Редактирование: От первого лица

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|Игрок видит глазами своего персонажа.}}
{{Вкратце|Игрок видит глазами своего персонажа.}}
{{video|IXgC9nl5JDM|«[[Hardcore Henry|Хардкор]]» — целиком от первого лица}}
{{video|IXgC9nl5JDM|«[[Hardcore Henry|Хардкор]]» — целиком от первого лица}}
'''От первого лица''' — типичный режим обзора в [[Видеоигра|компьютерных играх]] типа [[шутер]]. Игрок видит то же, что видит персонаж, камера как бы расположена внутри головы персонажа. Помимо психологического эффекта погружения, удобен тем, что экран не загораживает широкая спина персонажа, да и видно дальше, чем при виде от третьего лица, который обычно «чуть сверху», но при этом меньше поле обзора с боков. Ещё это называют «вид из глаз».
'''От первого лица''' типичный режим обзора в [[Видеоигра|компьютерных играх]] типа [[шутер]]. Игрок видит то же, что видит персонаж, камера как бы расположена внутри головы персонажа. Помимо психологического эффекта погружения, удобен тем, что экран не загораживает широкая спина персонажа, да и видно дальше, чем при виде от третьего лица, который обычно «чуть сверху», но при этом меньше поле обзора с боков. Ещё это называют «вид из глаз».


Изредка встречается в других жанрах. В особо драматичные моменты режиссёр включает вид от первого лица, чтобы… а хрен его знает зачем, чтобы круто выглядело. Как вариант — сцену с актером в роли персонажа не досняли (или досняли, а она не внушает доверия), а звать его заново переигрывать сцену проблематично. Тогда можно и от первого лица — руки-ноги персонажа «сыграет» дублёр.
Изредка встречается в других жанрах. В особо драматичные моменты режиссёр включает вид от первого лица, чтобы… а хрен его знает зачем, чтобы круто выглядело. Как вариант — сцену с актером в роли персонажа не досняли (или досняли, а она не внушает доверия), а звать его заново переигрывать сцену проблематично. Тогда можно и от первого лица — руки-ноги персонажа «сыграет» дублёр.


А ещё для большей интриги в [[детектив]]ах показывают совершение преступления глазами преступника. Это может сочетаться и с показом злодея, но так, чтобы его лицо в кадр не попадало. В книжных же детективах повествование ведётся так, чтобы читатель вместе с сыщиком до самого конца не знал, кто убийца — садовник или дворецкий.
А ещё для большей интриги в [[детектив]]ах показывают совершение преступления глазами преступника. Это может сочетаться и с показом злодея, но так, чтобы его лицо в кадр не попадало. В книжных же детективах повествование ведётся так, чтобы читатель вместе с сыщиком до самого конца не знал, кто убийца — садовник или дворецкий.
 
Частные случаи:
* [[Вид глазами робота]] — название говорит само за себя.
* [[Здорово, убивец!]] — вид из глаз убийцы, который пришёл по душу кого-то из своих знакомых. Жертва его видит, а вот зритель — нет.


== Немного истории ==
== Немного истории ==
Строка 16: Строка 12:
== Примеры ==
== Примеры ==
* Собственно, многие шутеры. Ибо стрелять с такой камерой намного проще, чем от третьего лица.
* Собственно, многие шутеры. Ибо стрелять с такой камерой намного проще, чем от третьего лица.
* [[CRPG|РПГ]]: вид от первого лица зачастую присутствует как альтернативный режим, обычно камера висит над головой персонажа. Более популярен вид от первого лица в гибридах РПГ и шутера — тех [[Action-RPG|экшн-рпг]], в которых [[боёвка]] стрелковая, а не рукопашная. Исключение — серия [[The Elder Scrolls]], где боёвка всё же больше рубильная, чем стрелково-колдовательная (хотя это зависит от стиля игры конкретного игрока), а режим первого лица считается дефолтным.
* [[CRPG|РПГ]]: вид от первого лица зачастую присутствует как альтернативный режим, обычно камера висит над головой персонажа. Более популярен вид от первого лица в гибридах РПГ и шутера — тех [[Action-RPG|экшн-рпг]], в которых [[боёвка]] стрелковая, а не рукопашная. Исключение — серия [[The Elder Scrolls]], где боёвка всё же больше рубильная, чем стрелково-колдовательная (хотя это зависит от стиля игры конкретного игрока), а режим первого лица считается дефолтным.
* Гонки и прочие [[симулятор]]ы: [[хардкор]]ные игроки всегда играют именно от первого лица, а некоторые любители авиасимов даже строят вокруг себя подобие настоящего боевого кокпита, как у настоящего авиатренажёра, в то время как [[казуал]]ы любят играть в основном от третьего лица, считая, что так легче и «красивее» (потому что вид «киношный»), а полноценной симуляции предпочитают аркады<ref>Примечание бывшего симрейсера. Вид от третьего лица не в цене не за какую-то эфемерную «нехардкорность», а за типичную реализацию, призванную прокатиться с ветерком и показать машину в выигрышном ракурсе. Для этого виртуальная камера несколько запаздывает за машиной, так что на поворотах машина показывает бок. Красиво, но мешает целиться в нужную точку траектории. Обычно выбирают какую-то камеру, жёстко прибитую к машине, не очень далеко от места водителя (привычка есть привычка), но дающую хороший обзор — например, с крыши или с капота. Хотя, если честно, привычка привычке рознь: с минимальным отрывом выигрывал в «[[Need for Speed|поршу]]» у дамы, которая настраивала машины на такую недостаточную поворачиваемость, что я вообще не мог играть на её настройках — и играла от третьего лица.</ref>. Некоторые из игроков, не являющиеся настоящим хардкорщиками, при сохранении вида от первого лица убирают загораживающий часть экрана кокпит, делая это с целью получить максимальный обзор (для сравнения, при виде [[от третьего лица]] экран загораживает не кокпит, а сам симулируемый аппарат). В некоторых симуляторах, где симулируется большой боевой корабль с многочисленным экипажем (например, [[Silent Hunter III]] и [[StarTrek: Bridge Commander]]]) присутствует не «вид из кабины», как в других симуляторах, а вид из глаз капитана корабля, который отдаёт приказы старшим офицерам от первого лица, общаясь с ними.
* Гонки и прочие [[симулятор]]ы: [[хардкор]]ные игроки всегда играют именно от первого лица, а некоторые любители авиасимов даже строят вокруг себя подобие настоящего боевого кокпита, как у настоящего авиатренажёра, в то время как [[казуал]]ы любят играть в основном от третьего лица, считая, что так легче и «красивее» (потому что вид «киношный»), а полноценной симуляции предпочитают аркады<ref>Примечание бывшего симрейсера. Вид от третьего лица не в цене не за какую-то эфемерную «нехардкорность», а за типичную реализацию, призванную прокатиться с ветерком и показать машину в выигрышном ракурсе. Для этого виртуальная камера несколько запаздывает за машиной, так что на поворотах машина показывает бок. Красиво, но мешает целиться в нужную точку траектории. Обычно выбирают какую-то камеру, жёстко прибитую к машине, не очень далеко от места водителя (привычка есть привычка), но дающую хороший обзор — например, с крыши или с капота. Хотя, если честно, привычка привычке рознь: с минимальным отрывом выигрывал в «[[Need for Speed|поршу]]» у дамы, которая настраивала машины на такую недостаточную поворачиваемость, что я вообще не мог играть на её настройках — и играла от третьего лица.</ref>. Некоторые из игроков, не являющиеся настоящим хардкорщиками, при сохранении вида от первого лица убирают загораживающий часть экрана кокпит, делая это с целью получить максимальный обзор (для сравнения, при виде [[от третьего лица]] экран загораживает не кокпит, а сам симулируемый аппарат). В некоторых симуляторах, где симулируется большой боевой корабль с многочисленным экипажем (например, [[Silent Hunter III]] и [[StarTrek: Bridge Commander]]]) присутствует не «вид из кабины», как в других симуляторах, а вид из глаз капитана корабля, который отдаёт приказы старшим офицерам от первого лица, общаясь с ними.
* Также такой вид встречается в гибридах стрелялки и [[Квест (жанр)|квеста]], например в [[Hexen]], зачастую относимыми к [[экшн-адвенч]]а/[[экшн-квест]] (относят часто, но не всегда: например, считать ли [[S.T.A.L.K.E.R.]] просто шутером с квестами или экшн-квестом — предмет жарких споров).
* Также такой вид встречается в гибридах стрелялки и [[Квест (жанр)|квеста]], например в [[Hexen]], зачастую относимыми к [[экшн-адвенч]]а/[[экшн-квест]] (относят часто, но не всегда: например, считать ли [[S.T.A.L.K.E.R.]] просто шутером с квестами или экшн-квестом — предмет жарких споров).
* Иногда используется в некоторых играх [[жанр]]а [[Survival Horror]]. Классический пример — [[лицехват]] в [[Aliens vs Predator]], который в полной темноте, едва освещаемой тусклым фонариком, может неожиданно напугать, внезапно прыгнув в лицо, когда его не ожидали, так что игрок, упавший от страха вместе со стулом, — обычное дело (для максимального эффекта рекомендуется играть в полной темноте с surround sound и 3D-очках).
* Иногда используется в некоторых играх [[жанр]]а [[Survival Horror]]. Классический пример — [[лицехват]] в [[Aliens vs Predator]], который в полной темноте, едва освещаемой тусклым фонариком, может неожиданно напугать, внезапно прыгнув в лицо, когда его не ожидали, так что игрок, упавший от страха вместе со стулом, обычное дело (для максимального эффекта рекомендуется играть в полной темноте с surround sound и 3D-очках).
** Хотя на самом-то деле вид от первого лица является самым востребованным приёмом во многих современных хоррорах. Потому что камера от первого лица лучше всего справляется с задачей погружения игрока в атмосферу, а для такого жанра это очень важный пункт.
** Хотя на самом-то деле вид от первого лица является самым востребованным приёмом во многих современных хоррорах. Потому что камера от первого лица лучше всего справляется с задачей погружения игрока в атмосферу, а для такого жанра это очень важный пункт.
* Есть и совсем уж необычные вещи, но полюбившиеся и запомнившиеся геймерам. К примеру, игра Mirror’s Edge — симулятор, на секундочку, [[паркур]]а. И тем не менее — от первого лица. Бежать вдвойне веселей, драки вдвойне реалистичней, а падать вдвойне страшней.
* Есть и совсем уж необычные вещи, но полюбившиеся и запомнившиеся геймерам. К примеру, игра Mirror’s Edge — симулятор, на секундочку, [[паркур]]а. И тем не менее — от первого лица. Бежать вдвойне веселей, драки вдвойне реалистичней, а падать вдвойне страшней.
* VR-игры. Ну тут уже без комментариев.
* VR-игры. Ну тут уже без комментариев.


Строка 29: Строка 25:
{{main|POV-персонаж}}
{{main|POV-персонаж}}
Популярный приём вести повествование от лица главного/второстепенного героя. Часто использовался для создания псевдодокументальных произведений, пока искушённый читатель в массе своей не утратил доверия к этому стилю изложения.
Популярный приём вести повествование от лица главного/второстепенного героя. Часто использовался для создания псевдодокументальных произведений, пока искушённый читатель в массе своей не утратил доверия к этому стилю изложения.
* Классические произведения о [[Sherlock Holmes|Шерлоке Холмсе]] — записи, которые ведутся от лица его помощника, [[Доктор Ватсон|доктора Ватсона]]. Кстати, несмотря на просвещённый век, приём сработал: множество читателей восприняло мистера Холмса как реального человека.
* Классические произведения о [[Sherlock Holmes|Шерлоке Холмсе]] записи, которые ведутся от лица его помощника, [[Доктор Ватсон|доктора Ватсона]]. Кстати, несмотря на просвещённый век, приём сработал: множество читателей восприняло мистера Холмса как реального человека.
** Романы Рекса Стаута, наследующие традицию Конан Дойла<ref>Традиция построения детективного сюжета по Конан Дойлу заключается в том, что читатель, посвященный в события настолько же, насколько помощник детектива, практически никогда не получает всей следственной информации, которой владеет сам детектив, и таким образом интрига для читателя сохраняется до самой развязки.</ref>, написаны от лица Арчи Гудвина, помощника детектива Ниро Вульфа.
** Романы Рекса Стаута, наследующие традицию Конан Дойла<ref>Традиция построения детективного сюжета по Конан Дойлу заключается в том, что читатель, посвященный в события настолько же, насколько помощник детектива, практически никогда не получает всей следственной информации, которой владеет сам детектив, и таким образом интрига для читателя сохраняется до самой развязки.</ref>, написаны от лица Арчи Гудвина, помощника детектива Ниро Вульфа.
* Все романы Дика Фрэнсиса.
* Все романы Дика Фрэнсиса.


=== [[Кино]] и [[телесериалы]] ===
=== [[Кино]] и [[телесериалы]] ===
* Большинство фильмов жанра «[[Псевдодокументальный фильм|мокьюментари]]» — всё происходящее показано с точки зрения видеокамеры, находящейся в руках внутримирового оператора, то есть фактически из его глаз.
* «[[Hardcore Henry|Хардкор]]» — боевик весь от первого лица! До этого фильма в боевиках были «от первого лица» лишь отдельные сцены.
* «[[Hardcore Henry|Хардкор]]» — боевик весь от первого лица! До этого фильма в боевиках были «от первого лица» лишь отдельные сцены.
** Впрочем, ещё до него вышел малобюджетный фильм «Отель Инферно». Хотя этот фильм является любительским трэшем, который совмещает в себе два жанра — [[фильм ужасов]] и [[боевик]] в нём всё действие происходит исключительно от первого лица.
** Впрочем, ещё до него вышел малобюджетный фильм «Отель Инферно». Хотя этот фильм является любительским трэшем, который совмещает в себе два жанра — [[фильм ужасов]] и [[боевик]] — в нём всё действие происходит исключительно от первого лица.
** «[[Bunker of the Dead]]» — боевик и фильм ужасов от первого лица.
** «[[Bunker of the Dead]]» — боевик и фильм ужасов от первого лица.
* «[[Леди в озере]]» (1947) классика [[нуар]]а по Раймонду Чандлеру. Целиком снят от первого лица, ГГ видно, только когда он смотрит в зеркало. Очень оригинальный фильм.
* «[[Леди в озере]]» (1947) — классика [[нуар]]а по Раймонду Чандлеру. Целиком снят от первого лица, ГГ видно, только когда он смотрит в зеркало. Очень оригинальный фильм.
** Первая треть фильма-нуара «Темная полоса» (Dark Passage) снята от первого лица. Затем вид меняется, но герой Хамфри Богарта будет ходить в бинтах после пластической операции. Полностью его лицо будет видно только на 62 минуте фильма.
** Первая треть фильма-нуара «Темная полоса» (Dark Passage) снята от первого лица. Затем вид меняется, но герой Хамфри Богарта будет ходить в бинтах после пластической операции. Полностью его лицо будет видно только на 62 минуте фильма.
* «[[Lock, Stock and Two Smoking Barrels|Карты, деньги, два ствола]]» — сцена ухода Эдди после проигрыша.
* «[[Lock, Stock and Two Smoking Barrels|Карты, деньги, два ствола]]» — сцена ухода Эдди после проигрыша.
* «[[The Matrix|Матрица]]» — выбор пилюли, красная или синяя.
* «[[The Matrix|Матрица]]» — выбор пилюли, красная или синяя.
* «[[Брат 2]]» — сцена отстрела охраны бара. Ну, тут-то просто откровенно пародируются компьютерные стрелялки с «видом из глаз».
* «[[Cloverfield|Монстро]]» — весь фильм снят камерой героя по имени Хад.
* «[[Doom]]»: ГГ получает чудо-укол и убивает 95 % нечисти на базе.
* «[[Брат 2]]» — сцена отстрела охраны бара. Ну, тут-то просто откровенно пародируются компьютерные стрелялки с «видом из глаз».
* «[[Маньяк]]» — фильм 2012 года с Элайджей Вудом. ~95 % экранного времени мы видим глазами главного героя.
* «[[Doom]]»: ГГ получает чудо-укол и убивает 95 % нечисти на базе.
* «[[Halloween|Хэллоуин]]» (1978) — убийство девушки в начале, взгляд через прорези в маске.
* «[[Маньяк]]» — фильм 2012 года с Элайджей Вудом. ~95 % экранного времени мы видим глазами главного героя.
* «[[Halloween|Хэллоуин]]» (1978) убийство девушки в начале, взгляд через прорези в маске.
* Первая серия первого сезона «Глухаря» начинается с того, что зритель впервые в жизни видит ОВД «Пятницкий», причем глазами какого-то персонажа (вскоре выясняется, что Коли Тарасова).
* Первая серия первого сезона «Глухаря» начинается с того, что зритель впервые в жизни видит ОВД «Пятницкий», причем глазами какого-то персонажа (вскоре выясняется, что Коли Тарасова).
* Нередко что-то показывают [[Вид глазами робота|глазами робота]] (киборга) с соответствующим восприятием мира:
* Нередко что-то показывают [[Вид глазами робота|глазами робота]] (киборга) с соответствующим восприятием мира:
Строка 52: Строка 48:
** Робот Читти в некоторых сценах индийского х/ф «Робот».
** Робот Читти в некоторых сценах индийского х/ф «Робот».
** Запись «чёрного ящика» андроида Кальдера из «Дознания пилота Пиркса».
** Запись «чёрного ящика» андроида Кальдера из «Дознания пилота Пиркса».
* Фильмы жанра «[[Псевдодокументальный фильм|мокьюментари]]» можно также считать «от первого лица»
** «[[Blair Witch|Ведьма из Блэр]]» — съёмка от первого лица с камерой, удерживаемой в руках оператором.
* Часто используется вид от лица персонажа, который просыпается или приходит в сознание после обморока.
* Часто используется вид от лица персонажа, который просыпается или приходит в сознание после обморока.
* Одна из фишек фильмов и сериала про «[[Evil Dead|Зловещих мертвецов]]» — летающая камера «в роли» Зла. Как именно выглядит само Зло, [[Неизвестность пугает больше|нам не показывают]], но это явно что-то невообразимо ужасное.
* Одна из фишек фильмов и сериала про «[[Evil Dead|Зловещих мертвецов]]» — летающая камера «в роли» Зла. Как именно выглядит само Зло, [[Неизвестность пугает больше|нам не показывают]], но это явно что-то невообразимо ужасное.
* «[[Кладбище домашних животных (фильмы)|Кладбище домашних животных]]: [[Кладбище домашних животных (фильмы)#«Кладбище домашних животных: Кровные узы» (2023)|Кровные узы]]» (2023)
** Мёртвый пёсель Хендрикс подбирается к дому Марджори и, неведомо как попав внутрь, набрасывается на неё. Всё происходящее показано глазами Хендрикса, но никаких дополнительных фильтров, имитирующих особенности зрения собаки-зомби, не наложено. Просто камера находится у самой земли и слышно злобное рычание.
** Когда возвращённая с того света Донна приходит в госпиталь, происходящее поначалу демонстрируется из её глаз. Изображение слегка мутноватое и с эффектом «рыбьего глаза».
* "Не любо - не слушай. Деревня Уйма" (1982). Все показано как бы от лица некого гостя, которому дед Сеня и его жена рассказывают истории.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Анимационная короткометражка Осаму Тэдзуки «[[Jumping]]»/«Прыжок» (1984) — полностью от первого лица.
* Анимационная короткометражка Осаму Тэдзуки «[[Jumping]]»/«Прыжок» (1984) полностью от первого лица.
* «Пластилиновая ворона», новелла-песня «Игра» — почти все показано глазами деда и внука. Сами же дед и внук появляются в кадре на несколько секунд — практически в конце новеллы.
* «Пластилиновая ворона», новелла-песня «Игра» — почти все показано глазами деда и внука. Сами же дед и внук появляются в кадре на несколько секунд — практически в конце новеллы.


=== [[Телевидение]] ===
=== [[Телевидение]] ===
* «Городок» «фильм-ужасов» — «Тварь» (скетч 1997 г.). Почти все действо идет от первого лица кого-то. Как бы не монстра, в свете закадрового голоса-предисловия. Кто это — большой спойлер.
* «Городок» «фильм-ужасов» — «Тварь» (скетч 1997 г.). Почти все действо идет от первого лица кого-то. Как бы не монстра, в свете закадрового голоса-предисловия. Кто это — большой спойлер.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* Клип The Weeknd — «False Alarm».
* Клип The Weeknd — «False Alarm».
* Клип Biting Elbows — «The Stampede».
* Клип Biting Elbows - «The Stampede».
* Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Кайф».
* Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Кайф».
* Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Без обид».
* Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Без обид».
* Скандально известный клип группы «Prodigy» на композицию «Smack My Bitch Up». Такой способ повествования позволяет провернуть [[Вот это поворот!|неожиданную развязку]] в конце: {{spoiler|все эти бесчинства творила женщина.}}
* Скандально известный клип группы «Prodigy» на композицию «Smack My Bitch Up». Такой способ повествования позволяет провернуть [[Вот это поворот!|неожиданную развязку]] в конце: {{spoiler|все эти бесчинства творила женщина.}}
* Клип Dance with the Dead — «Kiss of the Creature».


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references />


{{Nav/Games}}
{{Nav/Games}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!