Редактирование: Повесть о суровом друге

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:TaleOfBrutalFriend.jpg|250px|thumb|right|Одна из каноничных обложек]]
[[Файл:TaleOfBrutalFriend.jpg|250px|thumb|right|Одна из каноничных обложек]]


'''Повесть о суровом друге''' — произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на [[Донбасс]]е в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведением. Она была внесена в Золотую библиотеку детской литературы в СССР и в советскую школьную программу по литературе. И в целом ей повезло стать одной из наиболее читаемых книг, созданных в крайне специфическом жанре соцреализма. Растеряв [[изменившаяся мораль|идеологическую актуальность]] после распада советской системы, книга осталась в памяти у читателей, как «зачитанная до дыр в детстве». В современных «буржуазных» издательствах её, разумеется, не переиздают, но [[отомщено временем|стараниями ностальгирующих память о ней сохраняется]]. Например, технически продвинутые энтузиасты взяли на себя труд оцифровать ее и выложить в свободных сетевых библиотеках.
'''Повесть о суровом друге''' произведение писателя Леонида Жарикова, посвященное революционным событиям на [[Донбасс]]е в 1917—1918 годах. В Советское время повесть считалась значимым произведением. Она была внесена в Золотую библиотеку детской литературы в СССР и в советскую школьную программу по литературе. И в целом ей повезло стать одной из наиболее читаемых книг, созданных в крайне специфическом жанре соцреализма. Растеряв [[изменившаяся мораль|идеологическую актуальность]] после распада советской системы, книга осталась в памяти у читателей, как «зачитанная до дыр в детстве». В современных «буржуазных» издательствах её, разумеется, не переиздают, но [[отомщено временем|стараниями ностальгирующих память о ней сохраняется]]. Например, технически продвинутые энтузиасты взяли на себя труд оцифровать ее и выложить в свободных сетевых библиотеках.


== История создания и специфика стиля ==
== История создания и специфика стиля ==
Основана на реальных событиях, то есть отчасти автобиографична. После ее написания автор еще 15 лет работал над этим сюжетом, в результате чего появилась целая трилогия. Продолжения — «Червонные сабли» (непосредственно о Гражданской Войне и участии в ней подросшего героя первой книги Леньки Устинова) и «Судьба Илюши Барабанова» (о событиях времен НЭПа, появлении СССР и рождении пионерской организации, где протагонистом был эпизодический персонаж «Червонных сабель»)


Прототипом «сурового друга» Васьки, который в таком качестве упомянут в названии, является родной брат автора. Собственно, Леонидом протагонист повести назван опять же в честь писателя, но это не настоящее имя Жарикова. Настоящее — Илья. Как вспоминает писатель, когда он родился, по церковным книгам ближайшим святым был, собственно, Илья Пророк, и поп не захотел нарушать установленных порядков. Но родители хотели назвать сына именно Леонидом и, собственно, всегда его так и звали. К слову, персонаж третьей книги «Судьбы Илюши Барабанова» именно поэтому носит Илья, ибо произведение тоже является автобиографическим.
Основана на реальных событиях, то есть отчасти автобиографична. После ее написания автор еще 15 лет работал над этим сюжетом, в результате чего появилась целая трилогия. Продолжения — «Червонные сабли» (непосредственно о Гражданской Войне и участии в ней подросшего героя первой книги Леньки Устинова) и «Судьба Илюши Барабанова» (о событиях времен НЭПа, появлении СССР и рождении пионерской организации, где протагонистом был эпизодический персонаж «Червонных сабель»)
 
Прототипом «сурового друга» Васьки, который в таком качестве упомянут в названии, является родной брат автора. Собственно, Леонидом протагонист повести назван опять же в честь писателя, но это не настоящее имя Жарикова. Настоящее — Илья. Как вспоминает писатель, когда он родился, по церковным книгам ближайшим святым был, собственно, Илья Пророк, и поп не захотел нарушать установленных порядков. Но родители хотели назвать сына именно Леонидом и, собственно, всегда его так и звали. К слову, персонаж третьей книги «Судьбы Илюши Барабанова» именно поэтому носит Илья, ибо произведение тоже является автобиографическим.


Жанр повести можно определить, как [[роман воспитания]]. Главный герой проходит путь от наивного и трусливого паренька до закаленного испытаниями воина. В качестве сильного борца или даже рыцаря в буденовке и с шашкой вместо шлема и меча он предстает перед читателем в последующих произведениях. А в первой книге мы видим начало [[Путь героя|долгого пути]]. Стоит сказать, что повесть, будучи адресованной юношеской аудитории, на современный взгляд кажется довольно [[Детям это смотреть нельзя!|жесткой и мрачной]]. В изобилии натуралистичное описание насилия и жестоких смертей, а также [[чернуха|вызывающих шок бытовых зарисовок]]. Впрочем, авторы социалистического реализма, описывающие героические события, редко когда щадили нервы читателей, в том числе и юных. Возможно, это свойственно творцам любых стран «развитого социализма». Вот вам [[Рыжик и Ёжик|очевиднейший пример]] от [[Страна утренней свежести|дружественного народа]].
Жанр повести можно определить, как [[роман воспитания]]. Главный герой проходит путь от наивного и трусливого паренька до закаленного испытаниями воина. В качестве сильного борца или даже рыцаря в буденовке и с шашкой вместо шлема и меча он предстает перед читателем в последующих произведениях. А в первой книге мы видим начало [[Путь героя|долгого пути]]. Стоит сказать, что повесть, будучи адресованной юношеской аудитории, на современный взгляд кажется довольно [[Детям это смотреть нельзя!|жесткой и мрачной]]. В изобилии натуралистичное описание насилия и жестоких смертей, а также [[чернуха|вызывающих шок бытовых зарисовок]]. Впрочем, авторы социалистического реализма, описывающие героические события, редко когда щадили нервы читателей, в том числе и юных. Возможно, это свойственно творцам любых стран «развитого социализма». Вот вам [[Рыжик и Ёжик|очевиднейший пример]] от [[Страна утренней свежести|дружественного народа]].


== Сюжет ==
== Сюжет ==
Нам предстоит прочитать историю дружбы двух мальчишек из рабочего поселка [[Терриконы и шахтеры|Юзовка]], будущего города Донецк. Эти ребята — Лёнька Устинов, главный герой, сын рабочего с металлургического завода, и Васька Руднев, сын шахтера. . На дворе — грозный предреволюционный 1916-й, в Европе идет Первая Мировая война, но здесь, на востоке Украины люди живут хоть и тяжело, но мирно, почитая власть, Бога и лично Царя-батюшку. Все меняется, когда Анисима Ивановича, отца Васьки, за участие в забастовке арестовывают, а потом отправляют в составе [[штрафбат|арестантской роты]] на фронт, откуда он возвращается безногим калекой. Ваське приходится рано взрослеть, ему уже не до игр. Теперь он, будучи 11-летним юнцом, должен кормить отца-инвалида и мать. Его устраивают работать на завод к коксовым печам, а потом — в шахту. Тем временем, в поселок прибывает большевик-подпольщик, имеющий псевдоним Митяй. Ему поручено восстановить работу разгромленной ранее ячейки. В работу с ним вступают отцы главных героев и другие рабочие. Мальчишки не отстают от отцов и наравне со взрослыми вступают в борьбу против несправедливости власть имущих.
 
Нам предстоит прочитать историю дружбы двух мальчишек из рабочего поселка [[Терриконы и шахтеры|Юзовка]], будущего города Донецк. Эти ребята — Лёнька Устинов, главный герой, сын рабочего с металлургического завода, и Васька Руднев, сын шахтера. . На дворе — грозный предреволюционный 1916-й, в Европе идет Первая Мировая война, но здесь, на востоке Украины люди живут хоть и тяжело, но мирно, почитая власть, Бога и лично Царя-батюшку. Все меняется, когда Анисима Ивановича, отца Васьки, за участие в забастовке арестовывают, а потом отправляют в составе [[штрафбат|арестантской роты]] на фронт, откуда он возвращается безногим калекой. Ваське приходится рано взрослеть, ему уже не до игр. Теперь он, будучи 11-летним юнцом, должен кормить отца-инвалида и мать. Его устраивают работать на завод к коксовым печам, а потом — в шахту. Тем временем, в поселок прибывает большевик-подпольщик, имеющий псевдоним Митяй. Ему поручено восстановить работу разгромленной ранее ячейки. В работу с ним вступают отцы главных героев и другие рабочие. Мальчишки не отстают от отцов и наравне со взрослыми вступают в борьбу против несправедливости власть имущих.


== Тропы и штампы ==
== Тропы и штампы ==
* [[Бард]], [[Уличный исполнитель]] и [[Благородный бродяга]] — слепой музыкант с лютней, встреченный Лёнькой сначала на базаре, а потом в поле. Напомнил ему персонажа из выдуманной Васькой волшебной сказки и тем самым жутко смутил и заинтриговал.
 
* [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]] — самый очевидный штамп для произведения соцреализма, рассказывающего о дореволюционных временах.
* [[Бард]], [[Уличный исполнитель]] и [[Благородный бродяга]] слепой музыкант с лютней, встреченный Лёнькой сначала на базаре, а потом в поле. Напомнил ему персонажа из выдуманной Васькой волшебной сказки и тем самым жутко смутил и заинтриговал.
* [[Бой-девка]] и [[Свой парень]] — Тонька, сестра Абдулки Цыгана, участвующая наравне с мальчишками во всех их авантюрах.
 
* [[Горные орлы, фета и туристы]] — Уча, один из друзей главного героя — грек по происхождению.
* [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]] самый очевидный штамп для произведения соцреализма, рассказывающего о дореволюционных временах.
* [[Говорить пословицами и поговорками]] — у Егора Устинова, отца Лёньки, на все случаи жизни есть подходящая пословица.
 
* [[Гражданская война в России]] — начинает полыхать во второй половине повести.
* [[Бой-девка]] и [[Свой парень]] Тонька, сестра Абдулки Цыгана, участвующая наравне с мальчишками во всех их авантюрах.
* [[Дружба — это сила]] — для Лёньки и Васьки это не пустые слова.
 
* [[Житель Страны Эльфов]] — главный герой в самом начале повести, еще будучи неоперившимся юнцом, не вылезает из мира сказок и грёз.
* [[Горные орлы, фета и туристы]] Уча, один из друзей главного героя — грек по происхождению.
* [[Забастовка]] — с этого начинают недовольные своим положением рабочие. Когда это не срабатывает, приходит черёд вооруженной борьбы.
 
* [[Застенки царизма]] — описаны во всех шокирующих подробностях.
* [[Говорить пословицами и поговорками]] у Егора Устинова, отца Лёньки, на все случаи жизни есть подходящая пословица.
* [[Злой полицейский]] — городовой по прозвищу Загребай, которого ненавидели даже собаки. Он же [[Злодей не выбирает выражения|не выбирающий выражения злодей]], поскольку к людям любил обращаться не по имени, а исключительно по национальности в уничижительной форме: «[[Пейсы, кашрут и день субботний|Эй, Хаим-сдыхаем]], иди сюда», или: «[[Сало и горилка|Хохол-мазница, давай дразниться]], что несешь?» или «Эй, татарин кошку жарил, табак есть?»
 
* [[Импровизированное оружие]] — покуда бунтующие рабочие не нашли для себя серьезное оружие, они перебиваются чем попало. Например, во время живописной драки с городовыми в церкви используют все, что попадается под руку — подсвечники, палки от хоругвей, медные евангелия, кадила.
* [[Гражданская война в России]] начинает полыхать во второй половине повести.
* [[Концентратор ненависти]] — сын торговца Цыбули Сенька. Он издевался над нищим Алешей Пупком, отнимая у того заработок, на который Алеша содержал больную мать, и при этом избивая. Он же катался верхом на Леньке, обещая за это дать мяса для больного Васьки и ожидаемо обманул. Наиболее мерзкий представитель типажа [[маленькие гаденыши|маленьких гаденышей]] в книге.
 
* [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты]] — китаец Ван Ли или Ваня, усыновивший Алешу Пупка после смерти его отца.
* [[Дружба — это сила]] для Лёньки и Васьки это не пустые слова.
* [[Крутой инвалид]] — целая плеяда героев. Анисим Иванович, отец Васьки, который потерял обе ноги на войне. Однорукий механик Сиротка, искалеченный во время Революции 1905-го года, когда ему руку с красным флагом отрубил шашкой городовой. И, наконец, одноногий гречонок Уча.
 
* [[Крутой шкет]] — Васька Руднев, разумеется. Его друзья из числа бедноты стремятся стать такими же крутыми.
* [[Житель Страны Эльфов]] главный герой в самом начале повести, еще будучи неоперившимся юнцом, не вылезает из мира сказок и грёз.
* [[Ментор]] — Васька зачастую выступает таковым для Лёньки, обучая его храбрости и умению за себя постоять.
 
* [[Мир-помойка]] — городские окраины, где живут главные герои. Это ряды утонувших в мусорных кучах землянок, сплошная грязь и тоска. С ними разительно контрастирует [[пейзажное порно|изобилующая красивыми цветами летняя степь]].
* [[Забастовка]] с этого начинают недовольные своим положением рабочие. Когда это не срабатывает, приходит черёд вооруженной борьбы.
* [[Не в ладах с историей]] — в качестве эпизодического персонажа появляется британский промышленник [[w:Юз, Джон|Джон Юз]], основатель Донецка. В действительности он умер в 1889-м году, почти за 30 лет до происходивших в повести событий.
 
* [[Невиновный в тюрьме]] — дядя Хусейн, отец Абдулки Цыгана, друга главных героев. Попал в тюрьму лишь за то, что заступился перед городовым за слепого отца Алеши Пупка. А тот напал на старика, за милостыню развлекающего прохожих шарманкой, из-за обозвавшего его дураком ручного попугая Алеши.
* [[Застенки царизма]] описаны во всех шокирующих подробностях.
* [[Неожиданно жестокая смерть]] — казаки [[Очищение огнём|сожгли отца Леньки живьем в коксовых печах]].
 
* [[Злой полицейский]] городовой по прозвищу Загребай, которого ненавидели даже собаки. Он же [[неполиткорректный злодей]], поскольку к людям любил обращаться не по имени, а исключительно по национальности в уничижительной форме: «[[Пейсы, кашрут и день субботний|Эй, Хаим-сдыхаем]], иди сюда», или: «[[Сало и горилка|Хохол-мазница, давай дразниться]], что несешь?» или «Эй, татарин кошку жарил, табак есть?»
 
* [[Импровизированное оружие]] покуда бунтующие рабочие не нашли для себя серьезное оружие, они перебиваются чем попало. Например, во время живописной драки с городовыми в церкви используют все, что попадается под руку — подсвечники, палки от хоругвей, медные евангелия, кадила.
 
* [[Концентратор ненависти]] сын торговца Цыбули Сенька. Он издевался над нищим Алешей Пупком, отнимая у того заработок, на который Алеша содержал больную мать, и при этом избивая. Он же катался верхом на Леньке, обещая за это дать мяса для больного Васьки и ожидаемо обманул. Наиболее мерзкий представитель типажа [[маленькие гаденыши|маленьких гаденышей]] в книге.
 
* [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты]] китаец Ван Ли или Ваня, усыновивший Алешу Пупка после смерти его отца.
 
* [[Крутой инвалид]] целая плеяда героев. Анисим Иванович, отец Васьки, который потерял обе ноги на войне. Однорукий механик Сиротка, искалеченный во время Революции 1905-го года, когда ему руку с красным флагом отрубил шашкой городовой. И, наконец, одноногий гречонок Уча.
 
* [[Крутой шкет]] Васька Руднев, разумеется. Его друзья из числа бедноты стремятся стать такими же крутыми.
 
* [[Ментор]] Васька зачастую выступает таковым для Лёньки, обучая его храбрости и умению за себя постоять.
 
* [[Мир-помойка]] городские окраины, где живут главные герои. Это ряды утонувших в мусорных кучах землянок, сплошная грязь и тоска. С ними разительно контрастирует [[пейзажное порно|изобилующая красивыми цветами летняя степь]].
 
* [[Не в ладах с историей]] в качестве эпизодического персонажа появляется британский промышленник [[w:Юз, Джон|Джон Юз]], основатель Донецка. В действительности он умер в 1889-м году, почти за 30 лет до происходивших в повести событий.
 
* [[Невиновный в тюрьме]] дядя Хусейн, отец Абдулки Цыгана, друга главных героев. Попал в тюрьму лишь за то, что заступился перед городовым за слепого отца Алеши Пупка. А тот напал на старика, за милостыню развлекающего прохожих шарманкой, из-за обозвавшего его дураком ручного попугая Алеши.
 
* [[Неожиданно жестокая смерть]] казаки [[Очищение огнём|сожгли отца Леньки живьем в коксовых печах]].
 
* [[Не в ладах с богословием]] —
* [[Не в ладах с богословием]] —
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
- А кто в раю живет? - не унимался Абдулка.  
- А кто в раю живет? - не унимался Абдулка.  
- В раю живут Адам и Ева. |Рыжий Илюха просвещает ребят}}
- В раю живут Адам и Ева. |Рыжий Илюха просвещает ребят}}
* [[Неудачное самоубийство]] — прибыв домой безногим калекой Анисим первоначально хотел покончить с собой, выпив медного купороса — так велико было его отчаяние. Но он выжил, взял себя в руки и вступил в борьбу.
 
* [[Пастырь нерадивый]] — Отец Иоанн разочаровал Лёньку тем, что отпев со скорбным видом погибших при взрыве шахтеров, безобразно напился с колбасником Цибулей и вел себя при этом не так, как подобает уважаемому духовному лицу.
* [[Неудачное самоубийство]] прибыв домой безногим калекой Анисим первоначально хотел покончить с собой, выпив медного купороса - так велико было его отчаяние. Но он выжил, взял себя в руки и вступил в борьбу.
* [[Первая Мировая война]] — на ней побывал и вернулся назад инвалидом Анисим Иванович. Персонажами зовется, в основном, «империалистической».
 
** [[Война - это кошмар]] — дети на этой войне, понятно, не были, но прекрасно знают, что это — кошмар.
* [[Пастырь нерадивый]] Отец Иоанн разочаровал Лёньку тем, что отпев со скорбным видом погибших при взрыве шахтеров, безобразно напился с колбасником Цибулей и вел себя при этом не так, как подобает уважаемому духовному лицу.
 
* [[Первая Мировая война]] на ней побывал и вернулся назад инвалидом Анисим Иванович. Персонажами зовется, в основном, "империалистической".
** [[Война - это кошмар]] дети на этой войне, понятно, не были, но прекрасно знают, что это — кошмар.
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
- Вась, а на войне страшно?  
- Вась, а на войне страшно?  
- Еще как! Пули свистят, снаряды воют... Жуть что делается!  
- Еще как! Пули свистят, снаряды воют... Жуть что делается!  
|диалог мальчишек}}
|диалог мальчишек}}
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] — сапожник Мося, обучивший Анисима своему ремеслу, чтобы тот, оставшись калекой хоть как-то мог зарабатывать на хлеб.
 
* [[Плацкартный вагон]] — бараки, в которых когда-то, еще до рождения Васьки жил шахтер Анисим Иванович.
* [[Пейсы, кашрут и день субботний]] сапожник Мося, обучивший Анисима своему ремеслу, чтобы тот, оставшись калекой хоть как-то мог зарабатывать на хлеб.
* [[Подростковая любовь]] — для нее однажды тоже нашлось время, когда Ленька внезапно возомнил себя [[влюбиться в сестру друга|влюблённым в сестру Абдулки Тоньку]].
 
** [[Любовный треугольник]] — в легкой форме проявляется, только наивный главный герой не замечает, что симпатичная ему девочка сама же тайно влюблена в Ваську.
* [[Плацкартный вагон]] бараки, в которых когда-то, еще до рождения Васьки жил шахтер Анисим Иванович.
** [[Кража невесты]] — по примеру какого-то «батьки-атамана», укравшего из семейного дома, свою будущую жену, Лёнька желает также поступить и с Тонькой.
 
* [[Революция пожирает своих детей]] — в соответствии с исторической правдой революция в повести не заканчивается свержением царя. Наоборот, настоящие испытания только начинаются.
* [[Подростковая любовь]] для нее однажды тоже нашлось время, когда Ленька внезапно возомнил себя [[влюбиться в сестру друга|влюблённым в сестру Абдулки Тоньку]].
* [[Религия — это плохо]] и [[Атеизм — это круто!]] — естественно, ведь по Марксу религия это опиум для народа, потому и в данной повести, как представителе соцреализма, она становится объектом насмешки и осуждения.
** [[Любовный треугольник]] в легкой форме проявляется, только наивный главный герой не замечает, что симпатичная ему девочка сама же тайно влюблена в Ваську.
* [[Рыжий-бесстыжий]] и [[Жадина-говядина]] — Рыжий Илюха. Персонаж не отрицательный, но [[Козел|противный]]. А уж жадностью знаменита на всю округу вся его семья.
** [[Кража невесты]] по примеру какого-то «батьки-атамана», укравшего из семейного дома, свою будущую жену, Лёнька желает также поступить и с Тонькой.
* [[Рыхлый пухлик]] — комичный толстячок Ангел Петрович, меньшевик, притворяющийся борцом за права рабочих.
 
* [[Самоуверенный мерзавчик]] — да в общем-то все отрицательные герои проходят по этому типажу, будь то полицейский Загребай, сын колбасника Сенька Цыбуля, кадет Генька Шатохин. До [[полное чудовище|действительно страшных и опасных монстров]], мягко говоря, не дотягивают и подавно не являются [[великолепный мерзавец|хоть сколько нибудь харизматичными и интересными]].
* [[Революция пожирает своих детей]] в соответствии с исторической правдой революция в повести не заканчивается свержением царя. Наоборот, настоящие испытания только начинаются.
* [[Сапожник без сапог]] — {{Q|- То-то и оно... Вот, скажем, ты, Мося, всю жизнь работаешь, тыщу сапогов сшил, а ходишь босой. Почему?|Анисим Иванович возмущается}}
 
* [[Сказитель]] — Васька, знающий множество сказок, а иногда экспромтом придумывающий их специально для друга, но тот не может поверить, что сказки можно вот так просто придумать из головы.
* [[Религия — это плохо]] и [[Атеизм — это круто!]] естественно, ведь по Марксу религия это опиум для народа, потому и в данной повести, как представителе соцреализма, она становится объектом насмешки и осуждения.
* [[Слепой]] — отец Алёши Пупка, потерявший зрение из-за несчастного случая на шахте. [[Жертвенный агнец]]
 
* [[Смешные деньги]] — выпущенные после отречения Николая II деньги-керенки (в честь Александра Керенского), которые даже не считали, а отмеряли на аршин.
* [[Рыжий-бесстыжий]] и [[Жадина-говядина]] Рыжий Илюха. Персонаж не отрицательный, но [[Козел|противный]]. А уж жадностью знаменита на всю округу вся его семья.
* [[Сопротивление]] — мощная подпольная организация, созданная Митяем, боролась сначала с царским режимом, потом поочередно с оккупировавшими город немцами и деникинцами.
 
* [[Тигр и шакал]] — кадет Генька Шатохин в роли тигра и Сенька Цыбуля в роли шакала
* [[Рыхлый пухлик]] комичный толстячок Ангел Петрович, меньшевик, притворяющийся борцом за права рабочих.
* [[Торгаш — это плохо]] — колбасник Цыбуля, один из основных отрицательных персонажей.
 
* [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки]] — очевидно, что у детей рабочих и шахтеров царской России детство будет не блестящим.
* [[Самоуверенный мерзавчик]] да в общем-то все отрицательные герои проходят по этому типажу, будь то полицейский Загребай, сын колбасника Сенька Цыбуля, кадет Генька Шатохин. До [[полное чудовище|действительно страшных и опасных монстров]], мягко говоря, не дотягивают и подавно не являются [[великолепный мерзавец|хоть сколько нибудь харизматичными и интересными]].
* [[Хрупкий цветок]] и [[Бисёдзё]] — безымянная сестра кадета Геньки Шатохина. Самого Ваську, сурового друга, заставила смутиться и отпустить захваченного Геньку лишь одними своими громкими всхлипами.
 
* [[Сапожник без сапог]] {{Q|- То-то и оно... Вот, скажем, ты, Мося, всю жизнь работаешь, тыщу сапогов сшил, а ходишь босой. Почему?|Анисим Иванович возмущается}}
 
* [[Сказитель]] Васька, знающий множество сказок, а иногда экспромтом придумывающий их специально для друга, но тот не может поверить, что сказки можно вот так просто придумать из головы.
 
* [[Слепой]] отец Алёши Пупка, потерявший зрение из-за несчастного случая на шахте. [[Жертвенный агнец]]
 
* [[Смешные деньги]] выпущенные после отречения Николая II деньги-керенки (в честь Александра Керенского), которые даже не считали, а отмеряли на аршин.
 
* [[Сопротивление]] мощная подпольная организация, созданная Митяем, боролась сначала с царским режимом, потом поочередно с оккупировавшими город немцами и деникинцами.
 
* [[Тигр и шакал]] кадет Генька Шатохин в роли тигра и Сенька Цыбуля в роли шакала
 
* [[Торгаш — это плохо]] колбасник Цыбуля, один из основных отрицательных персонажей.
 
* [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки]] очевидно, что у детей рабочих и шахтеров царской России детство будет не блестящим.
 
* [[Хрупкий цветок]] и [[Бисёдзё]] безымянная сестра кадета Геньки Шатохина. Самого Ваську, сурового друга, заставила смутиться и отпустить захваченного Геньку лишь одними своими громкими всхлипами.


{{Nav/Книги}}
{{Nav/Книги}}
{{Nav/Советское искусство}}
{{Nav/Советское искусство}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!