Редактирование: Принцип смурфетки
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
…Одна. Ой. | …Одна. Ой. | ||
Явление, когда основной состав персонажей состоит из группы мужчин и всего одной женщины, называется '''принципом смурфетки''' — по мультсериалу «Смурфики». Встречается довольно часто и уходит корнями к дремучим патриархальным временам и идее, что настоящие приключения могут быть только у мужчин, а девочка нужна так, только для красоты | Явление, когда основной состав персонажей состоит из группы мужчин и всего одной женщины, называется '''принципом смурфетки''' — по мультсериалу «Смурфики». Встречается довольно часто и уходит корнями к дремучим патриархальным временам и идее, что настоящие приключения могут быть только у мужчин, а девочка нужна так, только для красоты или того, чтобы мужчинам [[Дева в беде|было кого спасать]]. Однако сам по себе троп нейтрален — всё зависит от того, как автор обращается с данным женским персонажем. Если «смурфетка» — любовный интерес одного из мужчин-героев, [[дева в беде]]/[[камень на шее]] и не имеет собственного сюжета, автору стыд и порицание, это было уже столько раз, что стало неинтересно. А если «смурфетка» — вполне самостоятельный хорошо прописанный персонаж, то в «принципе смурфетки» нет ничего плохого, а иногда он даже помогает: результат проработки может получиться настолько качественным, что составить «смурфетке» конкуренцию всё равно никто не способен. | ||
Впрочем, если работает принцип смурфетки — значит, [[репрезентация]] женщин зачастую не задалась (если, конечно, описываемое общество не имело в реальности именно такую структуру). | Впрочем, если работает принцип смурфетки — значит, [[репрезентация]] женщин зачастую не задалась (если, конечно, описываемое общество не имело в реальности именно такую структуру). | ||
Строка 60: | Строка 60: | ||
** …и другие примеры, слишком многочисленные, чтобы все их перечислять. | ** …и другие примеры, слишком многочисленные, чтобы все их перечислять. | ||
* «[[Stephen King/It|Оно]]»: В Клубе Неудачников только одна девочка (впоследствии женщина) — Беверли. | * «[[Stephen King/It|Оно]]»: В Клубе Неудачников только одна девочка (впоследствии женщина) — Беверли. | ||
* «[[Ведьмак]]» — среди королей северных королевств единственная женщина — Мэва. Была еще Калантэ, но погибла еще в первой книге. В Вольной кондотьерской компании — Джулия Абатемарко | * «[[Ведьмак]]» — среди королей северных королевств единственная женщина — Мэва. Была еще Калантэ, но погибла еще в первой книге. В Вольной кондотьерской компании — Джулия Абатемарко. С чародеями скорее наоборот: женщины-чародейки (Йеннифэр, Трисс, Филиппа и др.) переходят из книги в книгу и играют активную роль в сюжете, а из ярких магов-мужчин навскидку вспоминается разве что Вильгефорц, остальные появляются эпизодически и несут скорее вспомогательную нагрузку. | ||
* «[[Космоолухи]]» — сразу два примера: Полина Родионова, медсестра «Космического мозгоеда», и Джилл Джеллико, механик «Сигурэ». В случае Полины троп вышел с фитильком: искин «Мозгоеда» ведёт себя как женщина и принимает [[Мисс Фансервис|соответствующие облики]]. | * «[[Космоолухи]]» — сразу два примера: Полина Родионова, медсестра «Космического мозгоеда», и Джилл Джеллико, механик «Сигурэ». В случае Полины троп вышел с фитильком: искин «Мозгоеда» ведёт себя как женщина и принимает [[Мисс Фансервис|соответствующие облики]]. | ||
* «[[Дарители]]» — первая книга: в команде только одна девушка, Агата, и та немая. | * «[[Дарители]]» — первая книга: в команде только одна девушка, Агата, и та немая. | ||
Строка 69: | Строка 69: | ||
** Обоснование из текста: в этом мире женщины редко занимаются политикой и госслужбой, потому как обычно либо слишком глупы для них (и таких туда никто не пускает), либо [[Женщины мудрее|слишком мудры]] (и такие сами туда редко идут, предпочитая разные вселенские тайны). | ** Обоснование из текста: в этом мире женщины редко занимаются политикой и госслужбой, потому как обычно либо слишком глупы для них (и таких туда никто не пускает), либо [[Женщины мудрее|слишком мудры]] (и такие сами туда редко идут, предпочитая разные вселенские тайны). | ||
* Дэн Симмонс, «[[Hyperion Cantos|Гиперион]]» — наблюдается в первой книге цикла: из семи паломников только Ламия Брон является женщиной. | * Дэн Симмонс, «[[Hyperion Cantos|Гиперион]]» — наблюдается в первой книге цикла: из семи паломников только Ламия Брон является женщиной. | ||
* Вадим Арчер, «Алтари Келады» — несмотря на то, что персонажей в романе не так уж мало, женщин, а тем более — активно действующих, среди них совсем немного, так что [[Фэнтезийный феминизм|фэнтезийным феминизмом]] и не пахнет. Это волшебница Лила; [[крутая королева]] Десса; начинающая магичка Кера (последняя — скорее отрицательный пример); двенадцатилетняя принцесса Фирелла, обладающая способностями к ясновидению; и, наконец, королева подземного народа монтарвов — Хэтоб. При этом, у каждой из них своя роль, и они даже никогда не пересекаются вместе, действуют всегда в окружении мужских персонажей. | * Вадим Арчер, «Алтари Келады» — несмотря на то, что персонажей в романе не так уж мало, женщин, а тем более — активно действующих, среди них совсем немного, так что [[Фэнтезийный феминизм|фэнтезийным феминизмом]] и не пахнет. Это волшебница Лила; [[крутая королева]] Десса; начинающая магичка Кера (последняя — скорее отрицательный пример); двенадцатилетняя принцесса Фирелла, обладающая способностями к ясновидению; и, наконец, королева подземного народа монтарвов — Хэтоб. При этом, у каждой из них своя роль, и они даже никогда не пересекаются вместе, действуют всегда в окружении мужских персонажей. | ||
* О. Ларионова, дилогия про корабль «Молинель», которую составляют рассказы «Ломаный грош(ь)» и «Поздравление». В первом рассказе — «рыжая биологиня» (как её называет POV), [[Безымянный герой|имя которой не названо]]. Во втором выясняется, что её зовут Вики Викерзунд. | * О. Ларионова, дилогия про корабль «Молинель», которую составляют рассказы «Ломаный грош(ь)» и «Поздравление». В первом рассказе — «рыжая биологиня» (как её называет POV), [[Безымянный герой|имя которой не названо]]. Во втором выясняется, что её зовут Вики Викерзунд. | ||
* Анатолий Мошковский, «Пятеро в звездолёте» (другое название — «Заблудившийся звездолёт»). Четыре мальчика и одна девочка [[Спрятавшийся ребёнок|отправляются исследовать космос]] на свой страх и риск, фактически угоняя космический корабль. | * Анатолий Мошковский, «Пятеро в звездолёте» (другое название — «Заблудившийся звездолёт»). Четыре мальчика и одна девочка [[Спрятавшийся ребёнок|отправляются исследовать космос]] на свой страх и риск, фактически угоняя космический корабль. | ||
* В.Левшин цикл «Приключения Нулика». Пионеры — Сева, Олег и Таня в некоторых произведениях они главные герои, то есть как бы «два парня и девушка». В других (например трилогия про Рассеянного Магистра) компанию составляют Нулик (антропоморфный ноль, если упрощенно) и POV-персонаж (он же отчасти ментор). | * В.Левшин цикл «Приключения Нулика». Пионеры — Сева, Олег и Таня в некоторых произведениях они главные герои, то есть как бы «два парня и девушка». В других (например трилогия про Рассеянного Магистра) компанию составляют Нулик (антропоморфный ноль, если упрощенно) и POV-персонаж (он же отчасти ментор). | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
{{q|Без Чёрной Вдовы Мстители будут похожи на гей-парад.|Джосс Уидон}} | {{q|Без Чёрной Вдовы Мстители будут похожи на гей-парад.|Джосс Уидон}} | ||
* «[[ | * «[[Land of the Lost|Затерянный мир]]»: [[Да кто вы такие? Откуда взялись?|в разных экранизациях — разные героини]]. А. Конан Дойл был противником женской эмансипации, поэтому неудивительно, что у него герои — только мужчины. | ||
** 1925 — Пола Уайт, дочь погибшего путешественника | ** 1925 — Пола Уайт, дочь погибшего путешественника Мепл-Уайта. | ||
** 1960 — Дженнифер Холмс, дочь Стюарта Холмса, издателя и босса Мелоуна, спонсора экспедиции. | ** 1960 — Дженнифер Холмс, дочь Стюарта Холмса, издателя и босса Мелоуна, спонсора экспедиции. | ||
** 1992 — фотограф Дженни Нильсон. Правда, есть ещё [[Чёрный континент|чернокожая]] проводница Малу. | ** 1992 — фотограф Дженни Нильсон. Правда, есть ещё [[Чёрный континент|чернокожая]] проводница Малу. | ||
Строка 90: | Строка 88: | ||
** «Лепрекон» (1993) — Тори, единственная девушка в квартете главных героев. | ** «Лепрекон» (1993) — Тори, единственная девушка в квартете главных героев. | ||
** «Лепрекон 2: Одна свадьба и много похорон» (1994) — Бриджит. Если не считать её пра-пра-…-пра-бабушку, показанную в коротеньком прологе и сыгранную той же актрисой, то это единственный сколь-либо важный женский персонаж в фильме. | ** «Лепрекон 2: Одна свадьба и много похорон» (1994) — Бриджит. Если не считать её пра-пра-…-пра-бабушку, показанную в коротеньком прологе и сыгранную той же актрисой, то это единственный сколь-либо важный женский персонаж в фильме. | ||
** «[[Теперь в космосе!|Лепрекон 4: В космосе]]» (1997) | ** «[[Теперь в космосе!|Лепрекон 4: В космосе]]» (1997) — Делорес Костелло, единственная девушка в отряде наёмников, но не в фильме в целом. | ||
* «[[Inception|Внедрение]]»: команда внедрения состоит из пятерых мужчин и одной женщины. | * «[[Inception|Внедрение]]»: команда внедрения состоит из пятерых мужчин и одной женщины. | ||
* «Убрать перископ»: в команде субмарины только одна женщина, зато первая женщина-офицер на флоте. | * «Убрать перископ»: в команде субмарины только одна женщина, зато первая женщина-офицер на флоте. | ||
Строка 119: | Строка 117: | ||
* «[[Балканский рубеж]]» — Вера Курбаева, [[снайпер]] группы российского спецназа. | * «[[Балканский рубеж]]» — Вера Курбаева, [[снайпер]] группы российского спецназа. | ||
* Цикл фильмов 1950-х (в другой версии телесериал) про космического рэйнджера Рокки Джонсе и его коллег — Вена Рей. | * Цикл фильмов 1950-х (в другой версии телесериал) про космического рэйнджера Рокки Джонсе и его коллег — Вена Рей. | ||
* «Эволюция» — Эллисон Рид | * «Эволюция» — Эллисон Рид. | ||
* «Космический рейс» — Марина. | * «Космический рейс» — Марина. | ||
* «Лига справедливости» — [[Wonder Woman|Чудо-Женщина Диана]]. | * «Лига справедливости» — [[Wonder Woman|Чудо-Женщина Диана]]. | ||
* «Кокон» — Китти единственная девушка среди инопланетян. | * «Кокон» — Китти единственная девушка среди инопланетян. | ||
* «Инцидент на Лох-Нессе» — оператор локатора Китана Бэйкер (а на самом деле актриса и модель | * «Инцидент на Лох-Нессе» — оператор локатора Китана Бэйкер (а на самом деле актриса и модель «Плей боя» Китана Бэйкер, изображающая оператора локатора) — единственная девушка в съёмочной группе документального фильма о Лох-Несском чудовище. Да и ту продюсер Зак Пенн нанял за спиной у режиссёра Вернера Херцога фансервиса ради. | ||
* «[[Псы-воины]]» (2002) | * «[[Псы-воины]]» (2002) — если не считать девушку из [[Парочка на заклание|парочки, убитой в самом начале]], а также вервольфиц, которые наверняка наличествовали в стае, но визуально ничем не выделялись среди оборотней мужского пола, то Меган — единственный женский персонаж во всём фильме. | ||
* «Оборотень: Зверь среди нас» (2012) — Казия, единственная девушка в отряде охотников на оборотней. Она стреляет серебряными болтами из арбалета, сжигает трупы из огнемёта, чтобы не восстали в виду вурдалаков, а во время засад играет очень ответственную и опасную роль живца. | * «Оборотень: Зверь среди нас» (2012) — Казия, единственная девушка в отряде охотников на оборотней. Она стреляет серебряными болтами из арбалета, сжигает трупы из огнемёта, чтобы не восстали в виду вурдалаков, а во время засад играет очень ответственную и опасную роль живца. | ||
* Достаточно часто встречалось в ранних «Годзиллах» среди персонажей-людей, балансируя на грани «два парня и девушка». Типичный состав: брат и сестра, плюс ее парень/муж, через раз добавлялncm кто-то с работы кого-то из тех троих, либо просто неравнодушные граждане, мужского пола. | * Достаточно часто встречалось в ранних «Годзиллах» среди персонажей-людей, балансируя на грани «два парня и девушка». Типичный состав: брат и сестра, плюс ее парень/муж, через раз добавлялncm кто-то с работы кого-то из тех троих, либо просто неравнодушные граждане, мужского пола. | ||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
Строка 136: | Строка 132: | ||
* «[[Интерны]]» — интерн Варя Черноус. | * «[[Интерны]]» — интерн Варя Черноус. | ||
** Потом появились Полина Ульянова и Софья Калинина. Обе также успели побывать «смурфетками» среди интернов. | ** Потом появились Полина Ульянова и Софья Калинина. Обе также успели побывать «смурфетками» среди интернов. | ||
* «[[Кухня (телесериал)|Кухня]]» — Катя, попала на кухню только потому что является дочерью Шефа и то не с первого раза. | * «[[Кухня (телесериал)|Кухня]]» — Катя,попала на кухню только потому что является дочерью Шефа и то не с первого раза. | ||
* [[Soldier of Fortune, Inc.]] — Марго. | * [[Soldier of Fortune, Inc.]] — Марго. | ||
* Киносериал «Бэтмен и Робин» 1948-49. Вики Вэйл — единственная женщина, участвующая во всей этой истории с Магом. Так и норовит влезть куда не надо, а потом отыгрывать роль [[Дева в беде|девы в беде]]. | * Киносериал «Бэтмен и Робин» 1948-49. Вики Вэйл — единственная женщина, участвующая во всей этой истории с Магом. Так и норовит влезть куда не надо, а потом отыгрывать роль [[Дева в беде|девы в беде]]. | ||
Строка 231: | Строка 227: | ||
* В некоторых инкарнациях [[The Avengers|Мстителей]] в команде одна женщина — Оса. Или одна Чёрная Вдова. Или одна Алая Ведьма. Это отразилось и на экранизациях. | * В некоторых инкарнациях [[The Avengers|Мстителей]] в команде одна женщина — Оса. Или одна Чёрная Вдова. Или одна Алая Ведьма. Это отразилось и на экранизациях. | ||
* Также и в Фантастической Четвёрке. | * Также и в Фантастической Четвёрке. | ||
* Carnage U.S.A. — [[Крутой киборг|Тенис Нивс/Презрение]] (англ. Scorn) в отряде симбиотов. | * Carnage U.S.A. — [[Крутой киборг|Тенис Нивс/Презрение]] (англ. Scorn) в отряде симбиотов. | ||
* А. Зарецкий, А. Труханов, М. Зарецкая, цикл о профессоре Фортране — [[Кошка по имени Нэко|гусеница по имени Гусеница]]. | * А. Зарецкий, А. Труханов, М. Зарецкая, цикл о профессоре Фортране — [[Кошка по имени Нэко|гусеница по имени Гусеница]]. | ||
Строка 318: | Строка 313: | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Little Busters!]] — пацанка Рин Нацумэ среди Маленьких проказников. Зато весь дополнительный состав — девушки. | * [[Little Busters!]] — пацанка Рин Нацумэ среди Маленьких проказников. Зато весь дополнительный состав — девушки. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
Строка 383: | Строка 374: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* | * Metroid: Other M — Самус среди солдат Галактической Федерации, что во время учёбы, что во время событий игры. | ||
* [[Drakengard]] 3: протагонистка Зиро охотится на своих сестёр, а их послушников забирает в свой «гарем» (в том числе и для постельных надобностей; в одной сцене Зиро устраивает двоим из них «performance review»). Соответственно, в команде игрока одна женщина (Зиро), один дракон мужского пола и до четырёх мужчин-послушников. | * [[Drakengard]] 3: протагонистка Зиро охотится на своих сестёр, а их послушников забирает в свой «гарем» (в том числе и для постельных надобностей; в одной сцене Зиро устраивает двоим из них «performance review»). Соответственно, в команде игрока одна женщина (Зиро), один дракон мужского пола и до четырёх мужчин-послушников. | ||
* Симуляторы свиданий в жанре «Отомэ», так как там обязательное условие — протагонист-девушка. Мимо пролетают только игры жанра «[[юри]]». | * Симуляторы свиданий в жанре «Отомэ», так как там обязательное условие — протагонист-девушка. Мимо пролетают только игры жанра «[[юри]]». |