Редактирование: Мудрый еврей
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
=== Религия, мифология, [[фольклор]] === | === Религия, мифология, [[фольклор]] === | ||
* Иисус же! И заодно [[Библия|библейские]] пророки. | * Иисус же! И заодно [[Библия|библейские]] пророки. | ||
* Создатель [[Голем]]а Иегуда | * Создатель [[Голем]]а Иегуда Лёв бен Бецалель. Скорее всего реальная личность, по крайней мере могила у него есть. | ||
* Гершеле Острополер, ашкеназский аналог Ходжи Насреддина (пополам с [[еврей-насмешник]]). | * Гершеле Острополер, ашкеназский аналог Ходжи Насреддина (пополам с [[еврей-насмешник]]). | ||
* Анекдоты, где раввин показан не таким жадным, как его паства. Например, о предложении принести каждому по бутылке водки и вылить их в общую посуду. Или про рецепт очень вкусного чая — «Не жалейте заварки!». | * Анекдоты, где раввин показан не таким жадным, как его паства. Например, о предложении принести каждому по бутылке водки и вылить их в общую посуду. Или про рецепт очень вкусного чая — «Не жалейте заварки!». | ||
* И не таким зацикленным: «Ребе, можно ли еврею смотреть на раздетых женщин?» — «Можно» — «А на что же нельзя смотреть еврею?» — «Например, [[Капитан Очевидность|на электросварку]]». | * И не таким зацикленным: «Ребе, можно ли еврею смотреть на раздетых женщин?» — «Можно» — «А на что же нельзя смотреть еврею?» — «Например, [[Капитан Очевидность|на электросварку]]». | ||
** Или совет бедняку: «Возьми в дом козу | ** Или совет бедняку: «Возьми в дом козу!». ''Ага-ага, не пытайся исправить своё положение, а сделай себе ещё хуже, верни как есть и кайфуй. И вообще — другим хуже, так что заткнись и славь Боженьку почаще.'' | ||
*** Анекдот-то анекдотом, но давайте рассмотрим смысл совета, раввинов-то ценят не только за тонкое чувство шютки юмора. Коза часто была единственным доступным для бедняка домашним скотом. На редкость неприхотливая, способная выжить в ''очень'' разных климатических условьях, способная прожить на '''абсолютном''' минимуме поножного корма, куда менее опасная чем те же свиньи и '''''намного''''' более полезная. От свиньи вы отличной шерсти и отличных (хоть не на каждого любителя но речь-то о бедных), молочных продуктов не дождётесь. ''Так'' уж много они не стоили. Для бедняка, на самом деле, это способ минимальными вложениями получить серьёзную и немедленную помощь в хозяйстве. Однако некоторое вложение требуется, всё-таки, так что совет рэббэ предполагает определённый риск, коза ведь и заболеть может, или волк | *** Анекдот-то анекдотом, но давайте рассмотрим смысл совета, раввинов-то ценят не только за тонкое чувство шютки юмора. Коза часто была единственным доступным для бедняка домашним скотом. На редкость неприхотливая, способная выжить в ''очень'' разных климатических условьях, способная прожить на '''абсолютном''' минимуме поножного корма, куда менее опасная чем те же свиньи и '''''намного''''' более полезная. От свиньи вы отличной шерсти и отличных (хоть не на каждого любителя но речь-то о бедных), молочных продуктов не дождётесь. ''Так''-уж много они не стоили. Для бедняка, на самом деле, это способ минимальными вложениями получить серьёзную и немедленную помощь в хозяйстве. Однако некоторое вложение требуется, всё-таки, так что совет рэббэ предполагает определённый риск, коза ведь и заболеть может, или волк сожрёт - и плакали денежки последние, сбережённые на самый крайний случай. И тут уж придётся идти в синагогу, просить рэббэ обратиться за сбором к общине, для нуждающего семейства, и тут-то и узнаешь насколько тебя любят друзья/соседи. Кое-что дадут, конечно, религия [https://www.jewishvirtuallibrary.org/charity-throughout-jewish-history обязывает].... а если война случилась а единственную кормилицу солдаты-наёмники сожрали [и много ещё чего учинили но не будем о '''слишком'''-уж грустом], то и всё, ползи на кладбище кто ещё выжил. Раввин даёт вполне разумный и практичный, но чреватый серьёзной опасностью совет...в чём, строго говоря, состоит немалая часть его ''очень'' многоликих и многогранных профессиональных обязанностей. | ||
** Или про спорящих соседей: «И ты прав». | ** Или про спорящих соседей: «И ты прав». | ||
* Забавный зигзаг в анекдоте про отбившегося от рук пацана: ребе не нашёл к нему подхода и посоветовал отвести к католическому священнику. Мальчик стал как шёлковый: {{spoiler|«Ой, мама, [[Комическое непонимание сути|когда я увидел на стене распятого еврея, понял — эти шутить не будут!]]»}} | * Забавный зигзаг в анекдоте про отбившегося от рук пацана: ребе не нашёл к нему подхода и посоветовал отвести к католическому священнику. Мальчик стал как шёлковый: {{spoiler|«Ой, мама, [[Комическое непонимание сути|когда я увидел на стене распятого еврея, я понял — эти шутить не будут!]]»}} | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
— Жил один мудрец по имени Хафец Хаим. Был он человеком немолодым, жена умерла, и он женился второй раз. И вот перед праздником построил он во дворе сукку (ритуальный шалаш). Построил там, где несколько десятков лет строил каждый Суккот. Но пришла молодая жена и сказала, что ей не нравится, как стоит шалаш, и строить надо с другого края двора. Хафец Хаим спорить не стал, разобрал шалаш (работа не из легких) и переставил, куда жена указала. Но когда та вышла из дома, она поняла, что прежнее место было лучше, о чем и сообщила мужу. Тот снова без выяснения отношений разобрал и переставил шалаш. С тех пор, как говорят, жена с Хафец Хаимом не спорила никогда. | — Жил один мудрец по имени Хафец Хаим. Был он человеком немолодым, жена умерла, и он женился второй раз. И вот перед праздником построил он во дворе сукку (ритуальный шалаш). Построил там, где несколько десятков лет строил каждый Суккот. Но пришла молодая жена и сказала, что ей не нравится, как стоит шалаш, и строить надо с другого края двора. Хафец Хаим спорить не стал, разобрал шалаш (работа не из легких) и переставил, куда жена указала. Но когда та вышла из дома, она поняла, что прежнее место было лучше, о чем и сообщила мужу. Тот снова без выяснения отношений разобрал и переставил шалаш. С тех пор, как говорят, жена с Хафец Хаимом не спорила никогда. | ||
Строка 35: | Строка 34: | ||
=== [[Театр]] и [[литература]] === | === [[Театр]] и [[литература]] === | ||
* Немецкий писатель Г. Э. Г. Лессинг, пьеса «[[Именно то, что написано на упаковке|Натан мудрый]]». | * Немецкий писатель Г. Э. Г. Лессинг, пьеса «[[Именно то, что написано на упаковке|Натан мудрый]]». | ||
* Ч. Диккенс, «Наш общий друг» — Райя. [[С прикрученным фитильком]], | * Ч. Диккенс, «Наш общий друг» — Райя. [[С прикрученным фитильком]], т. к. этот старый еврей больше выделяется добротой, честностью и справедливостью. | ||
** И не побоялся на старости лет жизнь с нуля начать. | ** И не побоялся на старости лет жизнь с нуля начать. | ||
* [[Густав Майринк]]: | * [[Густав Майринк]]: | ||
Строка 50: | Строка 49: | ||
** «Петля и камень в зеленой траве» — [[Прекрасная еврейка|Ула]], ее дед и многие другие родственники. {{spoiler|И Соломон Михоэлс}}. | ** «Петля и камень в зеленой траве» — [[Прекрасная еврейка|Ула]], ее дед и многие другие родственники. {{spoiler|И Соломон Михоэлс}}. | ||
* «[[Пелагия и красный петух]]» — [[Эксцентричный мудрец|пророк Эммануил (Мануйла)]]. | * «[[Пелагия и красный петух]]» — [[Эксцентричный мудрец|пророк Эммануил (Мануйла)]]. | ||
* А. Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха]]» — Шмулинсон периодически отыгрывает и этот троп тоже, хотя к обаятельному мошеннику он всё же ближе. | * А. Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха]]» — Шмулинсон периодически отыгрывает и этот троп тоже, хотя к обаятельному мошеннику он всё же ближе. | ||
* «[[The Elenium and the Tamuli]]» — стирики, [[СФК]] евреев<ref>Однако отметим одно — но ''категорически'' важное — различие. Иудаизм — основатель единобожия (оставим в покое Эхнатона, нет доказательств что его попытка покинула пределы Египта — хотя Библейский Исход, как считается, произошёл при великом [https://i.redd.it/e2rwgh462qu51.jpg Рамзесе II], в той-же династии, но немного позже). А у стириков было неуточнённое число Старых Богов — пленённых, «примерно как Азаш», что приводит к своему собственному ужасу в холодильнике в конце второй трилогии — и ровно 1000 Новых. Единобожие, заодно яростно отрицающее многобожие и стремящееся его уничтожить — встречается только у Элленической Церкви и, с лишь первым элементом, у Киргаев.</ref>. [[Гордая и мудрая раса]], владеющая магией и, собственно, обучившая магии эленийцев. Особенно выделяется Сефрения — наставница главного героя Спархока, подпадающая заодно и под [[Прекрасная еврейка|другой троп]]. | * «[[The Elenium and the Tamuli]]» — стирики, [[СФК]] евреев<ref>Однако отметим одно — но ''категорически'' важное — различие. Иудаизм — основатель единобожия (оставим в покое Эхнатона, нет доказательств что его попытка покинула пределы Египта — хотя Библейский Исход, как считается, произошёл при великом [https://i.redd.it/e2rwgh462qu51.jpg Рамзесе II], в той-же династии, но немного позже). А у стириков было неуточнённое число Старых Богов — пленённых, «примерно как Азаш», что приводит к своему собственному ужасу в холодильнике в конце второй трилогии — и ровно 1000 Новых. Единобожие, заодно яростно отрицающее многобожие и стремящееся его уничтожить — встречается только у Элленической Церкви и, с лишь первым элементом, у Киргаев.</ref>. [[Гордая и мудрая раса]], владеющая магией и, собственно, обучившая магии эленийцев. Особенно выделяется Сефрения — наставница главного героя Спархока, подпадающая заодно и под [[Прекрасная еврейка|другой троп]]. | ||
Строка 57: | Строка 55: | ||
* Георгий Голубенко, рассказ «Намётанный глаз» — старый [[Жемчужина у моря|одесский]] портной. «В общем, поверьте мне, через какое-то время вам еще придется придумывать себе недостатки. Потому что, если говорить откровенно, мы, мужчины, женскими достоинствами только любуемся. А любим мы вас… я даже не знаю за что. Может быть, как раз за недостатки. У моей Риммы, например, их было огромное количество. Наверное, поэтому я и сейчас люблю ее так же, как и в первый день знакомства, хотя ее уже десять лет как нету на этом свете. И знаете, это как раз главное, что я хотел вам сказать про вашего бывшего мужа. Если мужчина действительно любит женщину, его с ней не сможет разлучить даже такая серьезная неприятность, как смерть! Не то что какой-нибудь там полусумасшедший портной Перельмутер… А, Римма, я правильно говорю? [[Слезогонка|Слышите, молчит. Не возражает…]] Значит, я говорю правильно…» | * Георгий Голубенко, рассказ «Намётанный глаз» — старый [[Жемчужина у моря|одесский]] портной. «В общем, поверьте мне, через какое-то время вам еще придется придумывать себе недостатки. Потому что, если говорить откровенно, мы, мужчины, женскими достоинствами только любуемся. А любим мы вас… я даже не знаю за что. Может быть, как раз за недостатки. У моей Риммы, например, их было огромное количество. Наверное, поэтому я и сейчас люблю ее так же, как и в первый день знакомства, хотя ее уже десять лет как нету на этом свете. И знаете, это как раз главное, что я хотел вам сказать про вашего бывшего мужа. Если мужчина действительно любит женщину, его с ней не сможет разлучить даже такая серьезная неприятность, как смерть! Не то что какой-нибудь там полусумасшедший портной Перельмутер… А, Римма, я правильно говорю? [[Слезогонка|Слышите, молчит. Не возражает…]] Значит, я говорю правильно…» | ||
* Вадим Давыдов, «Год Дракона»: один из персонажей — мудрый ребе, который [[Таки да!|часто вставляет в речь слова на идише]]. | * Вадим Давыдов, «Год Дракона»: один из персонажей — мудрый ребе, который [[Таки да!|часто вставляет в речь слова на идише]]. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 69: | Строка 65: | ||
=== Телесериалы === | === Телесериалы === | ||
* «[[Warehouse 13|Хранилище 13]]» — Артур Нильсон, как главный умник и специалист по всевозможным аномалиям. | * «[[Warehouse 13|Хранилище 13]]» — Артур Нильсон, как главный умник и специалист по всевозможным аномалиям. | ||
=== [[Мультфильм]]ы и [[мультсериал]]ы === | === [[Мультфильм]]ы и [[мультсериал]]ы === | ||
Строка 85: | Строка 80: | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Средневековый философ и врач Моисей [[w:Маймонид|Маймонид]] (Моше́ бен Маймо́н, Рамба́м). Его труды и по сей день считаются основой талмудической дисциплины. Как врач он утверждал, что к фармацевтике нужно подходить рационально и лекарство должно содержать компоненты которые действительно помогают, и уж точно лекарство не должно содержать ядов. Много веков спустя после его смерти в европейской медицине продолжали применять ртуть<ref>Ртуть, заметим, применялась против «звёздной болезни» с как минимум 16-го (см. «Автобиографию» Бенвенуто Челлини) аж до 20-го века (см. «Белую Гвардию» Булгакова), потому что она действительно помогала. Против сифилиса. А вот побочные эффекты, '''это''' знаете-ли батенька, совершенно иной разговор будет.</ref> и мышьяк<ref>Мышьяк и в наше время применяют: триоксид мышьяка с ограниченной токсичностью успешно применяется внутривенно для лечения острого промиелоцитарного лейкоза.</ref>, так как его труды были запрещены в Инквизицией за то, что он очень любил покритиковать христианство (сам он проживал в Египте). | * Средневековый философ и врач Моисей [[w:Маймонид|Маймонид]] (Моше́ бен Маймо́н, Рамба́м). Его труды и по сей день считаются основой талмудической дисциплины. Как врач он утверждал, что к фармацевтике нужно подходить рационально и лекарство должно содержать компоненты которые действительно помогают, и уж точно лекарство не должно содержать ядов. Много веков спустя после его смерти в европейской медицине продолжали применять ртуть<ref>Ртуть, заметим, применялась против «звёздной болезни» с как минимум 16-го (см. «Автобиографию» Бенвенуто Челлини) аж до 20-го века (см. «Белую Гвардию» Булгакова), потому что она действительно помогала. Против сифилиса. А вот побочные эффекты, '''это''' знаете-ли батенька, совершенно иной разговор будет.</ref> и мышьяк<ref>Мышьяк и в наше время применяют: триоксид мышьяка с ограниченной токсичностью успешно применяется внутривенно для лечения острого промиелоцитарного лейкоза.</ref>, так как его труды были запрещены в Инквизицией за то, что он очень любил покритиковать христианство (сам он проживал в Египте). | ||
* [[w:Хасдай ибн Шапрут|Хасдай Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра ибн Шапрут]] — придворный врач и [[фаворит]] кордовского халифа Абд ар-Рахмана III. Фактически исполнял обязанности министра финансов и министра иностранных дел, не будучи визирем официально (чтобы стать визирем, нужно было принять ислам). | * [[w:Хасдай ибн Шапрут|Хасдай Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра ибн Шапрут]] — придворный врач и [[фаворит]] кордовского халифа Абд ар-Рахмана III. Фактически исполнял обязанности министра финансов и министра иностранных дел, не будучи визирем официально (чтобы стать визирем, нужно было принять ислам). | ||
* [[w:Рашид ад-Дин|Рашид ад-Дин]] Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али | * [[w:Рашид ад-Дин|Рашид ад-Дин]] Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани — придворный врач в [[w:Государство Хулагуидов|государстве Хулагуидов]]<ref>Центром была завоёванная монголами Персия, в него также входили солидные куски Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока.</ref> при дворе [[w:Газан-хан|Газан-хана]]. Этот всё-таки принял ислам и стал визирем официально. Прославился тем что написал двухтомник «Джами ат-таварих», первый том которого был целиком посвящён истории Монгольской империи, а второй — всемирной истории. | ||
* Шмуэль Палаччи, [[пират]], [[ниндзя-пират-зомби-робот|раввин и мастер челночной дипломатии]]. Подружить голландцев с маврами — это таки надо было уметь<ref>То, что у мавров, голландцев и так-таки евреев имелся весьма специфицыстический враг, а именно некая весьма католическая глобальная империя, из красивого дворца Ескориал руководимая, ларчик начинает | * Шмуэль Палаччи, [[пират]], [[ниндзя-пират-зомби-робот|раввин и мастер челночной дипломатии]]. Подружить голландцев с маврами — это таки надо было уметь<ref>То, что у мавров, голландцев и так-таки евреев имелся весьма специфицыстический враг, а именно некая весьма католическая глобальная империя, из красивого дворца Ескориал руководимая, ларчик начинает отворяться...</ref>. | ||
* В романе «[[Евгений Онегин]]» Татьяна обратилась к соннику Мартына Задеки [задэки]. Считалось, что составил эту гадательную и толковательную книгу иудей Мартин Цадик (Мартин Праведный). | * В романе «[[Евгений Онегин]]» Татьяна обратилась к соннику Мартына Задеки [задэки]. Считалось, что составил эту гадательную и толковательную книгу иудей Мартин Цадик (Мартин Праведный). | ||
* Не совсем троп, но всё же: Фаина Раневская, близко дружившая с Анной Ахматовой, в шутку называла её «рабби» именно за мудрость. | * Не совсем троп, но всё же: Фаина Раневская, близко дружившая с Анной Ахматовой, в шутку называла её «рабби» именно за мудрость. | ||
Строка 95: | Строка 90: | ||
** …И, кажется, немножко [[Еврей-насмешник|пародировал]] его. | ** …И, кажется, немножко [[Еврей-насмешник|пародировал]] его. | ||
* Станислав Ежи Лец — туда же. | * Станислав Ежи Лец — туда же. | ||
* Аркадий Давидович своими афоризмами тянет на троп, а своей | * Аркадий Давидович своими афоризмами тянет на троп, а своей жизнью — на [[эксцентричный мудрец|эксцентричного мудреца]]. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | |||
{{Nav/Евреи}} | {{Nav/Евреи}} |