Редактирование: Морализация облика
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Вариант карательного [[Превращение|превращения]] с кармическим уклоном: некая магия «выворачивает» персонажей наизнанку, изменяя облик физический под стать духовному. Впрочем, только в редких случаях троп играется на стороне справедливости: обычно за морализацию тел отвечает некая безликая (возможно, | Вариант карательного [[Превращение|превращения]] с кармическим уклоном: некая магия «выворачивает» персонажей наизнанку, изменяя облик физический под стать духовному. Впрочем, только в редких случаях троп играется на стороне справедливости: обычно за морализацию тел отвечает некая безликая (возможно, злая) сила, которая скорее черпает вдохновение в поступках жертвы, чем реально стоит на стороне справедливости. Стоит также отметить, что «облик, сообразный душевным качествам» — вовсе не обязательно неприятен для носителя и безопасен для жертв. Может и наоборот получиться: был [[Серийный убийца|маньяк]] щуплым мужичком, а поплутав в каком [[Чужеродное место|нехорошем месте]] вышел двухметровой массой из ножей, щипцов и пил. И удачи вам теперь убивать это! Поэтому троп любят в хоррорах: тут и разнообразные концептуальные монстры, и [[Боди-хоррор|боди-хоррор]] при превращении, и ужас героя перед собственной судьбой. | ||
Близкие тропы — [[Зло уродует]] (но тут вовсе не обязательно быть именно злым, чтоб оказаться изуродованным, да и зло может быть весьма относительно) и [[Кармическая трансформация]] (там жестокого охотника могут превратить в оленя, тут — в гончую). Следует отметить, что превратить героя во что-то конкретное за нарущение очевидных и не очень табу — любимая тактика множества духов, а после и волшебников; однако тропом это не является. Троп получается там, где герой превращается в что-то сообразно своему «внутреннему миру», а не просто в наказание. | Близкие тропы — [[Зло уродует]] (но тут вовсе не обязательно быть именно злым, чтоб оказаться изуродованным, да и зло может быть весьма относительно) и [[Кармическая трансформация]] (там жестокого охотника могут превратить в оленя, тут — в гончую). Следует отметить, что превратить героя во что-то конкретное за нарущение очевидных и не очень табу — любимая тактика множества духов, а после и волшебников; однако тропом это не является. Троп получается там, где герой превращается в что-то сообразно своему «внутреннему миру», а не просто в наказание. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== Общее === | === Общее === | ||
* Дракон, который некогда был человеком. В большинстве случаев называют причину его превращения. Например, жадность, или гнев, или гордыню. | * Дракон, который некогда был человеком. В большинстве случаев называют причину его превращения. Например, жадность, или гнев, или гордыню. | ||
Строка 17: | Строка 16: | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* С. Я. Маршак, | * С. Я. Маршак, «Двенадцать месяцев» — мачеха и ее родная дочка, всю пьесу то собачившиеся со всеми подряд, то по-собачьи заискивавшие с сильными мира сего, получив от Января шубы на собачьем меху, надев их, превратились в собак. | ||
* Карло Гоцци, «Зеленая птичка» — философ Кальмон, презиравший человечество, окаменел, когда изжил последние остатки чувств, считая их признаком порочного себялюбия. Надменная девушка Помпея стала сама себе кумиром, с тем же результатом. | * Карло Гоцци, «Зеленая птичка» — философ Кальмон, презиравший человечество, окаменел, когда изжил последние остатки чувств, считая их признаком порочного себялюбия. Надменная девушка Помпея стала сама себе кумиром, с тем же результатом. | ||
Строка 31: | Строка 30: | ||
* «[[Юрий Нестеренко/Рассказы и повести#.D0.9C.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BE|Место]]» Нестеренко — собственно, всё Место вокруг этого тропа и крутится, изменяя незадачливых пассажиров пропавших трамваев сообразно их личностям. Большинство становятся агрессивными монстрами, часть — монстрами неагрессивными, а просто тупыми и безвольными. | * «[[Юрий Нестеренко/Рассказы и повести#.D0.9C.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BE|Место]]» Нестеренко — собственно, всё Место вокруг этого тропа и крутится, изменяя незадачливых пассажиров пропавших трамваев сообразно их личностям. Большинство становятся агрессивными монстрами, часть — монстрами неагрессивными, а просто тупыми и безвольными. | ||
* «Бумажный тигр» Соловьёва — клуб «Альбион». Трансформация его членов была настолько, скажем так, убедительна, что теперь само его название служит чуть ли не главной причиной для «гостей» Нового Бангора не объединять свои силы с целью познания последнего и/или не усердствовать в попытках сбежать с него. | * «Бумажный тигр» Соловьёва — клуб «Альбион». Трансформация его членов была настолько, скажем так, убедительна, что теперь само его название служит чуть ли не главной причиной для «гостей» Нового Бангора не объединять свои силы с целью познания последнего и/или не усердствовать в попытках сбежать с него. | ||
* У [[Александр Рудазов|Александра Рудазова]] по этому принципу работают | * У [[Александр Рудазов|Александра Рудазова]] по этому принципу работают метаморфизм (первичная форма, т. н. фельги, отвечает твоим душевным качествам) и [[режим демона|осатанение]] — разрежённая Тьма охотно вытаскивает наружу всю внутреннюю мерзость. Хотя влияют и другие факторы — в частности, если ''знать'', что из колдунов получаются эг-мумии, то, если ты колдун, то одемоничишься именно в эг-мумию. | ||
* «[[Мефодий Буслаев]]» — с фитильком, когда Мошкин под воздействием чар начал видеть у своих товарищей иллюзорные хвосты зверей, [[анималистическая символика|вполне отвечающие их характерам]]: Мефодий — [[большая крутая кошка|тигр]], Дафна — [[игривый жеребёнок|лошадь]], Ната — [[хитрая лиса|лисица]], а Петруччо — [[примитивный примат|обезьяна]]. | * «[[Мефодий Буслаев]]» — с фитильком, когда Мошкин под воздействием чар начал видеть у своих товарищей иллюзорные хвосты зверей, [[анималистическая символика|вполне отвечающие их характерам]]: Мефодий — [[большая крутая кошка|тигр]], Дафна — [[игривый жеребёнок|лошадь]], Ната — [[хитрая лиса|лисица]], а Петруччо — [[примитивный примат|обезьяна]]. | ||
* «[[Хроники странного королевства]]» — заклинание мэтра Алехандро работает примерно так. | * «[[Хроники странного королевства]]» — заклинание мэтра Алехандро работает примерно так. | ||
* «[[Нарния]]» — Юстэс заснул на драконьем золоте с драконьими мыслями и проснулся драконом. | * «[[Нарния]]» — Юстэс заснул на драконьем золоте с драконьими мыслями и проснулся драконом. Причем сначала ему понравилось. | ||
** Возможно не он первый | ** Возможно не он первый(это если умерший от старости дракон, к которому Юстэс влез в пещеру был заколдованным лордом) | ||
* Дункан Мак-Грегор, «Город плененных душ» — в этом городе каждый выглядит соответственно своей внутренней сущности, может даже поменяться пол. Город населен исключительно красавцами, так как плохие люди превращаются в чудовищ еще на подступах к нему. | * Дункан Мак-Грегор, «Город плененных душ» — в этом городе каждый выглядит соответственно своей внутренней сущности, может даже поменяться пол. Город населен исключительно красавцами, так как плохие люди превращаются в чудовищ еще на подступах к нему. | ||
* «Та сторона» Владимира Чубукова — в зазеркалье всяк выглядит так, как он есть. Из-за этого местные обитатели похожи на разнообразных демонов. Впрочем, намеренно скрывать облик они тоже могут. | * «Та сторона» Владимира Чубукова — в зазеркалье всяк выглядит так, как он есть. Из-за этого местные обитатели похожи на разнообразных демонов. Впрочем, намеренно скрывать облик они тоже могут. | ||
Строка 44: | Строка 42: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* | * [[Морозко]] — «Не был бы ты невежей, не ходил бы с башкой медвежьей». | ||
* [[Star Wars]] — в самих фильмах в меньшей степени, а вот в сопутствующем творчестве неоднократно подчеркивалось, что злоупотребление использованием Силы может вызвать изменения на физическом уровне. В игре «[[Star Wars|Star Wars:]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic|Knights of the Old Republic]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords|2: The Sith Lords]]» этот эффект проявляется прямо. В оригинальных фильмах в полной мере можно полюбоваться на примере ставшего похожим на вареный коровий анус | * [[Star Wars]] — в самих фильмах в меньшей степени, а вот в сопутствующем творчестве неоднократно подчеркивалось, что злоупотребление использованием Силы может вызвать изменения на физическом уровне. В игре «[[Star Wars|Star Wars:]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic|Knights of the Old Republic]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords|2: The Sith Lords]]» этот эффект проявляется прямо. В оригинальных фильмах в полной мере можно полюбоваться на примере ставшего похожим на вареный коровий анус Палпатина/Дарта Сидиуса. | ||
* «Приключения Арслана» — охотник Шер, получивший от главзлодея заклятье жестокости, постепенно превратился в свирепого пса. В то же время жертвы других заклятий: лжи, хитрости, лени и т. д., внешне не менялись. | * «Приключения Арслана» — охотник Шер, получивший от главзлодея заклятье жестокости, постепенно превратился в свирепого пса. В то же время жертвы других заклятий: лжи, хитрости, лени и т. д., внешне не менялись. | ||
* «[[Lost in Space|Затерянные в космосе]]» — подлый трус и предатель Закари Смит, после того как его поцарапал паукообразный инопланетянин, постепенно мутировал в нечто среднее между человеком и космическим пауком. | * «[[Lost in Space|Затерянные в космосе]]» — подлый трус и предатель Закари Смит, после того как его поцарапал паукообразный инопланетянин, постепенно мутировал в нечто среднее между человеком и космическим пауком. | ||
Строка 54: | Строка 52: | ||
* [[Красавица и чудовище]] же! | * [[Красавица и чудовище]] же! | ||
* «Дракон» — [[победитель дракона становится драконом]], если им руководили жажда славы, наживы или охотничий азарт. Главный герой, желавший только освободить свой народ, в финале, поддавшись было алчности, вовремя сообразил, что к чему, хотя процесс морализации облика уже был запущен. | * «Дракон» — [[победитель дракона становится драконом]], если им руководили жажда славы, наживы или охотничий азарт. Главный герой, желавший только освободить свой народ, в финале, поддавшись было алчности, вовремя сообразил, что к чему, хотя процесс морализации облика уже был запущен. | ||
* | * "Князь Владимир" — с фитильком на примере Кривжи: он и раньше выглядел довольно хищно и отталкивающе, но окончательный переход морального горизонта мало того, что в одночасье состарил его лет на тридцать, так ещё и даровал ему весьма пугающую внешность. | ||
=== [[Комикс]]ы === | === [[Комикс]]ы === | ||
Строка 64: | Строка 62: | ||
** 15-й выпуск — трое молодых уголовников-неонацистов {{spoiler|(перенеслись в сказку «Три поросёнка») и}} превратились в [[Зверолюд|человекоподобных свиней]]. Не говоря уже о том, что это [[пацаны с раёна]], свиные морды сделали их выглядящими мерзко и жутковато. | ** 15-й выпуск — трое молодых уголовников-неонацистов {{spoiler|(перенеслись в сказку «Три поросёнка») и}} превратились в [[Зверолюд|человекоподобных свиней]]. Не говоря уже о том, что это [[пацаны с раёна]], свиные морды сделали их выглядящими мерзко и жутковато. | ||
** Еще в одном из выпусков Шейла дала школьной альфа-суке, отвергшей влюбившегося в нее ботаника за родимое пятно на видном месте, почитать сказку про Короля-Лягушонка. В сказке принцесса отвергла уродливого по ее мнению лягушонка, фактически убив его броском об стенку колодца, и он вернулся за ней в виде прекрасного принца, но по дороге в его замок она неосмотрительно выпила воды из того самого колодца, на что он и рассчитывал, и превратилась в гигантскую уродливую лягушку, после чего принц и Железный Генрих запечатали ее в колодце. Альфа-сука же никаких выводов из сказки не сделала и, попив воды из школьного фонтанчика для питья, вся покрылась бородавками. | ** Еще в одном из выпусков Шейла дала школьной альфа-суке, отвергшей влюбившегося в нее ботаника за родимое пятно на видном месте, почитать сказку про Короля-Лягушонка. В сказке принцесса отвергла уродливого по ее мнению лягушонка, фактически убив его броском об стенку колодца, и он вернулся за ней в виде прекрасного принца, но по дороге в его замок она неосмотрительно выпила воды из того самого колодца, на что он и рассчитывал, и превратилась в гигантскую уродливую лягушку, после чего принц и Железный Генрих запечатали ее в колодце. Альфа-сука же никаких выводов из сказки не сделала и, попив воды из школьного фонтанчика для питья, вся покрылась бородавками. | ||
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | === [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | ||
Строка 80: | Строка 75: | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Dungeons & Dragons]]: | * [[Dungeons & Dragons]]: | ||
** «[[Planescape]] | ** «[[Planescape]]» — на плане Звериные Земли с людьми происходит нечто подобное. Например, гордый и благородный воин может обнаружить, что у него появился орлиный клюв, а ловкий и пронырливый вор — что у него растёт крысиный хвост или кожа покрывается змеиным узором. | ||
** «[[Ravenloft]]» — со многими Тёмными Владыками произошло именно это. | ** «[[Ravenloft]]» — со многими Тёмными Владыками произошло именно это. | ||
*** Сёстры Майндфиск из домена Тепест после перехода морального горизонта из красивых девушек превратились в старых, уродливых ведьм. | *** Сёстры Майндфиск из домена Тепест после перехода морального горизонта из красивых девушек превратились в старых, уродливых ведьм. |