Редактирование: Религия без веры в бога

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 90: Строка 90:
* Конфуцианство о потусторонних вещах не рассуждает вообще, ибо этическая теория с девизом «Прежде, чем учиться правильно относиться к богам — научись правильно относиться к людям!» Причём это чувствовали даже западные варвары: католики запрещали новообращённым китайцам покупать буддистские амулеты или ходить к даосам-гадателям, но против конфуцианских ритуалов ничего не имели: если приглядеться, то видно, что они больше напоминают всякие светские ритуалы вроде отдачи почестей флагу.
* Конфуцианство о потусторонних вещах не рассуждает вообще, ибо этическая теория с девизом «Прежде, чем учиться правильно относиться к богам — научись правильно относиться к людям!» Причём это чувствовали даже западные варвары: католики запрещали новообращённым китайцам покупать буддистские амулеты или ходить к даосам-гадателям, но против конфуцианских ритуалов ничего не имели: если приглядеться, то видно, что они больше напоминают всякие светские ритуалы вроде отдачи почестей флагу.
* Во многих языческих культах хорошие отношения с местными духами тайги важнее, чем вопросы о том, кто создал мир или как устроена душа. Но это скорее [[инверсия]]: боги есть, а атрибутов типа идеологии/мифологии/церкви/святого писания — нет.
* Во многих языческих культах хорошие отношения с местными духами тайги важнее, чем вопросы о том, кто создал мир или как устроена душа. Но это скорее [[инверсия]]: боги есть, а атрибутов типа идеологии/мифологии/церкви/святого писания — нет.
** Особенно известны этим монголы времен Чингиз-хана, что обеспечило им удивительную по меркам средневековья даже не просто веротерпимость, а намеренную поддержку местных верований на захваченных территориях (а во многих случаях сильно упростило если не захват, то удержание территорий - например, считается, что Александр Невский сознательно предпочел "промонгольскую" ориентацию "прозападной" в том числе и из-за того, что первые, в отличие от вторых, не требовали менять веру). Считалось, что местные боги существуют и достаточно влиятельны, а при вежливом отношении к ним и служителям их культа могут даже и самим монголам помогать.
* Стоики и эпикурейцы. Боги может быть и есть, но молиться бесполезно: можно лишь смириться с судьбой, полноценной жизни после смерти по Эпикуру тоже нет. Не случайно марксисты записали Эпикура в великие материалисты. И зря: существование субъективного начала (наипростейшего для атомов, сложнейшего для людей) у всего существующего Эпикур и K° не отрицали (в этом их философия была близка к нейтральному монизму Бертрана Рассела).
* Стоики и эпикурейцы. Боги может быть и есть, но молиться бесполезно: можно лишь смириться с судьбой, полноценной жизни после смерти по Эпикуру тоже нет. Не случайно марксисты записали Эпикура в великие материалисты. И зря: существование субъективного начала (наипростейшего для атомов, сложнейшего для людей) у всего существующего Эпикур и K° не отрицали (в этом их философия была близка к нейтральному монизму Бертрана Рассела).
** При чём здесь субъективное начало? То, что атомы по Эпикуру могут случайно отклоняться от своего ожидаемого движения ([[:w:Опыт Юнга|зафиксировано экспериментально]]) — не противоречие материализму, а всего лишь индетерминизм, которого придерживаются, например, квантовые механики, и не все из них разделяют Копенгагенскую интерпретацию, ведущую к субъективному идеализму.
** При чём здесь субъективное начало? То, что атомы по Эпикуру могут случайно отклоняться от своего ожидаемого движения ([[:w:Опыт Юнга|зафиксировано экспериментально]]) — не противоречие материализму, а всего лишь индетерминизм, которого придерживаются, например, квантовые механики, и не все из них разделяют Копенгагенскую интерпретацию, ведущую к субъективному идеализму.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!