Редактирование: Круто, но непрактично/IT

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
''Это подстатья к статье «[[Круто, но непрактично]]». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.''
''Это подстатья к статье «[[Круто, но непрактично]]». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.''


== Компьютеры в целом ==
== Конкретные компьютеры ==
* Троичная (и другие [[wikipedia:Many-valued_logic | многозначные логики]]). Все их теоретические преимущества на практике упираются в необходимость «промежуточного уровня», некоей «прокладки». Multi-level flash memory может быть и четверичной, и троичной (конвертировать «некратные» данные не вопрос, они всё равно постраничные). И там это круто и практично. А вот для самих вычислений просто не нашлось ''нативной'' элементной базы, для которой, допустим, +1.8В, 0 и −1.8В «жрали бы как два уровня, а хранили три». Скажем, тот же КМОП при переключении с +1.8 на −1.8 и обратно потребует перезарядить подзатворные ёмкости на 3.6В, т. е. частоту тактирования придётся закладывать как для трёхвольтного чипа, а не как для 1.8-вольтного, иначе не успеют перезарядиться. Получается, что проще было сделать более быстрый двоичный (это только самый простой «прокол», понятный без глубокого знания схемотехники). В общем, троичная логика ждёт оптических вычислителей, работающих на повороте плоскости поляризации, и подобных кардинальных перемен.
* Троичная (и другие [[wikipedia:Many-valued_logic | многозначные логики]]). Все их теоретические преимущества на практике упираются в необходимость «промежуточного уровня», некоей «прокладки». Multi-level flash memory может быть и четверичной, и троичной (конвертировать «некратные» данные не вопрос, они всё равно постраничные). И там это круто и практично. А вот для самих вычислений просто не нашлось ''нативной'' элементной базы, для которой, допустим, +1.8В, 0 и −1.8В «жрали бы как два уровня, а хранили три». Скажем, тот же КМОП при переключении с +1.8 на −1.8 и обратно потребует перезарядить подзатворные ёмкости на 3.6В, т. е. частоту тактирования придётся закладывать как для трёхвольтного чипа, а не как для 1.8-вольтного, иначе не успеют перезарядиться. Получается, что проще было сделать более быстрый двоичный (это только самый простой «прокол», понятный без глубокого знания схемотехники). В общем, троичная логика ждёт оптических вычислителей, работающих на повороте плоскости поляризации, и подобных кардинальных перемен.
* Игровые ноутбуки. Пополам с [[Ошибка позиционирования|другим тропом]]. Для геймеров это большой и тяжелый ноут с очень малой автономкой и средним (относительно стационарного ПК, но очень крутым по меркам ноутов) железом, которое к тому же не всегда хорошо охлаждается. Без внешнего монитора играть на нем не очень удобно. Разгадка в том, что в девичестве это были специализированные ноутбуки для дизайнеров, проектировщиков и видеомонтажёров, нуждающихся с мобильном рабочем месте с поддержкой топовой графики (для того же AutoCAD мощная видеокарта это не бзик, а суровая необходимость). Здесь на эргономику и прочее можно забит большой и толстый, ибо основная задача — обеспечить работоспособность вне офиса. Правильнее называть это устройство «мобильной рабочей станцией».
* Игровые ноутбуки. Пополам с [[Ошибка позиционирования|другим тропом]]. Для геймеров это большой и тяжелый ноут с очень малой автономкой и средним (относительно стационарного ПК, но очень крутым по меркам ноутов) железом, которое к тому же не всегда хорошо охлаждается. Без внешнего монитора играть на нем не очень удобно. Разгадка в том, что в девичестве это были специализированные ноутбуки для дизайнеров, проектировщиков и видеомонтажёров, нуждающихся с мобильном рабочем месте с поддержкой топовой графики (для того же AutoCAD мощная видеокарта это не бзик, а суровая необходимость). Здесь на эргономику и прочее можно забит большой и толстый, ибо основная задача — обеспечить работоспособность вне офиса. Правильнее называть это устройство «мобильной рабочей станцией».
Строка 10: Строка 10:
* Игрофоны (Nokia N-Gage, Sony PlayPhone) — мобильные телефоны с вмонтированными элементами управления наподобие геймпада. Казалось круто, что гипотетически можно сыграть в любимые игры и на телефоне, но на деле обратную совместимость не завезли, пилить отдельно игры материнские компании мало кого убедили, сам телефон получался дико громоздкий даже по меркам 2021-го с шестидюймовыми телефонами.
* Игрофоны (Nokia N-Gage, Sony PlayPhone) — мобильные телефоны с вмонтированными элементами управления наподобие геймпада. Казалось круто, что гипотетически можно сыграть в любимые игры и на телефоне, но на деле обратную совместимость не завезли, пилить отдельно игры материнские компании мало кого убедили, сам телефон получался дико громоздкий даже по меркам 2021-го с шестидюймовыми телефонами.
* Различные «суперспектрумы» отечественных умельцев. Попытки улучшить ZX Spectrum 128 (и его отечественные клоны) путём добавления различных наворотов<ref>Мегабайт-другой ОЗУ, контроллер жёсткого диска, улучшенная графика, чёрт в ступе…</ref> неизбежно заканчивались тем, что софт для всего этого богатства никто не собирался писать, а возросшая цена гарантировала непривлекательность продукта у широких масс населения (тем более на фоне дешевеющих «PC-совместимых» и китайских клонов японских игровых приставок).
* Различные «суперспектрумы» отечественных умельцев. Попытки улучшить ZX Spectrum 128 (и его отечественные клоны) путём добавления различных наворотов<ref>Мегабайт-другой ОЗУ, контроллер жёсткого диска, улучшенная графика, чёрт в ступе…</ref> неизбежно заканчивались тем, что софт для всего этого богатства никто не собирался писать, а возросшая цена гарантировала непривлекательность продукта у широких масс населения (тем более на фоне дешевеющих «PC-совместимых» и китайских клонов японских игровых приставок).
* [[wikipedia:ILLIAC IV|ILLIAC IV]] — по задумке этот ужас, летящий на крыльях ночи,<ref>Массивно паралельная архитектура с 256 математическими процессорами и всё это на микросхемах (не)стандартной логики, когда увеличение степени интеграции с семи до двадцати логических элементов на корпус рассматривалось как серьёзный прорыв.</ref> должен был давать один гигафлоп. На практике получилось слишком дорого, слишком долго и, что хуже всего, больше 50 мегафлопов пиковой производительности<ref>Что, конечно, круто и вообще ILLIAC IV был самым быстрым компьютером в мире до появления Cray-1, но теоретически то построенный кусок должен был давать в четыре раза больше!</ref> из построенной «четвертушки» выжать не удалось.


== Компоненты компьютера ==
== Компоненты компьютера ==
Строка 19: Строка 18:
** В некоторых не оптимизированных под SLI играх FPS может и вовсе быть меньше, чем на одной.
** В некоторых не оптимизированных под SLI играх FPS может и вовсе быть меньше, чем на одной.
** Немаловажной деталью является то, что основным потребителем SLI являются графические рабочие станции. Другими словами, их чаще всего покупают не геймеры, а те, кто делает игры для них.
** Немаловажной деталью является то, что основным потребителем SLI являются графические рабочие станции. Другими словами, их чаще всего покупают не геймеры, а те, кто делает игры для них.
* На современных смартфонах всеми правдами и неправдами увеличивают площадь дисплея на устройстве, делая то безрамочные экраны, то экраны с «бровями», то экраны с запрятанной под них веб-камерой. Это, конечно, круто с концептуальной точки зрения, да и выглядит приятно. Но с практичной точки зрения, если так подумать, от тех нескольких выигранных миллиметров размера много кому ни холодно, ни жарко, «брови» в большинстве случаев используются лишь для уведомлений (ибо никому не упёрлось пилить приложения не прямоугольной формы), а подэкранные фронтальные камеры немногим уступают по качеству не запрятанным.
* На современных смартфонах всеми правдами и неправдами увеличивают площадь дисплея на устройстве, делая то безрамочные экраны, то экраны с «бровями», то экраны с запрятанной под них веб-камерой. Это, конечно, круто с концептуальной точки зрения, да и выглядит приятно. Но с практичной точки зрения, если так подумать, от тех нескольких выигранных миллиметров размера много кому ни холодно, ни жарко, «брови» в большинстве случаев используются лишь для уведомлений (ибо никому не упёрлось пилить приложения не прямоугольной формы), а запрятанная под дисплей фронтальная камера заметно уступает по качеству не запрятанной.
* Экраны с функцией 3D за счет эффекта параллакса. Зародила моду Nintendo c приставкой 3DS, потом пару лет пытались встраивать и в телефоны, после чего благополучно бросили - эффект получался слабенький, иллюзия мгновенно терялась при малейшем смещении взгляда с центра экрана, да и игроделы не придумали, как им сей эффект обыграть (впрочем, в кино тоже мало что придумали).
* Экраны с функцией 3D за счет эффекта параллакса. Зародила моду Nintendo c приставкой 3DS, потом пару лет пытались встраивать и в телефоны, после чего благополучно бросили - эффект получался слабенький, иллюзия мгновенно терялась при малейшем смещении взгляда с центра экрана, да и игроделы не придумали, как им сей эффект обыграть (впрочем, в кино тоже мало что придумали).
* Защищённый режим у 80286. В теории это было круто, на практике же оказалось, что он несовместим с большей частью уже написанных для MS DOS программ, а вернуться из него в реальный режим (что требовалось, в частности, для использования системных вызовов MS DOS или BIOS) можно только аппаратно сбросив процессор.
* [[wikipedia:Itanium|Itanium]]. Предполагалось, что это будет крутой 64-битный процессор для серверов и рабочих станций. На практике же оказалось, что без долгой и вдумчивой доработки напильником выхлопа компилятора его производительность, в лучшем случае, немного превышает производительность равночастотного x86.
* [[wikipedia:Professional Graphics Controller|Professional Graphics Controller]] — на дворе стоял 1984 год и видеокарта с дополнительным процессором, способная показывать 256 цветов при разрешении 640×480, это было очень круто.<ref>Тем более, что вставлять её предполагалось в PC XT.</ref> Вот только это было ещё и очень дорого — почти 9000 нынешних долларов. Неудивительно, что особенной популярностью она не пользовалась и всего через три года<ref>Когда появился VGA, а для тех кому был нужен графический ускоритель IBM сделала [[wikipedia:IBM 8514|8514]].</ref> была снята с производства.


== Периферийные устройства ==
== Периферийные устройства ==
Строка 49: Строка 45:
== Программирование ==
== Программирование ==
* Написание с нуля языков программирования, операционных систем, разработка игр в одиночку и т. п. изобретение велосипедов. Впрочем, порой исключения выстреливают. Линус Торвальдс на первых порах писал ядро Linux в одиночку, и даже потом, когда к его работе начали подключаться добровольцы, он все равно тянул большую часть работы сам.<ref>Впрочем, в те времена самостоятельное допиливание ещё совсем простых операционных систем было в норме, примерно как перепайка Спектрумов. И заготовка честно взята из исходников MINIX с дискеты-приложения к классическому учебнику Таненбаума + стандартные команды POSIX.</ref> Ну а Notch довёл игру Minecraft до бешеной популярности (ещё до релиза) именно что единолично; команда, релиз и последующая продажа игры Microsoft — это уже всё попозже.
* Написание с нуля языков программирования, операционных систем, разработка игр в одиночку и т. п. изобретение велосипедов. Впрочем, порой исключения выстреливают. Линус Торвальдс на первых порах писал ядро Linux в одиночку, и даже потом, когда к его работе начали подключаться добровольцы, он все равно тянул большую часть работы сам.<ref>Впрочем, в те времена самостоятельное допиливание ещё совсем простых операционных систем было в норме, примерно как перепайка Спектрумов. И заготовка честно взята из исходников MINIX с дискеты-приложения к классическому учебнику Таненбаума + стандартные команды POSIX.</ref> Ну а Notch довёл игру Minecraft до бешеной популярности (ещё до релиза) именно что единолично; команда, релиз и последующая продажа игры Microsoft — это уже всё попозже.
* Программирование на ассемблере в [[Неоновые восьмидесятые|восьмидесятые]]-[[Конец истории|девяностые]].<ref>«До» это было [[круто, но трудно]], «после», за исключением специфических частей, вроде [[w:crt0|crt0]], — «Ты как из дурки сбежал?!».</ref> Опытный программист, хорошо знающий особенности целевой архитектуры, мог вручную написать более быстрый или компактный код, чем тогдашние компиляторы, вот только требуемое для этого время стало совсем уж неприличным. Плюс, тогдашняя ситуация [[Сверхбыстрое моральное устаревание|«принял контору с 80386, а оставил с Pentium III»]] делала эту «доработку напильником» откровенно бессмысленной.
* Язык ассемблера знать полезно, например для отладки, поиска уязвимостей и т. д. Но писать на нём что-либо в 2020-е — значит создавать себе проблемы на ровном месте. Мало того, что программист лишает себя множества выразительных средств, имеющихся в языках высокого уровня, он ещё и запирает себя в рамках одной платформы.
** Отдельно стоит упомянуть встраиваемые системы. В ситуации, когда размер ПЗУ больше 16 кБ был роскошью, доступной не только лишь всем, с ОЗУ дела обстояли ещё хуже (особенно на однокристалках: «Вот тебе 128 байт и ни в чём себе не отказывай!»), а замена работающего промышленного оборудования обходилась совсем в другие деньги, ассемблер продержался дольше, но [http://www.ganssle.com/tem/tem407.html#article3 всё равно вымер к концу нулевых].
** Скорее [[Круто, но трудно|круто, но трудно]] — практичность от знания ассемблера есть, да ещё какая. Писать на нём ВСЁ, вплоть до гуёв, совсем необязательно, достаточно ограничиться несколькими участками, критичными к скорости и/или размеру.
*** Уменьшать размер программы имеет смысл исключительно ради спортивного интереса (или ради того, чтобы программа поместилась в невеликую память старенького устройства, для которых за редкими исключениями пишут из того же спортивного интереса). От того, занимает ли приложение 300 килобайт или 30 мегабайт, пользователю ни горячо ни холодно, а что касается быстродействия — в 90 % тормоза случаются не от несовершенства компилятора, а от перебора с абстракциями и неумения в алгоритмы. Бывает иногда даже видишь в программе кучу запутанного кода «для ускорения», сносишь его, заменив библиотечной функцией — и о чудо, всё сразу работает вдвое быстрее! Кстати, приведу цитату из [[:w:n:Анализ использования ассемблерных вставок в коде открытых проектов|исследования 2013 года]]: «Большая часть ассемблерных вставок малозначительна и не создаёт должного увеличения производительности. Часто разработчики пытаются использовать тривиальный код с надеждой увеличить скорость выполнения тех или иных действий, но при этом общий эффект подавляется другими узкими местами.». Или вот ещё [https://xakep.ru/2020/10/20/asm-course-8/ мотивирующий текстик].
**** Увы, в жизни всё не так, как на самом деле. Помимо программирования компьютеров, владельцам которых можно сказать «купите новый компьютер, чтобы делать всё то же самое с нашей новой программой», есть программирование всевозможной промавтоматики. Часто бывает так, что устройств много, ОЧЕНЬ много, выпущены они много лет назад и успешно работают, просто надо добавить какой-нибудь нехитрый новый функционал. Никакая по современным меркам вычислительная мощность, мизерный объём памяти, скорость обмена данными хорошо если 9600 бод и совершенно неприемлемые затраты на полную замену всех устройств. То есть гигабайты фреймворков и десятки слоёв абстракций над абстракциями туда впихнуть просто некуда. После того, как «программисты в рамках современных парадигм» осознают, что стандартная песня «проблема на вашей стороне, замените компьютер» уже не работает, они отращивают лапки и растворяются в астрале. Программисты старой школы, помнящие ещё XT, злорадно хихикают и раздувают старое кодило с надписью «TASM» по ободку…
***** …и обнаруживают, что память этой штуковины и так уже забита под завязку, а убрать что-нибудь ненужное не получится, ибо предыдущий программист так всё утрамбовал, что одно опирается на другое. После недели бесплодных ковыряний остаётся плюнуть и реализовать недостающий функционал [[железный кнопкодав|навесным монтажом]].
* Чисто функциональные языки программирования. Породили кучу академических работ, но количество вакансий обычно не превышает количество букв в названии языка.
* Чисто функциональные языки программирования. Породили кучу академических работ, но количество вакансий обычно не превышает количество букв в названии языка.
** Ещё круче и бесполезнее чисто логические языки программирования, вроде Prolog’а. По ним вообще нет вакансий. Потому что на этом чуде можно запрограммировать ответы, которые ты уже заранее знаешь, а вот если ответа не знаешь…
** Ещё круче и бесполезнее чисто логические языки программирования, вроде Prolog’а. По ним вообще нет вакансий. Потому что на этом чуде можно запрограммировать ответы, которые ты уже заранее знаешь, а вот если ответа не знаешь…
Строка 59: Строка 58:
** GUI для простейших программ (например, преобразующих данные из одного формата в другой) тоже сюда подходит. Педаль в пол, если GUI-единственный способ управления этой программой: когда нужно встроить эту программу во что-то другое, он только мешает. Педаль в асфальт, если используется нестандартная библиотека GUI чтобы сделать интерфейс максимально красивым и необычным и в ней не работают стандартные сочетания клавиш и жесты.
** GUI для простейших программ (например, преобразующих данные из одного формата в другой) тоже сюда подходит. Педаль в пол, если GUI-единственный способ управления этой программой: когда нужно встроить эту программу во что-то другое, он только мешает. Педаль в асфальт, если используется нестандартная библиотека GUI чтобы сделать интерфейс максимально красивым и необычным и в ней не работают стандартные сочетания клавиш и жесты.
* Некоторые впечатлительные личности, услышав про Open Source, устанавливают себе на компьютер операционную систему Linux, толком не разобравшись в ней и не умея её настраивать, а также не подумав про то, что некоторое ПО не имеет версий для Linux, как и про то, что с некоторым оборудованием у Linux могут быть проблемы. Педаль в пол, когда устанавливают дистрибутив вроде Slackware, в асфальт если что-то вроде Gentoo. Впрочем, если вы разбираетесь в Linux, и если вам не нужно ПО, для которого нет аналогов для Linux (как вариант — вы используете несколько операционных систем на одном компьютере/у вас несколько компьютеров с разными операционными системами) — то может получиться [[Уныло, но практично|практично]] и даже, если вы [[нерд|приложите должные усилия]], [[Круто и практично|круто]].
* Некоторые впечатлительные личности, услышав про Open Source, устанавливают себе на компьютер операционную систему Linux, толком не разобравшись в ней и не умея её настраивать, а также не подумав про то, что некоторое ПО не имеет версий для Linux, как и про то, что с некоторым оборудованием у Linux могут быть проблемы. Педаль в пол, когда устанавливают дистрибутив вроде Slackware, в асфальт если что-то вроде Gentoo. Впрочем, если вы разбираетесь в Linux, и если вам не нужно ПО, для которого нет аналогов для Linux (как вариант — вы используете несколько операционных систем на одном компьютере/у вас несколько компьютеров с разными операционными системами) — то может получиться [[Уныло, но практично|практично]] и даже, если вы [[нерд|приложите должные усилия]], [[Круто и практично|круто]].
** Усиленная версия предыдущего — когда на домашний ПК устанавливают операционные системы вроде BSD, Solaris, Minix или какую-то экспериментальную экзотику вроде [[Plan 9 from Outer Space|Plan9]]. Правда, вариант с «круто и практично» может получиться только с BSD (ну, в крайнем случае, ещё может выйти с Солярой, особенно если у вас есть специальное оборудование — или с Minix, если вы Танненбаум). в остальных случаях выйдет в лучшем случае… занимательно.
** Усиленная версия предыдущего — когда на домашний ПК устанавливают операционные системы вроде BSD, Solaris, Minix или какую-то экспериментальную экзотику вроде [[Plan_9_from_Outer_Space|Plan9]]. Правда, вариант с «круто и практично» может получиться только с BSD (ну, в крайнем случае, ещё может выйти с Солярой, особенно если у вас есть специальное оборудование — или с Minix, если вы Танненбаум). в остальных случаях выйдет в лучшем случае… занимательно.
** Немножко истории: BeOS. Ворох передовых решений, наиболее совершенная для своего времени файловая система, дружественный интерфейс, высочайшая стабильность, заточенность под эффективную работу с видео и звуком. Но — практически полное отсутствие прочего софта, наличие драйверов лишь под небольшое число комплектующих и радикальная новизна (BeOS непохожа ни на Windows, ни на *nix<ref>Точнее, глубоко внутри BeOS была основана на UNIX, но имела множество радикальных отличий, осложнявших портирование программ.</ref>) сделали систему непрактичной для всех, кто не занимается профессионально работой с медиа. А те так и не набрали критической массы, чтобы система взлетела — в 2001 г. проект был закрыт. Тем не менее, профессиональное оборудование на BeOS и наследниках оной и поныне выпускается и используется.
** Немножко истории: BeOS. Ворох передовых решений, наиболее совершенная для своего времени файловая система, дружественный интерфейс, высочайшая стабильность, заточенность под эффективную работу с видео и звуком. Но — практически полное отсутствие прочего софта, наличие драйверов лишь под небольшое число комплектующих и радикальная новизна (BeOS непохожа ни на Windows, ни на *nix<ref>Точнее, глубоко внутри BeOS была основана на UNIX, но имела множество радикальных отличий, осложнявших портирование программ.</ref>) сделали систему непрактичной для всех, кто не занимается профессионально работой с медиа. А те так и не набрали критической массы, чтобы система взлетела — в 2001 г. проект был закрыт. Тем не менее, профессиональное оборудование на BeOS и наследниках оной и поныне выпускается и используется.
*** Тут всё ещё немного веселее. В 2002 году появился Open Source форк от BeOS под названием Haiku. Ныне проект не заглох. Обновления продолжают появляться, пусть покамест и не слишком регулярно.
*** Тут всё ещё немного веселее. В 2002 году появился Open Source форк от BeOS под названием Haiku. Ныне проект не заглох. Обновления продолжают появляться, пусть покамест и не слишком регулярно.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: