Редактирование: Пилот поневоле

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|CrashCourseLanding|Crash Course Landing}}
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Только Тебя Засунут В Машину Стоимостью Триллион Фунтов, Где До Черта Всяких Кнопок И Переключателей, И Тысяча Вражеских Пилотов-Асов Оставит От Тебя Мокрое Место, Потому Что Ты Голимо Сечешь, Как Летать На Этой Штуковине|Терри Пратчетт, «Только ты можешь спасти человечество»}}
Только Тебя Засунут В Машину Стоимостью Триллион Фунтов, Где До Черта Всяких Кнопок И Переключателей, И Тысяча Вражеских Пилотов-Асов Оставит От Тебя Мокрое Место, Потому Что Ты Голимо Сечешь, Как Летать На Этой Штуковине|Терри Пратчетт, «Только ты можешь спасти человечество»}}
Строка 16: Строка 14:
Альтернативный вариант с прикрученным фитильком: персонажу не требуется посадить самолёт. Достаточно удержать его в воздухе и на заданном курсе какое-то время, пока лётчика приведут в чувство, либо пока пассажиры выпрыгивают с парашютом.
Альтернативный вариант с прикрученным фитильком: персонажу не требуется посадить самолёт. Достаточно удержать его в воздухе и на заданном курсе какое-то время, пока лётчика приведут в чувство, либо пока пассажиры выпрыгивают с парашютом.


Вариант [[Педаль в пол]]: настоящий пилот вполне жив и пилотирует самолёт. Только летит не туда или не так, например, хочет устроить авиакатастрофу. Перед тем, как самому порулить самолётом, вам ещё нужно и злеца победить!
Вариант [[Педаль в пол]]: настоящий пилот вполне жив и пилотирует самолёт. Только летит не туда или не так, например, хочет устроить авиакатастрофу. Перед тем, как самому порулить самолётом, вам ещё нужно и злеца [[Поздравления, ты подебил!|победить]]!


Под троп не подходит случай, когда персонаж, не обладая соответствующими навыками, просто хочет порулить транспортным средством повышенной опасности без веской на то причины. Например, при побеге из [[Концлагерь|концлагеря]], особенно когда речь идёт о физическом выживании, все средства хороши. Хочешь или не хочешь, а пилотировать угнанный самолёт кому-то надо. А вот случай угона тепловоза по пьяни пятнадцатилетними подростками — это не «пилот поневоле», а «[[Что за идиот]]» в вариации «[[Дай порулить!!!]]».  
Под троп не подходит случай, когда персонаж, не обладая соответствующими навыками, просто хочет порулить транспортным средством повышенной опасности без веской на то причины. Например, при побеге из концентрационного лагеря, особенно когда речь идёт о физическом выживании, все средства хороши. Хочешь или не хочешь, а пилотировать угнанный самолёт кому-то надо. А вот случай угона тепловоза по пьяни пятнадцатилетними подростками — это не «пилот поневоле», а «[[Что за идиот]]» в вариации «[[Дай порулить!!!]]».  


Надтроп — [[Авиакатастрофа]].
Надтроп — [[Авиакатастрофа]].
Строка 31: Строка 29:
 
 
На самолётах малой и сверхмалой авиации у «пилотов поневоле» шансов больше, так как пилотаж относительно проще, а приборов, кнопок и рычажков — существенно меньше, смотрим примеры из реальной жизни. Однако же все эти примеры страдают от [[систематическая ошибка выжившего|систематической ошибки выжившего]]. О тех, кто сумел приземлиться, пишут газеты и показывает Youtube. О тех, кто [[Авторская песня|не дотянул до посадочных огней]]… Ну, не будем о плохом.
На самолётах малой и сверхмалой авиации у «пилотов поневоле» шансов больше, так как пилотаж относительно проще, а приборов, кнопок и рычажков — существенно меньше, смотрим примеры из реальной жизни. Однако же все эти примеры страдают от [[систематическая ошибка выжившего|систематической ошибки выжившего]]. О тех, кто сумел приземлиться, пишут газеты и показывает Youtube. О тех, кто [[Авторская песня|не дотянул до посадочных огней]]… Ну, не будем о плохом.
* А больше всего шансов у летчика-испытателя — даже в том случае, если он не имел дела с этим конкретным самолетом. Просто потому, что испытатели в силу особенностей своей профессии имеют навыки быстрого освоения новых самолетов, новых условий полета и вообще действий в различных нештатных ситуациях (при необходимости может, например, открутить фигуру высшего пилотажа на абсолютно не приспособленном к этому тяжелом самолете. Другой вопрос, что самолет после этого, скорее всего, едва дотянет до посадки).  
* А больше всего шансов у летчика-испытателя - даже в том случае, если он не имел дела с этим конкретным самолетом. Просто потому, что испытатели в силу особенностей своей профессии имеют навыки быстрого освоения новых самолетов, новых условий полета и вообще действий в различных нештатных ситуациях (при необходимости может, например, открутить фигуру высшего пилотажа на абсолютно не приспособленном к этому тяжелом самолете. Другой вопрос, что самолет после этого, скорее всего, едва дотянет до посадки).  
 
 
Наконец, совет [[МТА]]. Если ваш персонаж непременно должен оказаться «пилотом поневоле», — не сажайте его в вертолёт. Управление вертолётом отличается от самолётного примерно так же, как управление гоночным мотоциклом от автомобильного. Большинство автомобилей и самолётов можно какое-то время, при некоторой доле везения и хладнокровия, вести на одной логике. Для мотоцикла (и вертолёта) нужны чётко отработанные рефлексы, которые на скорости (или уже в воздухе) отрабатывать поздно. Обратное тоже верно: вертолётчик, если у него нет соответствующей самолётной лицензии<ref>Будем честны — без соответствующих '''навыков'''. Лицензии-то нынче какие угодно в любом уважающем себя переходе продадут.</ref>, за штурвал аэроплана просто так тоже ни за что не полезет.
Наконец, совет [[МТА]]. Если ваш персонаж непременно должен оказаться «пилотом поневоле», — не сажайте его в вертолёт. Управление вертолётом отличается от самолётного примерно так же, как управление гоночным мотоциклом от автомобильного. Большинство автомобилей и самолётов можно какое-то время, при некоторой доле везения и хладнокровия, вести на одной логике. Для мотоцикла (и вертолёта) нужны чётко отработанные рефлексы, которые на скорости (или уже в воздухе) отрабатывать поздно. Обратное тоже верно: вертолётчик, если у него нет соответствующей самолётной лицензии<ref>Будем честны — без соответствующих '''навыков'''. Лицензии-то нынче какие угодно в любом уважающем себя переходе продадут.</ref>, за штурвал аэроплана просто так тоже ни за что не полезет.
Строка 132: Строка 130:
* Из прочих ближе всех к успеху<ref>По официальной версии, в которой в Греции очень многие сомневаются.</ref> был в 2005 году стюард рейса [[w:Катастрофа Boeing 737 под Афинами|«Гелиос Аируэйс» 522]] Андреас Продмо. При взлёте пилоты «Боинг 737» забыли перевести переключатель давления воздуха в кабине в положение «Авто», и на высоте 18000 футов оба потеряли сознание. Самолёт летел на автопилоте, у Продмо были портативная кислородная маска и опыт полётов на одномоторных самолётах, но остальные факторы были против. Начать с того, что он находился в салоне, а дверь в кабину пилотов была заперта изнутри. Чтобы взломать дверь тем, что было под рукой в салоне, потребовалось два часа, — к борьбе с воздушным терроризмом в «Гелиос» относились куда более серьёзно, чем к обучению лётного состава. Когда Продмо наконец проник в кабину, на исходе были и его баллон с кислородом, и горючее. Через несколько минут остановились двигатели. Все на борту — 121 человек, включая членов экипажа, погибли.
* Из прочих ближе всех к успеху<ref>По официальной версии, в которой в Греции очень многие сомневаются.</ref> был в 2005 году стюард рейса [[w:Катастрофа Boeing 737 под Афинами|«Гелиос Аируэйс» 522]] Андреас Продмо. При взлёте пилоты «Боинг 737» забыли перевести переключатель давления воздуха в кабине в положение «Авто», и на высоте 18000 футов оба потеряли сознание. Самолёт летел на автопилоте, у Продмо были портативная кислородная маска и опыт полётов на одномоторных самолётах, но остальные факторы были против. Начать с того, что он находился в салоне, а дверь в кабину пилотов была заперта изнутри. Чтобы взломать дверь тем, что было под рукой в салоне, потребовалось два часа, — к борьбе с воздушным терроризмом в «Гелиос» относились куда более серьёзно, чем к обучению лётного состава. Когда Продмо наконец проник в кабину, на исходе были и его баллон с кислородом, и горючее. Через несколько минут остановились двигатели. Все на борту — 121 человек, включая членов экипажа, погибли.
* Случаев, когда неквалифицированный пассажир посадил вертолёт, история не знает, и маловероятно, что таковые появятся в обозримом будущем. До примерно 2010 года вертолётчикам разрешалось брать пассажира на место второго пилота в некоторых типах машин. Например, на вертолётах «Белл-206» и «Белл-407» так летали в Канаде и США, это нередко можно увидеть в голливудских фильмах (см. «Беглец» Эндрю Дэвиса). Сейчас практика запрещена вроде бы повсеместно, может быть за исключением некоторых стран Африки и Латинской Америки<ref>Сам факт, что вас усадили справа от пилота, ничего не значит. Все устройства управления либо отсоединены, либо вообще демонтированы. Таким образом, место второго пилота превращается просто в пассажирское; управлять вертолётом с него невозможно. Но вид, конечно, замечательный.</ref>. Что, конечно, не исключает нарушителей инструкций, но они-то как раз редкость.
* Случаев, когда неквалифицированный пассажир посадил вертолёт, история не знает, и маловероятно, что таковые появятся в обозримом будущем. До примерно 2010 года вертолётчикам разрешалось брать пассажира на место второго пилота в некоторых типах машин. Например, на вертолётах «Белл-206» и «Белл-407» так летали в Канаде и США, это нередко можно увидеть в голливудских фильмах (см. «Беглец» Эндрю Дэвиса). Сейчас практика запрещена вроде бы повсеместно, может быть за исключением некоторых стран Африки и Латинской Америки<ref>Сам факт, что вас усадили справа от пилота, ничего не значит. Все устройства управления либо отсоединены, либо вообще демонтированы. Таким образом, место второго пилота превращается просто в пассажирское; управлять вертолётом с него невозможно. Но вид, конечно, замечательный.</ref>. Что, конечно, не исключает нарушителей инструкций, но они-то как раз редкость.
* [[w:Рейс 93 United Airlines 11 сентября 2001 года|Рейс 93 United Airlines 11 сентября 2001 года]]. По официальной версии, пассажиры с помощью стюардесс сумели отбить кабину (или хотя бы попытались), но не успели даже связаться с диспетчером<ref>То, что кабину отбили — не факт. Вероятно, только взломали дверь. О том, что происходило в кабине, мы знаем из аудиозаписи «черного ящика» [[wikisource:en:Flight 93 Cockpit Transcript|CVR]]. Нет никаких подтверждений, что штурмовавшим пилотскую кабину пассажирам удалось вытащить террористов из пилотских кресел до того, как самолёт столкнулся с землёй. Точно известно, что в 10:01:18 оба террориста были ещё в креслах и пытались разгерметизировать самолёт. В 10:02:25 один из террористов-пилотов кричит: «Down! Push, push, push, push, push» (вероятно, «Снижайся! Штурвал от себя, от себя»). То есть, либо один, либо оба террориста ещё находились за штурвалом. В 10:03:09 — последняя запись регистратора, одной минуты как раз достаточно для столкновения. Вряд ли кто-то из пассажиров и стюардесс имел шанс перехватить управление самолётом.</ref>.
* [[w:Рейс 93 United Airlines 11 сентября 2001 года|Рейс 93 United Airlines 11 сентября 2001 года]]. По официальной версии, пассажиры с помощью стюардесс сумели отбить кабину (или хотя бы попытались), но не успели даже связаться с диспетчером<ref>То, что кабину отбили — не факт. Вероятно, только взломали дверь. О том, что происходило в кабине, мы знаем из аудиозаписи «черного ящика» [https://en.wikisource.org/wiki/Flight_93_Cockpit_Transcript CVR]. Нет никаких подтверждений, что штурмовавшим пилотскую кабину пассажирам удалось вытащить террористов из пилотских кресел до того, как самолёт столкнулся с землёй. Точно известно, что в 10:01:18 оба террориста были ещё в креслах и пытались разгерметизировать самолёт. В 10:02:25 один из террористов-пилотов кричит: «Down! Push, push, push, push, push» (вероятно, «Снижайся! Штурвал от себя, от себя»). То есть, либо один, либо оба террориста ещё находились за штурвалом. В 10:03:09 — последняя запись регистратора, одной минуты как раз достаточно для столкновения. Вряд ли кто-то из пассажиров и стюардесс имел шанс перехватить управление самолётом.</ref>.
* [[w:Катастрофа A310 под Междуреченском|Катастрофа A310 под Междуреченском]]. По-видимому, уже за гранью тропа «[[Что за идиот]]»! Пятнадцатилетний подросток сел в пилотское кресло не поневоле, а добровольно. До этого там же посидела его младшая сестра. Четыре лётчика Аэрофлота<ref>Это не описка, именно четыре: трое из экипажа и их общий знакомый, летевший в том рейсе пассажиром.</ref> при этом одновременно находились в кабине и говорили детишкам, что усё ништяк<ref>И что характерно: и поныне на авиационных форумах какой-нибудь рейсовый пилот да выдаёт «Да и сейчас все на рейсах так делают!» Иногда видосы даже на YouTube всплывают. Не с такими последствиями, конечно.</ref>.
* [[w:Катастрофа A310 под Междуреченском|Катастрофа A310 под Междуреченском]]. По-видимому, уже за гранью тропа «[[Что за идиот]]»! Пятнадцатилетний подросток сел в пилотское кресло не поневоле, а добровольно. До этого там же посидела его младшая сестра. Четыре лётчика Аэрофлота<ref>Это не описка, именно четыре: трое из экипажа и их общий знакомый, летевший в том рейсе пассажиром.</ref> при этом одновременно находились в кабине и говорили детишкам, что усё ништяк<ref>И что характерно: и поныне на авиационных форумах какой-нибудь рейсовый пилот да выдаёт «Да и сейчас все на рейсах так делают!» Иногда видосы даже на YouTube всплывают. Не с такими последствиями, конечно.</ref>.
* Единственный в истории случай, когда «пилот поневоле» посадил боевой реактивный самолёт, произошёл 22 июля 1966 года. Инженер-майор Уолтер «Таффи» Холден, командир 33-го ''ремонтного'' дивизиона Королевских ВВС, имел лицензию пилота-любителя и небольшой опыт самостоятельных полётов на одномоторных спортивных самолётах. Во время наземных испытаний «[[w:English Electric Lightning|Английской Молнии]]» — самолёта-перехватчика, способного развивать скорость до мах-2, автоматика неожиданно включила форсаж двигателя, и самолёт покатился по полосе. Так как выключить форсаж не удавалось, Холден решил взлетать. Чудом уклонившись от топливной автоцистерны, и опередив готовящийся к взлёту пассажирский «[[w:de Havilland Comet|де Хевилленд Комет]]», «Молния» оторвалась от земли. На самолёте перед проверкой демонтировали фонарь кабины, а у бравого инженера не было шлема. От набегающего потока воздуха Холден едва различал приборы. Радио он воспользоваться тоже не мог — в шлеме гарнитура. Катапультное кресло было предусмотрительно заблокировано, да и парашюта тоже не было. За бортом самолёта болтался на кабеле ящик с проверочным оборудованием. В этих условиях Холдену удалось совладать с форсажем. Выполнив два пробных захода на полосу, с третьего раза он сел, по привычке приложившись о полосу хвостом (у спортивного самолёта, на котором летал Холден, колесо находилось в хвосте). После ремонта «Молния» вернулась в строй, отслужила сколько положено, и сейчас стоит в Имперском военном музее в Даксфорде. Состоялось расследование, подтвердившее, что Холден не нарушил никаких инструкций. За спасение самолёта он даже получил благодарность. Уже инженер-полковник, Холден вышел в почётную отставку в начале 1980-х, и умер в возрасте 90 лет. Надо отметить, однако, что хотя Холден и не был пилотом-истребителем, он, как уважающий себя техник, досконально знал расположение всех приборов и органов управления в кабине «Молнии».
* Единственный в истории случай, когда «пилот поневоле» посадил боевой реактивный самолёт, произошёл 22 июля 1966 года. Инженер-майор Уолтер «Таффи» Холден, командир 33-го ''ремонтного'' дивизиона Королевских ВВС, имел лицензию пилота-любителя и небольшой опыт самостоятельных полётов на одномоторных спортивных самолётах. Во время наземных испытаний «[[w:English Electric Lightning|Английской Молнии]]» — самолёта-перехватчика, способного развивать скорость до мах-2, автоматика неожиданно включила форсаж двигателя, и самолёт покатился по полосе. Так как выключить форсаж не удавалось, Холден решил взлетать. Чудом уклонившись от топливной автоцистерны, и опередив готовящийся к взлёту пассажирский «[[w:de Havilland Comet|де Хевилленд Комет]]», «Молния» оторвалась от земли. На самолёте перед проверкой демонтировали фонарь кабины, а у бравого инженера не было шлема. От набегающего потока воздуха Холден едва различал приборы. Радио он воспользоваться тоже не мог — в шлеме гарнитура. Катапультное кресло было предусмотрительно заблокировано, да и парашюта тоже не было. За бортом самолёта болтался на кабеле ящик с проверочным оборудованием. В этих условиях Холдену удалось совладать с форсажем. Выполнив два пробных захода на полосу, с третьего раза он сел, по привычке приложившись о полосу хвостом (у спортивного самолёта, на котором летал Холден, колесо находилось в хвосте). После ремонта «Молния» вернулась в строй, отслужила сколько положено, и сейчас стоит в Имперском военном музее в Даксфорде. Состоялось расследование, подтвердившее, что Холден не нарушил никаких инструкций. За спасение самолёта он даже получил благодарность. Уже инженер-полковник, Холден вышел в почётную отставку в начале 1980-х, и умер в возрасте 90 лет. Надо отметить, однако, что хотя Холден и не был пилотом-истребителем, он, как уважающий себя техник, досконально знал расположение всех приборов и органов управления в кабине «Молнии».
Строка 144: Строка 142:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{Примечания}}
<references />


{{Nav/Транспорт}}
{{Nav/Транспорт}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!