Редактирование: Обыденный кошмар

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 2: Строка 2:
{{q|Мы живем в недружелюбное время. Впрочем, все времена недружелюбные.|«[[Малазанская книга павших]]», книга «Полночный прилив»}}
{{q|Мы живем в недружелюбное время. Впрочем, все времена недружелюбные.|«[[Малазанская книга павших]]», книга «Полночный прилив»}}
{{q|Есть только один ад, принцесса. Тот, в котором мы живем сейчас.|Мелисандра принцессе Ширен Баратеон, [[Game of Thrones]]}}
{{q|Есть только один ад, принцесса. Тот, в котором мы живем сейчас.|Мелисандра принцессе Ширен Баратеон, [[Game of Thrones]]}}
[[Файл:149243428713768248.jpg|thumb|right|Обычный вагон-ресторан, говоришь?]]
[[Файл:149243428713768248.jpg|thumb|right|Обычный вагон-ресторан, говоришь? Художник Джефф Ли Джонсон.]]
Иногда зомби-апокалипсисы, древние проклятья, ктулхустанские монстры и маньяки с топором не производят на читателя/зрителя должного впечатления. Почему? Ну потому что это всё слишком непохоже на то, с чем мы можем столкнуться в жизни, и аудитория просто [[Подавление недоверия|не способна подавить недоверие]]. Вот тогда на помощь и приходит '''обыденный кошмар'''. Суть этого приёма в том, что показывается/описывается очень жизненная ситуация, как правило, уютная и вызывающая ощущение погружения в неё, но при этом одна-две мелких детали меняют её смысл на противоположный. Это может быть, например, маленькая красная лужица, вытекающая из-под запертой двери, или небрежно оброненная фраза с ''ну очень'' зловещим подтекстом, или ещё что-то в этом роде. Из-за этого сразу становится понятно, что герой или в гостях у кого-то не слишком хорошего (психопата-убийцы, ожившего мертвеца, инфернального Зла в человеческом облике — подставьте нужное), или [[Не совсем нормальный мир|в каком-то «не таком» мире]] ([[Приключения в Комаляндии|во сне]], [[приглючения в Глюколяндии|в галлюцинациях]], [[Приключения в Комаляндии|в коме]], в [[Жуткая альтернативная реальность|жуткой параллельной реальности]] — или [[Твист Амброза Бирса|ещё хуже]]).
Иногда зомби-апокалипсисы, древние проклятья, ктулхустанские монстры и маньяки с топором не производят на читателя/зрителя должного впечатления. Почему? Ну потому что это всё слишком непохоже на то, с чем мы можем столкнуться в жизни, и аудитория просто [[Подавление недоверия|не способна подавить недоверие]]. Вот тогда на помощь и приходит '''обыденный кошмар'''. Суть этого приёма в том, что показывается/описывается очень жизненная ситуация, как правило, уютная и вызывающая ощущение погружения в неё, но при этом одна-две мелких детали меняют её смысл на противоположный. Это может быть, например, маленькая красная лужица, вытекающая из-под запертой двери, или небрежно оброненная фраза с ''ну очень'' зловещим подтекстом, или ещё что-то в этом роде. Из-за этого сразу становится понятно, что герой или в гостях у кого-то не слишком хорошего (психопата-убийцы, ожившего мертвеца, инфернального Зла в человеческом облике — подставьте нужное), или [[Не совсем нормальный мир|в каком-то «не таком» мире]] ([[Приключения в Комаляндии|во сне]], [[Глазами сумасшедшего|в галлюцинациях]], [[Приключения в Комаляндии|в коме]], в [[Жуткая альтернативная реальность|жуткой параллельной реальности]] — или [[Твист Амброза Бирса|ещё хуже]]).
 
Если уж на то пошло, то мы сейчас в этом живём. [[ковидная эпоха|И даже привыкли.]]


Иными словами, это эффект [[Зловещая долина|зловещей долины]], только применительно не к персонажу, а к ситуации. Не стоит путать с [[Обыденный хоррор|обыденным хоррором]] — там ситуации обычные, просто поданные как ужастики.
Иными словами, это эффект [[Зловещая долина|зловещей долины]], только применительно не к персонажу, а к ситуации. Не стоит путать с [[Обыденный хоррор|обыденным хоррором]] — там ситуации обычные, просто поданные как ужастики.
Строка 22: Строка 24:
* [[Макс Фрай|Лабиринты Ехо]]: [[Книга запретных знаний|Книга Огненных Страниц]], [[проклятый артефакт]], показывает читающему её сабж. Именно потому, что кошмар обыденный (ну, в реалиях мира Стержня, разумеется), отличить его от реальности жертва не может, и в итоге умирает от ужаса. Макс даже после такого, конечно, [[Мэри Сью|выжил]], но и то, только благодаря [[Приход кавалерии|приходу кавалерии]], и потом очень долго отходил.
* [[Макс Фрай|Лабиринты Ехо]]: [[Книга запретных знаний|Книга Огненных Страниц]], [[проклятый артефакт]], показывает читающему её сабж. Именно потому, что кошмар обыденный (ну, в реалиях мира Стержня, разумеется), отличить его от реальности жертва не может, и в итоге умирает от ужаса. Макс даже после такого, конечно, [[Мэри Сью|выжил]], но и то, только благодаря [[Приход кавалерии|приходу кавалерии]], и потом очень долго отходил.
** Не от ужаса, а от бесконечного, всепоглощающего горя, теряя все, что дорого, погружаясь в пучину безумия со всеми вытекающими.
** Не от ужаса, а от бесконечного, всепоглощающего горя, теряя все, что дорого, погружаясь в пучину безумия со всеми вытекающими.
* [[Макс Далин]], «Рукопись, найденная под прилавком»: главный герой — продавец книг в метро, у которого именно такая повседневная жизнь: мертвецы-пассажиры в метро, [[Пауки необычных размеров|электрические пауки]], [[Литерал|слова, вытекающие из книг]]… А потом он выходит не на той станции и вообще попадает в [[Жуткая альтернативная реальность|жуткую альтернативную реальность]]. [[приглючения в Глюколяндии|А возможно, что это всё бред сумасшедшего]].
* [[Макс Далин]], «Рукопись, найденная под прилавком»: главный герой — продавец книг в метро, у которого именно такая повседневная жизнь: мертвецы-пассажиры в метро, [[Пауки необычных размеров|электрические пауки]], [[Литерал|слова, вытекающие из книг]]… А потом он выходит не на той станции и вообще попадает в [[Жуткая альтернативная реальность|жуткую альтернативную реальность]]. [[Глазами сумасшедшего|А возможно, что это всё бред сумасшедшего]].
* Новеллы Кафки, в которых отсутствует явная фантастика (вроде той, что в «Превращении»), обыденный кошмар всё равно в наличии — «В исправительной колонии», «Приговор» и т. д. Собственно, Кафка и не стремился во что бы то ни стало испугать, а описывал своё презрение к жизни, бывшее его обыденным состоянием.
* Новеллы Кафки, в которых отсутствует явная фантастика (вроде той, что в «Превращении»), обыденный кошмар всё равно в наличии — «В исправительной колонии», «Приговор» и т. д. Собственно, Кафка и не стремился во что бы то ни стало испугать, а описывал своё презрение к жизни, бывшее его обыденным состоянием.
* Роберт Силверберг, «Как мы ездили смотреть конец света» — пока буржуа развлекаются новым аттракционом «понаблюдать за различными концами света», конец света неспешно обыденно наступает…
* Роберт Силверберг, «Как мы ездили смотреть конец света» — пока буржуа развлекаются новым аттракционом «понаблюдать за различными концами света», конец света неспешно обыденно наступает…
* Конни Уиллис, «Письмо от Клири» — вроде бы обычные будни американской семьи, живущей уединённо в горах: юная героиня ждёт письма от семейных друзей, с которыми они вместе собирались подняться на гору, её отец строит теплицу для овощей и фруктов, чтобы иметь запасы на зиму… Но зима почему-то длится аж до июня, а у героини никак не заживают ожоги на руке. В конце выясняется, что мир рассказа — [[Постапокалипсис|постапокалиптический]], большинство людей (включая и друзей семьи) погибли в ядерном взрыве, а у героини, похоже, проявляются первые признаки лучевой болезни.
* Конни Уиллис, «Письмо от Клири» — вроде бы обычные будни американской семьи, живущей уединённо в горах: юная героиня ждёт письма от семейных друзей, с которыми они вместе собирались подняться на гору, её отец строит теплицу для овощей и фруктов, чтобы иметь запасы на зиму… Но зима почему-то длится аж до июня, а у героини никак не заживают ожоги на руке. В конце выясняется, что мир рассказа — [[Постапокалипсис|постапокалиптический]], большинство людей (включая и друзей семьи) погибли в ядерном взрыве, а у героини, похоже, проявляются первые признаки лучевой болезни.
* «Девушка с татуировкой дракона» — если честно, описание положения человека, признанного недееспособным (причем при относительно здоровой голове) пугает почище многих вселенских ужасов. И дело даже не в новом опекуне ГГ, у которого была милая привычка к изнасилованиям подопечных, а просто в статусе такого вот непонятно кого, всей жизнью которого может распоряжаться другой.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 48: Строка 49:
* «Шизариум» — некоторые из локаций откровенно фантастические… а вот в более реалистических с виду часто встречается сабж. Например, обычный с виду американский городок, в котором почему-то совсем нет взрослых, а дети выглядят как мутанты. Или уютный с виду дворик психбольницы с зажигательной музыкой, где одна пациентка вам радостно признаётся: «Зовут меня Верой, звучит это мило, [[Каннибализм|я слопала мужа]] и стала счастливой!»
* «Шизариум» — некоторые из локаций откровенно фантастические… а вот в более реалистических с виду часто встречается сабж. Например, обычный с виду американский городок, в котором почему-то совсем нет взрослых, а дети выглядят как мутанты. Или уютный с виду дворик психбольницы с зажигательной музыкой, где одна пациентка вам радостно признаётся: «Зовут меня Верой, звучит это мило, [[Каннибализм|я слопала мужа]] и стала счастливой!»
* «[[Harvester]]»
* «[[Harvester]]»
* «[[Darkwood]]» — эпилог игры. Протагонист возвращается домой, здоровается с соседкой, жена сварила суп, Шурек — хороший пёсик… Но если смотреть внимательно по сторонам, станет ясно, что это иллюзия Темнолесья.


=== Прочее ===
=== Прочее ===
Строка 53: Строка 55:
* Аналогично — [https://mrakopedia.org/wiki/Данетки крипи-данетки]: обычные вроде бы истории, в которых присутствует одна-две несостыковки, придающие им новый, весьма жуткий смысл.
* Аналогично — [https://mrakopedia.org/wiki/Данетки крипи-данетки]: обычные вроде бы истории, в которых присутствует одна-две несостыковки, придающие им новый, весьма жуткий смысл.
* Подкаст Welcome to Night Vale. Персонажи спокойно живут в своём маленьком городке и ничуть не удивляются ни скрежету восходящего солнца, ни жертвоприношениям на главной площади.
* Подкаст Welcome to Night Vale. Персонажи спокойно живут в своём маленьком городке и ничуть не удивляются ни скрежету восходящего солнца, ни жертвоприношениям на главной площади.
* Лиминальные пространства - фото, изображающие пустые помещения (бассейны, квартиры, подъезды, торговые центры перед закрытием), детские площадки, просто заброшенные здания у многих вызывают тревогу. Дело в том, что страх вызывает отсутствие людей, которых обычно много - неизвестно, откуда ждать опасности и к кому обратиться за помощью.


=== Изобразительное искусство ===
=== Изобразительное искусство ===
Строка 62: Строка 65:
* [[Кошмарные медицинские состояния]]:
* [[Кошмарные медицинские состояния]]:
** Часто дают галлюцинации при шизофрении: например, больному может казаться, что у людей на улице копыта, или что шарф на кресле живой.
** Часто дают галлюцинации при шизофрении: например, больному может казаться, что у людей на улице копыта, или что шарф на кресле живой.
*** А синдром деперсонализации-дереализации страшнее ЛЮБОЙ боли. Автор правки знает и вылечился, но пережитое…  
*** А синдром деперсонализации-дереализации страшнее ЛЮБОЙ боли. Автор правки знает и вылечился, но пережитое…
** Жизнь после химиотерапии и больших доз радиации. Уж поверьте мне, я знаю это на собственном опыте! Горьком, а ещё опыт  предсмертных состояний вдобавок и непреходящий ПТСР, автобиография с подробным описанием [[https://www.litprichal.ru/work/490875/]] не для слабонервных, некрофобия и танатофобия прилагается.
** Жизнь после химиотерапии и больших доз радиации
** Ещё хуже — жизнь парализованного
** Ещё хуже — жизнь парализованного
*** Если парализованы ещё и мышцы лица, то это уже [[но я должен кричать]].
** Для многих тяжело больных, особенно системными болезнями.
** Для многих тяжело больных, особенно системными болезнями.


{{Nav/Ужасы}}
{{Nav/Ужасы}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!