Редактирование: Повесть о Ходже Насреддине
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Первая часть была написана в 1940 г. и сразу обрела заслуженную популярность. Возможно, вторая часть так бы и не была никогда написана, но — не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1946 г. Соловьёва арестовали и «за антисоветскую агитацию и террористические высказывания» дали 10 лет лагерей. Начальство Дубровлага разрешило ему писать, и в 1950 была закончена вторая часть. | Первая часть была написана в 1940 г. и сразу обрела заслуженную популярность. Возможно, вторая часть так бы и не была никогда написана, но — не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1946 г. Соловьёва арестовали и «за антисоветскую агитацию и террористические высказывания» дали 10 лет лагерей. Начальство Дубровлага разрешило ему писать, и в 1950 была закончена вторая часть. | ||
Обе части имеют вполне самостоятельную фабулу и отличаются по настроению. Первая — озорная, бесшабашная, насыщенная злой сатирой и искромётным юмором, вторая — более спокойная, с [[Отрастить бороду|лирическими отступлениями философского]] и даже немного мистического плана, персонажи на порядок сложнее, а хороший слог в ней стал ещё лучше. Если в первой части восточный монарх изображён безжалостным угнетателем, то во второй | Обе части имеют вполне самостоятельную фабулу и отличаются по настроению. Первая — озорная, бесшабашная, насыщенная злой сатирой и искромётным юмором, вторая — более спокойная, с [[Отрастить бороду|лирическими отступлениями философского]] и даже немного мистического плана, персонажи на порядок сложнее, а хороший слог в ней стал ещё лучше. Если в первой части восточный монарх изображён безжалостным угнетателем, то во второй он приобрёл некоторые привлекательные черты. В первой части автор [[Антиклерикализм|относится отрицательно ко всему, что связано с религией]], во второй его отношение смягчилось. Пример: «„Закажи здешнему мулле поминальные службы. На год вперед. И заплати сразу“. Давая такой совет. Ходжа Насреддин преследовал цель обновить из кармана Агабека мечеть, которая своими облупившимися стенами, облезшей росписью и гнилыми столбами уже давно взывала к щедрости прихожан». Также упоминается «ишак, на котором великий иудейский пророк Исса совершил некогда свой въезд в Иерусалим». В реальной жизни в СССР власти тоже стали относиться к церкви более лояльно, так что смена позиции автора выглядит как [[конъюнктурный пересмотр]]. | ||
См. также [[Повесть о Ходже Насреддине/НД|Необузданные догадки]]. | См. также [[Повесть о Ходже Насреддине/НД|Необузданные догадки]]. |