Редактирование: Пилот поневоле

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|CrashCourseLanding|Crash Course Landing}}
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Только Тебя Засунут В Машину Стоимостью Триллион Фунтов, Где До Черта Всяких Кнопок И Переключателей, И Тысяча Вражеских Пилотов-Асов Оставит От Тебя Мокрое Место, Потому Что Ты Голимо Сечешь, Как Летать На Этой Штуковине|Терри Пратчетт, «Только ты можешь спасти человечество»}}
Только Тебя Засунут В Машину Стоимостью Триллион Фунтов, Где До Черта Всяких Кнопок И Переключателей, И Тысяча Вражеских Пилотов-Асов Оставит От Тебя Мокрое Место, Потому Что Ты Голимо Сечешь, Как Летать На Этой Штуковине|Терри Пратчетт, «Только ты можешь спасти человечество»}}
Строка 16: Строка 14:
Альтернативный вариант с прикрученным фитильком: персонажу не требуется посадить самолёт. Достаточно удержать его в воздухе и на заданном курсе какое-то время, пока лётчика приведут в чувство, либо пока пассажиры выпрыгивают с парашютом.
Альтернативный вариант с прикрученным фитильком: персонажу не требуется посадить самолёт. Достаточно удержать его в воздухе и на заданном курсе какое-то время, пока лётчика приведут в чувство, либо пока пассажиры выпрыгивают с парашютом.


Вариант [[Педаль в пол]]: настоящий пилот вполне жив и пилотирует самолёт. Только летит не туда или не так, например, хочет устроить авиакатастрофу. Перед тем, как самому порулить самолётом, вам ещё нужно и злеца победить!
Вариант [[Педаль в пол]]: настоящий пилот вполне жив и пилотирует самолёт. Только летит не туда или не так, например, хочет устроить авиакатастрофу. Перед тем, как самому порулить самолётом, вам ещё нужно и злеца [[Поздравления, ты подебил!|победить]]!


Под троп не подходит случай, когда персонаж, не обладая соответствующими навыками, просто хочет порулить транспортным средством повышенной опасности без веской на то причины. Например, при побеге из [[Концлагерь|концлагеря]], особенно когда речь идёт о физическом выживании, все средства хороши. Хочешь или не хочешь, а пилотировать угнанный самолёт кому-то надо. А вот случай угона тепловоза по пьяни пятнадцатилетними подростками — это не «пилот поневоле», а «[[Что за идиот]]» в вариации «[[Дай порулить!!!]]».  
Под троп не подходит случай, когда персонаж, не обладая соответствующими навыками, просто хочет порулить транспортным средством повышенной опасности без веской на то причины. Например, при побеге из концентрационного лагеря, особенно когда речь идёт о физическом выживании, все средства хороши. Хочешь или не хочешь, а пилотировать угнанный самолёт кому-то надо. А вот случай угона тепловоза по пьяни пятнадцатилетними подростками — это не «пилот поневоле», а «[[Что за идиот]]» в вариации «[[Дай порулить!!!]]».  


Надтроп — [[Авиакатастрофа]].
Надтроп — [[Авиакатастрофа]].
Строка 31: Строка 29:
 
 
На самолётах малой и сверхмалой авиации у «пилотов поневоле» шансов больше, так как пилотаж относительно проще, а приборов, кнопок и рычажков — существенно меньше, смотрим примеры из реальной жизни. Однако же все эти примеры страдают от [[систематическая ошибка выжившего|систематической ошибки выжившего]]. О тех, кто сумел приземлиться, пишут газеты и показывает Youtube. О тех, кто [[Авторская песня|не дотянул до посадочных огней]]… Ну, не будем о плохом.
На самолётах малой и сверхмалой авиации у «пилотов поневоле» шансов больше, так как пилотаж относительно проще, а приборов, кнопок и рычажков — существенно меньше, смотрим примеры из реальной жизни. Однако же все эти примеры страдают от [[систематическая ошибка выжившего|систематической ошибки выжившего]]. О тех, кто сумел приземлиться, пишут газеты и показывает Youtube. О тех, кто [[Авторская песня|не дотянул до посадочных огней]]… Ну, не будем о плохом.
* А больше всего шансов у летчика-испытателя — даже в том случае, если он не имел дела с этим конкретным самолетом. Просто потому, что испытатели в силу особенностей своей профессии имеют навыки быстрого освоения новых самолетов, новых условий полета и вообще действий в различных нештатных ситуациях (при необходимости может, например, открутить фигуру высшего пилотажа на абсолютно не приспособленном к этому тяжелом самолете. Другой вопрос, что самолет после этого, скорее всего, едва дотянет до посадки).  
* А больше всего шансов у летчика-испытателя - даже в том случае, если он не имел дела с этим конкретным самолетом. Просто потому, что испытатели в силу особенностей своей профессии имеют навыки быстрого освоения новых самолетов, новых условий полета и вообще действий в различных нештатных ситуациях (при необходимости может, например, открутить фигуру высшего пилотажа на абсолютно не приспособленном к этому тяжелом самолете. Другой вопрос, что самолет после этого, скорее всего, едва дотянет до посадки).  
 
 
Наконец, совет [[МТА]]. Если ваш персонаж непременно должен оказаться «пилотом поневоле», — не сажайте его в вертолёт. Управление вертолётом отличается от самолётного примерно так же, как управление гоночным мотоциклом от автомобильного. Большинство автомобилей и самолётов можно какое-то время, при некоторой доле везения и хладнокровия, вести на одной логике. Для мотоцикла (и вертолёта) нужны чётко отработанные рефлексы, которые на скорости (или уже в воздухе) отрабатывать поздно. Обратное тоже верно: вертолётчик, если у него нет соответствующей самолётной лицензии<ref>Будем честны — без соответствующих '''навыков'''. Лицензии-то нынче какие угодно в любом уважающем себя переходе продадут.</ref>, за штурвал аэроплана просто так тоже ни за что не полезет.
Наконец, совет [[МТА]]. Если ваш персонаж непременно должен оказаться «пилотом поневоле», — не сажайте его в вертолёт. Управление вертолётом отличается от самолётного примерно так же, как управление гоночным мотоциклом от автомобильного. Большинство автомобилей и самолётов можно какое-то время, при некоторой доле везения и хладнокровия, вести на одной логике. Для мотоцикла (и вертолёта) нужны чётко отработанные рефлексы, которые на скорости (или уже в воздухе) отрабатывать поздно. Обратное тоже верно: вертолётчик, если у него нет соответствующей самолётной лицензии<ref>Будем честны — без соответствующих '''навыков'''. Лицензии-то нынче какие угодно в любом уважающем себя переходе продадут.</ref>, за штурвал аэроплана просто так тоже ни за что не полезет.
Строка 40: Строка 38:
* Джеймс Олдридж, «Последний дюйм». Протагонист искалечен [[акула-людоед|акулами]] на побережье [[Египет|Египта]]. Его [[крутой шкет|десятилетний сын]] сумел не только дотащить раненого до самолёта, но и под руководством отца взлетел, нашёл курс и успешно приземлился в Каире.
* Джеймс Олдридж, «Последний дюйм». Протагонист искалечен [[акула-людоед|акулами]] на побережье [[Египет|Египта]]. Его [[крутой шкет|десятилетний сын]] сумел не только дотащить раненого до самолёта, но и под руководством отца взлетел, нашёл курс и успешно приземлился в Каире.
* Артур Хейли, «Посадочная полоса 08» — пилоты отравились рыбой, и теперь только оказавшийся среди пассажиров бывший военный лётчик может спасти самолёт. [[Получилась реальность|Cильно поломал при приземлении и только чудом не разнёс его вообще в щепки, несмотря на предельную концентрацию и помощь с земли по радио]].
* Артур Хейли, «Посадочная полоса 08» — пилоты отравились рыбой, и теперь только оказавшийся среди пассажиров бывший военный лётчик может спасти самолёт. [[Получилась реальность|Cильно поломал при приземлении и только чудом не разнёс его вообще в щепки, несмотря на предельную концентрацию и помощь с земли по радио]].
** Вроде бы потому, что военный был летчиком-истребителем. А там совсем другое управление, более резкое и чувствительное. Летал бы на тяжелом бомбардировщике - получилось бы, возможно, получше. Тут опыт, наоборот, бывает полезен (чтобы хоть примерно понимать, что ты делаешь), а бывает крайне вреден (потому, что машина реагирует совсем не так, как ты ожидаешь).
* Владимир Туболев, «Одиночный полёт». 1942-й год. Над Кёнигсбергом осколками от снаряда немецкой зенитки пилоту бомбардировщика вырвало глаза. Помочь пилоту может только штурман. Голосом. Из соседней, немногим слабее раскуроченной кабины. А до ближайшего советского аэродрома несколько сотен километров над оккупированной территорией. Ночью. С порванной картой. И выпрыгнуть с парашютами невозможно.
* Владимир Туболев, «Одиночный полёт». 1942-й год. Над Кёнигсбергом осколками от снаряда немецкой зенитки пилоту бомбардировщика вырвало глаза. Помочь пилоту может только штурман. Голосом. Из соседней, немногим слабее раскуроченной кабины. А до ближайшего советского аэродрома несколько сотен километров над оккупированной территорией. Ночью. С порванной картой. И выпрыгнуть с парашютами невозможно.
* Дмитрий Черкасов, рокотовский цикл. Дано: имеется биолог, который в студенческие годы активно помотался над СССР на вертолётах, во время полётов на каковых добродушные вертолётчики на словах объяснили основы управления и даже дали (под присмотром командира экипажа) осуществить пару простейших маневров. За биологом гонятся ОЧЕНЬ злые американские морпехи, желающие немножко покрошить его в фарш на месте. В паре шагов мирно стоящий на взлётной площадке полностью готовый к взлёту АН-64 «Апач» без экипажа. Спрашивается: хватит ли у биолога позабытых навыков и обострённой до предела под воздействием адреналина интуиции, чтобы на этом геликоптере улететь? Ответ<ref>У вас там над головой переключатель ярко-красный с буквочками «[[Подавление недоверия|MSS]]». Переведите в положение [[Педаль в пол|Max]], пожалуйста.</ref>: {{spoiler|Взлететь — да!}} {{spoiler|Шугануть морпехов очередью из пушки (мимо) — да!}} {{spoiler|Улететь (медленно, по прямой и без лихих виражей) — да!}} {{spoiler|А вот когда биолог задумался о посадке, перед ним возникли '''БОЛЬШИЕ''' проблемы…}}<ref>Не вдаваясь в подробности пилотирования, если герой совсем не летал на «Апаче» (ну или не практиковался на достойном симуляторе, которые гражданским недоступны), он вряд ли сумеет даже запустить двигатели. Пострелять из пушки получится, только если вы знаете, где находятся тумблеры систем вооружения. У готового к взлёту «Апача» они, эти тумблеры, натурально, в положении «DISARM», и игровые программы найти их на реальной машине вряд ли помогут.</ref><ref>Авторский обоснуй: за несколько часов до полёта, ещё даже в теории не планируя куда-то лететь, биолог имел возможность наблюдать с ближайшего холма в отличную оптику все действия пилота в этом самом же взлетающем вертолете — сиречь ''где и в каком порядке'' в кабине искать нужные приборы, он ''примерно'' знал. А с пушкой получилось совсем забавно: биолог искал {{spoiler|кнопку включения микрофона бортового громкоговорителя, дабы убедить морпехов в него не стрелять. Случайная пушечная очередь подействовала на тех куда убедительней.}}{{spoiler|И да, искомую кнопку от микрофона он обнаружил сразу после выпуска очереди.}}</ref>
* Дмитрий Черкасов, рокотовский цикл. Дано: имеется биолог, который в студенческие годы активно помотался над СССР на вертолётах, во время полётов на каковых добродушные вертолётчики на словах объяснили основы управления и даже дали (под присмотром командира экипажа) осуществить пару простейших маневров. За биологом гонятся ОЧЕНЬ злые американские морпехи, желающие немножко покрошить его в фарш на месте. В паре шагов мирно стоящий на взлётной площадке полностью готовый к взлёту АН-64 «Апач» без экипажа. Спрашивается: хватит ли у биолога позабытых навыков и обострённой до предела под воздействием адреналина интуиции, чтобы на этом геликоптере улететь? Ответ<ref>У вас там над головой переключатель ярко-красный с буквочками «[[Подавление недоверия|MSS]]». Переведите в положение [[Педаль в пол|Max]], пожалуйста.</ref>: {{spoiler|Взлететь — да!}} {{spoiler|Шугануть морпехов очередью из пушки (мимо) — да!}} {{spoiler|Улететь (медленно, по прямой и без лихих виражей) — да!}} {{spoiler|А вот когда биолог задумался о посадке, перед ним возникли '''БОЛЬШИЕ''' проблемы…}}<ref>Не вдаваясь в подробности пилотирования, если герой совсем не летал на «Апаче» (ну или не практиковался на достойном симуляторе, которые гражданским недоступны), он вряд ли сумеет даже запустить двигатели. Пострелять из пушки получится, только если вы знаете, где находятся тумблеры систем вооружения. У готового к взлёту «Апача» они, эти тумблеры, натурально, в положении «DISARM», и игровые программы найти их на реальной машине вряд ли помогут.</ref><ref>Авторский обоснуй: за несколько часов до полёта, ещё даже в теории не планируя куда-то лететь, биолог имел возможность наблюдать с ближайшего холма в отличную оптику все действия пилота в этом самом же взлетающем вертолете — сиречь ''где и в каком порядке'' в кабине искать нужные приборы, он ''примерно'' знал. А с пушкой получилось совсем забавно: биолог искал {{spoiler|кнопку включения микрофона бортового громкоговорителя, дабы убедить морпехов в него не стрелять. Случайная пушечная очередь подействовала на тех куда убедительней.}}{{spoiler|И да, искомую кнопку от микрофона он обнаружил сразу после выпуска очереди.}}</ref>
Строка 67: Строка 64:
* «713-й просит посадку» (с [[Владимир Высоцкий|Высоцким]] в третьестепенной роли американского морпеха) — экипаж самолёта, на котором должна была лететь советская делегация, усыплён, и жизни всех, кто на борту, оказываются в руках скрывающегося от западных спецслужб врача-антифашиста, Рихарда Гюнтера. В конце фильма, после успешной посадки самолёта, раскрывший его на борту агент спецслужбы арестовывает его. При этом врач сам виноват — выкладывать свою биографию в эфир от него не требовалось.
* «713-й просит посадку» (с [[Владимир Высоцкий|Высоцким]] в третьестепенной роли американского морпеха) — экипаж самолёта, на котором должна была лететь советская делегация, усыплён, и жизни всех, кто на борту, оказываются в руках скрывающегося от западных спецслужб врача-антифашиста, Рихарда Гюнтера. В конце фильма, после успешной посадки самолёта, раскрывший его на борту агент спецслужбы арестовывает его. При этом врач сам виноват — выкладывать свою биографию в эфир от него не требовалось.
* «Приказано уничтожить» — группа арабских террористов захватывает авиалайнер, предварительно загрузив на борт столько советского отравляющего газа, что хватит на целый американский мегаполис. Отряд [[спецназ]]а проникает на захваченный самолёт прямо в воздухе. В финале главарь террористов расстреливает пилотов сквозь дверь кабины из автомата, и главный герой вместе со стюардессой вынуждены сажать злополучный самолет.
* «Приказано уничтожить» — группа арабских террористов захватывает авиалайнер, предварительно загрузив на борт столько советского отравляющего газа, что хватит на целый американский мегаполис. Отряд [[спецназ]]а проникает на захваченный самолёт прямо в воздухе. В финале главарь террористов расстреливает пилотов сквозь дверь кабины из автомата, и главный герой вместе со стюардессой вынуждены сажать злополучный самолет.
* «Самолёт президента» — [[эти злобные русские…|злые <s>русские</s>]] казахские террористы-[[красная угроза|коммунисты]] захватывают борт номер один, и президент США вынужден в одиночку спасать свою семью и свою команду. Успел даже немного попилотировать Борт номер один, но не посадить и не спасти.
* «Самолёт президента» — [[эти злобные русские…|злые русские]] террористы-[[красная угроза|коммунисты]] захватывают борт номер один, и президент США вынужден в одиночку спасать свою семью и свою команду. Успел даже немного попилотировать Борт номер один, но не посадить и не спасти.
* «Турбулентность» — доведенный до цугундера стараниями двух маньяков самолёт приходится сажать [[С мануалом на коленях|стюардессе и пилоту другого самолета который дает ей инструкции по радио]].
* «Турбулентность» — доведенный до цугундера стараниями двух маньяков самолёт приходится сажать [[С мануалом на коленях|стюардессе и пилоту другого самолета который дает ей инструкции по радио]].
** «Турбулентность 3: Хэви-[[метал]]» — рок-звезда проводит концерт на самолете во время полета, но его вырубают и подменяют двойником террористы-сектанты. Музыкант приходит в себя и оказывается вынужден не только избавиться от прикрывающихся его честным именем отморозков, но еще и сажать злосчастный самолет-концертную площадку.
** «Турбулентность 3: Хэви-[[метал]]» — рок-звезда проводит концерт на самолете во время полета, но его вырубают и подменяют двойником террористы-сектанты. Музыкант приходит в себя и оказывается вынужден не только избавиться от прикрывающихся его честным именем отморозков, но еще и сажать злосчастный самолет-концертную площадку.
Строка 74: Строка 71:
* «Призрак» с Федей нашим Бондарчуком — школьничек с помощью немножко мёртвого пилота-авиаконструктора в считанные часы успешно осваивает весь цикл управления сверхинновационным пепелацем ЮГ-1.
* «Призрак» с Федей нашим Бондарчуком — школьничек с помощью немножко мёртвого пилота-авиаконструктора в считанные часы успешно осваивает весь цикл управления сверхинновационным пепелацем ЮГ-1.
** Обоснуй: ЮГ-1 — действительно инновационный (и сверхлёгкий, размером с «Суперджет») пассажирский ближнемагистральник, и разобраться с его управлением современному подростку под руководством опытного ментора, собственноручно этот самолёт спроектировавшего, действительно, нетрудно. Да и садится самолёт по простейшей курсо-глиссадной системе и при отличной видимости полосы в Жуковском.
** Обоснуй: ЮГ-1 — действительно инновационный (и сверхлёгкий, размером с «Суперджет») пассажирский ближнемагистральник, и разобраться с его управлением современному подростку под руководством опытного ментора, собственноручно этот самолёт спроектировавшего, действительно, нетрудно. Да и садится самолёт по простейшей курсо-глиссадной системе и при отличной видимости полосы в Жуковском.
* Фильм «Цена риска» 1983 года. Одним из отборочных испытаний для участников телешоу является посадка самолета. Никаких пилотских навыков у героя, разумеется, нет. Фильм снят по упомянутому выше рассказу Р. Шекли.
* Фильм «Цена риска» 1983 года. Одним из отборочных испытаний для участников телешоу является посадка самолета. Никаких пилотских навыков у героя, разумеется, нет. Фильм снят по упомянутому выше рассказу Р. Шекли.
* «Боги, наверное, сошли с ума 2» — у [[Антилопа-гну|шайтан-коробки]] пробилось колесо при посадке посреди пустыни Калахари… Так что пилоту пришлось проделать <s>отверстие</s> дыру в полу и поработать шасси, а его спутнице приходится принять на себя роль пилота — исключительно на время взлёта, конечно! Однако, так получилось, что самолётик взлетел, а пилот остался на поверхности.
* «Боги, наверное, сошли с ума 2» — у [[Антилопа-гну|шайтан-коробки]] пробилось колесо при посадке посреди пустыни Калахари… Так что пилоту пришлось проделать <s>отверстие</s> дыру в полу и поработать шасси, а его спутнице приходится принять на себя роль пилота — исключительно на время взлёта, конечно! Однако, так получилось, что самолётик взлетел, а пилот остался на поверхности.
* «[[Крымский мост. Сделано с любовью]]» — Дима взял на себя управление самолётом с американскими журналистами, поскольку штатный пилот потерял сознание: он отравился беляшом в Анапе. До кучи ещё и топливопровод у самолёта отвалился, и сажать его пришлось в режиме планирования на недостроенный мост.
* «[[Крымский мост. Сделано с любовью]]» — Дима взял на себя управление самолётом с американскими журналистами, поскольку штатный пилот потерял сознание: он отравился беляшом в Анапе. До кучи ещё и топливопровод у самолёта отвалился, и сажать его пришлось в режиме планирования на недостроенный мост.
Строка 84: Строка 81:
* Неавиационный пример: «Поезд вне расписания» (сценарий по повести Алексея Леонтьева «Тройной прыжок») — наш ответ <s>Чемберлену</s> «Поезду-беглецу» Кончаловского. В отличие от оригинала, где оказавшиеся на потерявшем управление поезде {{spoiler|беглые зеки с помощью помощницы машиниста}}, так и не добравшись до кабины машиниста, смогли только отцепить ведущий локомотив, пустив его в тупик, здесь студент-железнодорожник, {{spoiler|стоящий на грани отчисления за хроническую неуспеваемость}}, с небольшой помощью трёх друзей-{{spoiler|«зайцев»}} сумел остановить неуправляемый {{spoiler|и загоревшийся}} локомотив и спасти из его кабины потерявшего сознание машиниста. Как и в повести-оригинале, состав был короткий — из пары подлежащих утилизации списанных вагонов и платформы. Стоп-кран (и многие другие системы безопасности) не работали. В фильме герой дёргает ручки стоп-кранов без всякого эффекта.
* Неавиационный пример: «Поезд вне расписания» (сценарий по повести Алексея Леонтьева «Тройной прыжок») — наш ответ <s>Чемберлену</s> «Поезду-беглецу» Кончаловского. В отличие от оригинала, где оказавшиеся на потерявшем управление поезде {{spoiler|беглые зеки с помощью помощницы машиниста}}, так и не добравшись до кабины машиниста, смогли только отцепить ведущий локомотив, пустив его в тупик, здесь студент-железнодорожник, {{spoiler|стоящий на грани отчисления за хроническую неуспеваемость}}, с небольшой помощью трёх друзей-{{spoiler|«зайцев»}} сумел остановить неуправляемый {{spoiler|и загоревшийся}} локомотив и спасти из его кабины потерявшего сознание машиниста. Как и в повести-оригинале, состав был короткий — из пары подлежащих утилизации списанных вагонов и платформы. Стоп-кран (и многие другие системы безопасности) не работали. В фильме герой дёргает ручки стоп-кранов без всякого эффекта.
* Неавиационный пример: «[[Табачный капитан]]» — боярин Свиньин после обучения в Европе морскому делу, должен показать свои умения и привести фрегат в порт. {{spoiler|Но поскольку вместо него на занятия ходил его слуга, то сам он капитаном быть не способен.}}
* Неавиационный пример: «[[Табачный капитан]]» — боярин Свиньин после обучения в Европе морскому делу, должен показать свои умения и привести фрегат в порт. {{spoiler|Но поскольку вместо него на занятия ходил его слуга, то сам он капитаном быть не способен.}}
* «[[Звёздные войны]]: эпизод I» — когда началась перестрелка, мальчишке Энакину Скайуокеру приказали найти укромное место и сидеть там, не высовываясь. Пацан спрятался в кабине звёздного истребителя, случайно запустил двигатели, на автопилоте домчал до места космической битвы, немного полетал, пользуясь обширными знаниями об управлении техникой на антигравах, случайно прорвался в центр вражеской космостанции, там, отстреливаясь от врагов, промазал торпедами по защитным роботам, но подорвал главный реактор, а после едва спасся от взрыва. Да, в этой истории вышел некоторый [[Оркестр в кустах|перебор]] со случайностями.
** А на поверку это и не случайности никакие: по лору мальчик представляет собой прирождённого, неосознанного, сверхмощного форс-юзера. И пилота от Бога… э-эм-м… от Силы.
* «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963) — пилот самолета, на котором Динги и Бенджи попытались опередить остальных участников «гонки» за сокровищем по пути в Санта-Розиту, оказался крепко пьян и отрубился вскоре после взлета. Пришлось незадачливым авантюристам занять кресла КВС и второго пилота и, следуя указаниям инструктора с земли, приложить все усилия, чтобы сесть хоть где-нибудь лишь бы благополучно, причем от инструктора вреда оказалось намного больше, чем пользы.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 100: Строка 94:
** А вот ГГ с мануалом на коленях вполне управилась с яхтой. Несмотря на то, что автопилот не нашла.
** А вот ГГ с мануалом на коленях вполне управилась с яхтой. Несмотря на то, что автопилот не нашла.
* «Агент национальной безопасности», серия «Заколдованный город» — Николаев, Краснов и оба их начальника, угнав самолёт, удирают из закрытого города. Сидящий за штурвалом Краснов успокаивает всех, что управлять умеет, «у меня за взлёт пятёрка была». Когда же товарищи по несчастью у него интересуются, а что у него было за посадку, то он отвечает, что, кажется, не сдавал её (''не помню причин, хоть убейте, надо пересматривать'') и зачёт получил задним числом. Но обещает всё вспомнить, пока долетит до Питера.
* «Агент национальной безопасности», серия «Заколдованный город» — Николаев, Краснов и оба их начальника, угнав самолёт, удирают из закрытого города. Сидящий за штурвалом Краснов успокаивает всех, что управлять умеет, «у меня за взлёт пятёрка была». Когда же товарищи по несчастью у него интересуются, а что у него было за посадку, то он отвечает, что, кажется, не сдавал её (''не помню причин, хоть убейте, надо пересматривать'') и зачёт получил задним числом. Но обещает всё вспомнить, пока долетит до Питера.
* «Флиппер» (1964) — в одной из серий Бад Рикс оказался на борту парусной яхты в компании ее понятия не умеющей, как этим суденышком управлять, хозяйки, ее потерявшего сознание и не спешащего прийти в себя мужа и рации, по которой получает инструкции от своего папы. С тем, как поставить паруса, чтобы яхта смогла взять курс к берегу, мальчишка справился, а вот вовремя узнать, как ее остановить, когда берег оказался прямо по курсу и совсем близко, не успел.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
Строка 106: Строка 99:
* «[[Les Aventures de Tintin|Тинтин]] и тайна „Единорога“» — Тинтин.
* «[[Les Aventures de Tintin|Тинтин]] и тайна „Единорога“» — Тинтин.
{{Q|pre=1|Не волнуйтесь. Я брал интервью у лётчика.|Тинтин садится за штурвал самолёта}}
{{Q|pre=1|Не волнуйтесь. Я брал интервью у лётчика.|Тинтин садится за штурвал самолёта}}
:* Но всё же не исключено, что он пошутил, потроллил (это в его духе)<ref>Видимо, на манер Данилы Багрова: «Я всю войну писарем в штабе отсиживался…»</ref>. Дело в том, что по комиксовому канону (к которому тут — полтонны отсылок) Тинтин в свои юные годы (16 не хотите?!) уже был лётчиком-асом. А в данном сюжете ему, как ни считай, уже от двадцати пяти до двадцати семи (всего лишь молодо выглядит). Да и летает он, по определению, так, как не может летать человек, лишь «бравший интервью у лётчика», а за штурвалом ни разу не сидевший.
:* Но всё же не исключено, что он пошутил, потроллил (это в его духе)<ref>Видимо, на манер Данилы Багрова: «Я всю войну писарем в штабе отсиживался…»</ref>. Дело в том, что по комиксовому канону (к которому тут — полтонны отсылок) Тинтин в свои юные годы (16 не хотите?!) уже был лётчиком-асом. Да и летает он, по определению, так, как не может летать человек, лишь «бравший интервью у лётчика», а за штурвалом ни разу не сидевший.
* [[Товарищъ со звёздъ]] — Пришелец, конечно, умеет управлять звездолётом, но управлять человеческим воздушным шаром его точно никто не учил. Чекиста тоже.
* [[Товарищъ со звёздъ]] — Пришелец, конечно, умеет управлять звездолётом, но управлять человеческим воздушным шаром его точно никто не учил. Чекиста тоже.
* [[Побег из курятника]] — Фаулер. «Я был талисманом эскадрильи. В Королевских ВВС птицам не доверяют самолёты!». Но справился!
* [[Побег из курятника]] — Фаулер. «Я был талисманом эскадрильи. В Королевских ВВС птицам не доверяют самолёты!». Но справился!
Строка 117: Строка 110:


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* «Приключения Тинтина: Чёрный остров» — стремясь любой ценой догнать преступника, улетающего на самолёте, тупые полицейские Дюпон и Дюпонн реквизируют самолёт с близлежащего аэродрома. А оказавшегося рядом мужчину с промасленной тряпицей в руке они заставляют сесть за штурвал, не слушая никаких его возражений (просто приказав ему молчать и повиноваться): раз находился около самолёта, значит, дескать, лётчик! К несчастью, мужик оказался ещё и слабохарактерным (и не умнее обоих этих долбаков) — таки замолчал и повиновался… И уже в воздухе, на огромной высоте выяснилось, что он не пилот, а механик, и доселе ни разу не пилотировал самолёты! Оба облечённых властью глупца — в ужасе, а бедняга-механик пытается хоть как-то выгрести и не разбиться к фигам. К счастью, всё обошлось: он эффектно сделал очень жёсткую посадку прямо на стадион в разгар авиашоу (сажать самолёты он тоже никогда не учился). Все трое отделались КРУПНЫМ испугом и незначительными травмами: дуракам везёт. К тому же перед нами добрая сказка для семейного чтения (хоть и с периодическими замахами то на пародийность, то на деконструкцию), а не трагедия и не чёрная комедия.
* «[[DuckTales|Утиные истории]]» — в одном из выпусков Магика замаскировалась под ведущую экстремального телешоу и попыталась заполучить счастливую монетку Скруджа, угробив его в ходе одного из трюков. После нескольких неудач, в ходе которых самый богатый в мире селезень не получил ни царапины, а сама ведьма лишь чудом выжила, она решила устроить ему смертельный полет на воздушном шаре. Решив, что деваться Макдаку некуда, она раскрылась и попыталась отобрать у него монетку силой, но старый селезень оказался не лыком шит и смылся с обреченного шара на метле ведьмы. Поначалу экзотический транспорт слушаться нового пилота не желал и летел сам по себе, так и норовя скинуть, но потом Скрудж [[Это очень сильное колдунство|каким-то образом]] сумел совладать с ней и даже попозировать перед камерой.
* «[[DuckTales|Утиные истории]]» — в одном из выпусков Магика замаскировалась под ведущую экстремального телешоу и попыталась заполучить счастливую монетку Скруджа, угробив его в ходе одного из трюков. После нескольких неудач, в ходе которых самый богатый в мире селезень не получил ни царапины, а сама ведьма лишь чудом выжила, она решила устроить ему смертельный полет на воздушном шаре. Решив, что деваться Макдаку некуда, она раскрылась и попыталась отобрать у него монетку силой, но старый селезень оказался не лыком шит и смылся с обреченного шара на метле ведьмы. Поначалу экзотический транспорт слушаться нового пилота не желал и летел сам по себе, так и норовя скинуть, но потом Скрудж [[Это очень сильное колдунство|каким-то образом]] сумел совладать с ней и даже попозировать перед камерой.


Строка 129: Строка 121:


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Случаев, когда пассажир более-менее успешно посадил «большой» коммерческий авиалайнер, за более чем 100 лет истории авиации зарегистрировано… ровно один. И тот с неимоверной натяжкой. [[w:Катастрофа DC-10 в Су-Сити|Катастрофа DC-10 в Су-Сити]]: на борту потерявшего управление самолёта находился Дэннис Фитч, пилот-инструктор с огромным опытом управления ''именно этой'' моделью самолета. Фитилёк почти погас: в кабину Фитча пригласил КВС с пониманием, что '''этот''' пассажир справится лучше, чем кто-либо из штатного экипажа. Фитилёк разгорается вновь: самолётом одновременно управляли все трое, КВС и второй пилот сидели в креслах, а Фитч стоял на коленях позади центральной консоли и непрерывно регулировал тягу двигателей. Именно тягой двигателей приходилось менять тангаж, а также удерживать курс (обломками развалившегося среднего двигателя перебило гидравлику, а поскольку запорные клапаны поставить не додумались, гидравлическая жидкость вытекла ВСЯ, и ВСЕ плоскости управления работать перестали. При этом руль оказался заклинен вправо. Пришлось держать курс, играя тягой подкрыльевых двигателей - прямо означало увеличивать тягу правого и уменьшать левого - и ею же регулировать скорость, а значит, высоту)! По собственным словам Фитча, он и сам не знал, что ''так'' можно управлять самолётом (да и никто не знал: теоретические основы были позднее разработаны именно на основе его опыта). Самолёт сел мимо полосы и развалился при посадке, но учитывая его состояние, 185 выживших из 296 — уже достижение (и вообще, обстоятельства сложились так, что перед нами натуральный [[оркестр в кустах]] — [[Реальность нереалистична|но в реальности]]!).
* Случаев, когда пассажир более-менее успешно посадил «большой» коммерческий авиалайнер, за более чем 100 лет истории авиации зарегистрировано… ровно один. И тот с неимоверной натяжкой. [[w:Катастрофа DC-10 в Су-Сити|Катастрофа DC-10 в Су-Сити]]: на борту потерявшего управление самолёта находился Дэннис Фитч, пилот-инструктор с огромным опытом управления ''именно этой'' моделью самолета. Фитилёк почти погас: в кабину Фитча пригласил КВС с пониманием, что '''этот''' пассажир справится лучше, чем кто-либо из штатного экипажа. Фитилёк разгорается вновь: самолётом одновременно управляли все трое, КВС и второй пилот сидели в креслах, а Фитч стоял на коленях позади центральной консоли и непрерывно регулировал тягу двигателей. Именно тягой двигателей приходилось менять тангаж, а также помогать пилотам удерживать курс! По собственным словам Фитча, он сам не знал, что ''так'' можно управлять самолётом (да и никто не знал: теоретические основы были позднее разработаны именно на основе его опыта). Самолёт сел мимо полосы и развалился при посадке, но учитывая его состояние, 185 выживших из 296 — уже достижение (и вообще, обстоятельства сложились так, что перед нами натуральный [[оркестр в кустах]] — [[Реальность нереалистична|но в реальности]]!).
* Из прочих ближе всех к успеху<ref>По официальной версии, в которой в Греции очень многие сомневаются.</ref> был в 2005 году стюард рейса [[w:Катастрофа Boeing 737 под Афинами|«Гелиос Аируэйс» 522]] Андреас Продмо. При взлёте пилоты «Боинг 737» забыли перевести переключатель давления воздуха в кабине в положение «Авто», и на высоте 18000 футов оба потеряли сознание. Самолёт летел на автопилоте, у Продмо были портативная кислородная маска и опыт полётов на одномоторных самолётах, но остальные факторы были против. Начать с того, что он находился в салоне, а дверь в кабину пилотов была заперта изнутри. Чтобы взломать дверь тем, что было под рукой в салоне, потребовалось два часа, — к борьбе с воздушным терроризмом в «Гелиос» относились куда более серьёзно, чем к обучению лётного состава. Когда Продмо наконец проник в кабину, на исходе были и его баллон с кислородом, и горючее. Через несколько минут остановились двигатели. Все на борту — 121 человек, включая членов экипажа, погибли.
* Из прочих ближе всех к успеху<ref>По официальной версии, в которой в Греции очень многие сомневаются.</ref> был в 2005 году стюард рейса [[w:Катастрофа Boeing 737 под Афинами|«Гелиос Аируэйс» 522]] Андреас Продмо. При взлёте пилоты «Боинг 737» забыли перевести переключатель давления воздуха в кабине в положение «Авто», и на высоте 18000 футов оба потеряли сознание. Самолёт летел на автопилоте, у Продмо были портативная кислородная маска и опыт полётов на одномоторных самолётах, но остальные факторы были против. Начать с того, что он находился в салоне, а дверь в кабину пилотов была заперта изнутри. Чтобы взломать дверь тем, что было под рукой в салоне, потребовалось два часа, — к борьбе с воздушным терроризмом в «Гелиос» относились куда более серьёзно, чем к обучению лётного состава. Когда Продмо наконец проник в кабину, на исходе были и его баллон с кислородом, и горючее. Через несколько минут остановились двигатели. Все на борту — 121 человек, включая членов экипажа, погибли.
* Случаев, когда неквалифицированный пассажир посадил вертолёт, история не знает, и маловероятно, что таковые появятся в обозримом будущем. До примерно 2010 года вертолётчикам разрешалось брать пассажира на место второго пилота в некоторых типах машин. Например, на вертолётах «Белл-206» и «Белл-407» так летали в Канаде и США, это нередко можно увидеть в голливудских фильмах (см. «Беглец» Эндрю Дэвиса). Сейчас практика запрещена вроде бы повсеместно, может быть за исключением некоторых стран Африки и Латинской Америки<ref>Сам факт, что вас усадили справа от пилота, ничего не значит. Все устройства управления либо отсоединены, либо вообще демонтированы. Таким образом, место второго пилота превращается просто в пассажирское; управлять вертолётом с него невозможно. Но вид, конечно, замечательный.</ref>. Что, конечно, не исключает нарушителей инструкций, но они-то как раз редкость.
* Случаев, когда неквалифицированный пассажир посадил вертолёт, история не знает, и маловероятно, что таковые появятся в обозримом будущем. До примерно 2010 года вертолётчикам разрешалось брать пассажира на место второго пилота в некоторых типах машин. Например, на вертолётах «Белл-206» и «Белл-407» так летали в Канаде и США, это нередко можно увидеть в голливудских фильмах (см. «Беглец» Эндрю Дэвиса). Сейчас практика запрещена вроде бы повсеместно, может быть за исключением некоторых стран Африки и Латинской Америки<ref>Сам факт, что вас усадили справа от пилота, ничего не значит. Все устройства управления либо отсоединены, либо вообще демонтированы. Таким образом, место второго пилота превращается просто в пассажирское; управлять вертолётом с него невозможно. Но вид, конечно, замечательный.</ref>. Что, конечно, не исключает нарушителей инструкций, но они-то как раз редкость.
* [[w:Рейс 93 United Airlines 11 сентября 2001 года|Рейс 93 United Airlines 11 сентября 2001 года]]. По официальной версии, пассажиры с помощью стюардесс сумели отбить кабину (или хотя бы попытались), но не успели даже связаться с диспетчером<ref>То, что кабину отбили — не факт. Вероятно, только взломали дверь. О том, что происходило в кабине, мы знаем из аудиозаписи «черного ящика» [[wikisource:en:Flight 93 Cockpit Transcript|CVR]]. Нет никаких подтверждений, что штурмовавшим пилотскую кабину пассажирам удалось вытащить террористов из пилотских кресел до того, как самолёт столкнулся с землёй. Точно известно, что в 10:01:18 оба террориста были ещё в креслах и пытались разгерметизировать самолёт. В 10:02:25 один из террористов-пилотов кричит: «Down! Push, push, push, push, push» (вероятно, «Снижайся! Штурвал от себя, от себя»). То есть, либо один, либо оба террориста ещё находились за штурвалом. В 10:03:09 — последняя запись регистратора, одной минуты как раз достаточно для столкновения. Вряд ли кто-то из пассажиров и стюардесс имел шанс перехватить управление самолётом.</ref>.
* [[w:Рейс 93 United Airlines 11 сентября 2001 года|Рейс 93 United Airlines 11 сентября 2001 года]]. По официальной версии, пассажиры с помощью стюардесс сумели отбить кабину (или хотя бы попытались), но не успели даже связаться с диспетчером<ref>То, что кабину отбили — не факт. Вероятно, только взломали дверь. О том, что происходило в кабине, мы знаем из аудиозаписи «черного ящика» [https://en.wikisource.org/wiki/Flight_93_Cockpit_Transcript CVR]. Нет никаких подтверждений, что штурмовавшим пилотскую кабину пассажирам удалось вытащить террористов из пилотских кресел до того, как самолёт столкнулся с землёй. Точно известно, что в 10:01:18 оба террориста были ещё в креслах и пытались разгерметизировать самолёт. В 10:02:25 один из террористов-пилотов кричит: «Down! Push, push, push, push, push» (вероятно, «Снижайся! Штурвал от себя, от себя»). То есть, либо один, либо оба террориста ещё находились за штурвалом. В 10:03:09 — последняя запись регистратора, одной минуты как раз достаточно для столкновения. Вряд ли кто-то из пассажиров и стюардесс имел шанс перехватить управление самолётом.</ref>.
* [[w:Катастрофа A310 под Междуреченском|Катастрофа A310 под Междуреченском]]. По-видимому, уже за гранью тропа «[[Что за идиот]]»! Пятнадцатилетний подросток сел в пилотское кресло не поневоле, а добровольно. До этого там же посидела его младшая сестра. Четыре лётчика Аэрофлота<ref>Это не описка, именно четыре: трое из экипажа и их общий знакомый, летевший в том рейсе пассажиром.</ref> при этом одновременно находились в кабине и говорили детишкам, что усё ништяк<ref>И что характерно: и поныне на авиационных форумах какой-нибудь рейсовый пилот да выдаёт «Да и сейчас все на рейсах так делают!» Иногда видосы даже на YouTube всплывают. Не с такими последствиями, конечно.</ref>.
* [[w:Катастрофа A310 под Междуреченском|Катастрофа A310 под Междуреченском]]. По-видимому, уже за гранью тропа «[[Что за идиот]]»! Пятнадцатилетний подросток сел в пилотское кресло не поневоле, а добровольно. До этого там же посидела его младшая сестра. Четыре лётчика Аэрофлота<ref>Это не описка, именно четыре: трое из экипажа и их общий знакомый, летевший в том рейсе пассажиром.</ref> при этом одновременно находились в кабине и говорили детишкам, что усё ништяк<ref>И что характерно: и поныне на авиационных форумах какой-нибудь рейсовый пилот да выдаёт «Да и сейчас все на рейсах так делают!» Иногда видосы даже на YouTube всплывают. Не с такими последствиями, конечно.</ref>.
* Единственный в истории случай, когда «пилот поневоле» посадил боевой реактивный самолёт, произошёл 22 июля 1966 года. Инженер-майор Уолтер «Таффи» Холден, командир 33-го ''ремонтного'' дивизиона Королевских ВВС, имел лицензию пилота-любителя и небольшой опыт самостоятельных полётов на одномоторных спортивных самолётах. Во время наземных испытаний «[[w:English Electric Lightning|Английской Молнии]]» — самолёта-перехватчика, способного развивать скорость до мах-2, автоматика неожиданно включила форсаж двигателя, и самолёт покатился по полосе. Так как выключить форсаж не удавалось, Холден решил взлетать. Чудом уклонившись от топливной автоцистерны, и опередив готовящийся к взлёту пассажирский «[[w:de Havilland Comet|де Хевилленд Комет]]», «Молния» оторвалась от земли. На самолёте перед проверкой демонтировали фонарь кабины, а у бравого инженера не было шлема. От набегающего потока воздуха Холден едва различал приборы. Радио он воспользоваться тоже не мог — в шлеме гарнитура. Катапультное кресло было предусмотрительно заблокировано, да и парашюта тоже не было. За бортом самолёта болтался на кабеле ящик с проверочным оборудованием. В этих условиях Холдену удалось совладать с форсажем. Выполнив два пробных захода на полосу, с третьего раза он сел, по привычке приложившись о полосу хвостом (у спортивного самолёта, на котором летал Холден, колесо находилось в хвосте). После ремонта «Молния» вернулась в строй, отслужила сколько положено, и сейчас стоит в Имперском военном музее в Даксфорде. Состоялось расследование, подтвердившее, что Холден не нарушил никаких инструкций. За спасение самолёта он даже получил благодарность. Уже инженер-полковник, Холден вышел в почётную отставку в начале 1980-х, и умер в возрасте 90 лет. Надо отметить, однако, что хотя Холден и не был пилотом-истребителем, он, как уважающий себя техник, досконально знал расположение всех приборов и органов управления в кабине «Молнии».
* Единственный в истории случай, когда «пилот поневоле» посадил боевой реактивный самолёт, произошёл 22 июля 1966 года. Инженер-майор Уолтер «Таффи» Холден, командир 33-го ''ремонтного'' дивизиона Королевских ВВС, имел лицензию пилота-любителя и небольшой опыт самостоятельных полётов на одномоторных спортивных самолётах. Во время наземных испытаний «[[w:English Electric Lightning|Английской Молнии]]» — самолёта-перехватчика, способного развивать скорость до мах-2, автоматика неожиданно включила форсаж двигателя, и самолёт покатился по полосе. Так как выключить форсаж не удавалось, Холден решил взлетать. Чудом уклонившись от топливной автоцистерны, и опередив готовящийся к взлёту пассажирский «[[w:de Havilland Comet|де Хевилленд Комет]]», «Молния» оторвалась от земли. На самолёте перед проверкой демонтировали фонарь кабины, а у бравого инженера не было шлема. От набегающего потока воздуха Холден едва различал приборы. Радио он воспользоваться тоже не мог — в шлеме гарнитура. Катапультное кресло было предусмотрительно заблокировано, да и парашюта тоже не было. За бортом самолёта болтался на кабеле ящик с проверочным оборудованием. В этих условиях Холдену удалось совладать с форсажем. Выполнив два пробных захода на полосу, с третьего раза он сел, по привычке приложившись о полосу хвостом (у спортивного самолёта, на котором летал Холден, колесо находилось в хвосте). После ремонта «Молния» вернулась в строй, отслужила сколько положено, и сейчас стоит в Имперском военном музее в Даксфорде. Состоялось расследование, подтвердившее, что Холден не нарушил никаких инструкций. За спасение самолёта он даже получил благодарность. Уже инженер-полковник, Холден вышел в почётную отставку в начале 1980-х, и умер в возрасте 90 лет. Надо отметить, однако, что хотя Холден и не был пилотом-истребителем, он, как уважающий себя техник, досконально знал расположение всех приборов и органов управления в кабине «Молнии».
Строка 144: Строка 136:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{Примечания}}
<references />


{{Nav/Транспорт}}
{{Nav/Транспорт}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!