Редактирование: Моральная подстава
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
С психологией разобрались, умелый герой может с первого взгляда отличить «чудовище, которое таковым сделала ксенофобия окружающих» от «чудовища с напрочь съехавшей крышей, которое нужно мочить не раздумывая». Далее у нас теория игр — она пригодится, дабы убедить вид чудовищ, которые по заслуге автора всю жизнь сидели в обстоятельствах «задачи вагонетки» или «дилеммы заключенного», что в данном случае наиболее выгодно изменить стратегию поведения. Затем герой проследит лично, чтоб вагонеток и камер с кнопками на пути исправления больше не попадалось, — и приучит чудище к новому типу взаимодействия с окружением. Что же касается физики — [[Мышь Эйнштейна|герой самим своим фактом наблюдения чудовища меняет его состояние]]. Можете попытаться осмыслить эту идею, имея в виду, что в фэнтези и фантастике харизма ГГ зачастую очень даже осязаема, а в физике полно и других приколов, которые можно использовать для моделирования предсказания последствий взаимодействия тезиса и антитезиса в направлении синтеза. | С психологией разобрались, умелый герой может с первого взгляда отличить «чудовище, которое таковым сделала ксенофобия окружающих» от «чудовища с напрочь съехавшей крышей, которое нужно мочить не раздумывая». Далее у нас теория игр — она пригодится, дабы убедить вид чудовищ, которые по заслуге автора всю жизнь сидели в обстоятельствах «задачи вагонетки» или «дилеммы заключенного», что в данном случае наиболее выгодно изменить стратегию поведения. Затем герой проследит лично, чтоб вагонеток и камер с кнопками на пути исправления больше не попадалось, — и приучит чудище к новому типу взаимодействия с окружением. Что же касается физики — [[Мышь Эйнштейна|герой самим своим фактом наблюдения чудовища меняет его состояние]]. Можете попытаться осмыслить эту идею, имея в виду, что в фэнтези и фантастике харизма ГГ зачастую очень даже осязаема, а в физике полно и других приколов, которые можно использовать для моделирования предсказания последствий взаимодействия тезиса и антитезиса в направлении синтеза. | ||
Ну а что касается выживания | Ну а что касается выживания человечества... Задайте себе вопрос, если бы вы были на месте героя, который знает историю этого самого человечества, и ради его спасения вам, по условиям, пришлось бы совершить нечто мерзкое — разве вы бы не задумались, [[Не такой уж очевидный выбор|а заслуживает ли это человечество спасения такой ценой]]? Ведь, если подумать, предав всё что делает нас людьми мы перестанем ими быть, что тоже в какой-то мере гибель. Но осторожнее, [[Апокалиптический маньяк|мой юный друг]], это путь к [[Паладин|моральному абсолютизму]], где явления рассматриваются вне контекста, что вполне может привести к очень-очень плохим последствиям. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
* О. Генри, «Обращение Джимми Валентайна». Пример, когда троп играется совершенно честно. Чтобы спасти запертую малышку, бывший вор взламывает суперхитрый замок на глазах у известного сыщика, тем самым давая последнее и очевидное доказательство своего преступного прошлого. После чего уже сам готов идти в тюрьму — однако сыщик делает вид, что они не знакомы, и отпускает бывшего вора с миром. | * О. Генри, «Обращение Джимми Валентайна». Пример, когда троп играется совершенно честно. Чтобы спасти запертую малышку, бывший вор взламывает суперхитрый замок на глазах у известного сыщика, тем самым давая последнее и очевидное доказательство своего преступного прошлого. После чего уже сам готов идти в тюрьму — однако сыщик делает вид, что они не знакомы, и отпускает бывшего вора с миром. | ||
* А. Аверченко, «Случай с [[Говорящее имя|Патлецовыми]]». Противоположный случай. Супруги из среднего класса не могли попасть в квартиру: ключи забыли, дверь захлопнулась, прислугу отпустили… Пришла в голову мысль пригласить слесаря… то есть вора, потому что в 12 ночи все честные слесаря спят. Нашли подходящего товарища в трактире, соблазнили приличными деньгами. Замок был вскрыт, а вместо 2 рублей доброхотный «слесарь» получил полицейского. | * А. Аверченко, «Случай с [[Говорящее имя|Патлецовыми]]». Противоположный случай. Супруги из среднего класса не могли попасть в квартиру: ключи забыли, дверь захлопнулась, прислугу отпустили… Пришла в голову мысль пригласить слесаря… то есть вора, потому что в 12 ночи все честные слесаря спят. Нашли подходящего товарища в трактире, соблазнили приличными деньгами. Замок был вскрыт, а вместо 2 рублей доброхотный «слесарь» получил полицейского. | ||
* «[[Властелин Колец]]» — помилование хоббитами Голлума, предателя и убийцы. В итоге именно он | * «[[Властелин Колец]]» — помилование хоббитами Голлума, предателя и убийцы. В итоге именно он скидывает кольцо в Ородруин, когда, казалось бы, всё накрылось медным тазом. | ||
** | ** Не скидывает, а улетает туда вместе с кольцом, чему предшествовала драка и членовредительство. Ни один из носителей Кольца всевластия добровольно бы не расстался с ним — наиболее дальновидным доставало разума не прикасаться к нему, но кто взялся — увы. | ||
** А перед этим — жалость Бильбо к Голлуму в «Хоббите» | ** А перед этим — жалость Бильбо к Голлуму в «Хоббите». И благодаря этому он сам так и не стал рабом Кольца. | ||
* | * [[Посмотри в глаза чудовищ]]: проходящие инициацию герои, в их числе — Николай Степанович, должны сохранять неподвижность. Но некоторым из них грозит гибель. Далее часть испытуемых остается недвижными, часть — в том числе Николай Степанович — бросаются на выручку. В итоге выясняется, что те, кто нарушили приказ ради помощи товарищам, считаются прошедшими испытание, а прочие его провалили. | ||
* Ю. Нестеренко, «Поединок». Как и в одноимённом рассказе Ф. Брауна, случайно выбранному человеку предлагается представлять свою цивилизацию в поединке меж двумя потенциально конкурирующими расами, сражаясь с представителем другой расы, не менее случайно выдернутым с его планеты. В финале выясняется, что «поединок» в понятийной системе контролёров эксперимента означает в том числе и мирные решения, причём едва ли не в первую очередь. С точки зрения проводившей тест сверхцивилизации — и, возможно, авторской? — [[проверка на вшивость]]. С точки зрения обычного человека — явное лицемерие: любой переводчик скажет, что если в изучаемом тобою языке самым близким понятием к «огню» является слово «вода», это не значит, что «огонь» нужно переводить для собеседника таким способом, а уж тем более если смысл слова «огонь» можно передать собеседнику косвенно. | * Ю. Нестеренко, «Поединок». Как и в одноимённом рассказе Ф. Брауна, случайно выбранному человеку предлагается представлять свою цивилизацию в поединке меж двумя потенциально конкурирующими расами, сражаясь с представителем другой расы, не менее случайно выдернутым с его планеты. В финале выясняется, что «поединок» в понятийной системе контролёров эксперимента означает в том числе и мирные решения, причём едва ли не в первую очередь. С точки зрения проводившей тест сверхцивилизации — и, возможно, авторской? — [[проверка на вшивость]]. С точки зрения обычного человека — явное лицемерие: любой переводчик скажет, что если в изучаемом тобою языке самым близким понятием к «огню» является слово «вода», это не значит, что «огонь» нужно переводить для собеседника таким способом, а уж тем более если смысл слова «огонь» можно передать собеседнику косвенно. | ||
* Марина и Сергей Дяченко, «Шрам»: чтобы снять заклятие, герою надо попасть в ситуацию, где он на пять вопросов подряд ответит «да». Последнее «да» в итоге должно оказаться свидетельством на суде против невиновной героини. А дальше все по сценарию. | * Марина и Сергей Дяченко, «Шрам»: чтобы снять заклятие, герою надо попасть в ситуацию, где он на пять вопросов подряд ответит «да». Последнее «да» в итоге должно оказаться свидетельством на суде против невиновной героини. А дальше все по сценарию. | ||
* Е. Манова «Познай себя», рассказ из позднесоветского цикла «румбы фантастики». Построен на втором варианте использования тропа: наследник престола небольшого королевства, остается в одиночку защищать группку беженцев от отряда врагов. Благородно, возвышенно… Если не вспоминать, что шансов успешно защитить беженцев у него все равно нет (и герой рассказа это понимает), отряд охотится как раз за наследником, а вот выгодный политический союз, способный спасти его королевство и тысячи таких беженцев, с его гибелью канет в небытие. Но в финале рассказа, разумеется, правильным объявляется «высокоморальный» вариант. | * Е. Манова «Познай себя», рассказ из позднесоветского цикла «румбы фантастики». Построен на втором варианте использования тропа: наследник престола небольшого королевства, остается в одиночку защищать группку беженцев от отряда врагов. Благородно, возвышенно… Если не вспоминать, что шансов успешно защитить беженцев у него все равно нет (и герой рассказа это понимает), отряд охотится как раз за наследником, а вот выгодный политический союз, способный спасти его королевство и тысячи таких беженцев, с его гибелью канет в небытие. Но в финале рассказа, разумеется, правильным объявляется «высокоморальный» вариант. | ||
Строка 51: | Строка 50: | ||
* «Здесь тебя не встретит рай» — три принца — герои фильма ближе к финалу вступают в схватку с тремя дэвами — главными подручными злодея. Старший принц, сражаясь с дэвом, замечает, что тот с опаской косится на висящую в комнате лампу. Он разбивает её саблей, и дэв тут же погибает. Средний принц в свою очередь душит ядовитую змею и это приводит к гибели второго дэва. После этих сцен нам показывают встречу младшего принца с последним из дэвов. Дэв сам протягивает ему голубя и говорит, что если принц хочет его смерти, то он должен убить голубя. Но принц отказывается и вместо этого отпускает голубя на волю, выпуская в открытое окно. Надо ли говорить, что именно это и привело к смерти дэва. | * «Здесь тебя не встретит рай» — три принца — герои фильма ближе к финалу вступают в схватку с тремя дэвами — главными подручными злодея. Старший принц, сражаясь с дэвом, замечает, что тот с опаской косится на висящую в комнате лампу. Он разбивает её саблей, и дэв тут же погибает. Средний принц в свою очередь душит ядовитую змею и это приводит к гибели второго дэва. После этих сцен нам показывают встречу младшего принца с последним из дэвов. Дэв сам протягивает ему голубя и говорит, что если принц хочет его смерти, то он должен убить голубя. Но принц отказывается и вместо этого отпускает голубя на волю, выпуская в открытое окно. Надо ли говорить, что именно это и привело к смерти дэва. | ||
** [[Ужас у холодильника]]: а если бы принц оказался так глуп, что поверил бы в «[[мортидо|усталость врага от жизни]]» и задушил бы голубя… от этого умер бы (или, допустим, обессилел бы и попал в плен) сам принц?! Очень похоже на то. | ** [[Ужас у холодильника]]: а если бы принц оказался так глуп, что поверил бы в «[[мортидо|усталость врага от жизни]]» и задушил бы голубя… от этого умер бы (или, допустим, обессилел бы и попал в плен) сам принц?! Очень похоже на то. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «Возрожденный Эртугрул» — злодейский вариант: Каратойгар приказал своей новой рабыне убить человека, принесшего ему плохую весть, пообещав за это немедленно освободить ее (более того, пригрозив убить, если она этого не сделает). Когда девушка исполнила приказ, он тут же ее убил: раб, убивший человека своего господина ради свободы, однажды и на самого хозяина покусится. | * «Возрожденный Эртугрул» — злодейский вариант: Каратойгар приказал своей новой рабыне убить человека, принесшего ему плохую весть, пообещав за это немедленно освободить ее (более того, пригрозив убить, если она этого не сделает). Когда девушка исполнила приказ, он тут же ее убил: раб, убивший человека своего господина ради свободы, однажды и на самого хозяина покусится. | ||
** Кроме того, [[хозяин своего слова|чисто формально обещание соблюдено]]: разве смерть не засчитывается как освобождение из рабства? [[Arda/The Silmarillion|Саурон Великий]] подтверждает. Но если убил бы в любом случае, это, скорее, [[Садистский выбор|соседний троп]]. | ** Кроме того, [[хозяин своего слова|чисто формально обещание соблюдено]]: разве смерть не засчитывается как освобождение из рабства? [[Arda/The Silmarillion|Саурон Великий]] подтверждает. Но если убил бы в любом случае, это, скорее, [[Садистский выбор|соседний троп]]. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
Строка 77: | Строка 73: | ||
** Вот давайте не будем. Райнхард решение так и не принял, и возможно, что приказал бы остановить взрыв — но Оберштайну всякие там моральные колебания чужды и потому он назвал Лоэнграмму неверное время… | ** Вот давайте не будем. Райнхард решение так и не принял, и возможно, что приказал бы остановить взрыв — но Оберштайну всякие там моральные колебания чужды и потому он назвал Лоэнграмму неверное время… | ||
*** А теперь внимание, вопрос: сколько бы продержался в лучшем случае на должности, в худшем - на этом свете, начштаба, ''сознательно'' дезнувший командующего? Так что это дыра, причём на совести отнюдь не Танаки (см. ниже). | *** А теперь внимание, вопрос: сколько бы продержался в лучшем случае на должности, в худшем - на этом свете, начштаба, ''сознательно'' дезнувший командующего? Так что это дыра, причём на совести отнюдь не Танаки (см. ниже). | ||
** Вот давайте будем. Легко валить на Оберштайна, забывая, что Лоэнграмм мог предотвратить Вестерланд, отдав приказ сразу же. Раздумывать он начал именно потому, что это безусловно было ему выгодно. И «возможно» он бы и приказал. Но не приказал. Не говоря уж о том, что в оригинале он выбор сделал — согласился с Оберштайном. | ** Вот давайте будем. Легко валить на Оберштайна, забывая, что Лоэнграмм мог предотвратить Вестерланд, отдав приказ сразу же. Раздумывать он начал именно потому, что это безусловно было ему выгодно. И «возможно» он бы и приказал. Но не приказал. Не говоря уж о том, что в оригинале он выбор сделал — согласился с Оберштайном. | ||
** Ну и наконец - вся эта тема "6 часов или 4" - чистая отсебятина авторов OVA (одна из многих, но самая вопиющая). Ни в романах, ни в Тезисе конкретного времени не указано. Плюс по лору межзвёздные полёты - дело нескольких дней, а то и недель. НЕ ЧАСОВ! Поэтому два варианта: | ** Ну и наконец - вся эта тема "6 часов или 4" - чистая отсебятина авторов OVA (одна из многих, но самая вопиющая). Ни в романах, ни в Тезисе конкретного времени не указано. Плюс по лору межзвёздные полёты - дело нескольких дней, а то и недель. НЕ ЧАСОВ! Поэтому два варианта: | ||
Строка 88: | Строка 83: | ||
* Fahrenheit — Лукас Кейн становится свидетелем падения ребенка в прорубь. Как назло именно в этот момент к проруби приближается полицейский, который был свидетелем убийства Лукасом человека. Кейн может спасти ребенка — тогда полицейский не сможет убедить себя арестовать парня, который рисковал жизнью ради спасения мальчика. | * Fahrenheit — Лукас Кейн становится свидетелем падения ребенка в прорубь. Как назло именно в этот момент к проруби приближается полицейский, который был свидетелем убийства Лукасом человека. Кейн может спасти ребенка — тогда полицейский не сможет убедить себя арестовать парня, который рисковал жизнью ради спасения мальчика. | ||
* [[Fallout: New Vegas]] — эксперимент в Убежище 11. Когда упали бомбы, компьютер Убежища запер дверь и объявил людям внутри, что раз в год кто-то из них должен быть убит в специальной камере, а иначе будут умерщвлены все (жертве при этом показывали короткий мультик о важности самопожертвования, после чего её расстреливали роботы). За семнадцать лет Убежище пережило: свержение Смотрителя (и использование его самого «по назначению»), установку вроде-бы-демократии (нового Смотрителя избирают на год, затем он идёт на заклание), узурпацию власти некой кучкой товарищей («делай как мы говорим, а то проголосуем за тебя или твоих близких»), [[гамбит Бэтмена]] в исполнении одной из затерроризированных ими жительниц (убила несколько обидчиков, чтобы быть избранной и затем властью Смотрителя отменить выборы вообще, заменив их электронной лотереей) и наконец, гражданская война, после которой выжило только пятеро. Выжившие наотрез отказались отправлять еще кого бы то ни было на смерть, и услышали от компа… поздравления: оказывается, это и было тайной целью эксперимента — заставить обитателей Убежища продемонстрировать лучшие человеческие качества. Ах ты ж твою налево, «Волт-Тек», уж продемонстрировали, так продемонстрировали… Из пятерых выживших четверо, не вынеся позора, застрелились перед открытым для них выходом; пятый же покончить с собой не смог и, совершенно раздавленный, исчез неведомо куда. | * [[Fallout: New Vegas]] — эксперимент в Убежище 11. Когда упали бомбы, компьютер Убежища запер дверь и объявил людям внутри, что раз в год кто-то из них должен быть убит в специальной камере, а иначе будут умерщвлены все (жертве при этом показывали короткий мультик о важности самопожертвования, после чего её расстреливали роботы). За семнадцать лет Убежище пережило: свержение Смотрителя (и использование его самого «по назначению»), установку вроде-бы-демократии (нового Смотрителя избирают на год, затем он идёт на заклание), узурпацию власти некой кучкой товарищей («делай как мы говорим, а то проголосуем за тебя или твоих близких»), [[гамбит Бэтмена]] в исполнении одной из затерроризированных ими жительниц (убила несколько обидчиков, чтобы быть избранной и затем властью Смотрителя отменить выборы вообще, заменив их электронной лотереей) и наконец, гражданская война, после которой выжило только пятеро. Выжившие наотрез отказались отправлять еще кого бы то ни было на смерть, и услышали от компа… поздравления: оказывается, это и было тайной целью эксперимента — заставить обитателей Убежища продемонстрировать лучшие человеческие качества. Ах ты ж твою налево, «Волт-Тек», уж продемонстрировали, так продемонстрировали… Из пятерых выживших четверо, не вынеся позора, застрелились перед открытым для них выходом; пятый же покончить с собой не смог и, совершенно раздавленный, исчез неведомо куда. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
Строка 94: | Строка 88: | ||
** А если добровольцу надо было не нажимать на кнопку «бить током», а всего лишь ''давать команду'' нажимать на эту кнопку, то отказавшихся следовать правилам эксперимента становилось ещё меньше. | ** А если добровольцу надо было не нажимать на кнопку «бить током», а всего лишь ''давать команду'' нажимать на эту кнопку, то отказавшихся следовать правилам эксперимента становилось ещё меньше. | ||
* Французский Иностранный Легион задает серию вопросов включая «Готовы ли вы погибнуть за Иностранный Легион?». Ответившему «да» пожелают всего хорошего и выпроводят за дверь, потому-что это либо псих, либо обманщик, либо очень наивный человек, который не понимает, на что подписывается. | * Французский Иностранный Легион задает серию вопросов включая «Готовы ли вы погибнуть за Иностранный Легион?». Ответившему «да» пожелают всего хорошего и выпроводят за дверь, потому-что это либо псих, либо обманщик, либо очень наивный человек, который не понимает, на что подписывается. | ||
== Игры с тропом == | == Игры с тропом == | ||
* [[Библия|Ветхий Завет]] — Авраам должен был пройти проверку | * [[Библия|Ветхий Завет]] — Авраам должен был пройти проверку показав, что он истинный культист, готовый зарезать собственного сына, и эту проверку он прошёл. Ну как прошёл — сын сразу же согласился, Авраам уже занёс нож, и тут Бог такой «ладно, не надо, я пошутил». В Коране он уже успел опустить нож, но в последний момент Бог заменил Исмаила<ref>В Ветхом Завете он приносил в жертву законного сына Исаака (предка евреев), а в Коране — сына от наложницы-египтянки Исмаила (предка арабов).</ref> на барана. | ||
* Стивен Кинг, «Верхом на пуле» — протагонист подозревает, что с ним разыграли подобную подставу (и он не прошел испытание, поскольку не пожертвовал собой ради матери), но это оказывается не так. | * Стивен Кинг, «Верхом на пуле» — протагонист подозревает, что с ним разыграли подобную подставу (и он не прошел испытание, поскольку не пожертвовал собой ради матери), но это оказывается не так. | ||
** Его же «Лангольеры» — [[Слепой прорицатель|слепая ясновидящая]] девочка, которую окончательно спятивший Крейг Туми пырнул ножом, велела остальным не убивать его, ибо «он нам нужен». В итоге лангольеры, погнавшись за мистером Туми, дали самолёту время взлететь. (Тут, правда, есть обоснуй — раз девочка ясновидящая, она могла вполне разумно предвидеть именно такой итог.) | ** Его же «Лангольеры» — [[Слепой прорицатель|слепая ясновидящая]] девочка, которую окончательно спятивший Крейг Туми пырнул ножом, велела остальным не убивать его, ибо «он нам нужен». В итоге лангольеры, погнавшись за мистером Туми, дали самолёту время взлететь. (Тут, правда, есть обоснуй — раз девочка ясновидящая, она могла вполне разумно предвидеть именно такой итог.) | ||
Строка 106: | Строка 98: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | |||
{{Nav/ | {{Nav/Goodevil}} |