Редактирование: Религия без веры в бога

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 23: Строка 23:
* «Мир-ловушка» Антона Орлова — Орден Афариев: религиозный орден, этические нормы и правила которого не завязаны на поклонение кому-либо из богов. Однако в сеттинге романа боги объективно существуют и взаимодействуют с людьми. С ними даже можно судиться!
* «Мир-ловушка» Антона Орлова — Орден Афариев: религиозный орден, этические нормы и правила которого не завязаны на поклонение кому-либо из богов. Однако в сеттинге романа боги объективно существуют и взаимодействуют с людьми. С ними даже можно судиться!
* [[Метавселенная Рудазова]] — [[с прикрученным фитильком]] [[технорелигия|машинерие]] парифатских [[гремлин]]ов. «Бога нет» в их понимании значит «''ещё'' нет». А приближать его рождение, создавая всё более и более совершенные механизмы — долг каждого правоверного машинера.
* [[Метавселенная Рудазова]] — [[с прикрученным фитильком]] [[технорелигия|машинерие]] парифатских [[гремлин]]ов. «Бога нет» в их понимании значит «''ещё'' нет». А приближать его рождение, создавая всё более и более совершенные механизмы — долг каждого правоверного машинера.
** Почти аналогично — культ Предвестников Двадцать Седьмого, ещё не родившегося бога. Впрочем, Янгфанхофен обещает, что он родится уже на памяти нынешнего поколения.
** Парифатские маги в большинстве своём ктототамцы. Они верят в таинственного, непостижимого и почти наверняка не существующего Кого-То-Там. Того, кто, [[агностицизм|возможно]], сотворил когда-то вселенную, людей и все остальное. Ну или не сотворил. Что же до многочисленных парифатских богов… Ну как можно верить в то, что ты и так абсолютно точно знаешь?
** Парифатские маги в большинстве своём ктототамцы. Они верят в таинственного, непостижимого и почти наверняка не существующего Кого-То-Там. Того, кто, [[агностицизм|возможно]], сотворил когда-то вселенную, людей и все остальное. Ну или не сотворил. А если и не верят, то хотя бы на всякий случай высказывают почтение на словах — а то вдруг они не верят, а Он таки есть? Что же до многочисленных парифатских богов… Ну как можно верить в то, что ты и так абсолютно точно знаешь?
** [[Криабал|Полугоблин Плацента]] — эготеист. Эготеизм — это такое мировоззрение… религия, можно сказать, приверженцы которой поклоняются самим себе. Сами себе молятся, сами себе приносят жертвы. Считается, что если делать это достаточно рьяно и долго, после смерти можно переродиться в божество. Скорее всего, очень крошечное, микроскопическое божество, но тем не менее. Плацента в такую чушь, конечно, не верит, но [[зашкаливающее самомнение|кланяться этот тип согласен только и исключительно себе]].
** [[Криабал|Полугоблин Плацента]] — эготеист. Эготеизм — это такое мировоззрение… религия, можно сказать, приверженцы которой поклоняются самим себе. Сами себе молятся, сами себе приносят жертвы. Считается, что если делать это достаточно рьяно и долго, после смерти можно переродиться в божество. Скорее всего, очень крошечное, микроскопическое божество, но тем не менее. Плацента в такую чушь, конечно, не верит, но [[зашкаливающее самомнение|кланяться этот тип согласен только и исключительно себе]].
** [[Архимаг (серия книг)|Учение Лизторобо Освободителя]], популярное на довоенном Плонете, было, судя по упоминаниям, сродни конфуцианству — не теистично и вообще скорее нравственно, чем религиозно, но сам концепт Бога в нём был и активно эксплуатировался. На посткреоловском Плонете [[зигзаг]]: местные начали поклоняться Сияющему Оку, божественному артефакту, очистившему планету от скони — но создала его [[Афродита сама всех полюбит|конкретная богиня]], и даже несмотря на то, что плонетцы не знают о её существовании (а кто знал, полегли в [[Рагнарёк|Великом Рассвете]]), [[молитвы — пища богов|ба-хионь]] от Ока поступает ей.
* Иван Ефремов, «[[Час Быка]]» — На Тормансе существуют заведения вроде «Храма времени», где местные жители собираются на мероприятия, похожие на религиозные службы. При этом никакого религиозного почтения перед высшими силами не замечено.
* Иван Ефремов, «[[Час Быка]]» — На Тормансе существуют заведения вроде «Храма времени», где местные жители собираются на мероприятия, похожие на религиозные службы. При этом никакого религиозного почтения перед высшими силами не замечено.
* Мусаниф, «Древнее китайское проклятье» — ядреная субверсия. Сперва здесь в религию записали коммунизм. Затем и вовсе… воровские «понятия» (книга была написана в ранние нулевые, когда память о бесславных девяностых была свежа). В чем же субверсия? А в том, что даже у религий, не предполагающих веры в бога, все равно есть свои боги — своего рода антропоморфные персонификации. И даже в качестве главного злодея выступает сильнейший бог нового мира, {{spoiler|всемогущий Доллар}}.
* Мусаниф, «Древнее китайское проклятье» — ядреная субверсия. Сперва здесь в религию записали коммунизм. Затем и вовсе… воровские «понятия» (книга была написана в ранние нулевые, когда память о бесславных девяностых была свежа). В чем же субверсия? А в том, что даже у религий, не предполагающих веры в бога, все равно есть свои боги — своего рода антропоморфные персонификации. И даже в качестве главного злодея выступает сильнейший бог нового мира, {{spoiler|всемогущий Доллар}}.
* С прикрученным фитильком. «Чудотворная» В. Ф. Тендрякова — советский роман о борьбе учительницы-атеистки с религиозным дурманом. Конечно, автор не позиционирует атеизм Прасковьи Петровны как религию, но в речи героини, обращенной к священнику, прорывается: «Но как бы вы ни успокаивали себя, что ваше добро и '''ваша вера с нашей сладится''', все равно вы знаете: будущее грозит вам тленом и забвением.».
* С прикрученным фитильком. «Чудотворная» В.Ф. Тендрякова - советский роман о борьбе учительницы-атеистки с религиозным дурманом. Конечно, автор не позиционирует атеизм Прасковьи Петровны как религию, но в речи героини, обращенной к священнику, прорывается: «Но как бы вы ни успокаивали себя, что ваше добро и '''ваша вера с нашей сладится''', все равно вы знаете: будущее грозит вам тленом и забвением.».


===== На других языках =====
===== На других языках =====
Строка 71: Строка 69:
* [[Dead Space]] — таковой является юнитология. Адепты данной секты верят только в то, что человечество после Схождения достигнет рая, объединившись в единое коллективное сознание. В рамках данного мира ребята не так далеки от истины, ибо деятельность некроморфов в конечном итоге это и предполагает. Ну, на свой лад.
* [[Dead Space]] — таковой является юнитология. Адепты данной секты верят только в то, что человечество после Схождения достигнет рая, объединившись в единое коллективное сознание. В рамках данного мира ребята не так далеки от истины, ибо деятельность некроморфов в конечном итоге это и предполагает. Ну, на свой лад.
* [[Dishonored]] — Аббатство Обывателей и насаждаемая ими вера в Семь Запретов. Является не религией, а антирелигией (но со всеми полагающимися атрибутами, вроде заповедей, ритуалов и тому подобного), поскольку направлена на борьбу с единственным богоподобным субъектом в округе (причем таки реально существующим в рамках местного сеттинга) - Чужим. [[Инквизиция|Характерными методами, вроде охоты на ведьм и казней по обвинению в оккультизме.]]
* [[Dishonored]] — Аббатство Обывателей и насаждаемая ими вера в Семь Запретов. Является не религией, а антирелигией (но со всеми полагающимися атрибутами, вроде заповедей, ритуалов и тому подобного), поскольку направлена на борьбу с единственным богоподобным субъектом в округе (причем таки реально существующим в рамках местного сеттинга) - Чужим. [[Инквизиция|Характерными методами, вроде охоты на ведьм и казней по обвинению в оккультизме.]]
* [[Deltarune]] — Как нам рассказывает проповедник из Хоумтауна, Отец Альвин - в религии Монстров нет Бога, но есть как минимум один Ангел. А еще у них в религии нет греха, но есть Рай.
* [[Сага о ведьмаке|Ведьмак]] — культы Вечного огня (плохое христианство с всех, кто не такой на костер), Великого солнца и пророка Лебеды (хорошее и немного высмеиваемое христианство), все больше обрядово-философские. О богах в рамках данных культов ничего не сказано.


==== [[Настольные игры]] ====
==== [[Настольные игры]] ====
Строка 90: Строка 86:
* Конфуцианство о потусторонних вещах не рассуждает вообще, ибо этическая теория с девизом «Прежде, чем учиться правильно относиться к богам — научись правильно относиться к людям!» Причём это чувствовали даже западные варвары: католики запрещали новообращённым китайцам покупать буддистские амулеты или ходить к даосам-гадателям, но против конфуцианских ритуалов ничего не имели: если приглядеться, то видно, что они больше напоминают всякие светские ритуалы вроде отдачи почестей флагу.
* Конфуцианство о потусторонних вещах не рассуждает вообще, ибо этическая теория с девизом «Прежде, чем учиться правильно относиться к богам — научись правильно относиться к людям!» Причём это чувствовали даже западные варвары: католики запрещали новообращённым китайцам покупать буддистские амулеты или ходить к даосам-гадателям, но против конфуцианских ритуалов ничего не имели: если приглядеться, то видно, что они больше напоминают всякие светские ритуалы вроде отдачи почестей флагу.
* Во многих языческих культах хорошие отношения с местными духами тайги важнее, чем вопросы о том, кто создал мир или как устроена душа. Но это скорее [[инверсия]]: боги есть, а атрибутов типа идеологии/мифологии/церкви/святого писания — нет.
* Во многих языческих культах хорошие отношения с местными духами тайги важнее, чем вопросы о том, кто создал мир или как устроена душа. Но это скорее [[инверсия]]: боги есть, а атрибутов типа идеологии/мифологии/церкви/святого писания — нет.
** Особенно известны этим монголы времен Чингиз-хана, что обеспечило им удивительную по меркам средневековья даже не просто веротерпимость, а намеренную поддержку местных верований на захваченных территориях (а во многих случаях сильно упростило если не захват, то удержание территорий - например, считается, что Александр Невский сознательно предпочел "промонгольскую" ориентацию "прозападной" в том числе и из-за того, что первые, в отличие от вторых, не требовали менять веру). Считалось, что местные боги существуют и достаточно влиятельны, а при вежливом отношении к ним и служителям их культа могут даже и самим монголам помогать.
* Стоики и эпикурейцы. Боги может быть и есть, но молиться бесполезно: можно лишь смириться с судьбой, полноценной жизни после смерти по Эпикуру тоже нет. Не случайно марксисты записали Эпикура в великие материалисты. И зря: существование субъективного начала (наипростейшего для атомов, сложнейшего для людей) у всего существующего Эпикур и K° не отрицали (в этом их философия была близка к нейтральному монизму Бертрана Рассела).
* Стоики и эпикурейцы. Боги может быть и есть, но молиться бесполезно: можно лишь смириться с судьбой, полноценной жизни после смерти по Эпикуру тоже нет. Не случайно марксисты записали Эпикура в великие материалисты. И зря: существование субъективного начала (наипростейшего для атомов, сложнейшего для людей) у всего существующего Эпикур и K° не отрицали (в этом их философия была близка к нейтральному монизму Бертрана Рассела).
** При чём здесь субъективное начало? То, что атомы по Эпикуру могут случайно отклоняться от своего ожидаемого движения ([[:w:Опыт Юнга|зафиксировано экспериментально]]) — не противоречие материализму, а всего лишь индетерминизм, которого придерживаются, например, квантовые механики, и не все из них разделяют Копенгагенскую интерпретацию, ведущую к субъективному идеализму.
** При чём здесь субъективное начало? То, что атомы по Эпикуру могут случайно отклоняться от своего ожидаемого движения ([[:w:Опыт Юнга|зафиксировано экспериментально]]) — не противоречие материализму, а всего лишь индетерминизм, которого придерживаются, например, квантовые механики, и не все из них разделяют Копенгагенскую интерпретацию, ведущую к субъективному идеализму.
Строка 98: Строка 93:
** Проблема тут зачастую не только в попытках подмены понятий некоторыми верующими, но и в [[Безрелигиозный фанатик|некоторых атеистах]], которые с убеждённостью [[Храмовник|фанатиков]] (и сходной аргументацией) отстаивают свою позицию. Действительно, неколлекционирование марок не является хобби, а вот приверженность идее, что от марок одно злое зло и с коллекционирующими их нужно бороться — скорей всего, уже является.
** Проблема тут зачастую не только в попытках подмены понятий некоторыми верующими, но и в [[Безрелигиозный фанатик|некоторых атеистах]], которые с убеждённостью [[Храмовник|фанатиков]] (и сходной аргументацией) отстаивают свою позицию. Действительно, неколлекционирование марок не является хобби, а вот приверженность идее, что от марок одно злое зло и с коллекционирующими их нужно бороться — скорей всего, уже является.
** Если совсем точно, то отсутствие веры (я ''не имею'' доказательств, поэтому не верю) — это слабый атеизм. Есть и сильный атеизм, который как раз уверенность в отсутствие (я имею доказательства отсутствия бога, я знаю — его точно нет).
** Если совсем точно, то отсутствие веры (я ''не имею'' доказательств, поэтому не верю) — это слабый атеизм. Есть и сильный атеизм, который как раз уверенность в отсутствие (я имею доказательства отсутствия бога, я знаю — его точно нет).
* В антисоветских памфлетах, да и в [[Гулаги и рабы|художественных произведениях]], частое явление — представление коммунизма как религии, [[Культ карго|с верой в построение Царства Божьего на Земле (коммунизм), поклонением святым мощам Ленина, заповедями (моральный кодекс строителя коммунизма) и житием святого Ленина в качестве библейских историй для детей]]. Справедливости ради надо отметить, что коммунистическая атеистическая пропаганда, особенно в первые годы советской власти, действительно нередко заходила на поле церковных обрядов и обычаев, пытаясь придать им новое идеологическое наполнение. Существовал даже [[w:Октябрины|идеологический верный аналог]] христианских крестин.
* В антисоветских памфлетах, да и в [[Клюква|художественных произведениях]], частое явление — представление коммунизма как религии, [[Культ карго|с верой в построение Царства Божьего на Земле (коммунизм), поклонением святым мощам Ленина, заповедями (моральный кодекс строителя коммунизма) и житием святого Ленина в качестве библейских историй для детей]]. Справедливости ради надо отметить, что коммунистическая атеистическая пропаганда, особенно в первые годы советской власти, действительно нередко заходила на поле церковных обрядов и обычаев, пытаясь придать им новое идеологическое наполнение. Существовал даже [[w:Октябрины|идеологический верный аналог]] христианских крестин.
** Также к квазирелигиям иногда относят фашизм (вместо бога — государство) и нацизм (вместо бога — «арийская раса»).
** Также к квазирелигиям иногда относят фашизм (вместо бога — государство) и нацизм (вместо бога — «арийская раса»).
*** А опытный в демагогии коммунист может легко парировать подобного оппонента, поинтересовавшись, верует ли тот в невидимую руку рынка. Продвинутые могут вдарить товарным фетишизмом — верой в наличие у предметов самих по себе таких свойств, которые они получают только при участии в рыночных отношениях (так, золото будет деньгами [[Капитан Очевидность|только если его считают деньгами покупатель и продавец]], а ценность человека измеряется не только размером зарплаты или капитала).
*** А опытный в демагогии коммунист может легко парировать подобного оппонента, поинтересовавшись, верует ли тот в невидимую руку рынка.
** Ну и шутки ради: станция «Октябрьская» кольцевой линии Московского метрополитена — вылитый собор с трёхнефной базиликой периода раннего христианства и рядами факелов, ведущих к закрытой торжественной оградой в стиле ампир апсиде с предполагаемым алтарём — нише с голубым небом, призванным отобразить светлое будущее страны. Дополняется откровенно ангелообразными барельефами.
* Религия Карлоса Кастанеды. Каким бы классным воином ты не был, твоё сознание рано или поздно поглотит орёл, можно только отсрочить неизбежное, накопив энергию при помощи смещения точки сборки, став тысячелетним гермафродитом как Арендатор.
* Религия Карлоса Кастанеды. Каким бы классным воином ты не был, твоё сознание рано или поздно поглотит орёл, можно только отсрочить неизбежное, накопив энергию при помощи смещения точки сборки, став тысячелетним гермафродитом как Арендатор.
* Множество идеалистических школ философии, которые прямо не обозначают место доброго бородатого боженьки на облачке (или в потустороннем мире), являются сабжем. Собственно, философия и зародилась тогда, когда традиционную религию поставили под сомнение. Например, по Шопенгауэру этим худшим из миров правит воля, жестокая и иррациональная. По Ницше бог умер, а всеми существами движет воля к власти, кто использовал её с умом, тот сверхчеловек. По Гегелю материальным миром правит идеальный дух, который с духом святым тоже имеет мало общего и т. д.
* Множество идеалистических школ философии, которые прямо не обозначают место доброго бородатого боженьки на облачке (или в потустороннем мире), являются сабжем. Собственно, философия и зародилась тогда, когда традиционную религию поставили под сомнение. Например, по Шопенгауэру этим худшим из миров правит воля, жестокая и иррациональная. По Ницше бог умер, а всеми существами движет воля к власти, кто использовал её с умом, тот сверхчеловек. По Гегелю материальным миром правит идеальный дух, который с духом святым тоже имеет мало общего и т. д.
** Поправочка: по Ницше бог не «умер» в том смысле, что был-был, а потом умер — да, такие идеи встречались, например, у Майнлендера — у Ницше смысл в том, что сама вера в христианского бога, идея бога исчезла из голов европейцев после полутора тысячелетий господства. Отсюда же его предчувствия, что после «смерти бога» будет борьба идей и все взлетит на воздух — так и вышло в первой половине прошлого века. Утописты разнообразного толка плодились как грибы после дождя. Кстати, «вечное возвращение» — тоже одна из метафор. Суть не в том, что мир будет повторяться бесконечно (такие идеи тоже высказывались, например у стоиков и у революционера Бланки, скорее всего, именно оттуда Ницше почерпнул эту идею), суть в том, чтобы жить так, ''как если бы'' это было правдой. Иначе говоря, нужно жить так, чтобы можно было желать вечного возвращения того же самого.
** Поправочка: по Ницше бог не «умер» в том смысле, что был-был, а потом умер — да, такие идеи встречались, например, у Майнлендера — у Ницше смысл в том, что сама вера в христианского бога, идея бога исчезла из голов европейцев после полутора тысячелетий господства. Отсюда же его предчувствия, что после «смерти бога» будет борьба идей и все взлетит на воздух — так и вышло в первой половине прошлого века. Утописты разнообразного толка плодились как грибы после дождя. Кстати, «вечное возвращение» — тоже одна из метафор. Суть не в том, что мир будет повторяться бесконечно (такие идеи тоже высказывались, например у стоиков и у революционера Бланки, скорее всего, именно оттуда Ницше почерпнул эту идею), суть в том, чтобы жить так, ''как если бы'' это было правдой. Иначе говоря, нужно жить так, чтобы можно было желать вечного возвращения того же самого.
* Тащемта, любая пантеистическая или деистическая философия. В пантеизме молиться совсем некому, потому что бог везде и нигде, растворён в природе; в деизме молиться бесполезно, так как хоть бог и творец этого мира, но давно отошёл от дел или вообще умер, а мировые часы и без часовщика тикают неплохо.
* Тащемта, любая пантеистическая или деистическая философия. В пантеизме молиться совсем некому, потому что бог везде и нигде, растворён в природе; в деизме молиться бесполезно, т. к. хоть бог и творец этого мира, но давно отошёл от дел или вообще умер, а мировые часы и без часовщика тикают неплохо.
** Это опять же [[инверсия]] тропа: в богов верят, но не поклоняются им. А троп, наоборот, про религию без веры в бога.
** Это опять же [[инверсия]] тропа: в богов верят, но не поклоняются им. А троп, наоборот, про религию без веры в бога.
* Распространившийся во время Великой Французской революции [[w: Культ Разума]] и альтернатива ему, [[w: Культ Верховного Существа]].
* Распространившийся во время Великой Французской революции [[w: Культ Разума]] и альтернатива ему, [[w: Культ Верховного Существа]].
Строка 114: Строка 108:
** Ирландская шутка про «А вы католический атеист или протестантский?». Атеиста, если что, явно спросили о том, какое политическое движение ему ближе: (католические) ирландские республиканцы или (протестантские) британские лоялисты.
** Ирландская шутка про «А вы католический атеист или протестантский?». Атеиста, если что, явно спросили о том, какое политическое движение ему ближе: (католические) ирландские республиканцы или (протестантские) британские лоялисты.
** В Израиле много людей, которые не считают себя религиозными, не верят в Бога, но поскольку от рождения евреи, а еврей и иудей в Израиле — синонимы, считают себя принадлежащими к иудаизму. А из них многие считают себя принадлежащими к ортодоксальному иудаизму. Как говорил Давид бен Гурион, «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная».
** В Израиле много людей, которые не считают себя религиозными, не верят в Бога, но поскольку от рождения евреи, а еврей и иудей в Израиле — синонимы, считают себя принадлежащими к иудаизму. А из них многие считают себя принадлежащими к ортодоксальному иудаизму. Как говорил Давид бен Гурион, «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная».
* Creativity Movement\Creativity Church, этико-философское учение, разработанное неонацистом Беном Классеном в качестве «[[Религия зла|новой религии белой расы]]».
* Creativity Movement\Creativity Church, этико-философское учение, разработанное неонацистом Беном Классеном в качестве [[Религия зла|«новой религии белой расы»]].
* Среди сатанистов по определению не может быть какого-то единого свода правил ([[Лишь бы не как у людей|это было бы слишком по-христиански]]), но опирающийся на «[[Сатанинская Библия|Сатанинскую Библию]]» движ лавеевского характера вполне может быть чем-то таким — мы, дескать, не верим ни в Бога, ни в Сатану (да, для сатанистов это нормально), но нам нравится проводить ритуалы со свечками, винищем и ритуальными оргиями, потому что это весело! А ещё можно не верить в Сатану, но верить в реальную магическую/психологическую силу проводимых обрядов. Вариантов уйма.
* Среди сатанистов по определению не может быть какого-то единого свода правил ([[Лишь бы не как у людей|это было бы слишком по-христиански]]), но опирающийся на «[[Сатанинская Библия|Сатанинскую Библию]]» движ лавеевского характера вполне может быть чем-то таким — мы, дескать, не верим ни в Бога, ни в Сатану (да, для сатанистов это нормально), но нам нравится проводить ритуалы со свечками, винищем и ритуальными оргиями, потому что это весело! А ещё можно не верить в Сатану, но верить в реальную магическую/психологическую силу проводимых обрядов. Вариантов уйма.
* [[Техника безопасности]] имеет черты религии — можешь верить, можешь не верить, но все положенные ритуалы соблюдать обязан.
* [[Техника безопасности]] имеет черты религии — можешь верить, можешь не верить, но все положенные ритуалы соблюдать обязан.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!