Редактирование: Постсоветская хтонь

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 39: Строка 39:


=== Немного истории ===
=== Немного истории ===
Есть спорное мнение, что в Восточной Европе не умеют пугать. Но это, мягко говоря, не так: славянская нечисть в плане разнообразия и жути легко может потягаться и с европейской, и с азиатской. Просто в силу разницы менталитетов нагонять жуть она предпочитает иначе. В начале XlX века русский страшный рассказ развивался в русле европейского романтизма, однако ближе к середине века сложилась крепкая школа реализма, да и в нечисть стали верить всё меньше, а голода и войн всё больше боялись. В советское время жанр ужасов был под негласным запретом, режиссёры находили выход, снимая очень жуткие реалистичные картины. Но душа мистики просит, так и родилась в перестроечном кино новая эстетика.
Есть спорное мнение, что в Восточной Европе не умеют пугать. Но это, мягко говоря, не так: славянская нечисть в плане разнообразия и жути легко может потягаться и с европейской, и с азиатской. Просто в силу разницы менталитетов нагонять жуть она предпочитает иначе. В начале XlX века русский страшный рассказ развивался в русле европейского романтизма, однако ближе к середине века сложилась крепкая школа реализма, да и в нечисть стали верить всё меньше, а голода и войн всё больше боялись. В советское время жанр ужасов был под негласным запретом, режиссёры находили выход, снимая очень жуткие реалистичные картины. Но душа мистики просит, так и родилась в перестроечном кино новая эстетика.


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 78: Строка 78:
** «Тяпкин и Лёша» — одинокий ребёнок завёл воображаемого друга (магическое антропоморфное существо, что-то вроде лешего или эльфа, но выглядит и ведёт себя как самый обычный мальчик-сосед), а тот неожиданно оказался реальным и тоже неблагополучным. Но самое неприятное началось, когда протагонистка стала осознавать, что родители больше любят воображаемого друга.
** «Тяпкин и Лёша» — одинокий ребёнок завёл воображаемого друга (магическое антропоморфное существо, что-то вроде лешего или эльфа, но выглядит и ведёт себя как самый обычный мальчик-сосед), а тот неожиданно оказался реальным и тоже неблагополучным. Но самое неприятное началось, когда протагонистка стала осознавать, что родители больше любят воображаемого друга.
** В некоторых рассказах Юрия Коваля нет-нет, да повеет чем-то таким. А в позднесоветском пергаменте «Суер-Выер» ещё больше, особенно глава, где герои встречаются со следователями по допросам мертвецов, там хтонь во все поля.
** В некоторых рассказах Юрия Коваля нет-нет, да повеет чем-то таким. А в позднесоветском пергаменте «Суер-Выер» ещё больше, особенно глава, где герои встречаются со следователями по допросам мертвецов, там хтонь во все поля.
** «Факел Сатаны» А. А. Безуглова — всё начинается, как обычный советский детектив, однако в деле начинают появляться откровенно мистические подробности, сюрреалистические элементы, эротика, постепенно переходящая в порнографию, а в финале все окончательно скатывается в полное безумие.
** «Факел Сатаны» А. А. Безуглова — всё начинается, как обычный советский детектив, однако в деле начинают появляться откровенно мистические подробности, сюрреалистические элементы, эротика, постепенно переходящая в порнографию, а в финале все окончательно скатывается в полное безумие.
* И даже в более ранней:
* И даже в более ранней:
** Частично даже «Мёртвые души» — под видом обычной России с реалистично-чернушной мерзостью скрывается самый настоящий Ад, из которого она должна возродиться вместе с главным героем. Причём не только метафорический: в обыденные и по-своему уютные картинки и события вкрадываются незаметные неправильности, например, хаотично меняющиеся времена года. И персонажи тоже довольно сюрреалистичные, до лёгкой жути. А по ходу сюжета сеттинг вообще становится всё более и более условным, уступая место идее русской «Божественной комедии».
** Частично даже «Мёртвые души» — под видом обычной России с реалистично-чернушной мерзостью скрывается самый настоящий Ад, из которого она должна возродиться вместе с главным героем. Причём не только метафорический: в обыденные и по-своему уютные картинки и события вкрадываются незаметные неправильности, например, хаотично меняющиеся времена года. И персонажи тоже довольно сюрреалистичные, до лёгкой жути. А по ходу сюжета сеттинг вообще становится всё более и более условным, уступая место идее русской «Божественной комедии».
Строка 87: Строка 87:
* Абсолютное большинство историй, написанных участниками Мракопедии: большинство авторов живут в постсоветских странах и работают на знакомом в реальной жизни материале. Перечислять их, пожалуй, даже нет смысла: проще перечислить те, которые ''не'' про это.
* Абсолютное большинство историй, написанных участниками Мракопедии: большинство авторов живут в постсоветских странах и работают на знакомом в реальной жизни материале. Перечислять их, пожалуй, даже нет смысла: проще перечислить те, которые ''не'' про это.
* Этим часто отдают размещённые в Сети тексты шизофреников и людей с другими психическими заболеваниями, например, знаменитые копипасты «Задолбанка в пуповину» и «[[:lm:Копипаста:Долгопрудненский узел связи|Долгопрудненский узел связи]]» (про пенсионерку Любимчикову), а также творчество с сайта [http://mindless-art.1gb.ru/ Mindless Art Group].
* Этим часто отдают размещённые в Сети тексты шизофреников и людей с другими психическими заболеваниями, например, знаменитые копипасты «Задолбанка в пуповину» и «[[:lm:Копипаста:Долгопрудненский узел связи|Долгопрудненский узел связи]]» (про пенсионерку Любимчикову), а также творчество с сайта [http://mindless-art.1gb.ru/ Mindless Art Group].
* «Большой дом» Максима Кича — лавкрафтианско-герметический оккультный ремейк «Троих из Простоквашино» в позднесоветском сеттинге. Производственная черная магия и промышленная демонология в комплекте. Топит [[педаль]] в инфернальное демоническое [[Простоквашино]] столь рьяно, что к автору невольно произрастают вопросы — хотя он старался, дабы нарратив произведения выглядел так, будто написан профаном, толком не нюхавшим элементарной бытовой ритуалистики.
* «Большой дом» Максима Кича — лавкрафтианско-герметический оккультный ремейк «Троих из Простоквашино» в позднесоветском сеттинге. Производственная черная магия и промышленная демонология в комплекте. Топит [[педаль]] в инфернальное демоническое [[Простоквашино]] столь рьяно, что к автору невольно произрастают вопросы — хотя он старался, дабы нарратив произведения выглядел так, будто написан профаном, толком не нюхавшим элементарной бытовой ритуалистики.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 98: Строка 98:
** «Папа, умер дед Мороз» Евгения Юфита по ОЧЕНЬ отдалённым мотивам все той же повести Толстого (впрочем, таково всё творчество Юфита и некрореалистов). Пригородные электрички наполнены бесцветными пассажирами, похожими на зомби, дегенеративные жители деревни проводят дикие и мерзкие обряды, а по лесам бесцельно бродят зловещие мужчины в деловых костюмах.
** «Папа, умер дед Мороз» Евгения Юфита по ОЧЕНЬ отдалённым мотивам все той же повести Толстого (впрочем, таково всё творчество Юфита и некрореалистов). Пригородные электрички наполнены бесцветными пассажирами, похожими на зомби, дегенеративные жители деревни проводят дикие и мерзкие обряды, а по лесам бесцельно бродят зловещие мужчины в деловых костюмах.
** В меньшей степени «[[Vlci bouda|Турбаза Волчья]]», там ещё ''советская'' хтонь, несмотря на творящуюся жуть — концовка оптимистическая.
** В меньшей степени «[[Vlci bouda|Турбаза Волчья]]», там ещё ''советская'' хтонь, несмотря на творящуюся жуть — концовка оптимистическая.
* «Путь Самоделкина» 2009 года по одноимённому тексту Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева — что характерно, в эпизодической роли даже снялся Дэвид Линч.
* «Путь Самоделкина» 2009 года по одноимённому тексту Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева — что характерно, в эпизодической роли даже снялся Дэвид Линч.
* «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова — экранизация получилась ещё более загадочной и психоделичной, чем первоисточник.
* «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова — экранизация получилась ещё более загадочной и психоделичной, чем первоисточник.
* «Богиня: как я полюбила» Ренаты Литвиновой.
* «Богиня: как я полюбила» Ренаты Литвиновой.
{{Youtube|iaI1U02GPHM}}
{{Youtube|iaI1U02GPHM}}
* Короткометражка «Обед» Вадима Климова — экранизация одного из текстов шизофреников (см. выше), концентрация эстетики зашкаливает.
* Короткометражка «Обед» Вадима Климова — экранизация одного из текстов шизофреников (см. выше), концентрация эстетики зашкаливает.
* «Жесть» (2006) — триллер с элементами хоррора. Журналистка в погоне за [[Беглые психи|беглым маньяком]] оказывается в полузаброшенном дачном поселке. Место действия совершенно сюрреалистично и наполнено выродками и дикарями всех мастей, которые живут так, будто они маньяки из американского фильма ужасов.
* «Жесть» (2006) триллер с элементами хоррора. Журналистка в погоне за [[Беглые психи|беглым маньяком]] оказывается в полузаброшенном дачном поселке. Место действия совершенно сюрреалистично и наполнено выродками и дикарями всех мастей, которые живут так, будто они маньяки из американского фильма ужасов.
* «Русалка» (2007) — сюрреалистическая и чернушная современная версия классической сказки, где реализм и магия сплелись настолько, что становится откровенно не по себе. На фоне мистики продолжается обычная и даже бытовушная жизнь обычных людей. Даже несмотря на дар протагонистки, не всегда полностью ей подвластный.
* «Русалка» (2007) — сюрреалистическая и чернушная современная версия классической сказки, где реализм и магия сплелись настолько, что становится откровенно не по себе. На фоне мистики продолжается обычная и даже бытовушная жизнь обычных людей. Даже несмотря на дар протагонистки, не всегда полностью ей подвластный.
* Фильмы Яна Шванкмайера:
* Фильмы Яна Шванкмайера:
Строка 109: Строка 109:
** «Бармаглот» — о том, как порочное общество уродует детей.
** «Бармаглот» — о том, как порочное общество уродует детей.
* «Черный альпинист» — эстонский хоррор о том, как кучка эстонских туристов застряла в 1989 г. в сибирском глухом углу Бурятск, нашпигованном мистикой. Духи, видения, сумасшедшие аборигены, морг в сарае, самогон для дезинфекции и прочая дикая [[клюква]] соответствуют [[Так плохо, что уже хорошо|качеству задумки]].
* «Черный альпинист» — эстонский хоррор о том, как кучка эстонских туристов застряла в 1989 г. в сибирском глухом углу Бурятск, нашпигованном мистикой. Духи, видения, сумасшедшие аборигены, морг в сарае, самогон для дезинфекции и прочая дикая [[клюква]] соответствуют [[Так плохо, что уже хорошо|качеству задумки]].
* «Проклятье Штирии» (2014) — сюжет классического готического рассказа «Кармилла», перенесенный в перестроечную венгерскую глубинку а-ля [[Убервальд]]. Местами даже смотрибельно.
* «Проклятье Штирии» (2014) сюжет классического готического рассказа «Кармилла», перенесенный в перестроечную венгерскую глубинку а-ля [[Убервальд]]. Местами даже смотрибельно.
* «Небесные жены луговых мари» — [[светлее и мягче]], чем остальное, покойнички не буйные.
* «Небесные жены луговых мари» — [[светлее и мягче]], чем остальное, покойнички не буйные.
* «Дети чугунных богов» — вроде бы и есть мистика, но вроде бы и нет ее… Мистика, не иначе.
* «Дети чугунных богов» — вроде бы и есть мистика, но вроде бы и нет ее… Мистика, не иначе.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 118: Строка 118:
* «[[Топи]]» — хтонь здесь присутствует как вполне бытовая, так и в виде отсылки к русскому [[фольклор]]у. Так, река и мост отсылают к реке Смородине и Калинову мосту, сами Топи окружены лесом. Баба Нюра — местная [[Баба-Яга]]: именно она кормит, поит, в бане моет и спать укладывает. И как тут не вспомнить про Ивана-Царевича!
* «[[Топи]]» — хтонь здесь присутствует как вполне бытовая, так и в виде отсылки к русскому [[фольклор]]у. Так, река и мост отсылают к реке Смородине и Калинову мосту, сами Топи окружены лесом. Баба Нюра — местная [[Баба-Яга]]: именно она кормит, поит, в бане моет и спать укладывает. И как тут не вспомнить про Ивана-Царевича!
* «Дело о мёртвых душах» — очень похоже на российскую версию верхнего примера. Только с гораздо большим градусом сюрреализма, при котором происходящее становится неотличимо от сна.
* «Дело о мёртвых душах» — очень похоже на российскую версию верхнего примера. Только с гораздо большим градусом сюрреализма, при котором происходящее становится неотличимо от сна.
* «Тайна [[Деревня со зловещим секретом|пропавшей деревни]]» — комедийный сериал от ТНТ, очень толстое пародирование сабжа.
* «Тайна [[Деревня со зловещим секретом|пропавшей деревни]]» — комедийный сериал от ТНТ, очень толстое пародирование сабжа.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
{{Youtube|A7CH3ltcR6c}}
{{Youtube|A7CH3ltcR6c}}
* Многие мультфильмы Ивана Максимова, в наибольшей степени «Вне игры» и «Провинциальная школа», чуть в меньшей — «Дополнительные возможности Пятачка». Замаскированная под мрачные и причудливые, но мультяшно-простые сказки чернуха о жизни людей с вполне человеческими проблемами.
* Многие мультфильмы Ивана Максимова, в наибольшей степени «Вне игры» и «Провинциальная школа», чуть в меньшей — «Дополнительные возможности Пятачка». Замаскированная под мрачные и причудливые, но мультяшно-простые сказки чернуха о жизни людей с вполне человеческими проблемами.
* «Клиника» 1993 года Александра Бубнова<ref>Между прочим, работавшего над мультфильмом «[[Остров сокровищ/Адаптации|Остров сокровищ]]» 1988 года</ref> — психоделический хоррор в духе «Лестницы Иакова». Главному герою снятся ночные кошмары, в которых его преследуют жуткие врачи из клиники: стоматолог-лангольер, медсестра-вампирша из пункта сдачи крови и др.
* «Клиника» 1993 года Александра Бубнова<ref>Между прочим, работавшего над мультфильмом «[[Остров сокровищ/Адаптации|Остров сокровищ]]» 1988 года</ref> — психоделический хоррор в духе «Лестницы Иакова». Главному герою снятся ночные кошмары, в которых его преследуют жуткие врачи из клиники: стоматолог-лангольер, медсестра-вампирша из пункта сдачи крови и др.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 131: Строка 131:
* «[[Братья Пилоты|Братья Пилоты 3D: Дело об огородных вредителях]]» — если предыдущие игры в серии были исключительно позитивными и комедийными, то в эту решили добавить элементы сабжа: [[Чёрный-чёрный человек|таинственный Человек в Чёрном]], который строит козни героям, мрачное Братство Дедов Морозов, где они летом спят в криокамерах, провинциальная [[гадалка]], древнеегипетская мистика… Получилось не очень, и в следующих играх от этого отказались.
* «[[Братья Пилоты|Братья Пилоты 3D: Дело об огородных вредителях]]» — если предыдущие игры в серии были исключительно позитивными и комедийными, то в эту решили добавить элементы сабжа: [[Чёрный-чёрный человек|таинственный Человек в Чёрном]], который строит козни героям, мрачное Братство Дедов Морозов, где они летом спят в криокамерах, провинциальная [[гадалка]], древнеегипетская мистика… Получилось не очень, и в следующих играх от этого отказались.
* «Чёрный Оазис» — провинциальный город Черноозёрск захлестнула волна убийств; из-за маньяка, прозванного Палачом, жителей города эвакуируют, и город превратился в полузаброшенный постсоветский Сайлент Хилл. В то же время главный герой приходит в себя в морге в абсолютно пустом здании больницы в этом самом городе и пытается выяснить, кто он и как там оказался… Вишенка на торте: здание опустело недавно. После посещения его Палачом…
* «Чёрный Оазис» — провинциальный город Черноозёрск захлестнула волна убийств; из-за маньяка, прозванного Палачом, жителей города эвакуируют, и город превратился в полузаброшенный постсоветский Сайлент Хилл. В то же время главный герой приходит в себя в морге в абсолютно пустом здании больницы в этом самом городе и пытается выяснить, кто он и как там оказался… Вишенка на торте: здание опустело недавно. После посещения его Палачом…
* «Ночной смотрящий» — похожий квест про маньяка в провинциальном городишке Посольск, из-за которого население начинает стремительно сокращаться. Потом оказывается, что тут еще замешаны вампиры… Жути не много, а ОЧЕНЬ много — трупы на улицах, летучие мыши посреди дня, кровь, вампиры-мутанты и т. п. Игра формально основана на одноименном романе Олега Дивова.
* «Ночной смотрящий» — похожий квест про маньяка в провинциальном городишке Посольск, из-за которого население начинает стремительно сокращаться. Потом оказывается, что тут еще замешаны вампиры… Жути не много, а ОЧЕНЬ много — трупы на улицах, летучие мыши посреди дня, кровь, вампиры-мутанты и т. п. Игра формально основана на одноименном романе Олега Дивова.
* «Петька-6. Новая реальность» — очередная часть «Петьки» решила спародировать «[[Ночной/Дневной Дозор|Ночной дозор]]». В итоге действие происходит в мегаполисе, в котором [[Странная альтернативная реальность|ночью на улицах]] живет сплошь нечисть: вампиры, мутанты, зомби, мумии и т. п., а постсоветские реалии тесно переплетены с мистикой (как вам, скажем, горгульи на крыше многоэтажки?). Днем город занят людьми, но странностей ничуть не меньше…
* «Петька-6. Новая реальность» — очередная часть «Петьки» решила спародировать «[[Ночной/Дневной Дозор|Ночной дозор]]». В итоге действие происходит в мегаполисе, в котором [[Странная альтернативная реальность|ночью на улицах]] живет сплошь нечисть: вампиры, мутанты, зомби, мумии и т. п., а постсоветские реалии тесно переплетены с мистикой (как вам, скажем, горгульи на крыше многоэтажки?). Днем город занят людьми, но странностей ничуть не меньше…
* «Дом русалок» — мистический point-and-click с элементами новеллы и хоррора, в котором основное действие происходит в провинциальном российском городе девяностых.
* «Дом русалок» — мистический point-and-click с элементами новеллы и хоррора, в котором основное действие происходит в провинциальном российском городе девяностых.
* «Sally Face» — тоже квест, тоже завязанный на подростковые ужастики, но теперь в провинциальной Америке девяностых. В полуубитой унылой пятиэтажке рядом с жильцами находятся призраки, убийцы, культисты, а в подвале — аж целый сатанинский культ. Только школьники с мистической приставкой и электрогитарой могут их победить.
* «Sally Face» — тоже квест, тоже завязанный на подростковые ужастики, но теперь в провинциальной Америке девяностых. В полуубитой унылой пятиэтажке рядом с жильцами находятся призраки, убийцы, культисты, а в подвале — аж целый сатанинский культ. Только школьники с мистической приставкой и электрогитарой могут их победить.
* «Almost My Floor» — да в общем то же самое. Опять квест, загадочная многоэтажка в Америке, призраки, убийцы, культисты и сюрреалистичные миры, в которые с ходу впадают жильцы. Разве что теперь в игре современность и к концу выясняется, что мистика [[Ложная мистика|явно ненастоящая]]. Или все же нет?
* «Almost My Floor» — да в общем то же самое. Опять квест, загадочная многоэтажка в Америке, призраки, убийцы, культисты и сюрреалистичные миры, в которые с ходу впадают жильцы. Разве что теперь в игре современность и к концу выясняется, что мистика [[Ложная мистика|явно ненастоящая]]. Или все же нет?
* «Kathy Rain» — в ту же степь. Студентка расследует исчезновения в [[Тихий омут|маленьком американском городке]] в девяностых. Но это уже ближе к тропу «[[Типа я Линч]]» и больше похоже на «[[Твин Пикс]]».
* «Kathy Rain» — в ту же степь. Студентка расследует исчезновения в [[Тихий омут|маленьком американском городке]] в девяностых. Но это уже ближе к тропу «[[Типа я Линч]]» и больше похоже на «[[Твин Пикс]]».
* Farebird (2023) — дальнобойщица Крайнего Севера побеждает дух Кащея; инди-андвенчура о России, но внезапно от французов. Русские сказки слегка переосмыслены в сторону хтоничности — призраки мертвых из Гулага на пути, волшебный дуб, языческий тотем-оберег и т. д.
* Farebird (2023) дальнобойщица Крайнего Севера побеждает дух Кащея; инди-андвенчура о России, но внезапно от французов. Русские сказки слегка переосмыслены в сторону хтоничности — призраки мертвых из Гулага на пути, волшебный дуб, языческий тотем-оберег и т. д.
* В такой эстетике (с переносом в Америку) частично выдержана франшиза «Five Nights at Freddy’s» — зловещий уют, болезненная ностальгия, жуткое злодеяние на преувеличенно милом праздничном фоне… А также примером даже в большей степени можно назвать книги, где оказывается, что настоящее зло всё это время исходило от людей, а вовсе не от несчастных железяк.
* В такой эстетике (с переносом в Америку) частично выдержана франшиза «Five Nights at Freddy’s» — зловещий уют, болезненная ностальгия, жуткое злодеяние на преувеличенно милом праздничном фоне… А также примером даже в большей степени можно назвать книги, где оказывается, что настоящее зло всё это время исходило от людей, а вовсе не от несчастных железяк.
* [[Militsioner]] — симулятор побега от гигантского милиционера из города, где все тебя не любят.
* [[Militsioner]] — симулятор побега от гигантского милиционера из города, где все тебя не любят.
Строка 144: Строка 144:
* «Afterfall: InSanity» — из бункера-убежища размеров с целый город, в котором откуда-то взялись жуткие мутанты, в населенный каннибалами город-декорацию, а оттуда — на поверхность, где происходит что-то уже откровенно мистическое.
* «Afterfall: InSanity» — из бункера-убежища размеров с целый город, в котором откуда-то взялись жуткие мутанты, в населенный каннибалами город-декорацию, а оттуда — на поверхность, где происходит что-то уже откровенно мистическое.
* «Bad Dream: Coma» — в принципе, хтонь не постсоветская, но по стилистике вполне себе подходит под троп. Point-and-click квест, в котором игроку предстоит отыскать Смерть и уговорить её (его?) вернуться в мир.
* «Bad Dream: Coma» — в принципе, хтонь не постсоветская, но по стилистике вполне себе подходит под троп. Point-and-click квест, в котором игроку предстоит отыскать Смерть и уговорить её (его?) вернуться в мир.
* [[Sir, you are being hunted]] — а это, для сравнения, в сеттинге старой недоброй Британии. Маленькие городки, джентри, долбанутые роботы, стиль начала XIX века.
* [[Sir, you are being hunted]] а это, для сравнения, в сеттинге старой недоброй Британии. Маленькие городки, джентри, долбанутые роботы, стиль начала XIX века.


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* «[[Зайчик]]» — визуальный роман по одноимённому рассказу из Мракопедии. По характеристике одного из фанатских обзоров, похоже на «Оно» в реалиях русских девяностых. Напоминает популярные среди детей страшилки. Присутствуют абсолютно необъяснимые хтонические звери<ref>Что интересно, в рассказе они прямо показаны нежитью. Если вспомнить про то какую роль выполняет лес в славянской мифологии, а это либо сам нижний мир, либо его граница, то становится немного яснее. В добавок леший в некоторых быличках похищал детей и женщин, после такого похищения они умирали.</ref>.
* «[[Зайчик]]» — визуальный роман по одноимённому рассказу из Мракопедии. По характеристике одного из фанатских обзоров, похоже на «Оно» в реалиях русских девяностых. Напоминает популярные среди детей страшилки. Присутствуют абсолютно необъяснимые хтонические звери<ref>Что интересно, в рассказе они прямо показаны нежитью. Если вспомнить про то какую роль выполняет лес в славянской мифологии, а это либо сам нижний мир, либо его граница, то становится немного яснее. В добавок леший в некоторых быличках похищал детей и женщин, после такого похищения они умирали.</ref>.
* «Грех» от разработчика BABA NURA. Эдакий подростковый хоррор. ГГ, подросток по имени Роман, вместе с семьей, приезжает в деревню к умирающей прабабушке, чтобы показаться ей на глаза, перед тем как она отправится в мир иной. Уже в самой деревне оказывается, что бабуля — далеко не божий одуванчик, а самая настоящая ведьма, которой перед смертью нужно скинуть свою силу на кого-либо. И вот с этого момента в новелле начинается действие, собранное вперемешку из стереотипов 90-х, русского деревенского фольклора и старинных быличек про всякую нечисть.
* «Грех» от разработчика BABA NURA. Эдакий подростковый хоррор. ГГ, подросток по имени Роман, вместе с семьей, приезжает в деревню к умирающей прабабушке, чтобы показаться ей на глаза, перед тем как она отправится в мир иной. Уже в самой деревне оказывается, что бабуля - далеко не божий одуванчик, а самая настоящая ведьма, которой перед смертью нужно скинуть свою силу на кого-либо. И вот с этого момента в новелле начинается действие, собранное вперемешку из стереотипов 90-х, русского деревенского фольклора и старинных быличек про всякую нечисть.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
Строка 179: Строка 179:
=== Прочее ===
=== Прочее ===
* Мемы «безысходность» — сферический пример в вакууме. Часто доходит даже до сюрреализма.
* Мемы «безысходность» — сферический пример в вакууме. Часто доходит даже до сюрреализма.
* «[[Kraina Grzybow TV: Poradnik Uśmiechu|Страна грибов: Учебник улыбки]]». Вся суть шоу, согласно меткому комментарию, в отображении «родной славянской крипоты». Особенно клип «Грибные мелодии. Баллада в ритме Джинс»: мутные солнечные пейзажи в стиле полуденного ужаса, тёмные комнаты контрастируют с ослепляющим светом улицы, тающие силуэты детей, таинственные неразгаданные символы, обычные вещи и события, кажущиеся зловещими. И традиционный упадок, контрастирующий с неестественной жизнерадностностью и простором — сломанные вещи, гниющая прямо в тарелках еда.
* «[[Kraina_Grzybow_TV:_Poradnik_Uśmiechu|Страна грибов: Учебник улыбки]]». Вся суть шоу, согласно меткому комментарию, в отображении «родной славянской крипоты». Особенно клип «Грибные мелодии. Баллада в ритме Джинс»: мутные солнечные пейзажи в стиле полуденного ужаса, тёмные комнаты контрастируют с ослепляющим светом улицы, тающие силуэты детей, таинственные неразгаданные символы, обычные вещи и события, кажущиеся зловещими. И традиционный упадок, контрастирующий с неестественной жизнерадностностью и простором — сломанные вещи, гниющая прямо в тарелках еда.
** По словам зрителей, атмосфера передаёт ностальгию по эпохе, которую ты не застал или которой просто не существует.
** По словам зрителей, атмосфера передаёт ностальгию по эпохе, которую ты не застал или которой просто не существует.
** Сюда же его преемник «[[Nano%C5%BEka_a_pono%C5%BEek]]». Эстетика гнили и грязи, [[гурман-гуро|мерзкой еды]] и неухоженности в уютном антураже панельных домов, старой квартиры и милых обоев в цветочек.
** Сюда же его преемник «[[Nano%C5%BEka_a_pono%C5%BEek]]». Эстетика гнили и грязи, [[гурман-гуро|мерзкой еды]] и неухоженности в уютном антураже панельных домов, старой квартиры и милых обоев в цветочек.
* [https://habr.com/ru/post/535854/ В этот стиль умеет даже нейросеть!]
* [https://habr.com/ru/post/535854/ В этот стиль умеет даже нейросеть!]
* «Самосбор» — целая интернет-вселенная, некогда выросшая из треда на сосаче. Суть её в следующем: где-то в альтернативном мире существует Гигахрущёвка (Гигахрущ) — гигантский дом, состоящий из хрущёвок советского типа. Что за её пределами, жильцы не знают, и считается, что покинуть её невозможно. Жильцы живут в целом обычной жизнью, но периодически на их этажи приходит паранормальная хтонь под названием Самосбор, когда они вынуждены баррикадироваться в квартирах. Что это за явление, никто толком не знает, понятно лишь, что в период Самосбора в коридорах между квартирами бродят [[Чу-Чу]], так и норовящие зохавать зазевавшегося жильца, не успевшего спрятаться в квартире. Внутри Гиперхруща существуют НИИ, которые изучают Самосбор, и Ликвидаторы, которые ликвидируют его последствия (а также выполняют функции полиции и исполнительной власти).
* «Самосбор» — целая интернет-вселенная, некогда выросшая из треда на сосаче. Суть её в следующем: где-то в альтернативном мире существует Гигахрущёвка (Гигахрущ) — гигантский дом, состоящий из хрущёвок советского типа. Что за её пределами, жильцы не знают, и считается, что покинуть её невозможно. Жильцы живут в целом обычной жизнью, но периодически на их этажи приходит паранормальная хтонь под названием Самосбор, когда они вынуждены баррикадироваться в квартирах. Что это за явление, никто толком не знает, понятно лишь, что в период Самосбора в коридорах между квартирами бродят [[Чу-Чу]], так и норовящие зохавать зазевавшегося жильца, не успевшего спрятаться в квартире. Внутри Гиперхруща существуют НИИ, которые изучают Самосбор, и Ликвидаторы, которые ликвидируют его последствия (а также выполняют функции полиции и исполнительной власти).
* Проект Александр Блог. Например, рассказ, «Новогоднее поздравление»: «— Дорогие россияне! — продолжал Президент. — На миру и смерть красна! Эта русская народная поговорка ярко и точно характеризует все то, что предстоит вам в ближайшие дни. Я буду краток: 2022 года не будет. После моего обращения на всей территории Российской Федерации, включая Крым, начнется Кормление личинок Непредставимого Пхы. Я не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что бежать бесполезно.»
* Проект Александр Блог. Например, рассказ, «Новогоднее поздравление»: «— Дорогие россияне! — продолжал Президент. — На миру и смерть красна! Эта русская народная поговорка ярко и точно характеризует все то, что предстоит вам в ближайшие дни. Я буду краток: 2022 года не будет. После моего обращения на всей территории Российской Федерации, включая Крым, начнется Кормление личинок Непредставимого Пхы. Я не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что бежать бесполезно.»
* [[ШКЯ]] также тяготеет к этой эстетике. Педаль настолько продавливает пол, что эстетика доходит до самого настоящего гротеска, а потому перестаёт пугать и начинает смешить. В наибольшей степени это характерно для коротких мультиков с YouTube (кстати, Егор Семёныч, ну что Вы как паук!), в комиксах чуть умереннее и с акцентом на другое (на нелепость персонажей и ситуаций, а не образа жизни в целом).
* [[ШКЯ]] также тяготеет к этой эстетике. Педаль настолько продавливает пол, что эстетика доходит до самого настоящего гротеска, а потому перестаёт пугать и начинает смешить. В наибольшей степени это характерно для коротких мультиков с YouTube (кстати, Егор Семёныч, ну что Вы как паук!), в комиксах чуть умереннее и с акцентом на другое (на нелепость персонажей и ситуаций, а не образа жизни в целом).
{{Youtube|wdiGjBWQrGo|Палочник}}
{{Youtube|wdiGjBWQrGo|Палочник}}
Строка 193: Строка 193:
* Работы художницы @inkyami со вплетением сказочных, фольклорных и религиозно-мистических мотивов в городскую повседневность. С довольно жуткой атмосферой приближения неминуемого кошмара.
* Работы художницы @inkyami со вплетением сказочных, фольклорных и религиозно-мистических мотивов в городскую повседневность. С довольно жуткой атмосферой приближения неминуемого кошмара.
* Некоторые картины Алекса Андреева, хотя в целом стиль больше тянет в противоположную сторону радостного, часто до жути, и светлого, хотя и сюрреалистического будущего… в котором часто нет места для человека и человечности, а проблемы никуда не исчезают. Но есть и примеры этой эстетики тоже.
* Некоторые картины Алекса Андреева, хотя в целом стиль больше тянет в противоположную сторону радостного, часто до жути, и светлого, хотя и сюрреалистического будущего… в котором часто нет места для человека и человечности, а проблемы никуда не исчезают. Но есть и примеры этой эстетики тоже.
** Интернет-вселенная Metronomicon — интернет-вселенная, выросшая из сюрреалистичных картин картин цифрового художника Алекса Андреева. Альтернативный мир, в XX столетии изменившийся до неузнаваемости вследствие процесса, получившего название «Инфильтрация». В результате этого процесса вся планета превратилась в сюрреалистичную реальность, где люди рассекают на биомеханических машинах с лапами вместо колёс и поездах-сороконожках, огромные пауки-арахниды заменили людям собак, а искуственно выведенный гибрид арахнида и кота — кошек, разного рода жуткие чужеродные чудовища, нарицаемые «левиафанами», пугают людей своим появлением и оставляют множество вопросов, а про прочие мелочи типа летающих островов, гравитационных аномалий, «миражей» (разновидность визуальной аномалии в виде появляющихся в небе образов) и тех людей, которым не повезло попасть под воздействие энергии Инфильтрации, из-за чего они сами стали аномалиями и чужеродными существами, упомянем вскользь. При этом люди не только не отчаялись, но и научились жить в этом мире, и даже ставят его проявления себе на службу. Однако проблемы, старые и новые, никуда при этом ни делись. Пополам с собственно советской хтонью — СССР в этом мире не распался, основав крупнейшую в мире организацию по исследованию проявлений Инфильтрации, известную как НИИ «Спецбиотех», и та вполне успешно функционирует.
** Интернет-вселенная Metronomicon — интернет-вселенная, выросшая из сюрреалистичных картин картин цифрового художника Алекса Андреева. Альтернативный мир, в XX столетии изменившийся до неузнаваемости вследствие процесса, получившего название «Инфильтрация». В результате этого процесса вся планета превратилась в сюрреалистичную реальность, где люди рассекают на биомеханических машинах с лапами вместо колёс и поездах-сороконожках, огромные пауки-арахниды заменили людям собак, а искуственно выведенный гибрид арахнида и кота — кошек, разного рода жуткие чужеродные чудовища, нарицаемые «левиафанами», пугают людей своим появлением и оставляют множество вопросов, а про прочие мелочи типа летающих островов, гравитационных аномалий, «миражей» (разновидность визуальной аномалии в виде появляющихся в небе образов) и тех людей, которым не повезло попасть под воздействие энергии Инфильтрации, из-за чего они сами стали аномалиями и чужеродными существами, упомянем вскользь. При этом люди не только не отчаялись, но и научились жить в этом мире, и даже ставят его проявления себе на службу. Однако проблемы, старые и новые, никуда при этом ни делись. Пополам с собственно советской хтонью — СССР в этом мире не распался, основав крупнейшую в мире организацию по исследованию проявлений Инфильтрации, известную как НИИ «Спецбиотех», и та вполне успешно функционирует.
* Борис Грох и его монстры, теряющиеся в безрадостных городских ландшафтах. Некоторые картины, например, призраки сгоревших в лесах животных, обличают даже не пороки, а конкретные поступки людей.
* Борис Грох и его монстры, теряющиеся в безрадостных городских ландшафтах. Некоторые картины, например, призраки сгоревших в лесах животных, обличают даже не пороки, а конкретные поступки людей.
* Позднее творчество мэтра [[соцреализм]]а Гелия Коржева, особенно цикл «Тюрлики», можно считать предтечей тропа и как бы не первопримером.
* Позднее творчество мэтра [[соцреализм]]а Гелия Коржева, особенно цикл «Тюрлики», можно считать предтечей тропа и как бы не первопримером.
* Некоторые картины Михаила Борулько. [https://www.artstation.com/artwork/wvPGL «Девочка, девочка! ГРБ на колёсиках нашёл твою улицу, сейчас он ищет твой дом».]
* Некоторые картины Михаила Борулько. [https://www.artstation.com/artwork/wvPGL «Девочка, девочка! ГРБ на колёсиках нашёл твою улицу, сейчас он ищет твой дом».]
* Агитационные ролики МЧС Магнитошахтинской области. В мозги внедряются акротиды, в лесах на людей нападают оплетаи, в заброшенных домах селятся укромщики, по ночам бродят жердяи (но они не очень опасные)…
* Агитационные ролики МЧС Магнитошахтинской области. В мозги внедряются акротиды, в лесах на людей нападают оплетаи, в заброшенных домах селятся укромщики, по ночам бродят жердяи (но они не очень опасные)…
* История о «группах смерти», как она описывалась в прессе в 2016 году, производила такое впечатление.
* История о «группах смерти», как она описывалась в прессе в 2016 году, производила такое впечатление.
* Мультики Няни Линн (The Films of Nanny Lynn): яркие детские анимации, созданные Няней Линн на компьютере Amiga (например, «The Story Of Srebrenica»: о девочке, унесённой ураганом из дома и воспитанной волками) — странные, тоскливые, но по-домашнему тёплые.
* Мультики Няни Линн (The Films of Nanny Lynn): яркие детские анимации, созданные Няней Линн на компьютере Amiga (например, «The Story Of Srebrenica»: о девочке, унесённой ураганом из дома и воспитанной волками) странные, тоскливые, но по-домашнему тёплые.
* Телепередача-некролог «[[Царствие Небесное]]» — нашумевшая в своё время история о якобы найденных в архивах Алтайского телевидения записях передачи с таким названием, якобы шедшей в 1992—1994 годах. Выглядит настолько страшно и пугающе, что с трудом верится, что подобные некрологи могли пускать в эфир. Как оказалось, верится не без причины — почти все «архивные записи» оказались довольно качественным фэйком, сделанным энтузиастом на основе одной страшной истории. Все, кроме одной, которую он не делал, а случайно нашёл… и вот тут уже не понятно — это тоже фэйк, или реальная уцелевшая запись этого некролога.
* Телепередача-некролог «[[Царствие Небесное]]» — нашумевшая в своё время история о якобы найденных в архивах Алтайского телевидения записях передачи с таким названием, якобы шедшей в 1992—1994 годах. Выглядит настолько страшно и пугающе, что с трудом верится, что подобные некрологи могли пускать в эфир. Как оказалось, верится не без причины — почти все «архивные записи» оказались довольно качественным фэйком, сделанным энтузиастом на основе одной страшной истории. Все, кроме одной, которую он не делал, а случайно нашёл… и вот тут уже не понятно — это тоже фэйк, или реальная уцелевшая запись этого некролога.


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references />


{{Nav/Ужасы}}
{{Nav/Ужасы}}
{{Nav/СССР и Россия}}
{{Nav/СССР и Россия}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!