Редактирование: Попал — пропал
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Герой случайно/псевдослучайно/по какому-то делу попадает в некое закрытое место или сеттинг и, как полагается, между ним и местным лидером/окружением/ситуацией происходит сюжетообразующий конфликт. Однако ближе к концу истории ''зрителю становится понятно, что скорее всего, герой проиграет'' в этом | Герой случайно/псевдослучайно/по какому-то делу попадает в некое закрытое место или сеттинг и, как полагается, между ним и местным лидером/окружением/ситуацией происходит сюжетообразующий конфликт. Однако ближе к концу истории ''зрителю становится понятно, что скорее всего, герой проиграет'' в этом конфликте — местность и безысходность затягивают героя в свои путы, и сбежать из неё оказывается невозможно. Так и происходит — в конце героя вместо кавалерии и победы ждёт в лучшем случае [[несчастливый конец]] и [[Смерть героя|смерть]] или, если режиссёр со сценаристом [[Неприемлемый финал|сплоховали]]/[[стеб]]утся, будет [[Дьявол из машины]]. Вполне вероятна и [[участь хуже смерти]], когда герой сам превращается в одного из местных монстров (в физическом или психическом смысле) или же их раба, лишенного шансов на спасение. | ||
Чаще всего действие тропа происходит в кино про [[темница сырая|пенитенциарные заведения]] (тюрьмы, лагеря | Чаще всего действие тропа происходит в кино про [[темница сырая|пенитенциарные заведения]] (тюрьмы, лагеря и т. п.), [[Психиатрия — это страшно|психиатрические больницы]] или закрытые от общего мира [[секта]]нтские общины и [[Деревня со зловещим секретом|деревни/городки со зловещим секретом]], но бывают и исключения. Хороший отыгрыш тропа — давать зрителю надежду до самой последней минуты, что протагонист выберется. Противотроп — [[Ад его не удержит]]. | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* Пословица «Коготок | * Пословица «Коготок увяз — всей птичке пропасть» как раз об этом (редакторам — можно и в заголовок внести по желанию). | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего». | * Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего». | ||
* А. П. Чехов, «Палата номер 6» — эталон и возможный [[кодификатор]] подобных историй. | * А. П. Чехов, «Палата номер 6» — эталон и возможный [[кодификатор]] подобных историй. | ||
* ''Другой рассказ'' Чехова, где некий чиновник приезжает в родную деревню и в итоге умирает. | ** ''Другой рассказ'' Чехова, где некий чиновник приезжает в родную деревню и в итоге умирает. | ||
* Истории про нацистские лагеря смерти чаще всего кончаются хэппи-эндом для героя/ев, но | * Творчество Кафки наполовину состоит из сабжа. А на вторую — из [[вывих мозга|вывиха мозга]]. | ||
* Солженицын и Шаламов в историях про [[гулаги и рабы|ГУЛаг]] пересказывают процесс в деталях, превращая полудокументальную автобиографию в данный троп, где для них всё кончилось хэппи- | * Т. Манн, «Волшебная гора» — местом, которое нельзя покинуть, оказывается горный санаторий для лёгочников. Ганс Касторп приехал туда навестить двоюродного брата, будучи полностью здоровым, потом остался немного отдохнуть, а в конце концов, едва не залеченный до полной невменяемости, из последних сил сбежал оттуда — [[Первая мировая война|и попал прямиком на фронт]]. | ||
* Истории про нацистские лагеря смерти чаще всего кончаются хэппи-эндом для героя/ев, но для всех остальных узников троп отыгрывается целиком и полностью (если, конечно, им не удается дожить до освобождения). Сюда же — истории про еврейские гетто на оккупированной нацистами территории (чаще всего — даже без хэппи-энда для ГГ). | |||
* Солженицын и Шаламов в историях про [[гулаги и рабы|ГУЛаг]] пересказывают процесс в деталях, превращая полудокументальную автобиографию в данный троп, где для них всё кончилось [[хэппи-энд]]ом, а для остальных персонажей — сабжем. | |||
* Дмитрий Емец, «[[Мефодий Буслаев]]» — любой смертный, имевший неосторожность встрять в дела стражей, обречен так или иначе пребывать в их среде. Особенно это касается Мрака, чьи слуги горазды на подлянки, обманы и размывание моральных границ. Даже в царствие строгого, но справедливого Арея в резиденции Мрака в Москве мебель была сплошь проклятая, которой пользовались злодеи или преступники, бессмертные части человеческих душ-эйдосы были разменной монетой — и попавшие туда изначально обычные люди быстро привыкали к ранее вызывавшим омерзение комиссионерам, суккубам, игре на эйдосы и общению с Аидой Мамзелькиной. А уж уйти просто так сумел только Мефодий Буслаев и лишь с позволения Арея. Чимоданов, Ната и Мошкин также смогли выбраться в обычную жизнь, но лишь после потери своих способностей и опять же по милости Лигула, который счел их совершенно безвредными. | |||
* [[Деконструкция|Деконструкции]] [[попаданец|попаданческого жанра]], когда ГГ вместо того, чтобы добиться в новом мире славы и почёта, оказывается там в полной заднице из-за… да-да, неприспособленности. | * [[Деконструкция|Деконструкции]] [[попаданец|попаданческого жанра]], когда ГГ вместо того, чтобы добиться в новом мире славы и почёта, оказывается там в полной заднице из-за… да-да, неприспособленности. | ||
* Стивен Кинг: | * [[Стивен Кинг]]: | ||
** «Дети кукурузы». | ** «Дети кукурузы». | ||
** Город Салимов Удел, захваченный вампирами. Фигурирует не только в одноименном романе, где описывается сам процесс, но и в рассказе, где становится таким местом уже после окончательной победы вампиров. | ** Город Салимов Удел, захваченный вампирами. Фигурирует не только в одноименном романе, где описывается сам процесс, но и в рассказе, где становится таким местом уже после окончательной победы вампиров. | ||
** «Крауч-энд». Хотя в принципе выбраться оттуда можно, но это как повезет. | ** «Крауч-энд». Хотя в принципе выбраться оттуда можно, но это как повезет. | ||
* | ** Рассказ «Рок-н-ролльные небеса» — об уютном городке, населённом мёртвыми рок-звёздами. | ||
* «Реквием по | * Роберт Шекли: | ||
* [[Юрий Нестеренко]] | ** Один из эпизодов «Координат чудес» — тоже о месте, населённом мёртвыми рок-звёздами(вернее-киноактёрами Золотого Века Голливуда). Только издано 24 годами раньше. | ||
** | ** Шекли, «Обмен разумов» — Искаженный мир: кто туда попал — обречён. Да, герою Марвину единственному из всех удалось побывать там и вернуться назад на родную Землю. И все же он сомневается, а все ли в порядке? {{q|pre=1| | ||
** | Все оказалось на своих местах. Жизнь шла заведенным чередом; отец пас крысиные стада, мать, как всегда, безмятежно несла яйца. | ||
** «Место» — субверсия. Вернуться из Места в обычный мир действительно нельзя, но не во всех случаях это плохо. | <...> | ||
Он лежал под привычным зеленым небом Стэнхоупа и обдумывал это предположение. Оно казалось маловероятным. Разве дубы-гиганты не перекочевывали по-прежнему каждый год на юг? Разве исполинское красное солнце не плыло по небу в сопровождении темного спутника? Разве у тройных лун не появлялись каждый месяц новые кометы в новолуние? | |||
Марвина успокоили эти привычные зрелища. Все казалось таким же, как всегда. И потому охотно и благосклонно Марвин принял свой мир за чистую монету, женился на Марше Бэкер и жил с нею долго и счастливо|Финал романа}} | |||
* Хьюберт Селби-мл., «Реквием по мечте» — всё об этом. | |||
* [[Юрий Нестеренко]]: | |||
** «[[Черная топь]]» — в город Игнатьев, он же Черная Топь, трудно попасть, а выбраться практически невозможно. | |||
** «[[Комбинат]]» — герою даже почти удается уехать из Красноленинска… почти. | |||
** «Место» — [[субверсия]]. Вернуться из Места в обычный мир действительно нельзя, но не во всех случаях это плохо. | |||
* Кобо Абэ, «Тайное свидание» — нельзя сбежать из больницы! | |||
* Макс Фрай, «Тихий город» — из Тихого города почти невозможно выбраться. Удалось это только Мёнину, Джуффину (с помощью Макса) и самому Максу. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Экранизации «Палаты», подробные и не очень. | * Экранизации «Палаты», подробные и не очень. | ||
* «Остров проклятых» Мартина Скорсезе. | * «Остров проклятых» Мартина Скорсезе. | ||
* | * «Плетёный человек». | ||
* «Фиктивный брак» с Вячеславом Шалевичем и Петром Вельяминовым, поучительный забытый перестроечный фильм. | * «Фиктивный брак» с Вячеславом Шалевичем и Петром Вельяминовым, поучительный забытый перестроечный фильм. | ||
* «Полёт над гнездом кукушки». | * «Полёт над гнездом кукушки». | ||
Строка 37: | Строка 48: | ||
* «Город Зеро» Карена Шахназарова. | * «Город Зеро» Карена Шахназарова. | ||
* «Поворот» Оливера Стоуна: главный герой из-за поломки машины застревает в маленьком городке, помимо своей воли ввязывается в местные криминальные разборки, и местные как будто специально не дают ему уехать. В конце концов он уезжает со множественными ранениями и сломанной ногой… тут машина вновь ломается, и герой умирает на жаре в глуши. | * «Поворот» Оливера Стоуна: главный герой из-за поломки машины застревает в маленьком городке, помимо своей воли ввязывается в местные криминальные разборки, и местные как будто специально не дают ему уехать. В конце концов он уезжает со множественными ранениями и сломанной ногой… тут машина вновь ломается, и герой умирает на жаре в глуши. | ||
* «Степфордские | * «Степфордские жены» — для женщин, переехавших с мужьями в милый город Степфорд, все заканчивается именно так. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Любая криминальная драма про начавшего свой путь простого обывателя и кончающаяся для него полным разрушением всего регулярно подходит под троп. | Любая криминальная драма про начавшего свой путь простого обывателя и кончающаяся для него полным разрушением всего регулярно подходит под троп. | ||
* «Агент национальной безопасности», серия про | * «Агент национальной безопасности», серия про дурдом — [[субверсия]]. Николаев неоднократно пытается выбраться оттуда, но всякий раз это пресекается. Тем не менее, сериал продолжать надо, потому в конце к Николаеву [[Появление кавалерии|приходит кавалерия]]. | ||
* «[[Во все тяжкие]] | * «[[Во все тяжкие]]» — пополам с одноимённым тропом: это следует уже из названия. Уолтер Уайт и его ученик попадают в мир наркоторговли, попадают какбэ с юмором, но чем дальше, тем больше зритель понимает — при любом раскладе Уолтеру придёт конец: или тюрьма, или смерть. | ||
=== [[Манга]] === | |||
* Josou Shounen Anthology — миленький парень ради подруг вынужден стать членом женского клуба плавания, трапом. Ему обещают, что отпустят, как только наберут достаточно участников - ага, набрали... только мужиков, а девушки и не посмели вступать в клуб со столь раскованными красавицами в купальниках. Так что придется герою и дальше служить фансервисным идолом клуба. | |||
* Да и вообще касается попаданцев и тега "гендерная интрига". Существуют считанные единицы произведений, где герой все-таки возвращается в свой мир из фэнтези-вселенной или к своему полу. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === |