Редактирование: Навязчивый рефрен

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{q|{{перевод|There’s a simple rule: You say it again, and you say it again, and you say it again, and you say it again, and you say it again, and then again and again and again and again, and about the time that you’re absolutely sick of saying it is about the time that your target audience has heard it for the first time.|Правило простое. Скажи это снова. Скажи это снова. Скажи это снова. Скажи это снова. Скажи это снова. Скажи это снова, и снова, и снова и снова, и когда тебя уже совсем тошнит от повторений — аудитория наконец-то понимает в первый раз, чего ты хотел сказать.}}|Фрэнк Лунц}}
{{q|{{перевод|There’s a simple rule: You say it again, and you say it again, and you say it again, and you say it again, and you say it again, and then again and again and again and again, and about the time that you’re absolutely sick of saying it is about the time that your target audience has heard it for the first time.|Правило простое. Скажи это снова. Скажи это снова. Скажи это снова. Скажи это снова. Скажи это снова. Скажи это снова, и снова, и снова и снова, и когда тебя уже совсем тошнит от повторений — аудитория наконец-то понимает в первый раз, чего ты хотел сказать.}}|Фрэнк Лунц}}
''Внимание! Статья — о склонности к повторам «уже пройденного», иронически названной церковным термином<ref>Для тех, кто [[не в ладах с богословием]]: поминальник — специальная книжечка у священника, куда заносят имена тех, за кого следует регулярно молиться в конкретном храме или монастыре. Сейчас чаще речь об умерших, но могли быть и моряки в дальнем походе, и сражающиеся на фронте родственники, и оказавшиеся в плену. В СССР с примерно 1960-х поминальники были не в ходу. Ушлые пастыри каждый раз собирали записочки (и деньги), и список обновлялся каждую службу.</ref>. Статья не касается традиции из [[Arda|толкиновского сеттинга]] — цветка поминальника (simbelmyne), который в Рохане полагалось высаживать на могилах.''


Примерно в третьем классе учат тонкому искусству бизнес-презентации: «сначала скажи, о чём будешь говорить, потом снова скажи это, а в конце скажи, о чём только что сказал». Придумал эту прописную истину вроде бы Дэйл Карнеги, и за многие годы метóда уже так приелась, что некоторые современные «эксперты» советуют повторять мысль по шесть или семь раз. Или до рвоты. Наверное, чтобы лучше дошло.
Примерно в третьем классе учат тонкому искусству бизнес-презентации: «сначала скажи, о чём будешь говорить, потом снова скажи это, а в конце скажи, о чём только что сказал». Придумал эту прописную истину вроде бы Дэйл Карнеги, и за многие годы метóда уже так приелась, что некоторые современные «эксперты» советуют повторять мысль по шесть или семь раз. Или до рвоты. Наверное, чтобы лучше дошло.
Строка 11: Строка 12:
Отдельное «не от хорошей жизни» для произведений [[старше, чем интернет]]: тогда нельзя было зайти в гугл или на флибусту и скачать всего [[Хроники Амбера|Желязны]] скопом. Поэтому хорошим тоном считалось в каждый/каждый второй роман вставить краткое содержание предыдущих частей — так как не факт, что читателю удалось предыдущие части достать и прочесть.
Отдельное «не от хорошей жизни» для произведений [[старше, чем интернет]]: тогда нельзя было зайти в гугл или на флибусту и скачать всего [[Хроники Амбера|Желязны]] скопом. Поэтому хорошим тоном считалось в каждый/каждый второй роман вставить краткое содержание предыдущих частей — так как не факт, что читателю удалось предыдущие части достать и прочесть.


Внимание: стихотворное повторение (реверберация и рефрен) как литературный приём, [[фигуры речи]] (катафора, мезархия) и [[тавтологическое явление тавтологии]] сюда не относятся. [[Авторский набор штампов]] похож, но тоже сюда не относится. Например, если автор любит штамп «[[Босоногий поневоле]]» и в каждой книге разувает героя в самый неподходящий момент, — это ещё не навязчиво. '''Навязчивым рефреном''' это становится, если на страницах 125, 127, 128, 129, 131, 133 нам напоминают, что главная героиня всё ещё босиком, а на улице всё ещё апрель, а снег ещё не везде сошёл, а всё ещё холодно же, мля…
Внимание: стихотворное повторение (реверберация и рефрен) как литературный приём, [[фигуры речи]] (катафора, мезархия) и [[тавтологическое явление тавтологии]] сюда не относятся. [[Авторский набор штампов]] похож, но тоже сюда не относится. Например, если автор любит штамп «[[Босоногий поневоле]]» и в каждой книге разувает героя в самый неподходящий момент, — это ещё не поминальник. А поминальником это становится, если на страницах 125, 127, 128, 129, 131, 133 нам напоминают, что главная героиня всё ещё босиком, а на улице всё ещё апрель, а снег ещё не везде сошёл, а всё ещё холодно же, мля…


Навязчивый рефрен — не обязательно плохо. Одни и те же события можно убедительно, повторно (и интересно) показать от лица другого персонажа, но требует огромного мастерства. Неплохо сделано, к примеру, в советском «[[Sherlock Holmes|Шерлоке Холмсе]] и докторе Ватсоне» со сценой на Рейхенбахском водопаде. Пример отвратительного исполнения: «Грей» и «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс.
Поминальник — не обязательно плохо. Одни и те же события можно убедительно, повторно (и интересно) показать от лица другого персонажа, но требует огромного мастерства. Неплохо сделано, к примеру, в советском «[[Sherlock Holmes|Шерлоке Холмсе]] и докторе Ватсоне» со сценой на Рейхенбахском водопаде. Пример отвратительного исполнения: «Грей» и «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс.


В книгах для дошкольного возраста рефрены необходимы: у маленького ребёнка пока нет опыта понимания текста. Иногда рефрен в гомеопатических дозах может быть небесполезен и в [[Young adult|литературе для подростков]]. Да и во вполне «взрослой» книге, если она [[Кирпич|уж очень эпического размера]], не грех напомнить, чем же славен город, в который герои решили направиться двести страниц назад и вот наконец пришли, и кто это такой тут нарисовался в пятидесятой главе, если в прошлый раз мы его видели в пятой.
В книгах для дошкольного возраста поминальники необходимы: у маленького ребёнка пока нет опыта понимания текста. Иногда поминальник в гомеопатических дозах может быть небесполезен и в [[Young adult|литературе для подростков]]. Да и во вполне «взрослой» книге, если она [[Кирпич|уж очень эпического размера]], не грех напомнить, чем же славен город, в который герои решили направиться двести страниц назад и вот наконец пришли, и кто это такой тут нарисовался в пятидесятой главе, если в прошлый раз мы его видели в пятой.


В [[видеоигра]]х правило простейшее: хотите, чтобы ваш объект правильно называли — прожужжите все уши его названием! Особенно это касается игр с электронным распространением, без бумажной инструкции. Потому все знают, как называется оружие в [[Doom]] или [[Unreal Tournament]], и мало кто помнит, как зовут тех героев [[Dota 2]], кому оставили не имя, а специальность (например, ''Rylai the Crystal Maiden'' или ''Shendelzare Silkwood the Vengeful Spirit''). А ведь есть герои, которых переименовали из-за [[Разрыв канвы копирастами|конфликта Valve/Blizzard]] — так там имена вообще непроизносимые. Никто не помнит, что ''Witch Doctor'' — он теперь не ''Vol’jin'', а ''Zharvakko''. Бывают игры без текста — там вообще называй вещи как хочешь: так, фанаты [[Another World]] в конце концов обозвали безмолвного напарника ''Buddy''.
В [[видеоигра]]х правило простейшее: хотите, чтобы ваш объект правильно называли — прожужжите все уши его названием! Особенно это касается игр с электронным распространением, без бумажной инструкции. Потому все знают, как называется оружие в [[Doom]] или [[Unreal Tournament]], и мало кто помнит, как зовут тех героев [[Dota 2]], кому оставили не имя, а специальность (например, ''Rylai the Crystal Maiden'' или ''Shendelzare Silkwood the Vengeful Spirit''). А ведь есть герои, которых переименовали из-за [[Разрыв канвы копирастами|конфликта Valve/Blizzard]] — так там имена вообще непроизносимые. Никто не помнит, что ''Witch Doctor'' — он теперь не ''Vol’jin'', а ''Zharvakko''. Бывают игры без текста — там вообще называй вещи как хочешь: так, фанаты [[Another World]] в конце концов обозвали безмолвного напарника ''Buddy''.
Строка 21: Строка 22:
Игра с тропом: [[временной парадокс]] и его разновидность [[день сурка]].
Игра с тропом: [[временной парадокс]] и его разновидность [[день сурка]].


Родственный, но не идентичный троп: «[[Налить воды]]». Навязчивый рефрен может быть одним из (недостойных) методов гидрации, но грамотная заливка рабочей жидкости не предполагает самоповторов.
Родственный, но не идентичный троп: «[[Налить воды]]». Поминальник может быть одним из (недостойных) методов гидрации, но грамотная заливка рабочей жидкости не предполагает самоповторов.
См. также: [[Карфаген должен быть разрушен]] — назойливое повторение одной и той же темы\фразы по любому поводу. Скорее внутримировой аналог ([[рыцарь крови]] постоянно говорит о том, как хочет дать кому-нибудь по морде), но может пересекаться. В крупных произведениях два тропа часто идут рука об руку. А если троп выходит на новый уровень, и целое произведение является навязчивым рефреном другого, то это «[[Ещё раз, и с чувством]]».
См. также: [[Карфаген должен быть разрушен]] — назойливое повторение одной и той же темы\фразы по любому поводу. Скорее внутримировой аналог ([[рыцарь крови]] постоянно говорит о том, как хочет дать кому-нибудь по морде), но может пересекаться. В крупных произведениях два тропа часто идут рука об руку. А если троп выходит на новый уровень, и целое произведение является поминальником другого, то это «[[Ещё раз, и с чувством]]».


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 33: Строка 34:
* Шарль де Костер — один из немногих, кто умел правильно применять этот приём, так что повторы не бесят. У него — практически «песня в прозе», с рефренами. «А наследство получал король». «Пепел Клааса стучит в моё сердце». «Но Филипп не смеялся».
* Шарль де Костер — один из немногих, кто умел правильно применять этот приём, так что повторы не бесят. У него — практически «песня в прозе», с рефренами. «А наследство получал король». «Пепел Клааса стучит в моё сердце». «Но Филипп не смеялся».
* [[Илиада]] Гомера — через две страницы на третью поминаются поножи ахейцев и связанные с ними эпитеты (меднопоножный, пышнопоножный, красивопоножный).
* [[Илиада]] Гомера — через две страницы на третью поминаются поножи ахейцев и связанные с ними эпитеты (меднопоножный, пышнопоножный, красивопоножный).
* Сергей Лукьяненко любит навязчивые рефрены. Количество варьирует от серии к серии.
* Сергей Лукьяненко любит поминальники. Количество варьирует от серии к серии.
* Юрий Никитин — «Поминальник, инкорпорейтед»! [[Педаль в пол|Педаль в земное ядро]] выжимают книги, ориентированные именно на МТА: «Как стать писателем» (2005) и «Как стать писателем… [[Теперь банановый|в наше время]]» (2014). Вторая книга — рефрен первой.
* Юрий Никитин — «Поминальник, инкорпорейтед»! [[Педаль в пол|Педаль в земное ядро]] выжимают книги, ориентированные именно на МТА: «Как стать писателем» (2005) и «Как стать писателем… [[Теперь банановый|в наше время]]» (2014). Вторая книга — поминальник первой.
** Подсвечено в «Русские идут», мол, не умеющий в риторику старается огорошить оппонента количеством аргументов — а надо повторять один аргумент, пока оппонент не согласится.
** Подсвечено в «Русские идут», мол, не умеющий в риторику старается огорошить оппонента количеством аргументов — а надо повторять один аргумент, пока оппонент не согласится.
* Харуки Мураками, «1Q84» — многотомный роман, содержащий сотни навязчивых рефренов. Вы забыли, как выглядят уши Тенго, или вы просто отключились и не глядя перелистнули последние десять страниц? Не волнуйтесь, скоро появится ещё одно их описание. Собственно, название романа как бы намекает, что автор считает своих читателей не слишком умными людьми.
* Харуки Мураками, «1Q84» — многотомный роман, содержащий сотни поминальников. Вы забыли, как выглядят уши Тенго, или вы просто отключились и не глядя перелистнули последние десять страниц? Не волнуйтесь, скоро появится ещё одно их описание. Собственно, название романа как бы намекает, что автор считает своих читателей не слишком умными людьми.
* Паоло Бачигалупи, особенно в ориентированных на YA произведениях. На чей-то вкус, повторений может быть даже многовато.
* Паоло Бачигалупи, особенно в ориентированных на YA произведениях. На чей-то вкус, повторений может быть даже многовато.
* Упомянутые выше «Грей» и «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс.
* Упомянутые выше «Грей» и «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс.
* Нассим Николас Талеб в 2012 издал книгу «Антихрупкость» (Antifragile) — на сто процентов рефрен «Чёрного лебедя» (The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable, 2007). Сам по себе «Чёрный лебедь» — тоже рефрен, так как одна и та же мысль зачастую повторяется в нескольких главах. Впрочем, некоторые ценители считают это ближневосточной традицией.
* Нассим Николас Талеб в 2012 издал книгу «Антихрупкость» (Antifragile) — на сто процентов поминальник «Чёрного лебедя» (The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable, 2007). Сам по себе «Чёрный лебедь» — тоже поминальник, так как одна и та же мысль зачастую повторяется в нескольких главах. Впрочем, некоторые ценители считают это ближневосточной традицией.
* Джеймс Уайт в своей серии о космическом госпитале из книги в книгу повторяет лекции о четырёхбуквенной классификации видов, системе мнемограмм и прочих особенностях вселенной. Автор правки любит эту серию, но после примерно 7 раза начало уже задалбывать.
* Джеймс Уайт в своей серии о космическом госпитале из книги в книгу повторяет лекции о четырёхбуквенной классификации видов, системе мнемограмм и прочих особенностях вселенной. Автор правки любит эту серию, но после примерно 7 раза начало уже задалбывать.
* «[[87th Precinct|87-й участок]]»: будьте уверены, если в тексте есть персонаж, то вам в очередной раз будет пересказана его краткая биография. Особенно история лысого терпеливого еврея Майера Майера, которому не повезло с чересчур весёлым отцом.
* «[[87th Precinct|87-й участок]]»: будьте уверены, если в тексте есть персонаж, то вам в очередной раз будет пересказана его краткая биография. Особенно история лысого терпеливого еврея Майера Майера, которому не повезло с чересчур весёлым отцом.
Строка 50: Строка 51:
** Первые главы «[[Lovecraft/At the Mountains of Madness|Хребтов Безумия]]» пестрят сравнением попавшихся героям гор с изображёнными на картинах Рериха.
** Первые главы «[[Lovecraft/At the Mountains of Madness|Хребтов Безумия]]» пестрят сравнением попавшихся героям гор с изображёнными на картинах Рериха.
* Александр Волков, [[Волшебник Изумрудного города]] — начиная со второй книги каждая содержит хотя бы одну главу с кратким пересказом предыдущих серий. Также встречаются вставки при первом появлении важных мест или персонажей.
* Александр Волков, [[Волшебник Изумрудного города]] — начиная со второй книги каждая содержит хотя бы одну главу с кратким пересказом предыдущих серий. Также встречаются вставки при первом появлении важных мест или персонажей.
** Страшила и Железный Дровосек при любом удобном и неудобном случае вспоминают про свои мозги и сердце. Но это не навязчивый рефрен, а [[постоянная шутка]].
** Страшила и Железный Дровосек при любом удобном и неудобном случае вспоминают про свои мозги и сердце. Но это не поминальник, а [[постоянная шутка]].
* Герман Мелвилл, «[[Moby-Dick|Моби Дик, или Белый кит]]» — если вы забыли, что книга вдохновлена притчей про Иона и кита, то ничего страшного: автор будет об этом напоминать очень и очень много раз.
* Герман Мелвилл, «[[Moby-Dick|Моби Дик, или Белый кит]]» — если вы забыли, что книга вдохновлена притчей про Иона и кита, то ничего страшного: автор будет об этом напоминать очень и очень много раз.
* Антон Орлов, [[Тина Хэдис]] и [[Сонхийский цикл]] — серии достаточно длинные, персонажей — [[дофига персонажей|достаточно много]], поэтому при первом появлении каждого из них на странице следующей книги автор в нескольких абзацах пересказывает связанные с ними события предыдущих книг, что сильно облегчает понимание того, [[кто все эти люди?|кто все эти люди]].
* Антон Орлов, [[Тина Хэдис]] и [[Сонхийский цикл]] — серии достаточно длинные, персонажей — [[дофига персонажей|достаточно много]], поэтому при первом появлении каждого из них на странице следующей книги автор в нескольких абзацах пересказывает связанные с ними события предыдущих книг, что сильно облегчает понимание того, [[кто все эти люди?|кто все эти люди]].
* [[Метавселенная Рудазова]] — оскоромился автор в «[[Арифмоман (А. Рудазов)|Арифмомане]]» со [[меня окружают идиоты|снулым взглядом]] Эйхгорна.
* [[Метавселенная Рудазова]] — оскоромился автор в «[[Арифмоман (А. Рудазов)|Арифмомане]]» со [[меня окружают идиоты|снулым взглядом]] Эйхгорна.
* Артуро Перес-Реверте «Мыс Трафальгар» - хорошая книга. Но, если вы с десятого раза не поняли, что экипаж не опытный и приказы французов глупые, не беспокойтесь - повторят в одиннадацатый.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «Содержание предыдущих серий» в тех телесериалах, где сложный сюжет развёрстан на много эпизодов. Возможность видеозаписи была не у всех (а в СССР — почти ни у кого её не было вплоть до середины девяностых), поэтому такие рефрены преследовали утилитарную цель: не потерять навсегда зрителя, по каким-либо причинам пропустившего пару вечеров перед телеэкраном. От новомодных [[рекап-эпизод]]ов в современных сериалах «содержание предыдущих серий» отличается тем, что это явно не филлер, не претендует на актёрскую игру и не может называться эпизодом. На фоне нарезки видеоряда говорит не актёр/герой сериала, а абстрактный диктор, иногда даже с интонацией Левитана: «Краткое содержание! Предыдущих серий!»
* «Содержание предыдущих серий» в тех телесериалах, где сложный сюжет развёрстан на много эпизодов. Возможность видеозаписи была не у всех (а в СССР — почти ни у кого её не было вплоть до середины девяностых), поэтому такие поминальники преследовали утилитарную цель: не потерять навсегда зрителя, по каким-либо причинам пропустившего пару вечеров перед телеэкраном. От новомодных [[рекап-эпизод]]ов в современных сериалах «содержание предыдущих серий» отличается тем, что это явно не филлер, не претендует на актёрскую игру и не может называться эпизодом. На фоне нарезки видеоряда говорит не актёр/герой сериала, а абстрактный диктор, иногда даже с интонацией Левитана: «Краткое содержание! Предыдущих серий!»
** Классические примеры: «[[Штирлиц|Семнадцать мгновений весны]]» и «ТАСС уполномочен заявить». Можно ещё вспомнить «[[Гостья из будущего|Гостью из будущего]]», но там [[пародия|пародийный вариант]] — диктор откровенно стебётся.
** Классические примеры: «[[Штирлиц|Семнадцать мгновений весны]]» и «ТАСС уполномочен заявить». Можно ещё вспомнить «[[Гостья из будущего|Гостью из будущего]]», но там [[пародия|пародийный вариант]] — диктор откровенно стебётся.
** В фильме «[[Место встречи изменить нельзя]]» использовали визуальный ряд предыдущих серий на фоне титров (отличающийся в малозаметных на первый взгляд деталях, поскольку использовались, как правило, другие дубли).
** В фильме «[[Место встречи изменить нельзя]]» использовали визуальный ряд предыдущих серий на фоне титров (отличающийся в малозаметных на первый взгляд деталях, поскольку использовались, как правило, другие дубли).
Строка 76: Строка 76:
{{q|xxx: Скажем, вы разрабатываете игру, где самый эффективный способ убить врага — это порубить его в капусту. Как донести это до игрока? Ну, если вы — автор Dead Space, то просто берете и пишете кровью на стене: «ОТОРВИ ИМ КОНЕЧНОСТИ». Потом пусть появится экран, где сказано: «Чтобы нанести дополнительный урон, отстрелите врагу конечности». После этого дайте игроку прослушать аудио, в котором ему сообщат: «Даже не думай стрелять в тело. Надо отстрелить конечности». Затем пусть другой персонаж позвонит герою и скажет: «Кажется, стрелять в тело бесполезно. Целься в конечности! Расчленяй их. Должно помочь». И, наконец, покажите экран с надписью «Чтобы быстро убить врага, оторвите ему конечности».<br />
{{q|xxx: Скажем, вы разрабатываете игру, где самый эффективный способ убить врага — это порубить его в капусту. Как донести это до игрока? Ну, если вы — автор Dead Space, то просто берете и пишете кровью на стене: «ОТОРВИ ИМ КОНЕЧНОСТИ». Потом пусть появится экран, где сказано: «Чтобы нанести дополнительный урон, отстрелите врагу конечности». После этого дайте игроку прослушать аудио, в котором ему сообщат: «Даже не думай стрелять в тело. Надо отстрелить конечности». Затем пусть другой персонаж позвонит герою и скажет: «Кажется, стрелять в тело бесполезно. Целься в конечности! Расчленяй их. Должно помочь». И, наконец, покажите экран с надписью «Чтобы быстро убить врага, оторвите ему конечности».<br />
yyy: фак, я всегда стреляла в голову|https://bash.im/quote/442050 }}
yyy: фак, я всегда стреляла в голову|https://bash.im/quote/442050 }}
* [[Acknowledgement]] — чем беднее набор фраз, тем более навязчивым рефреном это выглядит. Также есть своеобразные традиции вроде вставления реплики, где кликнутый юнит просто называет себя, чтобы вы не забыли, кто у вас выбрался. А если у фракции есть лозунг, то все будут повторять его на разные голоса.
* [[Acknowledgement]] — чем беднее набор фраз, тем больше выглядит поминальником. Также есть своеобразные традиции вроде вставления реплики, где кликнутый юнит просто называет себя, чтобы вы не забыли, кто у вас выбрался. А если у фракции есть лозунг, то все будут повторять его на разные голоса.
* [[Game Over]] тоже может задалбывать когда подаётся в форме наподобие [[Dark Souls|«вы погибли»]] или <s>[[Гениальный надмозг|«потрачено»]]</s> [[Grand Theft Auto|«отбросил копыта»]]. [[Капитан Очевидность|Это же и так видно]], а тут ещё словно [[Плюнуть в могилу|насмехаются]].
* [[Game Over]] тоже может задалбывать когда подаётся в форме наподобие [[Dark Souls|«вы погибли»]] или <s>[[Гениальный надмозг|«потрачено»]]</s> [[Grand Theft Auto|«отбросил копыта»]]. [[Капитан Очевидность|Это же и так видно]], а тут ещё словно [[Плюнуть в могилу|насмехаются]].
* [[Ori and the Blind Forest]] — поскольку главный герой является неким светлым духом, соответствующие слова постоянно встречаются во всём, что с ним связано. При этом Тьма как некая сила не упоминается вообще, [[Отсутствие Зла|что характерно]].
* [[Ori and the Blind Forest]] — поскольку главный герой является неким светлым духом, соответствующие слова постоянно встречаются во всём, что с ним связано. При этом Тьма как некая сила не упоминается вообще, [[Отсутствие Зла|что характерно]].

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!