Редактирование: Рефлексы подвели

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 15: Строка 15:
== Примеры ==
== Примеры ==


=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== [[Фольклор]] ===
* [[герои и философы|Одиссей]] именно через троп вычислил [[королева бреется|переодетого девушкой]] и косящего от призыва на Троянскую войну Ахилла: забил в набат и закричал караул, как будто к городу подступали враги. Настоящие девицы с визгом бросились прятаться, а Ахилл привычно схватился за оружие — тут-то его и сцапали.
* История про [[ниндзя]], проявившего не соответствующую его легенде излишнюю ловкость.
* История про [[ниндзя]], проявившего не соответствующую его легенде излишнюю ловкость.
* Поручик Ржевский, задремавший возле печки и в полусне по привычке сунувший руку в поддувало.
* Поручик Ржевский, задремавший возле печки и в полусне по привычке сунувший руку в поддувало.
Строка 44: Строка 43:
— Когда Вы пьете кофе, Вы правый глаз закрываете,
— Когда Вы пьете кофе, Вы правый глаз закрываете,
как будто у Вас в чашечке ложечка… </ref><ref>Автор правки услышал этот анекдот, когда родственники заметили, что он всем видом задавал вопрос «[[Инверсия|Где ложка?!]]»</ref>. Как вариант — ложку вынул и в карман сунул.
как будто у Вас в чашечке ложечка… </ref><ref>Автор правки услышал этот анекдот, когда родственники заметили, что он всем видом задавал вопрос «[[Инверсия|Где ложка?!]]»</ref>. Как вариант — ложку вынул и в карман сунул.
** Еще есть вариант именно с ''советским'' шпионом — проявить некое ''чересчур'' уважительное действие к официанту. Британский\немецкий офицер к слуге — ни-ни.
** Еще есть вариант именно с ''советским'' шпионом — проявить некое ''чересчур'' уважительное действие к официанту. Британский\немецкий офицер к слуге - ни-ни.
* Анекдот про старушку, которая постоянно высыпает в кастрюлю с борщом пачку соли, забывая, что уже переехала из коммуналки.
* Анекдот про старушку, которая постоянно высыпает в кастрюлю с борщом пачку соли, забывая, что уже переехала из коммуналки.
* [[Аверсия]] в анекдоте про бармена. «Мужик! Ты третий день не можешь запомнить, что я контролёр и мне надо наливать 50 грамм точно?!» «Мне дешевле каждый день штраф платить, чем рефлекс сбивать…»
* [[Аверсия]] в анекдоте про бармена. «Мужик! Ты третий день не можешь запомнить, что я контролёр и мне надо наливать 50 грамм точно?!» «Мне дешевле каждый день штраф платить, чем рефлекс сбивать…»
Строка 50: Строка 49:
* «Истинный [[Любитель кошек|кошатник]], встав рано утром, идёт на кухню, чтобы наполнить миски с водой. Даже если кухня не его и живут на ней только [[Тараканище|тараканы]]».
* «Истинный [[Любитель кошек|кошатник]], встав рано утром, идёт на кухню, чтобы наполнить миски с водой. Даже если кухня не его и живут на ней только [[Тараканище|тараканы]]».
* Анекдот про русского туриста, напросившегося в гости к американке и выжравшем бутылку водки, который, когда вдруг пришёл муж-американец, и гостеприимная хозяйка, как это принято в США, собралась познакомить их, выпрыгнул в окно, как это принято в России. Вот только этаж был пятидесятый.
* Анекдот про русского туриста, напросившегося в гости к американке и выжравшем бутылку водки, который, когда вдруг пришёл муж-американец, и гостеприимная хозяйка, как это принято в США, собралась познакомить их, выпрыгнул в окно, как это принято в России. Вот только этаж был пятидесятый.
* Частый приём в не слишком серьёзных ужасах и фэнтези, когда [[осторожно, злая собака!|злую собаку]], [[злой и страшный серый волк|дикого волка]] и даже [[оборотень|оборотня]] отвлекают чем-то вроде команд «Фу!» или «Апорт!». Педаль в пол, когда тот же приём действует на [[все животные — собаки|вообще ни разу не псового агрессора]].
* Частый приём в не слишком серьёзных ужасах и фэнтези, когда оборотня, дикого волка или злую собаку отвлекают чем-то вроде команд «Фу!» или «Апорт!».
* Анекдот как Левитан зашел в магазин купить «бутылочку [[Грызть реквизит|СОВЕТСКОГО]] шампанского».
* Анекдот как Левитан зашел в магазин купить «бутылочку [[Грызть реквизит|СОВЕТСКОГО]] шампанского».
* Анекдот про [[морской волк|бывалого]] и [[крутой инвалид|побитого жизнью]] [[пират]]а, рассказывающего салагам о своих травмах и эпических сражениях, в которых они получены. «А [[одноглазый крутой|повязка на глазу]] откуда? — А, это [[аверсия|у нас здесь, на пристани]]… — ??? — Чайка насрала, а я забыл, что [[крюк вместо руки|руку потерял]]»
* {{q|Едет машина, за рулем - [[дракон]]. Его останавливает ГИБДДшник, смотрит, охреневает и говорит:<br>
{{q|Едет машина, за рулем - [[дракон]]. Его останавливает ГИБДДшник, смотрит, охреневает и говорит:<br>
- А ну, дыхни!}}
- А ну, дыхни!}}


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
* [[Agatha Christie|Агата Кристи]], «Мышеловка» — {{spoiler|сестра узнает своего брата-убийцу по сохранившейся детской привычке накручивать волосы на палец, когда он нервничает. В советской экранизации он специфично дергал щекой.}}
* [[Agatha Christie|Агата Кристи]], «Мышеловка» — {{spoiler|сестра узнает своего брата-убийцу по сохранившейся детской привычке накручивать волосы на палец, когда он нервничает. В советской экранизации он специфично дергал щекой.}}


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Отечественная ====
==== Русскоязычная ====
* И. Ильф, Е. Петров, «[[Золотой телёнок]]» — Шура Балаганов «машинально» крадёт у женщины в трамвае сумочку с одним рублём семьюдесятью копейками, хотя буквально только что получил от Остапа пятьдесят тысяч.
* И. Ильф, Е. Петров, «[[Золотой телёнок]]» — Шура Балаганов «машинально» крадёт у женщины в трамвае сумочку с одним рублём семьюдесятью копейками, хотя буквально только что получил от Остапа пятьдесят тысяч.
* [[Сергей Лукьяненко]]:
* [[Сергей Лукьяненко]]:
Строка 74: Строка 72:
* Михаил Дулепа, [[ЛитRPG]] «Творцы судьбы». Главный герой опознает в новом знакомом уже раз пытавшегося его убить ассасина по тому, что он рефлекторно пытается использовать навык, который отсутствует у его нового персонажа.
* Михаил Дулепа, [[ЛитRPG]] «Творцы судьбы». Главный герой опознает в новом знакомом уже раз пытавшегося его убить ассасина по тому, что он рефлекторно пытается использовать навык, который отсутствует у его нового персонажа.
* Егор Чекрыгин, «Хроники Дебила» — казалось бы, всё продумал ГГ, когда под видом мирных купцов с товарищами шёл на разведку, но во дворе крепости враги проводили строевую подготовку, сам он несколько лет учился быстро реагировать на команды, а местная контрразведка оказалась достаточно компетентной, чтобы заметить характерные подёргивания «купцов» и сделать выводы.
* Егор Чекрыгин, «Хроники Дебила» — казалось бы, всё продумал ГГ, когда под видом мирных купцов с товарищами шёл на разведку, но во дворе крепости враги проводили строевую подготовку, сам он несколько лет учился быстро реагировать на команды, а местная контрразведка оказалась достаточно компетентной, чтобы заметить характерные подёргивания «купцов» и сделать выводы.
* Ольга Громыко, «[[Космоолухи]]» — благодаря общению с киборгом из экипажа корабля, Полина распознаёт в симпатичном парне подосланного для её похищения киборга. Когда парень поймал в воздухе уроненную чашку кофе и поставил на стол, Полина полушутливо задала ему тестовый вопрос: «Какого цвета зелёная стена?», — и киборг ответил: «Красного», как и положено по программе.
* Ольга Громыко, «[[Космоолухи]]» — благодаря общению с киборгом из экипажа корабля, Полина распознаёт в симпатичном парне подосланного для её похищения киборга. Когда парень поймал в воздухе уроненную чашку кофе и поставил на стол, Полина задала ему тестовый вопрос: «Какого цвета зелёная стена?», и киборг ответил: «Красного», как и положено по программе.
* [[Александр Рудазов]], «[[Яцхен (серия книг)|Шестирукий резидент]]» — протагонист только задним числом соображает, что для того, чтобы допросить подосланных к нему убийц, следовало их сначала не шинковать на ленточки для бескозырок.
* Александра Первухина, «Мечты, ставшие явью» — Снежана вытащила свою сводную сестру Светлану почти из под грузовика (зима, красивая а не практичная одежда...) но вот только при этом двигалась на нечеловеческой скорости, потом свалила все на родного брата Светланы который сам в спецназе служит и рядом стоял. Брат то все заметил но решил не не стоит задавать ненужных вопросов тем более сейчас.
* А. Ильин, [[Контора|цикл о Конторе]] — именно по этим причинам протагонист избегает гримироваться под женщину. Мало нацепить на себя парик и платье, нужно ещё и каждое мгновение помнить, что ты «на самом деле» женщина. А то ведь спалить могут из-за того, что чуточку притормозил у пивного ларька, а не у ателье мод.


==== Зарубежная ====
==== На других языках ====
* Марк Твен, «[[Том Сойер и Гекльберри Финн|Приключения Гекльберри Финна]]» — то, как его раскусили, когда он переоделся девочкой. Во-первых, девочки ловят предметы, брошенные им на колени, ''подолом'', а не этими самыми коленями (точнее, ловили во времена, когда носили исключительно юбки). Во-вторых, свинчаткой в крысу Гек запустил слишком технично — девочка бы иначе замахивалась, отводя руку далеко за спину, и гарантированно серьёзно промазала. Хотя спалился он уже на том, что держал нитку неподвижно, надевая на нее иголку, а не наоборот. Тут скорее всего намёк на то, что девочек тогда (практически поголовно) учили шить именно таким образом — и Гек банально «спалился», попытавшись это сделать по-другому.
* Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — то, как его раскусили, когда он переоделся девочкой. Во-первых, девочки ловят предметы, брошенные им на колени, ''подолом'', а не этими самыми коленями! (Ловили, точнее, во времена, когда носили исключительно юбки). Во-вторых, свинчаткой в крысу Гек запустил слишком технично — девочка бы иначе замахивалась, отводя руку далеко за спину, и гарантированно серьёзно промазала. Хотя спалился он уже на том, что держал нитку неподвижно, надевая на нее иголку, а не наоборот. Тут скорее всего намёк на то, что девочек тогда (практически поголовно) учили шить именно таким образом — и Гек банально «спалился», попытавшись это сделать по-другому.
* Фриц Лейбер, «Серебряные яйцеглавы»: {{Q|pre=1|
* Фриц Лейбер, «Серебряные яйцеглавы»: {{Q|pre=1|
— Ну вот, голая правда состоит в том, что мы имеем цензоршу, но у нас нет ничего для [[цензура|цензуры]]. Улавливаете иронию? Дурацкое дело. А я думал, ты знаешь мисс Блашес, Калли.
— Ну вот, голая правда состоит в том, что мы имеем цензоршу, но у нас нет ничего для [[цензура|цензуры]]. Улавливаете иронию? Дурацкое дело. А я думал, ты знаешь мисс Блашес, Калли.
Строка 96: Строка 91:
* «[[ПЛиО]]» — Джейме Ланнистер после «Бури мечей» периодически зависает, машинально попытавшись сделать что-то отсутствующей правой рукой. Причём, находясь в Королевской Гавани, он тренировался урывками, чтобы не спалится перед всем двором и не уронить свой авторитет. А когда выбрался на войну, то уже тренировался каждый день, хотя и по ночам, и постепенно восстанавливал былую форму.
* «[[ПЛиО]]» — Джейме Ланнистер после «Бури мечей» периодически зависает, машинально попытавшись сделать что-то отсутствующей правой рукой. Причём, находясь в Королевской Гавани, он тренировался урывками, чтобы не спалится перед всем двором и не уронить свой авторитет. А когда выбрался на войну, то уже тренировался каждый день, хотя и по ночам, и постепенно восстанавливал былую форму.
* Макс Брукс, «[[World War Z|Мировая война Z]]» — многие военные стреляют [[зомби]] в центр массы, как учили. А тех валит только [[хедшот]]!
* Макс Брукс, «[[World War Z|Мировая война Z]]» — многие военные стреляют [[зомби]] в центр массы, как учили. А тех валит только [[хедшот]]!
* Джим Батчер, «[[Досье Дрездена|Маленькое одолжение]]» (2008) — анализируя свои прошлые и предстоящие стычки со сверхъестественными злыднями, Гарри приходит к выводу, что большинство оных злыдней объединяют выработанные за [[Мне на самом деле 700 лет|сотни лет жизни]] «рефлексы хищника»: почуешь слабость или угрозу — нападай, получил любой отпор — убегай. Руководствуясь этим принципом, Гарри сначала успешно выставил Никодимуса дураком и виноватым в разрыве их сделки (невежливо орать «Убить их!», когда оппонент просто перебросил свой меч товарищу), а затем согнал Динарианцев с укреплённой позиции с помощью психической атаки: всего трое бойцов (хотя и очень неслабых), но много шума, крика, светомузыки и фейерверков — рефлексы потребовали сначала бежать, а потом разбираться, а когда это «потом» настало, Гарри и Рыцари уже освободили пленников и окопались в не успевшем остыть укреплении, где и дождались подкрепления ([[Засадный полк|прилетевшего на фейерверк]]).
* «[[Dresden Files|Маленькая услуга]]» — анализируя свои прошлые и предстоящие стычки со сверхъестественными злыднями, Гарри приходит к выводу, что большинство оных злыдней объединяют выработанные за [[Мне на самом деле 700 лет|сотни лет жизни]] «рефлексы хищника»: почуешь слабость или угрозу — нападай, получил любой отпор — убегай. Руководствуясь этим принципом, Гарри сначала успешно выставил Никодимуса дураком и виноватым в разрыве их сделки (невежливо орать «Убить их!», когда оппонент просто перебросил свой меч товарищу), а затем согнал Динарианцев с укреплённой позиции с помощью психической атаки: всего трое бойцов (хотя и очень неслабых), но много шума, крика, светомузыки и фейерверков — рефлексы потребовали сначала бежать, а потом разбираться, а когда это «потом» настало, Гарри и Рыцари уже освободили пленников и окопались в не успевшем остыть укреплении, где и дождались подкрепления ([[Засадный полк|прилетевшего на фейерверк]]).
* Андре Нортон, «Серебряная Снежинка» — принц Тадикан приучил своих людей, заслышав свист его особой стрелы, не задумываясь, стрелять в ту же цель. Но такая стрела попала к героине, и она выстрелила ей в самого Тадикана, попав в руку, но это было уже не важно. В оригинальной легенде персонаж также приучил своих людей, но стрелял он в отца-правителя.
* Андре Нортон, «Серебряная Снежинка» — принц Тадикан приучил своих людей, заслышав свист его особой стрелы, не задумываясь, стрелять в ту же цель. Но такая стрела попала к героине, и она выстрелила ей в самого Тадикана, попав в руку, но это было уже не важно. В оригинальной легенде персонаж также приучил своих людей, но стрелял он в отца-правителя.
* Ф. Герберт, «[[Дюна]]» — [[с прикрученным фитильком]]: Пол несколько раз упустил возможность нанести Джемису смертельный удар из-за въевшейся привычки медленно атаковать противника, использующего [[силовое поле|щит]].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 108: Строка 102:
* «Ронин» — [[Доннерветтер унд сосиски|Грегор]] ловит в воздухе упавшую со стола кружку, чем невольно выдаёт то, что он не просто «компьютерный ботан».
* «Ронин» — [[Доннерветтер унд сосиски|Грегор]] ловит в воздухе упавшую со стола кружку, чем невольно выдаёт то, что он не просто «компьютерный ботан».
** Подсвечено им самим: «Рефлексы… От них труднее всего освободиться».
** Подсвечено им самим: «Рефлексы… От них труднее всего освободиться».
** Что не так с этими кружками? Автор правки пару раз ловил падающие кружки и неоднократно просто падающие предметы. Почему я до сих пор не секретный агент?
** Что не так с этими кружками? Автор правки пару раз ловил падающие кружки и неоднократно просто падающие предметы. Почему я до сих пор не секретный агент?  
* «[[Операция „Ы“ и другие приключения Шурика]]» — когда студент предложил профессору набрать билетов себе, тот машинально начал набирать. Видать, не пару дней в очко играл!
* «[[Операция „Ы“ и другие приключения Шурика]]» — когда студент предложил профессору набрать билетов себе, тот машинально начал набирать. Видать, не пару дней в очко играл!
** В обе стороны — профессор предложил набрать, тот набрал «перебор» и еще начал их перетасовывать.
** В обе стороны — профессор предложил набрать, тот набрал «перебор» и еще начал их перетасовывать.
Строка 117: Строка 111:
* «[[Бесславные ублюдки]]» Тарантино. Английского шпиона в Германии выдает то, что он в баре заказывает три стакана, показывая три пальца, начиная с указательного. Немец в показывал бы пальцы, начиная с большого пальца.
* «[[Бесславные ублюдки]]» Тарантино. Английского шпиона в Германии выдает то, что он в баре заказывает три стакана, показывая три пальца, начиная с указательного. Немец в показывал бы пальцы, начиная с большого пальца.
* «Бедная Саша» — переодетый Дедом Морозом Берёзкин, идущий обносить квартиру, на окрик охранника «Стой!» машинально становится лицом к стене, руки за спину по правилам мест заключения. С фитильком, потому что пронесло.
* «Бедная Саша» — переодетый Дедом Морозом Берёзкин, идущий обносить квартиру, на окрик охранника «Стой!» машинально становится лицом к стене, руки за спину по правилам мест заключения. С фитильком, потому что пронесло.
* «Соучастник» — пример со смертельным исходом. В финальной перестрелке между Винсентом и Максом {{spoiler|Винс стрелял как привык, два в центр масс, один в голову, а Макс палил куда попало. В итоге все пули киллера ушли в металлическую дверь вагона метро, а таксерик прострелив в полной темноте стекло подстрелил Винса}}.
* «Соучастник» - пример со смертельным исходом. В финальной перестрелке между Винсентом и Максом {{spoiler|Винс стрелял как привык, два в центр масс, один в голову, а Макс палил куда попало. В итоге все пули киллера ушли в металлическую дверь вагона метро, а таксерик прострелив в полной темноте стекло подстрелил Винса}}.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 125: Строка 119:
** Серия «Верный приемчик». Девочка, натренировавшаяся в секции делать бросок через плечо, на автомате делает то же самое с мальчиком, который просто протянул руку, чтобы помочь ей сойти с автобуса. Впрочем, [[Дружба начинается с поражения|он нисколько не обиделся]].
** Серия «Верный приемчик». Девочка, натренировавшаяся в секции делать бросок через плечо, на автомате делает то же самое с мальчиком, который просто протянул руку, чтобы помочь ей сойти с автобуса. Впрочем, [[Дружба начинается с поражения|он нисколько не обиделся]].
* «[[Смерть в раю]]» — мошенника, направлявшегося на Сент-Мари для отбывания остатка срока убивают, когда его тошнило за борт от морской болезни, что послужило ключом к раскрытию дела {{spoiler|поскольку он был опытным яхтсменом и, соответственно, страдать от морской болезни не мог. Следовательно мошенник все еще жив, а убитый - охранник из тюрьмы, с кем тот поменялся одеждой, чтобы сбежать}}
* «[[Смерть в раю]]» — мошенника, направлявшегося на Сент-Мари для отбывания остатка срока убивают, когда его тошнило за борт от морской болезни, что послужило ключом к раскрытию дела {{spoiler|поскольку он был опытным яхтсменом и, соответственно, страдать от морской болезни не мог. Следовательно мошенник все еще жив, а убитый - охранник из тюрьмы, с кем тот поменялся одеждой, чтобы сбежать}}
* «[[Чем мы заняты в тени]]» (2019) — вампир Нандор, выйдя на поединок с оборотнем Тоби на крыше заброшенного магазина, выбрал в качестве оружия игрушку-пищалку и бросил ее вниз, а оборотень инстинктивно сиганул следом.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Гаргульи (мультсериал)|Гаргульи]]» (1994) — эпизод «Превращение» (2 сезон, 2 серия). Элиза узнает своего брата в страхолюдине, которую видит перед собой, потому что он машинально отвечает на жест клятвы, приятный в их семье.
* Batman Beyond — в пилоте Дерек Пауэрс с лёгкостью сбивает из пистолета бэтаранги, которыми его закидывает Терри, и издевательски комментирует: «[[Не надо было этого говорить|Как по тарелочкам стрелять!]]». Следующей в злодея полетела банка с его же собственным [[Отравляющий газ|супер-БОВ]], которую он так же лихо прострелил и тут же нанюхался.
* «[[Бэтмен будущего]]» (1999) — в пилоте Дерек Пауэрс с лёгкостью сбивает из пистолета бэтаранги, которыми его закидывает Терри, и издевательски комментирует: «[[Не надо было этого говорить|Как по тарелочкам стрелять!]]». Следующей в злодея полетела банка с его же собственным [[Отравляющий газ|супер-БОВ]], которую он так же лихо прострелил и тут же нанюхался.
* «[[Gargoyles|Гаргульи]]» — Элиза узнает своего брата в страхолюдине перед собой, потому что он машинально отвечает на жест клятвы, приятный в их семье.
* «Дятлоws» — когда матери семейства выдали компьютер, она во время работы размашистым движением руки сбросила монитор со стола, потому что раньше работала на пишущей машинке и привыкла точно так же толкать рычаг каретки.
* «Дятлоws» — когда матери семейства выдали компьютер, она во время работы размашистым движением руки сбросила монитор со стола, потому что раньше работала на пишущей машинке и привыкла точно так же толкать рычаг каретки.
* «Ever After High», серия «Как кошка с волчицей» — когда Сериз играла с другом-волчонком, с неё случайно свалился капюшон, открыв спрятанные волчьи уши (отец Сериз — Серый Волк, что она тщательно скрывает). Это увидела Китти Чешир и, чисто из вредности, решила всем раскрыть эту тайну. На соревнованиях по бегу Китти выпустила на дорожку оленя, у девушки-волчицы тут же включились звериные инстинкты, и она рванула за добычей с такой скоростью, что поставила школьный рекорд. К счастью, ситуацию спасла Рэйвен, заявившая, что заколдовала ботинки Сериз.
* «Ever After High», серия «Как кошка с волчицей» — когда Сериз играла с другом-волчонком, с неё случайно свалился капюшон, открыв спрятанные волчьи уши (отец Сериз — Серый Волк, что она тщательно скрывает). Это увидела Китти Чешир и, чисто из вредности, решила всем раскрыть эту тайну. На соревнованиях по бегу Китти выпустила на дорожку оленя, у девушки-волчицы тут же включились звериные инстинкты, и она рванула за добычей с такой скоростью, что поставила школьный рекорд. К счастью, ситуацию спасла Рэйвен, заявившая, что заколдовала ботинки Сериз.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
Строка 143: Строка 136:
=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Игрок, привыкший в шутерах, играя в одиночку, стрелять во всё что движется, в сетевой игре часто стреляет по своим же союзникам!
* Игрок, привыкший в шутерах, играя в одиночку, стрелять во всё что движется, в сетевой игре часто стреляет по своим же союзникам!
** Безнадёжно устарело ещё в 1998 году с выходом <strike>Half-Life</strike> Unreal, где есть мирные персонажи.
** Безнадёжно устарело ещё в 1998 году с выходом <strike>Half-Life</strike> Unreal, где есть мирные персонажи.
*** В некоторых играх есть функция запрета/разрешения дружеского огня.
*** В некоторых играх есть функция запрета/разрешения дружеского огня.  
* Почему игроки во всех старых играх [[Этот гадкий уровень|ненавидят уровни]], где необходимо управлять летающим средством? Потому что у разработчиков была традиция, инвертировать в таких уровнях управление по оси Y, как если бы у игрока был джойстик.
* Почему игроки во всех старых играх [[Этот гадкий уровень|ненавидят уровни]], где необходимо управлять летающим средством? Потому что у разработчиков была традиция, инвертировать в таких уровнях управление по оси Y, как если бы у игрока был джойстик.
* У большинства игр (в особенности платформеров) для NES/Famicom/Dendy кнопка А на джойстике отвечает за прыжок, а В — за удар/выстрел. Но не у всех. В итоге игрок дохнет кучу раз, пытаясь приноровиться к необычному управлению, и затем еще несколько раз в другой игре с обычным.
* У большинства игр (в особенности платформеров) для NES/Famicom/Dendy кнопка А на джойстике отвечает за прыжок, а В — за удар/выстрел. Но не у всех. В итоге игрок дохнет кучу раз, пытаясь приноровиться к необычному управлению, и затем еще несколько раз в другой игре с обычным.
* Бывает, что управление незначительно меняется в сиквеле игры или при обновлении. Обычно они некритичны, но привыкать к ним надо.
* Бывает, что управление незначительно меняется в сиквеле игры или при обновлении. Обычно они некритичны, но привыкать к ним надо.  
* Одни и те же действия в портах одной и той же игры на разные консоли могут быть привязаны на радикально разные кнопки.
* Одни и те же действия в портах одной и той же игры на разные консоли могут быть привязаны на радикально разные кнопки.
* В большинстве игр для NES, кнопка Start отвечает за паузу, а Select за другие действия вроде смены оружия. Но в нескольких играх, разработчики решили что они самые умные, и функции этих клавиш инвертированы.
* В большинстве игр для NES, кнопка Start отвечает за паузу, а Select за другие действия вроде смены оружия. Но в нескольких играх, разработчики решили что они самые умные, и функции этих клавиш инвертированы.
** «Battletoads & Double Dragon» для NES и для SEGA имеет совершенно разную окраску уровней. Ну зачем?
** "Battletoads & Double Dragon" для NES и для SEGA имеет совершенно разную окраску уровней. Ну зачем?
* До недавнего времени правая кнопка мыши в половине RTS посылала выделенный отряд в заданную точку, а в другой половине — отменяла выделение. А Ctrl+левый клик в [[WarCraft|War]]/[[StarCraft]] выделяет всех юнитов одного типа на экране, а в [[Command & Conquer]] приказывает открыть огонь по указанной точке, так что если, привыкнув к StarCraft, попробовать [[Red Alert]], то можно [[Так грубо, что уже смешно|случайно расстрелять]] собственного солдата.
* До недавнего времени правая кнопка мыши в половине RTS посылала выделенный отряд в заданную точку, а в другой половине — отменяла выделение. А Ctrl+левый клик в [[WarCraft|War]]/[[StarCraft]] выделяет всех юнитов одного типа на экране, а в [[Command & Conquer]] приказывает открыть огонь по указанной точке, так что если, привыкнув к StarCraft, попробовать [[Red Alert]], то можно [[Так грубо, что уже смешно|случайно расстрелять]] собственного солдата.
** В проводнике, Total Commander и играх серии Total War на Ctrl назначено выделение дополнительного объекта (в старкрафте то же самое делает Shift), а на Shift — выбор объектов в списке от первого выделенного до текущего. Старкрафтеры опять вынуждены переучиваться.
** В проводнике, Total Commander и играх серии Total War на Ctrl назначено выделение дополнительного объекта (в старкрафте то же самое делает Shift), а на Shift - выбор объектов в списке от первого выделенного до текущего. Старкрафтеры опять вынуждены переучиваться.
* Великое множество японских [[додзин]][[Инди-игры|-игр]], в которых нажатие Esc не ставит игру на паузу, как во всех нормальных играх, а закрывает окно. Похоже, они все используют фреймворки от [[хентай]]ных игр, где это сделано на тот случай, если в комнату внезапно зайдёт [[tv:BasementDweller|мамка]] (но когда такое происходит в западных играх, для них это оправдание не действует). В лучшем случае пауза будет вызываться кнопкой P, в худшем — паузы просто не будет.
* Великое множество японских [[додзин]][[Инди-игры|-игр]], в которых нажатие Esc не ставит игру на паузу, как во всех нормальных играх, а закрывает окно. Похоже, они все используют фреймворки от [[хентай]]ных игр, где это сделано на тот случай, если в комнату внезапно зайдёт [[tv:BasementDweller|мамка]] (но когда такое происходит в западных играх, для них это оправдание не действует). В лучшем случае пауза будет вызываться кнопкой P, в худшем — паузы просто не будет.
** Аналогично Esc работает у некоторых эмуляторов.
** Аналогично Esc работает у некоторых эмуляторов.
** Непонятно, что мешает не закрывать, а сворачивать окно? Поставив при этом игру на паузу.
** Непонятно, что мешает не закрывать, а сворачивать окно? Поставив при этом игру на паузу.
*** Хотя бы то, что не у всех включена функция «автоматически скрывать панель задач». Да и это может не помочь.
*** Хотя бы то, что не у всех включена функция "автоматически скрывать панель задач". Да и это может не помочь.
**** Можно использовать Alt+Tab, тогда панель задач не будет висеть ещё несколько секунд.
**** Можно использовать Alt+Tab, тогда панель задач не будет висеть ещё несколько секунд.
* В некоторых играх действие производится не постоянным зажатием, а однократным нажатием, или наоборот. Как в [[Saints Row]] 2, где для прицеливания нужно один раз нажать определённую кнопку (автор правки забыл какую, но она уж точно не была на самом удобном месте).
* В некоторых играх действие производится не постоянным зажатием, а однократным нажатием, или наоборот. Как в [[Saints Row]] 2, где для прицеливания нужно один раз нажать определённую кнопку (автор правки забыл какую, но она уж точно не была на самом удобном месте).
Строка 169: Строка 162:
** Горе вам, если вы в основных (один на один) играх цикла Mortal Kombat приучили себя почти не ставить блоков («вот ещё — отвлекаться! Я их всех напором задавлю!»), а потом сели играть в Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero или Mortal Kombat: Shaolin Monks. Плохо вам в них придётся без привычки к блоку, особенно в первой из этих двух игр. Её, собственно, многие предали неизбывному проклятью (ничуть ею, по совести, не заслуженному) именно за это — [[ошибка позиционирования|но не только]]…
** Горе вам, если вы в основных (один на один) играх цикла Mortal Kombat приучили себя почти не ставить блоков («вот ещё — отвлекаться! Я их всех напором задавлю!»), а потом сели играть в Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero или Mortal Kombat: Shaolin Monks. Плохо вам в них придётся без привычки к блоку, особенно в первой из этих двух игр. Её, собственно, многие предали неизбывному проклятью (ничуть ею, по совести, не заслуженному) именно за это — [[ошибка позиционирования|но не только]]…
** А в уже упомянутом цикле Streets of Rage вам сильно навредит привычка никогда не убирать палец с «крестика» (D-pad’а, шаттла — нувыменяпоняли). Там некоторые важные приёмы принципиально основаны на умении «когда надо, касаться шаттла, а в иных случаях вовсе убирать с него руку».
** А в уже упомянутом цикле Streets of Rage вам сильно навредит привычка никогда не убирать палец с «крестика» (D-pad’а, шаттла — нувыменяпоняли). Там некоторые важные приёмы принципиально основаны на умении «когда надо, касаться шаттла, а в иных случаях вовсе убирать с него руку».
*** В 2020 году вышла Streets of Rage 4 — и для неё это тоже оказалось верным. Но попутно случилось нечто ещё более страшное: ПОЧТИ всё управление в «четвёрке» можно настроить на привычный лад, чтобы было «как в классике и в ремейке». Почти всё. За одним важным исключением: в классике и в ремейке мы берём предмет кнопкой ATK, а метаем его перед собой — почти всегда кнопкой REV… а в четвёрке и для подбирания и для метания выделена особая единая кнопка, и никак иначе! А это, уж поверьте, совсем другой рефлекс, совсем другие привычки. В результате ветеран-фанат, основательно наигравшийся в четвёрку и «уже перепривыкший», потом решает опять взяться за знакомые вдоль и поперёк классику и ремейк… и здрасьте, он разучился, утратил хватку, тычется как слепой котёнок! Некогда проходил сложнейший режим Mania не особо напрягшись — а теперь у него, фигурально выражаясь, вместо красного пояса опять белый, и предстоит перепривыкать заново! М-да-а, сиквел, который не столько добавляет тебе новые навыки, сколько '''убивает прежние''' — [[Это ж надо было додуматься!|это надо было ешё суметь]], и dotEmu (по лицензии от SEGA) это сумели…
*** В 2020 году вышла Streets of Rage 4 — и для неё это тоже оказалось верным. Но попутно случилось нечто ещё более страшное: ПОЧТИ всё управление в «четвёрке» можно настроить на привычный лад, чтобы было «как в классике и в ремейке». Почти всё. За одним важным исключением: в классике и в ремейке мы берём предмет кнопкой ATK, а метаем его перед собой — почти всегда кнопкой REV… а в четвёрке и для подбирания и для метания выделена особая единая кнопка, и никак иначе! А это, уж поверьте, совсем другой рефлекс, совсем другие привычки. В результате ветеран-фанат, основательно наигравшийся в четвёрку и «уже перепривыкший», потом решает опять взяться за знакомые вдоль и поперёк классику и ремейк… и здрасьте, он разучился, утратил хватку, тычется как слепой котёнок! Некогда проходил сложнейший режим Mania не особо напрягшись — а теперь у него, фигурально выражаясь, вместо красного пояса опять белый, и предстоит перепривыкать заново! М-да-а, сиквел, который не столько добавляет тебе новые навыки, сколько '''убивает прежние''' — [[Это ж надо было додуматься!|это надо было ешё суметь]], и dotEmu (по лицензии от SEGA) это сумели…
* Twisted Metal — в разных выпусках этого длинного цикла одни и те же суперприёмы выполняются разными сериями нажатий… [[Бешеный гнев|Какая сволочь это придумала?!]]
* Twisted Metal — в разных выпусках этого длинного цикла одни и те же суперприёмы выполняются разными сериями нажатий… [[Бешеный гнев|Какая сволочь это придумала?!]]
* [[Dark Souls]]:
* [[Dark Souls]]:
** Все правила из файтингов выше подходят также и к этой игре. Не привыкайте к одной и той же тактике, особенно в PvP! Будете спамить атаки — нарвётесь на парирование. Будете спамить парирование — вас вобьют в пол. Будете стоять щитом вверх — нарвётесь на спецприём, сбивающий блок. Будете спамить перекаты — тоже нарвётесь на хитрый тайминг (особенно пламенный привет [[Этот гадкий босс|рыцарю, мать его, Рейме]] из второй части, который ме-е-едленно обводит пол-арены своим [[Огненный меч|пламенным же]] [[Офигенно большой меч|зашибатором]], в который игроки и прикатываются, как в шлагбаум мордой). Будете заходить сзади — на вас банально сядут или пробьют с ноги. Учитесь применять разные приёмы по ситуации!
** Все правила из файтингов выше подходят также и к этой игре. Не привыкайте к одной и той же тактике, особенно в PvP! Будете спамить атаки — нарвётесь на парирование. Будете спамить парирование — вас вобьют в пол. Будете стоять щитом вверх — нарвётесь на спецприём, сбивающий блок. Будете спамить перекаты — тоже нарвётесь на хитрый тайминг (особенно пламенный привет [[Этот гадкий босс|рыцарю, мать его, Рейме]] из второй части, который ме-е-едленно обводит пол-арены своим [[Огненный меч|пламенным же]] [[Офигенно большой меч|зашибатором]], в который игроки и прикатываются, как в шлагбаум мордой). Будете заходить сзади — на вас банально сядут или пробьют с ноги. Учитесь применять разные приёмы по ситуации!
** Самой большой (намеренной) подлянкой от разработчиков в духе этого тропа стали Демоны из Плавильни. Первый, огненный, сразу после выхода игры [https://www.youtube.com/watch?v=WTNUSO7Rn1c изрядно потрепал игрокам нервы] своими [[Мамонт-танк|медленными, размашистыми и пипец какими сильными]] ударами, а также «случайной» АоЕ-атакой, но постепенно и к нему придро… норовились — и тут вышло DLC, где в побочной локации игроки обнаружили почти такого же, только синего-магического, демона — и с ужасом осознали, что он махал ''чуть'' медленнее и бил ''чуть'' дальше, так что привыкать к нему пришлось почти с нуля.
** Самой большой (намеренной) подлянкой от разработчиков в духе этого тропа стали Демоны из Плавильни. Первый, огненный, сразу после выхода игры [https://www.youtube.com/watch?v=WTNUSO7Rn1c изрядно потрепал игрокам нервы] своими [[Мамонт-танк|медленными, размашистыми и пипец какими сильными]] ударами, а также «случайной» АоЕ-атакой, но постепенно и к нему придро… норовились — и тут вышло DLC, где в побочной локации игроки обнаружили почти такого же, только синего-магического, демона — и с ужасом осознали, что он махал ''чуть'' медленнее и бил ''чуть'' дальше, так что привыкать к нему пришлось почти с нуля.
*** Демон из плавильни в любой итерации легко дохнет, если блокировать его атаки щитом — его удары сбивают совсем мало стамины.
*** Демон из плавильни в любой итерации легко дохнет, если блокировать его атаки щитом - его удары сбивают совсем мало стамины.
** Блокирование щитом (в том числе, когда в правой руке лук) или оружием привязано к той же кнопке, что и прицел из лука в двуручном хвате, так что попытавшись остановить удар с луком в руках и щитом на спине, вы получите [[Вид от сапога|отличный вид от первого лица на дрын противника, прилетающий вам в это самое лицо]]. Причём чтобы выйти из режима прицела, надо не отпустить кнопку, а ''еще раз'' её нажать.
** Блокирование щитом (в том числе, когда в правой руке лук) или оружием привязано к той же кнопке, что и прицел из лука в двуручном хвате, так что попытавшись остановить удар с луком в руках и щитом на спине, вы получите [[Вид от сапога|отличный вид от первого лица на дрын противника, прилетающий вам в это самое лицо]]. Причём чтобы выйти из режима прицела, надо не отпустить кнопку, а ''еще раз'' её нажать.
** В первой части, при управлении с клавы-мыши, чтобы быстро съехать по лестнице, нужно было нажать пробел. Во второй нужно зажать вниз+пробел, а просто по нажатию пробела персонаж… отпустит лестницу и полетит вниз. Добавим к этому то, что первая встречающаяся лестница в [[Нубская пещера|нубской пещере]] довольно высока, и добраться до неё можно только сверху… в общем, так тысячи игроков (включая автора правки) и заработали [[Глумливые ачивки|ачивку «Это Dark Souls»]].
** В первой части, при управлении с клавы-мыши, чтобы быстро съехать по лестнице, нужно было нажать пробел. Во второй нужно зажать вниз+пробел, а просто по нажатию пробела персонаж… отпустит лестницу и полетит вниз. Добавим к этому то, что первая встречающаяся лестница в [[Нубская пещера|нубской пещере]] довольно высока, и добраться до неё можно только сверху… в общем, так тысячи игроков (включая автора правки) и заработали [[Глумливые ачивки|ачивку «Это Dark Souls»]].
Строка 184: Строка 177:
* И вообще, в половине шутеров E — это действие, r — это перезарядка, во второй половине — наоборот.
* И вообще, в половине шутеров E — это действие, r — это перезарядка, во второй половине — наоборот.
** Хотя нет, есть ещё оригиналы, у которых Q и E — наклоны влево и вправо.
** Хотя нет, есть ещё оригиналы, у которых Q и E — наклоны влево и вправо.
*** А как же постоянная борьба E и F в виде какая кнопка отвечает за взаимодействие, а какая — за удар ножом/прикладом/кулаком.
*** А как же постоянная борьба E и F в виде какая кнопка отвечает за взаимодействие, а какая - за удар ножом/прикладом/кулаком.
* [[Operator's Side]] — здесь, в отличии от большинства игр, подтверждать выбор в меню надо квадратом, а не крестом.
* [[Operator's Side]] — здесь, в отличии от большинства игр, подтверждать выбор в меню надо квадратом, а не крестом.
* [[Prototype]]: в первой игре одна кнопка отвечала за спринт и рывок а воздухе, вторая — за прыжок и планирование. Во второй они сгруппированы как спринт/полёт и прыжок/рывок. Тут даже переназначить клавиши не поможет. Ещё по-разному работает механика самого прыжка — в первой части, чтобы прыгнуть повыше, надо было «заряжать» прыжок зажатием кнопки, на земле; во второй Хеллер прыгает аки Марио — летит вверх, пока кнопка нажата.
* [[Prototype]]: в первой игре одна кнопка отвечала за спринт и рывок а воздухе, вторая — за прыжок и планирование. Во второй они сгруппированы как спринт/полёт и прыжок/рывок. Тут даже переназначить клавиши не поможет. Ещё по-разному работает механика самого прыжка — в первой части, чтобы прыгнуть повыше, надо было «заряжать» прыжок зажатием кнопки, на земле; во второй Хеллер прыгает аки Марио — летит вверх, пока кнопка нажата.
* [[TES]] — в [[Oblivion]] пробел был действием, R прыжком, F — достать/убрать оружие. В [[Skyrim]] пробел — прыжок, E — действие, R — достать/убрать оружие.<ref>Вот только никто не запрещает перераспределить клавиши в настройках перед началом игры ;)</ref>
* [[TES]] — в [[Oblivion]] пробел был действием, R прыжком, F — достать/убрать оружие. В [[Skyrim]] пробел — прыжок, E — действие, R — достать/убрать оружие.<ref>Вот только никто не запрещает перераспределить клавиши в настройках перед началом игры ;)</ref>
** Некоторые, играя после Обливиона и Скайрима в [[Morrowind]], экипируют щит и пытаются блокировать правой кнопкой, которая здесь… открывает инвентарь. А блок автоматический и завязан на навык персонажа.
** Некоторые, играя после Обливиона и Скайрима в [[Morrowind]], экипируют щит и пытаются блокировать правой кнопкой, которая здесь… открывает инвентарь. А блок автоматический и завязан на навык персонажа.
*** В Mount and Blade действие на F, а пинок — на E. Надо ли говорить, как глупо смотрятся попытки игрока в TES пнуть NPC вместо того чтобы поболтать с ним?
*** В Mount and Blade действие на F, а пинок - на E. Надо ли говорить, как глупо смотрятся попытки игрока в TES пнуть NPC вместо того чтобы поболтать с ним?
* [[Gothic]] — в первой и второй части движения мышкой вверх-вниз двигают камеру в противоположные стороны.
* [[Gothic]] — в первой и второй части движения мышкой вверх-вниз двигают камеру в противоположные стороны.
* [[Mafia]]: The City of Lost Heaven — во время затишья можно по привычке из шутеров дослать патронов в верный томми-ган… и полюбоваться на улетающий почти полный барабан. Реализм.
* [[Mafia]]: The City of Lost Heaven — во время затишья можно по привычке из шутеров дослать патронов в верный томми-ган… и полюбоваться на улетающий почти полный барабан. Реализм.
Строка 204: Строка 197:
==== Внутримировые примеры ====
==== Внутримировые примеры ====
* [[Dead Space]] — здесь привычка стрелять в центр массы и голову сыграла с профессиональными военными (да и опытными игроками в шутеры тоже) ещё более злую шутку, чем обычно в зомбятниках. У некроморфов там тупо ''нет'' уязвимых органов, им надо отстреливать конечности.
* [[Dead Space]] — здесь привычка стрелять в центр массы и голову сыграла с профессиональными военными (да и опытными игроками в шутеры тоже) ещё более злую шутку, чем обычно в зомбятниках. У некроморфов там тупо ''нет'' уязвимых органов, им надо отстреливать конечности.
* [[Star Wars Jedi: Fallen Order]] — Трилла во второй схватке с Кэлом, зная о его способности читать память у предметов, связанных с Силой, специально позволила ему отобрать свой световой меч, который вместе с ней буквально прошёл через ад. Результат — Кэл ловит панические приходы от нахлынувших воспоминаний, а Трилла с трофейным голокроном благополучно сбегает.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
Строка 213: Строка 205:
** У ноутбучников особая боль с клавишей Fn — на одних моделях её надо зажимать, чтобы задействовать особую функцию клавиши, на других — наоборот, нажатие без Fn активирует особые функции. Нажать F2, чтобы выбрать всю армию и отправить её в победное наступление, а вместо этого перевести комп в спящий режим или отрубить себе интернет — это нечто!
** У ноутбучников особая боль с клавишей Fn — на одних моделях её надо зажимать, чтобы задействовать особую функцию клавиши, на других — наоборот, нажатие без Fn активирует особые функции. Нажать F2, чтобы выбрать всю армию и отправить её в победное наступление, а вместо этого перевести комп в спящий режим или отрубить себе интернет — это нечто!
** Педаль в пол — кнопка Power на клавиатуре (одно время было модно). Педаль в асфальт — когда эта кнопка располагалась в том месте, где на клавиатурах здорового человека были часто употребляемые клавиши (например, Insert или стрелки).
** Педаль в пол — кнопка Power на клавиатуре (одно время было модно). Педаль в асфальт — когда эта кнопка располагалась в том месте, где на клавиатурах здорового человека были часто употребляемые клавиши (например, Insert или стрелки).
** Для использующих более двух раскладок — их переключение (допустим, на домашнем компьютере, чтобы переключить с английской на русскую, нужно два раза нажать Ctrl-Shift, пропустив испанскую, тогда как на рабочем это переведет в исходную раскладку).
** Для использующих более двух раскладок — их переключение (допустим, на домашнем компьютере, чтобы переключить с английской на русскую, нужно два раза нажать Ctrl-Shift, пропустив испанскую, тогда как на рабочем это переведет в исходную раскладку).
*** Отдельная развлекуха — французская раскладка AZERTY. Мало того, что не все буквы там, где они обычно, так ещё у добрых людей цифровая клавиша без шифта дает цифру, а с шифтом — символ, а у французов наоборот! Спасение — канадская раскладка.
*** Отдельная развлекуха — французская раскладка AZERTY. Мало того, что не все буквы там, где они обычно, так ещё у добрых людей цифровая клавиша без шифта дает цифру, а с шифтом — символ, а у французов наоборот! Спасение — канадская раскладка.
** Когда в некоторых играх управление направления осуществляется не стрелочными кнопками, а WASD.
** Когда в некоторых играх управление направления осуществляется не стрелочными кнопками, а WASD.
*** Какой идиот это написал? WASD используется во ВСЕХ современных играх, потому что играть нужно ДВУМЯ руками, и wasd нужно нажимать ЛЕВОЙ рукой.
*** Какой идиот это написал? WASD используется во ВСЕХ современных играх, потому что играть нужно ДВУМЯ руками, и wasd нужно нажимать ЛЕВОЙ рукой.
* Когда стали появляться первые мобильные телефоны они вызывали затруднения у тех, кто привык к калькулятору. У калькулятора кнопки с цифрами идут снизу вверх (верхний ряд — 7-8-9, средний — 4-5-6, нижний — 1-2-3), а у мобильника сверху вниз (верхний ряд — 1-2-3, средний — 4-5-6, нижний — 7-8-9).
* Можно набить синяков, переставив мебель, а потом пройдясь в темноте.
* Можно набить синяков, переставив мебель, а потом пройдясь в темноте.
** В более мягкой форме — после перестановки мебели ходить по дому «старым маршрутом». Бабушка автора правки так положила еду вместо холодильника в шкаф с посудой. Он еще и белый был для полного счастья.
** В более мягкой форме — после перестановки мебели ходить по дому «старым маршрутом». Бабушка автора правки так положила еду вместо холодильника в шкаф с посудой. Он еще и белый был для полного счастья.
Строка 223: Строка 214:
** У автора правки холодильник стоял в коридоре у стенки с переключателем света. Чтобы включить или выключить свет — нужно было просунуть руку в нишу между стеной и холодильником. Недавно семьей провели перестановку мебели — угадайте, сколько времени автор продолжал по привычке прислонять руку к стене в этом месте?
** У автора правки холодильник стоял в коридоре у стенки с переключателем света. Чтобы включить или выключить свет — нужно было просунуть руку в нишу между стеной и холодильником. Недавно семьей провели перестановку мебели — угадайте, сколько времени автор продолжал по привычке прислонять руку к стене в этом месте?
* Кто из вас, забыв дома наручные часы, ни разу рефлекторно не смотрел на запястье?
* Кто из вас, забыв дома наручные часы, ни разу рефлекторно не смотрел на запястье?
** Кроме того, если долго носить часы, а потом снять, рука долго не может привыкнуть к изменению баланса. Проблема тем сильнее, чем тяжелее были часы…
** Кроме того, если долго носить часы, а потом снять, рука долго не может привыкнуть к изменению баланса. Проблема тем сильнее, чем тяжелее были часы...
* А когда у вас отключали свет, вы наверняка по привычке пытались включить свет, идя в туалет или ванную.
* А когда у вас отключали свет, вы наверняка по привычке пытались включить свет, идя в туалет или ванную.
* Иногда бывает, что вы чисто рефлекторно выключаете свет и тут же включаете его с извинениями.
* Иногда бывает, что вы чисто рефлекторно выключаете свет и тут же включаете его с извинениями.
Строка 230: Строка 221:
*** Тут тоже имеет место обобщение: «верхнее» боевое положение клавиши предохранителя свойственно немецкой конструкторской школе («Вальтер ППК», «П-38» и тот же «люгер»). Педаль в пол и прогиб под рынок: на пистолеты USP фирмы Хеклер унд Кох ударно-спусковые механизмы могут поставляться в разных конфигурациях, причём если для немецкой полиции «боевое» положение — клавишей вверх, то на экспортных — как на ПМ — клавишей вниз.
*** Тут тоже имеет место обобщение: «верхнее» боевое положение клавиши предохранителя свойственно немецкой конструкторской школе («Вальтер ППК», «П-38» и тот же «люгер»). Педаль в пол и прогиб под рынок: на пистолеты USP фирмы Хеклер унд Кох ударно-спусковые механизмы могут поставляться в разных конфигурациях, причём если для немецкой полиции «боевое» положение — клавишей вверх, то на экспортных — как на ПМ — клавишей вниз.
** Насколько известно автору правки, предохранитель у АК* устроен так именно на случай стрессовых ситуаций: если стрелок «на нервах» дёрнет переключатель до упора, то не расстреляет половину боезапаса раньше, чем поймёт, что происходит.
** Насколько известно автору правки, предохранитель у АК* устроен так именно на случай стрессовых ситуаций: если стрелок «на нервах» дёрнет переключатель до упора, то не расстреляет половину боезапаса раньше, чем поймёт, что происходит.
*** Это всего лишь [[популярное заблуждение]]. Эта особенность проистекает исключительно из [[yt:FhVi60S9lmw|устройства УСМ]]: сделать в этой схеме переключение «ПР-ОД-АВ» будет ощутимо сложнее. Сделать шептало иной формы при сохранении геометрии других деталей мешает ствольная коробка; если пересмотреть форму сектора переводчика, то задача, в принципе, решаемая, но снижение надёжности узла неминуемо. Именно потому, несмотря на то, что первые годы военные кричали «сделайте по нормальному: предохранитель-одиночный-автомат» делать так не стали
** Это всего лишь [[популярное заблуждение]]. Эта особенность проистекает исключительно из [https://youtu.be/FhVi60S9lmw устройства УСМ]: сделать в этой схеме переключение «ПР-ОД-АВ» будет ощутимо сложнее. Сделать шептало иной формы при сохранении геометрии других деталей мешает ствольная коробка; если пересмотреть форму сектора переводчика, то задача, в принципе, решаемая, но снижение надёжности узла неминуемо.
** Иностранец, которому впервые в руки попадёт ПБ (советский бесшумный пистолет, во многом унифицированный с пистолетом Макарова), скорее всего при необходимости перезарядиться будет долго и нудно жать кнопку на рукояти возле спусковой скобы. На 1911 и многих других пистолетах там расположена кнопка фиксатора магазина, но на ПБ — замыкатель, отвечающий за разборку пистолета. А защёлка магазина у ПБ там же, где у ПМ — снизу рукояти.
** Иностранец, которому впервые в руки попадёт ПБ (советский бесшумный пистолет, во многом унифицированный с пистолетом Макарова), скорее всего при необходимости перезарядиться будет долго и нудно жать кнопку на рукояти возле спусковой скобы. На 1911 и многих других пистолетах там расположена кнопка фиксатора магазина, но на ПБ — замыкатель, отвечающий за разборку пистолета. А защёлка магазина у ПБ там же, где у ПМ — снизу рукояти.
* Очень весело работать на компьютере в разных системах одновременно. Например, когда ты привык, что Ctrl-C копирует в буфер выделенный текст, а система прекрасно знает, что Ctrl-C — это прерывание текущей задачи.
* Очень весело работать на компьютере в разных системах одновременно. Например, когда ты привык, что Ctrl-C копирует в буфер выделенный текст, а система прекрасно знает, что Ctrl-C — это прерывание текущей задачи.
* В истории работы контрразведки описан случай, когда во время Второй Мировой британскую шпионку во Франции случайно распознали по тому, что она при переходе улицы не в том порядке посмотрела по сторонам (в Британии движение левостороннее). Внимательному наблюдателю этого оказалось достаточно.
* В истории работы контрразведки описан случай, когда во время Второй Мировой британскую шпионку во Франции случайно распознали по тому, что она при переходе улицы не в том порядке посмотрела по сторонам (в Британии движение левостороннее). Внимательному наблюдателю этого оказалось достаточно.
** По аналогичной причине Уинстон Черчилль едва не погиб во время посещения Нью-Йорка в 1931 году: при переходе улицы посмотрел направо, а не налево, и был сбит машиной, получив 15 переломов.
** По аналогичной причине Уинстон Черчилль едва не погиб во время посещения Нью-Йорка в 1931 году: при переходе улицы посмотрел направо, а не налево, и был сбит машиной, получив 15 переломов.
** К слову, в Англии поэтому, по крайней мере в туристических местах, прямо на зебре пишут «Смотри направо ->», а вот для самих англичан в Европе таких удобств не предусмотрено…
** К слову, в Англии поэтому, по крайней мере в туристических местах, прямо на зебре пишут «Смотри направо ->», а вот для самих англичан в Европе таких удобств не предусмотрено…
** А водителям, собирающимся переехать куда-нибудь в Англию вообще советуют долго тренироваться, прежде чем реально выезжать на улицы.
** А водителям, собирающимся переехать куда-нибудь в Англию вообще советуют долго тренироваться, прежде чем реально выезжать на улицы.
Строка 240: Строка 231:
* Водитель, привыкший только к машинам с определённым приводом (передний vs задний) и севший за руль машины с противоположным приводом… особенно с гололёд или ливень…
* Водитель, привыкший только к машинам с определённым приводом (передний vs задний) и севший за руль машины с противоположным приводом… особенно с гололёд или ливень…
** Аналогично для водителей, привыкшей к механической/автоматической коробке переключения передач. «Механики» постоянно давят на тормоз, принимая его за сцепление<ref>При автоматической коробке передач педаль тормоза делают значительно шире, так что попасть по ней левой ногой, которая рефлекторно пошла вниз, очень легко. Чаще всего, такое случается не при переключении передач (что как раз мозгом блокируется неплохо), а при остановке: в тот момент, когда нужно доехать последние метры с черепашьей скоростью по инерции, рефлексы как раз и подсказывают «утопить» левую ногу, чтобы мотор не заглох. Впрочем, после пары-тройки подобных рывков всё обычно приходит в норму.</ref>, аналогично с разными раскладками переключения, особенно это касается заднего хода<ref>У легковых машин нестандартные раскладки — явление нечастое, а вот у грузовиков это в порядке вещей. Лет 50 назад ситуация была ещё более суровой: у '''всех''' советских грузовых машин (за редкими исключениями) раскладка переключения передач была своя собственная. Даже у машин с одной и той же коробкой, но разной компоновкой (ЗиЛ и Колхида, МАЗ и КрАЗ) расположение передач было разным.</ref> Туда же привыкание к ножному тормозу или противоположным по действию переключателям передач на велосипеде.
** Аналогично для водителей, привыкшей к механической/автоматической коробке переключения передач. «Механики» постоянно давят на тормоз, принимая его за сцепление<ref>При автоматической коробке передач педаль тормоза делают значительно шире, так что попасть по ней левой ногой, которая рефлекторно пошла вниз, очень легко. Чаще всего, такое случается не при переключении передач (что как раз мозгом блокируется неплохо), а при остановке: в тот момент, когда нужно доехать последние метры с черепашьей скоростью по инерции, рефлексы как раз и подсказывают «утопить» левую ногу, чтобы мотор не заглох. Впрочем, после пары-тройки подобных рывков всё обычно приходит в норму.</ref>, аналогично с разными раскладками переключения, особенно это касается заднего хода<ref>У легковых машин нестандартные раскладки — явление нечастое, а вот у грузовиков это в порядке вещей. Лет 50 назад ситуация была ещё более суровой: у '''всех''' советских грузовых машин (за редкими исключениями) раскладка переключения передач была своя собственная. Даже у машин с одной и той же коробкой, но разной компоновкой (ЗиЛ и Колхида, МАЗ и КрАЗ) расположение передач было разным.</ref> Туда же привыкание к ножному тормозу или противоположным по действию переключателям передач на велосипеде.
*** Педаль в земную кору — водитель со всеми штатными частями тела, севший за руль автомобиля, адаптированного для использования инвалидом. Педалей может либо не быть вовсе, либо быть меньшее количество, а функционал педалей реализован другими способами. Особенно весело, когда педаль всего одна (сцепление), газ в виде двойного рычага на руле, а тормоз — рычаг рядом с переключателем передач. Чтобы снизить скорость, нога рефлекторно приотпускает педаль — а скорость не снижается. Или наоборот, при необходимости торможения нога давит педаль — а машина не тормозит. При наработанных «традиционных» рефлексах ездить на такой машине гораздо сложнее, чем вообще без таковых.
*** Педаль в земную кору — водитель со всеми штатными частями тела, севший за руль автомобиля, адаптированного для использования инвалидом. Педалей может либо не быть вовсе, либо быть меньшее количество, а функционал педалей реализован другими способами. Особенно весело, когда педаль всего одна (сцепление), газ в виде двойного рычага на руле, а тормоз — рычаг рядом с переключателем передач. Чтобы снизить скорость, нога рефлекторно приотпускает педаль — а скорость не снижается. Или наоборот, при необходимости торможения нога давит педаль — а машина не тормозит. При наработанных «традиционных» рефлексах ездить на такой машине гораздо сложнее, чем вообще без таковых.
** Из более безобидных, но вполне реальных различий в управлении машин, приводящих к тропу, если в семье есть две машины (что довольно традиционно в США): противоположно действующий рычаг дворников (распространённое «вверх разовый, вниз разные циклы», и наоборот); переключение передач подрульным рычагом, путаемое при пересадке с теми же дворниками (хорошо ещё, что это была автоматика); ножной стояночный тормоз (с педалью примерно там же, где на машинах с ручной коробкой сцепление).
** Из более безобидных, но вполне реальных различий в управлении машин, приводящих к тропу, если в семье есть две машины (что довольно традиционно в США): противоположно действующий рычаг дворников (распространённое «вверх разовый, вниз разные циклы», и наоборот); переключение передач подрульным рычагом, путаемое при пересадке с теми же дворниками (хорошо ещё, что это была автоматика); ножной стояночный тормоз (с педалью примерно там же, где на машинах с ручной коробкой сцепление).
** Водителям также не стоит злоупотреблять автосимуляторами. Автору правки встречалась история, как еще в конце бурных 90-х команда, промышлявшая пиратскими [[Русефекация|локализациями видеоигр]], перед сдачей проекта вовсю «тестировала» готовый продукт часов двенадцать кряду. После чего по свежевыпавшему снежку поехала по домам. До дома не добрался никто, благо благодаря снегу серьёзных повреждений никто не получил.
** Водителям также не стоит злоупотреблять автосимуляторами. Автору правки встречалась история, как еще в конце бурных 90-х команда, промышлявшая пиратскими [[Русефекация|локализациями видеоигр]], перед сдачей проекта вовсю «тестировала» готовый продукт часов двенадцать кряду. После чего по свежевыпавшему снежку поехала по домам. До дома не добрался никто, благо благодаря снегу серьёзных повреждений никто не получил.
Строка 246: Строка 237:
*** Да и просто, попробуйте на велосипеде взяться за руль руками крест-накрест. Только выберите место, где падать не больно.
*** Да и просто, попробуйте на велосипеде взяться за руль руками крест-накрест. Только выберите место, где падать не больно.
** У мопедов-«полтинников» и мотоциклов традиционно сложились противоположные порядки переключения передач (лапкой вверх или лапкой вниз).
** У мопедов-«полтинников» и мотоциклов традиционно сложились противоположные порядки переключения передач (лапкой вверх или лапкой вниз).
** Формула-1 с 2009 года [[Танцы на граблях|только этим и занимается]]: давайте переднее крыло сделаем шире (А вы раньше думали что его легко сломать? Неет, сломать его легко ''теперь''…), давайте сделаем шины уже, а машины длиннее (Нам пофиг, что будет куча аварий из-за того что гонщики не чувствуют габариты машины, а аэродинамика изменилась так, что при обгоне на круг болид [[yt:Nmvn-DKtTro|просто засосёт]])… Что? Вам ещё не нравится? Ладно, введём новый мотор — одновременно ненадёжный, тихий и противный (Нам пофиг, что передачи переключаются в том числе и на звук).
** Формула-1 с 2009 года [[Танцы на граблях|только этим и занимается]]: давайте переднее крыло сделаем шире (А вы раньше думали что его легко сломать? Неет, сломать его легко ''теперь''…), давайте сделаем шины уже, а машины длиннее (Нам пофиг, что будет куча аварий из-за того что гонщики не чувствуют габариты машины, а аэродинамика изменилась так, что при обгоне на круг болид [https://www.youtube.com/watch?v=Nmvn-DKtTro просто засосёт])… Что? Вам ещё не нравится? Ладно, введём новый мотор — одновременно ненадёжный, тихий и противный (Нам пофиг, что передачи переключаются в том числе и на звук).
** Сесть на велосипед, привыкнув ездить на мотоцикле. Или наоборот. На мотоциклах ручка переднего тормоза справа, тогда как на подавляющем большинстве велосипедов (кроме т. н. «английской системы») — передний тормоз на левой стороне руля. Приводит к печальным неожиданностям.
** Сесть на велосипед, привыкнув ездить на мотоцикле. Или наоборот. На мотоциклах ручка переднего тормоза справа, тогда как на подавляющем большинстве велосипедов (кроме т.н. "английской системы") — передний тормоз на левой стороне руля. Приводит к печальным неожиданностям.
* Многие космонавты, только вернувшиеся на Землю, некоторое время по привычке продолжают искать упавшие предметы в воздухе, а не на земле, и безбоязненно выпускать их из рук, не ожидая, что те упадут. Знаменитый астронавт Крис Хэдфилд в своей книжке «Руководство по выживанию на Земле» описывает традиционный подкол на банкетах в честь успешного возвращения на Землю: попросить коллегу-космонавта передать, скажем, солонку или стакан — тот по въевшейся привычке выпускает предмет из руки, слегка подтолкнув в сторону просящего.
* Многие космонавты, только вернувшиеся на Землю, некоторое время по привычке продолжают искать упавшие предметы в воздухе, а не на земле, и безбоязненно выпускать их из рук, не ожидая, что те упадут. Знаменитый астронавт Крис Хэдфилд в своей книжке "Руководство по выживанию на Земле" описывает традиционный подкол на банкетах в честь успешного возвращения на Землю: попросить коллегу-космонавта передать, скажем, солонку или стакан - тот по въевшейся привычке выпускает предмет из руки, слегка подтолкнув в сторону просящего.
* Авиагоризонты с обратной и прямой индикацией — первый показывает наклон самолёта относительно земли, второй — земли относительно самолёта. При крене первый наклоняется в ту же сторону, что и самолёт, а второй — в противоположную. На большинстве современных пассажирских самолетов устанавливается прямой, а вот на старых советских<ref>А также многих боевых или пилотажных самолетах. На Ту-104 конструкторы додумались установить сразу два разнотипных авиагоризонта.</ref> попадался и обратный, что в случае переучивания на другой тип могло привести к печальным последствиям, когда в стрессовой ситуации пилот реагировал по привычке.
* Авиагоризонты с обратной и прямой индикацией — первый показывает наклон самолёта относительно земли, второй — земли относительно самолёта. При крене первый наклоняется в ту же сторону, что и самолёт, а второй — в противоположную. На большинстве современных пассажирских самолетов устанавливается прямой, а вот на старых советских<ref>А также многих боевых или пилотажных самолетах. На Ту-104 конструкторы додумались установить сразу два разнотипных авиагоризонта.</ref> попадался и обратный, что в случае переучивания на другой тип могло привести к печальным последствиям, когда в стрессовой ситуации пилот реагировал по привычке.
* Расположенные крайне близко друг к другу кран шасси и рычаг уборки механизации на Ту-154. Надо ли говорить, что произойдёт если сразу после отрыва от полосы пилот по ошибке вместо шасси уберёт закрылки?
* Расположенные крайне близко друг к другу кран шасси и рычаг уборки механизации на Ту-154. Надо ли говорить, что произойдёт если сразу после отрыва от полосы пилот по ошибке вместо шасси уберёт закрылки?
Строка 270: Строка 261:
** Зато представьте, каково будет открывать этот замок взломщику, с выработанными за много лет рефлексами открывания отмычками «правильных» замков…
** Зато представьте, каково будет открывать этот замок взломщику, с выработанными за много лет рефлексами открывания отмычками «правильных» замков…
* Если в футболе функцию вратаря придется исполнять простому полевому игроку, то ему будет сложно заставить себя использовать руки.
* Если в футболе функцию вратаря придется исполнять простому полевому игроку, то ему будет сложно заставить себя использовать руки.
** И наоборот. Как-то легендарный вратарь «Баварии» Оливер Кан пришел на подачу углового на последних минутах матча (его команда проигрывала) и забил гол сопернику… ударом кулака.
** И наоборот. Как-то легендарный вратарь "Баварии" Оливер Кан пришел на подачу углового на последних минутах матча (его команда проигрывала) и забил гол сопернику... ударом кулака.
* Автору правки приходилось слышать байку о команде страйкболистов, в матче по страйкболу победивших команду спецназовцев, за за счёт того, что последние излишне перестраховывались, действуя как в настоящем бою, в то время как их оппоненты, не привыкшие к реальной угрозе, вовсю рисковали. С другой стороны, на одном форуме профессиональный военный высказал следующую мысль: страйкбол, конечно, может служить неплохой тренировкой для будущего солдата, но вместе с тем прививает ему ложные навыки, вроде уверенности в том, что густой кустарник является надёжной защитой от пули и с расстояния больше сотни метров его не достанут.
* Автору правки приходилось слышать байку о команде страйкболистов, в матче по страйкболу победивших команду спецназовцев, за за счёт того, что последние излишне перестраховывались, действуя как в настоящем бою, в то время как их оппоненты, не привыкшие к реальной угрозе, вовсю рисковали. С другой стороны, на одном форуме профессиональный военный высказал следующую мысль: страйкбол, конечно, может служить неплохой тренировкой для будущего солдата, но вместе с тем прививает ему ложные навыки, вроде уверенности в том, что густой кустарник является надёжной защитой от пули и с расстояния больше сотни метров его не достанут.
* Сознательное использование тропа — ярко-красные фигуры на [https://i10.fotocdn.net/s105/ef24d397c54cf1af/public_pin_l/2242210493.jpg штурмовых щитах]. При столкновении с противником, не имеющим профессиональной боевой подготовки, — незаменимая вещь: «цивил» на рефлексах будет стрелять именно туда, в заботливо нарисованную для него мишень. Что, собственно, и требуется: пусть стреляет в самое защищённое место. Против людей с боевым опытом не работает, поэтому в случае столкновения с ними демаскирующее пятно закрывается.
* Сознательное использование тропа — ярко-красные фигуры на [https://i10.fotocdn.net/s105/ef24d397c54cf1af/public_pin_l/2242210493.jpg штурмовых щитах]. При столкновении с противником, не имеющим профессиональной боевой подготовки, незаменимая вещь: «цивил» на рефлексах будет стрелять именно туда, в заботливо нарисованную для него мишень. Что, собственно, и требуется: пусть стреляет в самое защищённое место. Против людей с боевым опытом не работает, поэтому в случае столкновения с ними демаскирующее пятно закрывается.
* В конце 60х один офицер из Чикаго погиб в перестрелке из-за выработавшего неправильный рефлекс правила «в галерее не мусорить!», что ввели на местном полицейском стрельбище еще в начале 20х, которое заставляло всех офицеров собирать за собой гильзы. Данный офицер же поступил оригинальнее и просто скидывал все гильзы при перезарядке в банку из под кофе. А когда он реально попал в перестрелку баночки из под кофе по понятным причинам на асфальте не было, что вызвало полтора минутный [[ГЭС]], во время которого бандит и убил копа.
* У автора данной правки есть характерная фраза-ответ на рабочий звонок: «Добрый день, слушаю вас». Именно ею он поздоровался с как-то позвонившей поболтать матерью.
* «Специалистам по взысканию просроченной задолженности» не светит больше никакая работа, связанная с общением. Ибо мерзотно-блатнявые интонации, привычку представлять себя кем-то большим, нежели телефонной звонилкой, а также в искать в любом слове возможность оскорбить собеседника из себя будет выветрить ой как непросто, если вообще возможно.
* [[Вонючий скунс|Скунсы]] — привыкнув к тому, что большинству врагов достаточно одной химической атаки (или вообще только её угрозы), они пытаются повторить этот трюк с несущимся по дороге автомобилями. Результат получается печальный для обеих сторон.
** Аналогично [[сохатый|лоси]]. Естественных врагов у них практически нет, а те, которые все-таки могут рискнуть покуситься, имеют шансы на победу только при внезапном нападении. Поэтому лось, заметивший угрозу, начинает пристально на нее смотреть (и для всяких медведей и т.п. этого достаточно - "он меня видит, внезапно напасть уже не удастся, надо удирать"). К сожалению, на автомобили это тоже не действует, и тут результаты по-настоящему печальны: воняющий скунсом автомобиль - это очень неприятно, но разбитый вдребезги вместе с водителем о тушку лося массой в полтонны автомобиль - это еще неприятнее, а каждый год в подобных ДТП погибают не только лоси, но и люди.


== Примечания ==
== Примечания ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!