Редактирование: Морализация облика

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
Вариант карательного [[Превращение|превращения]] с кармическим уклоном: некая магия «выворачивает» персонажей наизнанку, изменяя облик физический под стать духовному. Впрочем, только в редких случаях троп играется на стороне справедливости: обычно за морализацию тел отвечает некая безликая (возможно, [[зло воздающее|злая]]) сила, которая скорее черпает вдохновение в поступках жертвы, чем реально стоит на стороне справедливости. Стоит также отметить, что «облик, сообразный душевным качествам» — вовсе не обязательно неприятен для носителя и безопасен для жертв. Может и наоборот получиться: был [[Серийный убийца|маньяк]] щуплым мужичком, а поплутав в каком [[Чужеродное место|нехорошем месте]] вышел двухметровой массой из ножей, щипцов и пил. И удачи вам теперь убивать это! Поэтому троп любят в хоррорах: тут и разнообразные концептуальные монстры, и [[боди-хоррор]] при превращении, и ужас героя перед собственной судьбой.
Вариант карательного [[Превращение|превращения]] с кармическим уклоном: некая магия «выворачивает» персонажей наизнанку, изменяя облик физический под стать духовному. Впрочем, только в редких случаях троп играется на стороне справедливости: обычно за морализацию тел отвечает некая безликая (возможно, злая) сила, которая скорее черпает вдохновение в поступках жертвы, чем реально стоит на стороне справедливости. Стоит также отметить, что «облик, сообразный душевным качествам» — вовсе не обязательно неприятен для носителя и безопасен для жертв. Может и наоборот получиться: был [[Серийный убийца|маньяк]] щуплым мужичком, а поплутав в каком [[Чужеродное место|нехорошем месте]] вышел двухметровой массой из ножей, щипцов и пил. И удачи вам теперь убивать это! Поэтому троп любят в хоррорах: тут и разнообразные концептуальные монстры, и [[Боди-хоррор|боди-хоррор]] при превращении, и ужас героя перед собственной судьбой.


Близкие тропы — [[Зло уродует]] (но тут вовсе не обязательно быть именно злым, чтоб оказаться изуродованным, да и зло может быть весьма относительно) и [[Кармическая трансформация]] (там жестокого охотника могут превратить в оленя, тут — в гончую). Следует отметить, что превратить героя во что-то конкретное за нарущение очевидных и не очень табу — любимая тактика множества духов, а после и волшебников; однако тропом это не является. Троп получается там, где герой превращается в что-то сообразно своему «внутреннему миру», а не просто в наказание.
Близкие тропы — [[Зло уродует]] (но тут вовсе не обязательно быть именно злым, чтоб оказаться изуродованным, да и зло может быть весьма относительно) и [[Кармическая трансформация]] (там жестокого охотника могут превратить в оленя, тут — в гончую). Следует отметить, что превратить героя во что-то конкретное за нарущение очевидных и не очень табу — любимая тактика множества духов, а после и волшебников; однако тропом это не является. Троп получается там, где герой превращается в что-то сообразно своему «внутреннему миру», а не просто в наказание.


== Примеры ==
== Примеры ==
=== Общее ===
=== Общее ===
* Дракон, который некогда был человеком. В большинстве случаев называют причину его превращения. Например, жадность, или гнев, или гордыню.
* Дракон, который некогда был человеком. В большинстве случаев называют причину его превращения. Например, жадность, или гнев, или гордыню.
Строка 17: Строка 16:


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
* С. Я. Маршак, «[[Двенадцать месяцев]]» — мачеха и ее родная дочка, всю пьесу то собачившиеся со всеми подряд, то по-собачьи заискивавшие с сильными мира сего, получив от Января шубы на собачьем меху, надев их, превратились в собак. Впрочем, если исправятся — их пообещали расколдовать.
* С. Я. Маршак, «Двенадцать месяцев» — мачеха и ее родная дочка, всю пьесу то собачившиеся со всеми подряд, то по-собачьи заискивавшие с сильными мира сего, получив от Января шубы на собачьем меху, надев их, превратились в собак.
* Карло Гоцци, «Зеленая птичка» — философ Кальмон, презиравший человечество, окаменел, когда изжил последние остатки чувств, считая их признаком порочного себялюбия. Надменная девушка Помпея стала сама себе кумиром, с тем же результатом.
* Карло Гоцци, «Зеленая птичка» — философ Кальмон, презиравший человечество, окаменел, когда изжил последние остатки чувств, считая их признаком порочного себялюбия. Надменная девушка Помпея стала сама себе кумиром, с тем же результатом.


Строка 31: Строка 30:
* «[[Юрий Нестеренко/Рассказы и повести#.D0.9C.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BE|Место]]» Нестеренко — собственно, всё Место вокруг этого тропа и крутится, изменяя незадачливых пассажиров пропавших трамваев сообразно их личностям. Большинство становятся агрессивными монстрами, часть — монстрами неагрессивными, а просто тупыми и безвольными.
* «[[Юрий Нестеренко/Рассказы и повести#.D0.9C.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BE|Место]]» Нестеренко — собственно, всё Место вокруг этого тропа и крутится, изменяя незадачливых пассажиров пропавших трамваев сообразно их личностям. Большинство становятся агрессивными монстрами, часть — монстрами неагрессивными, а просто тупыми и безвольными.
* «Бумажный тигр» Соловьёва — клуб «Альбион». Трансформация его членов была настолько, скажем так, убедительна, что теперь само его название служит чуть ли не главной причиной для «гостей» Нового Бангора не объединять свои силы с целью познания последнего и/или не усердствовать в попытках сбежать с него.
* «Бумажный тигр» Соловьёва — клуб «Альбион». Трансформация его членов была настолько, скажем так, убедительна, что теперь само его название служит чуть ли не главной причиной для «гостей» Нового Бангора не объединять свои силы с целью познания последнего и/или не усердствовать в попытках сбежать с него.
* У [[Александр Рудазов|Александра Рудазова]] по этому принципу работают [[метаморф]]изм (первичная форма, т. н. фельги, отвечает твоим душевным качествам) и [[режим демона|осатанение]] — разрежённая Тьма охотно вытаскивает наружу всю внутреннюю мерзость. Хотя влияют и другие факторы — в частности, если ''знать'', что из колдунов получаются эг-мумии, то, если ты колдун, то одемоничишься именно в эг-мумию.
* У [[Александр Рудазов|Александра Рудазова]] по этому принципу работают метаморфизм (первичная форма, т. н. фельги, отвечает твоим душевным качествам) и [[режим демона|осатанение]] — разрежённая Тьма охотно вытаскивает наружу всю внутреннюю мерзость. Хотя влияют и другие факторы — в частности, если ''знать'', что из колдунов получаются эг-мумии, то, если ты колдун, то одемоничишься именно в эг-мумию.
* «[[Гарри Поттер]]» — прямо не проговорено, но похоже, что анимагия здесь работает аналогично.
* «[[Мефодий Буслаев]]» — с фитильком, когда Мошкин под воздействием чар начал видеть у своих товарищей иллюзорные хвосты зверей, [[анималистическая символика|вполне отвечающие их характерам]]: Мефодий — [[большая крутая кошка|тигр]], Дафна — [[игривый жеребёнок|лошадь]], Ната — [[хитрая лиса|лисица]], а Петруччо — [[примитивный примат|обезьяна]].
* «[[Мефодий Буслаев]]» — с фитильком, когда Мошкин под воздействием чар начал видеть у своих товарищей иллюзорные хвосты зверей, [[анималистическая символика|вполне отвечающие их характерам]]: Мефодий — [[большая крутая кошка|тигр]], Дафна — [[игривый жеребёнок|лошадь]], Ната — [[хитрая лиса|лисица]], а Петруччо — [[примитивный примат|обезьяна]].
* «[[Хроники странного королевства]]» — заклинание мэтра Алехандро работает примерно так.
* «[[Хроники странного королевства]]» — заклинание мэтра Алехандро работает примерно так.
* «[[Нарния]]» — Юстэс заснул на драконьем золоте с драконьими мыслями и проснулся драконом. Причём сначала ему понравилось.
* «[[Нарния]]» — Юстэс заснул на драконьем золоте с драконьими мыслями и проснулся драконом. Причем сначала ему понравилось.
** Возможно не он первый: умерший от старости дракон, к которому Юстэс влез в пещеру, не без вероятности был заколдованным лордом.
** Возможно не он первый(это если умерший от старости дракон, к которому Юстэс влез в пещеру был заколдованным лордом)
* Дункан Мак-Грегор, «Город плененных душ» — в этом городе каждый выглядит соответственно своей внутренней сущности, может даже поменяться пол. Город населен исключительно красавцами, так как плохие люди превращаются в чудовищ еще на подступах к нему.
* Дункан Мак-Грегор, «Город плененных душ» — в этом городе каждый выглядит соответственно своей внутренней сущности, может даже поменяться пол. Город населен исключительно красавцами, так как плохие люди превращаются в чудовищ еще на подступах к нему.
* «Та сторона» Владимира Чубукова — в зазеркалье всяк выглядит так, как он есть. Из-за этого местные обитатели похожи на разнообразных демонов. Впрочем, намеренно скрывать облик они тоже могут.
* «Та сторона» Владимира Чубукова — в зазеркалье всяк выглядит так, как он есть. Из-за этого местные обитатели похожи на разнообразных демонов. Впрочем, намеренно скрывать облик они тоже могут.
Строка 44: Строка 42:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Морозко]]» — «Не был бы ты невежей, не ходил бы с башкой медвежьей».
* [[Морозко]] — «Не был бы ты невежей, не ходил бы с башкой медвежьей».
* [[Star Wars]] — в самих фильмах в меньшей степени, а вот в сопутствующем творчестве неоднократно подчеркивалось, что злоупотребление использованием Силы может вызвать изменения на физическом уровне. В игре «[[Star Wars|Star Wars:]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic|Knights of the Old Republic]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords|2: The Sith Lords]]» этот эффект проявляется прямо. В оригинальных фильмах в полной мере можно полюбоваться на примере ставшего похожим на вареный коровий анус [[Star Wars/Darth Sidious|Палпатина]].
* [[Star Wars]] — в самих фильмах в меньшей степени, а вот в сопутствующем творчестве неоднократно подчеркивалось, что злоупотребление использованием Силы может вызвать изменения на физическом уровне. В игре «[[Star Wars|Star Wars:]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic|Knights of the Old Republic]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords|2: The Sith Lords]]» этот эффект проявляется прямо. В оригинальных фильмах в полной мере можно полюбоваться на примере ставшего похожим на вареный коровий анус Палпатина/Дарта Сидиуса.
* «Приключения Арслана» — охотник Шер, получивший от главзлодея заклятье жестокости, постепенно превратился в свирепого пса. В то же время жертвы других заклятий: лжи, хитрости, лени и т. д., внешне не менялись.
* «Приключения Арслана» — охотник Шер, получивший от главзлодея заклятье жестокости, постепенно превратился в свирепого пса. В то же время жертвы других заклятий: лжи, хитрости, лени и т. д., внешне не менялись.
* «[[Lost in Space|Затерянные в космосе]]» — подлый трус и предатель Закари Смит, после того как его поцарапал паукообразный инопланетянин, постепенно мутировал в нечто среднее между человеком и космическим пауком.
* «[[Lost in Space|Затерянные в космосе]]» — подлый трус и предатель Закари Смит, после того как его поцарапал паукообразный инопланетянин, постепенно мутировал в нечто среднее между человеком и космическим пауком.
Строка 54: Строка 52:
* [[Красавица и чудовище]] же!
* [[Красавица и чудовище]] же!
* «Дракон» — [[победитель дракона становится драконом]], если им руководили жажда славы, наживы или охотничий азарт. Главный герой, желавший только освободить свой народ, в финале, поддавшись было алчности, вовремя сообразил, что к чему, хотя процесс морализации облика уже был запущен.
* «Дракон» — [[победитель дракона становится драконом]], если им руководили жажда славы, наживы или охотничий азарт. Главный герой, желавший только освободить свой народ, в финале, поддавшись было алчности, вовремя сообразил, что к чему, хотя процесс морализации облика уже был запущен.
* «Князь Владимир» — с фитильком на примере Кривжи: он и раньше выглядел довольно хищно и отталкивающе, но окончательный переход морального горизонта мало того, что в одночасье состарил его лет на тридцать, так ещё и даровал ему весьма пугающую внешность.
* "Князь Владимир" — с фитильком на примере Кривжи: он и раньше выглядел довольно хищно и отталкивающе, но окончательный переход морального горизонта мало того, что в одночасье состарил его лет на тридцать, так ещё и даровал ему весьма пугающую внешность.


=== [[Комикс]]ы ===
=== [[Комикс]]ы ===
Строка 64: Строка 62:
** 15-й выпуск — трое молодых уголовников-неонацистов {{spoiler|(перенеслись в сказку «Три поросёнка») и}} превратились в [[Зверолюд|человекоподобных свиней]]. Не говоря уже о том, что это [[пацаны с раёна]], свиные морды сделали их выглядящими мерзко и жутковато.
** 15-й выпуск — трое молодых уголовников-неонацистов {{spoiler|(перенеслись в сказку «Три поросёнка») и}} превратились в [[Зверолюд|человекоподобных свиней]]. Не говоря уже о том, что это [[пацаны с раёна]], свиные морды сделали их выглядящими мерзко и жутковато.
** Еще в одном из выпусков Шейла дала школьной альфа-суке, отвергшей влюбившегося в нее ботаника за родимое пятно на видном месте, почитать сказку про Короля-Лягушонка. В сказке принцесса отвергла уродливого по ее мнению лягушонка, фактически убив его броском об стенку колодца, и он вернулся за ней в виде прекрасного принца, но по дороге в его замок она неосмотрительно выпила воды из того самого колодца, на что он и рассчитывал, и превратилась в гигантскую уродливую лягушку, после чего принц и Железный Генрих запечатали ее в колодце. Альфа-сука же никаких выводов из сказки не сделала и, попив воды из школьного фонтанчика для питья, вся покрылась бородавками.
** Еще в одном из выпусков Шейла дала школьной альфа-суке, отвергшей влюбившегося в нее ботаника за родимое пятно на видном месте, почитать сказку про Короля-Лягушонка. В сказке принцесса отвергла уродливого по ее мнению лягушонка, фактически убив его броском об стенку колодца, и он вернулся за ней в виде прекрасного принца, но по дороге в его замок она неосмотрительно выпила воды из того самого колодца, на что он и рассчитывал, и превратилась в гигантскую уродливую лягушку, после чего принц и Железный Генрих запечатали ее в колодце. Альфа-сука же никаких выводов из сказки не сделала и, попив воды из школьного фонтанчика для питья, вся покрылась бородавками.
==== Веб-комиксы ====
* «[[Комиксы от Gesperax#«Modern she-werewolf troubles»|Modern she-werewolf troubles]]» от [[Комиксы от Gesperax|Gesperax]] — кража амулета у цыганки обернулась для главгероини Белинды волчьей мордой. А если точнее, она подхватила проклятие ликантропии.


=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] ===
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] ===
Строка 80: Строка 75:


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Dungeons & Dragons]]:
* [[Dungeons & Dragons]]:
** «[[Planescape]]» — на плане Звериные Земли с людьми происходит нечто подобное. Например, гордый и благородный воин может обнаружить, что у него появился орлиный клюв, а ловкий и пронырливый вор — что у него растёт крысиный хвост или кожа покрывается змеиным узором.
** «[[Planescape]]» — на плане Звериные Земли с людьми происходит нечто подобное. Например, гордый и благородный воин может обнаружить, что у него появился орлиный клюв, а ловкий и пронырливый вор — что у него растёт крысиный хвост или кожа покрывается змеиным узором.
** «[[Ravenloft]]» — со многими Тёмными Владыками произошло именно это.
** «[[Ravenloft]]» — со многими Тёмными Владыками произошло именно это.
*** Сёстры Майндфиск из домена Тепест после перехода морального горизонта из красивых девушек превратились в старых, уродливых ведьм.
*** Сёстры Майндфиск из домена Тепест после перехода морального горизонта из красивых девушек превратились в старых, уродливых ведьм.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!