Редактирование: Магия — это плохо
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
== А почему магия — это плохо? == | == А почему магия — это плохо? == | ||
Всё дело в том, что древние не видели магию, как «просто скилл», владеющий которым «просто знает, как» кинуть [[файербол]] | Всё дело в том, что древние не видели магию, как «просто скилл», владеющий которым «просто знает, как» кинуть [[файербол]]. Согласно древним представлениям о магии, человек сам по себе ничего не может, а чтобы что-то этакое сверхъестественное смочь, ему нужно обращаться за помощью к тем, кто может — то есть, к разнообразным духам. Соответственно, заклинания — обращения к этим самым духам, договоры с ними, просьбы к ним. В авраамических религиях все духи, кроме [[Ангел|строго определённых]], априори считаются демонами. Следовательно, тот, кто обращается за помощью к демонам — сатанист. Некоторые оккультисты средневековья пытались найти отмазку типа «А что если мы будем заклинать ангелов именем Бога?». У некоторых в единичных случаях прокатывало, но в конце концов авторитетное мнение церковников решило, что отмазка не катит. Что не мешает тем, кто не в ладах с собственной теологией, предаваться тому, что священники называют магизмом (строго молиться такому-то святому, околоцерковные суеверия и т. д.). | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
Строка 28: | Строка 24: | ||
* Христианские церкви в реальной жизни. Что, впрочем, не мешает им объявлять отдельных магов святыми. Яркий пример — святой Альберт, он же алхимик и чародей Альберт Великий. И да, он не делал из своей оккультной деятельности никакой тайны. | * Христианские церкви в реальной жизни. Что, впрочем, не мешает им объявлять отдельных магов святыми. Яркий пример — святой Альберт, он же алхимик и чародей Альберт Великий. И да, он не делал из своей оккультной деятельности никакой тайны. | ||
** А вот в их [[Хрустальный дракон Иисус|фэнтези-подобиях]] обычно [[религия — это магия]], что вызывает у многих [[Храмовник|представителей]] христианства желание обвинять [[фэнтези]] в кощунстве. | ** А вот в их [[Хрустальный дракон Иисус|фэнтези-подобиях]] обычно [[религия — это магия]], что вызывает у многих [[Храмовник|представителей]] христианства желание обвинять [[фэнтези]] в кощунстве. | ||
* Ислам и любая из его конфессий: хоть суннитская, хоть шиитская. Мусульмане крайне отрицательно относятся к ''любым''<ref>Да, даже гадание на суженого-ряженого — это страшный харам. Ибо является одновременно и магической практикой, и языческим обрядом.</ref> магическим практикам. Никаких компромиссов не допускалось, даже пророк Муххамед божественных чудес старался не демонстрировать. Ибо любое изменение реальности (а равно, предсказание судьбы) при помощи сверхъестественного — это попытка вмешательства в замысел Творца всего сущего и оскорбление лично Ему | * Ислам и любая из его конфессий: хоть суннитская, хоть шиитская. Мусульмане крайне отрицательно относятся к ''любым''<ref>Да, даже гадание на суженого-ряженого — это страшный харам. Ибо является одновременно и магической практикой, и языческим обрядом.</ref> магическим практикам. Никаких компромиссов не допускалось, даже пророк Муххамед божественных чудес старался не демонстрировать. Ибо любое изменение реальности (а равно, предсказание судьбы) при помощи сверхъестественного — это попытка вмешательства в замысел Творца всего сущего и оскорбление лично Ему. | ||
==== [[Литература]] ==== | ==== [[Литература]] ==== | ||
* Истории о докторе Фаусте, в особенности написанная Кристофером Марло. Вся магия подчёркнуто исходит от сатаны. А вот в народной версии легенды сам Фауст ''знает, как'' манипулировать стихиями/путешествовать во времени и пространстве/создавать иллюзии/делать гомункулов/прочее, а Мефистофель для него — завхоз, достающий дорогие компоненты для заклинаний. | * Истории о докторе Фаусте, в особенности написанная Кристофером Марло. Вся магия подчёркнуто исходит от сатаны. А вот в народной версии легенды сам Фауст ''знает, как'' манипулировать стихиями/путешествовать во времени и пространстве/создавать иллюзии/делать гомункулов/прочее, а Мефистофель для него — завхоз, достающий дорогие компоненты для заклинаний. | ||
* «Буря» Уильяма Шекспира: после того, как Просперо с помощью магии добивается всего, что ему хочется, он отрекается от магии и уничтожает все волшебные предметы. Зачем? Обоснование одно: магия — это плохо. Когда цель достигнута, в магической практике нужно раскаяться. При этом в эпилоге он продолжает переживать за то, что без магии теперь ему достанется. | * «Буря» Уильяма Шекспира: после того, как Просперо с помощью магии добивается всего, что ему хочется, он отрекается от магии и уничтожает все волшебные предметы. Зачем? Обоснование одно: магия — это плохо. Когда цель достигнута, в магической практике нужно раскаяться. При этом в эпилоге он продолжает переживать за то, что без магии теперь ему достанется. | ||
Строка 51: | Строка 46: | ||
* [[Darklands]] — вся магия исходит от демонов и лично сатаны, благо сеттинг — Германия XV века. Есть и хорошие способности мистического толка — молитвы священников и трансмутации алхимиков; но вот именно магия тут — стопроцентное зло и персонажам недоступна. | * [[Darklands]] — вся магия исходит от демонов и лично сатаны, благо сеттинг — Германия XV века. Есть и хорошие способности мистического толка — молитвы священников и трансмутации алхимиков; но вот именно магия тут — стопроцентное зло и персонажам недоступна. | ||
== [[Настольные игры]] == | |||
* [[GURPS]] Fantasy | * [[GURPS]] Fantasy II — любая магия с точки зрения жителей Мэдланда. Потому что пользуются ей либо шаманы, получающие свои силы от [[Боги — сволочи|богов]] с [[Серобуромалиновая мораль|серобуромалиновой моралью]], либо [[Плохие эльфы|Бездушные]]. | ||
==== [[Музыка]] ==== | ==== [[Музыка]] ==== | ||
* Лирический герой песни «Чёрный маг» группы | * Лирический герой песни «Чёрный маг» группы Эпидемия. | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Он не просил, не просил помочь — | Он не просил, не просил помочь — | ||
Строка 89: | Строка 84: | ||
** В реальной жизни такое тоже бывает — у шаманов или деревенских колдунов. | ** В реальной жизни такое тоже бывает — у шаманов или деревенских колдунов. | ||
** Но есть в «Гарри Поттере» и дьявольская магия, которой пользуется Сами-Знаете-Кто, вроде крестражей, которые калечат его душу и лишают её нормального посмертия. Есть и то, что даже ему хватает ума не трогать, типа неуправляемого адского огня, который сожжёт и вас. | ** Но есть в «Гарри Поттере» и дьявольская магия, которой пользуется Сами-Знаете-Кто, вроде крестражей, которые калечат его душу и лишают её нормального посмертия. Есть и то, что даже ему хватает ума не трогать, типа неуправляемого адского огня, который сожжёт и вас. | ||
* «[[Эрагон]]»: не сказано, что магия — это плохо, просто магия — это не для всех хорошо. Слишком опасна она для тех, у кого нет в качестве поддержки дракона, магического ордена или эльфийского леса. | * «[[Эрагон]]»: не сказано, что магия — это плохо, просто магия — это не для всех хорошо. Слишком опасна она для тех, у кого нет в качестве поддержки дракона, магического ордена или эльфийского леса. | ||
* «Маска чародея» Дарелла Швайцера: в сеттинге есть волшебники (wizard) — чудотворцы именем богов, способные в основном на всякие мелочи вроде дистанционной связи, и чародеи ([[sorcerer]]) — они опираются на ''собственную'' силу и тем самым вызывают недовольство богов, но зато умеют ходить в загробный мир как к себе домой и творить эпическую магию вроде искривления времени и пространства. Вопрос, который мучает главного героя — можно ли быть чародеем, но при этом оставаться хорошим парнем. {{spoiler|Можно, если ты готов регулярно жертвовать собой и страдать за других.}} | * «Маска чародея» Дарелла Швайцера: в сеттинге есть волшебники (wizard) — чудотворцы именем богов, способные в основном на всякие мелочи вроде дистанционной связи, и чародеи ([[sorcerer]]) — они опираются на ''собственную'' силу и тем самым вызывают недовольство богов, но зато умеют ходить в загробный мир как к себе домой и творить эпическую магию вроде искривления времени и пространства. Вопрос, который мучает главного героя — можно ли быть чародеем, но при этом оставаться хорошим парнем. {{spoiler|Можно, если ты готов регулярно жертвовать собой и страдать за других.}} | ||
Строка 111: | Строка 105: | ||
** Соль шутки в том, что всё это - наследие восстания рабов против магократии Тевинтера. А восстали рабы под предводительством... варварши-магички Андрасте, каковую и объявили "невестой Создателя" (о том, насколько сама Андрасте с этим соглашалась, фанаты будут спорить, пока не погаснет Солнце). | ** Соль шутки в том, что всё это - наследие восстания рабов против магократии Тевинтера. А восстали рабы под предводительством... варварши-магички Андрасте, каковую и объявили "невестой Создателя" (о том, насколько сама Андрасте с этим соглашалась, фанаты будут спорить, пока не погаснет Солнце). | ||
** Дополнительные очки за то, что приёмы храмовников базируются ровно на том же лириуме, что и магия магов. И вообще подозрительно напоминают особую узкоспециализированную ветвь магии (включая магию крови, как же без неё? В сеттинге магией крови не занимаются разве что маги Кругов). | ** Дополнительные очки за то, что приёмы храмовников базируются ровно на том же лириуме, что и магия магов. И вообще подозрительно напоминают особую узкоспециализированную ветвь магии (включая магию крови, как же без неё? В сеттинге магией крови не занимаются разве что маги Кругов). | ||
* В игре | * В игре The Lord of the Rings: War in the North герои встречают в последней крепости толпы одичавших психов, которые нападают на всех и каждого. Оказывается, это люди, которые пытались учиться магии и не справились с ней. Тех, которые «справились», в игре всего двое или трое. Мораль «магия — это плохо» налицо. Впрочем, Гэндальф там участвует, хотя и не колдует (даже «волшебником» ни разу не назван!), а то, что творит Андриэль, — на вид чистая магия, но не обижайте эльфийку — «древнее знание» и ничто иное! | ||
** Такой же подход в игровой серии The Lord of the Rings Online. | ** Такой же подход в игровой серии The Lord of the Rings Online. | ||
* Fire Emblem Awakening — одним из побочных эффектов становления плэгианским тёмным магом является безумие. Наглядно показано на двух игровых персонажах. Волшебница Тарья ярко выраженная [[яндере]]. Маг Генри с улыбкой на лице говорит о смерти и пытках, а также мечтает умереть самой болезненной и ужасной смертью, чем пугает даже Тарью. | * Fire Emblem Awakening — одним из побочных эффектов становления плэгианским тёмным магом является безумие. Наглядно показано на двух игровых персонажах. Волшебница Тарья ярко выраженная [[яндере]]. Маг Генри с улыбкой на лице говорит о смерти и пытках, а также мечтает умереть самой болезненной и ужасной смертью, чем пугает даже Тарью. | ||
Строка 120: | Строка 114: | ||
* [[Warhammer 40000]]: местная магия (псайкерство) является весьма опасной игрушкой (ибо как и в [[Dragon Age]], прорывает барьер между обычным миром и Имматериумом, а в Имматериуме водится такооое… И лучше с тем, что там водится, не встречаться, во всяком случае, не имея за спиной роты гвардейцев с тяжёлым вооружением и, по возможности, пары танков). И вполне закономерно псайкерство официально считается злом, церковь Императора (экклезиархия) её всячески порицает… Что никак не мешает официальным имперским структурам активно использовать санкционированных псайкеров (собственно, псайкеры-астропаты — единственный способ быстрой межзвездной связи, существующий у Человечества), а экклезиархии — объявлять отдельных псайкеров святыми. Санкционирование — это такой растянутый во времени и проходящий не где-то там, а на Терре, процесс, в ходе которого тех псайкеров, у кого соотношение «сила/способность её контролировать» чересчур уж высокое, отправляют на Астрономикон в роли керосина, а оставшимся промывают мозги садистскими методами, чтобы удостовериться, что те точно вообще никогда не посмеют ни на йоту отступить от инструкций по безопасному обращению с варп-силами. Помогает не всегда: Эйзенхорн, например, посмел. | * [[Warhammer 40000]]: местная магия (псайкерство) является весьма опасной игрушкой (ибо как и в [[Dragon Age]], прорывает барьер между обычным миром и Имматериумом, а в Имматериуме водится такооое… И лучше с тем, что там водится, не встречаться, во всяком случае, не имея за спиной роты гвардейцев с тяжёлым вооружением и, по возможности, пары танков). И вполне закономерно псайкерство официально считается злом, церковь Императора (экклезиархия) её всячески порицает… Что никак не мешает официальным имперским структурам активно использовать санкционированных псайкеров (собственно, псайкеры-астропаты — единственный способ быстрой межзвездной связи, существующий у Человечества), а экклезиархии — объявлять отдельных псайкеров святыми. Санкционирование — это такой растянутый во времени и проходящий не где-то там, а на Терре, процесс, в ходе которого тех псайкеров, у кого соотношение «сила/способность её контролировать» чересчур уж высокое, отправляют на Астрономикон в роли керосина, а оставшимся промывают мозги садистскими методами, чтобы удостовериться, что те точно вообще никогда не посмеют ни на йоту отступить от инструкций по безопасному обращению с варп-силами. Помогает не всегда: Эйзенхорн, например, посмел. | ||
** Есть и гораздо более опасная разновидность магии: собственно магия или колдовство. Если написать в Администратум явку с повинной о пси-способностях, то тебя «всего лишь» отправят на Чёрный Корабль Инквизиции с последующим прохождением процесса, описанного выше. А вот сказать официальному имперскому лицу: «я — колдун» — примерно то же самое, что и попросить: «сожгите меня, пожалуйста, и не вздумайте жалеть прометия». Всё дело в том, что колдуны пользуются не своей силой, а заключают сделки с демонами Варпа со вполне предсказуемыми последствиями. | ** Есть и гораздо более опасная разновидность магии: собственно магия или колдовство. Если написать в Администратум явку с повинной о пси-способностях, то тебя «всего лишь» отправят на Чёрный Корабль Инквизиции с последующим прохождением процесса, описанного выше. А вот сказать официальному имперскому лицу: «я — колдун» — примерно то же самое, что и попросить: «сожгите меня, пожалуйста, и не вздумайте жалеть прометия». Всё дело в том, что колдуны пользуются не своей силой, а заключают сделки с демонами Варпа со вполне предсказуемыми последствиями. | ||
* [[Warhammer Fantasy | * [[Warhammer Fantasy]] — примерно то же, что в «сороковнике». ''Любая'' магия берёт начало в Хаосе. Но если маг со светлой стороны может держать её под контролем, то всё ок. | ||
* [[World of Darkness]]: самые злостные противники и развенчатели магии — это Технократы. Можно понять, магия неуправляема, она пропускает в мир смертных <s>демонов и призраков</s> внепространственные объекты и агрессивных чужих, это уж не говоря про [[Апокалиптический маньяк|нефанди]]. Другое дело, что сторонники научного метода и технологического прогресса тоже… маги. Просто их фетиши и фокусы направлены на создание единой всечеловеческой конвенциональной магической парадигмы, которой и стала наука. Нужно ли говорить, что каждый технократ в совершенстве освоил [[двоемыслие]]? | * [[World of Darkness]]: самые злостные противники и развенчатели магии — это Технократы. Можно понять, магия неуправляема, она пропускает в мир смертных <s>демонов и призраков</s> внепространственные объекты и агрессивных чужих, это уж не говоря про [[Апокалиптический маньяк|нефанди]]. Другое дело, что сторонники научного метода и технологического прогресса тоже… маги. Просто их фетиши и фокусы направлены на создание единой всечеловеческой конвенциональной магической парадигмы, которой и стала наука. Нужно ли говорить, что каждый технократ в совершенстве освоил [[двоемыслие]]? | ||