Редактирование: Опора на штамп

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|InvokedTrope|Invoked Trope}}
{{TVTropes|InvokedTrope|Invoked Trope}}
Бывает, что персонаж [[Жанровая смекалка|угадывает то, что должно произойти]], поскольку уже многократно видел это в произведениях. Бывает, что излишне сообразительный герой [[Жанровая ошибка|глупо ошибается]], потому что его произведение относится вовсе к другому жанру. А наш троп — о ситуации, когда '''персонаж осознанно реализует какой-либо троп ради своей выгоды'''. То есть не автор должен [[Обоснование|обосновывать]] клише обстоятельствами, а само клише становится обоснованием для действий персонажа.
Бывает, что персонаж [[Жанровая смекалка|угадывает то, что должно произойти]], поскольку уже многократно видел это в произведениях. Бывает, что излишне сообразительный герой [[Жанровая ошибка|глупо ошибается]], потому что его произведение относится вовсе к другому жанру. А наш троп — о ситуации, когда персонаж осознанно реализует какой-либо троп ради своей выгоды. То есть не автор должен [[Обоснование|обосновывать]] клише обстоятельствами, а само клише становится обоснованием для действий персонажа.


Причин для этого может быть несколько. Так, персонаж может осознанно обыгрывать троп, чтобы создать у окружающих нужное мнение о себе, а в критическом случае — даже [[играть себя самого]]. Или он может рассматривать художественные произведения как содержащие по-настоящему полезную информацию, особенно в ситуации, когда других источников нет и не предвидится. Герой, угадавший жанр своего произведения, опирается на штампы этого жанра особенно охотно и удачно.
Причин для этого может быть несколько. Так, персонаж может осознанно обыгрывать троп, чтобы создать у окружающих нужное мнение о себе, а в критическом случае — даже [[играть себя самого]]. Или он может рассматривать художественные произведения как содержащие по-настоящему полезную информацию, особенно в ситуации, когда других источников нет и не предвидится. Герой, угадавший жанр своего произведения, опирается на штампы этого жанра особенно охотно и удачно.


Надтроп — [[игры со штампами]]. Смежное явление — [[эксплуатация штампа]], которой занимается не персонаж, а автор. Противотроп — [[отрицание штампа]].
Надтроп — [[игры со штампами]]. Противотроп — [[отрицание штампа]].


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 11: Строка 11:
* [[Ray Bradbury|Брэдбери]], «Жилец из верхней квартиры/Верхний сосед» (The Man Upstairs) — [[Серебро — светлый металл|идею с серебром]] мальчик наверняка позаимствовал из сказок.
* [[Ray Bradbury|Брэдбери]], «Жилец из верхней квартиры/Верхний сосед» (The Man Upstairs) — [[Серебро — светлый металл|идею с серебром]] мальчик наверняка позаимствовал из сказок.
* [[Чёрный отряд]] — в истории про клин мимоходом подчёркивается, что колдуны нового времени подражают стилю Взятых.
* [[Чёрный отряд]] — в истории про клин мимоходом подчёркивается, что колдуны нового времени подражают стилю Взятых.
* [[Метавселенная Рудазова]] — [[Властелин (А. Рудазов)|лорд Бельзедор]], старательно эксплуатирующий все тропы, прилагающиеся к [[Тёмный Властелин|его профессии]].
* [[Метавселенная Рудазова]] — [[Тёмный властелин|лорд Бельзедор]], старательно эксплуатирующий все тропы, прилагающиеся к его [[Злодей по должности|профессии]].
* Николай Носов, «[[Незнайка на Луне]]» — Козлик не может устроиться в ресторан именно потому, по мнению хозяина «повара обычно бывают толстенькие». По крайней мере так он это объясняет Козлику.
* Николай Носов, «[[Незнайка на Луне]]» — Козлик не может устроиться в ресторан именно потому, по мнению хозяина «повара обычно бывают толстенькие». По крайней мере так он это объясняет Козлику.
* Марк Твен, «[[Приключения Тома Сойера]]» и «[[Приключения Гекльберри Финна]]»: Том Сойер во всех играх в пиратов, разбойников и т. п. тщательно опирается на все известные ему штампы, чтобы было «как правильно». Каждый раз, когда кто-то из его товарищей пытается эти штампы [[Деконструкция|деконструировать]] или [[Отрицание штампа|отрицать]], указывая на их нелогичность или неудобство (например, на то, что прямой отыгрыш «[[Стокгольмский синдром|Стокгольмского синдрома]]» прежде всего доставит кучу неудобств самим разбойникам), Том Сойер поднимает его на смех и поучает в духе «Все, значит, делают неправильно, а ты, значит, самый умный?»
* Марк Твен, «[[Приключения Тома Сойера]]» и «[[Приключения Гекльберри Финна]]»: Том Сойер во всех играх в пиратов, разбойников и т. п. тщательно опирается на все известные ему штампы, чтобы было «как правильно». Каждый раз, когда кто-то из его товарищей пытается эти штампы [[Деконструкция|деконструировать]] или [[Отрицание штампа|отрицать]], указывая на их нелогичность или неудобство (например, на то, что прямой отыгрыш «[[Стокгольмский синдром|Стокгольмского синдрома]]» прежде всего доставит кучу неудобств самим разбойникам), Том Сойер поднимает его на смех и поучает в духе «Все, значит, делают неправильно, а ты, значит, самый умный?»
Строка 34: Строка 34:
* «[[Watchmen]]» — местные супергерои и суперзлодеи определённо руководствовались комиксами, как минимум поначалу.
* «[[Watchmen]]» — местные супергерои и суперзлодеи определённо руководствовались комиксами, как минимум поначалу.
* «[[Kick-Ass]]» — аналогично, и ещё более!
* «[[Kick-Ass]]» — аналогично, и ещё более!
* [[Wanted]] — мистер Риктус специально [[Пощадить ребёнка|оставляет в живых ребёнка]], чьих родителей он убил, в надежде на то, что тот вырастит и попытается отомстить. Он же по возможности создаёт классическую суперзлодейскую ловушку для бывших героев, просто чтобы поразвлечься. Впрочем, случай не такой уж прямой: в мире комикса привычная нам «реалистичность» — результат действия суперзлодейской машины, переписавшей реальность на более удобную для контроля. Сам же Риктус, как и прочие злодеи, вырос и привык жить в комиксной вселенной, мыслит по её законам. Возможно, это не мистер Риктус опирается на штамп, а штамп отражает воспоминания о способах мыслить и действовать, которые были чем-то естественным до большой перезагрузки.
* [[Wanted]] мистер Риктус специально [[Пощадить ребёнка|оставляет в живых ребёнка]], чьих родителей он убил, в надежде на то, что тот вырастит и попытается отомстить. Он же по возможности создаёт классическую суперзлодейскую ловушку для бывших героев, просто чтобы поразвлечься. Впрочем, случай не такой уж прямой: в мире комикса привычная нам «реалистичность» — результат действия суперзлодейской машины, переписавшей реальность на более удобную для контроля. Сам же Риктус, как и прочие злодеи, вырос и привык жить в комиксной вселенной, мыслит по её законам. Возможно, это не мистер Риктус опирается на штамп, а штамп отражает воспоминания о способах мыслить и действовать, которые были чем-то естественным до большой перезагрузки.


=== [[Аниме]], [[манга]], ранобэ ===
=== [[Аниме]], [[манга]], ранобэ ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!