Редактирование: Обыденный кошмар
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{q|Мы живем в недружелюбное время. Впрочем, все времена недружелюбные.|«[[Малазанская книга павших]]», книга «Полночный прилив»}} | {{q|Мы живем в недружелюбное время. Впрочем, все времена недружелюбные.|«[[Малазанская книга павших]]», книга «Полночный прилив»}} | ||
{{q|Есть только один ад, принцесса. Тот, в котором мы живем сейчас.|Мелисандра принцессе Ширен Баратеон, [[Game of Thrones]]}} | {{q|Есть только один ад, принцесса. Тот, в котором мы живем сейчас.|Мелисандра принцессе Ширен Баратеон, [[Game of Thrones]]}} | ||
[[Файл:149243428713768248.jpg|thumb|right|Обычный вагон-ресторан, говоришь?]] | [[Файл:149243428713768248.jpg|thumb|right|Обычный вагон-ресторан, говоришь? Художник Джефф Ли Джонсон.]] | ||
Иногда зомби-апокалипсисы, древние проклятья, ктулхустанские монстры и маньяки с топором не производят на читателя/зрителя должного впечатления. Почему? Ну потому что это всё слишком непохоже на то, с чем мы можем столкнуться в жизни, и аудитория просто [[Подавление недоверия|не способна подавить недоверие]]. Вот тогда на помощь и приходит '''обыденный кошмар'''. Суть этого приёма в том, что показывается/описывается очень жизненная ситуация, как правило, уютная и вызывающая ощущение погружения в неё, но при этом одна-две мелких детали меняют её смысл на противоположный. Это может быть, например, маленькая красная лужица, вытекающая из-под запертой двери, или небрежно оброненная фраза с ''ну очень'' зловещим подтекстом, или ещё что-то в этом роде. Из-за этого сразу становится понятно, что герой или в гостях у кого-то не слишком хорошего (психопата-убийцы, ожившего мертвеца, инфернального Зла в человеческом облике — подставьте нужное), или [[Не совсем нормальный мир|в каком-то «не таком» мире]] ([[Приключения в Комаляндии|во сне]], [[ | Иногда зомби-апокалипсисы, древние проклятья, ктулхустанские монстры и маньяки с топором не производят на читателя/зрителя должного впечатления. Почему? Ну потому что это всё слишком непохоже на то, с чем мы можем столкнуться в жизни, и аудитория просто [[Подавление недоверия|не способна подавить недоверие]]. Вот тогда на помощь и приходит '''обыденный кошмар'''. Суть этого приёма в том, что показывается/описывается очень жизненная ситуация, как правило, уютная и вызывающая ощущение погружения в неё, но при этом одна-две мелких детали меняют её смысл на противоположный. Это может быть, например, маленькая красная лужица, вытекающая из-под запертой двери, или небрежно оброненная фраза с ''ну очень'' зловещим подтекстом, или ещё что-то в этом роде. Из-за этого сразу становится понятно, что герой или в гостях у кого-то не слишком хорошего (психопата-убийцы, ожившего мертвеца, инфернального Зла в человеческом облике — подставьте нужное), или [[Не совсем нормальный мир|в каком-то «не таком» мире]] ([[Приключения в Комаляндии|во сне]], [[Глазами сумасшедшего|в галлюцинациях]], [[Приключения в Комаляндии|в коме]], в [[Жуткая альтернативная реальность|жуткой параллельной реальности]] — или [[Твист Амброза Бирса|ещё хуже]]). | ||
Если уж на то пошло, то мы сейчас в этом живём. [[ковидная эпоха|И даже привыкли.]] | |||
Иными словами, это эффект [[Зловещая долина|зловещей долины]], только применительно не к персонажу, а к ситуации. Не стоит путать с [[Обыденный хоррор|обыденным хоррором]] — там ситуации обычные, просто поданные как ужастики. | Иными словами, это эффект [[Зловещая долина|зловещей долины]], только применительно не к персонажу, а к ситуации. Не стоит путать с [[Обыденный хоррор|обыденным хоррором]] — там ситуации обычные, просто поданные как ужастики. | ||
Строка 22: | Строка 24: | ||
* [[Макс Фрай|Лабиринты Ехо]]: [[Книга запретных знаний|Книга Огненных Страниц]], [[проклятый артефакт]], показывает читающему её сабж. Именно потому, что кошмар обыденный (ну, в реалиях мира Стержня, разумеется), отличить его от реальности жертва не может, и в итоге умирает от ужаса. Макс даже после такого, конечно, [[Мэри Сью|выжил]], но и то, только благодаря [[Приход кавалерии|приходу кавалерии]], и потом очень долго отходил. | * [[Макс Фрай|Лабиринты Ехо]]: [[Книга запретных знаний|Книга Огненных Страниц]], [[проклятый артефакт]], показывает читающему её сабж. Именно потому, что кошмар обыденный (ну, в реалиях мира Стержня, разумеется), отличить его от реальности жертва не может, и в итоге умирает от ужаса. Макс даже после такого, конечно, [[Мэри Сью|выжил]], но и то, только благодаря [[Приход кавалерии|приходу кавалерии]], и потом очень долго отходил. | ||
** Не от ужаса, а от бесконечного, всепоглощающего горя, теряя все, что дорого, погружаясь в пучину безумия со всеми вытекающими. | ** Не от ужаса, а от бесконечного, всепоглощающего горя, теряя все, что дорого, погружаясь в пучину безумия со всеми вытекающими. | ||
* [[Макс Далин]], «Рукопись, найденная под прилавком»: главный герой — продавец книг в метро, у которого именно такая повседневная жизнь: мертвецы-пассажиры в метро, [[Пауки необычных размеров|электрические пауки]], [[Литерал|слова, вытекающие из книг]]… А потом он выходит не на той станции и вообще попадает в [[Жуткая альтернативная реальность|жуткую альтернативную реальность]]. [[ | * [[Макс Далин]], «Рукопись, найденная под прилавком»: главный герой — продавец книг в метро, у которого именно такая повседневная жизнь: мертвецы-пассажиры в метро, [[Пауки необычных размеров|электрические пауки]], [[Литерал|слова, вытекающие из книг]]… А потом он выходит не на той станции и вообще попадает в [[Жуткая альтернативная реальность|жуткую альтернативную реальность]]. [[Глазами сумасшедшего|А возможно, что это всё бред сумасшедшего]]. | ||
* Новеллы Кафки, в которых отсутствует явная фантастика (вроде той, что в «Превращении»), обыденный кошмар всё равно в наличии — «В исправительной колонии», «Приговор» и т. д. Собственно, Кафка и не стремился во что бы то ни стало испугать, а описывал своё презрение к жизни, бывшее его обыденным состоянием. | * Новеллы Кафки, в которых отсутствует явная фантастика (вроде той, что в «Превращении»), обыденный кошмар всё равно в наличии — «В исправительной колонии», «Приговор» и т. д. Собственно, Кафка и не стремился во что бы то ни стало испугать, а описывал своё презрение к жизни, бывшее его обыденным состоянием. | ||
* Роберт Силверберг, «Как мы ездили смотреть конец света» — пока буржуа развлекаются новым аттракционом «понаблюдать за различными концами света», конец света неспешно обыденно наступает… | * Роберт Силверберг, «Как мы ездили смотреть конец света» — пока буржуа развлекаются новым аттракционом «понаблюдать за различными концами света», конец света неспешно обыденно наступает… | ||
* Конни Уиллис, «Письмо от Клири» — вроде бы обычные будни американской семьи, живущей уединённо в горах: юная героиня ждёт письма от семейных друзей, с которыми они вместе собирались подняться на гору, её отец строит теплицу для овощей и фруктов, чтобы иметь запасы на зиму… Но зима почему-то длится аж до июня, а у героини никак не заживают ожоги на руке. В конце выясняется, что мир рассказа — [[Постапокалипсис|постапокалиптический]], большинство людей (включая и друзей семьи) погибли в ядерном взрыве, а у героини, похоже, проявляются первые признаки лучевой болезни. | * Конни Уиллис, «Письмо от Клири» — вроде бы обычные будни американской семьи, живущей уединённо в горах: юная героиня ждёт письма от семейных друзей, с которыми они вместе собирались подняться на гору, её отец строит теплицу для овощей и фруктов, чтобы иметь запасы на зиму… Но зима почему-то длится аж до июня, а у героини никак не заживают ожоги на руке. В конце выясняется, что мир рассказа — [[Постапокалипсис|постапокалиптический]], большинство людей (включая и друзей семьи) погибли в ядерном взрыве, а у героини, похоже, проявляются первые признаки лучевой болезни. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 48: | Строка 49: | ||
* «Шизариум» — некоторые из локаций откровенно фантастические… а вот в более реалистических с виду часто встречается сабж. Например, обычный с виду американский городок, в котором почему-то совсем нет взрослых, а дети выглядят как мутанты. Или уютный с виду дворик психбольницы с зажигательной музыкой, где одна пациентка вам радостно признаётся: «Зовут меня Верой, звучит это мило, [[Каннибализм|я слопала мужа]] и стала счастливой!» | * «Шизариум» — некоторые из локаций откровенно фантастические… а вот в более реалистических с виду часто встречается сабж. Например, обычный с виду американский городок, в котором почему-то совсем нет взрослых, а дети выглядят как мутанты. Или уютный с виду дворик психбольницы с зажигательной музыкой, где одна пациентка вам радостно признаётся: «Зовут меня Верой, звучит это мило, [[Каннибализм|я слопала мужа]] и стала счастливой!» | ||
* «[[Harvester]]» | * «[[Harvester]]» | ||
* «[[Darkwood]]» — эпилог игры. Протагонист возвращается домой, здоровается с соседкой, жена сварила суп, Шурек — хороший пёсик… Но если смотреть внимательно по сторонам, станет ясно, что это иллюзия Темнолесья. | |||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
Строка 53: | Строка 55: | ||
* Аналогично — [https://mrakopedia.org/wiki/Данетки крипи-данетки]: обычные вроде бы истории, в которых присутствует одна-две несостыковки, придающие им новый, весьма жуткий смысл. | * Аналогично — [https://mrakopedia.org/wiki/Данетки крипи-данетки]: обычные вроде бы истории, в которых присутствует одна-две несостыковки, придающие им новый, весьма жуткий смысл. | ||
* Подкаст Welcome to Night Vale. Персонажи спокойно живут в своём маленьком городке и ничуть не удивляются ни скрежету восходящего солнца, ни жертвоприношениям на главной площади. | * Подкаст Welcome to Night Vale. Персонажи спокойно живут в своём маленьком городке и ничуть не удивляются ни скрежету восходящего солнца, ни жертвоприношениям на главной площади. | ||
* Лиминальные пространства - фото, изображающие пустые помещения (бассейны, квартиры, подъезды, торговые центры перед закрытием), детские площадки, просто заброшенные здания у многих вызывают тревогу. Дело в том, что страх вызывает отсутствие людей, которых обычно много - неизвестно, откуда ждать опасности и к кому обратиться за помощью. | |||
=== Изобразительное искусство === | === Изобразительное искусство === | ||
Строка 62: | Строка 65: | ||
* [[Кошмарные медицинские состояния]]: | * [[Кошмарные медицинские состояния]]: | ||
** Часто дают галлюцинации при шизофрении: например, больному может казаться, что у людей на улице копыта, или что шарф на кресле живой. | ** Часто дают галлюцинации при шизофрении: например, больному может казаться, что у людей на улице копыта, или что шарф на кресле живой. | ||
*** А синдром деперсонализации-дереализации страшнее ЛЮБОЙ боли. Автор правки знает и вылечился, но пережитое… | *** А синдром деперсонализации-дереализации страшнее ЛЮБОЙ боли. Автор правки знает и вылечился, но пережитое… | ||
** Жизнь после химиотерапии и больших доз радиации | ** Жизнь после химиотерапии и больших доз радиации | ||
** Ещё хуже — жизнь парализованного | ** Ещё хуже — жизнь парализованного | ||
*** Если парализованы ещё и мышцы лица, то это уже [[но я должен кричать]]. | |||
** Для многих тяжело больных, особенно системными болезнями. | ** Для многих тяжело больных, особенно системными болезнями. | ||
{{Nav/Ужасы}} | {{Nav/Ужасы}} |