Редактирование: Культ любви
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. | Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. | ||
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. | И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. | ||
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не | Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. | ||
|[[Библия|1:Кор 13]]»}} | |||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Свежий ветер избранных пьянил, | Свежий ветер избранных пьянил, | ||
Строка 78: | Строка 79: | ||
К идее того, что именно любовь имеет высший приоритет, мировая культура пришла далеко не сразу. Долго считалось, что супруга надо выбирать, руководствуясь разумом (а если ты молод — то не своим), а там [[стерпится — слюбится]]. Античные западные авторы, например, прекрасно осведомленные в силе этого чувства, однако, оставили нам гораздо больше описаний бедствий, им принесённых, нежели примеров сочувствия к нему. Античные восточные авторы, к примеру, индуистские, воспевали именно плотскую составляющую любви и счастье в гармоничном браке, но вот как таковой романтической любви у них было мало. | К идее того, что именно любовь имеет высший приоритет, мировая культура пришла далеко не сразу. Долго считалось, что супруга надо выбирать, руководствуясь разумом (а если ты молод — то не своим), а там [[стерпится — слюбится]]. Античные западные авторы, например, прекрасно осведомленные в силе этого чувства, однако, оставили нам гораздо больше описаний бедствий, им принесённых, нежели примеров сочувствия к нему. Античные восточные авторы, к примеру, индуистские, воспевали именно плотскую составляющую любви и счастье в гармоничном браке, но вот как таковой романтической любви у них было мало. | ||
Можно предположить, что культ зародился на мусульманском востоке. Одним из первых заметных примеров стала трагическая история [[Лейли и Маджнун]]а ( | Можно предположить, что культ зародился на мусульманском востоке. Одним из первых заметных примеров стала трагическая история [[Лейли и Маджнун]]а (VII век) — будучи впоследствии многократно искаженной, она сделала воспевание любви одним из важнейших элементов арабской и персидской литературы и породила базовые сюжетные элементы. | ||
В Европе важной для становления культа стала история [[Тристан и Изольда|Тристана и Изольды]]. Происхождение истории теряется в веках, однако к | В Европе важной для становления культа стала история [[Тристан и Изольда|Тристана и Изольды]]. Происхождение истории теряется в веках, однако к XII—XIII векам в ней формируется основная идея о противостоянии культа любви и ранее доминировавшего в культуре культа верности. В этом противостоянии еще не объявлен победитель, однако [[обреченная любовь]] изображается с явным сочувствием. | ||
Примерно в то же время провансальские жонглеры делают модным поклонение рыцарей Прекрасной даме. Что было свежим веянием — ведь раньше к женщинам было принято относиться довольно по-скотски. Строгая католическая гетеросексуальная моногамия делала жену лорда вторым человеком в иерархии, тогда как у других культур её статус обычно варьировал от сугубо частного лица до говорящей табуретки. | Примерно в то же время провансальские жонглеры делают модным поклонение рыцарей Прекрасной даме. Что было свежим веянием — ведь раньше к женщинам было принято относиться довольно по-скотски. Строгая католическая гетеросексуальная моногамия делала жену лорда вторым человеком в иерархии, тогда как у других культур её статус обычно варьировал от сугубо частного лица до говорящей табуретки. | ||
Строка 86: | Строка 87: | ||
На закате Средневековья существовали суды любви, или куртуазные суды — шуточные собрания придворных, обычно во главе с монархом, которые разбирали сложные любовные вопросы и даже приговоры выносили. | На закате Средневековья существовали суды любви, или куртуазные суды — шуточные собрания придворных, обычно во главе с монархом, которые разбирали сложные любовные вопросы и даже приговоры выносили. | ||
[[Возрождение]] вбросило в оборот европейской культуры множество новых сюжетов, активно осваивались как античные авторы, так и фольклор, и к | [[Возрождение]] вбросило в оборот европейской культуры множество новых сюжетов, активно осваивались как античные авторы, так и фольклор, и к XVI веку Уильям Шекспир кодифицирует основные тропы данного направления — наиболее прогремели, разумеется, «[[Ромео и Джульетта]]». | ||
Культ любви проникает и на Дальний Восток. Например, с XVII в. японские театры [[бунраку]] и кабуки популяризуют идею ''синдзю'' (心中) — двойного самоубийства влюблённых как способа преодолеть стоящие между ними преграды социальных обязательств. | Культ любви проникает и на Дальний Восток. Например, с XVII в. японские театры [[бунраку]] и кабуки популяризуют идею ''синдзю'' (心中) — двойного самоубийства влюблённых как способа преодолеть стоящие между ними преграды социальных обязательств. | ||
Строка 95: | Строка 96: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Примеров, разумеется, несчётное количество. Интересны прежде всего примеры не самого культа, а игры с ним. | Примеров, разумеется, несчётное количество. Интересны прежде всего примеры не самого культа, а игры с ним. | ||
Строка 160: | Строка 162: | ||
Врата Преисподней — | Врата Преисподней — | ||
Цена невысока!|[[Любовь делает злодеем]]}} | Цена невысока!|[[Любовь делает злодеем]]}} | ||
* Сторонники теории «стакана воды»<ref> | * Сторонники теории «стакана воды»<ref>Тропнеймер — Александра Коллонтай.</ref>, которые, в отличие от вышеупомянутых, очень даже не прочь получать физическое удовольствие от секса, но к сожалению, без любви (между прочим, это и есть самый настоящий разврат). | ||
** В литературе и кино такие персонажи часто бывают [[Злодей|злодеями]] или [[Антигерой|антигероями]]. Наиболее хрестоматийный пример — [[Ловелас|дон Жуан]] (впрочем, в некоторых трактовках он все-таки действительно влюбляется — каждый раз на короткое время). | ** В литературе и кино такие персонажи часто бывают [[Злодей|злодеями]] или [[Антигерой|антигероями]]. Наиболее хрестоматийный пример — [[Ловелас|дон Жуан]] (впрочем, в некоторых трактовках он все-таки действительно влюбляется — каждый раз на короткое время). | ||
** Злодейский вариант с педалью в пол — персонажи трудов маркиза де Сада: женщины (и не только) нужны для того, чтобы их пытать, насиловать и убивать — какая любовь, о чем вы? Впрочем, де Сад наглядно показывает, что подобное мировоззрение крайне быстро приводит к саморазрушению, деградации, опустошению сознания и прочим милым вещам, а человек, достаточно долго продержавшийся на таком пути, скорее всего убьёт себя в поиске более острых ощущений, либо станет жертвой другого [[зоонекропедофил]]а. Короче, [[зло — это отстой]] одновременно со [[Зло — это приятно]], такой вот парадокс. | ** Злодейский вариант с педалью в пол — персонажи трудов маркиза де Сада: женщины (и не только) нужны для того, чтобы их пытать, насиловать и убивать — какая любовь, о чем вы? Впрочем, де Сад наглядно показывает, что подобное мировоззрение крайне быстро приводит к саморазрушению, деградации, опустошению сознания и прочим милым вещам, а человек, достаточно долго продержавшийся на таком пути, скорее всего убьёт себя в поиске более острых ощущений, либо станет жертвой другого [[зоонекропедофил]]а. Короче, [[зло — это отстой]] одновременно со [[Зло — это приятно]], такой вот парадокс. | ||
Строка 166: | Строка 168: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | |||
{{Nav/Романтические тропы и штампы}} | {{Nav/Романтические тропы и штампы}} |