Редактирование: Пурпурная проза

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 34: Строка 34:
* Андрей Белый мог писать просто, но под настроение напускал и пурпуру. И если «Петербург» выдержан в стиле доброй старой старорежимной избыточности, то «Серебряный голубь» — форменный <s>[[Плохо прозвучало|пир духа]]</s> эталон тропа в степени «глубоко фиолетово» (см. эпиграф к этой статье).
* Андрей Белый мог писать просто, но под настроение напускал и пурпуру. И если «Петербург» выдержан в стиле доброй старой старорежимной избыточности, то «Серебряный голубь» — форменный <s>[[Плохо прозвучало|пир духа]]</s> эталон тропа в степени «глубоко фиолетово» (см. эпиграф к этой статье).
** Вообще прозаики Серебряного века умели в этот троп, стоит почитать, например, Алексея Ремизова или Фёдора Сологуба. Стиль Солженицына и Пастернака не на пустом месте образовался.
** Вообще прозаики Серебряного века умели в этот троп, стоит почитать, например, Алексея Ремизова или Фёдора Сологуба. Стиль Солженицына и Пастернака не на пустом месте образовался.
* «Педагогическая поэма» (основано на реальных событиях) — внутримировой пример очень близкого явления. Матвей Белухин — парень немножко образованный (точнее, нахватавшийся того-сего), но НЕДОобразованный. Эрудированный, но притом малограмотный. Ему хочется выражаться цветисто и с элементами наукообразия — а получается даже не «пурпурная речь», а невольная пародия на таковую, причём всю дорогу. Но на Матвея никто не сердится — он очень лёгкий в общении человек, все прикалываются с его словесных заворотов (причём смеются не над Белухиным, а вместе с ним), к тому же он замечательно остроумен, почти всё время шутит (ловко, органично!) — и этим ''нешуточно'' поднимает всем настроение. А в моменты, когда он не отпускает шуточек, вся прочая его речь, по вышеописанной причине, всё равно воспринимается как одна перманентная шутка. И оттого Белухина просто любят — и воспитатели, и сверстники, и младшие.
* [[Золотой телёнок]] — кое-где злобное «[[На тебе]]». Чего хотя бы стоит знаменитое: «Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился…» Есть мнение, что это сатирический привет именно вышеупомянутому опусу Белого.
* [[Золотой телёнок]] — кое-где злобное «[[На тебе!]]». Чего хотя бы стоит знаменитое: «Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился…» Есть мнение, что это сатирический привет именно вышеупомянутому опусу Белого.
** По другой версии — привет роману «Разин Степан» популярного<ref>C подачи Максима Горького.</ref> писателя А. П. Чапыгина.
** По другой версии — привет роману «Разин Степан» популярного<ref>C подачи Максима Горького.</ref> писателя А. П. Чапыгина.
** Исследователи творчества Ильфа и Петрова накопали несколько гораздо более вероятных объектов этой пародии: Ф. Панфёров, В. Ряховский, А. Дорогойченков. Кроме них, в этот стиль иногда — буквально в паре своих очерков — сползал талантливый публицист М. Кольцов. И многократно замечены в этом менее одарённые очеркисты Рыжей и Тубельский, известные под псевдонимом «братья Тур» (хотя братьями IRL не были)<ref>Именно эти лжебратья саркастически выведены в «Золотом телёнке» под именами «Лев Рубашкин и Ян Скамейкин».</ref>.
* Некоторая часть «деревенщиков».
* Некоторая часть «деревенщиков». Они, похоже, шли по стопам В. Ряховского (и его подражателей-современников), след в след.
* Цикл Ника Перумова об Упорядоченном во многих местах грешит этим. Николай очень любит сочные описания пейзажей по три абзаца (битвы, впрочем, описывает так же подробно), а также изобретать новые прилагательные и вворачивать в речи персонажей залихватские архаизмы.
* Цикл Ника Перумова об Упорядоченном во многих местах грешит этим. Николай очень любит сочные описания пейзажей по три абзаца (битвы, впрочем, описывает так же подробно), а также изобретать новые прилагательные и вворачивать в речи персонажей залихватские архаизмы.
* Корней [[Чуковский]] в статье «Высокое искусство» критиковал переводы стихов Перси Биши Шелли, сделанные Бальмонтом, именно за излишнюю пурпурность. «У Шелли написано: лютня, Бальмонт переводит: рокот лютни чаровницы… У Шелли написано: звук, он переводит: живое сочетание созвучий… Не только стихотворения Шелли исказил в своих переводах Бальмонт, он исказил самую физиономию Шелли, он придал его прекрасному лицу черты своей собственной личности. Получилось новое лицо, полу-Шелли, полу-Бальмонт — некий, я сказал бы, Шельмонт».
* Корней [[Чуковский]] в статье «Высокое искусство» критиковал переводы стихов Перси Биши Шелли, сделанные Бальмонтом, именно за излишнюю пурпурность. «У Шелли написано: лютня, Бальмонт переводит: рокот лютни чаровницы… У Шелли написано: звук, он переводит: живое сочетание созвучий… Не только стихотворения Шелли исказил в своих переводах Бальмонт, он исказил самую физиономию Шелли, он придал его прекрасному лицу черты своей собственной личности. Получилось новое лицо, полу-Шелли, полу-Бальмонт — некий, я сказал бы, Шельмонт».
Строка 95: Строка 93:
* КВН, команда «Город Пятигорск». Пурпур отлично дополняется [[Говорить высоким штилем|высоким штилем]] песни Анастасии, за которым не сразу и понятно, что текст — полная шизофазия. Сашка, надо сказать, отвечает в том же стиле, только не стихами
* КВН, команда «Город Пятигорск». Пурпур отлично дополняется [[Говорить высоким штилем|высоким штилем]] песни Анастасии, за которым не сразу и понятно, что текст — полная шизофазия. Сашка, надо сказать, отвечает в том же стиле, только не стихами
{{Video|service=youtube|YRx4oSWk9sA|width=200|align=right|Разлука — вот полночный тать российских лязг...}}
{{Video|service=youtube|YRx4oSWk9sA|width=200|align=right|Разлука — вот полночный тать российских лязг...}}
== Примечания ==
{{примечания}}


{{Nav/Язык}}
{{Nav/Язык}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!