Редактирование: Псевдодокументалистика
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 2: | Строка 2: | ||
Не стоит путать псевдодокументалистику с доку(ментальной)драмой. '''Докудрама''' (Docudrama, Documentary drama) — это воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, внешне подающееся в форме документального или научно-популярного фильма. Также есть такой жанр, как '''документальный вымысел''' — комбинация документалистики и вымысла. | Не стоит путать псевдодокументалистику с доку(ментальной)драмой. '''Докудрама''' (Docudrama, Documentary drama) — это воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, внешне подающееся в форме документального или научно-популярного фильма. Также есть такой жанр, как '''документальный вымысел''' — комбинация документалистики и вымысла. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Дорога к звёздам» (1957) — первая часть настоящие документальные съёмки, затем следуют псевдодокументальные вперемешку с настоящими документальными. | * «Дорога к звёздам» (1957) — первая часть настоящие документальные съёмки, затем следуют псевдодокументальные вперемешку с настоящими документальными. | ||
* «Каллоден» (1965) | * «Каллоден» (1965) — один из первых представителей псевдодокументального кино. Показывает [[w:Сражение_при_Каллодене|Сражение при Каллодене]] (которое состоялось 16 апреля 1746) в виде «телерепортажа», включающего в себя и «интервью» с участниками событий. | ||
* | * «Ад каннибалов» (англ. Cannibal Holocaust) (1979) — фильм действительно приняли за документальный (считается одним из первых примеров фильмов жанра «найденной плёнки») и даже арестовали режиссера. И только когда в суд явились актёры, с него были сняты все обвинения. А за убийства зверюшек в кадре, ему всё таки пришлось отсидеть четыре месяца. | ||
* «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) — классика жанра и веха в нём же. Трое студентов приехали в городок Бёркитсвиль ([[Я не Зельда!|а вовсе не в Блэр]]), чтобы снять документальный фильм про бытующую в этих местах легенде о ведьме, которая по умерла много лет назад, но даже после смерти продолжает изводить людей. Но обратно начинающие Вернеры Херцоги так и не вернулись — заблудились и сгинули в окрестных лесах. Примечателен не столько сам фильм, большую часть которого герои просто блукают по лесу и пугаются всяких ночных шорохов и фигурок из веточек, а связанная с ним рекламная кампания. Благодаря мастерски проведённой мистификации, многие зрители в те времена всерьёз верили, что смотрят реальные найденные плёнки, [[дневник катастрофы|отснятые и в самом деле пропавшими студентами]]. Мало какому другому примеру из этой статьи удалось добиться подобного. | |||
** Одной из составляющих этой мистификации был фильм «Проклятие ведьмы из Блэр», который показывали по телевизору за неделю до премьеры основного фильма — это документальная (на самом деле, конечно же, тоже «псевдо») лента рассказывающая о ведьме, связанных с ней легендах, обстоятельствах исчезновения несчастных студентов и обнаружения тех самых плёнок, которые стали «Курсовой с того света». Фильм содержал интервью с родственниками пропавших, участниками поисковой группы, полицейскими, расследующими дело и т. д. В общем, не удивительно, что зрители купились. | |||
* «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) | |||
** Одной из составляющих этой мистификации был фильм «Проклятие ведьмы из Блэр», который показывали по телевизору за неделю до премьеры основного | |||
** А вот [[сиквел]] «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» (2000) к тропу не относится. Это обычный середнячковый художественный фильм. Правда, в начале там пытаются что-то мямлить о том, что это мол реконструкция реальных событий, сыгранная профессиональными актёрами, но эффект уже совсем не тот. Как итог, фильм был заплёван критиками и не снискал популярности у зрителей. И поделом! | ** А вот [[сиквел]] «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» (2000) к тропу не относится. Это обычный середнячковый художественный фильм. Правда, в начале там пытаются что-то мямлить о том, что это мол реконструкция реальных событий, сыгранная профессиональными актёрами, но эффект уже совсем не тот. Как итог, фильм был заплёван критиками и не снискал популярности у зрителей. И поделом! | ||
** В | ** В 2016 году вышел ещё один сиквел «Ведьма из Блэр: Новая глава» — на этот раз снова псевдодокументальный. Двадцать лет спустя брат одной из пропавших в первом фильме студентов, отправился во всё те же леса в компании друзей и верных камер на поиски сестрёнки. {{spoiler|И конечно же, новая группа разделила судьбу старой. А вы ждали чего-то другого?}} | ||
* Культовый треш «[[Зелёный слоник]]» (1999) до повального бума в сети некоторые принимали за реальную съёмку. | * Культовый треш «[[Зелёный слоник]]» (1999) до повального бума в сети некоторые принимали за реальную съёмку. | ||
* | * «Дневники мертвецов» от небезызвестного Джорджа Ромеро (2007) — студенты снимали фильм ужасов, как вдруг грянул зомби-апокалипсис. А у них уже и камеры наготове! | ||
* | * Серия «Паранормальное явление» (с 2009) — у молодой супружеской пары в доме завёлся полтергейст, и муж обзавёлся камерой, чтобы фиксировать его проявления. Вот только здешняя НЁХ оказалась кое-чем гораздо более серьёзным, чем банальная барабашка,.. Первый фильм снискал огромный успех и быстро опух сиквелами, приквелами и прочими пердиквелами, так что на данный момент серия насчитывает аж семь фильмов (а ведь есть ещё пародии и [[копиркин]]ы). Описывать каждый из них по отдельности в данной статье не имеет смысла: тот же демон донимает всё новых и новых людей, среди которых каждый раз находится оператор-любитель, [[Верная камера|не расстающийся со своими камерами]] до самого [[В общем, все умерли|немного предсказуемого конца]]. | ||
* «Искатели могил» (2010) — группа «охотников за привидениями», снимающая собственное телешоу, а потому под завязку вооружённая камерами, решила провести ночь в заброшенной психиатрической лечебнице. Но очень скоро обнаружилось, что, в отличие от всех предыдущих подобных мест, в этой больничке действительно живёт зло (в роли зла {{spoiler|призраки врачей и пациентов с тёмными глазами и сверх меры раззеваемыми ртами}}), и выйти из неё гораздо сложнее, чем войти. | |||
* Серия «[[V/H/S]]», [[Йопт In Translation|превращённая сумрачным локализаторским гением в «З/Л/О»]] (с 2012) — каждый фильм представляет из себя сборник коротких, никак не связанных друг с другом псевдодокументальных зарисовок о встречах мирных (и не очень) граждан с нечистью, обрамлённую историей о зловещих видеокассетах, на которых записаны эти самые зарисовки. Подобный формат оказался прекрасным решением, поскольку позволяет избежать характерного для жанра долгого нудного вступления, в котором ничего толком не происходит, и одновременно отрывает простор для экспериментов с сюжетом. Как итог, все истории насыщены действием и не похожи одна на другую. На момент правки вышло четыре фильма, в 2022 планируется пятый. | |||
* | * «Пограничная полоса» (Borderlands) — о нелёгких буднях экзорцистов. | ||
* «Тайна перевала Дятлова». | |||
* «[[Cloverfield|Монстро]]». | |||
* | * «Первые на Луне». СССР запустил космонавта на Луну еще в 1938 году и после частично неудачного запуска уничтожил почти все следы космической программы, а космонавт-то не только долетел, но и вернулся! | ||
* | * «Аполлон-18». | ||
* | * Короткометражка «Выжить в [[Чёрный континент|Йобурге]]», позже развернутая в фильм «Район № 9». | ||
* | * «Хватай деньги и беги», «Зелиг» и «Сладкий и гадкий» Вуди Аллена. Псевдодокументальные фильмы с воспоминаниями очевидцев, комментариями специалистов и кинохроникой. В первом речь идет о преступнике-неудачнике, во втором — о человеке, обладающем способностью перевоплощаться в кого угодно, в третьем — о легендарном джазовом музыканте. | ||
* | * «Борат». | ||
* | * «К. Ш. А.: Конфедеративные Штаты Америки» — репортаж об альтернативной вселенной, где южане победили в американской гражданской войне. | ||
* Испанский фильм «Репортаж» и его американский ремейк «Карантин». | |||
* | * «Это — Spinal Tap». Фильм, который тонко подшучивает над разными рок-группами, обыгрывая их взлёты и падения на примере выдуманной глэм-рок группы Spinal Tap. | ||
* «Забытое серебро» Питера Джексона и Косты Боутса. | |||
* [[What We Do in the Shadows]] (в русском прокате «[[Йопт In Translation|Реальные упыри]]») — [[деконструкция]] идеи [[у нас не такие вампиры|современных вампиров]], живущих среди нас. | |||
* «Два капитана II» Курёхина. И его же видеолекция о брома | |||
* «Армия Франкенштейна». | |||
* «Trailer Park Boys» — подается как документалка о жизни канадского [[White trash|«белого отребья»]] в трейлерном парке. Один раз оператора даже подстрелили из ружья. | |||
* «Alien Abduction: Incident in Lake County» — подаётся как найденная плёнка, заснявшая нападение пришельцев на семью во время Дня благодарения. | |||
* Фильм «Горько!» стилизован под свадебное видео. | |||
* «Шопинг-тур», ужастик не особо успешный, зато российский. | |||
* «Документалистика сегодня!» — цикл пародий на известные в США документальные фильмы и сериалы от выпускников [[Saturday Night Live|SNL]]. Детально воссоздают стилистику оригиналов, часто на грани [[оммаж]]а. | |||
* «Залив» (2012) — ужастик в стиле «body-horror». | |||
* В 2013 году был снят псевдодокументальный телефильм «Великая Марсианская война 1913—1917». На Уэллса похоже лишь местами, но навеяно явно его нетленкой. | |||
* «После смерти» (Post Mortem) (2013) — [[сарказм|наш ответ «Паранормальному явлению»]]. Молодой человек, занимающийся по просьбе находящегося в отъезде друга похоронами его дедушки, остаётся на ночь в квартире один-на-один с лежащим в гробу покойником. Как назло, во всём районе гаснет свет, и главному герою приходится использовать фонарик своей камеры для освещения. Несмотря на затянутость, слабую насыщенность событиями и такую себе актёрскую игру, фильм получился довольно жутковатым и может напугать, если смотреть его ночью и без света — такова магия мокьюментари. | |||
* «Обезьяна, страус и могила» Олега Мавроматти (2017) — якобы реальный видеоблог психически больного человека, живущего [[Терриконы и шахтёры|в зоне военных действий в Луганске]]. Герой рассказывает, что его похищали злобные инопланетяне-[[Злобный клоун|клоуны]] «Шарапов» и «Жиглов» из [[Цирк ужасов|цирка «Лунатики»]], и за этим читается намёк на [[Война — это кошмар|ужасы войны]]. {{spoiler|На самом деле «инопланетяне» — это реальные люди и, судя по намёкам, участники боевых действий в ЛНР, от рук которых, вероятно, пострадал ГГ. В конце [[Магический реализм|в «как бы документальном» фильме внезапно появляется мистический элемент, и герой силой мысли поджигает им квартиру]].}} | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «Скорая помощь» — в одном из первых сезонов была серия, по сюжету которой местный телеканал снимал репортаж «один день приемного отделения многопрофильной городской больницы», снятая в псевдодокументальном стиле. | |||
* «Скорая | * «Восьмидесятые» — одна из серий сделана в этом стиле: американцы снимают документальный фильм о советской молодёжи. | ||
* | |||
* «[[Школа (телесериал, 2010)|Школа]]» В. Г. Германики. | * «[[Школа (телесериал, 2010)|Школа]]» В. Г. Германики. | ||
* | * «[[What We Do in the Shadows|Реальные упыри]]», упомянутые в разделе «Кино», оказались настолько успешными, что обзавелись двумя сериальными [[спин-офф]]ами. Тоже, разумеется, псевдодокументальными. | ||
** «[[Паранормальный Веллингтон]]» — помните, как в первоисточнике к вампирам нагрянули с проверкой копы, которые осмотрели весь дом, но так и не заметили ничего подозрительного, хотя это самое «подозрительное» было у них прямо под носом? Так вот, из этой зарисовки сделали отдельный сериал. Теперь операторы-документалисты таскаются за теми самыми двумя копами, которые в каждой серии расследуют новое паранормальное дело, тупя так же, как в фильме, но уже без обоснуя в виде вампирского гипноза. | |||
** «Чем мы заняты в тени» (в оригинале сериал называется так же, как фильм, просто на сей раз переводчики не стали [[Йопт In Translation|пускаться в безумный креатив]]) — создатели второго спин-оффа не стали изобретать велосипед и сняли [[Путает пословицы и метафоры|те же яйца, только в другой корзине]]. Операторы-документалисты снова следят за жизнью небольшого ковена вампиров, но только не того, что был в фильме, а другого. Вампиры из первоисточника тоже порой появляются в сериале в качестве [[камео]]. | |||
* [[Rookie]] — эпизод, посвященный бывшему актеру, основавшему свою [[Секта|секту]]. | |||
** «[[Паранормальный Веллингтон]]» | |||
** | |||
* | |||
=== [[Телевидение]] === | === [[Телевидение]] === | ||
* И не забываем про [[Ленин — гриб]]!!! | * И не забываем про [[Ленин — гриб]]!!! | ||
=== [[ | === [[Мультфильмы]] === | ||
* Есть несколько мультиков у Текса Эйвери: «Автомобиль будущего», «Ферма будущего» и «Дом будущего». С одной стороны пародировались обучающие мультфильмы, а с другой — сюжеты из киножурналов и теленовостей. | * Есть несколько мультиков у Текса Эйвери: «Автомобиль будущего», «Ферма будущего» и «Дом будущего». С одной стороны пародировались обучающие мультфильмы, а с другой — сюжеты из киножурналов и теленовостей. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Godzilla: The Series|Годзилла]]» (1998) — вся 3 серия 2 сезона (за исключением последних нескольких минут) представляет из себя репортаж [[Бесстрашный журналист|отважной журналистки]] Одри Тиммонс о том, как [[экотеррорист]]ы из организации S.C.A.L.E. напали на остров мутантов и освободили содержащихся там [[кайдзю]]. Тут есть материалы отснятые оператором на бегу трясущейся камерой, фрагменты интервью с участниками тех событий, взятых как во время, так и после происшествия, записи с камер наблюдения, комментарии самой Одри и даже записи, сделанные «из глаз» робота Найджела — в общем, отличная стилизация под мокьюментари. | |||
* «[[Godzilla: The Series|Годзилла]]» (1998) | |||
=== [[Аниме]] === | === [[Аниме]] === | ||
* В режиссёрской версии «[[Первый отряд|Первого отряда]]» действие перемешивается с псевдодокументальными вставками, в которых якобы очевидцы событий, психологи и врачи комментируют происходящее. | * В режиссёрской версии «[[Первый отряд|Первого отряда]]» действие перемешивается с псевдодокументальными вставками, в которых якобы очевидцы событий, психологи и врачи комментируют происходящее. | ||
=== Интернет-проекты === | === Интернет-проекты === | ||
Строка 128: | Строка 67: | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* Радиопостановка Орсона Уэллса по книге [[Герберт Уэллс|Герберта Уэллса]]<ref>Нет, они не родственники и даже не однофамильцы — их фамилии пишутся по-разному, Welles и Wells, соответственно.</ref> В | * Радиопостановка Орсона Уэллса по книге [[Герберт Уэллс|Герберта Уэллса]]<ref>Нет, они не родственники и даже не однофамильцы — их фамилии пишутся по-разному, Welles и Wells, соответственно.</ref> В 1938 году в США «[[The War of the Worlds|Война миров]]» была выполнена в виде репортажа о высадке пришельцев. По легенде, 1/5 часть слушателей приняла постановку за чистую монету, и началась паника (несмотря на то, что во время постановки диктор несколько раз напомнил, какая передача идёт в эфире и кто её автор). По альтернативному мнению, историю о массовой панике раздули [[Навозная пресса|газетчики]], чтобы очернить деятельность своего лютого конкурента, радио. А вот в Эквадоре в 1949 году действительно дело кончилось тем, что [[Толпа с вилами|эквадорцы]], разгневанные тем, как их напугали, в итоге устроили на радиостанции погром с жертвами. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 135: | Строка 74: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | |||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} | ||
{{Nav/Юмор}} | {{Nav/Юмор}} |