Редактирование: Межавторский проект

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 4: Строка 4:


Иногда под понятие межавторского проекта могут попадать авторские серии книг, которые пишутся вроде как одним автором, подозреваемым в массовом наборе литературных негров, и при этом подходящие под остальные элементы этого понятия.
Иногда под понятие межавторского проекта могут попадать авторские серии книг, которые пишутся вроде как одним автором, подозреваемым в массовом наборе литературных негров, и при этом подходящие под остальные элементы этого понятия.
Своеобразная [[аверсия]] явления – [[Поменять имена]].


== Отличительные черты ==
== Отличительные черты ==
Технически довольно существенная часть издаваемой литературы так или иначе обладает коммерческой направленностью, а кооперация среди авторов писателей не так уж и редка — но всё это далеко не всегда превращает цикл в предмет статьи.
Технически довольно существенная часть издаваемой литературы так или иначе обладает коммерческой направленностью, а кооперация среди авторов писателей не так уж и редка — но всё это далеко не всегда превращает цикл в предмет статьи.
# [[Знают именно за это]] — настоящий межавторский проект обязательно содержит пару-тройку безошибочно узнаваемых сквозных элементов цикла… На чём всё общее между творениями разных авторов по этому сеттингу заканчивается, потому что эти «объединяющие элементы» служат своего рода ''«правилами-соглашениями»'' для объединения произведений в единую вселенную — окромя оных сквозных символов больше ничего другого глобально общего для всех произведений цикла нет, а они сами со всеми своими описаниями временами могут уместиться на паре-тройке страниц.
# [[Знают именно за это]] — настоящий межавторский проект обязательно содержит пару-тройку безошибочно узнаваемых сквозных элементов цикла… На чём всё общее между творениями разных авторов по этому сеттингу заканчивается, потому что эти «объединяющие элементы» служат своего рода ''«правилами-соглашениями»'' для объединения произведений в единую вселенную — окромя оных сквозных символов больше ничего другого глобально общего для всех произведений цикла нет, а они сами со всеми своими описаниями временами могут уместиться на паре-тройке страниц.
## [[Статичный сеттинг]] — одна из определяющих основ межавторского проекта, позволяющая свести взаимодействие между авторами к минимуму. Ни одно из описываемых приключений не приводит к каким-то глобальным переменам в самом сеттинге, за счёт чего работающим над произведениями по сеттингу авторам по большому счёту совершенно не обязательно знать не только о событиях произведений друг друга, но и вообще друг о друге<ref>Справедливости ради, сеттинг необязательно является статичным, но происходящие в нём изменения обычно глобальны, и являются, скорее, исторической вехой в межавторнском цикле - произведения чётко будут делиться на "до большого бадабума", "во время большого бадабума" и "после большого бадабума".</ref>.
## [[Статичный сеттинг]] — одна из определяющих основ межавторского проекта, позволяющая свести взаимодействие между авторами к минимуму. Ни одно из описываемых приключений не приводит к каким-то глобальным переменам в самом сеттинге, за счёт чего работающим над произведениями по сеттингу авторам по большому счёту совершенно не обязательно знать не только о событиях произведений друг друга, но и вообще друг о друге.
## [[Маленький герой и большая война]] — даже если в сеттинге нет как таковой ''«войны»'', происходящее с героями повествования будет ''«каплей в море»'' по сравнению с оставшимся за кадром<ref>Опять же, не всегда - но под конкретные большие события, качающие мироустройство, чаще всего пишется отдельная книга от наиболее успешного автора цикла.</ref>.
## [[Маленький герой и большая война]] — даже если в сеттинге нет как таковой ''«войны»'', происходящее с героями повествования будет ''«каплей в море»'' по сравнению с оставшимся за кадром.
# [[Разрыв канвы копирастами]] — права на сеттинг зачастую принадлежат издательству, которое обычно само состоит в нетривиальных отношениях с теми, кто в разное время таки причастился к закопиращенному сеттингу.
# [[Разрыв канвы копирастами]] — права на сеттинг зачастую принадлежат издательству, которое обычно само состоит в нетривиальных отношениях с теми, кто в разное время таки причастился к закопиращенному сеттингу.
## '''[[Инерция бренда]] — залог успешности предмета статьи, позволяющий продолжать продавать произведения за счёт одного только ''«ярлыка»'' на обложке — потому нередко [[Лицензированный треш|эксплуатируют уже прославившийся бренд]].'''
## '''[[Инерция бренда]] — залог успешности предмета статьи, позволяющий продолжать продавать произведения за счёт одного только ''«ярлыка»'' на обложке — потому нередко [[Лицензированный треш|эксплуатируют уже прославившийся бренд]].'''
Строка 30: Строка 28:


=== Отечественная литература ===
=== Отечественная литература ===
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] – Сидорович, Кордон, Затон, Выжигатель мозгов, Саркофаг, Исполнитель желаний — вот собственно и всё, что тут надо знать. Тем не менее общими стараниями авторов к обязательному минимуму добавился находящийся в глубине Зоны бар «Сталкер» — точнее сам бар-то безымянный, но около входа хозяин накарябал на стене «заходи в бар, сталкер» — а потом начало надписи как-то затёрлось. Ну и ещё Доктор, который в игре [[Нет, не тот|просто Доктор]], идёт непременно с уточнением, что он Болотный — но это не факт что пошло в народ из книг, а не из [[мод]]ов.
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] — фактически кодификатор этого понятия, давший ему название в России. Сидорович, Кордон, Затон, Выжигатель мозгов, Саркофаг, Исполнитель желаний — вот собственно и всё, что тут надо знать. Тем не менее общими стараниями авторов к обязательному минимуму добавился находящийся в глубине Зоны бар «Сталкер» — точнее сам бар-то безымянный, но около входа хозяин накарябал на стене «заходи в бар, сталкер» — а потом начало надписи как-то затёрлось.
* [[Вселенная Метро 2033]]
* [[Вселенная Метро 2035]] — неудачная попытка издательства ACT сделать более элитную подсерию в твердой обложке с лучшим качеством выпущенных книг.
** [[Вселенная Метро 2035]] — неудачная попытка издательства ACT сделать более элитную подсерию в твердой обложке с лучшим качеством выпущенных книг.
* «Этногенез».
* «Этногенез».
* Вселенная [[Дозоры|Дозоров]].
* Вселенная [[Дозоры|Дозоров]].
Строка 39: Строка 36:
* Гай Юлий Орловский.
* Гай Юлий Орловский.
* Александр Варго (виртуальность автора не скрывается).
* Александр Варго (виртуальность автора не скрывается).
* Неудачная попытка создать межавторский проект на основе культовой настольной игры «[[Берсерк: вселенная магических битв]]». Участвовали П. Молитвин, В. Точинов, Е. Хаецкая (?), А. Дихнов (?) и другие. Но народу откровенно «не зашло» — как фанатам франшизы, так и широкой публике. Успело выйти несколько первых томов («Молот Времени: Право сильного», «Цена короны», «Серебряный доспех» и его сиквел «Королева умертвий»), потом проект прикрыли. Одна из причин: сделали ставку на «фэнтези-трэш» ({{spoiler|добровольный секс женщины [[дровосексуализм|с рукоятью боевого топора]]… [[Мраккультист]] подвергает дворянку жёсткому гуро-изнасилованию шипастой железякой…}}) — и прогадали. А в точиновском томе — слишком уж демонстративная политота (ладно, на Лааре есть [[СФК]] евреев с [[таки да!|откровенно местечковой речью]] — это, в конце концов, [[канон]]… но ''свой местный гитлер''?! Перебор!).
* Неудачная попытка создать сточкер на основе культовой настольной игры «Берсерк — вселенная магических битв». Участвовали П. Молитвин, В. Точинов, Е. Хаецкая (?), А. Дихнов (?) и другие. Но народу откровенно «не зашло» — как фанатам франшизы, так и широкой публике. Успело выйти несколько первых томов («Молот Времени: Право сильного», «Цена короны», «Серебряный доспех» и его сиквел «Королева умертвий»), потом проект прикрыли. Одна из причин: сделали ставку на «фэнтези-трэш» ({{spoiler|добровольный секс женщины с рукоятью боевого топора… [[Мраккультист]] подвергает дворянку жёсткому гуро-изнасилованию шипастой железякой…}}) — и прогадали. А в точиновском томе — слишком уж демонстративная политота (ладно, на Лааре есть [[СФК]] евреев с откровенно местечковой речью — это, в конце концов, [[канон]]… но ''свой местный гитлер''?! Перебор!).
* Книги о [[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашках-ниндзя]] издательства «Минск». Вопиющий неканон.
* Книги о [[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашках-ниндзя]] издательства «Минск». Вопиющий неканон.
** «Черепашки» были только началом. Вдохновлённое успехом, издательство завалило полки книжных магазинов творениями аналогичного пошиба по всем, кажется, мультсериалам, шедшим в [[Лихие девяностые|те годы]] по центральным телеканалам.
** «Черепашки» были только началом. Вдохновлённое успехом, издательство завалило полки книжных магазинов творениями аналогичного пошиба по всем, кажется, мультсериалам, шедшим в [[Лихие девяностые|те годы]] по центральным телеканалам.
* «[[Тайный Город]]» В.Панова и Ко, откровенные фанфики в твёрдой обложке, причём с каждым годом всё меньше и меньше похожие на оригинальный сеттинг…
* «Тайный город» В.Панова и Ко, откровенно фанфики в твердой обложке, причем с каждым годом все меньше и меньше похоже на оригинальный сеттинг…
* Земля Лишних и Эпоха Мертвых же!
* «S-T-I-K-S»
* «S.E.C.T.O.R»
* [[Кремль 2222]] — косвенно связан с книжной вселенной [[S.T.A.L.K.E.R.]] (главный герой в книгах Силлова по .S.T.A.L.K.E.R. и здесь один — Снайпер) .
* «[[Анабиоз]]»
* «[[Survarium]]» основанный на одноимённом шутере.
* «[[Зона Смерти]]» — почти как в сталкере, только зон теперь пять!


=== Зарубежная литература ===
=== Зарубежная литература ===
* Новеллизации [[Star Wars|Звездных войн]].
* Новеллизации [[Star Wars|Звездных войн]].
* [[Warhammer]] ([[Warhammer Fantasy Battles|обе]] [[Warhammer 40000|линейки]]).
* [[Warhammer]] ([[Warhammer Fantasy Battles|обе]] [[Warhammer 40000|линейки]]).
** [[Warhammer 40000|Сорокатысячник]] был примером статьи как минимум до начала выхода «Ереси Хоруса». Тогда «обязательный минимум» был сведён в знаменитую ''«флафф-библию»'', после прочтения которой можно было считать, что если знаешь о сеттинге не совсем всё, то как минимум почти всё. Однако со временем сложился более-менее фиксированный постоянный состав ''«ядра»'' авторского коллектива, которое существенно расширило канон сеттинга и потихоньку превратило цикл в полноценный [[Совместное творчество|совместный проект]].
** [[Warhammer 40000|Сорокатысячник]] был примером статьи как минимум до начала выхода «Ереси Хоруса». Тогда «обязательный минимум» был сведён в знаменитую ''«флафф-библию»'', после прочтения которой можно было считать, что если знаешь о сеттинге не совсем всё, то как минимум почти всё. Однако со временем сложился более-менее фиксированный постоянный состав ''«ядра»'' авторского коллектива, которое существенно расширило канон сеттинга и потихоньку превратило цикл в полноценный ''взрослый'' межавторский проект.
* Серия книг по «[[Magic: The Gathering]]».
* Серия книг по Magic: the Gathering.
* Межавторский цикл по «[[Ravenloft|Равенлофту]]».
* Межавторский цикл по «[[Равенлофт]]у».
* Межавторский цикл «Мир воров» под крылом Роберта Асприна. В приложении к циклу довольно детально описывается ''«внутренняя кухня»'' подобных проектов, начиная от идеи «связать бессвязное» и заканчивая спешным затыканием сюжетных дыр, возникающих от взаимонедопонимания между участниками (например когда один из участников посчитал чужого персонажа эпизодическим и промежду делом ''«убил»'' его в своей сюжетной линии, а потом внезапно выяснил, что этот персонаж вообще-то по задумке был общим и потому светится практически у всех — пришлось подменять ''«покойного»'' двойником-притворщиком-[[доппельгангер]]ом). Хотели сыграть на одновременном наличии кучи знаменитых фамилий на одной обложке — по итогу чуть дружно кучей не угробили себе репутацию.
* Межавторский цикл «Мир воров» под крылом Р. Асприна. В приложении к циклу довольно детально описывается ''«внутренняя кухня»'' сточкерства, начиная от идеи «связать бессвязное» и заканчивая спешным затыканием сюжетных дыр, возникающих от взаимонедопонимания между участниками (например когда один из участников посчитал чужого персонажа эпизодическим и промежду делом ''«убил»'' его в своей сюжетной линии, а потом внезапно выяснил, что этот персонаж вообще-то по задумке был общим и потому светится практически у всех — пришлось подменять ''«покойного»'' двойником-притворщиком-доппельгангером). Хотели сыграть на одновременном наличии кучи знаменитых фамилий на одной обложке — по итогу чуть дружно кучей не угробили себе репутацию.
* Межавторский цикл «Мир пауков», когда-то начатый Колином Уилсоном.
* Межавторский цикл «Мир пауков», когда-то начатый Колином Уилсоном.
* «Дикие карты».
* «Дикие карты».
* Книги по [[Warcraft]].
* Книги по [[Warcraft]].
=== Сетевая ===
* «СССР-2061» — [[Светлое советское прошлое|светлое советское]] [[Красное будущее|будущее]].
* «[[SCP]]» — началось всё с шуточной гипертекстовой энциклопедии того, ''ЧТО'' [[власти скрывают]], изначально упиравшей не на какие-то глобальные заговоры, а на [[Мистический скелет воблы|паранормальные]] [[Мистический Сникерс|мелочи]], которые лучше держать под замком, чтобы они не мешали простым людям жить по законам физики. По мере накопления долгоиграющих персонажей и творчески плодовитых участников проект постепенно мутировал в литературную вселенную из множества циклов рассказов, тогда как оригинальный формат ''[[Канцелярит|отчётов-протоколов-инструкций]]'' постепенно стал несколько вторичным.
* «[[Backrooms]]» — формально проект считается отпочковавшимся от фэндома крипипасты, хотя ввиду крайней неоднородности и некоторых вопросов ко внутренней связанности самой крипипасты есть некоторые вопросы к тому, а уместно ли это называть ''почкованием''. В целом же фэндом сложился из любителей эстетики ''«[[w:Лиминальное пространство|переходных пространств]]»'', попытавшихся возродить дух ''«старого фонда SCP»'' в новом формате с сохранением принципа ''«меньше приключений — больше мистики»'': старые-добрые [[лавкрафтианские ужасы]], но [[теперь в современности!]] [[Постсоветская хтонь|На просторах СНГ]] уже было популярно [[до того, как это стало мейнстримом]] — хотя возможно это [[Russian Reversal|сами просторы СНГ были популярны у паранормальщины до появления фэндома]].


{{Nav/Литература}}
{{Nav/Литература}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!