Редактирование: Репрезентация
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Репрезентация''' — это | {{Limited}} | ||
'''Репрезентация''' — это соотношение в художественном произведении между реальностью и вымыслом (в частном случае — в плане представленности в нём различных групп населения). Является поводом для многочисленных споров, поэтому в статье мы постараемся дать максимально объективную оценку явления. | |||
== | == Женщины == | ||
Репрезентация женщин — показатель, стремительно меняющийся в наше время. Если в прошедшие века и десятилетия женщина могла быть героиней только в соответствии со строго заданной ролью по отношению к мужским персонажам ([[роковая женщина]], [[инженю]], верная жена и т. д., хотя иногда могла быть и [[дева-воительница]]), то примета нашего времени — это женские персонажи, не являющиеся вторичными по отношению к мужским. Для оценки такой репрезентации применяется так называемый тест Бекдел (часто — [[Bechdel test|тест Бехдель]]): это ответ на вопрос, есть ли в произведении два женских персонажа, которые хотя бы в одном диалоге ни разу не упоминают ни одного мужчину. | |||
Тропы, связанные с женской репрезентацией: [[Бой-баба]], [[Псевдо-бой-баба]], [[Принцип смурфетки]], [[Синдром Тринити]], [[Женщина в холодильнике]]. | |||
== Расовые и национальные меньшинства == | |||
Вопрос с этими меньшинствами ещё более щекотлив. Раньше их просто не включали в список действующих лиц. Затем, с одной стороны, появился [[штатный представитель нацменьшинства]], включаемый в основную массу персонажей, а с другой [[эксплуатационное кино|эксплуатационный жанр]] — нишевые произведения, создаваемые специально для меньшинств, в которых действуют их представители как основная масса персонажей. Сейчас стараются делать списки действующих лиц более разнообразными солянками. | |||
Тропы, связанные с расовой и национальной репрезентацией: [[Сменить расу в адаптации]], [[Белый коп, чёрный коп]], [[Штатный представитель нацменьшинства]] ([[Штатный чёрный]], [[Штатный еврей]], [[Штатный Ковальски]]), [[Отбеливание]], [[Неясно-смуглый]], [[Лжерусские]], [[Офицер О'Коп]]. | |||
== Сексуальная ориентация == | |||
В последние десятилетия в связи с активным освещением явлений, находящихся за рамками гетеросексуальной ориентации, ЛГБТ-сообщество стало требовать репрезентации в данном вопросе. Возникли соответствующие тропы: [[Бисексуалов и трансгендеров не бывает]], [[Штатный гей]], [[Крутой гей]]. | |||
== Общие тенденции == | |||
* Нишевость. Касается не только уже упомянутого эксплуатационного жанра, но и других, таких, как [[дамский роман]], и т. д. Когда произведения с героями — женщинами или представителями меньшинств выделяются в определённый жанр, интересный именно определённой целевой аудитории. | |||
* Штатные персонажи. Как вы заметили, на этой странице много ссылок со словом «штатный». Это такой способ добиться репрезентации, на отвяжись. Вот тут у нас будет штатная женщина команды. Вот тут у нас штатный афроамериканец. Вот тут у нас штатный гей. При этом зачастую характер персонажа не проработан. Но встречаются и исключения в плане проработки. | |||
** Суть в том, что для этого персонажа не всё будет вертеться вокруг его принадлежности к тому или иному меньшинству, то есть технически он может быть заменён не принадлежащим ни к какому меньшинству персонажем без ущерба для сюжета. Эталонный пример — Джек Харкнесс из спин-оффа [[Torchwood]] по франшизе [[Doctor Who]]: [[протагонист]], [[ходячий макгаффин]] и [[Крутой_гей|крутой]] [[штатный гей]]<ref>Вернее, омнисексуал — ему без разницы пол, возраст, ''биологический вид'' партнёра, он учитывает только его возможность выразить осознанное согласие.</ref> — с глубиной проработки персонажа и его сюжетной важностью тут полный порядок, но реши вдруг режиссёр изменить ориентацию персонажа и соответственно пол его возлюбленных, центральный сюжет от того совершенно не изменился бы. Аналогично [[Кошка по имени Нэко|Киборг]] из [[Teen Titans]] издательства [[DC Comics]] — сюжетная важность цвета его кожи фактически отсутствует. [[Проблема противоположных оценок|Взгляды на такой подход разделяются]]: одни считают, что без достаточно сильной привязки сюжета к принадлежности персонажей к меньшинствам их нельзя считать репрезентативными представителями меньшинств в произведении, тогда как другие считают, что отсутствием излишне ярких привязок, наоборот, даётся [[подсветка]] равноправия. Пример избегания ''«синдрома штатности»'' — Титан из [[Super Powereds]], [[Сарказм|нестандартность]] [[Крутой гей|ориентации]] которого [[Ангст|весьма немаловажна]] для сюжета. | |||
* Также имеется [[Танцы на граблях|тенденция]] в виде замены уже проработанных персонажей известных франшиз на «репрезентативных»<ref>Например, негр-[[Супермен]], женщины вместо мужчин в [[Ghostbusters|«Охотниках за привидениями»]] и тому подобное. И не «а что если» а-ля [[Spider-Man|Майлз Моралес]], а именно «этот персонаж теперь такой, deal with it». В комиксах это явление было прозвано [[Фанская кличка|«Джинджерцидом»]], за то что в жертву репрезентации приносятся в первую очередь рыжеволосые.</ref>, ценой потери ими характера, а произведением — качества. Видимо, создатели [[Публика - дура|считают]], что [[Пипл хавает|пипл схавает]] надругательство над любимыми героями, и оказываются неприятно удивлены, а «представленная» в произведении публика не торопится выкладывать свои кровные. | |||
* Ну и стоит тут упомянуть статичность и «прогиб сеттинга» — репрезентативному персонажу не допускается преодолевать свои ограничения и расти над собой, вместо этого вопреки всякой логике и здравому смыслу меняется мир. Например, пандусы для инвалидных колясок в [[Гайгэксианское подземелье|подземельях]] [[Dungeons and Dragons|DnD]], которые вообще-то представляют из себя полосы препятствий. При том, что инвалиды (как и обычные люди) играют в подобное ради эскапизма — возможности отыграть то, что невозможно сделать в реальности, и персонаж инвалида будет скорее ловким акробатом, а подобная [[политкорректность]] его оскорбит. | |||
== | == С другой стороны == | ||
Масса явлений в реальной жизни не отражается в соответствующей репрезентативной доле в человеческом творчестве. И подавляющее большинство это устраивает. Например, в кино жён избивают гораздо реже, да и вообще несчастливых браков и детей, воспитанных в неполных семьях, куда меньше, чем в реальной жизни, но даже феминистки на это не жалуются, за исключением произведений именно тех жанров, которые должны привлекать внимание к общественным проблемам. | |||
Противники репрезентации выдвигают и такой аргумент. Почему чёрного персонажа в очередной адаптации помещают в исходно белый сеттинг вместо того, чтобы снять фильм по чёрному сеттингу? Неужели история [[чёрный континент|Чёрной Африки]] настолько неинтересна для деятелей шоу-бизнеса? Может быть, это и есть настоящий расизм, а не отсутствие негров в произведениях про [[Arthurian cycle|короля Артура]], [[Робин Гуд]]а или [[Илиада|взятие Трои]]? | |||
== | == Репрезентация стереотипов == | ||
Бывает, что автор не разбирается в предмете репрезентации от слова совсем (или ему банально наплевать), поэтому изображает стереотипы: «[[Black Panther|Чёрная Пантера]]» — африканцы одеты в цветастые национальные костюмы, «Шан-Чи и легенда Десяти колец» — китайцы немыслимы без [[Боевые искусства|боевых искусств]] и [[Азиатские драконы|драконов]], и т. д. | |||
* Особенно сильно этот недуг поражает «галочковых» персонажей. Если штатный гей — то обязательно манерный настолько, что настоящих геев тошнит, если штатный негр — то обязательно [[Гангста,_рэп_и_баскетбол|говорящий на эбонике качок с несколькими судимостями]] (Культура негров вне Америки сильно отличается от культуры афроамериканцев? Не, не слышали), и так далее, как будто они созданы махровейшими -истами и -фобами. При этом данное явление вообще-то призвано [[Ай, молодца!|бороться со стереотипами]]. | |||
== [[Инверсия]] == | |||
Если в искусстве репрезентация явно централизована в своей демографии по сравнению с зрителями, то по сравнению с реальными прототипами обычно наоборот — заметно разнообразнее. То есть [[Меха|здоровенных роботов]] женщины пилотируют чаще, чем реальные «[[Вертолёты — это круто|Апачи]]», простолюдины чаще становятся национальными героями, чем [[дворянин|дворяне]] в реальности. А если демография сеттинга будет нестандартная, то и играться будет нестандартно — в [[Развесистая сакура|Японии]] будет непропорционально много [[Западный варвар|иностранцев]]. | |||
== | == «Оскар» == | ||
В 2020 году Американская киноакадемия ввела стандарты по разнообразию (англ. diversity standards), вводящие квоты для людей из «недопредставленных групп» — афроамериканцы, представители ЛГБТ и женщины. Эти люди должны быть не только среди актёров или персонажей, но и среди создателей, руководства компании и даже стажёров в ней. К счастью, пока это касается только главной номинации — «Лучший фильм». Но лиха беда начало! При этом нельзя не заметить, что эти стандарты не включают такие параметры, как возраст, вероисповедание, уровень образования, состояние здоровья, политические взгляды и уровень дохода родителей. | |||
== | == И наконец == | ||
Существует целый сектор человеческого творчества, который и не должен соответствовать критериям репрезентативности — это произведения, посвящённые пропаганде/рекламе идеалов и чего-то ни было вообще. | |||
Веками громадная часть человеческих произведений искусства воспевала возвышенные качества человеческой натуры. При этом все реально понимали, что в реальности такое встречается в тысячу раз реже, чем в творчестве. | |||
Впрочем, встречались и противоположные тенденции, особенно в новейшее время. Например маркиз де Сад в своих произведениях описывал картину жизни, сильно далёкую от реальности — в реальной жизни всё не настолько плохо. Собственно, искусство классицизма (а де Сад классицист, именно в духе своего времени) и не претендовало на изображение жизни как таковой, отсюда отсутствие описаний одежды, бытовых подробностей, колорита страны и эпохи. Записанные другим языком, они были бы философскими повестями в духе Вольтера или скабрезными новеллами в духе стихов Баркова… но автор периодически срывается и начинает во всех подробностях, списками, описывать оргии и умышленно шокирующие подробности, которые скорее вызывают смех. Не очень большой, в две сотни страниц, роман «Несчастья добродетели» превратился после переработки в дилогию длиной в десять томов и порядка четырёх тысяч страниц: автор добавил огромное количество монологов, которые скорее пародируют тогдашние моральные рассуждения и подробнейшие, утрированные описания физически невозможных пыток и оргий. | |||
== Примечания == | |||
<references /> | |||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} | ||
{{Nav/Стереотипы}} | {{Nav/Стереотипы}} |