычным и в ней не работают стандартные сочетания клавиш и жесты. | ** GUI для простейших программ (например, преобразующих данные из одного формата в другой) тоже сюда подходит. Педаль в пол, если GUI-единственный способ управления этой программой: когда нужно встроить эту программу во что-то другое, он только мешает. Педаль в асфальт, если используется нестандартная библиотека GUI чтобы сделать интерфейс максимально красивым и необычным и в ней не работают стандартные сочетания клавиш и жесты. | ||
* Некоторые впечатлительные личности, услышав про Open Source, устанавливают себе на компьютер операционную систему Linux, толком не разобравшись в ней и не умея её настраивать, а также не подумав про то, что некоторое ПО не имеет версий для Linux, как и про то, что с некоторым оборудованием у Linux могут быть проблемы. Педаль в пол, когда устанавливают дистрибутив вроде Slackware, в асфальт если что-то вроде Gentoo. Впрочем, если вы разбираетесь в Linux, и если вам не нужно ПО, для которого нет аналогов для Linux (как вариант — вы используете несколько операционных систем на одном компьютере/у вас несколько компьютеров с разными операционными системами) — то может получиться [[Уныло, но практично|практично]] и даже, если вы [[нерд|приложите должные усилия]], [[Круто и практично|круто]]. | * Некоторые впечатлительные личности, услышав про Open Source, устанавливают себе на компьютер операционную систему Linux, толком не разобравшись в ней и не умея её настраивать, а также не подумав про то, что некоторое ПО не имеет версий для Linux, как и про то, что с некоторым оборудованием у Linux могут быть проблемы. Педаль в пол, когда устанавливают дистрибутив вроде Slackware, в асфальт если что-то вроде Gentoo. Впрочем, если вы разбираетесь в Linux, и если вам не нужно ПО, для которого нет аналогов для Linux (как вариант — вы используете несколько операционных систем на одном компьютере/у вас несколько компьютеров с разными операционными системами) — то может получиться [[Уныло, но практично|практично]] и даже, если вы [[нерд|приложите должные усилия]], [[Круто и практично|круто]]. | ||
** Усиленная версия предыдущего — когда на домашний ПК устанавливают операционные системы вроде BSD, Solaris, Minix или какую-то экспериментальную экзотику вроде [[ | ** Усиленная версия предыдущего — когда на домашний ПК устанавливают операционные системы вроде BSD, Solaris, Minix или какую-то экспериментальную экзотику вроде [[Plan_9_from_Outer_Space|Plan9]]. Правда, вариант с «круто и практично» может получиться только с BSD (ну, в крайнем случае, ещё может выйти с Солярой, особенно если у вас есть специальное оборудование — или с Minix, если вы Танненбаум). в остальных случаях выйдет в лучшем случае… занимательно. | ||
** Немножко истории: BeOS. Ворох передовых решений, наиболее совершенная для своего времени файловая система, дружественный интерфейс, высочайшая стабильность, заточенность под эффективную работу с видео и звуком. Но — практически полное отсутствие прочего софта, наличие драйверов лишь под небольшое число комплектующих и радикальная новизна (BeOS непохожа ни на Windows, ни на *nix<ref>Точнее, глубоко внутри BeOS была основана на UNIX, но имела множество радикальных отличий, осложнявших портирование программ.</ref>) сделали систему непрактичной для всех, кто не занимается профессионально работой с медиа. А те так и не набрали критической массы, чтобы система взлетела — в 2001 г. проект был закрыт. Тем не менее, профессиональное оборудование на BeOS и наследниках оной и поныне выпускается и используется. | ** Немножко истории: BeOS. Ворох передовых решений, наиболее совершенная для своего времени файловая система, дружественный интерфейс, высочайшая стабильность, заточенность под эффективную работу с видео и звуком. Но — практически полное отсутствие прочего софта, наличие драйверов лишь под небольшое число комплектующих и радикальная новизна (BeOS непохожа ни на Windows, ни на *nix<ref>Точнее, глубоко внутри BeOS была основана на UNIX, но имела множество радикальных отличий, осложнявших портирование программ.</ref>) сделали систему непрактичной для всех, кто не занимается профессионально работой с медиа. А те так и не набрали критической массы, чтобы система взлетела — в 2001 г. проект был закрыт. Тем не менее, профессиональное оборудование на BeOS и наследниках оной и поныне выпускается и используется. | ||
*** Тут всё ещё немного веселее. В 2002 году появился Open Source форк от BeOS под названием Haiku. Ныне проект не заглох. Обновления продолжают появляться, пусть покамест и не слишком регулярно. | *** Тут всё ещё немного веселее. В 2002 году появился Open Source форк от BeOS под названием Haiku. Ныне проект не заглох. Обновления продолжают появляться, пусть покамест и не слишком регулярно. |