Редактирование: Приглючения в Глюколяндии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|MushroomSamba|Mushroom Samba|ThroughTheEyesOfMadness|Through the Eyes of Madness|AcidTripDimension|Acid-Trip Dimension}}
{{TVTropes|MushroomSamba|Mushroom Samba|ThroughTheEyesOfMadness|Through the Eyes of Madness}}
{{Spoilers ahoy}}
{{Spoilers ahoy}}
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
И уносят меня, и уносят меня, в цветную звенящую хрень
И уносят меня, и уносят меня, в цветную звенящую хрень
Три белых [[Крутая лошадка|коня]], два красных [[Слоны и мамонты|слона]], [[Милый пингвинчик|пингвин]], [[Бегемоты и гиппопотамы|бегемот]] и [[Прекрасный олень|олень]].|Народное}}
Три белых коня, два красных слона, пингвин, бегемот и олень.|Народное}}
{{q|В [[альтернативная история|альтернативной истории]] есть подводные камни. Если ваш дедушка окажется главарем банды орков, бабушка — принцессой на горошине, а маршал Жуков понесёт Кольцо Всевластья через всю Европу, чтобы бросить его в пылающий Рейхстаг, — насторожитесь. Возможно, вместо [[фэнтези]] мы имеем дело со скрытыми возможностями фармакологии. Во всём виновата ваша рассеянность: перед сном нужно было съесть таблетку от аллергии и зарядить антикомариную таблетку в «Фумитокс», а не наоборот.|Михаил Попов, «Что делать, если вы [[попаданец|попали]] в фэнтези»}}
{{q|В [[альтернативная история|альтернативной истории]] есть подводные камни. Если ваш дедушка окажется главарем банды орков, бабушка — принцессой на горошине, а маршал Жуков понесёт Кольцо Всевластья через всю Европу, чтобы бросить его в пылающий Рейхстаг, — насторожитесь. Возможно, вместо [[фэнтези]] мы имеем дело со скрытыми возможностями фармакологии. Во всём виновата ваша рассеянность: перед сном нужно было съесть таблетку от аллергии и зарядить антикомариную таблетку в «Фумитокс», а не наоборот.|Михаил Попов, «Что делать, если вы [[попаданец|попали]] в фэнтези»}}
{{Video|WcPpWjIWDxo|Кислотные грёзы [[Leisure Suit Larry|Ларри Лаффера]]}}
{{Video|WcPpWjIWDxo|Кислотные грёзы [[Leisure Suit Larry|Ларри Лаффера]]}}
Герой приходит в себя в неком непонятном месте. Или вообще не помнит, как он оказался в том месте, где находится. И вскоре, начинает замечать, что окружающий мир кажется всё более нереальным и сюрреалистичным, а окружающие люди начинают вести себя [[OOC|нехарактерно для себя]], и герой начинает понимать, что с реальностью что-то не то. [[Машина лотофагов]]? Нет, обошлось без машины. [[Твист Амброза Бирса]] или [[Приключения в Комаляндии]]? Нет, в '''Глюколяндии''', и, скорее, '''приглючения'''. Тело героя живо и здорово, и он находится в сознании, однако мозг воспринимает реальность неадекватно и не способен отличить реальное от воображаемого из-за психической болезни или одурманивания алкоголем, наркотиками или галлюциногенами. При этом грани между тем и другим размыты (например, вроде бы реальный человек внезапно превращается в фантастического монстра); это особенно добавляет драматизма, если герой, например, выполняет какое-то важное задание или ведёт детективное расследование и не может отличить реальные «ниточки» от воображаемых.
Герой приходит в себя в неком непонятном месте. Или вообще не помнит, как он оказался в том месте, где находится. И вскоре, начинает замечать, что окружающий мир кажется всё более нереальным и сюрреалистичным, а окружающие люди начинают вести себя [[OOC|нехарактерно для себя]], и герой начинает понимать, что с реальностью что-то не то. [[Машина лотофагов]]? Нет, обошлось без машины. [[Твист Амброза Бирса]] или [[Приключения в Комаляндии]]? Нет, в '''Глюколяндии''', и, скорее, '''приглючения'''. Тело героя живо и здорово, и он находится в сознании, однако мозг воспринимает реальность неадекватно и не способен отличить реальное от воображаемого из-за психической болезни или одурманивания алкоголем, наркотиками или галлюциногенами. При этом грани между тем и другим размыты (например, вроде бы реальный человек внезапно превращается в фантастического монстра); это особенно добавляет драматизма, если герой, например, выполняет какое-то важное задание или ведёт детективное расследование и не может отличить реальные «ниточки» от воображаемых.


Субтроп — [[Психиатрический триллер]]. Часто приводит к эффекту [[Обыденный кошмар|обыденного кошмара]]. Если персонаж сходит с ума постепенно, может сочетаться с тропом [[Дневник катастрофы]]. А если в описание глюков автор вставляет сцены и сюжетные линии, которых глюковидец не видел и видеть не мог, получается [[сон с катсценами]].
Субтроп — [[Психиатрический триллер]]. Часто приводит к эффекту [[Обыденный кошмар|обыденного кошмара]]. Если персонаж сходит с ума постепенно, может сочетаться с тропом [[Дневник катастрофы]].


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 14: Строка 14:
=== [[Фольклор]] ===
=== [[Фольклор]] ===
* Анекдот «в бане не срать!».
* Анекдот «в бане не срать!».
* [[Наше Всё|В первый раз закинул он невод]] пришёл невод с одною тиной. Огорчился старик, испугался: «Что мне делать с утопшей Тиной Тёрнер»? Второй раз закинул он невод — пришёл невод с травою морскою. [[увеселительная травка|Покурил дед морской травы]], и стало всё, как в сказке: и рыбки говорят, и желания исполняются.
* [[Наше Всё|В первый раз закинул он невод]] — пришёл невод с одною тиной. Огорчился старик, испугался: «Что мне делать с утопшей Тиной Тёрнер»? Второй раз закинул он невод — пришёл невод с травою морскою. [[увеселительная травка|Покурил дед морской травы]], и стало всё, как в сказке: и рыбки говорят, и желания исполняются.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Э. Т. А. Гофман, сказка «Песочный человек» — излагается всё настолько тонко, что невозможно понять, изначально ли безумен главный герой или же его понемногу сводит с ума воплощённое в облике Песочного Человека-Коппелиуса зло.
* [[Эдгар Аллан По]] — постоянно. Самый хрестоматийный пример — «Сердце-обличитель»: скорее всего, рассказчик (или рассказчица, в оригинале непонятно, а По писал и от лица женщин) слышит стук чужого сердца исключительно в своей голове.
* Н. В. [[Гоголь]], «Записки сумасшедшего» — как бы не [[кодификатор]] в отечественной литературе.
* [[Герберт Уэллс]], «Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь»: когда [[капитан-отморозок]] умышленно оставляет ГГ на борту тонущего судна, тот теряет связь с реальностью и проживает вымышленную жизнь на необитаемом острове среди дикарей и [[Доисторический — значит, страшный|ужасных мегатериев]]. В действительности его спасли и благополучно доставили в Нью-Йорк.
* [[Герберт Уэллс]], «Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь»: когда [[капитан-отморозок]] умышленно оставляет ГГ на борту тонущего судна, тот теряет связь с реальностью и проживает вымышленную жизнь на необитаемом острове среди дикарей и [[Доисторический — значит, страшный|ужасных мегатериев]]. В действительности его спасли и благополучно доставили в Нью-Йорк.
* [[Гринландия|Александр Грин]]: события «Серого автомобиля» (девушка, оказавшаяся ожившей куклой, и загадочный автомобиль, преследующий ГГ) — по всей видимости, бред главного героя. [[Может, магия, а может, реальность|А возможно, и нет]]. Весь рассказ можно считать сплошной [[Отсылка|отсылкой]] к «Песочному человеку» Гофмана.
* Роджер Желязны, «Остров мёртвых» — поедание некоего корешка вызывает групповые галлюцинации. Используется в похоронном ритуале и в дуэлях.
* [[Булгаков]], «Дьяволиада» — [[типа я Кафка|кафкианская]] история про советского служащего, который постепенно сходит с ума на почве увольнения с работы и бюрократических перипетий. Доходит до того, что он начинает считать своего начальника Кальсонера (в котором некоторые видят намёк на Ленина) представителем нечистой силы и видит, как он превращается в чёрного кота.
* Тургенев, «История лейтенанта Ергунова» ― заглавный герой словил неплохого такого глюкана после того, как его опоила, ограбила и чуть не убила молодая девушка, которую он пытался соблазнить ― да, прямо как Ларри из Leisure Suit Larry 7 (см. видео в начале статьи). Вначале он видит своего сослуживца с перевёрнутым лицом (глаза на месте усов и наоборот), потом они с девушкой якобы уплывают в Стамбул для бракосочетания, «так как она была турчанка, а государь его пожаловал в действительные турки». В Стамбуле он видит «дома в виде тирольских шляп», затем они с девушкой прямо на лодке вплывают в гостиную их дома ― потом девушка превращается в мальчика в курточке, а герой становится его гувернёром и лезет за мальчиком в подзорную трубу.
* Мариша Пессл, «Ночное кино» ― герой-журналист проникает в особняк легендарного режиссёра, которого подозревают в оккультизме, и переживает там разные фантастические приключения. Позднее выясняется, что, будучи в оранжерее особняка, герой отравился сразу несколькими галлюциногенными растениями, поэтому неясно, что из происходившего с ним после этого было реально, а что нет.
* Станислав Лем, «Футурологический конгресс» — вся книга об этом. В самом конце герой все-таки выходит в реальность.
* Кен Кизи, «Над кукушкиным гнездом» — в книге Вождь Бромден сообщает множество такого, что не экранизируешь.
* [[Роджер Желязны]], «Остров мёртвых» — поедание некоего корешка вызывает групповые галлюцинации. Используется в похоронном ритуале и в дуэлях.
* [[Philip Kindred Dick|Филип К. Дик]] вообще любил этот троп:
* [[Philip Kindred Dick|Филип К. Дик]] вообще любил этот троп:
** «Вера отцов наших» — [[субверсия]]: глюки ГГ после принятого порошка оказались реальностью, так как порошок снимал действие галлюциногенов, добавляемых властями в питьевую воду.
** «Вера отцов наших» — [[субверсия]]: глюки ГГ после принятого порошка оказались реальностью, так как порошок снимал действие галлюциногенов, добавляемых властями в питьевую воду.
Строка 34: Строка 25:
** «Три стигмата Палмера Элдрича» — любой, кто хоть раз попробует чуинг-зет, обречён быть Богом своей личной реальности, силой мысли творить вселенные, но никогда не узнать, в реальности он или очередной иллюзии. Но над всеми реальностями правит заглавный Палмер Элдрич, и всякий отведавший наркотик обретает его стигматы — искусственные руку, челюсть и глаза. Избавиться от действия наркотика невозможно — можно только принять очередную реальность как данность.
** «Три стигмата Палмера Элдрича» — любой, кто хоть раз попробует чуинг-зет, обречён быть Богом своей личной реальности, силой мысли творить вселенные, но никогда не узнать, в реальности он или очередной иллюзии. Но над всеми реальностями правит заглавный Палмер Элдрич, и всякий отведавший наркотик обретает его стигматы — искусственные руку, челюсть и глаза. Избавиться от действия наркотика невозможно — можно только принять очередную реальность как данность.
*** Есть точка зрения, что сам мир романа — галлюцинация самого Палмера Элдрича, и потому «святым» и бессмертным является тот, кто понимает иллюзорность и этого мира.
*** Есть точка зрения, что сам мир романа — галлюцинация самого Палмера Элдрича, и потому «святым» и бессмертным является тот, кто понимает иллюзорность и этого мира.
** «Око Небесное» и «Убик» — доведено до логичного завершения.
** «Око Небесное» и «Убик» — доведено до логичного завершения.
** «Лабиринт Смерти» — и вышло за его пределы.
** «Лабиринт Смерти» — и вышло за его пределы.
* «[[Дом, в котором]]» — [[с прикрученным фитильком]]. Большинство обитателей Дома всё же не сумасшедшие (хотя встречаются и такие), но практически все они, скажем так, с ''очень'' богатым воображением, а некоторые ещё и склонны употреблять [[Убойный лимонад|сомнительные вещества]]. Поэтому остаётся непонятным, насколько реальны происходящие с ними мистические события и иные миры, в которые они погружаются.
* [[Нил Гейман]], «Океан в конце дороги» — пополам с [[Ужас у холодильника]]. Действительно ли на ферме поселились сверхъестественные создания — или вся мистика была плодом воображения мальчика, потрясённого самоубийством соседа, распадом семьи и жестокостью няни? А ведь, скорее всего, в этом случае Лесли тонет по-настоящему — а вот чудесного воскрешения ожидать не приходится…
* Михаил Успенский, «Кого за смертью посылать» — путешествие зарытого в курган главгероя в загробный мир оказалось вроде как галлюцинацией. Впрочем, когда главгерой приходит в себя, то оказывается, что труп из кургана таки ушёл, куда полагается.
* Михаил Успенский, «Кого за смертью посылать» — путешествие зарытого в курган главгероя в загробный мир оказалось вроде как галлюцинацией. Впрочем, когда главгерой приходит в себя, то оказывается, что труп из кургана таки ушёл, куда полагается.
* «Going Bovine» Либбы Брэй — чёрная комедия про подростка, страдающего галлюцинациями после заражения [[:w:Болезнь Крейтцфельдта — Якоба|коровьим бешенством]]. Вместе с другом он сбегает из больницы и отправляется в безумное путешествие по всей Америке, чтобы добраться до [[:w:Диснейуорлд|Диснейленда во Флориде]], где обитает учёный-физик [[Икс — это звучит круто|доктор Икс]], который сможет его спасти. По пути он попадает на вечеринку в Новом Орлеане, где знакомится с говорящим садовым гномом, скрывается от [[Заговор Весёлых Мебельщиков|секретных агентов из компании]], производящей [[:w:Снежный шар|снежные шары]], и переживает ещё множество диких прик(г)лючений.
* Игорь Бураков, «[https://vk.com/@-21039234-taro-bezdny-luna-xviii Луна]» — самая непротиворечивая и простая версия происходящего состоит в том, что протагонист давно и прочно сошёл с ума, а, узнав об измене девушки в свой же день рождения, просто убил и её, и своего друга-соблазнителя, а сам себя вообразил иностранным [[шпион]]ом.
* Мирон Высота, «Гоголь» — независимо от того, была ли в рассказе мистика — под конец героиня точно не в себе.
* [[Макс Далин]], «Рукопись, найденная под прилавком» — про тяжёлую жизнь [[Кошмар в метро|продавца книг в метро]]. Среди пассажиров бродят мертвецы, из детективных романов вытекает кровь, пластмассовые пауки пьют электричество из приборов, а некоторые линии метро ведут в [[Жуткая альтернативная реальность|жуткую альтернативную реальность]]. [[Может, магия, а может, реальность|А возможно, это не такой уж и бред…]]
* Мишель Демют, «Чужое лето» — главный герой сражается с монстрами на чужой планете, но в финале выясняется, что всё это он вытворял на Земле.
* Вайсс Дэниэл, «Нет царя у тараканов» — то, что в планах героев-тараканов зияют дыры, становится ясно почти сразу. Однако болезнь прогрессирует со временем, и кончается всё полным вымиранием колонии и попытками протагониста потреблять кокаин и приставать к жене покойного хозяина квартиры. Не нужно было тараканам отказываться от своей эгоистичной природы и нахватываться от людей культуры: на них это плохо влияет.
* Владимир Кантор, «Победитель крыс» — все приключения главгероя оказываются в итоге высокотемпературным бредом.
* Дмитрий Колодан, «[[Время Бармаглота]]» — [[деконструкция]]: главный герой попадает из нашего обычного мира в очень [[Странная альтернативная реальность|странную]] и [[Жуткая альтернативная реальность|жуткую альтернативную реальность]], основанную на «[[Alice in Wonderland|Алисе в Стране Чудес]]», но также с отсылками на триллеры вроде «Se7en» и «Молчание ягнят», где он должен изловить маньяка по кличке Плотник, который похищает и убивает девушек с помощью биомеханических киборгов-Моржей. Герой сам точно не помнит, как он попал в этот мир, и память подкидывает ему самые разные версии: от собственно классического «купил антикварное зеркало и провалился в него» [[Твист Амброза Бирса|до предсмертных видений после автокатастрофы]] или же наркотического психоза после того, как герой надышался веществами на дискотеке. Однако в конце это так и остаётся под вопросом.
* Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, «Мифогенная любовь каст» — [[Эстетика девяностых|знаковое произведение контркультуры девяностых]] про парторга Владимира Дунаева во время [[Вторая мировая война|Отечественной войны]]. В результате контузии и употребления [[Волшебные грибочки|лесных грибочков]] он застревает между бредом и реальностью, встречает сказочных героев (Бабу-Ягу, [[Мэри Поппинс]], [[Астрид Линдгрен|Карлсона]], Пеппи Длинныйчулок и др.), переживает разные психоделические приключения и доходит до Берлина… После чего 9 мая 1945 его находят едва живого в лесу под Смоленском.
* Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, «Мифогенная любовь каст» — [[Эстетика девяностых|знаковое произведение контркультуры девяностых]] про парторга Владимира Дунаева во время [[Вторая мировая война|Отечественной войны]]. В результате контузии и употребления [[Волшебные грибочки|лесных грибочков]] он застревает между бредом и реальностью, встречает сказочных героев (Бабу-Ягу, [[Мэри Поппинс]], [[Астрид Линдгрен|Карлсона]], Пеппи Длинныйчулок и др.), переживает разные психоделические приключения и доходит до Берлина… После чего 9 мая 1945 его находят едва живого в лесу под Смоленском.
** Отдельного внимания заслуживает эпизод, где героя нашёл врач, диагностировал ему бред, вызванный контузией, и вроде как вернул его в реальность… После чего оказалось, что врач — не кто иной, как [[Чуковский|доктор Айболит]], [[Вы — один из них?|тоже один из сказочных героев]], и «пробуждение от бреда» было ложным.
** Отдельного внимания заслуживает эпизод, где героя нашёл врач, диагностировал ему бред, вызванный контузией, и вроде как вернул его в реальность… После чего оказалось, что врач — не кто иной, как [[Чуковский|доктор Айболит]], [[Вы — один из них?|тоже один из сказочных героев]], и «пробуждение от бреда» было ложным.
* Валерий Тищенко, «Убежище» — в начале рассказа кажется, что дело идёт к мистическому варианту вируса ненависти — но на самом деле мистика тут работает совсем не так, и с головой не в порядке как раз у протагониста.
* Станислав Лем, «Футурологический конгресс» — вся книга об этом. В самом конце герой все-таки выходит в реальность.
* Алексей Сальников, «Петровы в гриппе и вокруг него» — Петров гриппует и погружается то в некие брождения с другом Аидом, то в детские воспоминания. Его жена Нурлыниса гриппует и воображает периодически то о страстном сексе с мужем, то об убийстве выявленных по выбранным книгам маньяков. Да и не факт, что сама Нурлыниса с сыном не плод воображения больного Петрова.
* «Победитель крыс» Владимира Кантора. Все приключения главгероя оказываются в итоге высокотемпературным бредом.
* Роберт Чамберс, «Король в жёлтом» — цикл повестей о загадочной пьесе, сводящей с ума. Рассказ ведётся от лица прочитавших. Особенно выделяется повесть «Возвращатель репутации».
* Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» — в книге Вождь Бромден сообщает множество такого, что не экранизируешь.
* Л. Каганов, «Когда меня отпустит». Пара разнополых студентов соглашается стать подопытными в испытаниях «психотропного вещества обратного действия», которое, по словам экспериментатора, должно позволять принявшему сохранять здравый рассудок в изменённой реальности. Приняв препарат, герои начинают замечать, что с ними-то вроде бы всё в порядке, а вот реальность вокруг явно сходит с ума, вместе со всеми остальными. На самом деле [[аверсия]]: {{spoiler|никакого препарата нет, поскольку институт давно разворовали, а подопытные вообще в контрольной группе и изначально получили просто дистиллированную воду. Все их глюки — вывихнутые реалии современной действительности}}.
* Сказка Гофмана «Песочный человек» — [[старше, чем радио]], причем излагается всё настолько тонко, что невозможно понять, изначально ли безумен главный герой или же его понемногу сводит с ума воплощенное в облике Песочного Человека-Коппелиуса зло.
* М. и С. Дяченко, «Мигрант» — прием некоего галлюциногена, позволяющего встретиться со своим главным страхом, — одно из испытаний Пробы. Из-за специфики мира (или принимающего, как в случае с Тимор-Алком) этот страх может проявиться и в реальности.
* Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего» — как бы не [[кодификатор]] в отечественной литературе.
* [[Гринландия|Александр Грин]]:
** События «Серого автомобиля» (девушка, оказавшаяся ожившей куклой, и загадочный автомобиль, преследующий ГГ) — по всей видимости, бред главного героя. [[Может, магия, а может, реальность|А возможно, и нет]].
** «Крысолов» — тоже под вопросом. ГГ таки действительно переживал все эти фантастические события, или это тифозный бред?
* Макс Далин, «Рукопись, найденная под прилавком» — про тяжёлую жизнь [[Кошмар в метро|продавца книг в метро]]. Среди пассажиров бродят мертвецы, из детективных романов вытекает кровь, пластмассовые пауки пьют электричество из приборов, а некоторые линии метро ведут в [[Жуткая альтернативная реальность|жуткую альтернативную реальность]]. [[Может, магия, а может, реальность|А возможно, это не такой уж и бред…]]
* Мишель Демют, «Чужое лето» — главный герой сражается с монстрами на чужой планете, но в финале выясняется, что всё это он вытворял на Земле.
* Эдгар Аллан По — постоянно. Самый хрестоматийный пример — «Сердце-обличитель»: скорее всего, рассказчик (или рассказчица, в оригинале непонятно, а По писал и от лица женщин) слышит стук чужого сердца исключительно в своей голове.
* «[[Дом, в котором]]» — с фитильком. Большинство обитателей Дома всё же не сумасшедшие (хотя встречаются и такие), но практически все они, скажем так, с ''очень'' богатым воображением, а некоторые ещё и склонны употреблять [[Убойный лимонад|сомнительные вещества]]. Поэтому остаётся непонятным, насколько реальны происходящие с ними мистические события и иные миры, в которые они погружаются.
* «Дьяволиада» [[Булгаков]]а — кафкианская история про советского служащего, который постепенно сходит с ума на почве увольнения с работы и бюрократических перипетий. Доходит до того, что он начинает считать своего начальника Кальсонера (в котором некоторые видят намёк на Ленина) представителем нечистой силы и видит, как он превращается в чёрного кота.
* «Океан в конце дороги» [[Нил Гейман|Нила Геймана]] — пополам с тропом [[Ужас у холодильника]]. Действительно ли на ферме поселились сверхъестественные создания — или вся мистика была плодом воображения мальчика, потрясённого самоубийством соседа, распадом семьи и жестокостью няни? А ведь, скорее всего, в этом случае Лесли тонет по-настоящему — а вот чудесного воскрешения ожидать не приходится…
* «Going Bovine» Либбы Брэй — чёрная комедия про подростка, страдающего галлюцинациями после заражения [[:w:Болезнь Крейтцфельдта — Якоба|коровьим бешенством]]. Вместе с другом он сбегает из больницы и отправляется в безумное путешествие по всей Америке, чтобы добраться до [[:w:Диснейуорлд|Диснейленда во Флориде]], где обитает учёный-физик [[Икс — это звучит круто|доктор Икс]], который сможет его спасти. По пути он попадает на вечеринку в Новом Орлеане, где знакомится с говорящим садовым гномом, скрывается от [[Заговор Весёлых Мебельщиков|секретных агентов из компании]], производящей [[:w:Снежный шар|снежные шары]], и переживает ещё множество диких прик(г)лючений.
* «Луна» Игоря Буракова — самая непротиворечивая и простая версия происходящего состоит в том, что протагонист давно и прочно сошёл с ума, а, узнав об измене девушки в свой же день рождения, просто убил и её, и своего друга-соблазнителя, а сам себя вообразил иностранным шпионом.
* «Убежище» Валерия Тищенко — в начале рассказа кажется, что дело идёт к мистическому варианту вируса ненависти — но на самом деле мистика тут работает совсем не так, и с головой не в порядке как раз у протагониста.
* «Нет царя у тараканов» Вайсса Дэниэла — то, что в планах героев-тараканов зияют дыры, становится ясно почти сразу. Однако болезнь прогрессирует со временем, и кончается всё полным вымиранием колонии и попытками протагониста потреблять кокаин и приставать к жене покойного хозяина квартиры. Не нужно было тараканам отказываться от своей эгоистичной природы и нахватываться от людей культуры: на них это плохо влияет.


==== [[Сетевая литература]] ====
==== [[Сетевая литература]] ====
* «Дневник Ослика Феди» Дани Шеповалова — новый хозяин поит своего питомца абсентом, после чего тот улетает в зоопарк, чтобы очнуться в ванной со связанными ногами, кляпом во рту и болью в заднице.
* «[[Неприкаянный]]. Красный мессия» Ильи Гутмана. После внедрения в психиатрическую лечебницу под видом пациента Эл попадает под струю галлюциногенного газа, после чего в глюках путешествует по городам, странам и эпохам.
* «[[Антиреклама наркотиков|Детская народная микстура от наркотиков]]», куплеты про ЛСД и грибы:
* «[[Антиреклама наркотиков|Детская народная микстура от наркотиков]]», куплеты про ЛСД и грибы:
{{Q|pre=1|Все внутри зашевелилось, а вокруг раздалось вширь,
{{Q|pre=1|Все внутри зашевелилось, а вокруг раздалось вширь,
Ты уже не просто мальчик, а советский самолет.
Ты уже не просто мальчик, а советский самолет.
Строка 64: Строка 59:
Он огромен, как Чуковский, и [[не твоё дело, кого я джавахарлал!|ужасно михалков]],
Он огромен, как Чуковский, и [[не твоё дело, кого я джавахарлал!|ужасно михалков]],
Он гораздо михалковей всех районных мудаков...|}}
Он гораздо михалковей всех районных мудаков...|}}
{{Q|pre=1|А вокруг уже не город, а волшебный [[тёмный лес]]
{{Q|pre=1|А вокруг уже не город, а волшебный [[тёмный лес]]
Светофоры на бульваре приглашают в мир чудес
Светофоры на бульваре приглашают в мир чудес
Всё почти как у Бианки, только очень страшно, нах,
Всё почти как у Бианки, только очень страшно, нах,
И на всех деревьях белки при погонах и в штанах...|}}
И на всех деревьях белки при погонах и в штанах...|}}
В общем, «Никогда не ешь наркотик, ешь наркотик — никогда!»
В общем, «Никогда не ешь наркотик, ешь наркотик — никогда!»


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Кабинет доктора Калигари» (1920) — первый пример изображения в кино измененного психического состояния человека.
* «Кабинет доктора Калигари» 1920 года — первый пример изображения в кино измененного психического состояния человека.
* «Арабеска» (1966) приглючения начались у героя Грегори Пека, когда его обкололи «сывороткой правды». И в этом состоянии он ещё и [[Пьяному море по колено|доехал на велосипеде из Лондона в Оксфорд]], никуда не свалившись и не попав под машину!
* «Арабеска» (1966) — приглючения начались у героя Грегори Пека, когда его обкололи «сывороткой правды». И в этом состоянии он ещё и [[Пьяному море по колено|доехал на велосипеде из Лондона в Оксфорд]], никуда не свалившись и не попав под машину!
* «Tenacious D и медиатор судьбы»: путешествие Джека по лесу под галлюциногенами.
* «Трип» — весь фильм об этом.
* «Трип» — весь фильм об этом.
* «Игры разума» — у молодого гениального математика вроде бы всё в жизни идёт хорошо: у него есть лучший друг (бывший сосед по комнате в общежитии), он совершает научные открытия, успешно делает предложение любимой девушке, и его даже приглашают на работу агенты спецслужб… А потом выясняется, что он шизофреник, и часть его жизни (а именно, друг по комнате и работа на спецслужбы) существует лишь у него в воображении. Бред очень тонко вплетён в его повседневную жизнь, поэтому ему не сразу удаётся научиться отличать его от реальности.
* «Игры разума» — у молодого гениального математика вроде бы всё в жизни идёт хорошо: у него есть лучший друг (бывший сосед по комнате в общежитии), он совершает научные открытия, успешно делает предложение любимой девушке, и его даже приглашают на работу агенты спецслужб… А потом выясняется, что он шизофреник, и часть его жизни (а именно, друг по комнате и работа на спецслужбы) существует лишь у него в воображении. Бред очень тонко вплетён в его повседневную жизнь, поэтому ему не сразу удаётся научиться отличать его от реальности.
Строка 80: Строка 75:
* «Обед нагишом» — главный герой-писатель постепенно «подсаживается» на наркотики, теряет контакт с реальностью и «уезжает» в вымышленную арабскую страну, где выполняет шпионские задания и встречается с фантастическими монстрами. При этом не всегда понятно, что происходит в реальности, а что — в галлюцинациях: например, его задерживают вроде бы обычные с виду полицейские и приводят на встречу с жуком-монстром.
* «Обед нагишом» — главный герой-писатель постепенно «подсаживается» на наркотики, теряет контакт с реальностью и «уезжает» в вымышленную арабскую страну, где выполняет шпионские задания и встречается с фантастическими монстрами. При этом не всегда понятно, что происходит в реальности, а что — в галлюцинациях: например, его задерживают вроде бы обычные с виду полицейские и приводят на встречу с жуком-монстром.
* «Химера» (реж. и сценарист Митци Пейроне) — две героини-наркоманки задолжали денег «серьёзным ребятам» и решили ограбить подругу детства, живущую в богатом особняке. Ситуация осложняется тем, что подруга — шизофреничка, живущая в странных фантазиях, и чтобы проникнуть в дом, надо [[Игра в реальном мире|сыграть с ней в «игру»]]. Под влиянием наркотиков [[Заразное безумие|героини сами перестают отличать игру от реальности]], {{spoiler|а в конце оказывается, что они уже давно находятся в этом доме и пытаются найти сейф с деньгами и сбежать отнюдь не первый раз}}.
* «Химера» (реж. и сценарист Митци Пейроне) — две героини-наркоманки задолжали денег «серьёзным ребятам» и решили ограбить подругу детства, живущую в богатом особняке. Ситуация осложняется тем, что подруга — шизофреничка, живущая в странных фантазиях, и чтобы проникнуть в дом, надо [[Игра в реальном мире|сыграть с ней в «игру»]]. Под влиянием наркотиков [[Заразное безумие|героини сами перестают отличать игру от реальности]], {{spoiler|а в конце оказывается, что они уже давно находятся в этом доме и пытаются найти сейф с деньгами и сбежать отнюдь не первый раз}}.
* «Маяк» (2020) — да, ГГ явно сошёл с ума в конце, но когда именно и что из увиденного им реально, а что нет? Да и причины его безумия непонятны: жестокость Томаса Уэйка (при этом непонятно, намеренно Уэйк сводит ГГ с ума или он просто [[старый козёл]]) или сверхъестественные силы.
* «Маяк» 2020 года. Да, ГГ явно сошёл с ума в конце, но когда именно и что из увиденного им реально, а что нет? Да и причины его безумия непонятны: жестокость Томаса Уэйка (при этом непонятно, намеренно Уэйк сводит ГГ с ума или он просто [[старый козёл]]) или сверхъестественные силы.
* «Август. Восьмого» (2012) — значительная часть из происходящего в кадре явно приглючивается героям. Но некоторым образом является отражением реальных событий.
* «Запрещённый приём» (2011) и «Август. Восьмого» (2012). Значительная часть из происходящего в кадре явно приглючивается героям. Но некоторым образом является отражением реальных событий (с первым фильмом всё не так однозначно).
* «Остров проклятых» — только в последнюю минуту становится понятно, что всё произошедшее — бред главного героя. И то не факт…
* «Остров Проклятых» — только в последнюю минуту становится понятно, что всё произошедшее — бред главного героя. И то не факт…
* «Любит — не любит» — большую часть фильма события показаны глазами героини. И только к концу — так, как это происходило в реальности.
* «Любит — не любит» — большую часть фильма события показаны глазами героини. И только к концу — так, как это происходило в реальности .
* «[[Реквием по мечте]]» — совершенно жуткий эпизод с холодильником и «зрителями», когда Сара {{spoiler|окончательно сходит с ума на почве [[Антиреклама наркотиков|амфетаминового психоза]].}}
* Новый «Джокер» же, ну!
* «Франклин» (2008). Один из основных героев, Джон Прист, ведёт своё расследование в Междутемном Городе, выглядящем, как безумный параллельный мир — это и есть в некотором смысле безумный параллельный мир, существующий в голове {{spoiler|Дэвида}}, вернее сам мир не безумен и не параллелен — просто герой наш мир таким видит. {{spoiler|Дэвид тяжело перенёс смерть сестры, но ещё тяжелее перенёс реакцию своего отца, Питэра, который, будучи глубоко религиозным человеком, зациклился на том, что то была «Воля Божья»® — Дэвид не смог принять тот факт, что такая реакция возможна в нормальном мире, а потому сам убедил себя в безумности нашего мира: [[Ирония судьбы|он сам свёл себя с ума, пытаясь не сойти с ума]].}} {{spoiler|Позже оказывается, что Майло наш мир тоже не совсем нормальным видел, хотя в его случае [[Тульпа|отличия]] были не такие радикальные, впрочем даётся намёк, что встреча с Эмилией может ему помочь — помогло бы ещё это ей самой…}}\
* «Франклин» 2008 года. Один из основных героев, Джон Прист, ведёт своё расследование в Междутемном Городе, выглядящем, как безумный параллельный мир — это и есть в некотором смысле безумный параллельный мир, существующий в голове {{spoiler|Дэвида}}, вернее сам мир не безумен и не параллелен — просто герой наш мир таким видит. {{spoiler|Дэвид тяжело перенёс смерть сестры, но ещё тяжелее перенёс реакцию своего отца, Питэра, который, будучи глубоко религиозным человеком, зациклился на том, что то была «Воля Божья»® — Дэвид не смог принять тот факт, что такая реакция возможна в нормальном мире, а потому сам убедил себя в безумности нашего мира: [[Ирония судьбы|он сам свёл себя с ума, пытаясь не сойти с ума]].}} {{spoiler|Позже оказывается, что Майло наш мир тоже не совсем нормальным видел, хотя в его случае [[Тульпа|отличия]] были не такие радикальные, впрочем даётся намёк, что встреча с Эмилией может ему помочь — помогло бы ещё это ей самой…}}
* «[[Даун Хаус]]» — князя Мышкина «и так прёт, наяву, без всякого компота».


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериал]]ы ===
* «[[Supernatural|Сверхъестественное]]»: в 7-м сезоне Сэм заполучает в свою голову Люцифера, от чего его начинает нехило так плющить. Апогея ситуация достигает в одной из серий, когда Сэму приходится отыскивать пропавшего на деле Дина, параллельно пытаясь разобраться, где глюки, а где реальность. Глюцифер развлекается как может: то выдаёт себя за Дина, то в красках напоминает, как хорошо им с Сэмом вместе сиделось в клетке, то внезапно помогает в расследовании, подкидывая идеи. В итоге Дина-то Сэм находит, но чуть не пристреливает при встрече, приняв за очередной глюк.
* «[[Supernatural|Сверхъестественное]]»: в 7-м сезоне Сэм заполучает в свою голову Люцифера, от чего его начинает нехило так плющить. Апогея ситуация достигает в одной из серий, когда Сэму приходится отыскивать пропавшего на деле Дина, параллельно пытаясь разобраться, где глюки, а где реальность. Глюцифер развлекается как может: то выдаёт себя за Дина, то в красках напоминает, как хорошо им с Сэмом вместе сиделось в клетке, то внезапно помогает в расследовании, подкидывая идеи. В итоге Дина-то Сэм находит, но чуть не пристреливает при встрече, приняв за очередной глюк.
* «[[The X-Files|Секретные материалы]]» — в эпизоде шестого сезона «Полевой выезд» и Малдер, и Скалли под влиянием грибов (нет, не тех) оказываются именно там. Ближе к финалу Малдер начинает что-то подозревать, но спасает их обоих Скиннер.
* «[[The X-Files|Секретные материалы]]» — в эпизоде шестого сезона «Полевой выезд» и Малдер, и Скалли под влиянием грибов (нет, не тех) оказываются именно там. Ближе к финалу Малдер начинает что-то подозревать, но спасает их обоих Скиннер.
** Еще раньше, в пятом сезоне, серии «Kill Switch» и «Постмодернистский Прометей». В первом случае глюки Малдера создает пытающий его злобный компьютер, а во втором глючат вообще все подряд из-за монстра недели, который использует сковороду с галлюциногеном для одурманивания жертв. [[Межавторский проект|Новеллизация эпизода]] в российском издании и вовсе давит педаль в пол.
** Еще раньше, в пятом сезоне, серии «Kill Switch» и «Постмодернистский Прометей». В первом случае глюки Малдера создает пытающий его злобный компьютер, а во втором глючат вообще все подряд из-за монстра недели, который использует сковороду с галлюциногеном для одурманивания жертв. [[Межавторский проект|Новеллизация эпизода]] в российском издании и вовсе давит педаль в пол.
* Одна из серий «[[Светлячок|Светлячка]]» начинается с того, что Ривер бредёт по лесу и поднимает веточку странной формы. А потом камера переключается «на нормальность» и оказывается, что она стоит посреди космического корабля с заряженным пистолетом в руках.
* Одна из серий «[[Светлячок|Светлячка]]» начинается с того, что Ривер бредёт по лесу и поднимает веточку странной формы. А потом камера переключается «на нормальность» и оказывается, что она стоит посреди космического корабля с заряженным пистолетом в руках.
* «[[Доктор Хаус]]» — сам Хаус однажды получил пулю, и в коме видел глюки, которые на самом деле были его приключениями внутри своей головы в коматозном состоянии (прикрученно в фитильком, но во время этой комы ему казалось, что он нормально функционирует после того, как излечился от пулевой раны, но его по некоторым причинам глючит, что не мудрено, учитывая пристрастие доктора к викодину).
* «Доктор Хаус» — сам Хаус однажды получил пулю, и в коме видел глюки, которые на самом деле были его приключениями внутри своей головы в коматозном состоянии (прикрученно в фитильком, но во время этой комы ему казалось, что он нормально функционирует после того, как излечился от пулевой раны, но его по некоторым причинам глючит, что не мудрено, учитывая пристрастие доктора к викодину).
** Одним из похожих случаев в сериале является момент(ы), когда Хаусу виделась его мертвая работница Эмбер, которая отпускала обо всем комментарии и давала советы (спойлер: всё закончилось плохо). До этого имел место быть момент, когда Хаус специально вводил себя в подобное состояние, чтобы вспомнить момент из прошлого, затерявшийся в его подсознании, чтобы вспомнить, у кого из пассажиров автобуса он увидел признаки болезни. Травма головы ему в этом помогала, перекидывая во внеочередной глюк. Частым гостем в глюках Хауса являются женщины, поэтому он периодически флиртует с собственными галлюцинациями («Я галлюцинация, Хаус, а не фантазия»).
** Одним из похожих случаев в сериале является момент(ы), когда Хаусу виделась его мертвая работница Эмбер, которая отпускала обо всем комментарии и давала советы (спойлер: всё закончилось плохо). До этого имел место быть момент, когда Хаус специально вводил себя в подобное состояние, чтобы вспомнить момент из прошлого, затерявшийся в его подсознании, чтобы вспомнить, у кого из пассажиров автобуса он увидел признаки болезни. Травма головы ему в этом помогала, перекидывая во внеочередной глюк. Частым гостем в глюках Хауса являются женщины, поэтому он периодически флиртует с собственными галлюцинациями («Я галлюцинация, Хаус, а не фантазия»).
* «SEAL Team» — Хейза накачивают [[Avatar: The Last Airbender|соком кактуса]] по его просьбе, после чего он ему начинают чудиться погибшие сослуживцы и жена.
* «Капельник» — во время передоза Алла/Алко приходит в пустой китайский ресторан и разговаривает с {{spoiler|умершей}} матерью.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
{{Youtube|YWMG2Sn72y0}}
* «[[Dumbo|Дамбо]]» ― легендарная сцена, где Дамбо с другом-мышью Тимоти случайно выпивают алкоголь (см. видео) и видят парад розовых слонов. Некоторые моменты (например, трёхголовый монстр, составленный из слоновьих морд) [[Получилось страшно|могут напугать даже взрослого]], и именно отсюда пошло английское выражение «See pink elephants» ― аналог нашего «[[Напиться до зелёных чертей]]».
* «[[Astérix/Полнометражные мультфильмы|Большой бой Астерикса, или Менгиром по голове]]» — [[с прикрученным фитильком]], поскольку приглючениям Панорамикса уделено не так уж много экранного времени.
* «[[Astérix/Полнометражные мультфильмы|Большой бой Астерикса, или Менгиром по голове]]» — [[с прикрученным фитильком]], поскольку приглючениям Панорамикса уделено не так уж много экранного времени.
* [[Пиво, кнедлики и Швейк|Чешский]] «Сон Алёнки» (Neco z Alenky, 1988, реж. Ян Шванкмайер). Если у [[Alice in Wonderland|Кэрролла чётко разграничено, когда Алиса]] засыпает, а затем просыпается и возвращается в реальный мир, то здесь непонятно, где реальность, словно у Алёнки приступы галлюцинаций, и её вроде бы реальная комната какая-то грязная и мрачная.
* [[Пиво, кнедлики и Швейк|Чешский]] «Сон Алёнки» (Neco z Alenky, 1988, реж. Ян Шванкмайер). Если у [[Alice in Wonderland|Кэрролла чётко разграничено, когда Алиса]] засыпает, а затем просыпается и возвращается в реальный мир, то здесь непонятно, где реальность, словно у Алёнки приступы галлюцинаций, и её вроде бы реальная комната какая-то грязная и мрачная.
* Босс-молокосос-1 и −2. Да, у главного героя очень развитое воображение, и часть событий происходила в нём. Но какая именно?
* Босс-молокосос −1 и −2. Да, у главного героя очень развитое воображение, и часть событий происходила в нём. Но какая именно?


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
Строка 109: Строка 99:
* «[[Futurama|Футурама]]» — полнометражка-полусезон «Игра Бендера», где Бендер ''немного слишком увлёкся'' [[Dungeons & Dragons]], вплоть до того, что его глюки спроецировались на реальный мир, превратив всё в фэнтезийное средневековье.
* «[[Futurama|Футурама]]» — полнометражка-полусезон «Игра Бендера», где Бендер ''немного слишком увлёкся'' [[Dungeons & Dragons]], вплоть до того, что его глюки спроецировались на реальный мир, превратив всё в фэнтезийное средневековье.
* «Salad Fingers» — согласно одной из фанатских теорий, действие мультсериала происходит в самом обычном мире, а пустошь и мутанты это лишь видение Сэледа.
* «Salad Fingers» — согласно одной из фанатских теорий, действие мультсериала происходит в самом обычном мире, а пустошь и мутанты это лишь видение Сэледа.
* «[[Simpsons|Симпсоны]]» — в серии «D'oh-in' in the Wind» Гомер провоцирует массовое отравление горожан пейотлем, а зрители получают возможность посмотреть на мир глазами отравившихся.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
Строка 117: Строка 106:
* «[[Хроники Эвиллиоса]]» — песня «Продажный приговор» рассказывает о событиях с точки зрения Галлериана. А на самом деле дочерью он считает куклу, адское пламя — пожар в его доме, а в образе демонессы ему явилась собственная живая дочь, этот самый пожар и устроившая.
* «[[Хроники Эвиллиоса]]» — песня «Продажный приговор» рассказывает о событиях с точки зрения Галлериана. А на самом деле дочерью он считает куклу, адское пламя — пожар в его доме, а в образе демонессы ему явилась собственная живая дочь, этот самый пожар и устроившая.
** Только это не была галлюцинация. В песне он видел сон о том, что случится с ним после смерти, а Немезиду он встретит позже, в песне «Дуло Немезиды». Кукла же с помощью магии заставляла его видеть в себе Мишель.
** Только это не была галлюцинация. В песне он видел сон о том, что случится с ним после смерти, а Немезиду он встретит позже, в песне «Дуло Немезиды». Кукла же с помощью магии заставляла его видеть в себе Мишель.
** В другой песне, с точки зрения Евы Мунлит, она нашла в лесу [[Заманчивое яблоко|яблоки]] и понесла их домой, однако за ней погнался [[Медведи — это страшно|медведь]] и почти у дома женщина убила его. А на самом деле «яблоками» были двое младенцев, «медведем» — их мать, а у самой Евы глюки на почве поехавшей кукухи.
* Режиссёр Сатоси Кон явно любил данный приём, а также троп [[Вывих мозга]]:
* Режиссёр Сатоси Кон явно любил данный приём, а также троп [[Вывих мозга]]:
** [[Perfect Blue]] — по сюжету главгероиня медленно, но верно сходит с ума, из-за чего воспринимает реальность в искажённом виде (в частности, ей постоянно мерещится двойник). А в самом конце мы видим кульминацию с точки зрения одновременно '''двух''' сумасшедших персонажей — самой Мимарин и её подруги Руми. Последняя-то и оказалась настоящей [[Маньячка|маньячкой]].
** [[Perfect Blue]] — по сюжету главгероиня медленно, но верно сходит с ума, из-за чего воспринимает реальность в искажённом виде (в частности, ей постоянно мерещится двойник). А в самом конце мы видим кульминацию с точки зрения одновременно '''двух''' сумасшедших персонажей — самой Мимарин и её подруги Руми. Последняя-то и оказалась настоящей [[Маньячка|маньячкой]].
Строка 125: Строка 113:


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
[[Файл:Mario Mushrooms.jpg|мини|Свежий взгляд на [[Mario|нетленную классику]].]]
* Escape from Dead Island — крайне неудачная, по мнению автора правки, реализация тропа. Игра начинается с закоса под реалистичную поездку молодых раздолбаев на остров, переживший эпидемию зомби-вируса, но по ходу сюжета происходящее постепенно становится всё более безумным и абсурдным, выражая комплексы и страхи внутреннего мира протагониста. К концу игры решительно невозможно отличить шизу от того, что всё-таки было реальностью, и с какого момента вообще начались глюки у героя. [[Педаль в пол]] — не совсем ясно, даже {{spoiler|[[Лелуш Шрёдингера|жив ли главный герой в конце или уже нет]]}}. {{spoiler|А концовка после титров ещё и жирно намекает на цикличность сюжета.}}
* Седьмая часть «[[Leisure Suit Larry]]» — одна из девушек подсыпает Ларри некую «оргазмическую пудру», после чего у него начинаются кислотные глюки, а затем он просыпается в фонтане (см. видео в начале статьи).
* Седьмая часть «[[Leisure Suit Larry]]» — одна из девушек подсыпает Ларри некую «оргазмическую пудру», после чего у него начинаются кислотные глюки, а затем он просыпается в фонтане (см. видео в начале статьи).
* Escape from Dead Island — крайне неудачная, по мнению автора правки, реализация тропа. Игра начинается с закоса под реалистичную поездку молодых раздолбаев на остров, переживший эпидемию зомби-вируса, но по ходу сюжета происходящее постепенно становится всё более безумным и абсурдным, выражая комплексы и страхи внутреннего мира протагониста. К концу игры решительно невозможно отличить шизу от того, что всё-таки было реальностью, и с какого момента вообще начались глюки у героя. [[Педаль в пол]] — не совсем ясно, даже {{spoiler|жив ли главный герой в конце или уже нет}}. {{spoiler|А концовка после титров ещё и жирно намекает на цикличность сюжета.}}
* «[[The Witcher 3|Ведьмак 3: Дикая Охота]]»:
* «[[The Witcher 3|Ведьмак 3: Дикая Охота]]»:
** Квест «Пещера снов» — весь об этом.
** Квест «Пещера снов» — весь об этом.
Строка 151: Строка 138:
* [[League of Legends]] — [[псих-наёмник|Джин]], крайне [[культурный мерзавец]], смотрит на убийства как на вид искусства. Довольно [https://youtu.be/bKkaWI0RfKE красиво выглядит] — на его взгляд, как минимум.
* [[League of Legends]] — [[псих-наёмник|Джин]], крайне [[культурный мерзавец]], смотрит на убийства как на вид искусства. Довольно [https://youtu.be/bKkaWI0RfKE красиво выглядит] — на его взгляд, как минимум.
* [[Layers of Fear]] — такой вот квест. Управляя сумасшедшим художником, мы можем детально проследить, как у него едет крыша. И даже в какой-то степени поучаствовать. Вид от первого лица только добавляет эмоций — реально жуткая вещь; есть на ютубе цикл прохождения без комментариев…
* [[Layers of Fear]] — такой вот квест. Управляя сумасшедшим художником, мы можем детально проследить, как у него едет крыша. И даже в какой-то степени поучаствовать. Вид от первого лица только добавляет эмоций — реально жуткая вещь; есть на ютубе цикл прохождения без комментариев…
* [[Not For Broadcast]] - в конце дня 153, Алекс получит удар током из-за перенапряжения электросети, из-за чего тот потеряет сознание, а проснётся на день ??? и будет контролировать, мягко говоря, необычный эфир.
* [[Five Nights at Freddy's]] — в третьей игре мы играем за охранника, у которого явно с головой не всё в порядке. Единственный противник, который нам реально угрожает — Спрингтрап. А все остальные это просто галлюцинации.
* [[Five Nights at Freddy's]] — в третьей игре мы играем за охранника, у которого явно с головой не всё в порядке. Единственный противник, который нам реально угрожает — Спрингтрап. А все остальные это просто галлюцинации.
** Более того, герой настолько боится аниматроника, что при повреждении какой-либо системы в вентиляции иногда может появиться второй Спрингтрап, галлюцинация. И эта галлюцинация может уже реально убить игрока, пока настоящий кроль будет блуждать в абсолютно другой камере.
** Более того, герой настолько боится аниматроника, что при повреждении какой-либо системы в вентиляции иногда может появиться второй Спрингтрап, галлюцинация. И эта галлюцинация может уже реально убить игрока, пока настоящий кроль будет блуждать в абсолютно другой камере.
Строка 157: Строка 143:
** В четвёртой игре серии мы играем за мальчика с повреждённым мозгом. И фактически всю игру мы переживаем коматозный сон, где мы обороняемся от кошмарных аниматроников.
** В четвёртой игре серии мы играем за мальчика с повреждённым мозгом. И фактически всю игру мы переживаем коматозный сон, где мы обороняемся от кошмарных аниматроников.
** Впрочем, [[Вывих мозга|тут всё сложно]]. Фанаты ломают голову, что является реальностью, а что нет. Есть даже теория, что вся серия игр тоже является коматозным сном мальчика из четвёртой части.
** Впрочем, [[Вывих мозга|тут всё сложно]]. Фанаты ломают голову, что является реальностью, а что нет. Есть даже теория, что вся серия игр тоже является коматозным сном мальчика из четвёртой части.
* [[Mark of the Ninja]] — протагонист из-за нанесённой на его тело татуировок из волшебных чернил начинает постепенно сходить с ума. Если в начале игры всё достаточно реалистично, с поправкой на сеттинг, то к концу лазерные заграждения, детекторы движения и автоматические турели сменяются скалящимися рожами демонов и стенами, на которых можно висеть, но которые бесследно тают в лучах света. И чем дальше — тем больше. {{spoiler|В конце выясняется, что Ора, спутница героя, тоже является [[Тульпа|галлюцинацией]]}}
* [[Mark of the Ninja]] — собственно, протагонист из-за нанесённой на его тело татуировок из волшебных чернил начинает постепенно сходить с ума. {{spoiler|В конце выясняется, что Ора, спутница героя, является [[Тульпа|галлюцинацией]]}}
* Manhunt 2 —
* Manhunt 2 —
* Draugen — герой и его подруга ищут пропавшую сестру… а точнее, герой, который не в состоянии принять реальность, и его воображаемая подруга ищут придуманную сестру.
* Draugen — герой и его подруга ищут пропавшую сестру… а точнее, герой, который не в состоянии принять реальность, и его воображаемая подруга ищут придуманную сестру.
* [[Мор (Утопия)]] — [[OOC|очень странное поведение]] многих персонажей игры при игре за Самозванку вполне объяснимо, если считать, что там этот троп.
* [[Мор (Утопия)]] — [[OOC|очень странное поведение]] многих персонажей игры при игре за Самозванку вполне объяснимо, если считать, что там этот троп.
* [[The Dark Pictures Anthology: Little Hope]] — {{spoiler|В концовке выясняется, что никаких демонов, никакой группы студентов и событий из прошлого, в которые попадали главные герои, не было. Всё это были галлюцинации настоящего главного героя — Энтони Кларка. У многих летсплейщиков, ютуберов и людей проходивших игру (в том числе у автора правки) такой поворот вызвал [[Вывих мозга|вывих мозга]]}}
* [[Disco Elysium]] — главный герой мало того, что является алкоголиком с тяжёлой амнезией, так ещё разговаривает со своими аспектами личности в ходе его расследований.
* [[Disco Elysium]] — главный герой мало того, что является алкоголиком с тяжёлой амнезией, так ещё разговаривает со своими аспектами личности в ходе его расследований.
* [[Incubus City]] пополам с [[приключения в Комаляндии|парным тропом]], а конкретно сюда — потому что [[протагонист-злодей]] не сам попадает в кому, а «влезает» в чужую. Это произойдёт, если [[проституция|воспользоваться]] Луной при достаточно высоком навыке гипноза — тогда инкуб поимеет не «брёвнышко», а увидит красочный сон о сексе на пляже. А если ещё и иметь высокую брутальность, то в этой Глюкомаляндии он [[участь хуже смерти|так и останется]].
* [[Incubus City]] — пополам с [[приключения в Комаляндии|парным тропом]], а конкретно сюда — потому что [[протагонист-злодей]] не сам попадает в кому, а «влезает» в чужую. Это произойдёт, если [[проституция|воспользоваться]] Луной при достаточно высоком навыке гипноза — тогда инкуб поимеет не «брёвнышко», а увидит красочный сон о сексе на пляже. А если ещё и иметь высокую брутальность, то в этой Глюкомаляндии он [[участь хуже смерти|так и останется]].


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* [[Saya no Uta]] — главному герою Фуминори, чудом пережившему автокатастрофу, мир теперь мерещится гротескным биомеханическим адом из гниющей плоти и кишок, а окружающие — как отвратительные чудовища; и наоборот — Сайя предстаёт как прекрасная и милая девочка, хотя на самом деле это вырвиглазное [[Чужеродное чудовище|Чу-чу]] с щупальцами. Да и остальные чувства вскоре после прозрения пришли в соответствие со зрением: Фуминори слышит человеческую речь как бурчание и бульканье, обычная еда кажется ему помоями и т. д. И хотя герой умудрился скрыть свой недуг ото всех, опасаясь угодить в дурку, такое восприятие мира (и особенно людей) добром не кончилось…
* [[Saya no Uta]] — главному герою Фуминори, чудом пережившему автокатастрофу, мир теперь мерещится гротескным биомеханическим адом из гниющей плоти и кишок, а окружающие — как отвратительные чудовища; и наоборот — Сайя предстаёт как прекрасная и милая девочка, хотя на самом деле это вырвиглазное [[Чужеродное чудовище|Чу-чу]] с щупальцами. Да и остальные чувства вскоре после прозрения пришли в соответствие со зрением: Фуминори слышит человеческую речь как бурчание и бульканье, обычная еда кажется ему помоями и т. д. И хотя герой умудрился скрыть свой недуг ото всех, опасаясь угодить в дурку, такое восприятие мира (и особенно людей) добром не кончилось…
** В неофициальном [[ремейк]]е [[Saya no uta: Derangement]] добавили альтернативных концовок, где всё может кончиться [[Светлее и мягче|не так уж плохо]].
** В неофициальном [[ремейк]]е [[Saya no uta: Derangement]] добавили альтернативных концовок, где всё может кончиться [[Светлее и мягче|не так уж плохо]].
* [[Wonderful Everyday]] — внушительная часть главы «It’s my own invention». Ибо сказать, что у героя этой главы плохо с башкой, будет очень-очень мягко. Глава «Down the Rabbit-Hole» в чем-то покруче — вырвиглазных и пугающих видений там почти нет, но большая часть показанного вообще не происходит в объективной реальности, чего героиня этой главы не осознает — как и игрок при первом прохождении.
* [[Subarashiki Hibi]] — внушительная часть главы «It’s my own invention». Ибо сказать, что у героя этой главы плохо с башкой, будет очень-очень мягко. Глава «Down the Rabbit-Hole» в чем-то покруче — вырвиглазных и пугающих видений там почти нет, но большая часть показанного вообще не происходит в объективной реальности, чего героиня этой главы не осознает — как и игрок при первом прохождении.
* Milk inside a bag of milk inside a bag of milk — подопечная девушка видит мир сродни Фуминори, но это лишь меньшая из наших проблем. А мы лишь голос в её голове, который может помочь ей найти в себе силы купить молоко, а может снизить самооценку в ноль. Кстати, своё имя мы даем… лекарству, которое она пьет от своих проблем, и в случае негативного воздействия просто откажется от него-нас.


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!