Редактирование: Навозные века
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 62: | Строка 62: | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* Виктор Гюго, «[[Собор Парижской Богоматери]]», в котором обрисован французский народ, законы и порядки того времени. Грязь, пьянство, невежество, злая церковь, жестокость и безразличие высших слоёв к | * Виктор Гюго, «[[Собор Парижской Богоматери]]», в котором обрисован французский народ, законы и порядки того времени. Грязь, пьянство, невежество, злая церковь, жестокость и безразличие высших слоёв к низшим — всё при нём. Практически [[кодификатор]] тропа. | ||
** И его же «[[Человек, который смеётся]]». Вообще, несмотря на то, что Гюго был одним из ярчайших представителей и теоретиков [[романтизм]]а, некоторые литературоведы относят его произведения к [[реализм]]у. За сабж в том числе. | ** И его же «[[Человек, который смеётся]]». Вообще, несмотря на то, что Гюго был одним из ярчайших представителей и теоретиков [[романтизм]]а, некоторые литературоведы относят его произведения к [[реализм]]у. За сабж в том числе. | ||
* Марк Твен: | * Марк Твен: | ||
** «[[Янки из Коннектикута при дворе короля Артура]]», еще один кодификатор. Представитель американского буржуазного общества попадает в Англию времён означенного короля и понятно, что там видит. Но пытается это вытягивать своим талантом и техническими навыками. [[Деконструкция]] романтизации средневековья вообще и книг Томаса Мэлори о [[Король Артур|короле Артуре]] в частности: Мерлин оказывается шарлатаном, рыцари и прекрасные | ** «[[Янки из Коннектикута при дворе короля Артура]]», еще один кодификатор. Представитель американского буржуазного общества попадает в Англию времён означенного короля и понятно, что там видит. Но пытается это вытягивать своим талантом и техническими навыками. [[Деконструкция]] романтизации средневековья вообще и книг Томаса Мэлори о [[Король Артур|короле Артуре]] в частности: Мерлин оказывается шарлатаном, рыцари и прекрасные дамы — врунами (впрочем, иногда, как дети, искренне [[поверил в собственную ложь|верящими даже в собственную ложь]], отчего к ним возникает некое сочувствие). | ||
*** При этом Твен не то чтобы [[не в ладах с историей]], а нарочно смешивает в романе все плохое, что было и чего не было (и не могло быть) в VI веке.<ref>Например, право первой ночи неизвестно источникам в принципе, британская церковь в те времена не была настолько могущественной и не зависела от Рима, еще не существовало родовой аристократии с рыцарством как таковой (рыцари и замки в Англии вообще появятся только после норманского завоевания), не было оформлено закрепощение крестьян, рабов было немного (уж явно не «большая часть населения»), причем рабство в Раннем средневековье было патриархальным, то есть рабы считались не имуществом, а скорее чем-то вроде вечных младших детей. Список можно продолжать очень долго.</ref> Сам Твен говорил, что «если какого-то обычая не существовало в те времена, значит, существовал другой, еще хуже». Камелот и в целом раннесредневековая Англия в романе являются метафорическим образом, неким «средним арифметическим» ненавистных Твену клерикально-феодальных порядков. Но вот оравы эпигонов приняли твеновскую сатиру за чистую монету, и в результате мы уже третий век наблюдаем то, что описано в этой статье в разделе про объективность. | *** При этом Твен не то чтобы [[не в ладах с историей]], а нарочно смешивает в романе все плохое, что было и чего не было (и не могло быть) в VI веке.<ref>Например, право первой ночи неизвестно источникам в принципе, британская церковь в те времена не была настолько могущественной и не зависела от Рима, еще не существовало родовой аристократии с рыцарством как таковой (рыцари и замки в Англии вообще появятся только после норманского завоевания), не было оформлено закрепощение крестьян, рабов было немного (уж явно не «большая часть населения»), причем рабство в Раннем средневековье было патриархальным, то есть рабы считались не имуществом, а скорее чем-то вроде вечных младших детей. Список можно продолжать очень долго.</ref> Сам Твен говорил, что «если какого-то обычая не существовало в те времена, значит, существовал другой, еще хуже». Камелот и в целом раннесредневековая Англия в романе являются метафорическим образом, неким «средним арифметическим» ненавистных Твену клерикально-феодальных порядков. Но вот оравы эпигонов приняли твеновскую сатиру за чистую монету, и в результате мы уже третий век наблюдаем то, что описано в этой статье в разделе про объективность. | ||
** «Принц и нищий». Тупик Отбросов, в котором жил Нищий (Том Кенти) | ** «Принц и нищий». Тупик Отбросов, в котором жил Нищий (Том Кенти) — [[Мерзкий Улей]], населённый [[гнусный алкаш|пьяницами]], ворами, попрошайками и их несчастными семьями, в каковом гадюшнике пробитые головы и голод в порядке вещей. Единственный благородный и грамотный обитатель — священник Эндрю, вытащивший из невежества и самого Тома. Позже все «прелести» средневековой Англии испытал на себе и принц Эдуард: его избили отец и бабка Тома Кенти, затем он попал в шайку бродяг, среди которых многие были честными людьми, пока не пострадали от несправедливых законов, прятался в сарае с крысами, едва избежал смерти от ножа сумасшедшего фанатика, был арестован по ложному обвинению, а когда его друга и телохранителя ни за что отправили в тюрьму, последовал за ним и столкнулся с ужасами «правоохранительной» системы вплоть до того, что лицезрел сожжение на костре баптисток. К счастью, настоящий король вернулся на престол и начал действовать, как велело доброе сердце. | ||
* [[A Song of Ice and Fire]] | * [[A Song of Ice and Fire]] — здесь изображение несколько более будничное, поскольку все [[POV-персонаж]]и — аборигены и другой жизни не знают. Тем не менее средневековой дикости и мерзости у недетского писателя Мартина предостаточно. Особенно в главах Арьи Старк, где всё происходящее подаётся глазами десятилетней девочки в лучших традициях «[[Иди и смотри]]». | ||
** [[С прикрученным фитильком]], ибо ПЛиО во многом ближе к ''реальному'' средневековью, чем к воображаемым навозным векам. Не в последнюю очередь дело в том, что большинство | ** [[С прикрученным фитильком]], ибо ПЛиО во многом ближе к ''реальному'' средневековью, чем к воображаемым навозным векам. Не в последнюю очередь дело в том, что большинство героев — дворяне, так что жизнь у них куда комфортнее, чем у простолюдина. Да и про воспитание и этикет обычно не забывают — в отличие от матерящихся, как извозчики, королей Сапковского. | ||
* «[[Сага о ведьмаке|Сагу о ведьмаке]]» не забудьте. Ко всем мерзостям навозных веков прибавляется еще и [[Фантастический расизм|фэнтезийный расизм]] в самых крайних своих проявлениях, [[Головорезы|уличные бандиты]], [[Ряженые под Рейх|концлагеря]], [[рабство]], [[Тёмное фэнтези|монстры, проклятья, приближающийся конец света]] и [[Реальная жизнь|реклама]]. | * «[[Сага о ведьмаке|Сагу о ведьмаке]]» не забудьте. Ко всем мерзостям навозных веков прибавляется еще и [[Фантастический расизм|фэнтезийный расизм]] в самых крайних своих проявлениях, [[Головорезы|уличные бандиты]], [[Ряженые под Рейх|концлагеря]], [[рабство]], [[Тёмное фэнтези|монстры, проклятья, приближающийся конец света]] и [[Реальная жизнь|реклама]]. | ||
** Ну и «милые мелочи». Лютик: «Новиград, один из крупнейших и культурнейших городов Северных королевств! В Новиграде я дышу полной грудью…». Геральт (перебивая его и указывая на бродягу, срущего прямо на улице): «А не пойти ли нам дышать полной грудью на другую улочку?». | ** Ну и «милые мелочи». Лютик: «Новиград, один из крупнейших и культурнейших городов Северных королевств! В Новиграде я дышу полной грудью…». Геральт (перебивая его и указывая на бродягу, срущего прямо на улице): «А не пойти ли нам дышать полной грудью на другую улочку?». | ||
* Под троп подходит и другой цикл Сапковского — трилогия о Рейневане. | |||
* Под троп подходит и другой цикл | * Впрочем, после трилогии Р. Скотта Бэккера [[Prince of Nothing|«Князь пустоты»]] Мартин и Сапковский кажутся розовыми идеалистами, ибо там автор вытянул, наверное, всё самое худшее, что только было в человеческой истории. | ||
* Впрочем, после трилогии Р. Скотта Бэккера | |||
** Справедливости ради, по-настоящему грязно у него описана только война и сопутствующие ей события. Ну и переход через кишащий [[не орки|шранками]] [[мир смерти]], где просто негде помыться (а первое, что делает Мимара, добираясь в относительно безопасный лагерь, это именно моется). Повседневная жизнь в Эарве потная, тесная, не такая чистая, как у нас, но довольно приближенная к реальному средневековью. | ** Справедливости ради, по-настоящему грязно у него описана только война и сопутствующие ей события. Ну и переход через кишащий [[не орки|шранками]] [[мир смерти]], где просто негде помыться (а первое, что делает Мимара, добираясь в относительно безопасный лагерь, это именно моется). Повседневная жизнь в Эарве потная, тесная, не такая чистая, как у нас, но довольно приближенная к реальному средневековью. | ||
* «Черный отряд» Глена Кука. Навоз тут ещё и достаточно густо замешан на откровенной магической чернухе, из-за чего большая часть населения руководствуется принципом «умри ты сегодня, а | * «Черный отряд» Глена Кука. Навоз тут ещё и достаточно густо замешан на откровенной магической чернухе, из-за чего большая часть населения руководствуется принципом «умри ты сегодня, а я — завтра». | ||
* Цикл польского фантаста Яцека Пекары о похождениях инквизитора Мордимера Маддердина. Полный набор: Тупое рыцарство (за очень редким исключением). Запуганные и суеверные простолюдины (и да, при случаи оторвутся не хуже дворян на своих жертвах). «От мытья открываются поры на коже и в организм проникает | * Цикл польского фантаста Яцека Пекары о похождениях инквизитора Мордимера Маддердина. Полный набор: Тупое рыцарство (за очень редким исключением). Запуганные и суеверные простолюдины (и да, при случаи оторвутся не хуже дворян на своих жертвах). «От мытья открываются поры на коже и в организм проникает болезнь» — и это говорит медик, лучшие из которых работают в инквизиции — чтобы пытаемый не сдох раньше времени, пытками же доказывается вина обвиняемого. Церковь представляет нечто такое, что [[инквизиция]] на её фоне кажется образцом добродетели. А чего ждать от мира, где бог свалили куда-то на каникулы, а Христос сошёл с креста и понёс своё учение огнём и мечом? {{spoiler|Это если пренебречь жирными намёками, идущими через весь цикл, что под маской Христа здесь действовал Антихрист, вселившийся в его тело}}. И да, в последней на данной момент книге мир получил ещё и чуму, которую выпустили монахи одного из монастырей. | ||
** Так вроде бы авторская альтернативная Европа буквально является Адом. Странно, если бы там было иначе… | ** Так вроде бы авторская альтернативная Европа буквально является Адом. Странно, если бы там было иначе… | ||
* «[[Circle of the World|Земной Круг]]» Джо Аберкромби. Случай интересный: сеттинг скорее описывает не классическое фэнтезяйное средневековье, а эпоху Ренессанса с последующим переходом в промышленную революцию и Новое Время ( | * «[[Circle of the World|Земной Круг]]» Джо Аберкромби. Случай интересный: сеттинг скорее описывает не классическое фэнтезяйное средневековье, а эпоху Ренессанса с последующим переходом в промышленную революцию и Новое Время (автор — англичанин, так что ему эта тематика близка). Однако факт «навозности» сеттинга это не отменяет: развивающийся научный и технический прогресс лишь усугубляет противоречия в обществе, обостряя и без того острые проблемы, которые в людях вытаскивают всё самое худшее. | ||
* «[[Малазанская книга павших]]» Стивена Эриксона тоже. По духу примерно похоже на «Чёрный Отряд» | * «[[Малазанская книга павших]]» Стивена Эриксона тоже. По духу примерно похоже на «Чёрный Отряд» | ||
* «[[Сказания Меекханского пограничья]]» Роберта Вегнера. | * «[[Сказания Меекханского пограничья]]» Роберта Вегнера. | ||
* «[[Хроники Края]]» Пола | * «[[Хроники Края]]» Пола Стюарта — довольно натуралистичная детская серия, которая балансирует между этим тропом и [[нет мира под оливами]]. А вот в трилогии о Плуте, которая получилась [[темнее и острее|самой мрачной]], троп играется напрямую. | ||
* В целом позитивное и светлое ранобэ «[[Волчица и пряности]]» нет-нет, да и повернёт свой мир той стороной, которая является предметом данной статьи. То Хоро ловит блох в собственном хвосте, то невзначай упоминается запах пота и человеческого | * В целом позитивное и светлое ранобэ «[[Волчица и пряности]]» нет-нет, да и повернёт свой мир той стороной, которая является предметом данной статьи. То Хоро ловит блох в собственном хвосте, то невзначай упоминается запах пота и человеческого тела — от неё, или от одежды главгероя, или от других путешественников, с которыми их пересекает судьба. Невзначай — потому что сами герои в этом ничего необычного не видят. А уж про скудное питание и говорить не стоит. И ведь Лоуренс достаточно зажиточный по местным и вообще каким угодно меркам человек! (Уверенно копит с деньги с нуля на собственный каменный дом, который надеется получить совсем ещё не в глубокой старости.) Фанатичные церковники-разжигатели войн, а также презрение к человеческой жизни со стороны некоторых вышестоящих руководителей в сеттинге тоже присутствуют. | ||
* [[С прикрученным фитильком]] | * [[С прикрученным фитильком]] — «Сёгун» Джеймса Клавелла. Хотя Япония 1600 года описана так, что моментами скатывается в [[Развесистая_сакура|развесистую сакуру]], но противопоставление чистеньких японцев, знающих толк в еде и любви, и вонючих гайдзинов-варваров, всё-таки присутствует. Когда штурмана Блэкторна пытаются вымыть, он устраивает истерику: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Мура подошел ближе и брезгливо скривил нос. | Мура подошел ближе и брезгливо скривил нос. | ||
Строка 90: | Строка 89: | ||
– Я буду мыться, когда захочу, и от меня не пахнет! – Блэксорн разозлился. – Каждый знает, что ванны опасны. Ты хочешь, чтобы я схватил простуду? Ты думаешь, я Богом проклятый глупец? Убирайся отсюда и дай мне поспать! | – Я буду мыться, когда захочу, и от меня не пахнет! – Блэксорн разозлился. – Каждый знает, что ванны опасны. Ты хочешь, чтобы я схватил простуду? Ты думаешь, я Богом проклятый глупец? Убирайся отсюда и дай мне поспать! | ||
– Вымойся, – приказал Мура, пораженный гневом варвара – высшим признаком плохих манер.|}} | – Вымойся, – приказал Мура, пораженный гневом варвара – высшим признаком плохих манер.|}} | ||
* Сабж и [[Средневековые дебилы]] <s>внезапно</s> | * Сабж и [[Средневековые дебилы]] <s>внезапно</s> — знаменитая «Анжелика» (правда, это уже XVII век) супругов Голон. Причем с самого начала. С периодическими напоминаниями далее. Например, Анжелика, выехав в сельскую местность (пахнущую отнюдь не только розами!), изумляется, что «могла прожить много лет в таком грязном городе, как Париж». | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 107: | Строка 106: | ||
* «Феофания, рисующая смерть» (1991) — [[С прикрученным фитильком|с некоторым фитильком]] — нет особой грязи. В остальном… Щелястые хижины из жердей и горбылей (среди густых лесов), в которых русскую зиму не пережил бы и Порфирий Иванов — на месте, население хижин — [[Средневековые дебилы|эталонные средневековые дебилы в рванине]], причем [[Язычество против авраамизма|что язычники, что христиане]], идолы язычников уродливы, обряды мерзки, а христианами руководит [[Религиозный садомазохист|откровенный фанатик, ещё и вожделеющий заглавную героиню]]. | * «Феофания, рисующая смерть» (1991) — [[С прикрученным фитильком|с некоторым фитильком]] — нет особой грязи. В остальном… Щелястые хижины из жердей и горбылей (среди густых лесов), в которых русскую зиму не пережил бы и Порфирий Иванов — на месте, население хижин — [[Средневековые дебилы|эталонные средневековые дебилы в рванине]], причем [[Язычество против авраамизма|что язычники, что христиане]], идолы язычников уродливы, обряды мерзки, а христианами руководит [[Религиозный садомазохист|откровенный фанатик, ещё и вожделеющий заглавную героиню]]. | ||
* «Парфюмер» — несмотря на то, что на дворе XVIII век, стилистика навозных веков передана во всей красе. Что, кстати, полностью согласуется с книгой. | * «Парфюмер» — несмотря на то, что на дворе XVIII век, стилистика навозных веков передана во всей красе. Что, кстати, полностью согласуется с книгой. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 116: | Строка 114: | ||
* Мультсериал «[[Disenchantment|Разочарование]]» от Мэтта Грёнинга намеренно эксплуатирует этот троп в режиме «[[педаль в пол]]». | * Мультсериал «[[Disenchantment|Разочарование]]» от Мэтта Грёнинга намеренно эксплуатирует этот троп в режиме «[[педаль в пол]]». | ||
* Канадский мультсериал «Иван из Юкона» (который Ивон, но всем пофиг) высмеивает троп внутри [[флеэшбэк]]ов главного героя родом из позднесредневековой (ближе к Возрождению) Франции, попавшего в современную [[Кленовый лист, бобры и хоккеисты|Канаду]] замороженным в глыбе льда. | * Канадский мультсериал «Иван из Юкона» (который Ивон, но всем пофиг) высмеивает троп внутри [[флеэшбэк]]ов главного героя родом из позднесредневековой (ближе к Возрождению) Франции, попавшего в современную [[Кленовый лист, бобры и хоккеисты|Канаду]] замороженным в глыбе льда. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
Строка 128: | Строка 125: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Серия игр и флеш-анимаций о Ларри Гномогеддоне, в сочетании с «[[Так грубо, что уже смешно]]». Жесточайший стёб над всеми штампами фэнтези. Мудрый [[ментор]]-[[маг]]? Да | * Серия игр и флеш-анимаций о Ларри Гномогеддоне, в сочетании с «[[Так грубо, что уже смешно]]». Жесточайший стёб над всеми штампами фэнтези. Мудрый [[ментор]]-[[маг]]? Да пожалуйста — этот благообразный старичок с внешностью Гэндальфа будет избивать ученика [[Фрейд был прав|посохом с кулаком на конце]]. [[у нас именно такие гномы|Гномы]] и [[у нас странные гномики|гномики]]? Да пожалуйста — сделаем их [[милые головорезы|кровожадными отморозками]], грабящими города. [[Крутая лошадка]]? Нет, Ларри слишком мал ростом для езды на лошади. Он будет носиться верхом на трёхногой собачке. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === |