Редактирование: Лудд был прав
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|LuddWasRight|Ludd Was Right}} | {{TVTropes|LuddWasRight|Ludd Was Right}} | ||
{{Вкратце|Научно-технический прогресс — [[никакой не апгрейд]].}} | {{Вкратце|Научно-технический прогресс — [[никакой не апгрейд]].}} | ||
С наступлением XVIII в. в развитых европейских странах началась промышленная революция, которая сильно изменило общество. Появились новые технологии, которые упрощали производство продукции. Но, к сожалению, это привело к неоднозначным последствиям. Рабочие теряли свои места на фабриках, поскольку предпринимателям стало гораздо выгоднее купить пару-тройку станков, которые выполнят работу нескольких десятков человек. Понимая, что, потеряв работу, они лишатся крова и еды, рабочие начали уничтожать достижения науки и техники. Так в начале XIX в. появилось движение '''[[луддиты|луддитов]]''', названные в честь одного известного рабочего, '''Неда Лудда''', который якобы уничтожил пару чулочных станков из-за того, что их появление привело к увольнению опытных вязальщиц. Существование этого человека под вопросом; возможно, что он был персонажем [[фольклор]]а рабочих. | С наступлением XVIII в. в развитых европейских странах началась промышленная революция, которая сильно изменило общество. Появились новые технологии, которые упрощали производство продукции. Но, к сожалению, это привело к неоднозначным последствиям. Рабочие теряли свои места на фабриках, поскольку предпринимателям стало гораздо выгоднее купить пару-тройку станков, которые выполнят работу нескольких десятков человек. Понимая, что, потеряв работу, они лишатся крова и еды, рабочие начали уничтожать достижения науки и техники. Так в начале XIX в. появилось движение '''[[луддиты|луддитов]]''', названные в честь одного известного рабочего, '''Неда Лудда''', который якобы уничтожил пару чулочных станков из-за того, что их появление привело к увольнению опытных вязальщиц. Существование этого человека под вопросом; возможно, что он был персонажем [[фольклор]]а рабочих. | ||
Строка 22: | Строка 18: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «[[Властелин Колец]]» — технический прогресс от Сарумана и нововведения в Шире. | * «[[Властелин Колец]]» — технический прогресс от Сарумана и нововведения в Шире. | ||
** Там скорее Саруман был | ** Там скорее Саруман был неправ: хоббиты одобрили бы технический прогресс (как одобрили когда-то строительство домов и мельниц), если бы увидели его ''реальные достижения''. Вот только Лотто Саквилль-Бэггинс показать их так и не смог, да и [[прогрессор]]ом Саруман не был — он использовал Шир как сырьевую базу, а потом явился туда отомстить за «[[враги сожгли родную хату]]». | ||
** Зато в своих собственных владениях в Изенгарде Саруман оттянулся так, что по его душу явились энты. | ** Зато в своих собственных владениях в Изенгарде Саруман оттянулся так, что по его душу явились энты. | ||
* Айзек Азимов, «Мёртвое прошлое» — молодой физик построил машину, позволяющую наблюдать прошлое… (Гадское государство, и почему оно запрещает исследования в этой области?!) Вот только пронаблюдать жизнь Карфагена (для чего машину и заказали) не удастся — дальше 120 лет в прошлое она не работает. А вот пронаблюдать, что сосед делал секунду назад — это легко… | * Айзек Азимов, «Мёртвое прошлое» — молодой физик построил машину, позволяющую наблюдать прошлое… (Гадское государство, и почему оно запрещает исследования в этой области?!) Вот только пронаблюдать жизнь Карфагена (для чего машину и заказали) не удастся — дальше 120 лет в прошлое она не работает. А вот пронаблюдать, что сосед делал секунду назад — это легко… | ||
* Евгений Лукин, «Клопики» — приблизительно тоже: повсеместное распространение миниатюрных самодвижущихся камер уничтожило | * Евгений Лукин, «Клопики» — приблизительно тоже: повсеместное распространение миниатюрных самодвижущихся камер уничтожило приватнось. Тоже, да не то же: в вечном российском бардаке получилось не так уж и плохо, по мнению протагониста. | ||
==== Нехудожественная литература ==== | ==== Нехудожественная литература ==== | ||
Строка 56: | Строка 52: | ||
*** Самое опасное последствие информатизации — стёрлась разница между фактом и мнением, между «установлено» и «заявлено», что привело к проникновению принципа Хайли Лайкли даже в серьёзные межгосударственные отношения. | *** Самое опасное последствие информатизации — стёрлась разница между фактом и мнением, между «установлено» и «заявлено», что привело к проникновению принципа Хайли Лайкли даже в серьёзные межгосударственные отношения. | ||
** И при всей доступности любой образовательной информации, именно она и стала минимально востребованной. Во-первых, информация, которую надо в обязательном порядке скормить подконтрольному небыдлу, и так лезет из всех щелей, и прочитав это всё, небыдло уже чувствует, как духовно и интеллектуально выросло. Во-вторых, потому, что очень хочется развлечься, а не самообразовываться, а развлекалова интернет предоставляет океанский сухогруз и ещё маленький контейнеровозик. А в-третьих… информацию стало получить слишком просто. Кнопку нажал — и читай, это не десять библиотек обегать в поисках нужной книги, и сам азарт погони не даёт остановиться. А раз в любой момент нажал — и читай, то это мы как-нибудь потом почитаем, а пока поразвлекаемся. Автор правки ни в коем случае не призывает «ломать интернет», это очень полезный… архиполезный инструмент, товагищи! Но поскольку инструмент сей весьма навороченный и с обратной связью, самое важное и сложное — это пользоваться этим инструментом. [[Russian Reversal|А не позволять инструменту пользоваться вами]]. | ** И при всей доступности любой образовательной информации, именно она и стала минимально востребованной. Во-первых, информация, которую надо в обязательном порядке скормить подконтрольному небыдлу, и так лезет из всех щелей, и прочитав это всё, небыдло уже чувствует, как духовно и интеллектуально выросло. Во-вторых, потому, что очень хочется развлечься, а не самообразовываться, а развлекалова интернет предоставляет океанский сухогруз и ещё маленький контейнеровозик. А в-третьих… информацию стало получить слишком просто. Кнопку нажал — и читай, это не десять библиотек обегать в поисках нужной книги, и сам азарт погони не даёт остановиться. А раз в любой момент нажал — и читай, то это мы как-нибудь потом почитаем, а пока поразвлекаемся. Автор правки ни в коем случае не призывает «ломать интернет», это очень полезный… архиполезный инструмент, товагищи! Но поскольку инструмент сей весьма навороченный и с обратной связью, самое важное и сложное — это пользоваться этим инструментом. [[Russian Reversal|А не позволять инструменту пользоваться вами]]. | ||
* Интернет им не нравится… Вот, что [https://andreyplumer.livejournal.com/2135627.html лет так шестьдесят тому назад] писали про спутниковое [[Зомбоящик|телевидение]]: «За небольшую сумму — по сравнению с богатством мира, скажем, за $5’000’000, — может быть создана всемирная коммуникационная система, создание и поддержка которой любыми другими способами может обойтись во много миллиардов. Эта экономия изменит бизнес и культурные связи по всему миру, а также станет началом новой эры | * Интернет им не нравится… Вот, что [https://andreyplumer.livejournal.com/2135627.html лет так шестьдесят тому назад] писали про спутниковое [[Зомбоящик|телевидение]]: «За небольшую сумму — по сравнению с богатством мира, скажем, за $5’000’000, — может быть создана всемирная коммуникационная система, создание и поддержка которой любыми другими способами может обойтись во много миллиардов. Эта экономия изменит бизнес и культурные связи по всему миру, а также станет началом новой эры человечества.» | ||
* Нейросети-заменители художника (MidJourney, Kandinsky и иже с ними) и писателя (ChatGPT и <s>п.т.</s> т.п.). Довольно долго молча <s>[[Михаил Лермонтов|отступали]]</s> развивались, на рубеже 2022-23 годов вышли из Сумрака — и моментально вызвали громкий вой по поводу того, сколько рисовальщиков и копирайтеров, а то и полноценных художников и писателей, в результате этого лишится работы. | * Нейросети-заменители художника (MidJourney, Kandinsky и иже с ними) и писателя (ChatGPT и <s>п.т.</s> т.п.). Довольно долго молча <s>[[Михаил Лермонтов|отступали]]</s> развивались, на рубеже 2022-23 годов вышли из Сумрака — и моментально вызвали громкий вой по поводу того, сколько рисовальщиков и копирайтеров, а то и полноценных художников и писателей, в результате этого лишится работы. | ||
** Самое смешное, что во времена «научного романтизма» XX века общепринятым было мнение, что в первую очередь машины заменят как раз-таки не творческие, а физически нагруженные профессии. Потому что мозг (даже сейчас, и уж тем более тогда был) изучен меньше, чем космическое пространство, зато рука — вдоль и поперёк. А потом оказалось, что несмотря на это, повторить деятельность мозга как раз-таки значительно проще — а главное, экономически эффективнее — чем руки. | ** Самое смешное, что во времена «научного романтизма» XX века общепринятым было мнение, что в первую очередь машины заменят как раз-таки не творческие, а физически нагруженные профессии. Потому что мозг (даже сейчас, и уж тем более тогда был) изучен меньше, чем космическое пространство, зато рука — вдоль и поперёк. А потом оказалось, что несмотря на это, повторить деятельность мозга как раз-таки значительно проще — а главное, экономически эффективнее — чем руки. | ||
** Корректнее сказать, что нейросети | ** Корректнее сказать, что нейросети заменили [[МТХ]] и [[МТА]] и то не всех. Против нейросетей еще играет тот факт, что они постоянно "додумывают" какую-то хрень, да и еще могут обучаться (тот же ChatGPT) на неактуальных данных. Например, на юридическую тематику нейросеть напишет грамотный текст далеко не скоро. | ||
== Примечания == | == Примечания == |