Редактирование: Разрушение четвёртой стены
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
* [[Разрушение четвёртой стены/Литература|Литература]] | |||
* [[Разрушение четвёртой стены/Кино|Кино]] | |||
* [[Разрушение четвёртой стены/Мультсериалы|Мультсериалы]] | |||
* [[Разрушение четвёртой стены/Аниме и манга|Аниме и манга]] | |||
* [[Разрушение четвёртой стены/Видеоигры|Видеоигры]] (в том числе визуальные романы) | |||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
Строка 30: | Строка 35: | ||
* Джакомо Пуччини, комическая опера «Джанни Скикки»: в финале Джанни Скикки поворачивается к зрителям и говорит, что за свои художества должен быть отправлен прямо в ад, но вы же, дорогая публика, не позволите этому случиться? Тогда похлопайте как следует! | * Джакомо Пуччини, комическая опера «Джанни Скикки»: в финале Джанни Скикки поворачивается к зрителям и говорит, что за свои художества должен быть отправлен прямо в ад, но вы же, дорогая публика, не позволите этому случиться? Тогда похлопайте как следует! | ||
** Небольшое уточнение по временам пополам с [[героизм в адаптации|героизмом в адаптации]]: Джанни Скикки ''уже'' был отправлен в ад лет за 600 до создания оперы (это один из пребывающих почти на самом его дне, в десятом рву восьмого круга персонажей «[[Божественная комедия|Божественной комедии]]» Данте), но спрашивает у зрителей, не заслуживает ли мошенничество по данному сюжету (в дополнение к развлечению зрителей) снисхождения. | ** Небольшое уточнение по временам пополам с [[героизм в адаптации|героизмом в адаптации]]: Джанни Скикки ''уже'' был отправлен в ад лет за 600 до создания оперы (это один из пребывающих почти на самом его дне, в десятом рву восьмого круга персонажей «[[Божественная комедия|Божественной комедии]]» Данте), но спрашивает у зрителей, не заслуживает ли мошенничество по данному сюжету (в дополнение к развлечению зрителей) снисхождения. | ||
* [[Рок-опера]] «Жанна | * [[Рок-опера]] «Жанна д’Арк» — [[инверсия]] и [[внутримировой пример]] одновременно. Стену ломают трое ватиканских кардиналов, которые в 1920 проводили [[инквизиция|инквизиционный]] процесс по делу о канонизации Жанны д’Арк. На всем протяжении действия они наблюдают за событиями времен [[Столетняя война|Столетней войны]], но в финальной сцене [[Попаданец|сами являются на судебный процесс]] и разговаривают с ведущим его епископом Кошоном. | ||
* [[Мюзикл]] «Последнее | * [[Мюзикл]] «Последнее испытание» — в финале рассказчик, летописец Астинус {{spoiler|он же бог равновесия Гиллеан}}, обращается к зрителю: «О гордости, предательстве и братстве закончена история моя. И если не посмеешь ты вмешаться — я закрываю книгу бытия!». | ||
** Хотя в расширенной версии мюзикла получается [[опора на четвёртую стену]]: Астинус повторяет эту же фразу, но ему тут же отвечает Карамон: «Нет! Этого не могло произойти! Как в будущее мог ты заглянуть?». Получается, что посметь вмешаться должен именно Карамон (что он и делает). | ** Хотя в расширенной версии мюзикла получается [[опора на четвёртую стену]]: Астинус повторяет эту же фразу, но ему тут же отвечает Карамон: «Нет! Этого не могло произойти! Как в будущее мог ты заглянуть?». Получается, что посметь вмешаться должен именно Карамон (что он и делает). | ||
* Бертольд Брехт, «Трёхгрошовая опера» (которая скорее [[мюзикл]] — комедия с зонгами). Когда [[протагонист-злодей]] Мэкки-Нож уже стоит под виселицей, Пичем (тоже негодяй — впрочем, в пьесе все такие) внезапно обращается к зрителям, извиняется за плохой конец с неприятной моралью «за всё нужно платить» и предлагает новый, улучшенный финал. После чего появляется [[бог из машины]] и спасает Мэкки. | * Бертольд Брехт, «Трёхгрошовая опера» (которая скорее [[мюзикл]] — комедия с зонгами). Когда [[протагонист-злодей]] Мэкки-Нож уже стоит под виселицей, Пичем (тоже негодяй — впрочем, в пьесе все такие) внезапно обращается к зрителям, извиняется за плохой конец с неприятной моралью «за всё нужно платить» и предлагает новый, улучшенный финал. После чего появляется [[бог из машины]] и спасает Мэкки. | ||
Строка 79: | Строка 84: | ||
* «[[Alice in Wonderland|Алиса в Стране чудес]]» (радиопьеса О. Герасимова и [[Владимир Высоцкий|Высоцкого]], 1976) — сказочник превращается в Додо и при этом непосредственно обращается к слушателям, а затем как бы рассказывает Алисе сказку о её приключениях. Кстати, Додо — аллюзия Кэрролла на самого себя, о чём в пьесе прямо и говорится. | * «[[Alice in Wonderland|Алиса в Стране чудес]]» (радиопьеса О. Герасимова и [[Владимир Высоцкий|Высоцкого]], 1976) — сказочник превращается в Додо и при этом непосредственно обращается к слушателям, а затем как бы рассказывает Алисе сказку о её приключениях. Кстати, Додо — аллюзия Кэрролла на самого себя, о чём в пьесе прямо и говорится. | ||
* [[Кроссовер]]ная сказка «Происшествие в стране Мульти-Пульти» (1981 г.). Вначале к слушателям обращается [[Чебурашка|Шапокляк]] («Узнали меня? Это я, ваша любимая бабушка-бабуленька Шапокляк!»), а в середине («Чего приуныли? Переверните пластинку на другую сторону — может, все иначе обернется!») и ближе к финалу [[Карлсон]] (планирование освобождения сидящих в чулане положительных героев, от юных слушателей требуется изобразить топот марширующих солдат, «рычать, как львы и тигры», изобразить шум авиамоторов). Аудиоспектакль является постановкой театральной пьесы А. Хайта (1973), которая ставилась в ТЮЗах и ДК, где такое разрушение четвёртой стены — обычная жанровая условность и даже фишка. Ну а на пластинке шумовые эффекты в последнем случае параллельно воспроизводятся актерами, а слушатель у проигрывателя мог присоединиться к этой какофонии. | * [[Кроссовер]]ная сказка «Происшествие в стране Мульти-Пульти» (1981 г.). Вначале к слушателям обращается [[Чебурашка|Шапокляк]] («Узнали меня? Это я, ваша любимая бабушка-бабуленька Шапокляк!»), а в середине («Чего приуныли? Переверните пластинку на другую сторону — может, все иначе обернется!») и ближе к финалу [[Карлсон]] (планирование освобождения сидящих в чулане положительных героев, от юных слушателей требуется изобразить топот марширующих солдат, «рычать, как львы и тигры», изобразить шум авиамоторов). Аудиоспектакль является постановкой театральной пьесы А. Хайта (1973), которая ставилась в ТЮЗах и ДК, где такое разрушение четвёртой стены — обычная жанровая условность и даже фишка. Ну а на пластинке шумовые эффекты в последнем случае параллельно воспроизводятся актерами, а слушатель у проигрывателя мог присоединиться к этой какофонии. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 101: | Строка 100: | ||
* «Патруль Судьбы» — Мистер Никто. Просто Мистер Никто. | * «Патруль Судьбы» — Мистер Никто. Просто Мистер Никто. | ||
* «[[Supernatural|Сверхъестественное]]»: в 15 серии 6 сезона есть своеобразная игра с тропом. Там главные герои попадают в наш мир, где «Сверхъестественное» — это всего лишь сериал, а Сэм и Дин — актёры, которых зовут Джаред Падалеки и Дженсен Эклс. | * «[[Supernatural|Сверхъестественное]]»: в 15 серии 6 сезона есть своеобразная игра с тропом. Там главные герои попадают в наш мир, где «Сверхъестественное» — это всего лишь сериал, а Сэм и Дин — актёры, которых зовут Джаред Падалеки и Дженсен Эклс. | ||
* В телесериале | * В телесериале [[Community|«Сообщество»]] один из главных героев, Эбед, постоянно ломает четвертую стену фразами вроде «Наши рейтинги падают» или «Очень скучный вышел филлер». | ||
** Этот же персонаж позже начинает снимать шоу «Сообщество» с другими актерами в роли героев шоу. В одном из эпизодов при помощи этого герои предсказывали будущее. | ** Этот же персонаж позже начинает снимать шоу «Сообщество» с другими актерами в роли героев шоу. В одном из эпизодов при помощи этого герои предсказывали будущее. | ||
* «[[Твин Пикс]]» — третий сезон. {{spoiler|Филлип Джеффрис}}, точнее то, чем он стал (в полнометражном фильме этого персонажа играл {{spoiler|Дэвид Боуи}}, разговаривая с {{spoiler|агентом Купером}}, просит передать привет директору ФБР Гордону Коулу (которого играет сам Дэвид Линч), и говорит, что тот вспомнит «неофициальную версию» — фанатское издание фильма «Огонь, иди со мной», включающее огромное количество вырезанных сцен. | * «[[Твин Пикс]]» — третий сезон. {{spoiler|Филлип Джеффрис}}, точнее то, чем он стал (в полнометражном фильме этого персонажа играл {{spoiler|Дэвид Боуи}}, разговаривая с {{spoiler|агентом Купером}}, просит передать привет директору ФБР Гордону Коулу (которого играет сам Дэвид Линч), и говорит, что тот вспомнит «неофициальную версию» — фанатское издание фильма «Огонь, иди со мной», включающее огромное количество вырезанных сцен. | ||
* «[[Magnum P.I.|Частный детектив Магнум]]» (1980—1988) — один из фирменных приёмов сериала. Персонажи частенько бросают выразительные взгляды в камеру или комментируют происходящее. | * «[[Magnum P.I.|Частный детектив Магнум]]» (1980—1988) — один из фирменных приёмов сериала. Персонажи частенько бросают выразительные взгляды в камеру или комментируют происходящее. | ||
* «Же́нщина-Халк: | * «Же́нщина-Халк: Адвока́т» - Дженнифер Уолтерс регулярно обращается к зрителям. «Вы только не подумайте, что это типичный сериал с еженедельными камео. Нет. Ну, кроме Брюса. И Блонски. (С осознанием, переходящим в шок) И Вонга. Просто помните, про кого на самом деле сериал!» | ||
* «The | * «The Nanny" - в восемнадцатой серии первого сезона, «Sunday in the Park with Fran» после окончания серии ВНЕЗАПНО меняется угол съёмки, нам показывают веселящихся актёров и продолжающих работать операторов, а выбежавшая вперёд Фрэн Дрешер обращается в зале за пределами декораций публике, представляя «дорогого друга, которого она готова ежедневно целовать в обе щеки - мистера Дэна Экройда!» Актёр, у которого было в эпизоде всего-то минутное комедийное камео, выходит и они с Фрэн, обнявшись, кружатся в коротком танце. | ||
=== [[Мультфильм]]ы === | === [[Мультфильм]]ы === | ||
Строка 128: | Строка 115: | ||
** И ещё множеством способов: то закадровая музыка заедает, и Белке приходится приводить проигрыватель в порядок, то вместе с Псом они выясняют, почему весь мультфильм занимались погоней, когда на пути им встречается плакат «The end», то в действие вдруг вовсе попадают персонажи другого мультфильма, что снова становится предметом разбирательств Белки («Эй, ты откуда к нам в мультик взялся? Вот, в заголовке написано: „Чокнутый Белка“! Это история про МЕНЯ!» — вольный перевод возмущений героя). | ** И ещё множеством способов: то закадровая музыка заедает, и Белке приходится приводить проигрыватель в порядок, то вместе с Псом они выясняют, почему весь мультфильм занимались погоней, когда на пути им встречается плакат «The end», то в действие вдруг вовсе попадают персонажи другого мультфильма, что снова становится предметом разбирательств Белки («Эй, ты откуда к нам в мультик взялся? Вот, в заголовке написано: „Чокнутый Белка“! Это история про МЕНЯ!» — вольный перевод возмущений героя). | ||
* Коронная фраза «Вот и всё, ребята!» («That’s all, folks!») поросёнка Порки в конце каждого мультфильма [[Looney Tunes]] — яркий пример разрушения четвёртой стены в западной анимации. | * Коронная фраза «Вот и всё, ребята!» («That’s all, folks!») поросёнка Порки в конце каждого мультфильма [[Looney Tunes]] — яркий пример разрушения четвёртой стены в западной анимации. | ||
** Эта концовка была дважды спародирована в мультфильме «Invasion of the Bunny Snatchers» | ** Эта концовка была дважды спародирована в мультфильме «Invasion of the Bunny Snatchers» 1992 года, где инопланетяне похищают персонажей мультфильма и заменяют их плохо нарисованными двойниками. В первый раз мультфильм обрывается слишком рано, и во время показа заставки Багс Банни выбегает с криком: «Стойте! Погодите, вы что, думаете, что я оставлю всё просто так? Я должен знать, что за всем этим стоит!» и продолжает мультфильм, свернув заставку как рулон проекционного экрана. А в конце мультфильма вместо привычного поросёнка Порки из барабана выскакивает его стилизованный под анимацию [[Monty Python|Монти Пайтона]] двойник и пытается сказать его коронную фразу, но тут же появляется Багс, который вышвыривает самозванца и возвращает настоящего Порки на своё место, и мультфильм заканчивается как положено. | ||
** Спародировано тем самым Бендером из «[[Futurama|Футурамы]]». | ** Спародировано тем самым Бендером из «[[Futurama|Футурамы]]». | ||
* [[Актёры с мультяшками|Анимационно-игровой]] «В стране ловушек» (сериал 1975 и полный метр 1978) — дважды обыгрывается в финале. Вначале в завершение попаданческого квеста ещё кукольные Олег и Василиса, открывая Книгу Мудрости, видят лицо Волшебника (Сергей Мартинсон), наблюдающего за ними по ту сторону телеэкрана. А следом он изрекает нравоучительную мудрость не столько им, вернувшимся домой в «человеческом» облике, сколько зрителям прямо на камеру. | * [[Актёры с мультяшками|Анимационно-игровой]] «В стране ловушек» (сериал 1975 и полный метр 1978) — дважды обыгрывается в финале. Вначале в завершение попаданческого квеста ещё кукольные Олег и Василиса, открывая Книгу Мудрости, видят лицо Волшебника (Сергей Мартинсон), наблюдающего за ними по ту сторону телеэкрана. А следом он изрекает нравоучительную мудрость не столько им, вернувшимся домой в «человеческом» облике, сколько зрителям прямо на камеру. | ||
Строка 134: | Строка 121: | ||
** И В конце Обеликс спрашивает: «Мы что, правда стали править Римом?» А Астерикс отвечает «Нет, это просто мультфильм, здесь возможно все». И Обеликс тут же перемещается на Остров Наслаждений, причем вместе с кабаньей тушей (что за наслаждения без кабанчика!). | ** И В конце Обеликс спрашивает: «Мы что, правда стали править Римом?» А Астерикс отвечает «Нет, это просто мультфильм, здесь возможно все». И Обеликс тут же перемещается на Остров Наслаждений, причем вместе с кабаньей тушей (что за наслаждения без кабанчика!). | ||
*** Стоит отметить, это единственное разрушение стены из всех серий цикла. (А в комиксах-первоисточниках примеров тропа несколько.) | *** Стоит отметить, это единственное разрушение стены из всех серий цикла. (А в комиксах-первоисточниках примеров тропа несколько.) | ||
* «Будь здоров», | * «Будь здоров», 1982 - кукольный мультфильм-спектакль, где персонажи обращаются к ребятам, чтобы они помогли караулить петушка от лисы, а потом предлагают простить раскаявшуюся плутовку. | ||
* «Иван-царевич и серый волк» — Серый Волк является не только персонажем, но и рассказчиком. В третьем мультфильме серии Иван впервые обращает на это внимание: «Серый, кому ты все это рассказываешь?». «Да, ты их не знаешь» — отмахивается Волк. | * «Иван-царевич и серый волк» — Серый Волк является не только персонажем, но и рассказчиком. В третьем мультфильме серии Иван впервые обращает на это внимание: «Серый, кому ты все это рассказываешь?». «Да, ты их не знаешь» — отмахивается Волк. | ||
* «Как лиса зайца догоняла» — с фитильком: мир персонажей нарисован художником на мольберте, через который перевешивается заяц, прячась от лисы. А лиса потом бросает камень, тот перелетает через пределы мольберта и разбивает одну из баночек с краской. | * «Как лиса зайца догоняла» — с фитильком: мир персонажей нарисован художником на мольберте, через который перевешивается заяц, прячась от лисы. А лиса потом бросает камень, тот перелетает через пределы мольберта и разбивает одну из баночек с краской. | ||
Строка 152: | Строка 139: | ||
* «[[Бременские музыканты|По следам Бременских музыкантов]]» — во время финальных титров Сыщик всё ещё пытается преследовать героев, но ему мешают эти титры, и он то перелезает через них, то падает с одной строки на другую, то расстреливает буквы из пистолета. | * «[[Бременские музыканты|По следам Бременских музыкантов]]» — во время финальных титров Сыщик всё ещё пытается преследовать героев, но ему мешают эти титры, и он то перелезает через них, то падает с одной строки на другую, то расстреливает буквы из пистолета. | ||
* Собственно, Хитрый койот и Дорожный бегунок: в одном из эпизодов показывают двух детей-зрителей, которые сидят и смотрят это самое шоу и этот самый эпизод. Один из детей говорит: «Иногда мне жалко койота. Иногда я хочу, чтобы он его поймал». Тут, собственно, в четвёртой стене проламывается зияющая брешь, ибо именно ради удовольствия маленьких телезрителей и создавался сам сериал. Тут же койот ловит Бегуна, зажаривает и съедает (да-да, причём тихо и без музыки, а дети на это смотрят). | * Собственно, Хитрый койот и Дорожный бегунок: в одном из эпизодов показывают двух детей-зрителей, которые сидят и смотрят это самое шоу и этот самый эпизод. Один из детей говорит: «Иногда мне жалко койота. Иногда я хочу, чтобы он его поймал». Тут, собственно, в четвёртой стене проламывается зияющая брешь, ибо именно ради удовольствия маленьких телезрителей и создавался сам сериал. Тут же койот ловит Бегуна, зажаривает и съедает (да-да, причём тихо и без музыки, а дети на это смотрят). | ||
[https://www.youtube.com/watch?v=EuE-GpNV0sY Впрочем, это не оригинальный эпизод, а лишь монтаж из нескольких других] | |||
* «[[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашки навсегда]]» — блестящий зигзаг! Сам фильм представляет собой кроссовер по различным воплощениям Черепашек-ниндзя. Герои мультфильма | * «[[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашки навсегда]]» — блестящий зигзаг! Сам фильм представляет собой кроссовер по различным воплощениям Черепашек-ниндзя. Герои мультфильма 1987 года периодически разрушают четвёртую стену, обращаясь к зрителю, чем приводят в замешательство персонажей из других миров франшизы: «С кем он разговаривает? Там же никого нет!» | ||
* «Шрек 4-D: Призрак лорда Фаркуада» — Шрек напоминает Ослу, что тот убил лорда Фаркуада в первой части. Собственно, он и имел ввиду первый фильм франшизы «Шрек». | * «Шрек 4-D: Призрак лорда Фаркуада» — Шрек напоминает Ослу, что тот убил лорда Фаркуада в первой части. Собственно, он и имел ввиду первый фильм франшизы «Шрек». | ||
** Надо думать, потому, что это снято по мотивам комикса, где троп применяется неоднократно. К примеру, «То, что я сейчас думаю, цензура в комикс не пропустит!» | ** Надо думать, потому, что это снято по мотивам комикса, где троп применяется неоднократно. К примеру, «То, что я сейчас думаю, цензура в комикс не пропустит!» | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* [[Вселенная DC]] — Animal Man. Да, тот самый, что на иллюстрации к статье. Причём непосредственно в момент разрушения стены это подавалось скорее в стиле «Шоу Трумана», нежели Дэдпула. | * [[Вселенная DC]] — Animal Man. Да, тот самый, что на иллюстрации к статье. Причём непосредственно в момент разрушения стены это подавалось скорее в стиле «Шоу Трумана», нежели Дэдпула. | ||
** Джокер тоже подобным балуется. | ** Джокер тоже подобным балуется. | ||
* [[Wanted]] | * [[Wanted]] — последние стрипы полностью посвящены обращению [[протагонист|Уэсли Гибсона]] к читателю. | ||
* Дилан Дог — в частности, выпуск «Моргана», в котором повествование то и дело прерывается на вставки с задумавшимся автором комикса, который оказывается человеком, пережившим события выпуска. | * Дилан Дог — в частности, выпуск «Моргана», в котором повествование то и дело прерывается на вставки с задумавшимся автором комикса, который оказывается человеком, пережившим события выпуска. | ||
** А Граучо, напарник главного героя, изредка обращается к читателю. | ** А Граучо, напарник главного героя, изредка обращается к читателю. | ||
* «[[Доктор Кто]]», выпуск «Четвёртая стена» (2016) — начинается с кадров с Доктором, [[Четвёртая стена тебя не спасёт|требующим от читателя не переворачивать страницу]], однако они [[Опора на четвёртую стену|относятся к героине комикса]]. А заканчивается полноценным обращением к читателю в присутствии удивлённой Клары. | * «[[Доктор Кто]]», выпуск «Четвёртая стена» (2016) — начинается с кадров с Доктором, [[Четвёртая стена тебя не спасёт|требующим от читателя не переворачивать страницу]], однако они [[Опора на четвёртую стену|относятся к героине комикса]]. А заканчивается полноценным обращением к читателю в присутствии удивлённой Клары. | ||
* [[Вселенная Marvel]] | * [[Вселенная Marvel]] — [[педаль в пол|Дэдпул]] и [[Головной симпозиум|голоса в его голове]]. Сам он прекрасно осознаёт, что находится в комиксе, поэтому в безвыходной ситуации может попросить авторов о [[Рояль в кустах|рояле в кустах]] или [[Бог из машины|боге из машины]], [[Спойлер|проспойлерить]] читателям дальнейший сюжет или даже так пошутить над своими художниками, что они нарисуют его в миниюбке. В одном из выпусков он даже придёт в издательство «Марвел» и зарежет команду, работающую над его комиксом. | ||
** Гвенпул. Хотя во многом копирует Дэдпула (начиная с имени), но напрямую к читателям не обращается. Зная, что живёт в комиксе, четвёртой стеной она не ограничивается и ломает заодно и три предыдущих, выходя за рамки комиксных панелей и переходя со страницы на страницу. | ** Гвенпул. Хотя во многом копирует Дэдпула (начиная с имени), но напрямую к читателям не обращается. Зная, что живёт в комиксе, четвёртой стеной она не ограничивается и ломает заодно и три предыдущих, выходя за рамки комиксных панелей и переходя со страницы на страницу. | ||
** Однажды Дэдпул поприкалывался над Локи, мол, знает ли он, что они | ** Однажды Дэдпул поприкалывался над Локи, мол, знает ли он, что они все — лишь персонажи комиксов. Тот лишь отвечает «Я это знаю.» | ||
** Дженнифер Уолтерс, она же Женщина-Халк. | ** Дженнифер Уолтерс, она же Женщина-Халк. | ||
** В одном из комиксов про Дэдпула четвёртую стену внезапно сломал Саблезубый, прямо заявивший, что Дэдпул списан автором с Дэфстроука из комиксов DC. | ** В одном из комиксов про Дэдпула четвёртую стену внезапно сломал Саблезубый, прямо заявивший, что Дэдпул списан автором с Дэфстроука из комиксов DC. | ||
* [[Вселенная Bubble]] | * [[Вселенная Bubble]] — Редактор. Будучи хозяином всех историй и сюжетов, он осознаёт, что находится в комиксе. Иногда Редактор этим пользуется — к примеру, может перелистнуть страницы, чтобы увидеть конец истории, или даже напрямую обратиться к читателю. | ||
** В комиксах про Игоря Угря четвёртая стена тоже неоднократно ломается. | ** В комиксах про Игоря Угря четвёртая стена тоже неоднократно ломается. | ||
==== Веб-комиксы ==== | ==== Веб-комиксы ==== | ||
* [[Homestuck]] | * [[Homestuck]] — разрушение четвёртой стены является неотъемлемым элементом стилистики и сюжета этого веб-комикса. Более того, в определённый момент нам показывают ''саму четвёртую стену'', а главные герои даже используют её аналоги как телепорты. | ||
* Meme Girls — в 56 главе Главный герой-кун и Вайфу-чан неожиданно находят светящийся пролом в полу и [https://readmanga.live/devchonki_memy/vol1/56#page=1 спускаются по веревке]…в белое пустое пространство комикса. После долгого спуска они видят сперва просьбу автора о донате, а потом и информацию о своем комиксе. | * Meme Girls — в 56 главе Главный герой-кун и Вайфу-чан неожиданно находят светящийся пролом в полу и [https://readmanga.live/devchonki_memy/vol1/56#page=1 спускаются по веревке]…в белое пустое пространство комикса. После долгого спуска они видят сперва просьбу автора о донате, а потом и информацию о своем комиксе. | ||
* «Order of the | * «Order of the Stick» — персонажи приключения в игромире D&D знают, и что они в игре, и в комиксе. Комментируют редакции, отдельные правила. Пример: когда понадобилось заклинание воскрешения (по правилам для него требуется пожертвовать драгоценный камень), персонаж-воровка сбегала на первую страницу комикса за алмазом, который она же там держала в руке (соответственно, автор перепостил страницу). | ||
* | * Spinnerette — при том что и современная Спиннеретта и Спиннеретта [[Серебряный век комиксов|СеребряногоВека]] часто выдают фразы в духе «3 главы назад я занималась этим и этим…» когда Спиннеретта [[Антигерой девяностых|90-х]] (к тому же явно нарисованная Робом Лайфилдом) прямым текстом говорит, что они персонажи комикса, [http://www.spinnyverse.com/comic/62415 эти две поднимают её на смех]. | ||
* {{spoiler|Порно}}комикс по игре [[League of Legends]] «When servers goes down», рассказывающий о том, чем занимаются герои компьютерной игры, когда из-за работ на сервере игроки больше не могут ими управлять. В наличии рассуждения персонажей о том, не будет ли у автора комикса проблем с законом, обращения грустного механоида Ургота к автору: «Ну вот зачем ты меня нарисовал? Потратил на меня целую страницу. Что, более интересных персонажей нет?» и другие подобные вещи. | * {{spoiler|Порно}}комикс по игре [[League of Legends]] «When servers goes down», рассказывающий о том, чем занимаются герои компьютерной игры, когда из-за работ на сервере игроки больше не могут ими управлять. В наличии рассуждения персонажей о том, не будет ли у автора комикса проблем с законом, обращения грустного механоида Ургота к автору: «Ну вот зачем ты меня нарисовал? Потратил на меня целую страницу. Что, более интересных персонажей нет?» и другие подобные вещи. | ||
* «[[Некромантийя]] | * «[[Некромантийя]]» — два некроманта-близнеца с неизменными покерфейсами читают авторский текст, вовремя достают чёрные квадратики для цензуры, а один раз даже рассказали дальнейший сюжет. Большую часть времени персонажи их не видят, но иногда некрокэпы взаимодействуют с другими героями комикса. | ||
** А также конь Поскок, постоянно возмущающийся что его оставили за кадром. И [[Безумная клёвость|Саурон]]. | ** А также конь Поскок, постоянно возмущающийся что его оставили за кадром. И [[Безумная клёвость|Саурон]]. | ||
*** А уж встреча Сагалаза с автором… | *** А уж встреча Сагалаза с автором… | ||
* «Полный пока» — персонажи (особенно в книжных выпусках) периодически вставляют реплики «в сторону», обращённые к читателю. | * «Полный пока» — персонажи (особенно в книжных выпусках) периодически вставляют реплики «в сторону», обращённые к читателю. | ||
* [[Самый тупой в мире маг]] — Арчибальд буквально ломает стену и обсуждает со зрителями использование Скипетра Исполнения Желаний для решения проблем героев. | * [[Самый тупой в мире маг]] — Арчибальд буквально ломает стену и обсуждает со зрителями использование Скипетра Исполнения Желаний для решения проблем героев. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
Строка 235: | Строка 211: | ||
** Как так получилось, что документы сверхсекретной организации лежат в открытом доступе на сайте по технологии Wiki? Разумеется, это всё потому, что все документы вымышлены, противоположное было бы совсем неправдоподобно. Но возможно ли объяснить это [[Ватсонианство против дойлизма|с точки зрения наблюдателя из вселенной Фонда]]? Судя по «Списку избитых штампов SCP», такое пытались сделать не раз и не два, но более-менее сносно получалось редко. Но получилось [http://scpfoundation.ru/scp-101-fr (SCP-101-FR)]. Суть такова: случайно ли, злонамеренно ли, но документы Фонда были выложены в открытый доступ, и, хоть сотрудники Фонда взломали сайт, удалить информацию из него не смогли. Ну ладно, тот, кто нам мешает, тот нам поможет. Хакеры SCP имитировали деятельность литературного сообщества, чтобы [[Скомпрометированность|дискредитировать]] сайт и выставить дураками тех, кто поверил — и у Фонда появилось [[Спрятано на виду|парадоксальным образом действующее прикрытие]]. | ** Как так получилось, что документы сверхсекретной организации лежат в открытом доступе на сайте по технологии Wiki? Разумеется, это всё потому, что все документы вымышлены, противоположное было бы совсем неправдоподобно. Но возможно ли объяснить это [[Ватсонианство против дойлизма|с точки зрения наблюдателя из вселенной Фонда]]? Судя по «Списку избитых штампов SCP», такое пытались сделать не раз и не два, но более-менее сносно получалось редко. Но получилось [http://scpfoundation.ru/scp-101-fr (SCP-101-FR)]. Суть такова: случайно ли, злонамеренно ли, но документы Фонда были выложены в открытый доступ, и, хоть сотрудники Фонда взломали сайт, удалить информацию из него не смогли. Ну ладно, тот, кто нам мешает, тот нам поможет. Хакеры SCP имитировали деятельность литературного сообщества, чтобы [[Скомпрометированность|дискредитировать]] сайт и выставить дураками тех, кто поверил — и у Фонда появилось [[Спрятано на виду|парадоксальным образом действующее прикрытие]]. | ||
** [http://scpfoundation.net/sandrewswann-s-proposal Пойдем дальше — что если фонд осознает тот факт, что он существует только в воображении кучки писателей-фантастов?] | ** [http://scpfoundation.net/sandrewswann-s-proposal Пойдем дальше — что если фонд осознает тот факт, что он существует только в воображении кучки писателей-фантастов?] | ||
=== [[Телевидение]] === | |||
* «6 кадров» — убийца после совершённого преступления осматривает местность в поисках возможных свидетелей. И находит таковых… в виде операторов, снимающих скетч. | |||
{{Video|b68fVObx5nk|Еще из «6 Кадров».}} | |||
* В телепередаче «Колесо истории» с Леонидом Якубовичем. актеры, одетые в исторические костюмы, разыгрывали сценки, а потом игрокам задавались вопросы на показанную тему. В одном из выпусков актер-«палач» чуть не казнил самого Леонида Аркадьевича, перепутав его с однофамильцем — декабристом Александром Якубовичем. | |||
* Рубрика «Крутое пике» из журнала «[[Каламбур (шоу)|Каламбур]]». Дежурная шутка под занавес: Командор спрашивает у второго пилота Дринкинса «Сколько нам осталось до конца?» — Дринкинс называет количество серий, после чего Командор норовит отмочить что-нибудь совсем идиотское. | |||
** А в одной из серий Дринкинс нашёл катапульту под креслом. Он ею воспользовался… но потом с досадой вернулся в кабину — продюсеры запретили ему просто так взять и спастись из падающего самолёта. | |||
** В другой серии Дринкинс говорит Командору: «Сэр, меня успокаивает лишь то, что это американский сериал, а все американские сериалы в конце-концов в финале имеют [[хэппи-энд|счастливый конец]]!» На это Командор поворачивается к помощнику и отвечает по-русски (без дубляжа, голосом актёра): «А кто вам сказал, Дринкинс, что это американский сериал? Мир, дружба, жвачка!» | |||
** Ну и конечно же знаменитый смех Командора в камеру. | |||
** В одной из серии «закадровым зрителям» не понравилась шутка Командора и они забросали его банановой кожурой и прочим. | |||
* «[[Нереальная история]]», арка «Менделеев и раствор» — занятный зигзаг в одной из серий (последней?). Менделеев смотрит прямо в камеру и рассказывает о последствиях употребления «раствора» и его коварстве. Кажется, что перед нам банальная басня о вреде алкоголя, но потом появляется силуэт белочки (той самой, отсылающей к алкогольному делирию!) и после короткого монолога оной, великого химика будит помощница Варвара! Прошедший кошмар Менделеев видит знаком близкой победы на коварным раствором, а значит — «Варвара, готовьте реактивы!» | |||
=== Изобразительное искусство === | === Изобразительное искусство === | ||
Строка 241: | Строка 228: | ||
[[Файл:Αγιος_Τάφος_Κουβούκλιον.jpg|thumb|right|И ещё один]] | [[Файл:Αγιος_Τάφος_Κουβούκλιον.jpg|thumb|right|И ещё один]] | ||
* «Девушка в картинной раме» Рембрандта — [[старше, чем пар]]. | * «Девушка в картинной раме» Рембрандта — [[старше, чем пар]]. | ||
* Пер Боррель дель Касо, | * Пер Боррель дель Касо, [[Литерал (приём комизма)|«Убегая от критики»]]. | ||
* Плакат «Ты записался добровольцем?» и его [[w:Дядя Сэм#Вербовочный плакат|аналоги в разных странах]]. | * Плакат «Ты записался добровольцем?» и его [[w:Дядя Сэм#Вербовочный плакат|аналоги в разных странах]]. | ||
* Советские мирные аналоги: плакаты «А ну-ка, взяли!», «Едем с нами!», «Полевые работы не ждут» и т. д. | * Советские мирные аналоги: плакаты «А ну-ка, взяли!», «Едем с нами!», «Полевые работы не ждут» и т. д. |