Редактирование: Постмодернизм

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 3: Строка 3:
'''Постмодернизм''' — направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение.
'''Постмодернизм''' — направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение.


В конце XIX — начале XX века мировым художникам надоели приевшиеся за века классические выразительные формы. Развитие промышленности и вообще научно-технический прогресс укрепляли человечество в мысли «Человек — царь природы». Человек казался если и не всемогущим, то только пока — дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток. Былые мотивы фатализма и смирения перед высшими силами резко сдали позиции. Научная мысль стремилась объяснить всё, и тайны вселенной казалось уже лежат у ног мыслителей и экспериментаторов — надо лишь немного копнуть, они будут в руках, готовые служить человеку. «Новому веку — новое искусство»! — решили творцы и принялись искать новые формы для воплощения своих задумок. Искали-искали, экспериментировали-экспериментировали, нашли. Много разных. Родились такие направления в изобразительном искусстве, как импрессионизм, кубизм, [[футуризм]], абстракционизм, сюрреализм и многие другие -измы, которые предстают перед вашим мысленным взором нагромождением цветных пятен, ломаных линий и прочим [[вывих мозга|вывихом мозга]]. Композиторы изобрели атональную музыку, не подчиняющуюся вековым музыкальным правилам. Философы не отставали — позитивизм, марксизм и другие течения тоже искали в окружающем быстро меняющемся мире новую мысль. Всё это называлось модернизмом. Потом случилась [[Первая мировая Война]], [[Война — это кошмар|шокировавшая человечество до глубины души]] и сильно пошатнувшая модернизм — потому что, чёрт побери, после Верденской мясорубки и окопов Ипра любой нормальный человек усомнится в возможности невозможного, задумается о смысле жизни и сделает неутешительные выводы. А уж когда началась [[Вторая мировая война]], то люди окончательно потеряли веру во все прежние идеологии и философии. Человек — царь природы? Возможно это и так, но что дальше, если он при этом не строит светлое будущее, а остается заложником своей же природы, и царь из него в итоге получается такой себе? Человеку всё по плечу? Ой, не смешите, выгляните лучше в окно и попробуйте на серьезных щах исправить всё, что там по вашему не так — не получится. Вон, один художник уже попробовал решить некоторые вопросы окончательно, и зла от этого благодетеля вышло столько, что весь мир в нём захлёбывался. Идеалы не оправдали себя. Благими намерениями мостили путь в светлое будущее, но почему-то путь этот вёл туда же, куда и всегда. К тому же всё, что можно было изобрести нового, к тому времени уже изобрели, а учёные, преисполнившись знания, удостоверились в том, что не знают наверняка ничего. Но воображение, как известно, штука неуёмная и всегда рождает новые импульсы. «Пришло новое время, теперь пора заново переосмыслить всё уже имеющееся», — подумали отрезвлённые двумя войнами творцы. Так появился ''постмодернизм'' — похмелье эпохи модерна.
В конце XIX — начале XX века мировым художникам надоели приевшиеся за века классические выразительные формы. Развитие промышленности и вообще научно-технический прогресс укрепляли человечество в мысли «Человек — царь природы». Человек казался если и не всемогущим, то только пока — дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток. Былые мотивы фатализма и смирения перед высшими силами резко сдали позиции. Научная мысль стремилась объяснить всё, и тайны вселенной казалось уже лежат у ног мыслителей и экспериментаторов — надо лишь немного копнуть, они будут в руках, готовые служить человеку. «Новому веку — новое искусство»! — решили творцы и принялись искать новые формы для воплощения своих задумок. Искали-искали, экспериментировали-экспериментировали, нашли. Много разных. Родились такие направления в изобразительном искусстве, как импрессионизм, кубизм, [[футуризм]], абстракционизм, сюрреализм и многие другие -измы, которые предстают перед вашим мысленным взором нагромождением цветных пятен, ломаных линий и прочим [[вывих мозга|вывихом мозга]]. Композиторы изобрели атональную музыку, не подчиняющуюся вековым музыкальным правилам. Философы не отставали — позитивизм, марксизм и другие течения тоже искали в окружающем быстро меняющемся мире новую мысль. Всё это называлось модернизмом. Потом случилась [[Первая мировая война]], шокировавшая человечество до глубины души и сильно пошатнувшая модернизм — потому что, чёрт побери, после Верденской мясорубки и окопов Ипра любой нормальный человек усомнится в возможности невозможного, задумается о смысле жизни и сделает неутешительные выводы. А уж когда началась [[Вторая мировая война]], то люди окончательно потеряли веру во все прежние идеологии и философии. Человек — царь природы? Возможно это и так, но что дальше, если он при этом не строит светлое будущее, а остается заложником своей же природы, и царь из него в итоге получается такой себе? Человеку всё по плечу? Ой, не смешите, выгляните лучше в окно и попробуйте на серьезных щах исправить всё, что там по вашему не так — не получится. Вон, один художник уже попробовал решить некоторые вопросы окончательно, и зла от этого благодетеля вышло столько, что весь мир в нём захлёбывался. Идеалы не оправдали себя. Благими намерениями мостили путь в светлое будущее, но почему-то путь этот вёл туда же, куда и всегда. К тому же всё, что можно было изобрести нового, к тому времени уже изобрели, а учёные, преисполнившись знания, удостоверились в том, что не знают наверняка ничего. Но воображение, как известно, штука неуёмная и всегда рождает новые импульсы. «Пришло новое время, теперь пора заново переосмыслить всё уже имеющееся», — подумали отрезвлённые двумя войнами творцы. Так появился ''постмодернизм'' — похмелье эпохи модерна.


Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. Вкратце — если модернизм характеризовался поиском новых форм, то постмодернизм экспериментирует с уже готовыми, компонует их и переосмысляет с нового, неожиданного ракурса, ограниченного только воображением творца. Сюда — кубики от конструктора «Лего», туда — мамино ожерелье, добавим бабушкину статуэтку, куклу Барби посадим на дракона и дадим ей в руки бластер. Аналогия с детскими игрушками не случайна, потому что элемент игры, некоего художественного хулиганства в постмодернизме всегда присутствует. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через [[Деконструкция|деконструкцию]] имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину.
Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. Вкратце — если модернизм характеризовался поиском новых форм, то постмодернизм экспериментирует с уже готовыми, компонует их и переосмысляет с нового, неожиданного ракурса, ограниченного только воображением творца. Сюда — кубики от конструктора «Лего», туда — мамино ожерелье, добавим бабушкину статуэтку, куклу Барби посадим на дракона и дадим ей в руки бластер. Аналогия с детскими игрушками не случайна, потому что элемент игры, некоего художественного хулиганства в постмодернизме всегда присутствует. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через деконструкцию имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину.


Характерные черты постмодернизма:
Характерные черты постмодернизма:
Строка 15: Строка 15:
* [[Деконструкция]] стандартных представлений и шаблонов.
* [[Деконструкция]] стандартных представлений и шаблонов.
* Игра.
* Игра.
* [[Эклектика|Смешение стилей]].
* Смешение стилей.
* Восприятие «мира как текста», интертекстуальность.
* Восприятие «мира как текста», интертекстуальность.
* Преобладание формы над содержанием.
* Преобладание формы над содержанием.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!