Редактирование: Псевдодетектив
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|MocksteryTale|Mockstery Tale}} | {{TVTropes|MocksteryTale|Mockstery Tale}} | ||
Итак, наш герой-частный детектив отправляется на расследование убийства в полный тайн ночной мегаполис, и вам показывают стильную [[нуар]]-заставку на фоне небоскрёбов… Но почему-то труп вскоре небрежно задвинули ногой в угол (или [[Всё было розыгрышем|он вообще оказался ненастоящим]]), а вся оставшаяся часть фильма посвящена выяснению отношений между главным героем и его бывшей пассией. Или же вы начали читать книгу в духе Дэна Брауна про очередных иллюминатов, Приорат Сиона или Орден Синего | Итак, наш герой-частный детектив отправляется на расследование убийства в полный тайн ночной мегаполис, и вам показывают стильную [[нуар]]-заставку на фоне небоскрёбов… Но почему-то труп вскоре небрежно задвинули ногой в угол (или [[Всё было розыгрышем|он вообще оказался ненастоящим]]), а вся оставшаяся часть фильма посвящена выяснению отношений между главным героем и его бывшей пассией. Или же вы начали читать книгу в духе Дэна Брауна про очередных иллюминатов, Приорат Сиона или Орден Синего Крокодила — а в итоге это оказался [[вывих мозга]] с [[Философический угар|философическим угаром]] на тему «вся наша жизнь — загадка», а кто стоял за данным конкретным заговором, вам так и не рассказали. Знакомьтесь — перед вами '''псевдодетектив''', или '''псевдотриллер'''. | ||
Этот троп был популяризирован постмодернистами: одной из основных идей [[постмодернизм]]а является стирание граней между «высокими» и «низкими» жанрами, и авторы этого направления очень любят троллить читателей, подсовывая им философские размышления или психологическую драму в обложках «развлекательных» жанров, таких, как детектив или мистический триллер. | Этот троп был популяризирован постмодернистами: одной из основных идей [[постмодернизм]]а является стирание граней между «высокими» и «низкими» жанрами, и авторы этого направления очень любят троллить читателей, подсовывая им философские размышления или психологическую драму в обложках «развлекательных» жанров, таких, как детектив или мистический триллер. | ||
Родственный | Родственный троп — [[Псевдоприключенческая история]], когда в таком же ключе обыгрывают сюжеты из приключенческой литературы, комиксов про супергероев и др. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[Старше, чем радио]] | * [[Старше, чем радио]] — Ф. М. Достоевский, «[[Преступление и наказание]]» и «[[Братья Карамазовы]]». Да, в «Преступлении и наказании» убийца известен с самого начала. Но убийца много где известен ''зрителю'' сначала — взять хотя бы сериал [[Коломбо]]. Детектив — это когда в фокусе расследование. | ||
** Хотя по науке это называется ''криминальный роман''. «Грязь на снегу» Сименона, «Почтальон всегда звонит дважды» и «Двойная страховка» Джеймса Кейна примеры уже из | ** Хотя по науке это называется ''криминальный роман''. «Грязь на снегу» Сименона, «Почтальон всегда звонит дважды» и «Двойная страховка» Джеймса Кейна примеры уже из XX века. | ||
* А. | * А. П. Чехов, «Шведская спичка» — ночью исчезает из своей спальни помещик Кляузов, под окном обнаружена кровь. Сыщики разрабатывают версию убийства группой лиц по предварительному сговору, у каждого из которых находится свой мотив (ревность, религиозный фанатизм, отвергнутая любовь), и в итоге у последней из подозреваемых действительно обнаруживается Кляузов… живой, здоровый, сытый и пьяный. | ||
* Как ни странно, даже некоторые рассказы о [[Sherlock Holmes|Шерлоке Холмсе]] — например, «Человек на четвереньках», где подоплёка оказывается [[Научная фантастика|научно-фантастической]], или «История жилички под вуалью», в которой вообще нет детективного расследования как такового — несчастная жертва просто рассказывает свою историю. А вот [[шпион]]ский рассказ «Его прощальный поклон» вряд ли сюда подходит — там и завязка сильно отличается от большинства шерлокианских рассказов. Кроме того, в части рассказов вовсе нет преступления в уголовном смысле. Например, «Три студента», где Холмс расследует не преступление, а мелкое жульничество, за которое наказание — заведомо максимум отчисление из вуза — кражу экзаменационных билетов. И именно что кражей билетов «преступление» и оказывается. Уотсон однажды подсвечивает, что отбирает дела для публикации не по тяжести совершенного злодеяния, а по тому, насколько ярко в процессе расследования проявляется дедуктивный метод Холмса. | |||
* Как ни странно, даже некоторые рассказы о [[Sherlock Holmes|Шерлоке Холмсе]] | ** Стоит ещё выделить рассказ "Тайна бильярдного шара" - злющая пародия на Конан-Дойля, хотя многие исследователи считают, что это самопародия его самого (автор анонимен). Холмс расследует дело, будучи под кайфом, а потом оказывается, что "дела"-то и нет - "убитый" просто пьян, "улику" в виде того шара он себе не подбрасывал, а просто спёр в бильярдной и т.д. | ||
** Стоит ещё выделить рассказ | * Рассказы Гилберта Честертона о патере Брауне. По всем формальным признакам — классические детективы, на деле же — философско-психологические притчи. Например, в «Отсутствии мистера Кана» таинственный не то убийца, не то культист оказывается фокусником. Тем не менее в рассказах присутствует загадка, так что они относятся к жанру. | ||
* Рассказы Гилберта Честертона о патере Брауне. По всем формальным | ** Его же повесть «Человек, который был четвергом». Сначала — внедрение в тайную организацию, затем оказывается, что все члены этой организации — внедрённые агенты, а её глава — Господь Бог. | ||
** Его же повесть «Человек, который был | * «[[Atlas Shrugged|Атлант расправил плечи]]»: сюжетный каркас — расследование главной героиней пропажи самых талантливых людей Америки. Но, конечно, книга написана, чтобы объяснить философию объективизма. В каком-то смысле мета-игра, потому что вся философия автора, которую она излагает в формате детектива, и есть {{spoiler|то, что говорит своим «жертвам» Джон Голт}}. | ||
* «[[Atlas Shrugged|Атлант расправил плечи]]»: сюжетный | |||
* Умберто Эко, «[[Имя розы]]»: хотя тут детективная часть-таки есть, и в общем-то довольно сильная, но в целом роман всё же не об этом, а о средневековом мировоззрении, теологии и массе постмодернистских символов. | * Умберто Эко, «[[Имя розы]]»: хотя тут детективная часть-таки есть, и в общем-то довольно сильная, но в целом роман всё же не об этом, а о средневековом мировоззрении, теологии и массе постмодернистских символов. | ||
* Хорхе Луис Борхес, «Смерть и буссоль»: рассказ о крутом сыщике Лённроте быстро оборачивается глубоко символическим произведением про столь любимые Борхесом лабиринты. | * Хорхе Луис Борхес, «Смерть и буссоль»: рассказ о крутом сыщике Лённроте быстро оборачивается глубоко символическим произведением про столь любимые Борхесом лабиринты. | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Отель „У погибшего альпиниста“]]» и «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]». | * [[Братья Стругацкие]], «[[Отель „У погибшего альпиниста“]]» и «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]». | ||
** Первый из примеров так охарактеризовали сами авторы. «Мы задумывали наш детектив как некий литературный эксперимент. Читатель, по нашему замыслу, должен был сначала воспринимать происходящее в повести как обыкновенное „убийство в закрытой комнате“, и лишь в конце, когда в традиционном детективе обычно происходит всеобщее разъяснение, сопровождающееся естественным провалом интереса, у нас сюжет должен был совершить внезапный кульбит: прекращается одна история и начинается совершенно другая». (Борис Стругацкий) | ** Первый из примеров так охарактеризовали сами авторы. «Мы задумывали наш детектив как некий литературный эксперимент. Читатель, по нашему замыслу, должен был сначала воспринимать происходящее в повести как обыкновенное „убийство в закрытой комнате“, и лишь в конце, когда в традиционном детективе обычно происходит всеобщее разъяснение, сопровождающееся естественным провалом интереса, у нас сюжет должен был совершить внезапный кульбит: прекращается одна история и начинается совершенно другая». (Борис Стругацкий) | ||
* Станислав Лем: | * Станислав Лем: | ||
** «Солярис» начинался именно как детектив с убийством в запертой комнате (на космической станции). Лем долго не мог придумать развязку (повесть писалась по частям в журнале) и стал описывать обстановку станции. | ** «Солярис» начинался именно как детектив с убийством в запертой комнате (на космической станции). Лем долго не мог придумать развязку (повесть писалась по частям в журнале) и стал описывать обстановку станции. | ||
** «Расследование». | ** «Расследование». | ||
* «[[Vorkosigan Saga|Сага о Форкосиганах]]»: несколько раз Майлз расследует преступления, только песня совсем не о том ©… | * «[[Vorkosigan Saga|Сага о Форкосиганах]]»: несколько раз Майлз расследует преступления, только песня совсем не о том ©… | ||
* А. Алексин, «Очень страшная история». Внутримировой | * А. Алексин, «Очень страшная история». Внутримировой пример — «Тайна старой дачи» писателя Бородаева: «Это был единственный детектив из всех, которые я читал, где преступников не поймали. В послесловии было написано: „Итак, преступников не обнаружили… Но зато обнаружила себя творческая индивидуальность автора! Он не пошел проторенным путем. В повести не найдешь «чужих следов», как не было их возле старой дачи после таинственного исчезновения… «Тайна старой дачи» так и осталась тайной. Зато читателю есть над чем поразмыслить!“ Я размышлял несколько дней». Сама книга, с натяжкой, может тоже считаться пародийным детским псевдодетективом. | ||
* Б. Акунин, «[[Приключения Пелагии|Пелагия и Красный Петух]]». [[Что это было?]]! | * Б. Акунин, «[[Приключения Пелагии|Пелагия и Красный Петух]]». [[Что это было?]]! | ||
* Алексей Смирнов, «Центр роста»: ГГ направляют в некий «Центр роста», где из людей готовят богов. Там он встречает ряд донельзя странных персонажей (сиамских близнецов, зверочеловека по имени Аромат Пирогов и др.), которых потом начинают убивать одного за другим. А в конце выясняется, что происходящие события были лишь метафорой внутреннего роста героя. | * Алексей Смирнов, «Центр роста»: ГГ направляют в некий «Центр роста», где из людей готовят богов. Там он встречает ряд донельзя странных персонажей (сиамских близнецов, зверочеловека по имени Аромат Пирогов и др.), которых потом начинают убивать одного за другим. А в конце выясняется, что происходящие события были лишь метафорой внутреннего роста героя. | ||
* «Хьюстон, 2030» Майка Мак- | * «Хьюстон, 2030» Майка Мак-Кая — роман-предупреждение в обёртке детективного процедурала. Редкий случай, когда роман великолепен в обеих ипостасях. | ||
* Ирвина Уэлш, | * Ирвина Уэлш, «Дерьмо» — формально детектив про расследование убийства, вот только главный герой, полицейский Брюс Робертсон, не заинтересован в расследовании и вместо этого употребляет наркотики, строит козни коллегам, чтобы заполучить вакантную должность, и постепенно сходит с ума. {{spoiler|Не говоря уже о том, что [[Убийца — я!|он и есть убийца]].}} | ||
* Уильям Берроуз, «Города красной | * Уильям Берроуз, «Города красной ночи» — начинается как детектив с элементами мистики: частный детектив Клем Снайд расследует исчезновение подростка Джерри Грина, которого принесли в жертву [[мраккультист]]ы, связанные с мафией, спецслужбами и ещё много с чем. Но сюжет постепенно становится всё более абсурдным, и со временем детектив вообще исчезает из повествования (есть намёки, что детективный сюжет вообще был сном или галлюцинацией другого подростка Одри Карсона). | ||
* Роб Харт, | * Роб Харт, «Склад» — детективная интрига присутствует, но разгадка достаточно предсказуемая: наркоту на территорию Облака доставляют {{spoiler|[[борьба нанайских мальчиков|сами сотрудники службы безопасности]]}}, Циннию нанял {{spoiler|Гибсон Уэллс}}, убийство заказал {{spoiler|первый зам Уэллса}}. Это антикорпоративная антиутопия, а детектив тут лишь номинально. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Госфорд Парк» Роберта Альтмана. Ну | * «Госфорд Парк» Роберта Альтмана. Ну да — убийство, расследование, допрос подозреваемых… но, как всегда в его фильмах, подтекст человеческих отношений куда важнее внешней фабулы. | ||
* «Малхолланд- | * «Малхолланд-Драйв» — суперклассический детектив про девушку, потерявшую память, и мафиозный синдикат, который за ней охотится. Молодая талантливая актриса Бетти берётся ей помочь, но почему-то их расследование приводит к очень странным результатам, а затем фильм вообще уходит в глубокий сюрреализм. Согласно [http://david-lynch.info/texts/theories/79-md.html распространённой интерпретации], сюжет фильма представляет собой сон актрисы-неудачницы Дайаны (в образе Бетти она пытается позитивно переосмыслить свою жизнь). | ||
** [[Жизнь пишет сюжет]]: Линч вообще-то планировал целый сериал, но пришлось урезать сценарий до фильма и завершить всё [[Это был только сон|довольно банальным твистом]]. | ** [[Жизнь пишет сюжет]]: Линч вообще-то планировал целый сериал, но пришлось урезать сценарий до фильма и завершить всё [[Это был только сон|довольно банальным твистом]]. | ||
* Королём этого тропа был Микеланджело Антониони. Многие его фильмы используют стилистику детектива, но в действительности представляют собой психологические и/или экзистенциальные драмы. | * Королём этого тропа был Микеланджело Антониони. Многие его фильмы используют стилистику детектива, но в действительности представляют собой психологические и/или экзистенциальные драмы. | ||
** «Фотоувеличение» (Blow Up): молодой фотограф случайно запечатлел на своих снимках убийство; он начинает его расследовать, но всё идёт как-то вяло и заканчивается ничем. | ** «Фотоувеличение» (Blow Up): молодой фотограф случайно запечатлел на своих снимках убийство; он начинает его расследовать, но всё идёт как-то вяло и заканчивается ничем. | ||
*** Своеобразная (и тоже вяловатая) пародия на этот | *** Своеобразная (и тоже вяловатая) пародия на этот фильм — псевдодетектив Брайана де Пальмы «Прокол» (Blow Out). | ||
** «Приключение»: исчезновение молодой девушки остаётся неразгаданным и по сути является лишь фоном, на котором развиваются отношения двух других героев. | ** «Приключение»: исчезновение молодой девушки остаётся неразгаданным и по сути является лишь фоном, на котором развиваются отношения двух других героев. | ||
** «Профессия: | ** «Профессия: репортёр» — как бы политический триллер про репортёра, который присвоил себе чужое имя и вляпался в шпионские интриги. На самом деле основная тема фильма — экзистенциальная безысходность и попытки уйти от собственного «я». | ||
* «Игры | * «Игры разума» — стилизованная под шпионский триллер биография талантливого математика, которого наняли спецслужбы с целью борьбы с советскими агентами. Вот только на самом деле он шизофреник, и вся конспирологическая часть сюжета — не более чем плод его воображения. | ||
* «Дзен- | * «Дзен-нуар» — начинается как классический [[нуар]] про детектива, расследующего загадочную смерть в буддийском монастыре, местами даже с комедийными элементами в духе «Розовой Пантеры» Блэйка Эдвардса. Заканчивается как тяжёлая психологическая драма о переживании горя и примирении с неотвратимостью смерти. | ||
* «Под Сильвер- | * «Под Сильвер-Лэйк» — про молодого бездельника из Лос-Анджелеса, который мнит себя героем нео-нуара и разыскивает пропавшую девушку, находя [[Код конфетного фантика|зашифрованные послания в игровых журналах Nintendo и картинках на коробках детских хлопьев]]; также есть множественные оммажи Голливуду, фильмам [[Типа я Линч|Дэвида Линча]], [[Типа я Хичкок|Альфреда Хичкока]] и [[Китч восьмидесятых|эротическим триллерам девяностых]]. Общий посыл такой, что «у поколения девяностых нет целей в жизни, остаётся только искать загадки и <s>страдать</s> наслаждаться [[СПГС]]». | ||
* | * «Грязь» — экранизация романа «Дерьмо», аналогично первоисточнику, {{spoiler|только в экранизации убийцей всё же был не ГГ.}} | ||
* «Афера Томаса | * «Афера Томаса Крауна» — вероятно сюда же. | ||
* «Видок» с Жераром Депардье. | * «Видок» с Жераром Депардье. | ||
* «[[:w:Цвет ночи|Цвет ночи]]» с Брюсом нашем Виллиосом и эротическими сценами. Травмированный психоаналитик приехал в гости к своему коллеге, {{spoiler|коллегу убивают}}, главный герой заводит отношения с красивой девушкой, покушения вроде бы продолжаются, а | * «[[:w:Цвет ночи|Цвет ночи]]» с Брюсом нашем Виллиосом и эротическими сценами. Травмированный психоаналитик приехал в гости к своему коллеге, {{spoiler|коллегу убивают}}, главный герой заводит отношения с красивой девушкой, покушения вроде бы продолжаются, а потом — [[что это было?|штаааа?]] | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 58: | Строка 56: | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Очень синяя борода]] | * «[[Очень синяя борода]]» — как бы детектив про героя (выглядящего как типичный частный сыщик из нуара), расследующего преступления сказочного злодея Синей Бороды. А на самом деле сатирическая зарисовка про супружеские отношения: как выясняется, супруги графа сами были не безгрешны, а в конце после успешного раскрытия дела ГГ «достаёт» ревнивая жена, убеждённая, что он был у любовницы, и синяя борода начинает расти уже у героя… | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* «[[Gosick]]» начинается как детектив, но уже с пятой-шестой серии от детектива не остаётся и следа. | * «[[Gosick]]» начинается как детектив, но уже с пятой-шестой серии от детектива не остаётся и следа. | ||
* Да и почти любой другой аниме-детектив. Преступник обычно очевиден с самого начала, повествование же рассказывает об истории и личностях детектива, преступника и большей части иных хоть сколько | * Да и почти любой другой аниме-детектив. Преступник обычно очевиден с самого начала, повествование же рассказывает об истории и личностях детектива, преступника и большей части иных хоть сколько то значимых персонажей. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* «[[Thimbleweed Park]] | * «[[Thimbleweed Park]]» — стилизация под мистико-фантастические детективы девяностых типа «[[Twin Peaks]]» и «[[Секретные материалы]]». Двое детективов расследуют убийство, вот только [[Команда предателей|на самом деле у каждого из них свои интересы]] (героиня хочет заполучить суперкомпьютер с искусственным интеллектом, находящийся на местной сгоревшей фабрике подушек, и продать его за большие деньги, а герой — доказать невиновность своего покойного отца, которого как раз и обвиняют в пожаре на фабрике), и [[Вечная загадка|убийство так и остаётся нераскрытым]]. А потом эта сюжетная линия вообще уходит на задний план, когда персонажи выясняют, что [[Разрушение четвёртой стены|они — лишь герои компьютерной игры]]! | ||
{{Nav/Detective}} | {{Nav/Detective}} | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} |