Редактирование: Магократия
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 3: | Строка 3: | ||
'''Магократия''' — государственное устройство, при котором во главе государства стоит [[маг]] или совет магов. Понятие появилось в [[CRPG|ролевой игре]] ''[[Dungeons & Dragons]]'' и образовано по принципу латинизированных наименований государственных строев: [[демократия]], [[теократия]] и т. п. с корнем «кратос» («правящая власть»). Один из [[штамп]]ов мира [[фэнтези]]. | '''Магократия''' — государственное устройство, при котором во главе государства стоит [[маг]] или совет магов. Понятие появилось в [[CRPG|ролевой игре]] ''[[Dungeons & Dragons]]'' и образовано по принципу латинизированных наименований государственных строев: [[демократия]], [[теократия]] и т. п. с корнем «кратос» («правящая власть»). Один из [[штамп]]ов мира [[фэнтези]]. | ||
Гай Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» описывал [[друид]]ов как правителей [[w:Галлы|галлов]] — волшебников, лекарей, судей, пророков и прорицателей, которые с помощью магии и жертвоприношений (в том числе [[ | Гай Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» описывал [[друид]]ов как правителей [[w:Галлы|галлов]] — волшебников, лекарей, судей, пророков и прорицателей, которые с помощью магии и жертвоприношений (в том числе [[человеческие жертвоприношения|человеческих]], но подобное применялось только в исключительных случаях) могли влиять на исход будущих битв. | ||
'''Важная деталь:''' если наличие и сила магии никак не влияют на занимаемую должность, то это не сабж, даже если правитель является магом. Например, если в сеттинге ''все'' маги, то, ясное дело, в правительстве тоже будут сидеть волшебники, других-то персонажей в этом мире нет. Но если эти волшебники попали туда за организаторские способности и склонность к интригам, а вовсе не по причине большой магической силы — это вовсе не магократия. Такие примеры можно заносить в статью «[[Лидер и маг]]» (когда волшебник возглавляет структуру, включающую не-магов) или «[[Верховный маг]]» (для лидеров сугубо магических организаций). | '''Важная деталь:''' если наличие и сила магии никак не влияют на занимаемую должность, то это не сабж, даже если правитель является магом. Например, если в сеттинге ''все'' маги, то, ясное дело, в правительстве тоже будут сидеть волшебники, других-то персонажей в этом мире нет. Но если эти волшебники попали туда за организаторские способности и склонность к интригам, а вовсе не по причине большой магической силы — это вовсе не магократия. Такие примеры можно заносить в статью «[[Лидер и маг]]» (когда волшебник возглавляет структуру, включающую не-магов) или «[[Верховный маг]]» (для лидеров сугубо магических организаций). | ||
Как правило, магократия срисована с аристократии. Объясняется это широкой распространённостью тропа [[Магом можно только родиться]]. Даже там, где действует [[Магия - | Как правило, магократия срисована с аристократии. Объясняется это широкой распространённостью тропа [[Магом можно только родиться]]. Даже там, где действует [[Магия - это наука|противоположный троп]], всё равно обычно есть либо талант к магии, либо чувствительность к Силе/тонким материям. И если ты обделён талантом — увы. | ||
Соответственно, магократия стоит на том, что магия либо передается по наследству (тогда маги формируют правящее сословие), либо проявляется случайным образом (тогда маги создают | Соответственно, магократия стоит на том, что магия либо передается по наследству (тогда маги формируют правящее сословие), либо проявляется случайным образом (тогда маги создают школы, куда забирают одаренных детей). И в том, и в другом случае маги формируют закрытую касту, куда не-маг, естественно, попасть не может. Если эта каста правит государством, мы получаем максимально жёсткую форму феодализма. | ||
Вдобавок | Вдобавок маги традиционно живут столетиями. Этот штамп очень нравится авторам фэнтези и не теряет популярности веками. То есть наш феодал еще и правит 500 лет, никому не давая порулить. Понятно, какое социальное напряжение получается в таких сеттингах, и как жёстко старым магам приходится отстаивать свою власть. | ||
Неудивительно, что магократия, с высокой вероятностью, это — государство | Неудивительно, что магократия, с высокой вероятностью, это — государство злого властелина или тёмное царство злобных магов. | ||
Положительные примеры магократии обычно сводятся к схеме: | Положительные примеры магократии обычно сводятся к схеме: «добрые маги нами правят, защищают от демонов и не лезут в наши дела, дела простого народа». Так живёт Халруаа из DnD, Хранимое Королевство из «Гибели богов» Ника Перумова. Таков Даларан из мира [[Warcraft]]. О чём-то таком мечтал дедушка Толкин. Ярчайший пример хорошей, годной магократии: [[Макс Фрай|мир Ехо Макса Фрая]]. С той лишь оговоркой, что, по нашим понятиям, там все маги. | ||
Хорошая магократия поражает соседей высочайшим уровнем жизни: там всегда высокие урожаи, там нет нужды в раздутой, дорогой армии, там мало преступлений и всегда спокойно. А | Хорошая магократия поражает соседей высочайшим уровнем жизни: там всегда высокие урожаи, там нет нужды в раздутой, дорогой армии, там мало преступлений и всегда спокойно. А еще при правильной магократии вам в любой таверне нальют вкуснейший авторский кофе и в любой подворотне будут распивать уникальный крафтовый эль. Потому что маги — [[Гурман-порно|известные гурманы]]. | ||
И, конечно же, в процветающей магократии будут [[Летающий город|летающие города]]! Летающий город — гордость магов-трудящихся! | И, конечно же, в процветающей магократии будут [[Летающий город|летающие города]]! Летающий город — гордость магов-трудящихся! | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
В стандартных фэнтези-мирах магократия нечасто встречается в чистом виде. Гораздо охотнее маги выступают в роли консультантов-советников, либо формируют замкнутую касту, не претендующую на верховную власть. Об этом — см.статью [[Парадокс магократии]]. | В стандартных фэнтези-мирах магократия нечасто встречается в чистом виде. Гораздо охотнее маги выступают в роли консультантов-советников, либо формируют замкнутую касту, не претендующую на верховную власть. Об этом — см.статью [[Парадокс магократии]]. | ||
Дойлистское объяснение: стандартный фэнтези-мир копируется с европейского | Дойлистское объяснение: стандартный фэнтези-мир копируется с европейского средневековья, где правили короли, а «маги» либо горели на кострах, либо сидели по подвалам, извлекая философский камень из навоза и купоросов. | ||
Ватсонианских обоснуев существует много. | Ватсонианских обоснуев существует много. | ||
1. Магов не интересует власть, как в нашем мире она не интересует серьёзных учёных. Интересы магов лежат совершенно в иных плоскостях и требуют колоссальных усилий, что влечёт за собой отрешённость от мира и потерю социальных связей. При этом вполне может быть что некоторые маги могут как раз хотеть власти, но не вложив в изучение магии безумное количество усилий, у них просто не хватит сил | 1. Магов не интересует власть, как в нашем мире она не интересует серьёзных учёных. Интересы магов лежат совершенно в иных плоскостях и требуют колоссальных усилий, что влечёт за собой отрешённость от мира и потерю социальных связей. При этом вполне может быть что некоторые маги могут как раз хотеть власти, но не вложив в изучение магии безумное количество усилий, у них просто не хватит сил что бы перехватить власть. А когда вложат — им уже будет не до того. Крайний случай: магам вообще плевать на простых смертных. Совсем. Долина Ника Перумова, исход с Земли Стругацких люденов и еще множество примеров. | ||
2. По тем или иным причинам, между магами и не-магами существует неискоренимая классовая вражда. Либо маги угнетают нормалов, либо наоборот, а третьего не дано ввиду заведомо разных физических возможностей, у магов же при этом не хватает сил и/или численности, | 2. По тем или иным причинам, между магами и не-магами существует неискоренимая классовая вражда. Либо маги угнетают нормалов, либо наоборот, а третьего не дано ввиду заведомо разных физических возможностей, у магов же при этом не хватает сил и/или численности, что бы уверенно держать власть, и в итоге магические режимы нередко свергаются. В такой ситуации маги часто помогают угнетать или изолировать «своих», из-за страха очередной войны с нормалами, или как минимум погромов. На этом постулате стоит вселенная [[Dragon Age]], где рабовладельческая диктатура магов Тевинтера, в большей части мира сменилась «свободным» миром, в котором магов загнали в шарашки и лишили гражданских прав. Похожая ситуация во вселенной [[Warhammer]], где псайкеров зверски угнетают во имя человечества, а магов хаоса просто жгут без разговоров. | ||
3. В мире существуют сильные противовесы магии. Например, на Фаэруне (DnD) маги, безусловно сильны, но и жрецы немногим слабее, а исключительно сильный воин, вроде Дриззта, снаряженный хорошими артефактами способен убивать магов десятками (не разом, естественно, а за всю карьеру). А | 3. В мире существуют сильные противовесы магии. Например, на Фаэруне (DnD) маги, безусловно сильны, но и жрецы немногим слабее, а исключительно сильный воин, вроде Дриззта, снаряженный хорошими артефактами способен убивать магов десятками (не разом, естественно, а за всю карьеру). А еще есть шаманы и расы, сильные сами по себе, вроде великанов и драконов… В таком мире маг мало чем отличается от современного снайпера или диверсанта. Тем более, что магические патроны в DnD отнюдь не бесконечны, а хитро-выдуманные [[Чернокнижие|договора с высшими силами]] обычно плохо кончаются для смертного фигуранта. | ||