Редактирование: Мультики — это для детей

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|AnimationAgeGhetto|Animation Age Ghetto}}
{{TVTropes|AnimationAgeGhetto|Animation Age Ghetto}}


{{Вкратце|Примеры того, как и почему существующий в головах обывателей и продюсеров дурацкий штамп «Мультипликация/Анимация — это только/в самую первую очередь для детей» негативно влияет на развитие анимации.}}
{{Вкратце|Примеры того, как и почему существующий в головах обывателей и продюсеров дурацкий штамп «Мультипликация/Анимация — это только/в самую первую очередь для детей» негативно влияет на развитие анимации.}}


{{Q|В основном, в основной своей массе в советских мультфильмах сценарий очень простой: собираются какие-то горностаики, опоссумики, утконосики и начинают ДРУЖИТЬ. Крепко-крепко ДРУЖИТЬ! МЫ ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! КРЕПКО ДРУЖИМ! ДРУЖИМ, СУКА! ДРУЖИ КРЕПЧЕ, ГАД!!!|[[Масяня|Олег]] [[Магазинчик БО|Куваев]] кратко поясняет за советские мультфильмы}}
{{Q|В основном, в основной своей массе в советских мультфильмах сценарий очень простой: собираются какие-то горностаики, опоссумики, утконосики и начинают ДРУЖИТЬ. Крепко-крепко ДРУЖИТЬ! МЫ ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! КРЕПКО ДРУЖИМ! ДРУЖИМ, СУКА! ДРУЖИ КРЕПЧЕ, ГАД!!!|[[Масяня|Олег]] [[Магазинчик БО|Куваев]] кратко поясняет за советские мультфильмы}}
Строка 8: Строка 8:


{{YouTube|lOORrZAi9Q4}}
{{YouTube|lOORrZAi9Q4}}
В большинстве стран мира считается, что анимация — это развлечение для детей до четырнадцати лет.
В большинстве стран мира считается, что анимация — это развлечение для детей до четырнадцати лет.


Существует много социологических теорий о том, как и почему возник этот троп, но одна из наиболее распространённых версий заключается в том, что это стало побочным эффектом от появления первых мультсериалов для телевидения в 1950-х годах. Чаще всего в этих ранних проектах была простейшая сюжетная линия (либо комедии с понятными даже трёхлетнему малышу шутками-штампами, либо такие же клишированные приключения картонных героев без страха и упрека), бедная анимация и предельно упрощённая графика (некоторые сериалы, вроде «Кролика-крестоносца» или «Сказок мистера Пайпера», давили [[педаль в пол|педаль в Австралию]], так как по сути были набором статичных картинок, сменявшихся раз в пять-десять секунд. Аналогично и черно-белые мультики про медвежонка Бамсе).
Существует много социологических теорий о том, как и почему возник этот троп, но одна из наиболее распространённых версий заключается в том, что это стало побочным эффектом от появления первых мультсериалов для телевидения в 1950-х годах. Чаще всего в этих ранних проектах была простейшая сюжетная линия (либо комедии с понятными даже трёхлетнему малышу шутками-штампами, либо такие же клишированные приключения картонных героев без страха и упрека), бедная анимация и предельно упрощённая графика (некоторые сериалы, вроде «Кролика-крестоносца» или «Сказок мистера Пайпера», давили [[педаль в пол|педаль в Австралию]], так как по сути были набором статичных картинок, сменявшихся раз в пять-десять секунд. Аналогично и черно-белые мультики про медвежонка Бамсе).
Строка 14: Строка 14:
Понятно, что такое низкое качество продукции быстро отпугнуло большинство взрослых зрителей, которые до этого очень даже благосклонно относились к мастерски сделанным диснеевским полнометражкам или острым сатирическим скетчам, вроде «Веселых мелодий».
Понятно, что такое низкое качество продукции быстро отпугнуло большинство взрослых зрителей, которые до этого очень даже благосклонно относились к мастерски сделанным диснеевским полнометражкам или острым сатирическим скетчам, вроде «Веселых мелодий».


Детские шоу стали восприниматься родителями как удобный способ заставить своих малышей хоть немного посидеть на месте, а смекалистыми коммерсантами — как получасовые рекламные ролики для продажи игрушек. Ещё больше проблему усугубили расплодившиеся [[Борец за нравственность|организации по защите нравственности]], которые рьяно требовали вырезать из мультфильмов всё, что не соответствовало их ультра-пуританским взглядам.
Детские шоу стали восприниматься родителями как удобный способ заставить своих малышей хоть немного посидеть на месте, а смекалистыми коммерсантами — как получасовые рекламные ролики для продажи игрушек. Ещё больше проблему усугубили расплодившиеся [[Борец за нравственность|организации по защите нравственности]], которые рьяно требовали вырезать из мультфильмов всё, что не соответствовало их ультра-пуританским взглядам.


Хотя исключения из правил появлялись во все годы существования искусства анимации, в общественном сознании мультфильмы оставались исключительно детским видом кино вплоть до начала 1990-х, когда всемирную популярность завоевали такие сериалы, как «[[Южный парк]]», «Бивис и Баттхед», «[[Симпсоны]]» (Симпсоны вообще появились в конце 1980-х) и «[[Футурама]]», а также массово проникло на западный рынок японское [[аниме]].
Хотя исключения из правил появлялись во все годы существования искусства анимации, в общественном сознании мультфильмы оставались исключительно детским видом кино вплоть до [[Конец истории|начала-середины 1990-х]], когда всемирную популярность завоевали такие сериалы, как «[[Южный парк]]», «Бивис и Баттхед», «[[Симпсоны]]» (Симпсоны вообще появились в конце 1980-х) и «[[Футурама]]», а также массово проникло на западный рынок японское [[аниме]].


Правда, это привело к возникновению другой крайности: так как почти все упомянутые выше шоу почему-то оказались набиты грубейшим юмором, многие теперь считают, что «мульт для взрослых» — это обязательно [[Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк»|кэмповая комедия]], эксплуатирующая темы секса, насилия и мизантропии. Логики в этом утверждении столько же, сколько в дурацком мифе «Всё аниме — это хентай!», но, судя по засилью именно таких «взрослых» мультсериалов, новый штамп поддерживается студиями так же рьяно, как поддерживалась раньше его субверсия, ставшая темой данной статьи… Более того, стереотип «Мультики — это для детей» оказался настолько живуч, что эти же самые мультсериалы даже некоторые взрослые [[Определённо не для детей|показывали своим детям]], не говоря уж о самих младших школьниках, думающих «Если нарисовано — значит, для нас». Что закономерно вылилось в панику «Загнивающий Запад развращает наших детей!»
Правда, это привело к возникновению другой крайности: так как почти все упомянутые выше шоу почему-то оказались набиты грубейшим юмором, многие теперь считают, что «мульт для взрослых» — это обязательно [[Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк»|кэмповая комедия]], эксплуатирующая темы секса, насилия и мизантропии. Логики в этом утверждении столько же, сколько в дурацком мифе «Всё аниме — это хентай!», но, судя по засилью именно таких «взрослых» мультсериалов, новый штамп поддерживается студиями так же рьяно, как поддерживалась раньше его субверсия, ставшая темой данной статьи… Более того, стереотип «Мультики — это для детей» оказался настолько живуч, что эти же самые мультсериалы даже некоторые взрослые [[Определённо не для детей|показывали своим детям]], не говоря уж о самих младших школьниках, думающих «Если нарисовано — значит, для нас». Что закономерно вылилось в панику «Загнивающий Запад развращает наших детей!»


А вот в CCCР этот процесс начался ещё раньше. До середины 1930-х годов практически 90 % советских мультфильмов были либо [[Пропаганда|пропагандистскими]] либо рекламными и явно не подходили для детей. Но в 1935 г. прошёл первый Московский кинофестиваль, где среди прочего, показали мультфильмы [[Дисней|Диснея]]. Советскому руководству они понравились, и было принято решение на создание собственной мультипликационной индустрии, была создана студия «Союзмультфильм». В отличие от мультфильмов (в дальнейшем, ещё и мультсериалов) капиталистических стран, которые создавались с целью состричь бабла и развлечь ребятишек, в советских (да и во всех социалистических тоже) морали уделялось намного больше места, чем в мультика капиталистических стран, она стояла превыше всего. Из-за этого советские аниматоры часто [[Неудачная басня|халтурили]] (часть этих творений, кстати, вполне заслуженно забыта, либо помнят их коллекционеры и любители истории): заставить 10-15 минут посюсюкать актёров таким голосами, как будто общаются с умственно отсталыми, расписать банальные истины а-ля «будь честным», «будь трудолюбивым», «не дерись», «не задавайся» и напихать сюда [[Зоологический клюквосправочник|лесных зверушек]] вместе с бравыми пионерами ведь гораздо проще, чем создать если не шедевр, то относительно интересную историю для дошкольников и школьников с более-менее «выпуклыми» персонажами! А планы надо выполнять! Особенно сильно это заметно в мультиках [[Гулаги и рабы|сталинских времен]], когда искусство подвергалось сильному идеологическому давлению. В некоторых работах 1930х и 1940х чувствуется подражание Диснею, впрочем тогда отечественная школа мультипликации еще искала свои стили и свой почерк.
А вот в CCCР этот процесс начался ещё раньше. До середины 1930-х годов практически 90 % советских мультфильмов были либо [[Пропаганда|пропагандистскими]] либо рекламными и явно не подходили для детей. Но в 1935 г. прошёл первый Московский кинофестиваль, где среди прочего, показали мультфильмы [[Дисней|Диснея]]. Советскому руководству они понравились, и было принято решение на создание собственной мультипликационной индустрии, была создана студия «Союзмультфильм». В отличие от мультфильмов (в дальнейшем, ещё и мультсериалов) капиталистических стран, которые создавались с целью состричь бабла и развлечь ребятишек, в советских (да и во всех социалистических тоже) морали уделялось намного больше места, чем в мультика капиталистических стран, она стояла превыше всего. Из-за этого советские аниматоры часто [[Неудачная басня|халтурили]] (часть этих творений, кстати, вполне заслуженно забыта, либо помнят их коллекционеры и любители истории): заставить 10-15 минут посюсюкать актёров таким голосами, как будто общаются с умственно отсталыми, расписать банальные истины а-ля «будь честным», «будь трудолюбивым», «не дерись», «не задавайся» и напихать сюда [[Зоологический клюквосправочник|лесных зверушек]] вместе с бравыми пионерами ведь гораздо проще, чем создать если не шедевр, то относительно интересную историю для дошкольников и школьников с более-менее «выпуклыми» персонажами! А планы надо выполнять! Особенно сильно это заметно в мультиках [[Гулаги и рабы|сталинских времен]], когда искусство подвергалось сильному идеологическому давлению. В некоторых работах 1930х и 1940х чувствуется подражание Диснею, впрочем тогда отечественная школа мультипликации еще искала свои стили и свой почерк.


Кстати, в более поздние времена — до 1980-х годов — некоторые мультфильмы, выпущенные на региональных студиях (и для разной целевой аудитории), имели недоработки в роде плохой прорисовки или ограниченной анимации (12 кадров в секунду и меньше), несовпадения артикуляции персонажей с произносимыми словами и проч. Но тут, скорее были экономические причины.
Кстати, в более поздние времена — до 1980-х годов — некоторые мультфильмы, выпущенные на региональных студиях (и для разной целевой аудитории), имели недоработки в роде плохой прорисовки или ограниченной анимации (12 кадров в секунду и меньше), несовпадения артикуляции персонажей с произносимыми словами и проч. Но тут, скорее были экономические причины.


Кроме того, в СССР, в отличие от западных стран, выпускалось очень малое количество мультфильмов только для взрослой аудитории (да, они были). Мультсериалы, из-за позднего проникновения телевизора в советский быт, появились только в 1970-х годах, а в современном виде сформировались лишь в конце 1990-х.
Кроме того, в СССР, в отличие от западных стран, выпускалось очень малое количество мультфильмов только для взрослой аудитории (да, они были). Мультсериалы, из-за позднего проникновения телевизора в советский быт, появились только в 1970-х годах, а в современном виде сформировались лишь в конце 1990-х.
Это, вкупе с излишним морализаторством, и породило стереотип, что '''мультики — только для детей'''. Правда, после развала Союза этот стереотип немного преобразился: теперь советские мультики фанатично обожают многие из повзрослевших и даже уже постаревших бывших пионеров. Одновременно с этим навязывая другим мнение (подчас даже агрессивно), что сделанные в СССР мультфильмы — самые лучшие, а вот современные российские, американские и [[Аниме|японские]] мультики состоят лишь из крови, разврата и тупых шуток.
Это, вкупе с излишним морализаторством, и породило стереотип, что '''мультики — только для детей'''. Правда, после развала Союза этот стереотип немного преобразился: теперь советские мультики фанатично обожают многие из повзрослевших и даже уже постаревших бывших пионеров. Одновременно с этим навязывая другим мнение (подчас даже агрессивно), что сделанные в СССР мультфильмы — самые лучшие, а вот современные российские, американские и [[Аниме|японские]] мультики состоят лишь из крови, разврата и тупых шуток.


Именно из-за этого тропа, глубоко засевшего в массовом сознании, получаются ситуации наподобие [[Детям это смотреть нельзя!]] (когда произведение кое-как можно назвать детским, но оно не стесняется честно показывать тёмные стороны жизни) и даже [[Определённо не для детей]] (когда произведение намеренно создавалось именно для взрослых и [[Эротический хоррор от Диснея|анимационную форму выбрали для циничного жестокого боевика или вообще для порнографии]]).
Именно из-за этого тропа, глубоко засевшего в массовом сознании, получаются ситуации наподобие [[Детям это смотреть нельзя!]] (когда произведение кое-как можно назвать детским, но оно не стесняется честно показывать тёмные стороны жизни) и даже [[Определённо не для детей]] (когда произведение намеренно создавалось именно для взрослых и [[Эротический хоррор от Диснея|анимационную форму выбрали для циничного жестокого боевика или вообще для порнографии]]).
Строка 36: Строка 36:
=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Дон Блут считал, что анимационный фильм может содержать в себе немало «тёмных» деталей, но дети способны вынести без всякого вреда для психики многие жутковатые вещи, если финал истории будет хотя бы [[Хороший плохой конец|условно]] [[Плохой хороший конец|хорошим]]. Его ранние фильмы стали культовыми благодаря этому подходу, но со временем режиссер стал испытывать на себе всё большее давление продюсеров, которые хотели видеть его работы более детскими в традиционном смысле. В итоге работы первой половины 1990-х стали самыми слабыми в фильмографии Блута…
* Дон Блут считал, что анимационный фильм может содержать в себе немало «тёмных» деталей, но дети способны вынести без всякого вреда для психики многие жутковатые вещи, если финал истории будет хотя бы [[Хороший плохой конец|условно]] [[Плохой хороший конец|хорошим]]. Его ранние фильмы стали культовыми благодаря этому подходу, но со временем режиссер стал испытывать на себе всё большее давление продюсеров, которые хотели видеть его работы более детскими в традиционном смысле. В итоге работы первой половины 1990-х стали самыми слабыми в фильмографии Блута…
** Его последний на сегодняшний день полнометражный мультфильм «Титан. После гибели Земли» провалился в прокате в том числе из-за того, что прокатчик не знал, для какой аудитории позиционировать картину — для детей (ибо «мультик») или для студентов-гиков (ибо серьезная научная фантастика, в которой немало настоящих смертей).
** Его последний на сегодняшний день полнометражный мультфильм «Титан. После гибели Земли» провалился в прокате в том числе из-за того, что прокатчик не знал, для какой аудитории позиционировать картину — для детей (ибо «мультик») или для студентов-гиков (ибо серьезная научная фантастика, в которой немало настоящих смертей).
* Aardman в общем и Ник Парк в частности тоже не считают детей за дегенератов и частично отказались от этого штампа. Что мы имеем? Шедевральные «[[Chicken Run|Побег из курятника]]», «Барашек Шон» и «Уоллес и Громит». Причём за последних (две короткометражки и одна полнометражка) создатели отхватили аж три «Оскара»!
* Aardman в общем и Ник Парк в частности тоже не считают детей за дегенератов и частично отказались от этого штампа. Что мы имеем? Шедевральные «[[Chicken Run|Побег из курятника]]», «Барашек Шон» и «Уоллес и Громит». Причём за последних (две короткометражки и одна полнометражка) создатели отхватили аж три «Оскара»!
* Относительно сбалансированный взгляд на то, как можно коммуницировать с юной аудиторией без ущерба для серого вещества, можно проследить через французские мультфильмы и мультсериалы с маркировкой PG… Естественно, выбирая те истории, где тщательно проработаны миры, персонажи и сюжетные концепции.
* Относительно сбалансированный взгляд на то, как можно коммуницировать с юной аудиторией без ущерба для серого вещества, можно проследить через французские мультфильмы и мультсериалы с маркировкой PG… Естественно, выбирая те истории, где тщательно проработаны миры, персонажи и сюжетные концепции.
Строка 50: Строка 50:
Революция в технике принесла нам и [[массовая культура|массовую культуру]], а с ней — революцию в творчестве. Оно меняется быстро и незаметно, общественное мнение — медленно, лишь со сменой поколений в этом самом обществе. Отсюда и стереотипы о том, что и кому предназначено. Причём изменения в области творчества не только стремительны, они ещё и глобальны: настолько, что порой за пару десятков лет одна индустрия преобразуется в другую, качественно новую. Может ли общество в принципе быть готово к таким скачкам — сложный вопрос. Не только отношение аудитории не даёт мультипликации завершить метаморфозу из детской во всевозрастную, среди самих создателей скорее меньшинство лелеет настолько передовые мысли.
Революция в технике принесла нам и [[массовая культура|массовую культуру]], а с ней — революцию в творчестве. Оно меняется быстро и незаметно, общественное мнение — медленно, лишь со сменой поколений в этом самом обществе. Отсюда и стереотипы о том, что и кому предназначено. Причём изменения в области творчества не только стремительны, они ещё и глобальны: настолько, что порой за пару десятков лет одна индустрия преобразуется в другую, качественно новую. Может ли общество в принципе быть готово к таким скачкам — сложный вопрос. Не только отношение аудитории не даёт мультипликации завершить метаморфозу из детской во всевозрастную, среди самих создателей скорее меньшинство лелеет настолько передовые мысли.


Возвращаясь к вопросу о качествах, сам стереотип «мультики — для детей» далеко не всегда имеется в виду в первоначальном значении. Детство — не только период жизни до определённого возраста, это ещё и антоним зрелости. Мультфильмы действительно могут быть не предназначены всем возрастным группам, не для детей, но значит ли это, что аудитория — взрослые? Тот факт, что на многие тайтлы с пометкой 16+ спрос не достигших этого возраста зрителей нередко ''преобладает'' над спросом заявленной аудитории, — не повод ли это задуматься, действительно ли это продукт для взрослого потребителя? Трудно отрицать, что среди мультфильмов сравнительно немного глубоких произведений, «Looney Tunes» при всей неоднозначности к ним едва ли относятся. И если гипотетически у нарисованных сериалов и фильмов есть потенциал быть не менее взрослым видом творчества, чем кино с живыми актёрами, то практически сама индустрия не слишком-то стремится развенчивать троп и уподобляться киношной, быть высоким искусством и недетской именно в этом плане.
Возвращаясь к вопросу о качествах, сам стереотип «мультики — для детей» далеко не всегда имеется в виду в первоначальном значении. Детство — не только период жизни до определённого возраста, это ещё и антоним зрелости. Мультфильмы действительно могут быть не предназначены всем возрастным группам, не для детей, но значит ли это, что аудитория — взрослые? Тот факт, что на многие тайтлы с пометкой 14+ спрос не достигших этого возраста зрителей нередко ''преобладает'' над спросом заявленной аудитории, — не повод ли это задуматься, действительно ли это продукт для взрослого потребителя? Трудно отрицать, что среди мультфильмов сравнительно немного глубоких произведений, «Looney Tunes» при всей неоднозначности к ним едва ли относятся. И если гипотетически у нарисованных сериалов и фильмов есть потенциал быть не менее взрослым видом творчества, чем у кино с живыми актёрами, то практически сама индустрия не слишком-то стремится развенчивать троп и уподобляться киношной, быть высоким искусством и недетской именно в этом плане.


{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!