Редактирование: Не в ладах с историей/Субверсии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 23: Строка 23:
* «[[Иван Васильевич меняет профессию]]». В начале фильма говорится, что он «не совсем реалистический, не научно-фантастический и не строго исторический». Кроме того, все связанные с путешествием во времени события приснились главному герою. Но тем не менее, сон получился весьма далек от исторических реалий (все же Шурик инженер, а не историк, мог что-то и не знать/перепутать):
* «[[Иван Васильевич меняет профессию]]». В начале фильма говорится, что он «не совсем реалистический, не научно-фантастический и не строго исторический». Кроме того, все связанные с путешествием во времени события приснились главному герою. Но тем не менее, сон получился весьма далек от исторических реалий (все же Шурик инженер, а не историк, мог что-то и не знать/перепутать):
** В сцене допроса милиционерами Грозный утверждает, что родился в 1533 году от Рождества Христова. Но, во-первых, первый русский царь родился в 1530 году от Р. Х., а, во-вторых, тогда считали года от сотворения мира (за 5508 лет до Р. Х.). Обоснуй: Шурик, объяснив царю, что он попал в будущее, назвал, естественно, год от Р. Х. Царь, зная о принятом здесь летоисчислении, переводит дату в него, почему и уточняет. Кстати, при пересчёте вполне мог и ошибиться на три года.
** В сцене допроса милиционерами Грозный утверждает, что родился в 1533 году от Рождества Христова. Но, во-первых, первый русский царь родился в 1530 году от Р. Х., а, во-вторых, тогда считали года от сотворения мира (за 5508 лет до Р. Х.). Обоснуй: Шурик, объяснив царю, что он попал в будущее, назвал, естественно, год от Р. Х. Царь, зная о принятом здесь летоисчислении, переводит дату в него, почему и уточняет. Кстати, при пересчёте вполне мог и ошибиться на три года.
*** Вполне логично. Судя по нижеупомянутой Марфе Васильевне, царь вытянут из 1571 года. Фильм вышел в 1973, где-то там и происходит действие в современности, то есть скачок во времени был где-то на 402 года. Шурик мог сказать, что сейчас 1973 или 1974 год, и для круглого счёта что перенёс его на 400 лет вперёд, царь высчитал дату на 400 лет назад и своё рождение до неё, вот и вышла погрешность на 2-3 года.
** В той же сцене он называет свою фамилию — «Рюриковичи». Дело даже не в том, что это не фамилия, а «дедичество» (как отчество, но по поколениям дальше). Такого слова во времена Иоанна Грозного даже в русском языке не было, и он бы просто не понял, что милиционер имеет в виду. Обоснуй: образованный царь услышал «слово ''латынское'' — familia», сиречь молвить, «семейство», сообразил, что «чин приказный» велит ему назвать '''родовое имя, имя рода''' (наименование семьи, череды поколений — в отличие, скажем, от Гедиминовичей), ну и назвал своё «дедичество» — по имени основателя рода.
** В той же сцене он называет свою фамилию — «Рюриковичи». Дело даже не в том, что это не фамилия, а «дедичество» (как отчество, но по поколениям дальше). Такого слова во времена Иоанна Грозного даже в русском языке не было, и он бы просто не понял, что милиционер имеет в виду. Обоснуй: образованный царь услышал «слово ''латынское'' — familia», сиречь молвить, «семейство», сообразил, что «чин приказный» велит ему назвать '''родовое имя, имя рода''' (наименование семьи, череды поколений — в отличие, скажем, от Гедиминовичей), ну и назвал своё «дедичество» — по имени основателя рода.
*** Есть мнение, что поскольку Иван происходил из рода московских князей, то он скорее назвал бы фамилию «Данилович». Но нет, не просто Великий князь Московский, а Государь ''Всея'' Руси, претендующий на собирание под своей короной «литовских» земель именно как Рюрикович, не мелочился бы.
*** Есть мнение, что поскольку Иван происходил из рода московских князей, то он скорее назвал бы фамилию «Данилович». Но нет, не просто Великий князь Московский, а Государь ''Всея'' Руси, претендующий на собирание под своей короной «литовских» земель именно как Рюрикович, не мелочился бы.
** В той же сцене он перечисляет: «[[Город Зиланта|Казань]] брал, Астрахань брал, Ревель брал…». С Казанью и Астраханью всё верно, а вот Ревель во время Ливонской войны русские войска взять так и не смогли. Первая неудачная осада Ревеля была с августа 1570 по март 1571, и как раз в это время царь женился на Марфе. Потом была ещё и вторая, тоже неудачная, осада — в 1577 г.
** В той же сцене он перечисляет: «[[Город Зиланта|Казань]] брал, Астрахань брал, Ревель брал…». С Казанью и Астраханью всё верно, а вот Ревель во время Ливонской войны русские войска взять так и не смогли. Первая неудачная осада Ревеля была с августа 1570 по март 1571, и как раз в это время царь женился на Марфе. Потом была ещё и вторая, тоже неудачная, осада — в 1577 г.*** Строго говоря, он же [[Исландская правдивость|сказал, что брал (то есть, что были попытки взятия), но не сказал, что успешно взял]] все три города!
*** Строго говоря, он же [[Исландская правдивость|сказал, что брал (то есть, что были попытки взятия), но не сказал, что успешно взял]] все три города!
*** Не всё однозначно и с Астраханью. Во-первых, Грозный не руководил лично Астраханскими походами. Во-вторых, Астрахань сдалась без боя. Два раза.
** Безбородые стрельцы. Задолго до Петра I! Одни хотя бы с усами (ну этакое-то как раз встречалось — называлось «на ляшский [''польский''] лад»), другие даже и без усов, и таких много. И авторы, похоже, не в курсе, '''что''' у них невольно получилось. С полностью «скоблёным» (т. е. бритым) рылом на Руси в то время — [[крутой гей|особенно же в какой-нибудь силовой структуре]] — расхаживали те, кто стремился дать всем понять без слов: «[[Мужикастый гей|Я вожделею не женщин, или не только женщин]]. Знакомьтесь со мною, добры молодцы, если у вас такие же склонности, а там посмотрим...».
** Безбородые стрельцы. Задолго до Петра I!
*** Обладатели таких «не очень-то православных» склонностей действительно попадались среди стрельцов  — но не в столь поразительном количестве (да еще и в пределах одной и той же сотни).
*** Гайдай, совершенно точно, не стремился специально заложить такой подтекст: это не в его стиле; да и упоминаний/намёков нигде нет, в том числе в воспоминаниях его лучших друзей, а также недругов и недоброжелателей. Очевидно, что режиссёр просто не знал, не ведал (а эрудированного консультанта рядом не случилось) — и всего лишь не пожелал мучить актёров и гримёров непременными бородами для каждого в составе столь значительной массовки. Да это и дороже вышло бы, а постановка и так недешёвая (Гайдай, страшась перерасхода сметы, кое за что как раз заплатил из своего кармана — это запруфленный факт).
**** К тому же буйная растительность на лице делает почти бесполезной мимику, а она тут даже для массовки существенна. Так что режиссер мог и знать, но сознательно отказаться от настолько точного соблюдения исторических деталей (в конце концов, комедию снимал, а не учебный фильм для историков).  
** Зато они стреляют в Буншу и Жоржа из луков, хотя в действительности имели огнестрельное оружие — пищали.
** Зато они стреляют в Буншу и Жоржа из луков, хотя в действительности имели огнестрельное оружие — пищали.
*** Обоснуй — луки тогда всё ещё использовались, а пытаться стрелять по убегающему человеку из пищали практически бесполезно. У луков выше скорострельность и точность для стрельбы по мелкой маневренной цели. К тому же важен и дойлисткий обоснуй: тогдашние пищали уже после первого выстрела сделали бы последующие съемки невозможными - все затянуло бы пороховым дымом.
*** Обоснуй — луки тогда всё ещё использовались, а пытаться стрелять по убегающему человеку из пищали практически бесполезно. У луков выше скорострельность и точность для стрельбы по мелкой маневренной цели.
*** Но и тут проступает некая странность: хорошего лучника нужно готовить с детства (поэтому в царском войске лучной стрельбой и занимались прежде всего дворяне, казаки и татары), а стрельцы, в основной массе своей, были городскими обывателями, у которых никогда не было времени учиться стрелять из лука, и даже прототипы стрельцов были арбалетчиками… Напрашивается обоснуй, что на экране, осознанно или же нет, показана элитная часть — вроде французских «королевских мушкетёров», — особо допущенная к персоне царёвой, так что в ней хватает дворян, даже если захудалых.
*** Но и тут проступает идиотизм — хорошего лучника нужно готовить с детства (поэтому в царском войске лучной стрельбой и занимались прежде всего дворяне, казаки и татары), а стрельцы были городскими обывателями, у которых никогда не было времени учиться стрелять из лука, и даже прототипы стрельцов были арбалетчиками…
**** Это даже не обоснуй, а факт. Обычные стрельцы были столь же обычным войском, а конкретно охраной царя занимались т.н. "стремянные стрельцы" (отдельный полк, сформированный как раз Иваном Грозным). Комплектовались они не очень родовитыми и как правило небогатыми дворянами, зачастую получавшими вотчины за успешную службу. Короче говоря, действительно почти точная аналогия «королевских мушкетёров» (что неудивительно - одинаковые задачи решаются одинаковым образом).
** Скипетр и держава в руках Бунши, и. о. царя. В реале они появились лишь в XVII в.
** Скипетр и держава в руках Бунши, и. о. царя. В реале они появились лишь в XVII в.
** То же самое — про трехперстное крестное знамение в сцене с лифтом («Замуровали, демоны!»). До патриарха Никона и его реформ.
** То же самое — про трехперстное крестное знамение в сцене с лифтом («Замуровали, демоны!»). До патриарха Никона и его реформ.
Строка 52: Строка 49:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{Примечания}}
<references />

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: