Редактирование: Религия без веры в бога
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 90: | Строка 90: | ||
* Конфуцианство о потусторонних вещах не рассуждает вообще, ибо этическая теория с девизом «Прежде, чем учиться правильно относиться к богам — научись правильно относиться к людям!» Причём это чувствовали даже западные варвары: католики запрещали новообращённым китайцам покупать буддистские амулеты или ходить к даосам-гадателям, но против конфуцианских ритуалов ничего не имели: если приглядеться, то видно, что они больше напоминают всякие светские ритуалы вроде отдачи почестей флагу. | * Конфуцианство о потусторонних вещах не рассуждает вообще, ибо этическая теория с девизом «Прежде, чем учиться правильно относиться к богам — научись правильно относиться к людям!» Причём это чувствовали даже западные варвары: католики запрещали новообращённым китайцам покупать буддистские амулеты или ходить к даосам-гадателям, но против конфуцианских ритуалов ничего не имели: если приглядеться, то видно, что они больше напоминают всякие светские ритуалы вроде отдачи почестей флагу. | ||
* Во многих языческих культах хорошие отношения с местными духами тайги важнее, чем вопросы о том, кто создал мир или как устроена душа. Но это скорее [[инверсия]]: боги есть, а атрибутов типа идеологии/мифологии/церкви/святого писания — нет. | * Во многих языческих культах хорошие отношения с местными духами тайги важнее, чем вопросы о том, кто создал мир или как устроена душа. Но это скорее [[инверсия]]: боги есть, а атрибутов типа идеологии/мифологии/церкви/святого писания — нет. | ||
* Стоики и эпикурейцы. Боги может быть и есть, но молиться бесполезно: можно лишь смириться с судьбой, полноценной жизни после смерти по Эпикуру тоже нет. Не случайно марксисты записали Эпикура в великие материалисты. И зря: существование субъективного начала (наипростейшего для атомов, сложнейшего для людей) у всего существующего Эпикур и K° не отрицали (в этом их философия была близка к нейтральному монизму Бертрана Рассела). | * Стоики и эпикурейцы. Боги может быть и есть, но молиться бесполезно: можно лишь смириться с судьбой, полноценной жизни после смерти по Эпикуру тоже нет. Не случайно марксисты записали Эпикура в великие материалисты. И зря: существование субъективного начала (наипростейшего для атомов, сложнейшего для людей) у всего существующего Эпикур и K° не отрицали (в этом их философия была близка к нейтральному монизму Бертрана Рассела). | ||
** При чём здесь субъективное начало? То, что атомы по Эпикуру могут случайно отклоняться от своего ожидаемого движения ([[:w:Опыт Юнга|зафиксировано экспериментально]]) — не противоречие материализму, а всего лишь индетерминизм, которого придерживаются, например, квантовые механики, и не все из них разделяют Копенгагенскую интерпретацию, ведущую к субъективному идеализму. | ** При чём здесь субъективное начало? То, что атомы по Эпикуру могут случайно отклоняться от своего ожидаемого движения ([[:w:Опыт Юнга|зафиксировано экспериментально]]) — не противоречие материализму, а всего лишь индетерминизм, которого придерживаются, например, квантовые механики, и не все из них разделяют Копенгагенскую интерпретацию, ведущую к субъективному идеализму. |