Редактирование: Магия — это плохо

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 17: Строка 17:


== А почему магия — это плохо? ==
== А почему магия — это плохо? ==
Всё дело в том, что древние не видели магию, как «просто скилл», владеющий которым «просто знает, как» кинуть [[файербол]] и уж тем более не как «просто очень-очень продвинутую технологию» в духе знаменитой цитаты Кларка. Согласно древним представлениям о магии, человек сам по себе ничего не может, а чтобы что-то этакое сверхъестественное смочь, ему нужно обращаться за помощью к тем, кто может — то есть, к разнообразным духам. Соответственно, заклинания — обращения к этим самым духам, договоры с ними, просьбы к ним. В авраамических религиях все духи, кроме [[Ангел|строго определённых]], априори считаются демонами. Следовательно, тот, кто обращается за помощью к демонам — сатанист.  
Всё дело в том, что древние не видели магию, как «просто скилл», владеющий которым «просто знает, как» кинуть [[файербол]]. Согласно древним представлениям о магии, человек сам по себе ничего не может, а чтобы что-то этакое сверхъестественное смочь, ему нужно обращаться за помощью к тем, кто может — то есть, к разнообразным духам. Соответственно, заклинания — обращения к этим самым духам, договоры с ними, просьбы к ним. В авраамических религиях все духи, кроме [[Ангел|строго определённых]], априори считаются демонами. Следовательно, тот, кто обращается за помощью к демонам — сатанист. Некоторые оккультисты средневековья пытались найти отмазку типа «А что если мы будем заклинать ангелов именем Бога?». У некоторых в единичных случаях прокатывало, но в конце концов авторитетное мнение церковников решило, что отмазка не катит. Что не мешает тем, кто не в ладах с собственной теологией, предаваться тому, что священники называют магизмом (строго молиться такому-то святому, околоцерковные суеверия и т. д.).
 
А как же тогда «белая» магия — спросите вы? А это, с точки зрения теологов, ещё хуже. Ибо «белый» маг либо просто маскирующийся «чёрный» (который выгодно выигрывает у «белого» уже хотя бы тем, что не вводит в заблуждение своих клиентов относительно источника своих сил), либо, в лучшем случае — персонаж, который возомнил себе, что может командовать самим Богом и его слугами-ангелами. Деточка, тебе корона не жмёт? Некоторые оккультисты средневековья пытались найти отмазку типа «А что, если мы будем заклинать ангелов именем Бога?». У некоторых (в единичных случаях прокатывало), но в конце концов авторитетное мнение церковников решило, что отмазка не катит. На худой конец, это просто безграмотный человек, искренне считающий Бога обезличенным и глухим к людям автоматом, который влёгкую «зохавает» и обработает любой поступивший к нему запрос, даже такой абсурдный как свечка, поставленная «за упокой» ещё живому человеку. Что, мягко говоря, не только еретично, но и крайне непочтительно.
 
Наконец, считать таинства церкви (крещение, исповедь, елеопомазание и так далее) «магией» тоже ересь. Просто потому что таковые есть обращение человека к Богу, где результат прямо зависит от помыслов обратившегося и его жизненных обстоятельств, а не от повторенных без ошибки формул и расставленных по линеечке свечей. Что не мешает тем, кто не в ладах с собственной теологией, предаваться тому, что священники называют магизмом (строго молиться такому-то святому, околоцерковные суеверия и т. д.).


== Где встречается ==
== Где встречается ==
Строка 28: Строка 24:
* Христианские церкви в реальной жизни. Что, впрочем, не мешает им объявлять отдельных магов святыми. Яркий пример — святой Альберт, он же алхимик и чародей Альберт Великий. И да, он не делал из своей оккультной деятельности никакой тайны.
* Христианские церкви в реальной жизни. Что, впрочем, не мешает им объявлять отдельных магов святыми. Яркий пример — святой Альберт, он же алхимик и чародей Альберт Великий. И да, он не делал из своей оккультной деятельности никакой тайны.
** А вот в их [[Хрустальный дракон Иисус|фэнтези-подобиях]] обычно [[религия — это магия]], что вызывает у многих [[Храмовник|представителей]] христианства желание обвинять [[фэнтези]] в кощунстве.
** А вот в их [[Хрустальный дракон Иисус|фэнтези-подобиях]] обычно [[религия — это магия]], что вызывает у многих [[Храмовник|представителей]] христианства желание обвинять [[фэнтези]] в кощунстве.
* Ислам и любая из его конфессий: хоть суннитская, хоть шиитская. Мусульмане крайне отрицательно относятся к ''любым''<ref>Да, даже гадание на суженого-ряженого — это страшный харам. Ибо является одновременно и магической практикой, и языческим обрядом.</ref> магическим практикам. Никаких компромиссов не допускалось, даже пророк Муххамед божественных чудес старался не демонстрировать. Ибо любое изменение реальности (а равно, предсказание судьбы) при помощи сверхъестественного — это попытка вмешательства в замысел Творца всего сущего и оскорбление лично Ему. Строго говоря, подобные различия вызваны именно теологическим базисом. В христианстве люди сами творят свою судьбу и наделены свободой воли — в том числе и в том, чтобы жить без Бога и его заповедей (каковой даже в самих строгих толкованиях тянет максимум на гаишника, демонстративно-показательно штрафующего явных лихачей за совсем уж вопиющие нарушения — в назидание, но при этом не собирающийся контролировать каждый их шаг; так что если грешник будет злостно лихачить на жизненном пути и предсказуемо улетит в кювет Ада — то Сам Себе Злобный Буратино). В исламе же Всевышний — в первую очередь, всемогущий господин, который милостив к своим верным слугам, но при этом не терпит непокорности и попыток его обмануть, а судьба человека во многом предрешена свыше.
* Ислам и любая из его конфессий: хоть суннитская, хоть шиитская. Мусульмане крайне отрицательно относятся к ''любым''<ref>Да, даже гадание на суженого-ряженого — это страшный харам. Ибо является одновременно и магической практикой, и языческим обрядом.</ref> магическим практикам. Никаких компромиссов не допускалось, даже пророк Муххамед божественных чудес старался не демонстрировать. Ибо любое изменение реальности (а равно, предсказание судьбы) при помощи сверхъестественного — это попытка вмешательства в замысел Творца всего сущего и оскорбление лично Ему.


==== [[Литература]] ====
==== [[Литература]] ====
* Да всё тот же [[Старше, чем феодализм|Ветхий Завет]]. Где есть, на минуточку, описания некромансии (в её первоначальном значении общения с мертвыми) — а именно сцена, где колдунья из Аэдора вызывает по просьбе царя Саула накануне решающей битвы дух пророка Самуила. Ничем хорошим данная затея не заканчивается — явившийся из загробного мира Самуил и изрекает «завтра ты и сыны твои будут со мною». И щё бы ви таки думали? «Так и вышло!» ©
* Истории о докторе Фаусте, в особенности написанная Кристофером Марло. Вся магия подчёркнуто исходит от сатаны. А вот в народной версии легенды сам Фауст ''знает, как'' манипулировать стихиями/путешествовать во времени и пространстве/создавать иллюзии/делать гомункулов/прочее, а Мефистофель для него — завхоз, достающий дорогие компоненты для заклинаний.
* Истории о докторе Фаусте, в особенности написанная Кристофером Марло. Вся магия подчёркнуто исходит от сатаны. А вот в народной версии легенды сам Фауст ''знает, как'' манипулировать стихиями/путешествовать во времени и пространстве/создавать иллюзии/делать гомункулов/прочее, а Мефистофель для него — завхоз, достающий дорогие компоненты для заклинаний.
* «Буря» Уильяма Шекспира: после того, как Просперо с помощью магии добивается всего, что ему хочется, он отрекается от магии и уничтожает все волшебные предметы. Зачем? Обоснование одно: магия — это плохо. Когда цель достигнута, в магической практике нужно раскаяться. При этом в эпилоге он продолжает переживать за то, что без магии теперь ему достанется.
* «Буря» Уильяма Шекспира: после того, как Просперо с помощью магии добивается всего, что ему хочется, он отрекается от магии и уничтожает все волшебные предметы. Зачем? Обоснование одно: магия — это плохо. Когда цель достигнута, в магической практике нужно раскаяться. При этом в эпилоге он продолжает переживать за то, что без магии теперь ему достанется.
Строка 51: Строка 46:
* [[Darklands]] — вся магия исходит от демонов и лично сатаны, благо сеттинг — Германия XV века. Есть и хорошие способности мистического толка — молитвы священников и трансмутации алхимиков; но вот именно магия тут — стопроцентное зло и персонажам недоступна.
* [[Darklands]] — вся магия исходит от демонов и лично сатаны, благо сеттинг — Германия XV века. Есть и хорошие способности мистического толка — молитвы священников и трансмутации алхимиков; но вот именно магия тут — стопроцентное зло и персонажам недоступна.


==== [[Настольные игры]] ====
== [[Настольные игры]] ==
* [[GURPS]] Fantasy II — любая магия с точки зрения жителей Мэдланда. Потому что пользуются ей либо шаманы, получающие свои силы от [[Боги — сволочи|богов]] с [[Серобуромалиновая мораль|серобуромалиновой моралью]], либо [[Плохие эльфы|Бездушные]].
* [[GURPS]] Fantasy II — любая магия с точки зрения жителей Мэдланда. Потому что пользуются ей либо шаманы, получающие свои силы от [[Боги — сволочи|богов]] с [[Серобуромалиновая мораль|серобуромалиновой моралью]], либо [[Плохие эльфы|Бездушные]].


==== [[Музыка]] ====
==== [[Музыка]] ====
* Лирический герой песни «Чёрный маг» группы [[Эпидемия (группа)]] (по замыслу — лично [[Сага о Копье|Рейстлин Маджере]]).
* Лирический герой песни «Чёрный маг» группы Эпидемия.
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Он не просил, не просил помочь —
Он не просил, не просил помочь —
Строка 89: Строка 84:
** В реальной жизни такое тоже бывает — у шаманов или деревенских колдунов.
** В реальной жизни такое тоже бывает — у шаманов или деревенских колдунов.
** Но есть в «Гарри Поттере» и дьявольская магия, которой пользуется Сами-Знаете-Кто, вроде крестражей, которые калечат его душу и лишают её нормального посмертия. Есть и то, что даже ему хватает ума не трогать, типа неуправляемого адского огня, который сожжёт и вас.
** Но есть в «Гарри Поттере» и дьявольская магия, которой пользуется Сами-Знаете-Кто, вроде крестражей, которые калечат его душу и лишают её нормального посмертия. Есть и то, что даже ему хватает ума не трогать, типа неуправляемого адского огня, который сожжёт и вас.
*** В некоторых фанфиках вроде «Princess of the Blacks» развитие - есть темная магия - запрещена в Англии но разрешена (для сдавших экзамен на лицензию и при условии что не используется для убийства если это НЕ самооборона, в Англии могут признать лицензию если очень надо) и есть черная (black) магия. Вольдеморт был и черным магом тоже. Черный маг подлежит казни при обнаружении, если смогут. Причины просты: черный маг не может без убийств, уж так это магия работает, а большинство черных магов - полные неадекваты которые будут убивать когда хочется если это даст малейшее преимущество. Jen-не-называйте-меня-Jenny-Potter Black именно черный маг но старается все же убивать врагов а не совсем непричастных посторонних и даже иногда помогает посторонним (а потом находит находит объяснение что это ж ей выгодно было).
* «[[Эрагон]]»: не сказано, что магия — это плохо, просто магия — это не для всех хорошо. Слишком опасна она для тех, у кого нет в качестве поддержки дракона, магического ордена или эльфийского леса.
* «[[Эрагон]]»: не сказано, что магия — это плохо, просто магия — это не для всех хорошо. Слишком опасна она для тех, у кого нет в качестве поддержки дракона, магического ордена или эльфийского леса.
* «Маска чародея» Дарелла Швайцера: в сеттинге есть волшебники (wizard) — чудотворцы именем богов, способные в основном на всякие мелочи вроде дистанционной связи, и чародеи ([[sorcerer]]) — они опираются на ''собственную'' силу и тем самым вызывают недовольство богов, но зато умеют ходить в загробный мир как к себе домой и творить эпическую магию вроде искривления времени и пространства. Вопрос, который мучает главного героя — можно ли быть чародеем, но при этом оставаться хорошим парнем. {{spoiler|Можно, если ты готов регулярно жертвовать собой и страдать за других.}}
* «Маска чародея» Дарелла Швайцера: в сеттинге есть волшебники (wizard) — чудотворцы именем богов, способные в основном на всякие мелочи вроде дистанционной связи, и чародеи ([[sorcerer]]) — они опираются на ''собственную'' силу и тем самым вызывают недовольство богов, но зато умеют ходить в загробный мир как к себе домой и творить эпическую магию вроде искривления времени и пространства. Вопрос, который мучает главного героя — можно ли быть чародеем, но при этом оставаться хорошим парнем. {{spoiler|Можно, если ты готов регулярно жертвовать собой и страдать за других.}}
Строка 111: Строка 105:
** Соль шутки в том, что всё это - наследие восстания рабов против магократии Тевинтера. А восстали рабы под предводительством... варварши-магички Андрасте, каковую и объявили "невестой Создателя" (о том, насколько сама Андрасте с этим соглашалась, фанаты будут спорить, пока не погаснет Солнце).
** Соль шутки в том, что всё это - наследие восстания рабов против магократии Тевинтера. А восстали рабы под предводительством... варварши-магички Андрасте, каковую и объявили "невестой Создателя" (о том, насколько сама Андрасте с этим соглашалась, фанаты будут спорить, пока не погаснет Солнце).
** Дополнительные очки за то, что приёмы храмовников базируются ровно на том же лириуме, что и магия магов. И вообще подозрительно напоминают особую узкоспециализированную ветвь магии (включая магию крови, как же без неё? В сеттинге магией крови не занимаются разве что маги Кругов).
** Дополнительные очки за то, что приёмы храмовников базируются ровно на том же лириуме, что и магия магов. И вообще подозрительно напоминают особую узкоспециализированную ветвь магии (включая магию крови, как же без неё? В сеттинге магией крови не занимаются разве что маги Кругов).
* В игре [[The Lord of the Rings: War in the North]] герои встречают в последней крепости толпы одичавших психов, которые нападают на всех и каждого. Оказывается, это люди, которые пытались учиться магии и не справились с ней. Тех, которые «справились», в игре всего двое или трое. Мораль «магия — это плохо» налицо. Впрочем, Гэндальф там участвует, хотя и не колдует (даже «волшебником» ни разу не назван!), а то, что творит Андриэль, — на вид чистая магия, но не обижайте эльфийку — «древнее знание» и ничто иное!
* В игре The Lord of the Rings: War in the North герои встречают в последней крепости толпы одичавших психов, которые нападают на всех и каждого. Оказывается, это люди, которые пытались учиться магии и не справились с ней. Тех, которые «справились», в игре всего двое или трое. Мораль «магия — это плохо» налицо. Впрочем, Гэндальф там участвует, хотя и не колдует (даже «волшебником» ни разу не назван!), а то, что творит Андриэль, — на вид чистая магия, но не обижайте эльфийку — «древнее знание» и ничто иное!
** Такой же подход в игровой серии The Lord of the Rings Online.
** Такой же подход в игровой серии The Lord of the Rings Online.
* Fire Emblem Awakening — одним из побочных эффектов становления плэгианским тёмным магом является безумие. Наглядно показано на двух игровых персонажах. Волшебница Тарья ярко выраженная [[яндере]]. Маг Генри с улыбкой на лице говорит о смерти и пытках, а также мечтает умереть самой болезненной и ужасной смертью, чем пугает даже Тарью.
* Fire Emblem Awakening — одним из побочных эффектов становления плэгианским тёмным магом является безумие. Наглядно показано на двух игровых персонажах. Волшебница Тарья ярко выраженная [[яндере]]. Маг Генри с улыбкой на лице говорит о смерти и пытках, а также мечтает умереть самой болезненной и ужасной смертью, чем пугает даже Тарью.
Строка 120: Строка 114:
* [[Warhammer 40000]]: местная магия (псайкерство) является весьма опасной игрушкой (ибо как и в [[Dragon Age]], прорывает барьер между обычным миром и Имматериумом, а в Имматериуме водится такооое… И лучше с тем, что там водится, не встречаться, во всяком случае, не имея за спиной роты гвардейцев с тяжёлым вооружением и, по возможности, пары танков). И вполне закономерно псайкерство официально считается злом, церковь Императора (экклезиархия) её всячески порицает… Что никак не мешает официальным имперским структурам активно использовать санкционированных псайкеров (собственно, псайкеры-астропаты — единственный способ быстрой межзвездной связи, существующий у Человечества), а экклезиархии — объявлять отдельных псайкеров святыми. Санкционирование — это такой растянутый во времени и проходящий не где-то там, а на Терре, процесс, в ходе которого тех псайкеров, у кого соотношение «сила/способность её контролировать» чересчур уж высокое, отправляют на Астрономикон в роли керосина, а оставшимся промывают мозги садистскими методами, чтобы удостовериться, что те точно вообще никогда не посмеют ни на йоту отступить от инструкций по безопасному обращению с варп-силами. Помогает не всегда: Эйзенхорн, например, посмел.
* [[Warhammer 40000]]: местная магия (псайкерство) является весьма опасной игрушкой (ибо как и в [[Dragon Age]], прорывает барьер между обычным миром и Имматериумом, а в Имматериуме водится такооое… И лучше с тем, что там водится, не встречаться, во всяком случае, не имея за спиной роты гвардейцев с тяжёлым вооружением и, по возможности, пары танков). И вполне закономерно псайкерство официально считается злом, церковь Императора (экклезиархия) её всячески порицает… Что никак не мешает официальным имперским структурам активно использовать санкционированных псайкеров (собственно, псайкеры-астропаты — единственный способ быстрой межзвездной связи, существующий у Человечества), а экклезиархии — объявлять отдельных псайкеров святыми. Санкционирование — это такой растянутый во времени и проходящий не где-то там, а на Терре, процесс, в ходе которого тех псайкеров, у кого соотношение «сила/способность её контролировать» чересчур уж высокое, отправляют на Астрономикон в роли керосина, а оставшимся промывают мозги садистскими методами, чтобы удостовериться, что те точно вообще никогда не посмеют ни на йоту отступить от инструкций по безопасному обращению с варп-силами. Помогает не всегда: Эйзенхорн, например, посмел.
** Есть и гораздо более опасная разновидность магии: собственно магия или колдовство. Если написать в Администратум явку с повинной о пси-способностях, то тебя «всего лишь» отправят на Чёрный Корабль Инквизиции с последующим прохождением процесса, описанного выше. А вот сказать официальному имперскому лицу: «я — колдун» — примерно то же самое, что и попросить: «сожгите меня, пожалуйста, и не вздумайте жалеть прометия». Всё дело в том, что колдуны пользуются не своей силой, а заключают сделки с демонами Варпа со вполне предсказуемыми последствиями.
** Есть и гораздо более опасная разновидность магии: собственно магия или колдовство. Если написать в Администратум явку с повинной о пси-способностях, то тебя «всего лишь» отправят на Чёрный Корабль Инквизиции с последующим прохождением процесса, описанного выше. А вот сказать официальному имперскому лицу: «я — колдун» — примерно то же самое, что и попросить: «сожгите меня, пожалуйста, и не вздумайте жалеть прометия». Всё дело в том, что колдуны пользуются не своей силой, а заключают сделки с демонами Варпа со вполне предсказуемыми последствиями.
* [[Warhammer Fantasy Battles]] — примерно то же, что в «сороковнике». ''Любая'' магия берёт начало в Хаосе. Но если маг со светлой стороны может держать её под контролем, то всё ок.
* [[Warhammer Fantasy]] — примерно то же, что в «сороковнике». ''Любая'' магия берёт начало в Хаосе. Но если маг со светлой стороны может держать её под контролем, то всё ок.
* [[World of Darkness]]: самые злостные противники и развенчатели магии — это Технократы. Можно понять, магия неуправляема, она пропускает в мир смертных <s>демонов и призраков</s> внепространственные объекты и агрессивных чужих, это уж не говоря про [[Апокалиптический маньяк|нефанди]]. Другое дело, что сторонники научного метода и технологического прогресса тоже… маги. Просто их фетиши и фокусы направлены на создание единой всечеловеческой конвенциональной магической парадигмы, которой и стала наука. Нужно ли говорить, что каждый технократ в совершенстве освоил [[двоемыслие]]?
* [[World of Darkness]]: самые злостные противники и развенчатели магии — это Технократы. Можно понять, магия неуправляема, она пропускает в мир смертных <s>демонов и призраков</s> внепространственные объекты и агрессивных чужих, это уж не говоря про [[Апокалиптический маньяк|нефанди]]. Другое дело, что сторонники научного метода и технологического прогресса тоже… маги. Просто их фетиши и фокусы направлены на создание единой всечеловеческой конвенциональной магической парадигмы, которой и стала наука. Нужно ли говорить, что каждый технократ в совершенстве освоил [[двоемыслие]]?


Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!