Редактирование: Псевдодокументалистика
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 4: | Строка 4: | ||
Характерные для жанра тропы: | Характерные для жанра тропы: | ||
* [[Верная камера]] | * [[Верная камера]] — практически в каждом псевдодокументальном фильме есть персонаж-оператор, который всюду таскает с собой камеру и снимает ей всё подряд. А когда вокруг начинает творится форменная жесть и разверзаются адские бездны, он не только не оставляет камеру, но наоборот — вцепляется в неё ещё крепче, одержимый идеей зафиксировать все эти события даже ценой собственной жизни. Причина очевидна — не будь такого персонажа, фильм попросту не был бы псевдодокументальным. | ||
* [[В общем, все умерли]] | * [[В общем, все умерли]] — наиболее вероятная концовка, если речь идёт о псевдодокументальных ужастиках. Обычно это выглядит так: все персонажи, включая оператора, погибают, последний выживший подбирает уже основательно сбоящую камеру, несколько минут бегает с ней по ночному лесу (или тёмным коридорам зловещей заброшки), но в итоге и он роняет камеру, чтобы она могла заснять, как [[Неизвестность пугает больше|нечто неведомое]] утаскивает его в темноту. Недаром одно из альтернативных названий жанра — «Найденная плёнка» (Found footage). Заметьте, «найденная», а не «доставленная живым и здоровым оператором, который её и отснял». Впрочем, бывают и исключения. | ||
* [[Затянутый пролог]] | * [[Затянутый пролог]] — здесь это вполне обычное дело. Пока герои поснимают друг-дружку в повседневной обстановке, пока доберутся до места событий, пока возьмут интервью у местных жителей, пока расставят камеры по зловещему дому, запросто может пройти треть фильма, самым ярким событием которой будет падение вазы с полки при отсутствии сквозняков («Ты заснял?! Заснял?!! Пожалуйста, скажи, что ты успел это занять!!!»). | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Дорога к звёздам» (1957) — первая часть настоящие документальные съёмки, затем следуют псевдодокументальные вперемешку с настоящими документальными. | * «Дорога к звёздам» (1957) — первая часть настоящие документальные съёмки, затем следуют псевдодокументальные вперемешку с настоящими документальными. | ||
* «Каллоден» (1965) | * «Каллоден» (1965) — один из первых представителей псевдодокументального кино. Показывает [[w:Сражение_при_Каллодене|Сражение при Каллодене]] (которое состоялось 16 апреля 1746) в виде «телерепортажа», включающего в себя и «интервью» с участниками событий. | ||
* «Хватай деньги и беги» (1969), «Зелиг» (1983) и «Сладкий и гадкий» (1999) Вуди Аллена. Псевдодокументальные фильмы с воспоминаниями очевидцев, комментариями специалистов и кинохроникой. В первом речь идет о преступнике-неудачнике, во | * «Хватай деньги и беги» (1969), «Зелиг» (1983) и «Сладкий и гадкий» (1999) Вуди Аллена. Псевдодокументальные фильмы с воспоминаниями очевидцев, комментариями специалистов и кинохроникой. В первом речь идет о преступнике-неудачнике, во втором — о человеке, обладающем способностью перевоплощаться в кого угодно, в третьем — о легендарном джазовом музыканте. | ||
* «[[Ад каннибалов]]» (англ. Cannibal Holocaust) (1979) — фильм действительно приняли за документальный (считается одним из первых примеров фильмов жанра «найденной плёнки») и даже арестовали режиссера. И только когда в суд явились актёры, с него были сняты все обвинения. А за убийства зверюшек в кадре, ему всё таки пришлось отсидеть четыре месяца. | * «[[Ад каннибалов]]» (англ. Cannibal Holocaust) (1979) — фильм действительно приняли за документальный (считается одним из первых примеров фильмов жанра «найденной плёнки») и даже арестовали режиссера. И только когда в суд явились актёры, с него были сняты все обвинения. А за убийства зверюшек в кадре, ему всё таки пришлось отсидеть четыре месяца. | ||
* «Это — Spinal Tap» (1984) | * «Это — Spinal Tap» (1984) — фильм, который тонко подшучивает над разными рок-группами, обыгрывая их взлёты и падения на примере выдуманной глэм-рок группы Spinal Tap. | ||
* «Забытые киноленты» (1995) Питера Джексона и Косты Боутса — «документальное» исследование творчества вымышленного новозеландского режиссёра Колина Маккензи, творившего в первой половине | * «Забытые киноленты» (1995) Питера Джексона и Косты Боутса — «документальное» исследование творчества вымышленного новозеландского режиссёра Колина Маккензи, творившего в первой половине XX века и сильно опередившего своё время. | ||
* «Похищенные пришельцами» (Alien Abduction: Incident in Lake County) (1998) — подаётся как найденная плёнка, заснявшая нападение пришельцев на семью во время Дня благодарения. | * «Похищенные пришельцами» (Alien Abduction: Incident in Lake County) (1998) — подаётся как найденная плёнка, заснявшая нападение пришельцев на семью во время Дня благодарения. | ||
* «Парни из Трейлерпарка» (Trailer Park Boys) | * «Парни из Трейлерпарка» (Trailer Park Boys) — целая пседодокументальная франшиза о жизни канадского [[White trash|«белого отребья»]] в трейлерном парке. Началось всё с короткометражки «Последний выстрел» (1998), которая получила продолжение в виде полноценного фильма «Парни из Трейлерпарка: Начало» (1999). Потом был ещё сериал и несколько полнометражек к нему. | ||
* «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) | * «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) — классика жанра и веха в нём же. Трое студентов приехали в городок Бёркитсвиль ([[Я не Зельда!|а вовсе не в Блэр]]), чтобы снять документальный фильм про бытующую в этих местах легенде о ведьме, которая по умерла много лет назад, но даже после смерти продолжает изводить людей. Но обратно начинающие Вернеры Херцоги так и не вернулись — заблудились и сгинули в окрестных лесах. Примечателен не столько сам фильм, большую часть которого герои просто блукают по лесу и пугаются всяких ночных шорохов и фигурок из веточек, а связанная с ним рекламная кампания. Благодаря мастерски проведённой мистификации, многие зрители в те времена всерьёз верили, что смотрят реальные найденные плёнки, [[дневник катастрофы|отснятые и в самом деле пропавшими студентами]]. Мало какому другому примеру из этой статьи удалось добиться подобного. | ||
** Одной из составляющих этой мистификации был фильм «Проклятие ведьмы из Блэр», который показывали по телевизору за неделю до премьеры основного | ** Одной из составляющих этой мистификации был фильм «Проклятие ведьмы из Блэр», который показывали по телевизору за неделю до премьеры основного фильма — это документальная (на самом деле, конечно же, тоже «псевдо») лента рассказывающая о ведьме, связанных с ней легендах, обстоятельствах исчезновения несчастных студентов и обнаружения тех самых плёнок, которые стали «Курсовой с того света». Фильм содержал интервью с родственниками пропавших, участниками поисковой группы, полицейскими, расследующими дело и т. д. В общем, не удивительно, что зрители купились. | ||
** А вот [[сиквел]] «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» (2000) к тропу не относится. Это обычный середнячковый художественный фильм. Правда, в начале там пытаются что-то мямлить о том, что это мол реконструкция реальных событий, сыгранная профессиональными актёрами, но эффект уже совсем не тот. Как итог, фильм был заплёван критиками и не снискал популярности у зрителей. И поделом! | ** А вот [[сиквел]] «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» (2000) к тропу не относится. Это обычный середнячковый художественный фильм. Правда, в начале там пытаются что-то мямлить о том, что это мол реконструкция реальных событий, сыгранная профессиональными актёрами, но эффект уже совсем не тот. Как итог, фильм был заплёван критиками и не снискал популярности у зрителей. И поделом! | ||
** В | ** В 2016 году вышел ещё один сиквел «Ведьма из Блэр: Новая глава» — на этот раз снова псевдодокументальный. Двадцать лет спустя брат одной из пропавших в первом фильме студентов, отправился во всё те же леса в компании друзей и верных камер на поиски сестрёнки. {{spoiler|И конечно же, новая группа разделила судьбу старой. А вы ждали чего-то другого?}} | ||
* Культовый треш «[[Зелёный слоник]]» (1999) до повального бума в сети некоторые принимали за реальную съёмку. | * Культовый треш «[[Зелёный слоник]]» (1999) до повального бума в сети некоторые принимали за реальную съёмку. | ||
* «[[Очень страшное кино]]» (2000) | * «[[Очень страшное кино]]» (2000) — коротенький отрывок, пародирующий «Ведьму из Блэр». Пронырливая журналистка Гейл Хэйлшторм попыталась взять интервью у жертвы маньяка в момент её убийства. Не стерпевший такой наглости Убийца погнался с ножом за Гейл и её оператором Кенни, чья ходящая ходуном камера и запечатлела всю эту сцену. А потом камеру взяла Гейл и, направив её снизу вверх на свои ноздри, засняла сопливо-слезливые извинения перед погибшим Кенни. | ||
* «Инцидент на Лох-Нессе» (2004) | * «Инцидент на Лох-Нессе» (2004) — маститый режиссёр-документалист Вернер Херцог (заметьте — [[w:Херцог,_Вернер|совершенно реальный]]) задумал снять фильм об озере Лох-Несс и связанных с ним легендах о [[Лох-несское чудовище|сами-знаете-ком]]. По его задумке это должно было бы быть серьёзное документальное исследование, но хитрозадый продюсер [[w:Пенн,_Зак|Зак Пенн]], который имел на фильм несколько иные планы, решил внести в него свои коррективы втайне от остальной съёмочной группы. В итоге получилась остроумная и самоироничная комедия ужасов с реальными деятелями Голливуда в роли самих себя. К слову, то что происходит на экране — не фильм, якобы снятый Херцогом, а материалы, записанные операторами, которые таскались за киношниками, снимая фильм о фильме. | ||
* «К. Ш. А.: Конфедеративные Штаты Америки» (2004) — репортаж об альтернативной вселенной, где южане победили в американской гражданской войне. | * «К. Ш. А.: Конфедеративные Штаты Америки» (2004) — репортаж об альтернативной вселенной, где южане победили в американской гражданской войне. | ||
* «Первые на Луне» (2005) | * «Первые на Луне» (2005) — СССР запустил космонавта на Луну еще в 1938 году и после частично неудачного запуска уничтожил почти все следы космической программы, а космонавт-то не только долетел, но и вернулся! | ||
* «Борат» (полное название «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана») (2006) | * «Борат» (полное название «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана») (2006) — туалетно-сатирическая комедия о казахском журналисте Борате Сегдиеве (Саша Барон Коэн), который по заданию правительства Казахстана отправился в США, чтобы снять репортаж об американском обществе и культуре, но по прибытии увидел по телевизору сериал «Спасатели Малибу», влюбился в Памелу Андерсон и решил сделать её своей женой. Вместе со своим другом и продюсером Азаматом Борат колесит по просторам Америки, берёт интервью у её жителей и снимает их быт и нравы. Фильм высмеивает в основном американское общество, однако, казахи нашли его очень оскорбительным, поскольку Казахстан выведен в нём, как этакий собирательный образ «жопы мира», и имеет мало общего с настоящей страной. | ||
* «Под маской: Восхождение Лесли Вернона» (2006) | * «Под маской: Восхождение Лесли Вернона» (2006) — пародийная [[деконструкция]] жанра [[слэшер]]. Действие происходит во вселенной, где [[Пятница, 13-е|Джейсон Вурхис]], [[Кошмар на улице Вязов|Фредди Крюгер]], [[Хэллоуин (серия фильмов)|Майкл Майерс]] и [[Детские игры (франшиза)|Чаки]] — реально существующие серийные убийцы. Начинающий маньяк Лесли Вернон, планирующий учинить свою первую резню, которая прославит его и поставит в один ряд с вышеперечисленными легендами, пригласил съёмочную группу документалистов, чтобы поведать миру о себе и заодно позволить зрителям взглянуть на работу типичного слэшерного злодея с его стороны. Первые две трети фильма, запечатлевающие подготовку Лесли к своему грандиозному дебюту, выполнены в псевдодокументальном стиле, а последняя треть, в которой происходит сама резня, это уже обычный художественный фильм. | ||
* Короткометражка Нила Бломкампа «Выжить в [[Эффект Телепорно|Йобурге]]» (2006) | * Короткометражка Нила Бломкампа «Выжить в [[Эффект Телепорно|Йобурге]]» (2006) — остросоциальный репортаж о вынужденных мигрантах, наводнивших большой город (и нет, это не Екатеринбург, а [[Чёрный континент|Йоханнесбург в ЮАР]]), их нелёгкой жизни и проблемах, которые они создают коренному населению. Вот только эти мигранты не понаехавшие, а поналетевшие с другой планеты. В фильме использованы отрывки из реальных интервью с южноафриканцами, которые жалуются на зимбабвийских беженцев. Позже из этой короткометражки вырос фильм «[[Район №9]]». | ||
* «Дневники мертвецов» от небезызвестного Джорджа Ромеро (2007) | * «Дневники мертвецов» от небезызвестного Джорджа Ромеро (2007) — студенты снимали фильм ужасов, как вдруг грянул зомби-апокалипсис. А у них уже и камеры наготове! | ||
* Испанский «Репортаж» (REC) (2007) | * Испанский «Репортаж» (REC) (2007) — тележурналистка, снимающая репортаж о трудовых буднях Барселонских пожарных, приезжает вместе с ними на вызов в многоквартирный дом, а там как раз вспышка зомби-вируса. Сан-инспекция закрывает здание на карантин, и съёмочная группа, пожарные и жильцы оказывается заперты внутри вместе с агрессивными каннибалами. Наиболее известен первый фильм, но на самом деле это серия из четырёх фильмов, последний из которых был снят в 2014 году. Если вы смотрели [[сиквел]]ы, можете, не стесняясь, дополнять. | ||
** «Карантин» (2008) | ** «Карантин» (2008) — американский ремейк испанского «Репортажа». [[Теперь БАНАНОВЫЙ!|Всё то же самое, но теперь]] с [[Dexter|Деброй Морган]]. Имеется также малобюджетный сиквел 2011 года. Если смотрели, то вы знаете, что делать. | ||
* «[[Монстро]]» (в оригинале «Cloverfield») (2008) | * «[[Монстро]]» (в оригинале «Cloverfield») (2008) — нападение неведомого [[кайдзю]] на Нью-Йорк, показанное глазами (а точнее — ручной камерой) обычного гражданского, который вместе с друзьями пытается эвакуироваться из города. {{spoiler|[[В общем, все умерли|Не получилось]]}}. | ||
* «Озеро Мунго»<ref>Другой вариант названия «Озеро Манго». Однако, правильно всё-таки «Мунго», потому как это [[w:Мунго (озеро)|реально существующий географический объект, который называется именно так]]. Кстати, это высохшее озеро, так что девушка утонула не в нём.</ref> (2008) | * «Озеро Мунго»<ref>Другой вариант названия «Озеро Манго». Однако, правильно всё-таки «Мунго», потому как это [[w:Мунго (озеро)|реально существующий географический объект, который называется именно так]]. Кстати, это высохшее озеро, так что девушка утонула не в нём.</ref> (2008) — история о том, как утонувшая австралийская девочка-подросток начала навешать отчий дом в виде призрака… во всяком случае, так утверждает её семья. Для разнообразия, это не «найденная плёнка», а «документальный» фильм об уже свершившихся событиях. Поэтому вместо трясущейся камеры, визжащих операторов и бега по кустам, здесь имеет место неторопливый рассказ с нелинейным повествованием, интервью с очевидцами и разбором фотографий и видеозаписей с мелькающим на них призраком. Как следствие, меньше экшна и интересных моментов, но больше достоверности. | ||
* Серия «Паранормальное явление» (с 2009) | * Серия «Паранормальное явление» (с 2009) — у молодой супружеской пары в доме завёлся полтергейст, и муж обзавёлся камерой, чтобы фиксировать его проявления. Вот только здешняя НЁХ оказалась кое-чем гораздо более серьёзным, чем банальная барабашка,.. Первый фильм снискал огромный успех и быстро опух сиквелами, приквелами и прочими пердиквелами, так что на данный момент серия насчитывает аж семь фильмов (а ведь есть ещё пародии и [[копиркин]]ы). Описывать каждый из них по отдельности в данной статье не имеет смысла: тот же демон донимает всё новых и новых людей, среди которых каждый раз находится оператор-любитель, [[Верная камера|не расстающийся со своими камерами]] до самого [[В общем, все умерли|немного предсказуемого конца]]. | ||
* «[[Район № 9]]» — в фильме вообще много съёмок «с рук» и с оперативных и новостных камер. Первые 30 минут фильма, это по сути документалка про события фильма, снятая и смонтированная уже после инцидента, в том числе из эпизодов документального фильма про то какие «классные парни» работают в MNU. Документальный элемент исчезает только после побега Викуса из заточения, но возвращается ближе к концу фильма. | * «[[Район № 9]]» — в фильме вообще много съёмок «с рук» и с оперативных и новостных камер. Первые 30 минут фильма, это по сути документалка про события фильма, снятая и смонтированная уже после инцидента, в том числе из эпизодов документального фильма про то какие «классные парни» работают в MNU. Документальный элемент исчезает только после побега Викуса из заточения, но возвращается ближе к концу фильма. | ||
* «Искатели могил» (2010) | * «Искатели могил» (2010) — группа «охотников за привидениями», снимающая собственное телешоу, а потому под завязку вооружённая камерами, решила провести ночь в заброшенной психиатрической лечебнице. Но очень скоро обнаружилось, что, в отличие от всех предыдущих подобных мест, в этой больничке действительно живёт зло (в роли зла {{spoiler|призраки врачей и пациентов с тёмными глазами и сверх меры раззеваемыми ртами}}), и выйти из неё гораздо сложнее, чем войти. | ||
* «Охотники на троллей» (2010) | * «Охотники на троллей» (2010) — группа из трёх студентов, снимающих репортаж о загадочных убийствах норвежких медведей, увязывается за нелюдимым охотником Гансом, подозревая его в браконьерстве. Вскоре им открывается страшная правда: в лесах Норвегии водятся тролли, существование которых власти тщательно скрывают от населения. А Ганс — никакой не браконьер, а единственный в стране охотник на этих созданий. Он выслеживает и уничтожает троллей, которые выходят за пределы своей территории. И после недолгих уговоров Ганс соглашается поближе познакомить операторов со своими трудовыми буднями. | ||
* «Аполлон 18» (2011) | * «Аполлон 18» (2011) — [[теперь в космосе!]] Фильм представляет из себя секретные киноматериалы, отснятые в 1974 участниками [[Капитан Очевидность|лунной экспедиции «Аполлон 18»]], которая [[w:Аполлон-18 (космический корабль)|по официальной версии была отменена]], но на самом деле состоялась, [[теория заговора|просто власти пытаются это скрыть]]. К счастью в 2011 году они всплыли на сайте www.lunartruth.com и теперь люди наконец-то могут узнать, почему правительство США засекретило информацию об этом полёте и свернуло программу «Аполлон» сразу после него. Если вкратце: {{spoiler|На Луне есть жизнь, и она очень агрессивна}}, а {{spoiler|[[Это не луна!|камни на Луне — совсем не то, чем они кажутся]]}}. | ||
* «Проект | * «Проект ”Динозавр”» (2011) — британские криптозоологи отправляются в джунгли Конго на поиски знаменитого [[w:Мокеле-мбембе|Мокеле-Мбембе]], а находят целую долину с живыми динозаврами, прямо как в конандойловском «[[Затерянный мир|Затерянном мире]]». Динозаврики, понятное дело, совсем не рады странным лысым обезьянам. | ||
* «Залив» (2012) | * «Залив» (2012) — ужастик в стиле «[[боди-хоррор]]». В результате сброса в залив большого количества помёта с местной птицефермы разразилась биологическая катастрофа. Паразиты вида Cymothoa exigua мутировали, выбрались на сушу и напали на небольшой прибрежный город, видимо, решив, что человеческая плоть вкуснее рыбьего мяса. Жители города пытаются спастись, а власти, как всегда, пытаются всё скрыть. Что за Cymothoa exigua такая? Это {{spoiler|те самые «мокрицы», которые откусывают рыбе кончик языка и заменяют его собой}} — слабонервным лучше не гуглить, как это выглядит. Впрочем, в фильме эта их особенность раскрыта слабо, иначе он был бы на порядок страшнее. | ||
* Серия «[[З/Л/О|V/H/S]]», [[Йопт In Translation|превращённая сумрачным локализаторским гением в «З/Л/О»]] (с 2012) | * Серия «[[З/Л/О|V/H/S]]», [[Йопт In Translation|превращённая сумрачным локализаторским гением в «З/Л/О»]] (с 2012) — каждый фильм представляет из себя сборник коротких, никак не связанных друг с другом псевдодокументальных зарисовок о встречах мирных (и не очень) граждан с нечистью, обрамлённую историей о зловещих видеокассетах, на которых записаны эти самые зарисовки. Подобный формат оказался прекрасным решением, поскольку позволяет избежать характерного для жанра долгого нудного вступления, в котором ничего толком не происходит, и одновременно отрывает простор для экспериментов с сюжетом. Как итог, все истории насыщены действием и не похожи одна на другую. На момент правки вышло шесть фильмов и один не относящийся к тропу спин-офф. | ||
* «Хроника» (2012) | * «Хроника» (2012) — псевдодокументальный супергеройский триллер. Затюканный ботан-подросток купил видеокамеру, чтобы снимать всё, что видит. И как водится в фильмах сабжевого жанра, материал для съёмки не заставил себя ждать. После контакта с загадочными светящимися кристаллами главгерой и два его приятеля открыли в себе способность к мощному телекинезу и принялись исследовать и развивать свои новообретённые силы. Вот только вместо [[Человек-паук|Дяди Бена]] или [[Бэтмен|дворецкого Альфреда]] у главного героя были адский папаша и тяжело больная мать. | ||
* «Шопинг-тур» (2012) | * «Шопинг-тур» (2012) — трэшовый отечественный ужастик, снятый на камеру от смартфона. Группа российских туристов отправляется в Финляндию за покупками, не подозревая, что по древней финской традиции в день летнего солнцестояния каждый финн должен съесть иностранца, [[Судная ночь (троп)|и сегодня — именно этот день]]. | ||
* «Армия Франкенштейна» (2013) | * «Армия Франкенштейна» (2013) — в последние дни Второй Мировой Войны отряд [[Эти злобные русские|злобных отмороженных советских мародёров]]-разведчиков вместе с прикомандированным к нему оператором, снимающим пропагандистский фильм об подвигах Красной Армии, попадает в заброшенный немецкий городок, в котором оборудовал свою лабораторию доктор Виктор Франкенштейн — потомок [[Франкенштейн|того самого Франкенштейна]]. Этот Франкенштейн продолжил и развил наработки своего знаменитого предка и ныне работает на Гитлера, создавая для него армию из воскрешённых покойников, превращённых в почти неуязвимых суперсолдат-киборгов. Получился очень забористый трэш, полный клюквы, [[Нацистская сверхнаука|нацисткой сверхнауки]] и [[боди-хоррор]]а. А ещё фильм примечателен тем, что суперсолдаты, которых создаёт на своей фабрике Карл Гейзенберг из [[Resident Evil/Resident Evil Village|восьмого Резидента]], очень уж подозрительно похожи на некоторые творения здешнего Франкенштена. Наглый [[плагиат]] или [[непреднамеренное совпадение]]? Решайте сами. | ||
* «Смерть в сети» (2013) | * «Смерть в сети» (2013) — фильм снят при помощи скринкастинга: большая часть происходящего демонстрируется с экранов ноутбоков персонажей, и зрителям видят все совершаемые ими действия — переписку, общение по видеосвязи, запуск программ и так далее. Главная героиня фильма, студентка по имени Элизабет Бентон, получает грант на исследование привычек обитателей сети. Теперь она должна круглосуточно сидеть в чат-рулетке, общаться с людьми со всего мира и записывать все свои действия. Очень скоро она привлекает к себе внимание весьма искушённого в хакерстве маньяка (а точнее {{spoiler|целой группировки маньяков, снимающих снафф-видео для даркнета}}). | ||
* «Тайна перевала Дятлова» (2013) | * «Тайна перевала Дятлова» (2013) — американские студентики приехали на Северный Урал <s>[[Убойные каникулы|и давай самоубиваться на свежем воздухе]]</s>, чтобы снять документальный фильм о [[w:Гибель тургруппы Дятлова|гибели туристической группы Игоря Дятлова]], пройти по её маршруту и попытаться выяснить причины произошедшего. Конец с одной стороны {{spoiler|[[В общем, все умерли|немного предсказуем]]}}, но с другой содержит не самый заезженный твист. | ||
* «После смерти» (Post Mortem) (2013) | * «После смерти» (Post Mortem) (2013) — [[сарказм|наш ответ «Паранормальному явлению»]]. Молодой человек, занимающийся по просьбе находящегося в отъезде друга похоронами его дедушки, остаётся на ночь в квартире один-на-один с лежащим в гробу покойником. Как назло, во всём районе гаснет свет, и главному герою приходится использовать фонарик своей камеры для освещения. Несмотря на затянутость, слабую насыщенность событиями и такую себе актёрскую игру, фильм получился довольно жутковатым и может напугать, если смотреть его ночью и без света — такова магия мокьюментари. | ||
* «Пограничная полоса» (The Borderlands) (2013) | * «Пограничная полоса» (The Borderlands) (2013) — команда главных героев приезжает по заданию Ватикана в отдалённую британскую деревушку, чтобы расследовать «чудеса», творящиеся в местной церкви, и определить, действительно ли это чудеса господни или [[План Степлтона|просто мистификация тамошнего священника]] (ну и конечно же, тщательно зафиксировать всё происходящее на камеры). {{spoiler|«Чудеса» и правда настоящие, но христианский Бог не имеет к ним никакого отношения}}. Фильм можно отнести к категории «сферический мокьюментари в вакууме»: {{spoiler|в первой половине не происходит почти ничего интересного за исключением унылых редких полтергейстов, а под конец главгерои бегают впотьмах не пойми где, и в итоге умирают не пойми от чего}}. | ||
* В | * В 2013 году был снят псевдодокументальный телефильм «Великая Марсианская война 1913—1917». На Уэллса похоже лишь местами, но навеяно явно его нетленкой. | ||
* Фильм «Горько!» (2013) стилизован под свадебное видео. | * Фильм «Горько!» (2013) стилизован под свадебное видео. | ||
* «Оборотень» («Wer») (2013) | * «Оборотень» («Wer») (2013) — адвокатка-правозащитница берётся защищать чрезмерно волосатого мужчину, которого несправедливо (как ей тогда казалось) обвинили в жестоких убийствах, совершённых диким зверем. Но в середине фильма выясняется, что {{spoiler|он и в самом деле кровожадный и практически неубиваемый оборотень}}, и вялотекущий судебный триллер превращается в довольно-таки мясной экшн. [[Субверсия]]: В фильме иногда проскакивают псевдодокументальные вставки (отрывки из теленовостей, записи с камер наблюдения и нательных видеорегистраторов, кусочки домашнего видео и т. д), а в остальное время всё снято любительской трясущейся камерой с характерными для жанра ракурсами. Но это не более чем стилизация, и никакого персонажа-оператора, который ходил бы за галвгероями, снимая всё происходящее, в фильме нет. | ||
* «Докопаться до сути» (2014) — Адам Грин (режиссёр таких фильмов, как «Топор» и «Замёрзшие») играет здесь самого себя. Однажды к нему обращается странный человек по имени Вильям Деккер<ref>«Странного человека» играет слишком приметный актёр Рэй Уайз (отец Лоры Палмер из «[[Твин Пикс]]а»), что сильно подрывает веру в реальность происходящего. Впрочем, фильм и не позиционируется как серьёзное исследование, показывающее правду и только правду.</ref>, который утверждает, что монстры, подобные тем, что показывают в фильмах ужасов, существуют в реальности и что он может это доказать. По словам Деккера все дети, родившиеся с жуткими внешними аномалиями, со временем переселяются в сокрытые от посторонних глаз подземные города, населённые такими же уродами, отвергнутыми человеческим обществом, и лишь иногда некоторые из них выходят на поверхность, чтобы найти других себе подобных. И ему, Деккеру, якобы удалось обнаружить вход в один из таких городов. Так ли это на самом деле, или просто бред городского сумасшедшего, а может быть искусная мистификация? Это и предстоит выяснить Адаму. | |||
* «Докопаться до сути» (2014) | * «Забытая роща» (2014) — очередная группа очередных искателей аномальщины с Ютуба приехала в очередной заброшенный приют с очередными привидениями и нашла там очередную жестокую смерть. Только на сей раз всё показано немного со стороны, ибо в роли основного оператора выступает приятель блогеров-самоубийц, который снимает документалку об их шоу. Сами же искатели аномальщины в сверхъестественное не верят и прибегают к услугам мастера по спецэффектам, который заранее приезжает в «проклятые дома» и размещает там разные пугалки. А потому первое время персонажи [[Это часть представления|принимают творящуюся вокруг чертовщину за часть шоу]]. Задумка, несомненно, интересная, но она не вытягивает этот довольно средненький фильм. | ||
* «Забытая роща» (2014) | * «Одержимость Майкла Кинга» (2014) — атеист Майкл Кинг, потерявший жену по косвенной вине гадалки-шарлатанки, вызвался доказать всему миру, что мистики, паранормальщины и магии со сверхъестественнщиной не существует. Для этого он, как водится, вооружился многочисленными камерами и принялся проводить над тёмные ритуалы, призывая на свою голову богов, демонов и прочие сущности в виде гномика. [[Повадился горшок по воду ходить|Ну и допризывался]]… | ||
* «Одержимость Майкла Кинга» (2014) — атеист Майкл Кинг, потерявший жену по косвенной вине гадалки-шарлатанки, вызвался доказать всему миру, что мистики, паранормальщины и магии со сверхъестественнщиной не существует. Для этого он, как водится, вооружился многочисленными камерами и принялся проводить над тёмные ритуалы, призывая на свою голову богов, демонов и прочие сущности в виде гномика. [[Повадился | * «Пирамида» (2014) — археологи нашли в Египте доселе никому не известную древнюю пирамиду и полезли её обследовать в сопровождении съёмочной группы. И снова субверсия: Происходящее часто демонстрируется через объективы камер, которые таскают с собой персонажи, но до конца документальный стиль не выдержан — слишком много монтажа, смен углов съёмки и ракурсов, с которых не мог бы снимать ни один из персонажей внутри фильма. А ближе к финалу на псевдо-псевдодокументальность окончательно забивают. | ||
* «Пирамида» (2014) | |||
* Комедия «[[Реальные упыри]]» (2014) — шедевральная [[деконструкция]] идеи [[у нас не такие вампиры|современных вампиров]], живущих среди нас. Их быт, нравы и проблемы. | * Комедия «[[Реальные упыри]]» (2014) — шедевральная [[деконструкция]] идеи [[у нас не такие вампиры|современных вампиров]], живущих среди нас. Их быт, нравы и проблемы. | ||
* «Существует» (2014) | * «Существует» (2014) — ужастик о группе друзьяшек-ютуберов, которые приехали в одинокую лесную хижину, чтобы отдохнуть и поснимать на природе, но очень скоро привлекали к себе внимание не очень дружелюбного [[йети]]. В финале выясняется (хотя не трудно догадаться и раньше), что {{spoiler|снежный человек мстил им за своего детёныша, которого главгерои случайно сбили в самом начале}}. | ||
* Небезызвестный М. Найт «Вот это поворот» Шьямалан тоже отметился в этом жанре, сняв весьма недурственный триллер «Визит» (2015) — двое подростков, брат и сестра, приезжают на отдалённую ферму где-то в глухомани к бабушке и дедушке, которых никогда раньше не видели (причём брат мечтает о карьере видеоблогера, а потому не расстаётся с видеокамерой). Бабушка и дедушка добры, приветливы и рады гостям, вот только ведут себя очень странно. И чем дальше тем страннее… | * Небезызвестный М. Найт «Вот это поворот» Шьямалан тоже отметился в этом жанре, сняв весьма недурственный триллер «Визит» (2015) — двое подростков, брат и сестра, приезжают на отдалённую ферму где-то в глухомани к бабушке и дедушке, которых никогда раньше не видели (причём брат мечтает о карьере видеоблогера, а потому не расстаётся с видеокамерой). Бабушка и дедушка добры, приветливы и рады гостям, вот только ведут себя очень странно. И чем дальше тем страннее… | ||
* «Иерусалим» (2015)<ref>Не путать с «Иерусалимом» 2013 года — тот просто документалка о городе. Нужный нам «Иерусалим» в оригинале [[Z — звучит круто|пишется через «Z»]].</ref> | * «Иерусалим» (2015)<ref>Не путать с «Иерусалимом» 2013 года — тот просто документалка о городе. Нужный нам «Иерусалим» в оригинале [[Z — звучит круто|пишется через «Z»]].</ref> — туристка в очень умных очках со встроенной камерой приехала вместе с подругой в Иерусалим, а там внезапно начался библейский апокалипсис: разверзлись врата в ад, мёртвые восстают из могил и демоны крылышками бяк-бяк-бяк-бяк! | ||
* «ООО „Дом ада“» (2015) | * «ООО „Дом ада“» (2015) — пять лет назад (в 2009 году) в заброшенном отеле близ городка Абаддон, переделанном фирмой «Дом ада» под хэллоуиновский дом с привидениями, произошёл загадочный несчастный случай, в результате которого погибло 15 человек, включая персонал аттракциона. В наши дни группа документалистов-телевизионщиков проводит расследование обстоятельств этого жуткого происшествия. Вскоре с ними связывается единственная выжившая сотрудница «Дома ада» Сара, которая предоставляет видеоматериалы, снятые накануне трагедии, на которых запечатлена подготовка аттракциона к открытию, а также события той роковой ночи. | ||
** «ООО „Дом ада“ 2: Отель „Абаддон“» (2018) | ** «ООО „Дом ада“ 2: Отель „Абаддон“» (2018) — после инцидента с аттракционом «Дом ада» прошло 8 лет ({{spoiler|а с гибели документалистов из первой части — соответственно 3 года}}). И всё это время заброшенный отель Абаддон продолжает убивать людей. Ютуберы, блогеры, конспирологи и просто мимопроходящие сам-себе-режиссёры продолжают переться в проклятое здание, будто им там мёдом намазано, и бесследно исчезать в нём. Вот и сейчас, получив анонимную наводку о том, что в подвале отеля можно найти компромат на его первого владельца-сатаниста (уже много лет как покойного), новый отряд самоубийц-телевизионщиков (в которой входят знаменитый теле-экстрасенс и оператор предыдущего фильма, который не пошёл в отель и потому остался жив) отправляется в проклятую заброшку. Помянем. | ||
** «ООО „Дом ада“ 3: Озеро огня» (2019) | ** «ООО „Дом ада“ 3: Озеро огня» (2019) — через 9 лет после трагедии с «Домом ада» ({{spoiler|4 года поле гибели первых документалистов и 1 год после гибели вторых}}) богач по имени Рассел Уинн задумал вновь открыть отель Абаддон для широкой публики и поставить в нём «Фауста» Гёте. Что же может пойти не так? Найти ответ на этот вопрос попытается новая группа телевизионщиков с отсутствующим интинском самосохранения, приставленная к Расселу и нанятой им труппе актёров, чтобы зафиксировать подготовку к грандиозному спектаклю. По мере развития сюжета обнаруживается, что Рассел вовсе не такой уж идиот, как можно было бы подумать, услышав о его суицидальной задумке. У него есть план, и он его придерживается, отлично осознавая, что делает. | ||
** «ООО „Дом ада“: Особняк Кармайклов» (2023) | ** «ООО „Дом ада“: Особняк Кармайклов» (2023) — отель Абаддон сгорел, но кроме него в мире есть и другие проклятые дома. Например, особняк семейства Кармайклов, где много лет назад произошло загадочное массовое убийство. Для того чтобы разобраться в том давнем деле, вооружённая камерой интернет-детективка Марго приезжает в зловещий особняк вместе со своей [[Юри|девушкой]] Ребеккой и братом Чейсом. Они намереваются прости в доме пять ночей, фиксируя всё происходящее на камеру. Разумеется, ничего хорошего их там не ждёт, ведь тёмное прошлое дома Кармайклов тесно переплетено со событиями в отеле Абаддон. Даже не-совсем-манекены [[Злобный клоун|жутких клоунов]] сумели пробраться из отеля в особняк. | ||
* Кто сказал, что это непременно должны быть именно плёнки? Тимур Бекмамбетов срежиссировал и спродюссировал несколько фильмов, снятых с помощью скринкастинга. | * Кто сказал, что это непременно должны быть именно плёнки? Тимур Бекмамбетов срежиссировал и спродюссировал несколько фильмов, снятых с помощью скринкастинга. | ||
** «Убрать из друзей» (2015) — к скайп-конференции группы старшеклассников, чья подруга Лора Барнс недавно покончила с собой после травли в интернете, подсоединяется загадочный собеседник с ником Billy227. Сначала он кошмарит весёлую компашку, обвиняя их в причастности к самоубийству Лоры и извлекая на свет их грязные секреты, а потом начинает убивать этих лживых школотронов без отрыва от конференции. | ** «Убрать из друзей» (2015) — к скайп-конференции группы старшеклассников, чья подруга Лора Барнс недавно покончила с собой после травли в интернете, подсоединяется загадочный собеседник с ником Billy227. Сначала он кошмарит весёлую компашку, обвиняя их в причастности к самоубийству Лоры и извлекая на свет их грязные секреты, а потом начинает убивать этих лживых школотронов без отрыва от конференции. | ||
Строка 73: | Строка 70: | ||
** «Поиск» (2018) — триллеро-детектив о том, как обеспокоенный отец пытается, не выходя из дома, отыскать не вернувшуюся из школы дочку. Как показывают дальнейшие события, волнуется он не зря… | ** «Поиск» (2018) — триллеро-детектив о том, как обеспокоенный отец пытается, не выходя из дома, отыскать не вернувшуюся из школы дочку. Как показывают дальнейшие события, волнуется он не зря… | ||
** «Профиль» (2018) — британская журналистка Эми получает задание написать статью о вербовщиках ИГИЛ (запрещённая в России организация). Для этого она создаёт профиль в соцсетях, прикидываясь наивной девочкой-подростком, недавно принявшей ислам, и вербовщик не заставляет себя долго ждать. Очень скоро Эми забывает о задании и попадает под его чары. | ** «Профиль» (2018) — британская журналистка Эми получает задание написать статью о вербовщиках ИГИЛ (запрещённая в России организация). Для этого она создаёт профиль в соцсетях, прикидываясь наивной девочкой-подростком, недавно принявшей ислам, и вербовщик не заставляет себя долго ждать. Очень скоро Эми забывает о задании и попадает под его чары. | ||
** «Убрать из друзей: Даркнет» (2018) | ** «Убрать из друзей: Даркнет» (2018) — сиквел фильма 2015 года, который не связан с ним сюжетно, но имеет схожую концепцию: «ужас из интернетов кошмарит участников скайп-конференции». Парень по имени Матиас, недавно присвоивший себе бесхозный ноутбук, весело проводит время, общаясь с друзьями по скайпу. Вот только его новый ноут не так-то прост: на нём обнаруживается уйма скрытых видеофайлов со снаффом а также программа для доступа к даркнету. Вскоре хозяин «ничейного» ноутбука выходит на связь, требуя вернуть украденное и угрожая в противном случае убить девушку Матиаса, а также любого участника конференции, который догадается о происходящем или завершит звонок. | ||
** «Возрождённые» (2023) | ** «Возрождённые» (2023) — в не столь отдалённом будущем Ватикан умеет чудесным образом воскрешать недавно умерших людей. Священник Стэнли Мартин, чей сын Николас стал первым в мире воскрешённым, проводит онлайн-исповеди для людей, прошедших через процедуру воскрешения. После того, как один из его подопечных совершает массовое убийство, а церковь начинает всячески замалчивать информацию об этом инциденте, Стэнли пытается разобраться в ситуации и выходит на след связанного с воскрешениями зловещего заговора. | ||
** «Пропавшая без вести» (2023) — фактически фильм можно было бы назвать «Поиск 2», потому как концепция совпадает один в один — протагонист пытается отыскать пропавшего родственника, используя для этого навыки опытного пользователя ПК и всю мощь гугления в интернете. Только на этот раз не отец ищет пропавшую дочь, а девушка-тинейджер — пропавшую мать, которая отправилась в отпуск в Колумбию со своим новым бойфрендом и не вернулась в назначенный срок. Ждём через годик-другой фильм, похожий на <s>«Взломать блоггеров»</s> «Профиль». | ** «Пропавшая без вести» (2023) — фактически фильм можно было бы назвать «Поиск 2», потому как концепция совпадает один в один — протагонист пытается отыскать пропавшего родственника, используя для этого навыки опытного пользователя ПК и всю мощь гугления в интернете. Только на этот раз не отец ищет пропавшую дочь, а девушка-тинейджер — пропавшую мать, которая отправилась в отпуск в Колумбию со своим новым бойфрендом и не вернулась в назначенный срок. Ждём через годик-другой фильм, похожий на <s>«Взломать блоггеров»</s> «Профиль». | ||
* «Обезьяна, страус и могила» Олега Мавроматти (2017) — якобы реальный видеоблог психически больного человека, живущего [[Терриконы и шахтёры|в зоне военных действий в Луганске]]. Герой рассказывает, что его похищали злобные инопланетяне-[[Злобный клоун|клоуны]] «Шарапов» и «Жиглов» из [[Цирк ужасов|цирка «Лунатики»]], и за этим читается намёк на [[ | * «Обезьяна, страус и могила» Олега Мавроматти (2017) — якобы реальный видеоблог психически больного человека, живущего [[Терриконы и шахтёры|в зоне военных действий в Луганске]]. Герой рассказывает, что его похищали злобные инопланетяне-[[Злобный клоун|клоуны]] «Шарапов» и «Жиглов» из [[Цирк ужасов|цирка «Лунатики»]], и за этим читается намёк на [[Война — это кошмар|ужасы войны]]. {{spoiler|На самом деле «инопланетяне» — это реальные люди и, судя по намёкам, участники боевых действий в ЛНР, от рук которых, вероятно, пострадал ГГ. В конце [[Магический реализм|в «как бы документальном» фильме внезапно появляется мистический элемент, и герой силой мысли поджигает им квартиру]]}}. | ||
* «Поцелуи бабочки» (2018) | * «Поцелуи бабочки» (2018) — начинающий режиссёр Гэвин нашёл в своём доме коробку со старыми видеокассетами, на которых заснята дипломная работу двух студентов, пытающихся исследовать местную [[Городские легенды|городскую легенду]] о призраке по прозвищу Любопытный Том. Якобы [[Нечисть по вызову|эту нечисть можно призвать]], если в течение часа, не моргая, вглядываться в железнодорожный тоннель. [[От всех, кто женщиной рождён|И хотя условие кажется физически невыполнимым, студентам, похоже действительно удалось это сделать]]. Воодушевлённый находкой Гэвин решает доказать, что эта история реальна и смонтировать из найденных плёнок собственный фильм. Впрочем, общественность не слишком ему верит, считая что плёнки мистификацией, отснятой самим недо-режиссёром для привлечения внимания. Разобраться в этой запутанной истории должна приставленная к Гэвину съёмочная группа. Такой вот псведодокументальный фильм о документалистах, снимающих фильм о документалисте, создающем фильм на основе найденных плёнок. Помимо столь большого уровня вложенности кино примечательно ещё небольшим [[камео]] режиссёра «Ведьмы из Блэр» Эдуардо Санчеса, играющего самого себя. | ||
* «Психиатрическая больница Конджиам» (2018) | * «Психиатрическая больница Конджиам» (2018) — южнокорейский ответ «Искателям могил». Команда ютуберов-экстремалов пробирается ночью в заброшенную психбольницу<ref>Кстати, заброшенная психиатрическая больница Конджиам действительно существует. Она была закрыта по экономическим соображениям, но пользуется у местных дурной славой и считается одним из самых посещаемых призраками мест в Корее. В общем, эдакий корейский аналог нашей [[w:Ховринская больница|ХЗБ]].</ref> и устраивает прямую трансляцию оттуда. По легенде много лет назад директриса психушки убила в ней 42 пациента, а сама исчезла без следа, с тех пор это место проклято и населено призраками, и в ней до сих пор пропадают люди. Организатор эфира в призраков не верит, а потому вместе с посвящёнными в план участниками команды пытается [[План Степлтона|инсценировать паранормальные явления]], дабы напугать непосвящённую её часть и набрать вожделенный миллион просмотров. Мог бы не утруждаться, настоящая чертовщина не заставила себя ждать. | ||
* Комедийный ужастик «Безымянный фильм ужасов» (2021) | * Комедийный ужастик «Безымянный фильм ужасов» (2021) — шестеро малоизвестных, но не совсем уж безвестных актёров (которых играют точно такие же малоизвестные, но успевшие немного примелькаться актёры), решили снять свой собственный ужастик в жанре «найденные плёнки», и в процессе случайно призвали нечто потустороннее. К тропу относятся и внутримировой и «наружномировой» фильмы. | ||
* «Лес самоубийц» (Япония, 2021) | * «Лес самоубийц» (Япония, 2021) — [[с фитильком]]: Фильм начинается с прямой трансляции японской ютуберши, которая отправилась в заглавный лес и, конечно же, вскоре стала очередной его жертвой. Но этот отрезок заканчивается довольно быстро, а дальнейший фильм к тропу уже не относится. | ||
* «Феномен найденных плёнок» (2021) | * «Феномен найденных плёнок» (2021) — документальный (не «псевдо-») фильм, в котором режиссёры, отметившиеся в жанре, рассуждают о его особенностях, а также рассказывают об истории его развития и наиболее значимых или ярких его представителях. | ||
* «Паранормальные явления. Дом призраков»<ref>В оригинале фильм называется «Deadstream», и с франшизой «Паранормальное явление» его связывают только жанр и [[Йопт In Translation|левая пятка прокатчиков]].</ref> (2022) | * «Паранормальные явления. Дом призраков»<ref>В оригинале фильм называется «Deadstream», и с франшизой «Паранормальное явление» его связывают только жанр и [[Йопт In Translation|левая пятка прокатчиков]].</ref> (2022) — развесёлый ютубер Шон, бросающий в своих видео вызов собственным страхам, задумал преодолеть страх перед призраками и вызвался провести ночь в очередном нехорошем заброшенном доме — и разумеется, с прямой трансляцией. Несмотря на блёклое название и банальнейшую завязку, фильм получился очень весёлым и динамичным. Это трэшовая (в хорошем смысле) чёрная комедия, снятая с выдумкой, с фантазией и довольно неплохо стебущая как другие подобные фильмы, так и реалии современных интернетов. При этом комедийный элемент дополняет хоррор, а не перетягивает одеяло на себя, как это обычно бывает в чёрных комедиях. | ||
* | * «Два капитана II» Курёхина. И его же видеолекция о броме. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Секретные материалы]]» (1993) | * «[[Секретные материалы]]» (1993) — эпизод «Секретные копы» (7 сезон, 12 серия) стилизована под выпуск телепередачи «Копы», съёмочная группа которой ходит по пятам за патрульным полицейским и снимает все его действия. Вот только на сей раз вместо обычных бандитов и наркоманов коп нарвался на некую очень страшную потустороннюю НЁХ, упорно не желающую попадать в кадр. А потом к расследованию присоединились Малдер и Скалли, и оператор переключился на них, справедливо рассудив, что сюжет об этих двоих поинтереснее будет. И не прогадал. | ||
* «Скорая помощь» (1994) — в одном из первых сезонов была серия, по сюжету которой местный телеканал снимал репортаж «один день приемного отделения многопрофильной городской больницы», снятая в псевдодокументальном стиле. | * «Скорая помощь» (1994) — в одном из первых сезонов была серия, по сюжету которой местный телеканал снимал репортаж «один день приемного отделения многопрофильной городской больницы», снятая в псевдодокументальном стиле. | ||
* «Пси Фактор: Хроники паранормальных явлений» (1996) — сериал о спецслужбе, расследующей разнообразные паранормальные явления и необъяснимые происшествия — что-то вроде бюджетной версии «Секретных материалов». [[С фитильком]]: Первый сезон подавался, как реконструкция реальных событий, зафиксированных в отчётах означенной спецслужбы, и включал в себя псевдодокуметальные вставки вроде интервью с очевидцами. Но выдерживать полудокументальный стиль получалось не очень, и в последующих сезонах от него отказались. | * «Пси Фактор: Хроники паранормальных явлений» (1996) — сериал о спецслужбе, расследующей разнообразные паранормальные явления и необъяснимые происшествия — что-то вроде бюджетной версии «Секретных материалов». [[С фитильком]]: Первый сезон подавался, как реконструкция реальных событий, зафиксированных в отчётах означенной спецслужбы, и включал в себя псевдодокуметальные вставки вроде интервью с очевидцами. Но выдерживать полудокументальный стиль получалось не очень, и в последующих сезонах от него отказались. | ||
Строка 96: | Строка 91: | ||
* «[[Школа (телесериал, 2010)|Школа]]» В. Г. Германики. | * «[[Школа (телесериал, 2010)|Школа]]» В. Г. Германики. | ||
* «Восьмидесятые» (2012) — одна из серий сделана в этом стиле: американцы снимают документальный фильм о советской молодёжи. | * «Восьмидесятые» (2012) — одна из серий сделана в этом стиле: американцы снимают документальный фильм о советской молодёжи. | ||
* «Река» (2012) | * «Река» (2012) — популярный исследователь тайн планеты и телеведущий Эммет Коул бесследно исчез во время путешествия по Амазонке, куда он отправился для съёмок очередного выпуска своей передачи. Спустя пол года, когда поиски все уже были прекращены, с пропавшего корабля Эммета поступил сигнал бедствия. Друзья и родственники телеведущего снарядили экспедицию для повторных поисков и отправились в загадочный район амазонских дебрей, именуемый Боюна, откуда поступил сигнал. В каждой из восьми серий они сталкиваются с новыми мистическими опасностями, коими полна Боюна, по мере сил преодолевают их и, конечно же, фиксируют всё происходящее на многочисленные камеры, а иногда ещё осматривают найденные плёнки, оставленные командой Эммета, которая побывала в тех же местах до них. | ||
* «Документалистика сегодня!» (2015) — цикл пародий на известные в США документальные фильмы и сериалы от выпускников [[Saturday Night Live|SNL]]. Детально воссоздают стилистику оригиналов, часто на грани [[оммаж]]а. | * «Документалистика сегодня!» (2015) — цикл пародий на известные в США документальные фильмы и сериалы от выпускников [[Saturday Night Live|SNL]]. Детально воссоздают стилистику оригиналов, часто на грани [[оммаж]]а. | ||
* «[[Реальные упыри]]», упомянутые в разделе «Кино», оказались настолько успешными, что обзавелись двумя сериальными [[спин-офф]]ами. Тоже, разумеется, псевдодокументальными. | * «[[Реальные упыри]]», упомянутые в разделе «Кино», оказались настолько успешными, что обзавелись двумя сериальными [[спин-офф]]ами. Тоже, разумеется, псевдодокументальными. | ||
Строка 109: | Строка 104: | ||
=== [[Мультфильм]]ы === | === [[Мультфильм]]ы === | ||
* Есть несколько мультиков у Текса Эйвери: «Автомобиль будущего», «Ферма будущего» и «Дом будущего». С одной стороны пародировались обучающие мультфильмы, а с другой — сюжеты из киножурналов и теленовостей. | * Есть несколько мультиков у Текса Эйвери: «Автомобиль будущего», «Ферма будущего» и «Дом будущего». С одной стороны пародировались обучающие мультфильмы, а с другой — сюжеты из киножурналов и теленовостей. | ||
* Короткометражка «Меньше, чем человек» (2017) | * Короткометражка «Меньше, чем человек» (2017) — действие происходит в мире, где некоторое время назад случилась эпидемии зомби-вируса, который был успешно побеждён и исцелён. Благодаря найденному лекарству, зомби избавились от тяги к поеданию мозгов и вернули себе рассудок, но сохранили облик гниющих, разваливающихся на части трупов. Телерепортёр прибывает в квартал, где живут бывшие зомби, чтобы взять интервью у двух его обитателей. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Южный Парк]]» — двухсерийная сюжетка «Пандемия» (12 сезон, 10 и 11 серии). Пародия на мокьюментари-фильмы в целом и на «Монстро» в частности. Рэнди купил видеокамеру и начал снимать всё, что видит. А потом на город напали гигантские морские свинки, и Рэнди заснял попытку Маршей и других горожан спастись. Получилось, разумеется, в худших традициях жанра: с нереально трясущейся расфокусированной камерой, снимающей всё что угодно, кроме того, что надо, сбивчивым дыханием и постоянными просьбами помахать ручкой и сказать «привет» в самых неподходящий момент. | * «[[Южный Парк]]» — двухсерийная сюжетка «Пандемия» (12 сезон, 10 и 11 серии). Пародия на мокьюментари-фильмы в целом и на «Монстро» в частности. Рэнди купил видеокамеру и начал снимать всё, что видит. А потом на город напали гигантские морские свинки, и Рэнди заснял попытку Маршей и других горожан спастись. Получилось, разумеется, в худших традициях жанра: с нереально трясущейся расфокусированной камерой, снимающей всё что угодно, кроме того, что надо, сбивчивым дыханием и постоянными просьбами помахать ручкой и сказать «привет» в самых неподходящий момент. | ||
* «[[Godzilla: The Series|Годзилла]]» (1998) — вся 3 серия 2 сезона (за исключением последних нескольких минут) представляет из себя репортаж [[Бесстрашный журналист|отважной журналистки]] Одри Тиммонс о том, как [[экотеррорист]]ы из организации S.C.A.L.E. напали на остров мутантов и освободили содержащихся там [[кайдзю]]. Тут есть материалы отснятые оператором на бегу трясущейся камерой, фрагменты интервью с участниками тех событий, взятых как во время, так и после происшествия, записи с камер наблюдения, комментарии самой Одри и даже записи, сделанные «из глаз» робота Найджела — в общем, отличная стилизация под мокьюментари. | * «[[Godzilla: The Series|Годзилла]]» (1998) — вся 3 серия 2 сезона (за исключением последних нескольких минут) представляет из себя репортаж [[Бесстрашный журналист|отважной журналистки]] Одри Тиммонс о том, как [[экотеррорист]]ы из организации S.C.A.L.E. напали на остров мутантов и освободили содержащихся там [[кайдзю]]. Тут есть материалы отснятые оператором на бегу трясущейся камерой, фрагменты интервью с участниками тех событий, взятых как во время, так и после происшествия, записи с камер наблюдения, комментарии самой Одри и даже записи, сделанные «из глаз» робота Найджела — в общем, отличная стилизация под мокьюментари. | ||
=== [[Аниме]] === | === [[Аниме]] === | ||
Строка 121: | Строка 115: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
В силу особенностей повествования, пседодокументальных игр не существует (Хотя как знать? Если встречали такие, напишите). Зато есть немало игр, вдохновлённых этим прекрасным жанром и позаимствовавших оттуда стиль, сюжет или просто интересные находки. | В силу особенностей повествования, пседодокументальных игр не существует (Хотя как знать? Если встречали такие, напишите). Зато есть немало игр, вдохновлённых этим прекрасным жанром и позаимствовавших оттуда стиль, сюжет или просто интересные находки. | ||
* Slender: The Eight Pages (2012) | * Slender: The Eight Pages (2012) — игра, которая в своё время наделала немало шума, способствовала резкому росту популярности Слендермена, до этого известного в основном любителям крипипаст, и обзавелась многочисленными пародиями, эпигонами и копиркиными. Главный герой (на самом деле героиня), а вместе с ним и игрок, смотрит на мир через объектив видеокамеры, отчего происходящее действительно напоминает найденную плёнку. А игровой процесс отсылает к кульминации сферического мокьюментари-фильма в вакууме, когда перепуганный оператор носится по ночному лесу с камерой, пытаясь спастись от чего-то непонятного и неразборчивого, но очень страшного, [[Неумолимый преследователь|следующего за ним по пятам]]. Если хотите пережить подобный опыт в виртуальности, то лучшего варианта, пожалуй, и не найти. | ||
=== Интернет-проекты === | === Интернет-проекты === | ||
Строка 128: | Строка 121: | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* Радиопостановка Орсона Уэллса по книге [[Герберт Уэллс|Герберта Уэллса]]<ref>Нет, они не родственники и даже не однофамильцы — их фамилии пишутся по-разному, Welles и Wells, соответственно.</ref> В | * Радиопостановка Орсона Уэллса по книге [[Герберт Уэллс|Герберта Уэллса]]<ref>Нет, они не родственники и даже не однофамильцы — их фамилии пишутся по-разному, Welles и Wells, соответственно.</ref> В 1938 году в США «[[The War of the Worlds|Война миров]]» была выполнена в виде репортажа о высадке пришельцев. По легенде, 1/5 часть слушателей приняла постановку за чистую монету, и началась паника (несмотря на то, что во время постановки диктор несколько раз напомнил, какая передача идёт в эфире и кто её автор). По альтернативному мнению, историю о массовой панике раздули [[Навозная пресса|газетчики]], чтобы очернить деятельность своего лютого конкурента, радио. А вот в Эквадоре в 1949 году действительно дело кончилось тем, что [[Толпа с вилами|эквадорцы]], разгневанные тем, как их напугали, в итоге устроили на радиостанции погром с жертвами. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 135: | Строка 128: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | |||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} | ||
{{Nav/Юмор}} | {{Nav/Юмор}} |