Редактирование: Культ любви

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 3: Строка 3:
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не [[разделение на свой-чужой|ищет своего]], не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, [[я знаю, что ты хороший!|всему верит]], всего надеется, [[с чем не справишься ради любви|всё переносит]].|[[Библия|1:Кор 13]]»}}
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
|[[Библия|1:Кор 13]]»}}
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Свежий ветер избранных пьянил,
Свежий ветер избранных пьянил,
Строка 78: Строка 79:
К идее того, что именно любовь имеет высший приоритет, мировая культура пришла далеко не сразу. Долго считалось, что супруга надо выбирать, руководствуясь разумом (а если ты молод — то не своим), а там [[стерпится — слюбится]]. Античные западные авторы, например, прекрасно осведомленные в силе этого чувства, однако, оставили нам гораздо больше описаний бедствий, им принесённых, нежели примеров сочувствия к нему. Античные восточные авторы, к примеру, индуистские, воспевали именно плотскую составляющую любви и счастье в гармоничном браке, но вот как таковой романтической любви у них было мало.
К идее того, что именно любовь имеет высший приоритет, мировая культура пришла далеко не сразу. Долго считалось, что супруга надо выбирать, руководствуясь разумом (а если ты молод — то не своим), а там [[стерпится — слюбится]]. Античные западные авторы, например, прекрасно осведомленные в силе этого чувства, однако, оставили нам гораздо больше описаний бедствий, им принесённых, нежели примеров сочувствия к нему. Античные восточные авторы, к примеру, индуистские, воспевали именно плотскую составляющую любви и счастье в гармоничном браке, но вот как таковой романтической любви у них было мало.


Можно предположить, что культ зародился на мусульманском востоке. Одним из первых заметных примеров стала трагическая история [[Лейли и Маджнун]]а (VII век) — будучи впоследствии многократно искаженной, она сделала воспевание любви одним из важнейших элементов арабской и персидской литературы и породила базовые сюжетные элементы.
Можно предположить, что культ зародился на мусульманском востоке. Одним из первых заметных примеров стала трагическая история [[Лейли и Маджнун]]а (VII век) — будучи впоследствии многократно искаженной, она сделала воспевание любви одним из важнейших элементов арабской и персидской литературы и породила базовые сюжетные элементы.


В Европе важной для становления культа стала история [[Тристан и Изольда|Тристана и Изольды]]. Происхождение истории теряется в веках, однако к XII—XIII векам в ней формируется основная идея о противостоянии культа любви и ранее доминировавшего в культуре культа верности. В этом противостоянии еще не объявлен победитель, однако [[обреченная любовь]] изображается с явным сочувствием.
В Европе важной для становления культа стала история [[Тристан и Изольда|Тристана и Изольды]]. Происхождение истории теряется в веках, однако к XII—XIII векам в ней формируется основная идея о противостоянии культа любви и ранее доминировавшего в культуре культа верности. В этом противостоянии еще не объявлен победитель, однако [[обреченная любовь]] изображается с явным сочувствием.


Примерно в то же время провансальские жонглеры делают модным поклонение рыцарей Прекрасной даме. Что было свежим веянием — ведь раньше к женщинам было принято относиться довольно по-скотски. Строгая католическая гетеросексуальная моногамия делала жену лорда вторым человеком в иерархии, тогда как у других культур её статус обычно варьировал от сугубо частного лица до говорящей табуретки.
Примерно в то же время провансальские жонглеры делают модным поклонение рыцарей Прекрасной даме. Что было свежим веянием — ведь раньше к женщинам было принято относиться довольно по-скотски. Строгая католическая гетеросексуальная моногамия делала жену лорда вторым человеком в иерархии, тогда как у других культур её статус обычно варьировал от сугубо частного лица до говорящей табуретки.
Строка 86: Строка 87:
На закате Средневековья существовали суды любви, или куртуазные суды — шуточные собрания придворных, обычно во главе с монархом, которые разбирали сложные любовные вопросы и даже приговоры выносили.
На закате Средневековья существовали суды любви, или куртуазные суды — шуточные собрания придворных, обычно во главе с монархом, которые разбирали сложные любовные вопросы и даже приговоры выносили.


[[Возрождение]] вбросило в оборот европейской культуры множество новых сюжетов, активно осваивались как античные авторы, так и фольклор, и к XVI веку Уильям Шекспир кодифицирует основные тропы данного направления — наиболее прогремели, разумеется, «[[Ромео и Джульетта]]».
[[Возрождение]] вбросило в оборот европейской культуры множество новых сюжетов, активно осваивались как античные авторы, так и фольклор, и к XVI веку Уильям Шекспир кодифицирует основные тропы данного направления — наиболее прогремели, разумеется, «[[Ромео и Джульетта]]».


Культ любви проникает и на Дальний Восток. Например, с XVII в. японские театры [[бунраку]] и кабуки популяризуют идею ''синдзю'' (心中) — двойного самоубийства влюблённых как способа преодолеть стоящие между ними преграды социальных обязательств.
Культ любви проникает и на Дальний Восток. Например, с XVII в. японские театры [[бунраку]] и кабуки популяризуют идею ''синдзю'' (心中) — двойного самоубийства влюблённых как способа преодолеть стоящие между ними преграды социальных обязательств.
Строка 95: Строка 96:


== Примеры ==
== Примеры ==
Примеров, разумеется, несчётное количество. Интересны прежде всего примеры не самого культа, а игры с ним.
Примеров, разумеется, несчётное количество. Интересны прежде всего примеры не самого культа, а игры с ним.


Строка 160: Строка 162:
Врата Преисподней —
Врата Преисподней —
Цена невысока!|[[Любовь делает злодеем]]}}
Цена невысока!|[[Любовь делает злодеем]]}}
* Сторонники теории «стакана воды»<ref>Тропнеймер — Александра Коллонтай.</ref>, которые, в отличие от вышеупомянутых, очень даже не прочь получать физическое удовольствие от секса, но к сожалению, без любви (между прочим, это и есть самый настоящий разврат).
* Сторонники теории «стакана воды»<ref>Тропнеймер — Александра Коллонтай.</ref>, которые, в отличие от вышеупомянутых, очень даже не прочь получать физическое удовольствие от секса, но к сожалению, без любви (между прочим, это и есть самый настоящий разврат).
** В литературе и кино такие персонажи часто бывают [[Злодей|злодеями]] или [[Антигерой|антигероями]]. Наиболее хрестоматийный пример — [[Ловелас|дон Жуан]] (впрочем, в некоторых трактовках он все-таки действительно влюбляется — каждый раз на короткое время).
** В литературе и кино такие персонажи часто бывают [[Злодей|злодеями]] или [[Антигерой|антигероями]]. Наиболее хрестоматийный пример — [[Ловелас|дон Жуан]] (впрочем, в некоторых трактовках он все-таки действительно влюбляется — каждый раз на короткое время).
** Злодейский вариант с педалью в пол — персонажи трудов маркиза де Сада: женщины (и не только) нужны для того, чтобы их пытать, насиловать и убивать — какая любовь, о чем вы? Впрочем, де Сад наглядно показывает, что подобное мировоззрение крайне быстро приводит к саморазрушению, деградации, опустошению сознания и прочим милым вещам, а человек, достаточно долго продержавшийся на таком пути, скорее всего убьёт себя в поиске более острых ощущений, либо станет жертвой другого [[зоонекропедофил]]а. Короче, [[зло — это отстой]] одновременно со [[Зло — это приятно]], такой вот парадокс.
** Злодейский вариант с педалью в пол — персонажи трудов маркиза де Сада: женщины (и не только) нужны для того, чтобы их пытать, насиловать и убивать — какая любовь, о чем вы? Впрочем, де Сад наглядно показывает, что подобное мировоззрение крайне быстро приводит к саморазрушению, деградации, опустошению сознания и прочим милым вещам, а человек, достаточно долго продержавшийся на таком пути, скорее всего убьёт себя в поиске более острых ощущений, либо станет жертвой другого [[зоонекропедофил]]а. Короче, [[зло — это отстой]] одновременно со [[Зло — это приятно]], такой вот парадокс.
Строка 166: Строка 168:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references/>


{{Nav/Романтические тропы и штампы}}
{{Nav/Романтические тропы и штампы}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!